Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование профессионального воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления, в Московском и Орловском юридических институтах, Вологодском филиале Рязанского института права и экономики МВД России. Результаты исследования нашли отражение в Концепции воспитательной работы с курсантами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. (ф Научные основы профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в щ процессе обучения
    • 1. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания в процессе обучения
    • 2. Сущность профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения
    • 3. Современное состояние решения воспитательных задач в процессе обучения курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России
  • Глава II.
  • Экспериментальное исследование совершенствования профессионального воспитания курсантов (слушателей) в ^ процессе обучения
    • 1. Критерии оценки уровня профессионального воспитания М курсантов (слушателей) в процессе обучения
    • 2. Организация и проведение педагогического эксперимента по совершенствованию профессионального воспитания курсантов 75 (слушателей) в процессе обучения
  • Глава III.
  • Основные пути совершенствования профессионального воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения
    • 1. Максимальное использование воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин
    • 2. Повышение воспитательной эффективности форм и методов обучения
    • 3. Совершенствование педагогического мастерства профессорско преподавательского состава

Совершенствование профессионального воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сложный характер задач, решаемых органами внутренних дел в условиях коренных изменений в политической и экономической жизни российского общества, роста преступности, обновления методов и средств правоохранительной деятельности, предъявляет исключительно высокие требования к профессиональным качествам всех сотрудников милиции, и в первую очередь к ее офицерским кадрам.

Именно они, являясь наиболее подготовленной частью органов внутренних дел, выступают организаторами правоохранительной деятельности, руководителями, воспитателями и учителями в повседневной службе подчиненных сотрудников, показывают пример выполнения служебного долга.

Офицеру органов внутренних дел в изменившихся условиях ^ профессиональной деятельности, как показывает практика, необходима не только высокая обученность, но и устойчивые профессиональные качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации. Они формируются и развиваются в ходе решения оперативно-служебных задач, но их становление, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинается еще в период обучения в вузе. И, как отмечается в руководящих документах МВД России, воспитание будущих офицеров является приоритетным направлением деятельности вузов1.

1 См.: Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Приказ МВД России от 10.12.96 г. № 651 — М.: ГУК МВД России, 1996 Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел МВД России / Под ред. В. И. Колесникова. — М.: ГУК МВД России, 1997; Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России / Под ред. В. И. Федорова. — М.: ГУК МВД России, 1997; О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе Министерства: Решение коллегии МВД России от 23.12.98 г. № 6 км/1, Приказ МВД России от 11.01.99 г. № 12. I ф.

Повышение роли воспитания в жизни высшей профессиональной школы не умаляет ее образовательных функций. Более того, изменения в характере деятельности выпускников в органах внутренних дел поднимают значение обучения, обусловливают необходимость постоянного повышения качества учебных занятий, с тем чтобы в целостном педагогическом процессе превратить обучение в важнейшее средство профессионального воспитания. Главное — в глубоком осмыслении связей между знаниями и практической деятельностью, в понимании мировоззренческого значения фундаментальных теоретических положений, что превращает процесс обучения в один из основных факторов формирования взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения и деятельности курсантов и слушателей.

Вузовская практика свидетельствует, что при большом значении внеаудиторной воспитательной работы эффективность последней неразрывно связана с качеством решения воспитательных задач в ходе учебной работы. И в целом успех профессионального воспитания курсантов (слушателей) в значительной мере зависит от полноты и эффективности использования воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обученияпедагогическом мастерстве профессорско-преподавательского состава.

Степень разработанности темы исследования. Анализ научных работ исследователей в области профессиональной педагогики показывает, что проведена значительная работа по изучению проблем профессионального воспитания и обучения курсантов (слушателей) вузов МВД России, давшая возможность раскрыть сущность этих процессов, обосновать их принципы и методы, педагогические условия формирования профессиональных качеств обучаемых.

В то же время проблема единства обучения и воспитания, решения воспитательных задач в ходе проведения учебных занятий получила лишь частичное освещение. Ее научно-педагогическое осмысление в современных условиях приобретает особую актуальность по ряду причин.

Во-первых, анализ деятельности руководящего состава вузов, кафедр, профессорско-преподавательского состава показывает, что накоплен определенный опыт по решению воспитательных задач в процессе обучения, который требует изучения, анализа и обобщения, выстраивания системы профессионального воспитания в процессе обучения.

Во-вторых, еще бытует взгляд на обучение как процесс, связанный только с вооружением курсантов профессиональными знаниями, навыками и умениями, тогда как настоятельно стоит вопрос о повышении его роли в целостном учебно-воспитательном процессе по формированию у обучаемых профессиональных качеств.

В-третьих, увеличение и систематическое обновление научной информации и каналов ее получения в процессе обучения требуют научного обоснования технологии их использования в интересах формирования профессиональных качеств у будущих офицеров.

В-четвертых, развитие научно-педагогической теории рассматриваемой проблемы свидетельствует, что несмотря на проведенные исследования в профессиональной педагогике системы МВД, еще не в полной мере уточнены факторы воспитательного влияния в процессе обучения на современном этапе подготовки кадров, обоснованы пути, средства и методы его эффективности.

