Ошибки детей в формообразовании как дидактический материал при изучении темы «Имя существительное» в начальных классах
Диссертация
Считаем, что для более действенного влияния на результативность обучения русскому языку, в том числе на грамматическую правильность речи учащихся, на становление потребности пользоваться словарём, полезен «отрицательный языковой материал» (JI.B. Щерба). Его сопоставление с образцовым, выявление сущности различий, упражнение в выборе правильного варианта из двух предложенных, поиск и исправление… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Детская речь как предмет научного исследования
- 1. 1. Изучение детской речи: исторический аспект
- 1. 2. Отступления от литературной нормы в речи детей и их лингвистическое объяснение
- Глава 2. Теоретические основы использования детских речевых ошибок при обучении русскому языку в начальных классах
- 2. 1. Психолого-педагогические предпосылки включения в дидактический материал по русскому языку ошибок детской речи
- 2. 2. «Отрицательный языковой материал» как одно из средств обучения при освоении темы «Имя существительное»
- Глава 3. Использование детских речевых ошибок на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное»
- 3. 1. Содержание и организация экспериментального обучения
- 3. 2. Результаты эксперимента
- Заключение
Список литературы
- Айдарова Л.И. Возможности ребёнка и школьная грамматика. -Начальная школа, 1964, № 10, с.25−28.
- Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. М., «Педагогика», 1983, 96с.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., «Педагогика», 1978, 144с.
- Актуальные проблемы методики русского языка в начальных классах./ Под ред. Рождественского Н. С., Фомичевой П. А. М., 1977, 248с.
- Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку./ Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М., Изд. Моск. ун-та, 1970, 166с.
- Алдакаева А.Л. Работа над ошибками. Начальная школа, 1999, № 5, с.39−41.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995, 496с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998, 80с.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., Еремеева А. П. Лингвометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. Под ред. В. В. Бабайцевой. НИИ школ МП РСФСР, 1980,90с.
- Ю.Баранов С. П. Сущность процесса обучения. М., «Просвещение», 1981, 143с.
- П.Баранов М. Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. -Русский язык в школе. 1993, № 3, с. 30−36.
- Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля. Вопросы психологии. 1987, № 4, с.55−61.
- З.Богоявленский Д. Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии.1. М., 1959, с.3−25.
- Богоявленский Д.Н. Развивающее обучение и приёмы умственной деятельности школьников. Русский язык в школе. 1978, № 5, с.59−61.
- Богоявленский Д.Н. Трудности усвоения грамматических понятий. — Русский язык в школе. 1979, № 1, С.21−26.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во Академии наук, 1963, 391с.
- Божович Е.Д. Ошибки «по рассеянности». — Семья и школа. 1977, № 12, с.29−31.
- Божович Е.Д., Вайзер Г. А., Воробьева В. А. и др. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения./ Под ред. Е. Д. Божович. М., Московский психолого-социальный институт, 2000, 190с.
- Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-¦ педагогические аспекты языкового образования. М., Издательство
- Московского психолого-социального института- Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 2002, 288с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968, 145с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы./ Хрестоматия по психологии сост. В.В. Мироленко- под ред. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1987, 474с.
- Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976, 208с.
- Бунеев Р.Н. Русский язык. 3 кл. (учеб. для 3 кл. (1−4)/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. М.,"Баллас", 2000, 317с.
- Бунеев Р.Н. Русский язык. 4 кл. (учеб. для 4 кл. (1−4)) / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. М., «Баллас», 2001, 317с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. JL, «Учпедгиз», 1941,248с.
- Венгер A.JI., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001, 160с.
- Виноградов В.В. О культуре русской речи. Русская речь, 1970, № 3, с.33−40.
- Виноградов В.В. Грамматическое учение о слове./ Под ред. Золотовой Г. А. М., «Просвещение», 2001, 720с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)./ Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М., «Просвещение», 1966, 238с.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М., «Academia», 2001, 367с.
- Воробьёва Е.В. Детское словотворчество языковая игра. — Начальная школа. 2001, № 9, с.44−50.
