Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования мы выявили необходимость усиления акцента на такой проблеме, как взаимосвязь между индивидуальным жизненным смыслом и социальным статусом личности. Особенно это касается ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы пришли к выводу, что одной из важнейших компетенций человека, воспитание которой надо начинать уже в детстве, является личностное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Концептуальные основы развития воспитательной системы образовательного интернатного учреждения
    • 1. 2. Сущностный и содержательный анализ ключевых понятий исследования
    • 1. 3. Специфика управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения
  • Выводы к 1 главе
  • Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 2. 1. Моделирование воспитательной системы образовательного интернатного учреждения инновационного типа
    • 2. 2. Внутреннее управление развитием компонентов воспитательной системы интернатного учреждения
    • 2. 3. Диагностика развития воспитательной системы интернатного учреждения
    • 2. 4. Результаты апробации модели управления развитием воспитательной системы инновационного интернатного учреждения
  • Выводы ко 2 главе

Управление развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом с необходимостью актуализирует внимание и к проблемам социального сиротства. Деформация нравственных ценностей, распространение пьянства, жестокости и насилия в семье — все эти дегуманизирующие факторы повлекли за собой рост числа родителей, лишенных родительских прав, а соответственно и детей, вынужденных воспитываться в детских домах и школах-интернатах.

Несмотря на то, что сегодня существует довольно широкая правовая база по защите интересов детей, нуждающихся в государственной поддержке, традиционная политика воспитания в интернатных учреждениях оказалась малопродуктивной: в них царит взаимное неприятие детей и взрослых, повышенная тревожность, конфликтность. Повсеместное декларирование духовного и нравственного возрождения, подлинно демократических и гуманистических ценностей национального и общечеловеческого значения не дали оснований для утверждения в воспитательной работе в детском доме отношений, предписывающих воспитанникам роль активных субъектов социальной жизни, саморазвития и самоопределения. Выпускники детских домов и школ-интернатов в результате оказываются не подготовленными к выполнению ими социальных ролей в системе общественных отношений. Для того, чтобы идеи о самореализующемся субъекте, способном к самостоятельному и ответственному выбору действия, независимой позиции, к свободному проявлению не остались как прежде на уровне декларации, нужна иная практика воспитания.

Смысл изменения воспитания — в его гуманизации, — отмечается в «Концепции воспитания школьников в современных условиях», — когда в совершенствовании человека видят цель общественной жизни, когда развитие личности не загнано в прокрустово ложе «социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида видят не «ведомым», «управляемым», а творцом самого себя, своих обстоятельств" (109, с. З).

Утверждение гуманистического воспитания сопряжено с трудностями, связанными с распространенностью в среде воспитателей устойчивых стереотипов отношения к ребенку как к объекту педагогического воздействия. С другой стороны, вряд ли есть необходимость доказывать растущую потребность общества в педагогах гуманистической ориентации, которые способны оказать ребенку помощь в процессе его творческой самореализации, в самоопределении и обеспечить защиту личности ребенка и его статуса в детской среде. В связи с этим поиск оптимальных путей гуманизации воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, встает в число первостепенных задач педагогической науки и практики.

Обострение проблем социального сиротства, рост числа несовершеннолетних бродяг и попрошаек делают особенно актуальной проблему расширения сети социальных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Таким образом, сегодня перед государством и обществом стоит задача — выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, тем самым компенсируя отсутствие родительской заботы. Все вышеизложенное актуализирует проблему создания гуманистических воспитательных систем в интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также эффективного управления развитием этих систем.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

В течение последних двух десятилетий многие аспекты создания и функционирования воспитательных систем исследовались под руководством Л. И. Новиковой. Особый интерес представляют исследования А. В. Гаврилина, В. А. Караковского, Ю. С. Мануйлова, С. Д. Полякова, Н. Л. Селивановой, Т. В. Цырлиной, Е. А. Ямбурга, В. В. Андреевой,.

A.И.Григорьевой, Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой, А. М. Си доркина,.

B.И.Семенова, П. Т. Ширяева и др. В последние годы внимание исследователей данной научной школы уделяется проблеме воспитательного пространства, введенного в научный оборот сравнительно недавно.

Изучению общих социальных проблем детей, воспитывающихся вне системы детско-родительских связей, анализу социально-педагогической специфики интернатных учреждений, организации образовательно-воспитательного процесса в детских домах и школах-интернатах посвящены работы И. А. Алемаскина, М. П. Араловой, И. П. Башкатова, Р. А. Валеевой, В. В. Комарова, Л. В. Кузнецовой, Ю. Е. Лапина, А. А. Лиханова, Н. В. Репиной, Д. Д. Рогожина, Е. М. Рыбинского, Е. В. Худенко и др. Общие закономерности психического и личностного развития учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражены в работах Н. М. Аскариной, С. А. Беличевой, Л. И. Божович, Л. Н. Галагузовой, И. А. Залысиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е. О. Смирновой, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферевой и др.

Особенности социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления отражены в работах Т. И. Агаповой, А. С. Белкина, Т. К. Большаковой, Ю. Г. Грачева, И. Ф. Дементьевой, В. И. Кавериной, А. А. Католикова, Л. С. Кочкиной, Б. А. Кугана, Л. И. Кундозеровой, Г. М. Сысоевой, Ю. О. Яблоновской, Л. Р. Ягудиной и др.- проблемы гуманизации воспитательного пространства детского дома исследованы Л. Г. Нуретдиновой.

Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные проблемам защиты детства и социально-педагогической поддержки детей и подростков (Л.Н.Антонова, А. В. Быков, И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, Е. Е. Чепурных, Т.И.Шульга).

