Формирование гуманистической направленности личности будущего юриста в образовательном процессе вуза
Диссертация
Процесс формирования гуманистической направленности личности будущих юристов характеризуется взаимосвязью профессиональной психолого — педагогической подготовки и специально-юридической обученностивключает в себя программно-содержательный, организационный и личностно-деятельностный блоки видов и направлений работы, и определяется следующими психолого-педагогическими условиями: акцентирование… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования гуманистической направленности будущих юристов
- 1. 1. Гуманизм в праве и правоприменении как детерминанта профессиональной юридической деятельности
- 1. 2. Взаимосвязь профессиональной и гуманистической направленности личности будущего юриста
- 1. 3. Гуманизация юридического образования как основа формирования гуманистической направленности личности будущих юристов
- Глава 2. Содержание и организация процесса формирования гуманистической направленности личности будущих юристов в вузе
- 2. 1. Состояние подготовки юристов в образовательном процессе и организация экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности студентов — будущих юристов
- 2. 2. Психолого-педагогические условия формирования гуманистической направленности у студентов
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности личности будущих юристов
- Заключение 144 Библиографический
- список
- Приложения
Список литературы
- Нормативные акты и официальные документы
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 21 100 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. — М.: Минообразование России, 2000. — 20 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).
- Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Колосков Ю. М. и Кривченкова Э. С. Т. 2. — М&bdquo- 1997. — 832 с.
- Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 16.
- Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992 — № 8. -Ст.366.
- Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30.
- Кодекс чести судьи Российской Федерации. // Законность. -1994, — № 2. -С.18
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. доктор юридических наук, профессор A.B. Наумов. М.: Юристъ, 1996. — 824 с.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. — 64 с.
- Материалы международного симпозиума «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений в XXI в.» // Государство и право. 1998, — № 7.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-337 с.
- Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М.: Юрид. лит, 1976.-256 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск.: Изд-во БГУ, 1990. 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 384 с.
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Ария Семен. Об адвокатской тайне // Российская Юстиция. 2001. — № 2. С. 12 — 17.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 103 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М. Просвещение, 1981.156 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Баглай М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Инфра М — Кодекс, 1996. — 512 с.
- Баранов Ю.В. Декларация прав и свобод человека и гражданина России и уголовное право: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 1994. — 17 с.
- Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. Издательский дом «Федоров», Самара, 2000 г., С. 160−214.
- Бездухов В.П. Формирование гуманистической направленности студента -будущего учителя как социально-педагогическая проблема Дисс . д-ра. пед. наук СПб., 1995.-357 с.
- Беляев H.A. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. J1.: Мир, 1986, — 177 с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика, 1996, № 3. С. 9 -17.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во Инс-та профобразования Минобразования России. 1995. — 336 с.
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века// Педагогика. 1996. N4. С.72−75.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.- Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев A.A. Психология личности. М.: МГУ, 1988. -188 с.
- Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М. Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
- Бондареве кая Е. В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Педагогика. 1991. № 1. С.50−56.
- Борисова H.B. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996. 210 с.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание в учебной деятельности / Научно-методическое пособие для студентов педагогических институтов и учителей школ. Л.: ЛГПИ, 1973 — 135 с.
- Введение в юридическую специальность: Учебное пособие / Под. ред. А. П. Коренева М.: ЩИТ-М, 1999. — 144 с.
- Вербицкий A.A. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М.: Просвещение, 1990. — 180 с.
- Виттенберг Г. Основные принципы советского уголовного права // Советская юстиция. 1978. № 21. С. 24 -28.
- Волков Ю.Г. Гуманизм и общество будущего // Социологические исследования. 1993. № 5. — С. 13−16.
- Всероссийский центр изучения общественного мнения. Опрос населения за 2004 г. сайт: http: Vwww-.vvciom.ru/
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 452 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию. // Новые ценности образования. № 6 М., 1996. с.10−39.
- Гасанов М.М., Омарова У. А. Новые методики обучения студентов -юристов // Магистр. 2000, — N 6. — С.9 -13.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. 524 с. М.: Мысль, 1990. — 194 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. -452 с.
- Герасименко A.A., Попова И. Г. Проблемы гуманизма в современной философии. М.: НОРМА ИНФРА. 1989. — 236 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.-608 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 330 с.
- Гигишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество М.: Школа-Пресс 2002. — 158 с.
- Гигишвили Г. В. Гражданское общество и проблемы образования // Здравый смысл. 2003 / 2004. № 1 (30). — С. 23 — 27.
- Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России М.: Просвещение. 1997. — 321 с.
- Гражданское право. 2-е издание / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер — 2004. — 288 с.
- Гришин Д.М., Терентьев А. Н. Уроки нравственности. Тула, 1978. — 144 с.
- Гуманитаризация высшего образования // Кинелев В. Г. Объективная необходимость. М.: Республика, 1995. — С. 151−176
- Денисова A.B. Особенности контингента студентов юридических факультетов высших учебных заведений: психолого-педагогический аспект // Вестник Университета Российской Академии Образования. № 3. Москва. Изд.: У РАО, 2004. с. 107- 115.
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: Дисс. канд. пед. наук М., 1994. -161 с.
- Епифанов Б.В. Принцип социальной справедливости в уголовном праве. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1993. 16 с.
- Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. М.: Издательство БЕК, 1997. — 127 с.
- Звягинцев А.Г., Орлов Ю. Г. Российские прокуроры. М.: Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 1999. — 238 с.
- Звягинцев А.Г., Орлов Ю. Г. Самые знаменитые юристы России. М.: Вече, 2003.-211 с. 70.3осимовский A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1981. — 343 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Питер, 2000, — 540 с.
- Калмыков В.К. Человек и общество: проблемы гуманизации общественной и личной жизни // Право.- 1999. № 7. — С.31−35.
- Кандихин Е.К. Высшая школа в системе непрерывного образования. М., 1990.-348 с.
- Каптерев П.Ф. Метод и его применение // Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1982. — 391 с.
- Квашис В, А. Жертвы преступлений: кто им поможет? // Российская юстиция, 1993. -№ 7.-С.14−21.
- Квашис В.Е. Гуманизм советского уголовного права. М.: Юристъ, 1969. -150 с.
- Кецман О. Гуманизм и трудности, обусловленные теоретической неоднозначностью этого понятия // Вопросы философии. 1970. — № 5. — С. 20 -22.
- Киселева Е.А. Мотивы профессионального выбора // Вестник Методического Центра профессионального образования и координации научных исследований. -1996. № 1 — С. 54 -58.
- Кобликов A.C. Юридическая этика. Учебник для вузов. М.: НОРМА -ИНФРА. М, 1999, — 176 с.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев- АН СССР, Институт психологии. М., 1988. — 347 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. — 176с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
- Коршиков И.В. Принцип гуманизма в уголовном праве Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1999. — 189 с.
- Криггер Г. А. Место принципов советского уголовного права в системе принципов права// Советское государства и право. 1981. — № 2. — С. 12 -23.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активностиличности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977. -152 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Академия, 2001. — 231 с.
- Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии, 1994-№ 6,-С. 22−28.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
- Лихачёв Б.Г. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки, науч. пед. кадров. М.: Прометей, 1993. — 526 с.
- Личность. Ценности. Изменяющийся мир / Под ред. Ю. Н. Кулюткина -Спб.: ИОВ РАО, 1998, — 275 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Сост.: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Спб.: Ин-т образования взрослых, 1996. -175 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 320 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. -344 с.
- Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 1997. С.98 101.
- Мальцев В.В. Равенство и гуманизм как принципы уголовного законодательства // Правоведение. 1995. — № 2 — С. 100 -111.
- Маркова А.Б. Совершенствование профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел (на опыте работы с выпускниками вузов МВД России): Дисс.. канд. пед. наук СПб., 2000. — 172 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. Спб.: Евразия, 1997. -430 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 347 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. — М.- Воронеж, 1995. — 356 с.
- Науменко JI.C. На весах престижа // Милиция. 2002. N 2. — С. 30 — 35
- Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В. Г Горохов, В. Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
- Некишев B. J1. Гуманизм и правопорядок (социально- философский аспект): Дисс.. канд. филос. наук. М., 1993. 179 с.
- Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. — 412 с.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: изд-во МГУ, 1985. — 113 с.
- Нигматов З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа. Казань, 1988.-348 с.
- Новгородцев П. Право и нравственность // Правоведение. 1995. — № 6. С. 103 -108.
- Новик И.Б. Гуманизм демократия — глобализм // Общественные науки и современность. — 1992. — № 5. — С. 19 — 26.
- О воспитании: Золотой фонд педагогики. Сухомлинский В. А., М.: Школьная пресса, -2003. 192 с.
- Образовательные программы исправления осужденных. / Н. А. Тюгаева- Ряз. ин-т права и экономики. Рязань: РИПЭ, 1997. 322 с.
- Общая и профессиональная психология. Столяренко A.M., М.:Юнити, 2003, — 382 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.: Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
- Олпорт Г. В. Личность в психологии. СПб.: КСП± Ювента, 1998. — 345 с.
- Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 33 -37.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 261 с.
- Панфилова Т. В, Универсальность гуманизма не исключает его ограниченности // Общественные науки и современность,-1992. № 5. — С. 32 -36
- Панфилова Т.В. О содержании понятия «гуманизм» // Философские науки. 1990. — № 9 — С. 39 — 42.
- Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
- Педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. -Т. 2. М.: Советская энциклопедия. 1965. — С. 118, 366.
- Петросян М. И. Гуманизм: Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы / М. И. Петросян. М.: Мысль, 1964, — 334 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Правоохранительные органы / Под ред. К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалева. -М&bdquo- 1995.-320 с.
- Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 1996. — 286 с.
- Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Дубова и A.B. Опалева. Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Щит-М, 2001. — 383 с.
- Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М.: Дело, 2001.-180 с.
- Рагозина JI.Д., Щуркова Н. Е. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся М.: Педагогическое общество России, 2002. -160 с.
- Речицкая Е.Г. Гуманистическая направленность Штайнеровской педагогики. М.: Владос, 1999. — 176 с.
- Ривман Д.В., Устинов B.C. Виктимология. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. 332 с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов (в 2-х тт.), 1993. М.: Большая Российская Энциклопедия, 568 с.
- Рубинштейн С.Л. Направленность личности // Основы общей психологии. -СПб., 1998. -С.518−531.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
- Русская линия. Сводка новостей политической жизни 6 февраля 2003 г. сайт: http://www.rusk.ru
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения: В 2-х т. -Т. 1. М. Педагогика, 1981. — 656 с.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
- Скакун О.Ф. Юридическая деонтология: Учебник для вузов. Киев. Опус, 2002. -356с.
- Скаткин М.Л. Методология и методика педагогических исследований / В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Сластёнин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность .- М.: Магистр, 1997, — 224 с.
- Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ч. 1 / Под ред. В. А. Сластенина, — М.: Владос, 2002. 288 с.
- Статус судьи: Учебное пособие / М. И. Клеандров. Новосибирск: Наука. 2000. 79−93 с.
- Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ТАНДЕМ., 2000, — 479 с.
- Столяренко A.M. Прикладная юридическая психология: Уч. пос./ М.: ЮНИТИ-ДАНА- 2001. 639 с.
- Сумачев A.B. Пострадавший как субъект уголовного правоотношения. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Рязань, 1997. 19 с.
- Сухомлинский Б.А. Избр. пед. произв. В 3 томах. М., 1979. Т. 1. — С. 429.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Хрестоматия по психологии. -М.: Педагогика, 1977. С.229−236.
- Упоров И.В. Профессия юрист. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 416 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 512 с.
- Фефелов П.А. Принципы советского уголовного права основа уголовно-правового охранительного механизма (теоретическое исследование): Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. — Свердловск, 1982. — 32 с.
- Фефелов П.А. Принципы советского уголовного права. // Правоведение 1989. -№ 2. -С.39−48
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. М.: Политиздат. — 1986. — 590 с.
- Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. Мн.: Вышейш. шк., 1984, — 176 с.
- Фонд «Общественное мнение» Опрос населения от 06.02.2003 г. сайт: http://bd.fbm.ruy/repor1'/m3p/d030611
- Черкасова Н. В Формирование и развитие адвокатуры в России. М., 1987.-231 с.
- Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Новый юрист, 1998. — 448 с.
- Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 95 с.
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы Ставрополь: МПГУ, 1991. — С. 125 — 127.
- Шиянов E.H. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. -1991.-.№ 9, — С.80−84.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995.-314 с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999, — 288 с.
- Шоткинов С.А. Принципы уголовного права РФ: понятие и система // Актуальные проблемы общественной безопасности: Тез. Всероссийской научно-практической конференции, — Иркутск.: Ода, 1996. — С. 45−47.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в познавательном процессе: Кн. для юриста. М.: Просвещение, 1986. 275 с.
- Элиасберг Н.И. Гуманистические основы системы правового воспитания в школе: Дисс .д-ра пед. наук СПб., 1998. — 460 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. М.: Просвещение, 1989. -358 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3 т.: Т.1: A-JI / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — 568с.- ил.
- Энциклопедия юридической психологии. Столяренко А. М., М.: Юнити, 2003, — 607 с.
- Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научн. практ. пособие М.: БЕК, 1998. — 173 с.
- Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие. Афанасьева О. В., Пищелко A.B., Академия 2001 .-210 с.
- Юридическая клиника, сборник материалов по организации новых форм и методов оказания юридических услуг населению. Бишкек: Кыргиздат, 2001 -124 с.
- Юридическая психология: Учебник для вузов / под. ред. A.M. Столяренко М.: Новый юрист, 2000. — 460 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -С.89−105.
- Levin К., Lippit R. An experimental Approach to the study of Autocracy and Democracy // Small Groups. Ne" -YorK, 1966. — P. 292−300.
- Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, 1973.