Это осложняет решение задач профессиональной подготовки кадров в рамках целостного учебно-воспитательного процессаспособствует преобладанию взглядов на учебный труд только в рамках приобретения знаний, навыков и уменийразделяет учебные и воспитательные функции в деятельности должностных лиц, педагогических коллективов, профессорско-преподавательского состава. Социальная и профессиональная актуальность, теоретическая и практическая значимость изучаемой проблемы, а также ее недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом избран процесс обучения в ' образовательных учреждениях МВД России, а предметом — профессиональное г воспитание курсантов (слушателей) в процессе обучения и пути его совершенствования. ц р

I, Цель и задачи исследования. Цель — выявить и обосновать пути I совершенствования профессионального воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения. В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:

1. Определить степень разработанности в педагогической науке изучаемой проблемы, уточнить сущность, содержание и специфику профессионального воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения.

2. Изучить практику воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения в вузах.

3. Охарактеризовать возможности важнейших факторов кф/ профессионального воспитания в обучении: содержания изучаемых наукформ ф и методов обученияпедагогического мастерства профессорскопреподавательского состава.

4. Выявить и экспериментально проверить основные пути и условия совершенствования профессионального воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения.

5. Разработать практические рекомендации должностным лицам и профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений по методике и технологии решения воспитательных задач в процессе обучения.

Гипотеза исследования. В условиях существенных изменений в правоохранительной деятельности обострилось противоречие между требованиями к личностным качествам молодых сотрудников милиции и уровнем их профессиональной воспитанности, достигнутым в вузе.

Повышение воспитательной эффективности педагогического процесса может быть достигнуто за счет совершенствования технологии воспитательных воздействий на курсантов в процессе обучения, включающей в себя: б постановку единых воспитательных и учебных целей и задач на каждом учебном занятии с учетом его спецификимаксимальное использование воспитательного потенциала содержания изучаемых дисциплинреализацию ф воспитательных возможностей форм и методов обученияусиление воспитательного влияния профессорско-преподавательского состава в ходе проведения учебных занятий.

Методологическую основу исследования составили положения материалистической диалектики о единстве сознания и деятельности, о системном подходе к изучению социальных явлений, о взаимосвязи и взаимозависимости изучаемых явлений и процессовконцептуальные положения современной науки о личности и факторах ее формирования и развитияо человеке как главной цели педагогической деятельностио влиянии учебной деятельности на обучаемыхо закономерностях познавательной деятельности и ее связи с формированием и развитием взглядов, убеждений, мировоззрения как основы воспитанияо единстве обучения и воспитания и др.

Исследование строилось с учетом содержания директивных документов по реформированию государственного и профессионального образования в системе МВД Россиисовременных требований к профессиональным, гражданским и нравственным качествам курсантов (слушателей), обеспечению гуманитаризации, демократизации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в вузах.1.

Опора на важнейшие положения психологической и педагогической наук позволила реализовать личностно-социально-деятельностный подход к воспитанию курсантов (слушателей) в процессе обучения. г 4.

1 См.: Обзоры (справочники) нормативных документов МВД России по вопросам подготовки кадров и деятельности образовательных учреждений Министерства. — М.: ГУКиКП МВД России. № 1 — 5. 1996;1999 гг. 8.

Теоретической базой исследования явились взгляды на проблему классиков педагогики: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. В. Луначарского,.

A.С.Макаренко, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, современных педагогов-новаторов.

Изучены и учтены основные положения по исследуемой проблеме, содержащиеся в работах Ю. К. Бабанского, Ф. Н. Гоноболина, З. Ф. Есаревой,.

B.А.Загвязинского, И. С. Каменоградского, В.А.Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, Л. Л. Маркиной, И. С. Посоховой, М. М. Поташника, И. П. Раченко и др.

В диссертации использованы научно-теоретические выводы и практические рекомендации ученых в области профессиональной педагогики системы МВД, исследовавших различные аспекты воспитательной работы в вузах и подразделениях органов внутренних дел: А. С. Батышева, И. В. Биочинского, А. В. Буданова, И. В. Горлинского, А. В. Димитрова, Н. С. Кравчуна, А. Д. Лазукина, И. А. Латковой, Х. Х. Лойт, В. Я. Слепова, щ А. М. Столяренко, М. П. Стуровой, С. Н. Тихомирова, А. А. Федотова, Е. Е. Чапко и др.- исследо-вательские материалы военных педагогов: А. В. Барабанщикова, Н. И. Гомеля, П. Н. Городова, В. П. Давыдова, С. С. Муцинова, Ю. Ф. Худолеева и др.

Организация исследования осуществлена в несколько взаимосвязанных этапов, с использованием комплексной методики.

Первый этап (1995;1996 гг.) — подготовительный. Включал изучение литературных источников по проблеме, определение объекта и предмета исследования, разработку гипотезы и методики проведения опытно-экспериментальной работы, изучение состояния работы по исследуемой проблеме в образовательных учреждениях МВД России.

Применялись следующие методы: теоретический анализ, изучение документов, наблюдение, беседы и интервью, обобщение независимых характеристик и анкетирование, изучение результатов учебной и служебной деятельности. т 9.