Проблемы детской и подростковой дезадаптации нашли отражение в работах Б. Н. Алмазова, Р. А. Овчаровой, Е. А. Ямбургапути компенсации и коррекции — С. А. Беличевой, В. М. Миниярова, С. Г. Шевченкоинтеграции этих детей в общеобразовательную среду — Г. Ф. Кумариной, Л. Н. Винокурова.

Проблемы реабилитации детей в различных аспектах: медицинском, психологическом, социально-педагогическом, общепедагогическом рассматривали Н. Б. Алмазов, Н. П. Вайзман, А. В. Гордеева, Е. А. Горшкова, М. А. Жданова, Н. С. Морова, В. В. Морозов, С. А. Расчетина, Г. И. Репринцева и др.

Для нашего исследования особое значение имели труды ученых и специалистов по общим вопросам управления современным образованием (Абгарян Э.А., Андреев Э. М., Асмолов А. Г., Габдуллин Г. Г., Давыденко Т. М., Кондаков М. И., Кочнева Л. П., Лазарев B.C., Поташник М. М., Селезнева Н. Т., Семенов В. П., Сластенин В. А., Струмилин С. Г., Суворинов А. В., Тихонов А. Н., Шибанова Н. Н., Шакуров Р. Х., Шамова Т. И., Фишман Л.И.), исследования по вопросам качества образования, а также управления качеством в образовательных системах (Андреев В.И., Беспалько В. П., Вазина К. Я., Кальней В. А., Панасюк В. П., Скок Г. Б., Субегго А. И., Титова Е. В., Третьяков П. И., Шамова Т. И., Шишов С.Е.).

В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет монографического исследования теории и практики управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения инновационного типа, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную базу.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социальному становлению подрастающего поколения, к решению проблем социального сиротства, с одной стороны, и консерватизмом и инертностью педагогических систем образовательных учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов управления развитием воспитательных систем интернатных учреждений, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий и исследовательской установки диссертанта на поиск путей и способов их разрешения определена проблема организационно-педагогического обеспечения процесса управления развитием воспитательной системы интернатного образовательного учреждения инновацционного типа. В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Управление развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения».

Объект исследования — процесс создания и функционирования воспитательной системы интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования: модель управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения на этапе ее становления.

В этой связи цель исследования состояла в теоретической разработ ке, научном обосновании и апробации на практике модели управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения инновационного типа.

Гипотеза исследования. Эффективность управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения инновационного типа может быть повышена и стать более адекватной потребностям современной практики, если:

— цели педагогических инноваций, определяющих тип интернатного учреждения (детский дом-школа) и структуру управления в нем соответствуют потребностям целостного развития, социально-педагогической реабилитации и личностного роста воспитанников;

— функционирование системы обеспечивается через управление вертикального типа (совещание при директоре, внутренний контроль), коллегиальное управление (совет учреждения, педагогические советы) с использованием детского самоуправления, общественное управление (использование общественного мнения при принятии управленческих решений — Попечительский совет, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями, специалистами);

— создается система взаимодействия и сотрудничества субъектов всех управленческих уровней по вертикали и по горизонтали для интеграция компонентов воспитательной системы детского дома-школы в целостный механизм;

— организуется постоянная работа творческих групп по разработке и введению новых проектов;

— в воспитательном процессе используются деятельностные методы и инновационные технологии воспитания, реализующие требования личност-но-ориентированного педагогического процесса;

— организуется систематическая диагностика характера межличностных взаимоотношений в учреждении, личностного роста, социальной и коммуникативной компетентности воспитанников.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

1. Раскрыть концептуальные основы развития воспитательной системы образовательного интернатного учреждения.

2. Выявить и обосновать специфику управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения.

3. Раскрыть содержание и средства управления развитием воспитательной системы интернатного учреждения инновационного типа.

4. Обобщить опыт апробации разработанной модели управления развитием воспитательной системы инновационного интернатного учреждения.

Методологической основой исследования являются идеи демократизации и гуманизации образованияобщедиалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего, единства преемственности и поступательности (традиции и новации) — системный подход к изучению управленческих и педагогических процессовтеория системтеория информации.

Исследование базируется на следующих концепциях и идеях:

• теоретических положениях о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Г. И.Щукина);

• теории гуманизации образования (Р.А.Валеева, Л. А. Волович, З. Г. Нигматов, Г. В. Мухаметзянова, Т. В. Шуртакова и др.);

• теоретико-методологических основах социального управления (В.Г.Афанасьев, М. К. Бочаров, Д. М. Гвишиани, Т. И. Заславская, Г. Х. Попов, А. И. Пригожий, А. М. Омаров, Э.Г.Юдин) и менеджмента (М.Альберт, М. Вудкок, М. Х. Мескон, Ф. А. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Д. Френсис, Ф. Хедоури, Г. Эмерсон);

• теориях управления школой (Г.Г.Габдуллин, Т. М. Давыденко, М. И. Кондаков, Л. П. Кочнева, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Н. Т. Селезнева, В. А. Сластенин, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова, Л.И.Фишман) и воспитательной системой школы (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова);

• социально-педагогических концепциях взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Б.З.Вульфов, А. С. Макаренко,.

A.В.Мудрик, С. Т. Шацкий, Г. Н.Филонов);

• теории личностно-ориентированного и деятельностного подхода к воспитанию (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Богданова, З. И. Васильева, В. А. Сластенин, Н. М. Таланчук, И. Ф. Харламов, Н.Е.Щуркова).

• теории гуманистических воспитательных систем и воспитательного пространства (Р.А.Валеева, И. Д. Демакова, Л. И. Новикова,.

B.А.Караковский, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова, Т. В. Цырлина и др.);

• теории системного подхода (В.Г.Афанасьев, Э.Г.Юдин).

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. Использован комплекс методов теоретических и эмпирических исследований. В их числе — теоретические: ретроспективный анализ, систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнениеэмпирические: изучение и обобщение передового педагогического и управленческого опыта, социально-педагогический эксперимент, включающий наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, диагностические методы.

Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факторы и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных и качественных показателях.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно с 2000 по 2004 год на базе интерната № 1 г. Отрадного Самарской области (с 2002 года — детского дома-школы г. Отрадного), Сыз-ранского детского дома, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Самары, Лаишевского детского дома Республики Татарстан.

На первом (поисково-теоретическом) этапе (2000;2001 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, социологической литературеопределялся объект, предмет, научный аппарат и база исследованияобобщался полученный материал, разрабатывались методики опытно-экспериментального исследования.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2001;2002 гг.) приводились в систему перспективные идеи развития воспитательной системы интернатного учреждения, разрабатывалась концепция инновационного интернатного учреждения — детского дома-школы г. Отрадного Самарской областипроводилась проверка гипотезы исследованияосуществлялось внедрение разработанной модели управления развитием воспитательной системы детского дома-школы.

На третьем (обобщающем) этапе (2003;2004 гг.) проводилась систематизация и обработка результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Осуществлен целостный подход к моделированию воспитательной системы образовательного интернатного учреждения инновационного типа, который заключается в комплексном рассмотрении проблем обеспечения социальной защиты, психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Теоретически обосновано и практически осуществлено проектирование воспитательной системы инновационного интернатного учреждения — детского дома-школы на концептуальном и структурном уровнях.

3. Разработана модель управления развитием воспитательной системы детского дома-школы в совокупности ее цели, задач, принципов, функций, содержания, средств, педагогических условий и критериев эффективности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1. Теоретически углублены представления о специфике управления воспитательной системой образовательного интернатного учрежденияуточнены функции управления воспитательной системой интернатного учреждения: компенсирующая, реабилитационная, педагогической поддержки, преодоления трудностей социализации и адаптации детей-сирот, защиты и охраны прав детей.

2. Выявлено и раскрыто содержание управления развитием воспитательной системы интернатного учреждения инновационного типа на этапе становления: моделирование системы, организация совместной деятельности и общения детей и взрослых, регулирование возникающих внутриколлек-тивных отношений.

3. Раскрыты и обоснованы средства управления развитием воспитательной системы интернатного учреждения инновационного типа: вариативное комплектование групп воспитанниковорганизация быта и режима дня воспитанниковобеспечение социальных гарантий и защита прав воспитанниковразвитие детского самоуправленияорганизация рабочих мест для воспитанников в соответствии с их интересами и возможностями, с реальной заработной платойорганизация дополнительного образования детейсоциально-реабилитационная помощь детям «группы риска», внутренний контроль деятельности участников учебно-воспитательного процесса.

4. Обоснована совокупность педагогических условий эффективного функционирования модели управления развитием инновационного интернатного учреждения — детского дома-школы на этапе ее становления:

— соответствие целей педагогических инноваций, определяющих тип интернатного учреждения (детский дом-школа) и структуру управления в нем, потребностям целостного развития, социально-педагогической реабилитации и личностного роста воспитанников;

— обеспечение функционирования системы через управление вертикального типа (совещание при директоре, внутренний контроль), коллегиальное управление (совет учреждения, педагогические советы) с использованием детского самоуправления, общественное управление (использование общественного мнения при принятии управленческих решений — Попечительский совет, взаимодействие с общественными организациями, учреждениями, специалистами);

— взаимодействие и сотрудничество субъектов всех управленческих уровней по вертикали и по горизонтали для интеграции компонентов воспитательной системы детского дома-школы в целостный механизм;

— организация постоянной работы творческих групп, введение новых проектов;

— использование в воспитательном процессе деятельностных методов и инновационных технологий воспитания, реализующих требования личност-но-ориентированного педагогического процесса;

— организация систематической диагностики характера межличностных взаимоотношений в учреждении, личностного роста, социальной и коммуникативной компетенции воспитанников.

Практическое значение исследования заключается в том, что основные теоретико-методологические положения диссертации были экспериментально использованы на практике и дали положительные результаты. Полученные в диссертации выводы и рекомендации, а также собранные автором материалы могут быть использованы: в практике законотворческой и исполнительской деятельности в контексте управления процессом развития воспитательной системы интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейдля дальнейших исследований проблем социально-педагогической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Результаты исследования позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о воспитательной системе интернатного учреждения и механизмах ее моделированияобогащают соответствующие разделы курса педагогики: «Теория и методика воспитания», «Управление образовательными системами», «Социальная педагогика» и могут быть использованы преподавателями педагогических учебных заведений при подготовке студентов по специальности 31 300 — Социальная педагогика.

Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, рациональным сочетанием теоретического экспериментального исследования, непротиворечивостью исходных теоретических положений, практическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы, j/^ На защиту выносятся:

1. Концепция развития воспитательной системы интернатного образовательного учреждения.

2. Специфические функции управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения: компенсирующая, реабилитационная, педагогической поддержки, преодоления трудностей социализации и адаптации детей-сирот, защиты и охраны прав детей.

3. Содержание и средства управления развитием воспитательной системы инновационного интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на этапе ее становления.

4. Модель управления развитием воспитательной системы интернатного учреждения инновационного типа — детского дома-школы.

5. Организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели управления развитием образовательного интернатного учреждения.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях (2000;2004 гг.) — на региональных семинарах руководителей интернатных учреждений (2000;2004 гг.) — на областных сессиях работников системы педагогического образования (2000;2004 гг.) — Всероссийской конференции «Социальное проектирование: общественные организации в системе воспитания образовательного учреждения» (г.Тула, 2003 г.) — Международной конференции «Педагогика Януша Корчака и современные проблемы воспитания» (г.Казань, 2003 г.). Проект «Детская биржа труда» получил лауреатскую премию на Всероссийском образовательном форуме «Ярмарка педагогических идей» (г.Отрадный Самарской области, 2003 г.). Диссертация является итогом практической педагогической работы диссертанта в должности заместителя директора детского дома-школы г. Отрадного.

