Управление развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения
Диссертация
В ходе исследования мы выявили необходимость усиления акцента на такой проблеме, как взаимосвязь между индивидуальным жизненным смыслом и социальным статусом личности. Особенно это касается ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы пришли к выводу, что одной из важнейших компетенций человека, воспитание которой надо начинать уже в детстве, является личностное… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
- 1. 1. Концептуальные основы развития воспитательной системы образовательного интернатного учреждения
- 1. 2. Сущностный и содержательный анализ ключевых понятий исследования
- 1. 3. Специфика управления развитием воспитательной системы образовательного интернатного учреждения
- Выводы к 1 главе
- Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- 2. 1. Моделирование воспитательной системы образовательного интернатного учреждения инновационного типа
- 2. 2. Внутреннее управление развитием компонентов воспитательной системы интернатного учреждения
- 2. 3. Диагностика развития воспитательной системы интернатного учреждения
- 2. 4. Результаты апробации модели управления развитием воспитательной системы инновационного интернатного учреждения
- Выводы ко 2 главе
Список литературы
- Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. -М.:Наука, 1984.-285 с.
- Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Кемерово, 1995. — 53 с.
- Актуальные проблемы социального воспитания / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. М.:АПН СССР, 1990. — 168 с.
- Акивис Д. Детский дом? Нет! Детская деревня // Культура.- 1995.- 11 февраля
- Алиева JI.B. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. 2000. № 6. — С. 47−52.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.:Амонашвили, 1996. 494 с.
- Ананьин С.А. Медицинские проблемы здоровья и оздоровления воспитанников детских домов // Семейный детский дом: проблемы теории и практики. М., 1992. Вып.2.- С.38−45
- Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-519 с.
- Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом. — 1928. № 1.-С. 35−39.18. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. -382 с.
- Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление. -М., 1990.- 127 с. 2 0. Бабкин Н. И., Иванов Д. Е., Толстое Н. С. Проблемы управления образованием: Учебное пособие. Чебоксары: Чувашский РИПКРНО, 1993.-116 с.
- М.: Экономика, 1997. 150 с. 4 2. Вершигора Е. Е. Менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 282 с. 4 3. Вилькеев Д. В. Психология обучения и воспитания. -Казань: Изд-во
- Рыбинский. М., 1999. — 52 с. 4 7. Володина И. Н. Облегчим сиротскую долю // Социальная защита. -1993.-№ 6.- С.71−734 8. Вопросы воспитания: системный подход / Под общ. ред.
- Л.И. Новиковой. -М.: «Прогресс», 1984.- 135 с. 49. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.1. М.:Инноватор, 1996. 76 с. 5 0. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Ива-нова.-М.:ТОО «Транссервис», 1996. 109 с.
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Ка-заныКГПУ, 1990.-20 с.
- Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем.- Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 1998.- 208 с.
- Галигузова JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6. — С. 17−25.
- Гербеев Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа.- М. .'Просвещение, 1984.- 143 с. 68. Гербеев Ю. В., Виноградова А. А. Система воспитательной работы в детском доме: Пособие для воспитателей. М.:Просвещение, 1984. — 140 с.
- Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. М.:Новая школа, 2001. — 176 с. 7 0. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: от теории к практике. -М.: Академия, 2001. 212 с.
- Григорьев Д.В. и др. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: Пособие. — Тула, 2002. 44 с. 7 2. Грошева Е. А. Недостроенный ковчег: (Опыт создания семейного детского дома). Шадринск, 1994. — 90 с.
- Гуманизация воспитания в современных условиях. М.:УВЦ «Инноватор», 1995. — 115 с. 7 4. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). М.:Педагог.общество России, 1998.-336 с.
- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 48 с.
- Детский дом на рубеже веков: Сб. материалов IV Всероссийских Католиковских педагогических чтений.- М., 2001. — 240 с.