Второй этап (1996 — 1998 гг.) — основной. На данном этапе проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения динамики процесса профессионального воспитания сотрудников ОВД в ходе обучения в ^ образовательных учреждениях России и выявления основных путей повышения его эффективности. I.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Московского юридического института МВД России. Кроме того, исследовательская и опытная работа велась в Вологодском филиале Рязанского института права и экономики и Орловском юридическом институте, что подтверждают акты о внедрении, а также в Академии управления МВД России.

Также в 1995;1998 годах изучались различного вида документы и проводились экспертизы по исследованию в подразделениях Главного управления кадров и кадровой политики МВД России: Управлении профессионального образования, Управлении по работе с личным составом, Центре информационного и научно-методического обеспечения кадровой политики.

Основными методами исследования на данном этапе были констатирующий и формирующий эксперименты, опытная работа.

Третий этап (1998 — 1999 гг.) — заключительный. В этот период осуществлялись систематизация, обработка, апробация и обсуждение полученных данных с целью проверки действенности выявленных путей совершенствования технологии воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения, внедрения выработанных рекомендаций в практику работы образовательных учреждений.

В ходе реализации задач данного этапа использованы следующие методы: наблюдение, анализ, обобщение, систематизация и математическая обработка результатов исследования, опытная проверка выводов и рекомендаций в учебно-воспитательной практике образовательных учреждений МВД.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано около 250 педагогических и психологических научных публикацийболее 170 документов — планов работы руководящего состава, научных и учебных отделов 4 образовательных учреждений Министерства, учебных программ школ молодого преподавателя, актов и журналов проверок учебного процесса, протоколов кафедр и предметно-методических комиссий, текстов фондовых лекций, отчетных материалов по работе с профессорско-преподавательским составомслужебных карточек курсантов, отзывов на выпускников вузовразличных видов документации Главного управления кадров и кадровой политики МВД России.

Проанализировано 54 плановых учебных занятия преподавателей, изучен опыт работы 35 преподавателей гуманитарных наук и 15 специальных дисциплин, проведено 10 групповых и около 70 индивидуальных бесед с руководителями учебных заведений и кафедр, преподавателями, курсантами (слушателями) и практическими сотрудниками органов внутренних дел -9 выпускниками учебных заведений Министерства. Изучено и обработано более.

500 опросных листов и анкет, из них для обучаемых 350 и для преподавателей 150. Всего в ходе исследования было охвачено более 500 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнены сущность и содержание профессионального воспитания курсантов вузов системы МВД России в современных условиях;

— выявлены факторы, влияющие на изучаемый процесс, его тенденции и противоречия;

— разработаны комплексная целевая программа решения воспитательных задач в процессе обучения курсантов, реализованная в содержании ряда директивных документов ГУКиКП МВД России и система взаимосвязанных критериев, позволяющих оценивать результативность предлагаемых мер;

— выявлены, обоснованы и экспериментально проверены основные пути совершенствования технологии профессионального воспитания курсантов в процессе обучения на современном этапе развития высшей профессиональной школы системы МВД России.

На защиту выносятся:

1. Уточненная характеристика сущности профессионального воспитания курсантов в процессе обучения, заключающаяся в организации деятельности обучаемых (учения), профессионально ориентированном педагогическом общении и взаимодействии курсантов (слушателей) и профессорско-преподавательского состава, которая обеспечивает целенаправленное формирование профессионально значимых качеств у обучаемых в результате творческого усвоения научных знаний и превращения их в устойчивые взгляды и убеждения, проявляющиеся в позитивном отношении к профессиональной деятельности, личностному профессиональному самосовершенствованию, профессионально ориентированных действиях и поведении, отвечающих требованиям правоохранительной деятельности в современных условиях.

2. Педагогическая технология профессионального воспитания в процессе обучения, включающая: а) научно-методический аспект, обосновывающий закономерности и принципы воспитания курсантов в процессе обучения, его цели, содержание и методыб) процессуальный аспект, содержащий постановку воспитательных задач на весь период обучения, с разбивкой по годам обучения и на каждое учебное занятиеобоснование воспитательных возможностей содержания различных учебных дисциплинопределение оптимального сочетания методов, средств и приемов обучения в интересах усиления воспитательного влиянияопределение специфики деятельности субъектов и объектов учебно-воспитательного процессаобоснование критериев оценки эффективности проводимой работыосуществление педагогической коррекции деятельности обучающих и обучаемых в интересах совершенствования профессионального воспитания.

3. Разработанные и апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы критерии и показатели уровней воспитанности курсантов и и и мировоззренческий, мотивационно-целевои, качественно-деятельностныи, т *.

12 практически-результативный), достигнутые средствами учебной деятельности, позволяющие оценивать степень успешности воспитания в процессе обучения.

4. Разработанные и экспериментально проверенные комплексная программа и основные пути совершенствования воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения: максимальное использование воспитательного потенциала содержания учебных дисциплинповышение воспитательной эффективности форм и методов обучениясовершенствование педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: педагогическому коллективу вуза предложен комплекс рекомендаций, способствующий совершенствованию воспитания в процессе обученияв диссертации содержатся предложения по содержательному анализу воспитательных возможностей процесса обучения с учетом влияния факторов правоохранительной деятельности, что позволяет придать учебно-воспитательному процессу большую профессиональную направленность;

Ф разработанные критерии эффективности воспитания в процессе обучения дают возможность объективно оценивать его качество, корректировать содержание, организацию и методику целостного воспитательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления, в Московском и Орловском юридических институтах, Вологодском филиале Рязанского института права и экономики МВД России. Результаты исследования нашли отражение в Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учрежденийквалификационных требованиях к сотрудникам основных служб ОВД и квалификационных характеристиках выпускников образовательных учреждений МВД России. Исследовательский материал освещался в выступлениях на трех научно-практических конференциях вузов и семинаре-совещании с руководителями воспитательных аппаратов образовательных учрежденийпри обсуждении с иностранными специалистами по подготовке полицейских кадров в процессе обучения в Международной Академии правоохранительных органов (г.Будапепгг, Венгрия), прохождения стажировки в правоохранительных органах США (г.Финикс, штат Аризона). Ряд выводов и рекомендаций по совершенствованию воспитания курсантов (слушателей) в процессе обучения используется в Академии управления, Московском и Орловском юридических институтах, Вологодском филиале Рязанского института права и экономики МВД России.

По материалам диссертации опубликовано 11 статей общим объемом 7,8 печатных листов (из них 4 в соавторстве).

Достоверность и обоснованность исследования обеспечена опорой на фундаментальные положения педагогической наукиприменением комплексной методики изучения проблемыположительными результатами экспериментальной работыапробацией основных выводов в образовательных учреждениях МВД России, получивших положительную оценку, что документально подтверждено отзывами и актами о внедрении.

Работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Ф *.

Результаты исследования показали, что это сложный, многогранный, диалектический процесс, для которого характерны определенные тенденции развития: повышение воспитательных возможностей содержания гуманитарных, социально-экономических и специальных дисциплинрасширение спектра воспитательного влияния методической системы обучения на основе использования современных технологий обучениявозрастание зависимости эффективности профессионального воспитания курсантов в целом от активизации их профессионального самовоспитания средствами учебной деятельности, личным примером и авторитетом преподавателей и др.

Источниками и движущими силами исследуемого процесса выступают противоречия: между потребностью в совершенствовании профессионального воспитания в ходе обучения и недостаточной готовностью преподавателей к решению его задачмежду повышением воспитательной насыщенности содержания учебных дисциплин и его реальным использованием в профессиональной подготовке курсантовмежду современными высокими требованиями ко всесторонней развитости и подготовленности выпускников и их выполнением в учебном процессе и др.

Исследование выявило основные пути совершенствования ^ профессионального воспитания курсантов в процессе обучения: а) максимальное использование воспитательного потенциала содержания и учебных дисциплин, которое предполагает уяснение преподавателями воспитательных возможностей каждой учебной дисциплины, постановку воспитательных задач на период ее изучения в целом, а также разделов и тем с последующей организацией вокруг них всего учебного материала, объективность и научность в представлении информации, ее тесную связь с правоохранительной практикойб) повышение воспитательной эффективности методов и форм обучения, которое обеспечивается как комплексированием и использованием приемов учебного взаимодействия для обеспечения активности, творчества и самостоятельности курсантов, реализации дифференцированного и индивидуального подхода к курсантам различных курсов, достижения необходимого уровня профессионального моделирования, так и специфическими воспитательными возможностями каждой формы учебных занятийв) совершенствование педагогического мастерства преподавателей, которое проявляется в индивидуальных и групповых формах учебно-воспитательной работы с курсантами и предполагает наличие и функционирование в вузе целенаправленной системы профессионально-педагогической подготовки педагогов, создание материальных и моральных условий для их профессионального роста, стимулирование профессионального самосовершенствования.

На основании материалов проведенного исследования, вытекающих из него теоретических выводов представляется возможным выдвинуть следующие практические предложения.

В интересах совершенствования профессионального воспитания курсантов в процессе обучения руководству вузов, преподавателям целесообразно:

1. Совершенствование воспитательной работы в учебных заведениях проводить по единому комплексному плану, в котором отражать не только воспитательные мероприятия по линии организационно-воспитательной.

Ш работы, но и учебного процесса как главного канала профессионального воспитания курсантов с указанием учебных предметов, изучаемых на каждом курсе, основных путей их использования в интересах воспитания. (См. приложение к диссертации 11.).

2. Кафедрам образовательных учреждений проанализировать воспитательные возможности содержания каждого учебного предмета, вычленить в нем ведущие идеи, несущие основную воспитательную нагрузку, и определить место, оптимальный объем их освещения в различных темах курса.

3. В основных учебно-методических документах образовательных учреждений МВД России четко формулировать не только образовательные, но и воспитательные задачи каждого учебного предмета. Подготовить учебные.

Щ пособия, освещающие вопросы содержания и методику воспитания курсантов слушателей) в процессе преподавания различных учебных дисциплин, с учетом вида и профиля образовательного учреждения.