Структура диссертации. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, 2 глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Выводы к главе 2.

1. Исходя из современных образовательных реалий в России, мы видим, что в стратегиях педагогического проектирования значительный удельный вес составляет их социальная сторона. В их основе лежит прежде всего личность воспитанника и его свободный выбор. Все это и обусловливает основное направление образовательной политики инновационных интернатных учреждений, в частности, детского дома-школы г. Отрадного. Продуманная организация создания инфраструктуры данного ОУ (директораты, финансовая служба, служба внутреннего контроля, медицинская служба, ресурсный центр, Центр реабилитации детей, злоупотребляющих ПАВ, административно-хозяйственная служба и т. д.) позволила придать ему интегративный, многофункциональный характер.

2. План развития Детского дома-школы, расписанный по трем основным этапам, продемонстрировал свою состоятельность по определению основной педагогической цели данного ОУ, а именно: воспитание здоровых, активных граждан, патриотов своей страны, уверенных в своих способностях и убежденных в активной роли человека в преобразованиях. Определение приоритетных направлений воспитания в дальнейшем доказало целесообразность моделирования воспитательной системы детского дома-школы на основе интеграции всех воспитательных воздействий на ребенка в единый педагогический процесс.

3. В ходе исследования практической педагогической деятельности детского дома-школы мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом управления подобным типом ОУ является дивизиональная структура управления, основными показателями которой являются целостность и мобильность структурных подразделений, а также делегирование им права самостоятельного принятия управленческих решений в рамках их предметно-субъективных компетенций.

4. В процессе формирующего эксперимента мы пришли к следующему заключению. Чтобы устранить психологические последствия пребывания выпускников в детском доме-школе, выражающиеся, прежде всего, в их неготовности выстраивать дальнейшую линию своего развития, необходимо создать условия для вариативного подхода к комплектованию групп воспитанников. Для этого были созданы группы длительного пребывания и группы временного пребывания, подтвердившие целесообразность такого подхода, ибо условия, созданные в них, явились, по сути, системой стимулирования поведенческих проявлений, в основе которой лежит идея саморегуляции.

5. Созданная в воспитательном пространстве детского дома-школы педагогическая система по раскрытию у воспитанников творческого и личностного потенциала к самореализации показала, что это возможно лишь при соблюдении следующих требований:

— создание педагогической заботы на основе гуманистически мотивированной преобразовательной деятельности (одновременное включение в процесс воспитания общей деятельности и ее мотивации);

— организация деятельности только с учетом общественной значимости и интереса для каждой личности;

— организация в ОУ такой жизни воспитанников, чтобы каждый ощущал сопричастность к результатам общей деятельности и реально мог попробовать себя в различных социальных ролях и ситуациях.

6. При обосновании критериев оценки эффективности воспитательной системы мы исходили из положения, что цели, заложенные в основу образовательной деятельности, должны в конечном итоге дать свой адекватный результат. Таким образом, мы пришли к выводу, что степень приближения индивидуальных и социальных оценок воспитанников ОУ к модели выпускника, созданной на данном воспитательном пространстве, и должна являться показателем качества воспитательной системы этого учреждения.

7. В ходе исследования мы пришли к выводу, что сегодня обычные элементы стандартизации при оценочном подходе к качеству воспитательных систем не отвечают современным педагогическим реалиям, поскольку они не носят подробного характера. В связи с этим, как нам представляется, должны иметь место дополнительные критерии, вытекающие из особенностей педагогического проектирования данного конкретного ОУ. А поскольку главным критерием мы считаем соответствие целеполагания ОУ реальным свойствам ее воспитательной системы и соответствие это проверяется самостоятельно, автономно самим учреждением, то стандартом в этом случае уже будет являться сам факт наличия качественно проведенной самооценки.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило возможность реализации идеи о том, что эффективность управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения инновационного типа будет повышена, если цели педагогических инноваций, определяющих организационные формы данного типа ОУ и структуру управления в нем, будут соответствовать потребностям целостного развития, социально-педагогической реабилитации и личностного роста воспитанников.

Изучение проблемы исследования подтвердило также выдвинутое предположение о том, что главной целью учебно-воспитательного процесса должно стать создание такого образовательно-развивающего пространства, где каждый ребенок хотел, умел и любил учиться, совершенствуя себя.

Данное исследование позволило сделать следующие общие выводы: 1. На основе специального исследования мы выявили правомерность совокупности педагогических условий для эффективного функционирования модели управления развитием детского дома-школы на этапе его становления, в частности таких, как: обеспечение функционирования системы через управление вертикального типа (директораты), коллегиальное управление (совет учреждения, педсоветы) с использованием детского самоуправленияинтеграция компонентов воспитательной системы детского дома-школы в целостный механизморганизация систематической диагностики характера межличностных взаимоотношений в данном ОУ, а также личностного роста, социальной и коммуникативной компетенции воспитанников и т. д.

2. Как показывает социологический анализ, а также наблюдения за судьбами выпускников ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до сих пор имеет место тенденция отстранения интернатных учреждений от личностных проблем своих воспитанников. Эта ситуация в ряде случаев обостряется тем, что под воспитанием в подобных типах учреждений понимается не педагогическая поддержка, а подавление личности и воздействие на нее. Это определило необходимость изменения концептуальных подходов к организации процесса воспитания и социализации детей-сирот в интернатных учреждениях в сторону целостности педагогического процесса, гуманизации образования, концепции взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности, личностно-ориентированного и деятельностного подхода к воспитанию.