- Ворошилова Т.С. Работа по привитию навыков культуры речи у учащихся при изучении и повторении раздела «Имя существительное». Русский язык в школе. 1963. — № 1, с.46−50.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., «Просвещение», 1956,431с.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. -Вопросы психологии. 1972, № 2, с.28−34.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., «Лабиринт», 1999, 350с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. М., Изд. Моск. ун-та, 1988,256с.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения учебных действий. М., 1968, 120с.
- Гальперин ПЛ., Кабылицкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М., Изд. Моск. ун-та, 1974, 102с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961,471с.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1981, 324с.
- Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1990, 103с.
- Говорят дети. Словарь-справочник детских речевых инноваций./ Сост.: Цейтлин С. Н., Елисеева М. Б., СПб., 1996, 152с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебное пособие. М., «Просвещение», 1980,335с.
- Голева Н.М. Сравнения в детской речи. Дисс. канд. фил. наук, Белгород, 1997, 176с.
- Гостева Ю.Н. Формирование морфологических понятий при изучении частей речи в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 1999, 26с.
- Граудина JI.K. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. М., «Наука», 1980, 288с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., «Просвещение», 1986, 240с.
- Детская речь: Словарь лингвистических терминов./Сост.: Цейтлин С. Н.,
- Русакова М.В. СПб, 1993, 16с.
- Детские словообразовательные инновации./ Сост. С. Н. Цейтлин, J1., 1986, 65с.
- Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики. Морфология. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954, 64с.
- Добромыслов В.А., Розенталь Д. Э. Трудные вопросы грамматики и правописания. М., «Учпедгиз», 1955, 288с.
- Донская Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку (учебное пособие к спецкурсу). JT., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985, 82с.5 7. Донская Т. К. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения родному языку Русский язык в школе, 1987, № 6, с. 3−7.
- Ерёменко О.И. Наименования лиц женского пола в речи младших школьников// Проблемы детской речи 96. Материалы межвуз. конф., СПб., 1996, с.62−64.
- Ефремова Т.Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1997, Изд-во «Русский язык», 347с.
- Ждан А.Н., Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков. М., Изд. Моск. ун-та, 1972, 256с.
- Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей. Сов. педагогика, 1954, № 6, с.79−94.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи./ В защиту живого слова. М., «Просвещение», 1966, 145с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., «Наука», 1982, 160с.
- Жуйков С.Ф. Первоначальное обобщение языкового материала у младших дошкольников. Вопросы психологии. 1955, № 2, с.54−65.
- Жуйков С.Ф. Начальная дифференциация существительных, глаголов и прилагательных./ Психология усвоения грамматики и орфографии. М., 1961, с.7−82.
- Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., «Просвещение», 1964, 299с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., «Просвещение», 1979, 184с.
- Запорожец А.В., Эльконин Д. Б. Развитие речи./ Психология детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1964, с. 155−182.
- Зеленина JI.M. Русский язык: Учеб. для 4 кл. нач. шк.: в 2 ч. 4.1/J1.M. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., «Просвещение», 2002, 156с.
- Земская Е.А. Речевой портрет ребёнка./ Язык: система и подсистемы. К семидесятилетию М. В. Панова. М., 1990, с. 241−260.
- Земская Е.А. Речевой портрет ребёнка от 2−6 лет (морфология, словообразование, лексическая семантика)// Междунар. конф. «Ребёнок в современном мире». Мир ребёнка и его язык. Т. З, СПб., 1993, с. 16−17.
- Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М., «Просвещение», 1990,400с.
- Иванов В.В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1985, 160с.
- Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1990, 255с.
- Исследование по развитию связной речи учащихся./ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., «Педагогика», 1974, 168с.
- Канарская О.В. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку (инновационный подход). Автореф. дисс. док. пед. наук, М., 1998, 25с.
- Капинос В.И. О содержании «вторых пунктов» программы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку по новым программам. М., «Просвещение», 1975, 167с.
- Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых./ Пособие для учителя. Оценка знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку. М., «Просвещение», 1986, с. 7.
- Карпова С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., «Просвещение», 1978, 163с.
- Кашина Л.И. Речевые ошибки учащихся. Русский язык в школе, 1992, № 5−6, с.23−24.