- Ильенков М.А. Детский приют: опыт организации (в Санкт-Петербурге) // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования .- М., 1995. С. 206−210.
- Ключарева Г. А. Психологические проблемы содержания детей в дет.домах // Теория и практика социальной работы: Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. — С. 86−90
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей.- М.:Интерпракс, 1994.-208 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.- Минск: Народная асвета, 1969. 237 с. 103. Комаров В. В. Детское счастье. Кто против? Заметки директора детского дома. Самара: Издательский дом «Агни», 2003. — 96 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Ши-пицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 108 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск: ЧГПИ, 1978. — 102 с.
- М.:ИТПиМИО РАО, 1993. 20 с.
- Концепция помощи детям и подросткам. // Вестник образования. -1993. № 10.- С. 67- 77.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.:ИТПИМИО, 1993. 135 с.
- Корнетов Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики //Свободное воспитание.- 1993.- Январь-февраль.- С.20−24.у
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения,-М.:Просвещение, 1966. 470 с.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения.-М. :Педагогика, 1979. ХХП, 474 с.
- Корчак Я. Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится. М. Российское общество Я. Корчака, 1994. — 80 с. 117. Кораблева Г. В. Инновационные изменения в структуре сети общеобразовательных школ (на примере Уральского региона) г
- Регионология. 200. — № 2. — С.196−202
- Кочкина Л. Дом детства это детства дом: (Из опыта работы Новокузнецкого дома детства по воспитанию и обучению детей-сирот) //Народное образование. — 1993. — № 5.-С. 51−57
- Кочнов В. Януш Корчак. М.:Просвещение, 1991. — 190 с.
- Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива.- М.: Просвещение, 1984. 96 с.
- Кривогорницына К.М. Социальный эксперимент «семейный дет.дом»: (Усть-Нерский дет. дом) // Народное образование Якутии. -1992.-№ 2.-С .68−71
- Кривогорницына К.М., Яковлева А. А. Тойбохойский детский дом. Якутск, 1993.-63 с.
- Крулова Н.Ю. Инновационный менеджмент. Под ред. Д. С. Львова. -М.:Ступень, 1996.-315 с.
- Крупская Н.К. К вопросу о детских домах // На путях к новой школе. 1924. № 6. — С. 1−9.
- Лиханов А.А. Недетские заботы Детского фонда. М.: Дом, 1997. — 208 с.
- Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7 т.- М., 1957.- Т.4.- С.341−428.
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5.- С.227−322.134. Макаренко А. С. О моем опыте // Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5, С.251−277.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7 т.- М., 1958.- Т.5.- С.103−224.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.:Педагогическое общество России, 2001. — 63 с.
- Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1992.-315 с. 138. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.:НИИ ТОИП РАО, 1996.- 240 с.
- Моделирование воспитательных систем: теория практике: сборник научных статей / Под ред. Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой. — М., 1995.- 144 с.
- Моисеев A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001.-160 с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.:Педагогическое общество России, 2001.- 320 с.
- Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.-М.:Просвещение, 1991.- 126с.
- Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики и воспитательный процесс.- Казань: ИССО РАО, 1998.- 130 с.
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. -Казань :Таткнигоиздат, 1996. 182 с.
- Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы наследия, векторы развития. М.:Эгвес, 2000. — 272 с. 14 6. Новиков В. В. Психологическое управление в крупном обществе- -СПб.: Алетейя, 1999. 352 с.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории).- М.:Педагогика, 1978. 144 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального психолога. — М., 1996.-90 с.
- О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств: Приказ МО РФ от 25.07.94 г. № 285 // Вестник образов. 1994. — № 12. -С. 32−33.
- О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приказ МО РФ и МЗ РФот 5 ноября 1992 г. № 404/285 // Вестник образования. -1993 .-№ 5 .-С. 1720.
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 3. 07. 98 г. // Вестник образования. 1999. № 8. -С. 15−28.
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика.-1993.- № 4.- С.21−26.
