Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий
Проведенное нами пилотажное исследование, в котором приняли участие более 500 респондентов: воспитатели, методисты, заведующие детскими садами г. Барнаула, студенты, обучающиеся на заочном отделении педагогического факультета Барнаульского государственного педагогического университета, показало, что специалисты дошкольных учреждений в достаточной мере не располагают сведениями о системном подходе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и практические предпосылки умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических понятий
- 1. 1. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста
- 1. 2. Состояние проблемы исследования в теории и практике обучения детей дошкольного возраста
- 1. 3. Теоретическое обоснование комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.^ ^
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представле- ^ ^ ний и понятий.
2.1. Организация и методика педагогического исследования по выявлению и внедрению комплекса условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий
116 —13о
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по результатам внедрения комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий. v 139
2.3. Технология умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий. 158
Список литературы
- Абрамсон Я.И. К вопросу о формировании математического мышле- 1 ния у младших школьников // Вестник Московского университета. -1993.-№ 1.- С.39−46.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, -1984. С. 17−53.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. М.: Просвещение, -1984, — С. 59.
- Амельченко Т.В. Взаимосвязь дидактической и методической подготовки будущего учителя начальной школы: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1986.- 193 с.
- Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика. 1957. — № 7. — С. 12−25.
- Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Просвещение, — 1956. — 200с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. — С. 190−276.
- Асмолов А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Учительская газета. 1994. — № 17. -С.2.
- Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М: Просвещение, 1996. С.3−10.
- Бабаева Т. И, Содержание готовности к школьному обучению в оценках дошкольников // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград — 1987, — С. 92- 102.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. М.: Просвещение, — 1977.-254с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. — 190с.
- Батищева Н.П. Проблемное обучение в свете психологической теории деятельности // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. — С.28−50.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, — 1989.- 190с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, — 1961.-695 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, — 1959. — 347 с.
- Бокшиц Е.А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград — 1987. — С. 124−135.
- Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. Г. Дошкольная педагогика. М.: Academia, — 1997. — 232 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные освоения личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. — С.29.
- Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. Минск: Народная асвета, — 1974. — 125с.
- Борзова В.А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара — 1994. — 314с.
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников М.: Просвещение, — 1979.-С.9−27.
- Брунер ДЖ. Психология познания. М.: Прогресс, — 1977. — 411с.
- Век X., Древалов X., и др. Домашние задания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989 С.3−9.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, — 1969. — 365с.
- Венгер JI.A. О некоторых проблемах и путях развития умственных способностей ребенка // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования). М.: Педагогика, -1980.
- Венгер JI.A. Психология готовности детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников // Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. -С.165−191.
- Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. -М.: Педагогика, -1985. С. 50−84.
- Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Дис.. д-ра пед. наук. Л.: 1990. -380с.
- Вершинин Б.И., Ермолаева Л. А. В поисках новых технологий обучения / Информ. Вестник: Образование в Сибири. 1993. — № 1. — С. 47.
- Винокурова Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых М.: Эйдос, — 1994. -153с.
- Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения / Книга для учителя / Из опыта работы. — М.: Просвещение, — 1990.- 159 С. З- 19.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. Соч. В 6 томах / Под ред. А. В. Запорожец. Т 2. М.: АПН СССР, — 1982. — 504 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, -1991.- С. 374, 390.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Московский университет, — 1976.- 150 с.
- Гальперин П.Я., Георгиева Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. М.: СПб, — 1994.- Ч.З.
- Говоркова А.Ф. Инвариантность понятийного и допонятийного обобщения // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. — С. 121−138.
- Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М: Учпедгиз, 1957.- 152 с.
- Горобец Т.К. Формирование у школьников эффективных стратегий решения задач // Обучение и развитие младших школьников. Киев, — 1970. — С. 232−237.
- Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М.: Педагогика, — 1982. -192 с.
- Дабылова Б.К. Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам. Автореферат дис.канд. пед. наук. -М.:-1991.- 18с.