- Козеняшева С.В. Развитие познавательного интереса учащихся 3-го класса при изучении частей речи (на примере темы «Имя прилагательное»). Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 2000, 16 с.
- Колесникова Т.Л. Опора на языковое чутье при обучении русскому языку в начальных классах. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 1999, 15с.
- Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., «Просвещение», 1979, 192с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) (проект). Начальная школа, 2001, № 8,с.62−74.
- Короткова Э.П. Речь дошкольника. Русская речь, 1974, № 3, с. 136−139.
- Костячук Л.Я. О становлении языковой нормы в речи ребёнка./ Детская речь как предмет лингвистического изучения. Межвуз. сб. науч. трудов. М, 1987, с.106−114.
- Красота Т.С. Методика активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Имя существительное» в 5 классе. Диссс. канд. пед. наук, Л., 1979, 224с.
- Кубрякова Е.С., Шахнарович A.M. Онтогенез речи и формированиеязыковой способности человека./ Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991, с. 141−220.
- Ладыженская Т.А. Методика изучения имени существительного в пятом классе: Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 1951, 13с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М., «Педагогика», 1975, 225с.
- Ладыженская Т.А. Резервы развития речи детей./ Особенности детской речи и пути её развития. Сб. науч. трудов. М., 1983, 127с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., «Просвещение», 1969,214с.
- Леонтьев А.А. Лингвисты слушают малышей. Семья и школа. — 1970, № 9, с.22−23.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., «Просвещение», 1974, 189с.
- Леонтьев А.А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи. Вопросы психологии, 1974, № 5, с.53−63.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды. М., Московский психолого-социальный институт, Воронеж, НПО «МОДЭК», 2001, 448с.
- Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей (младший школьный возраст). М., 1950, 192с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., «Просвещение», 1975, 304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981, «Просвещение», 584с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., «Просвещение», 1981, 186с.
- Лепская Н.И. О производных существительных и их творческом использовании детьми от двух до пяти лет. Прикладные аспектылингвистики, М., 1988, с.127−134.
- Лепская Н.И. Освоение детьми категории падежа./ Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза). Сб. предвар. публ. М., 1989, с.48−58.
- Лепская Н.И. Детская речь в свете теории коммуникации. Вопросы языкознания. 1994, № 2, с.82−89.
- Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи./ Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. науч. трудов. М., 1994.
- Лепская Н.И. О метаязыковом аспекте речевой деятельности ребёнка. -Проблемы детской речи. Материалы межвуз. конф. М., 1997, с. 37.
- Лепская Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации). М., Филологический факультет МГУ, 1997, 56с.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребёнка. М., «Просвещение», 1928, 145с.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. 1958, № 5, с.3−18.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., «Педагогика», 1979, 320с.
- Львов М.Р. Речевые ошибки в сочинениях. Начальная школа. 1963, № 2, с.21−30.
- Львов М.Р. К вопросу о развитии речи и мышления младших школьников. Начальная школа. 1970, № 3, с.22−26.
- Львов М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы. Сов. педагогика. 1973, № 9,с. 31−36.
- Львов М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе. Автореф. дисс. док. пед наук, М., 1973,37с.
- Львов М.Р. Развитие грамматического строя речи четвероклассников. -Русский язык в школе. 1974, № 3, с. 26−32.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. М., 1. Просвещение", 1975, 174с.
- Львов М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся./ Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М., «Педагогика», 1977, 121с.
- Львов М.Р. Изучение речевого развития детей, поступающих в 1 класс. Магнитогорск, 1978, 29с.
- Львов М.Р. Речь учащихся средней школы. Морфологический состав слов, употребляемых учащимися. Русский язык в школе. 1982, № 1, с. 40−44.
- М.Р. Львов. Тенденции развития речи учащихся. М., «Просвещение», 1978, 82 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., «Academia», 1999, 269с.
- Львов М.Р. Основы теории речи. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., Издательский центр «Академия», 2000, 248с.
- Люблинская А.А. Развитие мышления и речи./ Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. М., 1965, с.239−314.
- Люблинская А.А. Детская психология. М., «Просвещение», 1971, 415с.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., Изд. Моск. ун-т, 1976, 253с.