- Особенности воспитательной работы в детском доме: Методические рекомендации -М.:НИИ школ MHO РСФСР, 1990. 35 с.
- О создании научно-методического совета по социально-психологической реабилитации детей, нуждающихся в помощи государства: Приказ МО РФ от 3.11.94. № 424 // Вестник образования. -1995.-№ 1.-С. 68−69.
- О фактах нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Инструктивное письмо МО РФ от 27.12.96. № 15 / 383−6 //Частная школа. 1997. № 2. — С. 109 — 110
- Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем. Учебно-методическое пособие. М., 2001. — 120 с.
- Положение детей в СССР: Состояние. Проблемы. Перспективы / Под ред. А. А. Лиханова. М.: ДОМ, 1990. — 120 с.
- Положение детей в Российской Федерации. 1992 г.: Социальный портрет / Под ред. Е. М. Рыбинского. М., 1993. — 96 с.
- Положение о Научно-методическом совете по социально-психологической реабилитации детей, нуждающихся в помощи государства //Вестник образования. 1995. — № 1. — С. 71−74
- Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 20−26
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль: ЯГПУ, 1997.- 196 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.77−81.
- Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах (дошкольного и младшего школьного возраста). — М., 1986. 29 с.
- Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. -2000. № 3. С.23−33.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иош-кар-Ола: Марийский институт образования, 1999. Ч. 2.- 96 с.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.:Институт развития личности, 1996. — 144 с.
- Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ.- М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -480 с.
- Романов А.И., Харитонов Г. В. Подари солнце: Повесть-хроника об интернатном детском доме в Иванове. Ярославль, 1989. — 285 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.- М.:Большая Российская энциклопедия, Т.1., 1993.- 608 с.
- Российские дети сегодня // Защити меня. — 1998. № 3. — С.2
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России //Педагогика.- 1996.- № 6.- С.14−18.
- Самоуправление воспитанников детских домов: Методические рекомендации /Автор-составитель Р. П. Ким. Ташкент: Узб. НИИ педагогических наук им. Т.Н.Кары-Ниязова, 1989.-57 с.
- Сафонова Т.Я. и др. Здоровье воспитанников интернатных учреждений как медико-социальная проблема //Семейный детский дом: проблемы теории и практики М., 1992.- Вып. 2. — С. 32−37
- Сборник материалов из опыта работы по реализации федеральной программы «Дети-сироты» / Редактор-составитель Г. В. Семья М.: ТОО «СИМС», 1997. — 126 с.
- Святская А.Е. Об особенностях профориентационной работы в условиях детского дома // Вопросы формирования основ педагогического мастерства будущего учителя. Иркутск, 1993. — Вып. 2. — С. 98−104.
- Селиванова H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. № 6. — С.42 — 462 001. — № 4. — С. 1419.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.:Педагогическое общество России, 1992. — 427 с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости.-КазаныКГУ, 1992.- 176 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1999. — 486 с.
- Смирнова Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.- 26 с.
- Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов Курган, ПО «Исеть», 1997. — 123 с. 202. Социальные проблемы сиротства: Сб. статей / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. М. .'Институт социологии РАН, 1992. — 156 с.
- Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам.-М.:МПУ, 1995.-320 с.
- Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. 2001. № 4. — С.14−19.205. Сухомлинский В. А. К вопросу об организации школ-интернатов // Советская педагогика. 1988. — № 12. — С.82−88
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека: Советы воспитателям. Минск: Народная асвета, 1978. — 288 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.-М.:Просвещение, 1973. 208 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с. 212. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев: Рад. Школа, 1977. 382 с.
- Теория и практика воспитательных систем. В 2-х кн. /Под ред. Л. И. Новиковой.- М.:ИТПИМИО, 1994. Кн.1.- 143 е.- Кн.2. — 206 с.
- Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995.-№ 1.-С.76−83.
- Толстых Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 1982. — С.111−121.
