Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Занятия как фронтальная форма обучения дошкольников, её достоинства и недостатки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В повседневном педагогическом процессе используется групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическая игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения — разнообразные упражнения, беседы и другие. На протяжении дня воспитатель имеет возможность… Читать ещё >

Занятия как фронтальная форма обучения дошкольников, её достоинства и недостатки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Виды занятий по дидактическим целям, содержанию. Структура занятия, особенности руководства каждой структурной частью.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, ознакомлению с природой, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре и др.

В занятии можно выделить три основные части.

  • 1.

    Введение

    детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

  • 2. Самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
  • 3. Анализ выполнения задания и его оценка.

Недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач).

Целесообразно проведить занятия с подгруппами детей ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ.

— Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельностити детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ.

  • — Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.
  • — Четко определить цель и дидактические задачи занятия.
  • — Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.
  • — Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения — наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке природы.

В повседневном педагогическом процессе используется групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическая игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения — разнообразные упражнения, беседы и другие.

На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие нетрадиционные формы занятий как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), «Клуб знатоков», «Что? Где? Когда?», занятия в центрах активности. Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора. Структура занятия: дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства — изо; центр манипулятивных материалов — сенсорика; центр грамотности — дид. игры, математика, развитие речи, худ. лит-ра; центр воды и песка — игры с водой и песком, экспериментирование; центр конструирования — строительные игры; центр драматизации. Детям предлагается на выбор 2−3 центра, куда бы они хотели пойти. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение детей в одном из центров, в качестве ассистента может выступать. Такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу обучения детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.

Л.Галкина и С. Бобылева предложили свою нетрадиционную форму проведения занятий по ФЭМП. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. Занятия строятся в виде практических заданий. Чтобы эти задания выполнялись продуктивно, дети распределяются на подгруппы по 6−8 человек. Важным моментом является подбор состава каждой подгруппы. Необходимо детей обучить культуре общения, правилам поведения, после этого можно формировать подгруппы по желанию ребят. Более сильных детей по знаниям надо приобщать к помощи более слабым детям. Таким образом, изменились и формы организации детей на занятиях — ведущими стали групповые и парные. Однако не исключается и традиционная форма работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой