Социально-педагогические аспекты взаимодействия социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми в условиях учреждения дополнительного образования
Диссертация
Встает вопрос о поиске социального института, где мог быть организован процесс добровольного и постепенного включения дезадаптированного ребенка в социально организованную среду. На наш взгляд, подобную роль могла бы взять на себя сфера дополнительного образования детей: у нее прочный фундамент и замечательные традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания и внеурочной работы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы социально-педагогического взаимодействия педагога * с безнадзорными и беспризорными детьми
- 1. 1. Понятие «взаимодействие» в современной научной литературе
- 1. 2. Социально-психологические особенности детей «группы риска»
- 1. 3. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних как одна из форм проявления отклоняющегося поведения
- 1. 4. Специфика профессионального взаимодействия педагога с дезадаптированным ребенком
- Выводы по X главе
- Глава 2. Социально-психологические основы осуществления процесса ресоциализации беспризорных и безнадзорных детей через организацию 4 свободного времени в учреждениях дополнительного образования
- 2. 1. Учреждение дополнительного образования как элемент государственной системы по профилактике безнадзорности и беспризорности
- 2. 2. Особенности организации досуга беспризорных и безнадзорных детей в учреждении дополнительного образования
- 2. 3. Модель взаимодействия социального педагога с ребенком «группы риска» в условиях низкопорогового клуба (клуба открытого доступа)
- 2. 4. Содержание процесса взаимодействия социального педагога с
- Ъ безнадзорными и беспризорными детьми в УДО
- 2. 5. Исследование эффективности процесса ресоциализации безнадзорных и беспризорных детей в УДО
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Алемаскин М. J1. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979. — 42с.
- Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986. 213 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. О человеке как объекте и субъекте воспитания. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений 5-е изд.- испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.
- Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 1980. 254с.
- Арстанов М. Ж. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Хайдаров Ж. С. Алма-Ата: Мектеп, 1980.-208 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: УИН, 1982- 154 с.
- Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения. М.: Магистр, 1999. 95с.
- Безрукова В. К. Педагогика. Екатеринбург: Полис, 1994. — 130 с.
- Беличева С. А. Подростковые специализированные клубы как важное звено воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних // Бюллетень ВНИК. 1990. — № 5 -С. 164−184.
- Беличева С. А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: Владос, 1999. 240с.
- Ч 13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют вигры. М.: Аспект Пресс, 2001. 197 с.
- Божович JI. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж: 1995. — 349 с
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995.- № 4. — С.29−36.
- Борисенков В. П. Развитие фундаментальных педагогических исследований в Российской академии образования // Педагогика. 2006. -№ 1.-С. 3−13
- Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1991,-112 с.
- Бочарова В. Г. Теория и практика социальной работы. Москва -Тула, 1993.-390 с.
- Бочарова В. Г. Социальное воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1991. 107 с.
- Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М.: Просвещение, 1999. 184с.
- Бочарова В. Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. М.: ЦСП РАО, 1996. — 212 с.
- Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Apryc, 1994.-208 с. I
- Бочарова В. Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. М.: ЦСП РАО, 1996. — 216 с.
- Брылева О. Взаимодействие психолога и «трудного» подростка // Народное образование. 2001. — № 7. — С. 163−166.
- Букина Е. Я. Разумовский О. С. Понятие риска // Гумманитарные науки в Сибири. 2002. — № 3. — С. 99−103.
- Вахромов Е. А. Психологическая коррекция аномального $ поведения: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. 2000.3.-С. 52−60.
- Вершков К. А. Лишенные родительского попечительства. М.: Просвещение, 1991. 201 с.
- Внешкольные учреждения / Под ред. Л. К Балясной. М., Просвещение, 1978. — 113 с.
- Воловик А. Ф. Педагогика досуга. / Воловик А. Ф., Воловик В. А. М.: Флинта, 1998.-232 с.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-204 с.
- Вульф Б. 3. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Академия, 1994. 123 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: Союз, 1997.-91с.
- Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
- Гатанов Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1. — С 93−97.
- Гельмут Ф. Дети разведенных родителей. М.: Наука, 1995. 205с.
- Гогалева А. В. Социально-психологическая характеристика побега, бегства, ухода ребенка из дома // Мир психологии. 2003. — № 4. — С.218−229.
- Горский В. А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования // Дополнительное образование. 2001. — № 9. — С.3−7.
- Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Академия, 2002. — 416 с.
- Григорьев С. И. Психолого-социологические основы социальной $ педагогики / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина Барнаул: АГУ, 1996. — 173 с.
- Гриценко Л. И. А. С. Макаренко: педагогика трудного детства. Волгоград: Мир, 2003. 232с.
- Гукаленко О. В. Поликультурное воспитание как процесс формирования национальной и этнической толерантности у современной молодежи // Известия Академии педагогических и социальных наук. М.: МПСИ, 2005. — Вып.9 — С. 121−128.
- Данилин Е. М. Педагогизация деятельности ВТК. Совершенствование деятельности воспитательно-трудовых колоний и профилактика молодежной преступности. М.: Просвещение, 1992. -138 с.
- Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. 48с.
- Донцов И. А. Самовоспитание личности. М.: Академия, 1984.214 с.
- Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под редакцией О. Е. Лебедевой М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 256 с.
- Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: Конспект лекций. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 288 с.
- Диханов Г. Л. Социальный педагог педагог дополнительного образования. Учебно-методическое пособие. — Екатеринбург: СОЦМП, Уралмедиздат, 1998 -189 с.
- Дьяконов И. Ю., Бутовская М. Л. Динамика идентификации человека с группой нищих. //Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С.79−89.
- Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 — 352 с.
- Ермолаева Т. И. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования / Т. И. Ермолаева, Л. Г. Логинова Москва1. Самара, 1998.-с. 30.
- Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов институтов культуры и искусств. М.: Просвещение, 1998. — 248 с.
- Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: АСОПиР, 1995. — 155 с.
- Зборовский Г. Е. Досуг: действительность и иллюзии. / Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1970.-232 с.
- Землянская Е. Н. Дополнительное образование и самоопределение школьников (по итогам конференции) // Внешкольник.-1998. № 12. — С. 810.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 476 с.
- Зинченко С. Н. «Трудные» дети. Киев: Радяньска Школа, 1988.190с.
- Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. — 304 с.
- Зосимовский А.В. Нравственно-волевое воспитание с позиций конфликтологии // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 48−52.
- Камнева К. JL Коррекция нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. М.: Линия, 1998. — 178 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о психологии общения. М.: Феникс, 1988.-221 с.
- Картавцева В. А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников в условиях УДОД // Дополнительное образование. 2003. -№ 12.-С. 33−35.
- Катаева Н. А. Межведомственный социально-педагогический центр в микрорайоне: перспективная модель. М.: Наука, 1996. — 137с.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992. 223с.
- Киселева Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников М.: Изд-во МГУК. 1995.- 136 с.
- Киященко Н. И. Методология исследования эстетического сознания / Эстетическое сознание личности. М.: РАН ИФ, 1994. — 219 с.
- Кларин М. В Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках М.: Арена, 1994. — 224 с.
- Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения М.:ТЦ Сфера, 2004.-192с.
- Клубоведение: Учебное пособие для институтов культуры и факультетов культурно-просветительской работы для педагогических институтов /Под ред. С. Н. Иконниковой и В. И. Чепелева М.: Просвещение, 1980.-397 с.
- Коваль М. Б. В сфере детского досуга. (По материалам социальных исследований) // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 107−110.
- Ковалев А. Г. Мотивы поведения и деятельность. М.: Наука, 1988. 192с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -270 с.
- Константинов Ю. С. О развитии системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование 2003. № 7. — С. 11−12
- Коротаева Е. В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействий. Екатеринбург: 2002 156с.
- Краткий психологический словарь. / Ред.-сост. J1. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш. испр. и доп. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
- Кубланова Н. М. Современное состояние института семьи: функциональный разрез // Отечественный журнал социальной работы 2003. -№ 2.-С. 34−35.
- Кулаков С. А На приеме у психолога подросток. Пособие для практических психологов. С-П.: Союз, 2001 — 350 с.
- Курбатов В.И. Социальная работа для студентов. Ростов н/Д: Феникс 2004−160 с.
- Красило А. Хрестоматия по педагогической психологии. Учеб. Пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-416 с.
- Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.-288 с.
- Культура досуга. /В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В. М. Димов и др. Киев: Издательство при Киевском университете, 1990. — 240 с.
- Культурно досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией В. М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 461с.
- Лебедев О. Е. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. М.: Интеллект-Центр, 2001. 192 с.
- Левин В. А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1992. — 191с.
- Левитов Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.-210с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Спец. Курс: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей. ЦПК и ФПК -4-е изд., переработанное и дополненное М.: Юрайт, 1999. — 523с.
- Львов К. И. Организация клубной работы с детьми. 2-е изд., перераб. и доп. / К. И. Львов, М. В. Полетаева М., Работник просвещения, 1970. — с. 284.
- Макаренко А. С. Проектировать лучшее в человеке. Минск: Университетское, 1989. 416 с.
- Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах М., Педагогика. 1960. Т. 5
- Макаренко С. Профилактика полоролевых нарушений у подростков // Социальная педагогика 2005. -№ 2. С.79−82.
- Максютин Н. Ф. Общественное назначение и основные социальные функции клуба: Учеб. пособие. Л.: ЛГИК, 1978. — 82 с.
- Малышева В. А. Работа с родителями. М.: Знание, 1997.- 197 с.
- Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1. Орел: Мир, 1994.-213 с.
- Маслова Н. Ф. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации. М.: Педагогика, 1994. 280с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа Евразия, 1997, — 430 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: тексты. М.: 1982.-165 с.
- Махов С. Ф. Когда подростку интересно. СПб.: Знание, 1986. 105с.
- Мерлин В. С. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: Мир, 1970. -С. 57−61.
- Методическое пособие для социальной службы «Ребенок на улице». М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 1999. 112с.
