ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Клинико-психолого-пСдагогичСская характСристика Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха

ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°ΡΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для компСнсации Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ слуха ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ восприятиС. Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ со ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ свСрстниками ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². Π’Π°ΠΊ, Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠΌ ΠΈ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΠΌ дСтям младшСго школьного возраста ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ изобраТСния Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΊΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ (ΠΎΡ‚ 22 Π΄ΠΎ 7 с). Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ врСмя Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅

  • Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅
  • 1. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ слуха Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: клиничСская характСристика
  • 2. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСская характСристика Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха
  • Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅
  • Бписок Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹

Клинико-психолого-пСдагогичСская характСристика Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘Π»ΡƒΡ… ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Π»ΠΈΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ слуха, Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ возмоТности Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ сигналы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ для ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ познания ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, для создания ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΡ… прСдставлСний ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ… Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ тяТСлых Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ источниками ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, рассчитанными Π½Π° ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Ρ€Π°Π΄ΠΈΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€.), ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ содСрТаниС Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡, Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… спСктаклСй. ОсобСнно Π²Π°ΠΆΠ½Π° Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ слуха Π² ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ. Π’ ΡΠΈΠ»Ρƒ этого Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ возмоТности общСния с Π»ΡŽΠ΄ΡŒΠΌΠΈ, Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… способов ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ являСтся устная Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ. ΠžΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов ΠΈ, Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎβˆ’Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Π‘Ρ‚ΠΎΠΉΠΊΠΎΠ΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ слуха ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌΡƒ ряду Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ [5].

1. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ слуха Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: клиничСская характСристика

Число Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ Π€Π΅Π΄Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ 600 тыс. БчитаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° 1000 Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… приходится ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ с Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ тугоухости. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, приводящиС ΠΊ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ увСличСния числа Ρ‚ΡƒΠ³ΠΎΡƒΡ…ΠΈΡ… ΠΈ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, βˆ’ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ототоксичСских Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ±ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„ΠΎΠ½Π° ΠΈ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΈΠ½Π΄Ρ€ΠΎΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² развития ΡƒΡ…Π°, ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ числа вирусных Π·Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ риска

1. НСблагоприятноС Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ бСрСмСнности: токсикоз, ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠ·Π° Π²Ρ‹ΠΊΠΈΠ΄Ρ‹ΡˆΠ° ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², рСзус-ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°, гСстозы, ΠΎΠΏΡƒΡ…ΠΎΠ»ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚ΠΊΠΈ, заболСвания Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ бСрСмСнности (краснуха, Π³Ρ€ΠΈΠΏΠΏ, ΠžΠ Π’Π˜, цитомСгаловирусная инфСкция ΠΈ Π΄Ρ€.), ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ±ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ², алкогольная ΠΈ ΠΈΠ½Π°Ρ интоксикация, воздСйствиС Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

2. ΠŸΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄Ρ‹: ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, затяТныС, Π½Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‰ΠΈΠΏΡ†ΠΎΠ², частичная отслойка ΠΏΠ»Π°Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹, ягодичноС ΠΈ Ρ‚Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°Ρ патология, приводящая ΠΊ Π°ΡΡ„иксии ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠ΅ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°.

3. ΠŸΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°: гипСрбилирубинСмия (Π±ΠΈΠ»Π»ΠΈΡ€ΡƒΠ±ΠΈΠ½ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ 200 мкмоль/Π»), связанная с Π³Π΅ΠΌΠΎΠ»ΠΈΡ‚ичСской болСзнью Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π½Π΅Π΄ΠΎΠ½ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (вСс Π΄ΠΎ 1500 Π³), Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΊΠΈ развития (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π›ΠžΠ -ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ²) ΠΈ Π΄Ρ€.

4. Π’ Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ дСтствС βˆ’ сСпсис, Π»ΠΈΡ…ΠΎΡ€Π°Π΄ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ заболСвания послС Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², вирусныС ΠΈΠ½Ρ„Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, мСнингоэнцСфалит, ослоТнСния послС ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΠ²ΠΎΠΊ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΈ Π›ΠžΠ -ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ², Ρ‡Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΡ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ототоксичСских Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ±ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ², Π½Π°Ρ€ΠΊΠΎΠ· ΠΈ Π΄Ρ€.

5. НаслСдствСнная патология βˆ’ Π΄ΠΎ 50% Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ наслСдствСнный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅ 1/3 ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… βˆ’ ΡΠΈΠ½Π΄Ρ€ΠΎΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΎΡ‚Ρƒ, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΎΡ‚Ρƒ, ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ аномалиями [3].

2. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСская характСристика Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ классификации Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха. Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС наибольшСС ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ психолого-пСдагогичСская классификация Π . М. Боскис. Π•Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ полоТСния Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ компСнсации психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π›. Π‘. Выготского, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΉ структурС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π . М. Боскис ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ своСобразиС развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха: ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€ΠΈ слуха; врСмя возникновСния Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ слуха; ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ критСриями Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹.

1. Π“Π»ΡƒΡ…ΠΈΠ΅ (Ρ€Π°Π½ΠΎΠΎΠ³Π»ΠΎΡ…ΡˆΠΈΠ΅) Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ слухом ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€ΡΠ²ΡˆΠΈΠ΅ слух Π΄ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ этапах. К ΡΡ‚ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ относят Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€ΠΈ слуха, которая Π»ΠΈΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ СстСствСнного восприятия Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ овладСния Π΅ΡŽ. Они ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ (Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ с Π³ΡƒΠ±) ΠΈ ΡΠ»ΡƒΡ…ΠΎΠ·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ (ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹) восприятиСм словСсной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния.