- Мальцева К.П. Произвольная память. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И. В. Дубровина, A.M.Прихожан, В. В. Зацепин. М., 1999, 320с.
- Мамушин В.Е. Изучение и развитие письменной речи. Автореф. дисс. док. пед наук, Иваново, 1979, 29с.
- Маркова А.К. Периодизация речевого развития. Вопросы психологии. 1973, № 6, с.96−106.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., «Просвещение», 1974, 231 с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М., «Просвещение», 1983, 62с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., «Просвещение», 1990, 192с.
- Марусанова В.Е. Диалектные ошибки в речи учащихся и их преодоление в связи с изучением морфологии в восьмилетней школе. Дисс. канд. пед. наук, М., 1965, 151с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., «Педагогика», 1984, 144с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. Автореф. дисс. док. пед. наук, М., 1986, 16с.
- Матюхина М.В., Бондаренко В. К. Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний. Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980, 156с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: М., «Педагогика», 1972, 168с.
- Методы обучения в современной школе. Сб. статей под ред. Н. И. Кудряшова. М., 1983, 192с.
- Методика преподавания русского языка./ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. Под ред. М. Т. Баранова. М., «Просвещение», 1990,368с.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М., «Просвещение», 1981, 111с.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание. Типы. Диагностика. Формирование. М., Московский психолого-социальный институт- Воронеж. Издательство НПО «МОДЭК», 2000, 176 с.
- Новикова Л.И. Развитие интереса к культуре речи у учащихся 5−9 классов: (на материале предметов гуманитарного цикла). Автореф. дисс. канд. пед. наук, Брянск, 1999, 19с.
- Обучение русскому языку в 4−6 классах по новой программе./ Под ред. И. И. Кулибабы, Т. А. Ладыженской, А. В. Текучёва. М., «Просвещение», 1970, 247с.
- Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия./ Сост. Леонтьев А. А. М., «Русский язык», 1991, 356с.
- Одегова В. Ф Научно-методические средства оптимизации обучения русского языка в начальных классах. Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук, Нижний Новгород, 1998, 55с.
- Онипенко Н.К. К вопросу о школьной классификации ошибок. -Русский язык в школе, 1987, № 6, С.28−32.
- О путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе./ Под ред. Г. Г. Граник, М., «Педагогика», 1970, 68с.
- Отбор тренировочного материала по русскому языку./ Под ред. Л. П. Федоренко. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, 160с.
- Пешковский A.M. Методическое приложение к книге «Наш язык», Ленинград, 1923, 120с.
- Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л., «Госиздат», 1930, 176с.
- Пешковский A.M. Избранные труды. М., «Учпедгиз», 1959, 324с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., «Педагогика-Пресс», 1994, 526с.
- Пикалова Н.П. Формирование у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями разных типов. Автореф. дисс. канд. пед. наук, СПб., 2000, 19с.
- Пленкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок. М.-Л., «Просвещение», 1964с, 152с.
- Плёнкин Н.А. Работа по культуре речи в курсе русского языка.
- Русский язык в школе. № 3, 1974, с. 46−47.
- Правильность русской речи. Словарь-справочник./ Сост. Л. П Крысин, Л. И. Скворцов. М., «Наука», 1965, 165с.
- Примерные программы для начальной школы. М., АПК и ПРО, 2001, 48с.
- Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование./ Под ред. В. В. Давыдова. М., «Педагогика», 1990, 160с.
- Пузанкова Е.Н. Языковое развитие учащихся при обучении морфологии (5 класс): Дисс. док. пед. наук, М., 1992, 264с.
- Пути совершенствования учебного процесса по русскому языку в средней школе. Сборник научных трудов./ Под ред. Л. А. Тростенцовой. М., АПН СССР НИИ содержания и методов обучения. 1981, 72с.
- Радзиховская В.К. Об изучении детской речи. Дошкольное воспитание, 1969, № 8, с.73−77.
- Радзиховская В.К. К проблеме различения явлений лексико-грамматической разрядности и собственно грамматических явлений/ Психолингвистика и современная логопедия, М., 1997, 437с.