- Давайте поиграем // Математические игры для детей 5−6 лет / Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, — 1991. -79 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, -1972.- 422 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, -1986.- 145 с.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луйс, 1981. -220с.
- Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, — 1984. — 78с.
- Данилов М.А. и Есипов Б.П. Дидактика. М.: Академия педагогических наук, — 1957.-С.139, 518.
- Данилов М.А. Умственное воспитание // Советская педагогика. -1964. № 12.
- Данилова В.В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А., и др. Обучение математике в детском саду. М.: Academia, — 1997. — 158 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. Изд. 2-е. -СПб, — 1996.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, — 1991. — С. 250 — 269.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер и В. В. Холмовской. М.: Просвещение, — 1978. — 75с.
- Доман Г., Доман Д. Как обучать ребенка математике. М.: Аквариум, — 1996. -317 с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, -1985. — 152 с.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой и П.Г. Саморуко-вой. М.: Просвещение, — 1988.-С. 102−134.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, — 1978. — С. 188−233.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, -1997.- 50 с.
- Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология в действии // Начальная школа. 1994. — № 4. — С.54.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, — 1989. — 159 с.
- Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии 1996. — № 1. — С. 124−131.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, — 1992.- 190 с.
- Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. -М.: Просвещение, 1989. -45 с.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии. М.: Педагогика-Пресс, — 1994.- 175 с.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М.: Просвещение, — 1996. С. 5- 38.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.: Просвещение, 1994. — 319 с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей. М.: Российский открытый университет, — 1992. — 127 с.
- Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, — 1960. — 311 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, -1990. — С.202−214.
- Занков JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, — 1967. — С.24−56.
- Запорожец А.В. Знание ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С.243−267.
- Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. / Содержание, формы и методы // Дошкольное воспитание. 1977. -№ 8.
- Захарова A.M. Математика первый класс // Методические рекомендации для учителя (Программа развивающего обучения). Харьков, — 1994.-62 с.
- Зинурова P.P. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Автореферат дис. канд. пед. наук М., — 1995. -16 с.
- Зырянова Н.М. Соотношение методов диагностики умственного развития детей // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, — 1991.- С.31−34.
- Иванов Т. Методология научного поиска основы технологии развивающего обучения // Математика в школе. — 1995. — № 5. — С.25.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1992. -462с.
- Инхельдер Б. В кн: Брунера Дж. Психология познания. М.: Прогресс, — 1977. — С.365−368.
- История советской дошкольной педагогики // Хрестоматия. М.: Просвещение, — 1988. — 447 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, — 1968. -288 с.
- Каптерев П.Ф. В кн. Метельского Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: вышейшая школа, — 1977. -С.82.
- Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / Игры и дискуссии / анализ зарубежного опыта. -Рига: Педагогический центр Эксперимент, 1995. — 176 с.
- Колмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, — 1988. — 190 с.
- Комарова Э.С. Развитие плана представлений //Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. — С. 99−121.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. / Под ред. А. Н. Пискунова. -т.1. -М.: Педагогика, 1982. — С.242−476.
- Корнева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. М.: Педагогика, — 1989.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. — 508 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения / Методологический анализ. М.: Педагогика, — 1977.-267с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
- Кудрина Г. Я. Формирование умственной активности старших дошкольников при слушании текстов // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. М.-1983, С. 16−22.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение как средство развития технического мышления // Психология технического мышления. М.: Педагогика, — 1975. — С.242−274.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение. Результаты и перспективы // Профессионально-техническое образование. 1968, — № 3.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Просвещение, — 1986. — С. З-24.
- Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения // Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Барнаул. — 1999. — 20с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Учпедгиз, — 1960. — С.17−39.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, — 1989. -375 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, — 1977.-304 с.
- Леонтьев А.Н. проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. С.95−109.
- Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, -1950.-С.9−32.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, — 1981. — 185 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, — 1980.-96 с.
- Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, -1974, — 366 с.
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Санкт-Петербург: «Лань», — 1996. — 124 с.