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика 1991. — 188 с.
- Управление в образовании: проблемы и подходы: Практическое руководство / под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.: ИФ Сентябрь, 1995.-331 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.:Педобщество России, 1999. — 264 с.
- Управление качеством образования // Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. М.: «Школа «БАКАЛАВР», 2001. -252 с.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Управление это наука и искусство: Сб. научных трудов // Отв. ред. Г. Л. Подвойский. -М.: Республика, 1992. — 349 с.
- Федорова В. Частный детский дом. Хорошо ли в нем? // Защити меня.-2001. № 1.-С.13−18.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 608 с. 23 6. Хузиахметов А. Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации. Казань.: Изд-во «Дело», 1997. — 225 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.- М.:Интерпракс, 1994. 160 с. 238. Цырлина Т. В. Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре XX века, — Курск: Изд-во КГПУ, 1999.- 196 с.
- Чепурных Е.Е. От культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. № 5. — М.:Школа-Пресс, 1999. — С. 8.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.:Просвещение, 1990.208 с.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. — Барнаул М.: МГПИ, 1987.-136 с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. — М.: АЛЛ ЦИТП, 1992. 64 с. (Библиотечка современной школы: проблемы руководства)
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
- Шамова Т.И., Конаржевский Ю. А., Нефедова К.А., Третьяков
- П.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. — М.: Педагогика 1991. 191 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. общество России, 1999. — 320 с. 24 6. Щукина Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности //Советская педагогика, — 1991,-№ 1.-С.50−54.
- Юсфин С.М. Договор регулятор отношений педагога и ребенка как субъектов образовательного процесса // Гуманизация воспитания в современных условиях.- М., 1995.- С.25−46.
- Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991. -176 с. 24 9. Ямбург Е. А. Эта «скучная» наука управления. М.: Педагогика, 1992. — 176 с.
- Ярулов А.А. О психолого-педагогических основах планирования жизнедеятельности детского дома // Директор школы. 1999. № 2. — С.12−16.
- Ярулов А.А. Чтобы потеплели казенные стены: О совершенствовании образовательно-воспитательного процесса в условиях детского дома//Директор школы.- 1994.-№ 3.- С.38−46- -№ 4.-С.49−59.
- Ярулов А.А. Детский дом готовит к жизни: (Дом детства для детей-сирот г. Канска Красноярского края) // Народное образование.- 1992.-№ 1.-С.7−11.
- Аралова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1991. — 22 с.
- Безруков В.И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителей школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
- Буганова Н.Ф. Становление и развитие гуманистических основ воспитания в советской школе (1917−1941 гг.): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Минск, 1982.- 16 с.
- Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1992. -18 с. 257. Каверина В. И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Автореф. дис.. канд. фил. наук. М., 1997. -21 с.
- Кодатенко О.М. Педагогическая поддержка личности подростка: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Саратов, 1998.- 18 с.
- Кочкина JI.C. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.
- Куган Б.А. Управление социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. -18 с.
- Кочнева Л.П. Порограммно-целевое моделирование организационно-педагогической структуры управления гимназией: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Казань, 2000. 22 с.
- Шишова В.И. Организационно педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки детства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 18 с.
- Яблоновская Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 16 с.
- Егорова Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000.- 19с.
- Нестеренко Л.П. Воспитание гуманистических отношений у младших школьников в условиях школы-интерната: Дис.канд.пед.наук. -М., 1978. 212 л.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989 гг.): Дис. докт.пед.наук. Казань, 1990. — 397 л.
- Нуретдянова Л.Г. Гуманизация воспитательного пространства детского дома: Дис.канд.пед.наук. — Казань, 2000. 200 с.
- Тарабарина С.Н. Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми (в условиях детского дома): Автореф. дис. .канд.пед.наук.-М., 1995.- 16с.
- Шеланков В.А. Социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе: Дис.канд.пед. наук. Ек-бург, 1993