2. ΠŸΠΎΠ·Π΄Π½ΠΎΠΎΠ³Π»ΠΎΡ…ΡˆΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, «Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠ΅, ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ» Ρ‚Π΅, ΠΊΡ‚ΠΎ потСрял слух Π² Ρ‚ΠΎΠΌ возрастС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π»Π° сформирована. Π£ Π½ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ разная ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ слуха ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ сохранности Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ слуха Π±Π΅Π· ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСдагогичСской ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΠΏΠ°Π΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ. Π­Ρ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ словСсного общСния. Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ для Π½ΠΈΡ… являСтся освоСниС Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠ»ΡƒΡ…ΠΎΠ·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия словСсной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни сходно с Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Ρ€Π°Π½ΠΎΠΎΠ³Π»ΠΎΡ…ΡˆΠΈΡ…. Π­Ρ‚ΠΎ сходство оказываСтся Ρ‚Π΅ΠΌ большим, Ρ‡Π΅ΠΌ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ сохранСны Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ запас ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ с Π½ΠΈΠΌ возмоТности отраТСния Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ словСсных ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ.

3. Π‘Π»Π°Π±ΠΎΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΠ΅ (Ρ‚ΡƒΠ³ΠΎΡƒΡ…ΠΈΠ΅), Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π΅ΠΉ слуха.

Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ сохранности слуха Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ, Π½ΠΎ Ρ‚акая Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ряд сущСствСнных нСдостатков, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния. Π—Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ возрастаСт Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚яТСсти Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ слуха. ΠŸΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΠΎΠΉ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ развития Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС становится ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π° «ΡΠ½ΠΈΠ·Ρƒ Π²Π²Π΅Ρ€Ρ…». Асинхрония сказываСтся Π² Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ стСпСни нСдоразвития ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… систСм восприятия ΠΏΡ€ΠΈ сохранности Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² слуха способствуСт возникновСнию явлСний изоляции [4].

Π’ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ всСх Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΉ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ слуха ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ спСцифичСскиС особСнности.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для компСнсации Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ слуха ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ восприятиС. Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ со ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ свСрстниками ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². Π’Π°ΠΊ, Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠΌ ΠΈ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΠΌ дСтям младшСго школьного возраста ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ изобраТСния Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΊΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ (ΠΎΡ‚ 22 Π΄ΠΎ 7 с). Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ врСмя Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ дСтям для узнавания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². Π£ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ восприятиС ΠΈ ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π»ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… свСрстников. Им Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ большС Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°. Π•Ρ‰Π΅ большиС трудности Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ нСобходимости узнавания Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² гСомСтричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€, Ρ€Π°Π·Ρ€ΠΎΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… элСмСнтов (Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΈ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΉ) Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚ΠΎΠΌ Π½Π° 180Β° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ исслСдоватСлСй, это связано с ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΌ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅, с Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ процСсса восприятия.

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² облСгчаСтся благодаря овладСнию ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ обозначСниями ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΡ… Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅. ИсслСдованиС А. И. Π”ΡŒΡΡ‡ΠΊΠΎΠ²Π° продСмонстрировало Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ восприятия Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². Оказалось, Ρ‡Ρ‚ΠΎ 7−8βˆ’Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, Π½Π΅ Π²Π»Π°Π΄Π΅Π²ΡˆΠΈΠ΅ ТСстовыми обозначСниями Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Π»ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ, владСвшиС ТСстовыми обозначСниями, ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ Π² 23 Ρ€Π°Π·Π° Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ различСния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ прямо зависСла ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ знания ТСстовых ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π•Ρ‰Π΅ мСньшС трудностСй Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΎ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, с Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΈ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… словСсной Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ. По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ А. А. Π’Π΅Π½Π³Π΅Ρ€Π° ΠΈ А. Π›. Π’Π΅Π½Π³Π΅Ρ€Π°, Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠ΅ дошкольники ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… возмоТностях развития восприятия Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ формирования Ρƒ Π½ΠΈΡ… Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ свойства восприятия, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π—Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ восприятиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² складываСтся Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-манипулятивной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ обозначСниями. Π£ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ цСлостныС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ со ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΊ ΠΈΠ· 2−5 частСй. Π‘ΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅Π·Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΡƒ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия. По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ А. А. Π’Π΅Π½Π³Π΅Ρ€Π°, Π“. Π›. Выгодской ΠΈ Π­. И. Π›Π΅ΠΎΠ³Π°Ρ€Π΄, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 4βˆ’Π³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ удаСтся ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΡƒ ΠΈΠ· Π΄Π²ΡƒΡ…-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… частСй, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΠΈ Π»Π΅Ρ‚ ΠΈΠ· ΠΏΡΡ‚ΠΈ частСй. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТныС процСссы, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π΅

Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ наличия Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ слуха ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½Π΅Π΅, ΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π΅ даСтся Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎ-синтСтичСский процСсс, Π° Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° часто ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΌΡƒ объСдинСнию элСмСнтов. Для Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€. Π£ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ формируСтся постСпСнно, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня развития Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