- Разумовская М.М., Тростенцова Л. А. Пути повышения эффективности обучения русскому языку. Русский язык в школе, 1977, № 6, с29−37.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы. М., «Дрофа», 1998, 255с.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы. М., «Дрофа», 1998, 265с.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, имя существительное. М., «Самовар», 1998, 86с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М., «Айрис-Пресс», 1998, 574с.
- Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского, М., «Просвещение», 1975, 239с.
- Рубинштейн С.Jl. Речь. Развитие речи у детей./ Основы общей психологии, М., «Просвещение», 1946, с.403−441.
- Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышления. Вопросы языкознания, 1957, № 2, с.42−48.
- Русский язык. Экспериментальные учебные материалы для средней школы./ Под ред. Ильинской И. С., Панова М. В, М., «Просвещение», 1979, 176с.
- Русский язык в начальных классах: Теория практика обучения. /М.С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская, под ред. М. С. Соловейчик. -М., «Академия», 1991, 383с.
- Русский язык: учебник для 3 кл. четырехлет. нач. шк. в 2 ч. 4.1/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, С. Ф. Жуйков, Е. Г. Карлсен. М., «Просвещение», 2001, 57с.
- Русский язык: учебник для 3 кл. четырехлет. нач. шк. в 2 ч. 4.2/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, С. Ф. Жуйков, Е. Г. Карлсен. М., «Просвещение», 2001, 157с.
- Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. 4.1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова и др., М., «Вентана-Графф», 2002, 144с.
- Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.-Л., «Учпедгиз», 1926, 84с.
- Рыбников Н.А. Словарь русского ребёнка. М., «Учпедгиз», 1926, 134с.
- Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 3 класс/ Е. А. Литвинова, О. П. Монахова, В. И. Капинос, А. О. Татур, М., «Интеллект-Центр», 2000, 43с.
- Совершенствование содержания и методов обучения русскому языку по новым программам (сборник научных статей). В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, В. П. Озёрская, М. М. Разумовская, Л. А. Тростенцова.
- Научно-исследовательский ин-т содержания и методов обучения. М., 1975, 167с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. -Смоленск, «Ассоциация XXI», 2002, 240с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы, Смоленск, «Ассоциация XXI», 2002, 272с.
- Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте. Вопросы психологии, 1974, № 1, с. 138−142.
- Строк Л.И. Изучение морфологии именных частей речи с использованием средств наглядности в пятом классе общеобразовательной школы. Автореф. дисс. канд пед. наук, Минск, 1999, 20с.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. М., «Педагогика», 1976, 84с.
- Сулименко И.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. М., «Просвещение», 1966, 135с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., Изд-во МГУ, 1975, 340с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., «Просвещение», 1988, 173с.
- Текучев А.В., Панов Б. Г. Грамматико-орфографический словарь русского языка. М., «Просвещение», 3-е изд., 1991, 288с.
- Тер-Минасова С.Г. К проблеме детской речи. Вопросы языкознания. 1969, № 4, с. 107−112.
- Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5−7 кл. Учебно-метод. пособие./ В. И. Капинос и др. М., «Дрофа», 2002, 240с.
- Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии.
- Вопросы психологии. 1997, № 5, с. 101−117.
- Тростенцова JI.A. «Действие» и «операция» при анализе процесса изучения морфологии. Русский язык в школе. 1979, № 6, с. 42 — 47.
- Тростенцова JI.A. Изучение морфологии в 4−6 классах. — Русский язык в школе. 1980, № 3, с.12−18.
- Тростенцова JI.A. Обучение морфологии на основе обобщённых понятий в систематическом курсе русского языка. Автореферат дисс. на соиск. учён, степени д-ра пед. наук. М., 1984, 35с.
- Тростенцова JI.A. Реализация практической направленности школьного курса морфологии. Пособие для учителя. Сост. Т. А. Злобина. М., «Просвещение», 1985, 160 с.
- Тростенцова JI.A. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя./ JI.A. Тростенцова, М. М. Стракевич. М., «Просвещение», 2001, 128с.
- Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества. Вопросы психологии. 1970, .№ 6, с. 23−27.
- Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. М., 1948, 559с.
- Федоренко Л.П. Упражнения для закрепления знаний по грамматике. М., «Учпедгиз», 1955, 72с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., «Просвещение», 1973, 160с.