3. Исходя из актуальности проблемы педагогической науки и практики, коей является проблема развития личности, творчески мыслящей и способной к позитивному преобразованию окружающей среды, мы пришли к выводу о необходимости перестройки работы в ОУ интернатного типа в соответствии с изменившимися условиями. Как показал ход исследования, только многофункциональность, гибкость, открытость и динамичность развития позволит учреждениям интернатного типа решать в современных условиях совместно с другими социальными институтами, занимающимися вопросами воспитания детей, основную задачу — воспитание активной, социализированной личности.

4. Принимая во внимание важнейшее условие дальнейшего демократического развития России — укрепление гражданского общества и развитие правового государства — мы пришли к выводу, что необходимо создавать условия для приобретения необходимых для этого навыков, моделей поведения и опыта решения проблем в социальной, духовно-нравственной и других сферах. И первой ступенью, на наш взгляд, в вопросах приобретения ключевых компетенций должны стать, прежде всего, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии, особенно когда это касается воспитательной системы ОУ интернатного типа. Анализ результатов формирующего эксперимента в детском доме-школе убедительно показал, что только здоровый, морально и психологически устойчивый человек быстрее усвоит необходимые продуктивные компетенции, а значит, для него менее болезненным будет процесс адаптации в обществе. Таким образом, как показывает действительность, целью воспитательной системы ОУ интернатного типа должно стать воспитание здоровых, активных граждан, способных продолжать развитие идей и взглядов в различных сферах жизни общества.

5. Принимая во внимание условное разделение концепций гуманистического воспитания по их культурологической и аксиологической парадигме, мы пришли к выводу, что второй подход — аксиологический — наиболее подходит к личностно-ориентированному образованию, поскольку сутью его является положение о том, что человек и социальное развитие имеют неразрывную связь. И с точки зрения аксиологического аспекта в контексте исследуемой проблемы социализацию воспитанника необходимо рассматривать как процесс адаптации и интеграции в обществе, а также в качестве его саморазвития и самореализации. Это, в свою очередь, приводит к поиску цели воспитания, которой, на наш взгляд, и является достижение личностью его самости (или субъективности) и достоинства. В связи с этим развитие личности подрастающего человека в общей системе образования и, в частности, в условиях интернатного учреждения обуславливает требования к воспитательной системе данного ОУ, которые заключаются в обеспечении условий для свободного развития личности. Среди этих условий, помимо других, мы бы выделили в первую очередь такие: личность и деятельность воспитателя, его профессиональная компетентностьвключение воспитанника в активную деятельность сообщества, организация деятельности самих сообществ на основе общих интересов и уважения к индивидуальности каждого.

6. В ходе исследования мы выявили необходимость усиления акцента на такой проблеме, как взаимосвязь между индивидуальным жизненным смыслом и социальным статусом личности. Особенно это касается ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы пришли к выводу, что одной из важнейших компетенций человека, воспитание которой надо начинать уже в детстве, является личностное целеполагание (умение ставить перед собой задачи достижения и стремление к их решению). А поскольку воспитанник является частью группы (в условиях детского дома-школы это неизбежно), то мы имеем соотношение двух субъектов: субъекта-личности и коллективного субъекта. Так вот это соотношение индивидуальности и динамической структуры коллектива, иначе говоря, личностных и общественных смыслов и целей в системе образования должно регулироваться в процессе педагогического проектирования. В ходе эксперимента мы выявили возможность превращения общих целей, отраженных в педагогическом проектировании в новые цели-мотивы для индивида. Таким образом, целеполагание становится важнейшей функцией управления развитием воспитательной системы интернатного учреждения, принимая во внимание его личностно-ориентированный характер.

7. Исходя из сущности эффективного развития воспитательной системы (1 — синхронизация развития всех ее отдельных частей- 2 — наделение всех участников учебно-воспитательного процесса субъектной позицией- 3 -максимальное использование возможностей данного воспитательно-развивающего пространства для подготовки ребенка к реальной жизни), была определена инновационная образовательная модель детского дома-школы (цель, образ будущего ОУ, программа действий, приоритетные проблемы, кадровое обеспечение и т. д.). В ходе формирующего эксперимента нами был выделен комплекс качеств, способствующий жизнеустойчивости данной воспитательной системы, к которым мы отнесли: целостность системы (единство, совокупность и согласованность всех структурных подразделений) — реалистичность воспитательной системы (соответствие между планируемыми целями и наличием средств их достижения) — рациональность (выработка целей и способов их достижения для получения максимального результата) — актуальность (выбор наиболее приоритетной проблемы на сегодняшний день) — прогностичность системы (способность системы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям) — контролируемость (реальное получение результатов на каждом этапе развития системы). Выше изложенное привело нас к выводу, что эффективное развитие воспитательной системы будет иметь место тогда, когда она будет представлять собой феномен самоорганизующейся системы.

8. Исходя из особенностей воспитательной системы ОУ интернатного типа, связанной прежде всего с особой категорией детей (дети «группы риска» и т. д.), мы пришли к выводу, что при управлении этой системой наибольший удельный вес занимает корректирующее управление (направленное на включение ребенка в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции). Именно в этом аспекте управления проявляются функции, специфические для детского дома-школы, коими являются: компенсирующая, реабилитационная, педагогической поддержки, преодоления трудностей социализации и адаптации детей-сирот, защиты и охраны прав детей. Каждая из этих функций имеет свою направленность и дальнейшее развитие. В частности, реализация реабилитационной функции управления воспитательной системой неизбежно приводит к созданию на образовательном поле интернатного ОУ реабилита-ционно-воспитательного пространства. Именно на нем, как нам представляется, в условиях замещения семьи на детский дом-школу наиболее продуктивно происходит формирование ориентированной основы поведения и деятельности детей-сиротименно здесь на основе сочетания социальных и ценностных отношений возможно более полное обеспечение позитивного социального становления воспитанника.