4. Внедрить в преподавание обоснованную в диссертации методику профессионального воздействия на курсантов (слушателей) в различных формах учебной работы, предусматривающую постановку воспитательных задач на каждое учебное занятие, отбор и освещение основных воспитательных идей и положений, применение наиболее значимых для решения воспитательных задач методов и средств учебной работы, использование критериев воспитательной эффективности конкретных видов занятий и внесение коррективов в систему последующих воздействий.

5. В целях развития профессиональных качеств курсантов (слушателей) в учебно-познавательном труде: а) включить в программные документы образовательных учреждений творческие исследовательские заданияб) в ходе учебных занятий предусмотреть выполнение курсантами должностных обязанностей (поручений), связанных с последующим профессиональным.

168 трудом в органах внутренних делв) увеличить минимум профессиональной практики будущего офицера и усовершенствовать ее организацию.

6. Для повышения качества профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений к решению воспитательных задач в процессе обучения предусмотреть: создание при ведущих образовательных учреждениях Министерства педагогических факультетов (курсов), готовящих слушателей (офицеров) к преподаванию профилирующих наук и предусматривающих глубокое изучение вопросов педагогики и психологии высшей школыобразование при каждом образовательном учреждении двухгодичных внештатных университетов (школ) педагогического мастерства для преподавательского состава.

7. Продолжить изучение зарубежного опыта подготовки полицейских кадров, выделив в нем самостоятельное направление: решение задач профессионального воспитания полицейских в процессе обучения. Провести сравнительный анализ отечественной и зарубежной систем воспитания в процессе обучения. (См. приложения к диссертации с 5 по 10.).

Результаты проведенного исследования позволяют также определить перспективные направления дальнейшей разработки исследуемой научной проблемы: закономерности воспитания в процессе обучениясовершенствование перспективного планирования воспитательной работы с учетом особенностей обучения на различных курсахвзаимосвязь воспитания в обучении и во внеучебное времяособенности воспитания в образовательных учреждениях различных видов и профилейсовершенствование содержания профессионального образования в интересах воспитанияисследование проблем методики воспитания курсантов в процессе преподавания учебных дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами для различных специальностей и учебными планами конкретных вузовизучение международного опыта воспитания в процессе обучения и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях проблема повышения эффективности профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел приобретает особую актуальность. Это вызвано прежде всего коренными изменениями в содержании и условиях профессиональной деятельности, повышением роли профессиональных качеств сотрудников в ее осуществлении.

В системе профессионального воспитания курсантов в вузе одно из ведущих мест занимает процесс обучения. Профессиональное воспитание курсантов в обучении следует рассматривать как целенаправленное формирование у них профессиональных качеств, являющихся результатом творческого усвоения современных научных и профессиональных знаний и превращения их в устойчивые взгляды и убеждения, которые проявляются в отношениях к профессиональной деятельности, личностно-профессиональному самосовершенствованиюв действиях, поступках и поведении, отвечающих требованиям правоохранительной практики в современных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 43 — право граждан на образование).
  2. Закон Российской Федерации от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании»
  3. Закон Российской Федерации от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  4. Положения, утвержденные приказом МВД России от 15.06.94 г. № 202: — «О высшем учебном заведении МВД России- - «Об экстернате в высших учебных заведениях МВД России" — - «О приемной комиссии учебного заведения МВД России».
  5. Решения коллегии МВД России от 10.03.95 г. № 2 км/1 «О состоянии и мерах совершенствования профессиональной подготовки кадров ОВД».
  6. Приказ МВД России от 03.01.96 г. № 10 «Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России»
  7. Приказ МВД России от 07.06.96 г. № 311 «Инструкция об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования МВД РФ»
  8. Директива Министра внутренних дел Российской Федерации от 19.06.96 г. № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России»
  9. Решения коллегии МВД России от 23.07.96 г. № 3 км/2 «О ходе выполнения коллегии № 2 км/1».
  10. Приказ МВД России от 2.08.96 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в ОВД и ВВ МВД РФ»
  11. Приказ МВД России от 20.03.96 г. № 145 «О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России на период до 2005 года».
  12. Приказ МВД России от 10.12.96 г. № 651 «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России»
  13. Сборник нормативных документов по организации образовательного процесса в учебных заведениях МВД России. Выпуск 1.-М.: МЦПОиКНИ при ГУК МВД РФ, 1996.
  14. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел МВД России. Авторский коллектив под редакцией В. И. Колесникова. — М.: ГУК МВД России, 1997 г.
  15. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России. Авторский коллектив под редакцией В. И. Федорова. — М.: ГУК МВД России, 1997 г.
  16. Приказ МВД России от 09.04.97 г. № 212 «Об утверждении Положения о группах психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса учебных заведений МВД России»
  17. Приказ МВД России от 9.04.97 г. № 215 «Об утверждении Программы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД РФ на весь период обучения».
  18. Приказ МВД России от 05.01.98 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в Положение, утвержденное приказом МВД России от 15.06.94 г. № 202»
  19. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань: Изд-во Казанский университет, 1988.
  20. Г. И. Обучение и воспитание в ВУЗе неразделимы. Высшее образование в России. — М.: Изд-во, 1996, № 3.
  21. Актуальные проблемы культурного и нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Материалы семинара сотрудников воспитательных аппаратов и работников учреждений культуры МВД России (14−18.04.97 г.)
  22. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. — М.: Воениздат, 1962.
  23. А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. — М.: Изд-во Просвещение, 1988.
  24. Ю.В. Единство обучения и воспитания в профессиональной подготовке кадров органов внутренних дел. Сборник «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности ОВД» в 2 частях. — М.: Московский ЮИ МВД РФ, 1998.
  25. Ю.В. Профессиональная подготовка сотрудников в Международной Академии правоохранительных органов (г. Бударешт, Венгрия). Педагогический поиск. — М.: Московский ЮИ МВД России, 1998, № 5.
  26. Ю.В. Стажировка в правоохранительных органах США. — СПБ: С-Петербургский университет, 1999.
  27. В.Г. Избран, педагог, сочинения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  28. А.В., Сизиков М. И., Скрипилев А. Е. История полиции России. — М.: 1992. Вып. 2.
  29. А.В., Сизиков Н. И., Скрипилев А. Е. Подготовка и воспитание кадров полиции в дореволюционной России. Психология и идеология в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. — М.: 1992, ч. V.
  30. А.В., Сизиков М. И., Скрипилев А. Е. Инструкция о порядке ведения учебных занятий на офицерских курсах при штабе Отдельного корпуса жандармов. Неизвестная Россия. XX век. Вып.2.-М.: 1992.
  31. Н.И., Гончаров Н. К., Есупов Б. С., Королев Ф. Ф. — М.: Педагогика. Просвещение, 1968.
  32. В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: Изд-во SvR- Аргус, 1994.
  33. А.В., Горлинский И. В., Латкова И. А. и др. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе ОВД. — М.: Академия МВД России, 1992.
  34. А.В. Педагогика личной безопасности сотрудников ОВД. — М.: Академия МВД России, 1996.
  35. А.В., Басенко М. С. Программа действий сотрудника ОВД по обеспечению личной безопасности. — М.: Академия МВД России, 1996.
  36. А.В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России. -М.: Академия управления МВД России, 1997.
  37. СМ. Лекционное преподавание в высшей школе. — Горький, 1959.
  38. В.И. Пути дальнейшего развития психологических служб. Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы ОВД. Материалы конференции практических психологов (май 1997 г.) в 2 ч. — Домодедово: РИПК МВД России, 1998.
  39. Вестник полиции. — Спб.: 1910, N 13.
  40. Вестник полиции. — Спб.: 1910, N 16.
  41. Вестник МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, № 1,1996.
  42. Вестник МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, № 1,1997.
  43. Военная педагогика. Под общ. ред. А. В. Барабанщикова. — М.: Воениздат, 1966.
  44. Военная психология и педагогика. — М.: Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил. — М.: Изд. Совершенство, 1998.
  45. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. — М.: Воениздат, 1976.