- Формирование интереса к учению у младших школьников./ Под ред. Марковой А. К. М., «Педагогика», 1986, 192с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., «Педагогика», 1998, 411с.
- Харченко В.К. История языка и детская речь. Русский язык в школе. 1988, № 6, с.40−44.
- Харченко В.К. Словарь детской речи: Свыше 3500 слов. Белгород. Белгородский гос. пед институт, 1994, 256с.
- Харченко В.К. Хронология «последних ошибок» в речи детей./ Проблемы детской речи. Материалы межвуз. конф. СПб., 1994, с.66−67.
- Харченко В.К., Голева Н. М., Чеботарёва И. М. Парадоксы детской речи. Опыт словаря. Белгород, Белгородский гос. пед. ун-т, 1995, 149с.
- Харченко В.К. Словарь-тезаурус детской речи. Белгород, 2001, 216с.
- Ховалкина А.А. О речевых ошибках. Русский язык в школе. 1984, № 2, с.47−51.
- Цейтлин С.Н. Окказионально-морфологические формы в детской речи. Учебное пособие к спецкурсу. Д., 1988, 65с.
- Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации. Русский язык в школе. 1984, № 2, с.40−46.
- Цейтлин С.Н. «От двух до пяти» К.И. Чуковского и проблемы современной лингвистики. Русский язык в школе. 1985, № 6, с.56−61.
- Цейтлин С.Н. Типы детских речевых ошибок в области словоизменения существительных. Русский язык в школе. 1987, № 6, с.49−55.
- Цейтлин С.Н. Вверх кармашками. Наука и жизнь. 1987, № 7,с. 128−130.
- Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования на материале современного русского языка: Дисс. док. фил. наук, Л., 1989, 427с.
- Цейтлин С.Н. Инновации как продукт речевой деятельности ребёнка./ Детская речь: Проблемы и наблюдения. Межвуз. сб. науч. трудов. J1., 1989, с.64−75.
- Цейтлин С.Н. Это маленькое чудо. Семья и школа, 1996, № 3, с. 1617.
- Цейтлин С.Н. Лепые нелепицы. Семья и школа, 1993, № 10−12, с.23−26.
- Цейтлин С.Н. Детские речевые ошибки в области глагольного формообразования Русский язык в школе. 1979, № 1, с. 30.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., «МиМ», 1997, 187с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений, М., «Владос», 2000, 388с.
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М., «Знание», 1985, 80с.
- Цукерман Г. А. Учебная деятельность при усвоении конкретных дисциплин. Русский язык./ Психическое развитие младших школьников. Психологическое исследование./ Под ред. В. В. Давыдова, М., «Педагогика», 1990, с. 41−52.
- Цукерман Г. А. Совместная деятельность как основа формирования умения учиться. Автореферат дисс. доктора псих. наук. М., 1992, 39с.
- Цукерман Г. А. Проверьте своих учеников (О развитии лингвистического мышления младших школьников). Начальная школа. 1993, № 11, с. 44−49.
- Чуковский К.И. Маленькие дети. Детский язык. Лепые нелепицы. Л., «Учпедгиз», 1928, 96с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. Сочинение в двух томах. Т. 1, М., 1990, 653с.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Проблемы психолингвистики. М., ИНП, 1993, 127с.
- Шахнарович A.M. Общая психолингвистика. М., «Просвещение», 1995, 96с.
- Шахнарович A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики: лексика, семантика, грамматика. М., Ин-т языкознания РАН, 1999, 165с.
- Шебланова Е.И. Развитие внимания учащихся на разных этапах обучения. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И. В. Дубровина, A.M.Прихожан, В. В. Зацепин. М., 1999, 320с.
- Щерба JI.В. Языковая система и речевая деятельность. Ленинград, 1974, 428с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971,215с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979, 346с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., «Учпедгиз», 1960, 328с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи./ Психология детей дошкольного возраста. М., «Педагогика», 1964, 134с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., «Знание», 1974, 432с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., «Педагогика», 1989, 554с.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., «Интер», 1998, 111с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., «Сентябрь», 2000, 112с.
- Янченко В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М., 1999, 16с.