9. На основе исследования нами была сформулирована модель воспитательной системы Детского дома-школы, содержанием которой является развивающийся единый педагогический процесс, направленный на реабилитацию, воспитание и развитие детей-сирот. Технологическая составляющая этой модели выглядит следующим образом. В цели моделирования был заложен интегративный многофункциональный характер, основанный на принципах целенаправленности, иерархичности организации, эвристичности деятельности и вероятностного прогнозирования. В педагогическом компоненте были представлены этапы: планирования (ценностно-целевой аспект), реализации модели (содержательно-процессуальный аспект), оценивания, коррекции, реконструирования. В компонент критериальной валидности мы вложили критерий факта (личностные достижения воспитанников) и критерий качества (рост показателей социальных, коммуникативных компетенций воспитанников, компетенции саморазвития).

В ходе формирующего эксперимента данная воспитательная модель доказала свою состоятельность, поскольку в силу своего педагогического потенциала она способна обеспечить социальную защиту, психолого-медико-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников.

10. Анализ педагогической деятельности на образовательном пространстве Детского дома-школы доказал, что ОУ успешно вступило в период продуктивного развития, повлекшего за собой существенные изменения материальной базы и кадрового состава, что, в конечном счете, позволило определить приоритетность создания единой реабилитационно-воспитательной среды как для социальной адаптации ребенка, так и для формирования его готовности к самоопределению и стремлению к самосовершенствованию. Таким образом, управленческие задачи на этой стадии были полностью решены, что доказывает правильность разработки программы развития Детского дома-школы, в результате чего были сформулированы наиболее значимые концептуальные черты целостной воспитательной системы инновационного ОУ интернатного типа, построенного на комплексном подходе и открытого для дальнейшего социального партнерства.