- Логинова В.И. Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград — 1987. — С. 3−12.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, — 1984. — 444с.
- Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. -М.: Учпедгиз, 1957. — 172 с.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. — 192с.
- Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка // Исследования мышления в советской психологии. М. — 1966. — С. 319- 348.
- Максимова Т.Г. Развитие коррекции практического действия // Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольноговозраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985.-С. 84−99.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск 1992. — 180 с.
- Маркушевич А.И. Ряды / Элементарный очерк. М.: Физматгиз, 1961.-С.З-15.
- Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Составитель В. В. Данилова. М.: Просвещение, — 1987. -174 с.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, — 1993. С. 24 -38.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. — 208с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, — 1977. — 240 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, — 1985. -183с.
- Мельникова Т.С. Программа по математике для работы в дошкольной гимназии. М.: Новая школа, — 1992. — 23 с.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Просвещение, — 1970. — С. З- 35.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышейшая школа, — 1977. -С.85.- 156с.
- Метлина Jl.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.-С. 3−9.
- Михайлова З.А. Игравые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985. — 93 с.
- Моложавенко В.Л. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориентированного образовательного процесса: Спец: 13.00.01.-Общая педагогика. Автореф. докт. дисс. Тюмень: ТГУ, — 1998. -21с.
- Монтессори М. Дом ребенка / Метод научной педагогики. Гомель: Пралеска, — 1993. — 332 с.
- Моро М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1- 3 классах. М.: Просвещение, — 1975. — 304 с.
- Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, — 1985. -С.213 -262. -С.241.
- Недоспасова В.А. Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985.-С. 138−151.
- Немнова В.Н. Психология познания. М.: Владос, — 1999. — 600с.
- Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет: (на материале математики). М.: Педагогика, — 1983. — 113 с.
- Непомнящая Р.Л. Идеи современной дидактики в учебном курсе «Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» // Тезисы конференции 8−10 апреля 1977 г. Санкт-Петербург: РГПУ имени А. И. Герцена, — С.278−280.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Носова Е.А., Непомнящая P.JI. Логика и математика в дошкольном возрасте. СПб, — 1996.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. Документов и материалов. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: МГУ, -1972.- 151 с.
- Огородников И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — С.9−54.
- Околелов О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Спец. 13.00.01. Теория и история педагогики. Авто-реф. Дисс. -М.: Изд-во МГПУ, — 1994. — 32с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
- Папи Ф. Папи Ж. Дети и графы. М.: Педагогика, — 1974. — 190 с.
- Педагогика В словаре русского языка С. И. Ожегова. — С.427.
- Педагогический В словаре русского языка С. И. Ожегова. -С.427.
- Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци / Составители В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1987. -412 с.
- Пейдж Д. В кн: Брунера Дж. Психология познания. М.: Прогресс, — 1977. — С.364−365.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969.- С. 173−222.
- Пивкина С.А. Специфика проявления категории «развитие» в педагогике // Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи // Сборник научных трудов. Свердловск — 1988. — С.52−58.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Просвещение, — 1972. С.24−39.
- Подгатовка детей к школе в детском саду / Под ред. В. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, — 1977. — 160 с.
- Поддъяков Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохиной, М.: Просвещение, — 1984. — С.5−15.
- Поддъяков Н.Н. Проблемы развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова,
- A.Ф.Говорковой. М.: Педагогика 1985. — С. 5−28.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, -1977.-272 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, -1999. — 574 с.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, — 1967. — 263 с.
- Проблемное обучение Психолого-педагогический словарь / Сост.
- B.А.Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, — 1998, — С. 359.
- Программа «Развитие» / Основные положения // Детский центр Венгера. М.: Новая школа, — 1994 — 64 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, — 1987. — 191 с.
- Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, — 1998.- 540 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, — 1967. — 271 с.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей /Сост. Т. Н. Доронова. М.: — 1993.
- Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. // Обруч. 1997. -№ 3.