  46. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России. — М.: ЦИНМОКП МВД России, 1998.
  47. Ю., Колесников А. Школа российского офицерства. -М., 1993.
  48. А.И. Поли. собр. сочинений и писем в 22 томах (1919- 1925 г.г.)-М., т.1Х.
  49. .С. Философия образования для XXI века. — М.: Изд-во Совершенство, 1998.
  50. В.А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах. — Спб.: 1903.
  51. Голик JLA. Теория и практика воспитывающего обучения в советской педагогике. — Минск, 1989. Минский педагогический институт им. A.M. Горького.
  52. И.В., Колонтаевская И. Ф. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России. — М.: Академия МВД России, 1995.
  53. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. Под редакцией Буданова А. В. — М.: 1997.
  54. И.В., Чапко Е. Е. Организация и содержание работы кабинета педагогического мастерства и школы начинающего преподавателя в образовательных учреждениях МВД России. -М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1997.
  55. И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в вузах МВД России. — М.: Академия управления МВД России, 1997.
  56. И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М: Академия управления МВД России, 1999.
  57. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. — М.: ВПА, 1983.
  58. Н.Л. Профессионализм как принцип организации деятельности ОВД. Профессиональные и общественные начала в деятельности ОВД. — М.: Академия МВД СССР, 1990.
  59. В.П., Богомолов Ю. В. О воспитывающем обучении слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России. — М.: Известия МЦПОиКНИ при ГУК МВД России. 1996, № 4.
  60. В.П. Воспитание курсантов высших пограничных училищ в процессе обучения. Учебное пособие. — М.: Пограничное училище им. Моссовета, 1988.
  61. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения. Дис… доктора пед. наук. — М.: ВПА, 1977.
  62. В.П. О повышении уровня педагогической квалификации преподавательского состава образовательных учреждений МВД России». Московский юридический институт. -М.: 1997. Педагогический поиск (информационно-методический дайджест), выпуск 3.
  63. В.П. Основы педагогической психологии высшей школы. Курс лекций. — М.: Академия ФСБ России, 1997.
  64. А.В. Самовоспитание и самообразование как факторы повышения профессионального мастерства сотрудников ОВД. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 24−25.11.94 г. Уфимская ВШ МВД России. — Уфа: 1995.
  65. Н.А. Избран, педагог, произв. — М., 1952.
  66. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. — М.: МГУ, 1982.
  67. И.А. Педагогическая психология. — М.: Изд-во Феникс, 1997.
  68. СИ. Учебный процесс в советской высшей школе. — М.: Высшая школа, 1968.
  69. Известия МЦПОиКНИ при ГУК МВД России. № 2,1996.
  70. Известия МЦ при ГУК МВД РФ. № 3,1996.
  71. Известия МЦ при ГУК МВД РФ. № 4,1996.
  72. Известия МЦ при ГУК МВД РФ. № 1,1997.
  73. Известия МЦ при ГУК МВД РФ. № 2,1997.
  74. Известия МЦ при ГУК МВД РФ. № 3,1997.
  75. Известия МЦ при ГУК МВД РФ. № 4, 1997.
  76. Известия МЦ при ГУК МВД РФ. № 1,1998.
  77. Инструкция определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. — СПБ., 1900.
  78. М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. — М.: Воениздат, 1967.
  79. Каменоградский И. С. Очерки теории нравственного воспитания учащихся. — Саратов: Изд. СГУ, 1962.
  80. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: «Просвещение», 1974.
  81. Красная Армия и школа. 1926, № 1.
  82. Красная Армия и школа. 1926, № 2.
  83. Н.К. Педагог, соч. в 10-ти т., — М.: АПН РСФСР, 1957- 1962, т.З.
  84. В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников ОВД. — М.: Академия МВД России, 1991.
  85. В.М. Твоя профессиональная этика. — М.: Академия МВД России, 1994.
  86. Ч. Основы общей дидактики. — М.: Высшая школа, 1986.
  87. Курс лекций школы урядников полицейской стражи. — Минск: 1914.
  88. И.Д. Современная буржуазная военная педагогика. -М., ВПА, 1972.
  89. А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища. Дис… канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1988.
  90. А.Д., Богомолов Ю. В. Методика реализации воспитательного потенциала обучения в образовательных учреждениях МВД России. — М.: Академия управления, 1998.
  91. А.Д. Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки преподавателей. — Новогорск: Академия гражданской защиты МЧС России, 1998.
  92. И.А., Колонтаевская И. Ф. Профессиональная педагогика в работе с персоналом органов внутренних дел. — М.: Академия МВД России, 1995.
  93. И.А. Воспитательный потенциал учебных дисциплин. Методическая разработка и рекомендации преподавателям. — М.: Академия управления, 1998,
  94. В.И. Искусство раскрытия преступлений. — СПб.: 1909.
  95. В.И. Экономическое содержание народничества. Полное собр. сочинений, т. 1.
  96. Е.М. Педагогические условия и пути внедрения компьютерной техники в образовательный процесс образовательных учреждений МВД России. Дисс. канд. пед. наук. — М.: Академия управления МВД России, 1993.
  97. .Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993.
  98. .Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995.
  99. М.В. Полное собрание сочинений, т.2. — М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  100. Материалы научно-методических конференций: — Воспитание студентов в учебном процессе. — Казань: 1968. // - Взаимосвязь обучения и воспитания. — Ленинград, 1968.
  101. Материалы заочного «круглого стола» по проблемам кадровой политики органов внутренних дел. — М.: ЦИНМОКП МВД России, 1998.
  102. А.Ф., Буданов А. В. Разработка и проведение комплексных оперативных учений в образовательных учреждениях МВД России. — М.: МЦПОиЬСНИ при ГУК. 1997.
  103. К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., т. 20.
  104. А.С. Сочинения в 7 томах. — М.: 1958.
  105. На службе Отечеству. — М.: Министерство обороны, 1998.
  106. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе МВД РФ. — М.: Академия управления МВД РФ, 1992.