11. Исходя из выше изложенного, мы приходим к следующему общему выводу. Сформулированная в ходе педагогической деятельности и апробированная в процессе становления модель управления развитием воспитательной системы инновационного ОУ интернатного типа продемонстрировала свою жизнеустойчивость и эффективность прежде всего качеством своего функционирования. Четко продуманная цель и органично вытекающие из нее задачи, соблюдение педагогических принципов и учет педагогических условий, стройная структура и многогранное содержание, а также использование продуктивных средств организации жизнедеятельности воспитанников дает основание говорить о целесообразности применения представленного варианта управленческой модели по эффективному функционированию воспитательной системы интернатного образовательного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. -М.:Наука, 1984.-285 с.
  2. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Кемерово, 1995. — 53 с.
  3. Актуальные проблемы социального воспитания / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. М.:АПН СССР, 1990. — 168 с.
  4. Д. Детский дом? Нет! Детская деревня // Культура.- 1995.- 11 февраля
  5. JI.B. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. 2000. № 6. — С. 47−52.
  6. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.:Амонашвили, 1996. 494 с.
  8. С.А. Медицинские проблемы здоровья и оздоровления воспитанников детских домов // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. М., 1992. Вып.2.- С.38−45
  9. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-519 с.
  10. И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом. — 1928. № 1.-С. 35−39.18. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. -382 с.
  11. В.Г. Программно-целевое планирование и управление. -М., 1990.- 127 с. 2 0. Бабкин Н. И., Иванов Д. Е., Толстое Н. С. Проблемы управления образованием: Учебное пособие. Чебоксары: Чувашский РИПКРНО, 1993.-116 с.
  12. М.: Экономика, 1997. 150 с. 4 2. Вершигора Е. Е. Менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 282 с. 4 3. Вилькеев Д. В. Психология обучения и воспитания. -Казань: Изд-во
  13. Рыбинский. М., 1999. — 52 с. 4 7. Володина И. Н. Облегчим сиротскую долю // Социальная защита. -1993.-№ 6.- С.71−734 8. Вопросы воспитания: системный подход / Под общ. ред.
  14. Л.И. Новиковой. -М.: «Прогресс», 1984.- 135 с. 49. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.1. М.:Инноватор, 1996. 76 с. 5 0. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Ива-нова.-М.:ТОО «Транссервис», 1996. 109 с.
  15. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Ка-заныКГПУ, 1990.-20 с.
  16. А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем.- Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 1998.- 208 с.
  17. JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6. — С. 17−25.
  18. Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа.- М. .'Просвещение, 1984.- 143 с. 68. Гербеев Ю. В., Виноградова А. А. Система воспитательной работы в детском доме: Пособие для воспитателей. М.:Просвещение, 1984. — 140 с.
  19. В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. М.:Новая школа, 2001. — 176 с. 7 0. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: от теории к практике. -М.: Академия, 2001. 212 с.
  20. Д.В. и др. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: Пособие. — Тула, 2002. 44 с. 7 2. Грошева Е. А. Недостроенный ковчег: (Опыт создания семейного детского дома). Шадринск, 1994. — 90 с.
  21. Гуманизация воспитания в современных условиях. М.:УВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с. 7 4. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). М.:Педагог.общество России, 1998.-336 с.
  22. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с.
  23. Детский дом на рубеже веков: Сб. материалов IV Всероссийских Католиковских педагогических чтений.- М., 2001. — 240 с.
  24. М.А. Детский приют: опыт организации (в Санкт-Петербурге) // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования .- М., 1995. С. 206−210.
  25. Г. А. Психологические проблемы содержания детей в дет.домах // Теория и практика социальной работы: Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. — С. 86−90
  26. О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей.- М.:Интерпракс, 1994.-208 с.
  27. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.- Минск: Народная асвета, 1969. 237 с. 103. Комаров В. В. Детское счастье. Кто против? Заметки директора детского дома. Самара: Издательский дом «Агни», 2003. — 96 с.
  28. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Ши-пицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 108 с.
  29. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск: ЧГПИ, 1978. — 102 с.
  30. М.:ИТПиМИО РАО, 1993. 20 с.
  31. Концепция помощи детям и подросткам. // Вестник образования. -1993. № 10.- С. 67- 77.
  32. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.:ИТПИМИО, 1993. 135 с.
  33. Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики //Свободное воспитание.- 1993.- Январь-февраль.- С.20−24.у
  34. Я. Избранные педагогические произведения,-М.:Просвещение, 1966. 470 с.
  35. Я. Избранные педагогические произведения.-М. :Педагогика, 1979. ХХП, 474 с.
  36. Я. Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится. М. Российское общество Я. Корчака, 1994. — 80 с. 117. Кораблева Г. В. Инновационные изменения в структуре сети общеобразовательных школ (на примере Уральского региона) г
  37. Регионология. 200. — № 2. — С.196−202
  38. Л. Дом детства это детства дом: (Из опыта работы Новокузнецкого дома детства по воспитанию и обучению детей-сирот) //Народное образование. — 1993. — № 5.-С. 51−57
  39. В. Януш Корчак. М.:Просвещение, 1991. — 190 с.
  40. М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива.- М.: Просвещение, 1984. 96 с.
  41. К.М. Социальный эксперимент «семейный дет.дом»: (Усть-Нерский дет. дом) // Народное образование Якутии. -1992.-№ 2.-С .68−71
  42. К.М., Яковлева А. А. Тойбохойский детский дом. Якутск, 1993.-63 с.
  43. Н.Ю. Инновационный менеджмент. Под ред. Д. С. Львова. -М.:Ступень, 1996.-315 с.
  44. Н.К. К вопросу о детских домах // На путях к новой школе. 1924. № 6. — С. 1−9.
  45. А.А. Недетские заботы Детского фонда. М.: Дом, 1997. — 208 с.
  46. Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  47. А.С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7 т.- М., 1957.- Т.4.- С.341−428.
  48. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5.- С.227−322.134. Макаренко А. С. О моем опыте // Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5, С.251−277.
  49. А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5.- С.103−224.
  50. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.:Педагогическое общество России, 2001. — 63 с.
  51. Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1992.-315 с. 138. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.:НИИ ТОИП РАО, 1996.- 240 с.
  52. Моделирование воспитательных систем: теория практике: сборник научных статей / Под ред. Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой. — М., 1995.- 144 с.
  53. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001.-160 с.
  54. А.В. Общение в процессе воспитания. М.:Педагогическое общество России, 2001.- 320 с.
  55. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.-М.:Просвещение, 1991.- 126с.
  56. З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс.- Казань: ИССО РАО, 1998.- 130 с.
  57. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. -Казань :Таткнигоиздат, 1996. 182 с.
  58. А.М. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы наследия, векторы развития. М.:Эгвес, 2000. — 272 с. 14 6. Новиков В. В. Психологическое управление в крупном обществе- -СПб.: Алетейя, 1999. 352 с.
  59. Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории).- М.:Педагогика, 1978. 144 с.
  60. Р.В. Справочная книга социального психолога. — М., 1996.-90 с.
  61. О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств: Приказ МО РФ от 25.07.94 г. № 285 // Вестник образов. 1994. — № 12. -С. 32−33.
  62. О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приказ МО РФ и МЗ РФот 5 ноября 1992 г. № 404/285 // Вестник образования. -1993 .-№ 5 .-С. 1720.
  63. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
  64. Федеральный закон от 3. 07. 98 г. // Вестник образования. 1999. № 8. -С. 15−28.
  65. Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика.-1993.- № 4.- С.21−26.
  66. Особенности воспитательной работы в детском доме: Методические рекомендации -М.:НИИ школ MHO РСФСР, 1990. 35 с.
  67. О создании научно-методического совета по социально-психологической реабилитации детей, нуждающихся в помощи государства: Приказ МО РФ от 3.11.94. № 424 // Вестник образования. -1995.-№ 1.-С. 68−69.
