Общая характеристика технологий педагогической деятельности [1]
Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?». Самостоятельный поиск учащимися способов решения поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация. Технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления. Вывод о целесообразности выбранного… Читать ещё >
Общая характеристика технологий педагогической деятельности [1] (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель: формирование современного взгляда на проблему педагогических технологий.
_Планируемые результаты:_.
Трудовое действие. | Элементы компетенций. |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. | Знать:
Уметь:
Владеть:
|
Основные понятия темы: педагогическая технология, субъектно-ориентированная технология.
Технолошя педагогическая — алгоритм целенаправленных и строго последовательных совместных действий субъектов педагогического процесса, обеспечивающий достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Технология воспитательная — комплекс последовательных действий реализации целей воспитания, включающий совокупность методов, форм и приемов воспитательной деятельности.
Основные признаки технологий: системность, концептуальность, законосообразность, гарантированность результата, воспроизводимость, алгоритм ичность, оптимальность.
Классификация педагогических технологий.
Признак для классификации. | Группы технологий. |
По сфере применения. | Технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления. |
Признак для классификации. | Группы технологий. |
По масштабу использования. | Общие и частные. |
По новизне. | Традиционные и новые. |
По характеру взаимодействия педагога и ребенка. | Воздействия, взаимодействия, сопровождения. |
По типу педагогического процесса. | Догматические, формально-репродуктивные, сущностно-репродуктивные, продуктивные, субъектно-ориентированные. |
Общая. | объектно-ориентированная технология. |
Этапы. | Краткая характеристика. |
Самодиагностика. | Осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Что нс знаю?», «Что не умею?» и т. д. |
Самоанализ. | Поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и др. |
Самоопределение. | Постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения: «К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?». |
Самореализация. | Самостоятельный поиск учащимися способов решения поставленных задач, принятие самостоятельных решений и их реализация. |
Самооценка. | Сопоставление достигнутого результата с планируемым, выявление и обоснование причин успехов и недостатков. |
Самоутверждение. | Вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия. |
Признаки субъектно-ориентированной технологии.
проявление и развитие индивидуальности, личности ребенка; |
возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности; |
самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения; |
предоставление ребенку права выбирать теми, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности; |
удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами; |
рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности; диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося. |
Взаимосвязь понятий: «технология» и «методика»
Вариант взаимосвязи. | Обоснование. |
«Технология» и «методика» — понятия идентичные | Рассмотрение технологии как системы способов, позволяющей решать определенные учебные и воспитательные задачи и реализовывать содержание обучения и воспитания. |
«Технология» — более широкое понятие, чем «методика» | Осознание, что технология тиражируема, одна и та же технология может быть использована при изучении различных дисциплин; разные методики в своей основе будут иметь одну и ту же технологию. |
«Технология» — более узкое понятие, чем «методика | Рассмотрение технологии как «составной части методики, ее воспроизводимое ядро» (Е. В. Титова). |
Взаимосвязь понятий: «технология» с категориями
Вариант взаимосвязи. | Примеры. |
Технология реализуется с помощью различных форм и методов | Проектная деятельность предполагает использование методов беседы, дискуссии, создание проблемной ситуации, групповой работы и др. «Запуск проекта» может начинаться на уроке, а его итоги могут быть подведены на общем сборе коллектива. |
Форма реализуется с использованием различных технологий | Урок может сочетать использование технологий проблемного обучения и учебной дискуссии. На классном часе может использоваться технология дискуссии, игровая технология, технология целеполагания. |
Метод или форму можно представить технологично | Метод дискуссии, экскурсию, этическую беседу можно представить технологично. |
_ «метод» н «форма»_