- Репкин В.В. О понятии учебной деятельности // Вестник харьковского университета. 1976. — № 132 — Вып.9. — С.6−7.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пелинг, -1993.- 62 с.
- Родчанин Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. — С. 61.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, — 1989. — 239 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, -1946.-С.341.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, — 1988. — 288 с.
- Салмина Н. Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции // Вопросы психологии. 1994. — № 5 -С. 69−78.
- Самсонова Е.Ю. Репрезентация общих умственных способностей в индивидуальном и групповом сознании / дисс.канд. пед. наук -М.: — 1994, — 173 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов. М.: народное образование, -1998.-255 с.
- Сербина Е. Преемственность: так в чем проблема? // Обруч. 1997. — № 1. -С. 12−14.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, — 1996. — 188 с.
- Система В словаре иностранных слов / Под ред: А. Г. Спиркина, -М.: Русский язык, 1979. — С.469.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, — 1971. — 206 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, — 1984, — 95 с.
- Смирнов С.А. Эволюция методов обучения и их классификация // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Academia, 1998. — С.243 — 253.
- Смоленцева А.А., Пустовойт О. В. Математика до школы. -Н.Новгород- 1996. -С. 3−7.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
- Соловьева Е. Развивающая математика без жестких границ // Обруч.- 1997.-№ 1, — С. 27−31.
- Соловьева Е. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга» // Дошкольное воспитание. -1995.- № 2. С. 2−8.
- Среда Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. — Ростов-на-Дону :Феникс, — 1998. — С.420.
- Стеркина Р.Б. Поговорим о преемственности // Обруч. 1996. -№ 5.
- Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его измерения // Дошкольное воспитание. 1996. — № 2.
- Стеркина Р.Б. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Academia, 1998. — С. 425−445.
- Струминский В .Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. — 214 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. // избр. Пед. соч.: В 3 т. -М.: Просвещение, 1979. — Т.1. — С.25−266.
- Таба X. В кн: Кларина М. В. Инновации в мировой педагогике. -Рига: Эксперимент, 1995. — С. 51−56.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, — 1975.-343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, — 1983. — 96с.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, — 1980. — 63 с.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, — 1995. — 235 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, — 1953. — 442 с.
- Турчин А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления: Дисс. канд. психологических наук. М.: 1983. -170 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. — 289 с.
- Условия В Словаре русского языка С. И. Ожегова. — 1960. — С. 729.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, — 1981. -175 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -Т.2. М.: Педагогика, — 1974. — 432 с.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение,-1981.- 159 с.
- Флэйк-Хобсон К., Брайн Е. Робинсон, Скин П. Мир входящему. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 510 с.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, -1988.- 104 с.
- Фридман JI.M. Психолого-педагогические основы обучение математике в школе: учителю о педагогической психологии. М.: Просвещение, — 1983. — 160 с.
- Фриман Ф. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет. -М.: Центр «ПРО», 1995. -228 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, -1993.-268 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение / Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», — 1995. — 190 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 1993. — 181 с.
- Шадрин А.Н. К вопросу обучения первоклассников с шестилетнего возраста // Проблемы взаимодействия психолога с работниками образовательных учреждений // Тезисы докладов краевой научно-практической конференции. Барнаул — 1997. — С. 49−51.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, -1982.-208с.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. Дис. д-ра пед. наук. М.: 1991. — 34с.
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Знание, 1964.-226с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований /Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Касталь, -1993.-С. 16−200.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, — 1979. — 160 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, — 1995. — 224 с.
- Эльконинова Л. К вопросу о принятии задачи дошкольниками 4−5 летнего возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- М.: Педагогика, 1991. — С. 50- 55.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Госполитиздат, — 1952. -С.180.
- Юнг К. Аналитическая психология: ее теория и практика. М.: Ваклер, — 1998.-295 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, -1979.- 144 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, — 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика , — 1980.-240 с.
- Яковлева Т.С. Педагогические условия повышения умственной работоспособности детей 4−5 лет. Дисс.канд. пед. наук. М.: — 1986, — 185с.