  68. О фактах нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Инструктивное письмо МО РФ от 27.12.96. № 15 / 383−6 //Частная школа. 1997. № 2. — С. 109 — 110
  69. А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. Учебно-методическое пособие. М., 2001. — 120 с.
  70. Положение детей в СССР: Состояние. Проблемы. Перспективы / Под ред. А. А. Лиханова. М.: ДОМ, 1990. — 120 с.
  71. Положение детей в Российской Федерации. 1992 г.: Социальный портрет / Под ред. Е. М. Рыбинского. М., 1993. — 96 с.
  72. Положение о Научно-методическом совете по социально-психологической реабилитации детей, нуждающихся в помощи государства //Вестник образования. 1995. — № 1. — С. 71−74
  73. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 20−26
  74. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль: ЯГПУ, 1997.- 196 с.
  75. A.M., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.77−81.
  76. А.М., Толстых Н. Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах (дошкольного и младшего школьного возраста). — М., 1986. 29 с.
  77. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. -2000. № 3. С.23−33.
  78. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иош-кар-Ола: Марийский институт образования, 1999. Ч. 2.- 96 с.
  79. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.:Институт развития личности, 1996. — 144 с.
  80. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ.- М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -480 с.
  81. А.И., Харитонов Г. В. Подари солнце: Повесть-хроника об интернатном детском доме в Иванове. Ярославль, 1989. — 285 с.
  82. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.- М.:Большая Российская энциклопедия, Т.1., 1993.- 608 с.
  83. Российские дети сегодня // Защити меня. — 1998. № 3. — С.2
  84. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  85. Е.М. Феномен детства в современной России //Педагогика.- 1996.- № 6.- С.14−18.
  86. Самоуправление воспитанников детских домов: Методические рекомендации /Автор-составитель Р. П. Ким. Ташкент: Узб. НИИ педагогических наук им. Т.Н.Кары-Ниязова, 1989.-57 с.
  87. Т.Я. и др. Здоровье воспитанников интернатных учреждений как медико-социальная проблема //Семейный детский дом: проблемы теории и практики М., 1992.- Вып. 2. — С. 32−37
  88. Сборник материалов из опыта работы по реализации федеральной программы «Дети-сироты» / Редактор-составитель Г. В. Семья М.: ТОО «СИМС», 1997. — 126 с.
  89. А.Е. Об особенностях профориентационной работы в условиях детского дома // Вопросы формирования основ педагогического мастерства будущего учителя. Иркутск, 1993. — Вып. 2. — С. 98−104.
  90. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. № 6. — С.42 — 462 001. — № 4. — С. 1419.
  91. В.П. Педагогический менеджмент. М.:Педагогическое общество России, 1992. — 427 с.
  92. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости.-КазаныКГУ, 1992.- 176 с.
  93. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1999. — 486 с.
  94. Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.- 26 с.
  95. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов Курган, ПО «Исеть», 1997. — 123 с. 202. Социальные проблемы сиротства: Сб. статей / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. М. .'Институт социологии РАН, 1992. — 156 с.
  96. В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам.-М.:МПУ, 1995.-320 с.
  97. Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. 2001. № 4. — С.14−19.205. Сухомлинский В. А. К вопросу об организации школ-интернатов // Советская педагогика. 1988. — № 12. — С.82−88
  98. В.А. Как воспитывать настоящего человека: Советы воспитателям. Минск: Народная асвета, 1978. — 288 с.
  99. В.А. Разговор с молодым директором школы.-М.:Просвещение, 1973. 208 с.
  100. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с. 212. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев: Рад. Школа, 1977. 382 с.
  101. Теория и практика воспитательных систем. В 2-х кн. /Под ред. Л. И. Новиковой.- М.:ИТПИМИО, 1994. Кн.1.- 143 е.- Кн.2. — 206 с.
  102. Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995.-№ 1.-С.76−83.
  103. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 1982. — С.111−121.
  104. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика 1991. — 188 с.
  105. Управление в образовании: проблемы и подходы: Практическое руководство / под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.: ИФ Сентябрь, 1995.-331 с.
  106. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.:Педобщество России, 1999. — 264 с.
  107. Управление качеством образования // Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. М.: «Школа «БАКАЛАВР», 2001. -252 с.
  108. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  109. Управление это наука и искусство: Сб. научных трудов // Отв. ред. Г. Л. Подвойский. -М.: Республика, 1992. — 349 с.
  110. В. Частный детский дом. Хорошо ли в нем? // Защити меня.-2001. № 1.-С.13−18.
  111. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 608 с. 23 6. Хузиахметов А. Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации. Казань.: Изд-во «Дело», 1997. — 225 с.
  112. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.- М.:Интерпракс, 1994. 160 с. 238. Цырлина Т. В. Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре XX века, — Курск: Изд-во КГПУ, 1999.- 196 с.
  113. Е.Е. От культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. № 5. — М.:Школа-Пресс, 1999. — С. 8.
  114. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.:Просвещение, 1990.208 с.
  115. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. — Барнаул М.: МГПИ, 1987.-136 с.
  116. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. — М.: АЛЛ ЦИТП, 1992. 64 с. (Библиотечка современной школы: проблемы руководства)
  117. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  118. Т.И., Конаржевский Ю. А., Нефедова К.А., Третьяков
  119. П.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. — М.: Педагогика 1991. 191 с.
  120. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. общество России, 1999. — 320 с. 24 6. Щукина Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности //Советская педагогика, — 1991,-№ 1.-С.50−54.
  121. С.М. Договор регулятор отношений педагога и ребенка как субъектов образовательного процесса // Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С.25−46.
  122. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991. -176 с. 24 9. Ямбург Е. А. Эта «скучная» наука управления. М.: Педагогика, 1992. — 176 с.
  123. А.А. О психолого-педагогических основах планирования жизнедеятельности детского дома // Директор школы. 1999. № 2. — С.12−16.
  124. А.А. Чтобы потеплели казенные стены: О совершенствовании образовательно-воспитательного процесса в условиях детского дома//Директор школы.- 1994.-№ 3.- С.38−46- -№ 4.-С.49−59.
  125. А.А. Детский дом готовит к жизни: (Дом детства для детей-сирот г. Канска Красноярского края) // Народное образование.- 1992.-№ 1.-С.7−11.
  126. М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1991. — 22 с.
  127. В.И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителей школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  128. Н.Ф. Становление и развитие гуманистических основ воспитания в советской школе (1917−1941 гг.): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Минск, 1982.- 16 с.
  129. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1992. -18 с. 257. Каверина В. И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Автореф. дис.. канд. фил. наук. М., 1997. -21 с.
  130. О.М. Педагогическая поддержка личности подростка: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Саратов, 1998.- 18 с.
  131. JI.C. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.
  132. .А. Управление социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. -18 с.
  133. Л.П. Порограммно-целевое моделирование организационно-педагогической структуры управления гимназией: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Казань, 2000. 22 с.
  134. В.И. Организационно педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки детства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 18 с.
  135. Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 16 с.
  136. Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000.- 19с.
  137. Л.П. Воспитание гуманистических отношений у младших школьников в условиях школы-интерната: Дис.канд.пед.наук. -М., 1978. 212 л.
  138. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989 гг.): Дис. докт.пед.наук. Казань, 1990. — 397 л.
  139. Л.Г. Гуманизация воспитательного пространства детского дома: Дис.канд.пед.наук. — Казань, 2000. 200 с.
  140. С.Н. Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми (в условиях детского дома): Автореф. дис. .канд.пед.наук.-М., 1995.- 16с.
  141. В.А. Социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе: Дис.канд.пед. наук. Ек-бург, 1993
Заполнить форму текущей работой