- ЮЗ.Мисько А. В. Факторы социальной дезадаптации детей и подростков: результаты конкретного исследования // Дополнительное образование 2004 -№ 7 С. 49−52.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьника. М., Педагогика, 1984. — с. 112.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В.А. Сластенина-М.: Академия, 1999. 184 с.
- Натанзон Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984. 96с.
- Новоселов Н. А. Наши подростки. М.: Политиздат, 1989. 65 с.
- Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Пермь: 111 ПИ, 1988. 78с.
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: Т.Ц. «Сфера», 2001.-480 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка, /под ред. член. (корр. Н. Ю. Шведовой. — 22-е изд.: стереотипное. — М.: Русский язык, 1990. — 924 с.
- Олиференко J1. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. раведений / Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. М.: Академия- 2002. 256 с.
- Орлов Г. П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. — 176 с.
- Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Мустаевой Ф. А. М.: Академический проект, 2003 — 208 с.
- Ошанин М. О. О призрении покинутых детей. Ярославль: Помост, 1993.-86 с.
- Петрова 3. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов культурно-просветительских фак-ов ВУЗов культуры. М.: МГИК, 1990.- 158 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Мост, 1982.-217 с.
- Поволяева М. Н. Социально-ориентированное дополнительное образование, как явление практики // Внешкольник. 1998. — № 7−8. — С. 3334.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. П. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. — М. Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В. Г. Моралов, И. А. Бучилова, Е. Ю. Клепцова и др./ Под. ред. В. Г. Моралова М.: Академический проект: Парадигма, 2005. — 288 с.
- Реабилитация детей с девиантным поведением: педагогика любви, заботы и риска/ Сост. А. Г. Петрынин. М.: Эврика, 2004.- 304 с.
- Рожков М. И. Детские организации: возможности выбора. / Рожков М. И., Волков А. В. Методическое пособие для организаторов детского движения. М.: ЦСП РАО, 1996. — 111 с.
- Рожков М. И. Концепция социализации ребенка. М.: Знание, 1991. 243 с.
- Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973.423 с.
- Рябова Л. Н. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. 115 с.
- Селиванова О. А. Работа с подростками группы риска в учреждении дополнительного образования. Монография. Тюмень: Вектор-бук, 2005.- 144с.
- Селиванова О. А. Уличная социальная работа с подростками «группы риска», Тюмень: Вектор-бук, 2005. 53с.
- Семенов В. Д. О проблемах социальной педагогики. М.: Магистр, 1991.-211 с.
- Семенов В .Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Мир, 1986.-132 с.
- Сластёнин В. А. Доминанта деятельности. // Народное образование. 1998. — № 9. — С. 41−42.
- Смагина Л. И Сиротство как социальная проблема. Пособие для педагогов. Минск: Университет, 1999. 144 с.
- Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977.-208 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1991.-239 с.
- Социальная защита человека: региональные модели. / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: АСОПиР, 1995.- 192 с.
- Станченкова Н. П. Объединения учащихся учреждения дополнительного образования // Внешкольник. 1998. — № 2. — С. 2−5.
- Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М.: МГИК, 1991.-116 с. f 138. Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика досуга: Учеб. пособ.- М.:1. МГУК, 1996. 128 с.
- Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / автор составитель Мардахаев JLB.-М.: Академия-2002. 368 с.
- Суртаев В. Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. С.Пб.: Знание, 1992. — 158с.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. — 287 с.
- Титова Е. В. Если знать, как действовать. М.: Мост, 1993. 69 с.
- Триодин В. Е. Клуб и свободное время. М.: Профиздат, 1982.136 с.
- Тюнников Ю. С. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии // Школьные технологии. 2004. — № 2 — С. 34−42.
- Фомина А. Б. Учреждения дополнительного образования детей: социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. М.: АСОПиР. 1996. 1 кн. — 70с., 2 кн.-82 с.
- Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М.: ЦСП РАО, 1995. — 126 с.
- Филонов Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 35−40.
- Хлыстов Е. И. Технология социальной работы. М.: ИНФРА М, 200.-400 с.
- Хмель Н. Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. Алматы: АТУ им. Абая, 2002. — 108с.
- Чечет В. Альтернатива социальному сиротству // Народное образование 2001. № 9. — С. 105−108
- Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. в 4 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. -304 е.,-Т. 2.-414с.
- Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. заведений 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия" — 2004 — 272 с.
- Шмаков С. А. Уроки детского досуга. М.: Мир, 1993. 75 с.
- Шахина Н. А. Профилактика безиадзоности и беспризорности несовершеннолетних на уровень новых задач // Отечественный журнал социальной работы 2002. — № 2 — С.36−39
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995−544 с.
- Ширгалин Б. Ш. Методическое пособие для социальной службы «Ребенок на улице». М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 1999. -112 с.
- Шишковец Т. А. Справочник социального педагога М.: ВАКО, 2005 — 208 с.
- Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика 2005. № 2 — С. 35−40
- Щуркова И. В. Воспитание детей в школе. М.: Знание, 1998. 160с.
- Яковлев Ю. Ваши права, дети М.: Феникс, 1992 84 с.
- Янцев Г. Наш путь к социальной педагогике. М.: Знание, 1996.221 с.