  107. Опросные листы «Оценка курса подготовки в Университете Вирджиния, США, используемые при зачетах в Международной Академии правоохранительных органов (ILEA), г. Будапешт, Венгрия. 1997.
  108. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. — М.: Н-ИЦПМО МВД России, 1997
  109. Очерки истории школы и педагог. Мысли народов СССР 1961- 1986 г. г. — М.: Педагогика, 1986.
  110. Н.И. Избр. Педагог, сочинения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.
  111. Полное собрание законов Российской империи. Т. XXI., № 15 379.
  112. Л.И. Воспитание без этики ? — М.: Высшее образование в России. 1996, № 3.
  113. Педагогика высшей школы. Сборник лекций. — Воронеж: 1969.
  114. Педагогический поиск. Информационно-методические материалы. — М.: Московский юридический институт МВД России. Выпуск № 1,1996.
  115. Педагогический поиск. Информационно-методический дайджет — М.: МЮИ МВД РФ. № 2,1996.
  116. Педагогический поиск. Информационно-методический дайджет — М.: МЮИ МВД РФ. № 3,1997.
  117. Педагогический поиск. Информационно-методический дайджет — М.: МЮИ МВД РФ. № 4,1997.
  118. Педагогический поиск. Информационно-методический дайджет. — М.: МЮИ МВД РФ. № 5,1998.
  119. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Под ред. Батышева А. С. — М.: 1997.
  120. Педагогика. Под. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагенство. 1995.
  121. И.П. Педагогика. — М.: Просвещение. 1996.
  122. Психология и педагогика управления в органах внутренних дел. Методические материалы. — М.: 1989.
  123. Педагогика и психология профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. — М.: 1990.
  124. И.Б. Психологическая поддержка личного состава в экстремальных условиях. — М.: Академия МВД РФ, 1992.
  125. Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел Материалы конференции практических психологов ОВД (Май 1997). в 2-х частях. — Домодедово: ВИПК МВД России. 1998.
  126. Психология и педагогика высшей военной школы. — М.: Военное издательство, 1989.
  127. Психология воспитания. Под редакцией Петровского В. А. — М.: Аспект пресс, 1995.
  128. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Под ред. Казанцева В. Н. — Барнаул: Барнаульский ф-л Рязанского ИПиЭ, 1997.
  129. Психология. Педагогика. Учебник Этика. — М.: ЮНИТИ, 1999.
  130. Профессиональная педагогика. Учебник. — М.: Профессиональное образование, 1997.
  131. Ю.П. Выступление на Всероссийском совещании руководителей кадровых аппаратов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в Академии управления МВД России 7−10.10.97 г. — М.: Известия МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, 1997, № 4.
  132. Ю.П. Ученье — свет. — М.: Щит и меч от 3.09.98 г.
  133. Руководить — значит воспитывать. — М.: Объединенная редакция МВД России, 1997.
  134. Русский архив. — СПб: 1872, N6.
  135. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. — М.: Просвещение, 1982.
  136. Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. Специальная школа для чинов полиции и музей столичной полиции. — СПб.: 1901.
  137. Самостоятельная работа слушателей и курсантов. — М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1997.
  138. А.В. Полковое учреждение. — М.: Воениздат, 1949.
  139. .И. Регулярное государство Петра Первого и его идеология. ч.1., — М.: 1943.
  140. Справочная книжка для полицейских урядников. — СПб.: 1879.
  141. А. Записки жандарма. — М.: 1991.
  142. Словарь современного городового. — Варшава: 1915.
  143. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: 1995.
  144. A.M., Латкова И. А., Постоев В. И. Психолого- педагогические основы укрепления дисциплины в органах внутренних дел. — М.: 1986.
  145. A.M. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже XXI века. -М.: Академия управления МВД России, 1997.
  146. В.Н. Педагогическая эвристика. — М.: Аспект пресс, 1995.
  147. Советы молодому милиционеру (о культуре поведения на службе и в быту). — М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1996.
  148. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 1998 год. — М.: ГУКиКП МВД России, 1999.
  149. В.А. О воспитании. — М.: Наука, 1963
  150. В .Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков. — Петрозаводск. 1982.
  151. В.Ф. Структура и содержание педагогического процесса. Психология и педагогика высшей военной школы. -М.: Воен. изд., 1989.
  152. И. Полиция в эпоху реформ. — СПб.: 1888.
  153. Текущий архив 10 отдела УПО ГУКиКП МВД России. Отчет за 1998 год.
  154. Л.Н. Поли. собр. сочинений. — М.-Л.: 1934, т.46.
  155. Н. Организация и проведение семинарских занятий в образовательных учреждениях МВД России. — М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1997.
  156. К.Д. Соч., т. 2. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  157. К.Д. Собр. соч. — М.-Л.: 1952, т. 11.
  158. К.Д. Сборник педагог, сочинений, т. 1, — М.: изд. 5-е, 1916.
  159. Учебно-методические материалы для слушателей (курсантов) учебных заведений МВД СССР по организации самовоспитания и самообразования. — М.: Академия МВД СССР. 1990.
  160. Н. История царствования Петра Великого. т.З. -СПб.: 1858.
  161. И.П. Об опыте организации самостоятельной работы слушателей в вузах МВД РФ. — М.: Юридический институт МВД России, 1994.
  162. Философия образования для XXI века. Под ред. Пахомова Н. Н. — М., 1992.
  163. А. А. Методы воспитательной работы. — М.: Объединенная редакция МВД России, 1995.
  164. Н.Г. Поли. Собр. сочинений в 15-ти томах, т.2. — М.: 1949.
  165. Е.Е. Организация и проведение лекции в образовательных учреждениях МВД России. — М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1997.
  166. В.И. Современные требования, цели и задачи морально- психологической подготовки личного состава ОВД. -М.: РИПК МВД России, 1992.
  167. И.Ч. Из зарубежного опыта подготовки сотрудников правоохранительных органов. — Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1997.
  168. И.Ч. Чему учит зарубежный опыт ? — М.: Вестник Интерпола, 1997.
  169. П.Е. Школа филеров. Былое. — СПб.: 1917.
  170. Юридическая педагогика в МВД. — М.: Академия управления МВД России. 1997.
  171. В.А. Педагогическая психология. — СПБ: Йзд-во Полиус, 1998. т
Заполнить форму текущей работой