Развитие литературного образования в учебных заведениях среднего типа России второй половины XIX — начала XX вв
Диссертация
Поиск оптимальных путей развития образования поднял в середине XIX века знаменитую дискуссию о гуманитарном и реальном образовании, в рамках которой обсуждался вопрос и о литературном образовании, его роли и значении, о том, каким должен быть учитель словесности. Анализ проектов Устава 1860, 1862, 1864, 1871, начала 90-х годов XIX века, начала XX века, наконец, проект Устава 1915;1616 гг. (21, с… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Историко-педагогический анализ развития литературного образования в России второй половины XIX — начала XX веков
- 1. 1. Исторические условия и их влияние на литературу и литературное образование в России второй половины XIX — начала XX веков
- 1. 2. Сущность и содержание литературного образования в учебных заведениях среднего типа России во второй половине XIX — начале XX веков
- 1. 3. Требования к личности учителя словесности — посредника между литературным произведением и учеником в учебных заведениях среднего типа России во второй половине XIX — начале XX века
- 1. 4. Роль литературного образования в воспитании гражданина России
- Выводы по первой главе
- Глава II. Основные направления развития литературного образования в учебных заведениях среднего типа России во второй половине XIX — начале XX века
- 2. 1. Особенности литературного образования в учебных заведениях среднего типа России во второй половине XIX — начале XX века
- 2. 2. Развитие форм и методов литературного образования в учебных заведениях среднего типа России во второй половине XIX — начале XX века
- 2. 3. Критерии и показатели качества литературного образования учащихся учебных заведениях среднего типа России во второй половине XIX — начале XX века
- 2. 4. Исторический опыт. литературного образования в России во второй половине XIX — начале XX века и проблемы современного литературного образования
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980
- Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX в. включительно). Спб., 1912 — 346 с.
- Амфитеатров Я. Заметки по всеобщей словесности (Из лекций) // Воронеж, Филологические записки, 1860, вып. 1 -3.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982, 192 с.
- Балталон Ц. Из груды ученических тетрадей // Спб., Пед. сборник, 1889, ч. неофиц., № 8, стр. 120 -139.
- Балталон Ц. О письменных упражнениях по русскому языку в младшем возрасте // Спб., Педагогический сборник, 1885, ч. Неофиц., № 3 (март), стр. 296 -312 — № 4 (апрель), стр. 343 361.
- Батурова Т. К. Московский университет во втором десятилетии XIX в. (по монографии Н. П. Барсукова «Жизнь и труды Н. П, Погодина») // Русская словесность, 1994, № 6
- Ю.Белоконский И П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1901 г. // Русская школа, 1902, кн. 1, стр. 218 227- кн. 2, стр. 203 -209- кн. 3, стр. 195 -221
- П.Бернштейн А. Внешние чувства, душа и речь человека // Спб., Учитель, 1870, т. IX, отд. I, № 13 / 14 (июль), стр. 397 412.
- З.Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии .- М.: Изд-во Академ.Пед.наук РСФСР, 1957. 416 с
- М.Бодуэн де Куртенэ Значение языка как предмета изучения // Русская школа, 1906, № 8, стр. 69 -79
- Браиловский С.Н. Старое и новое в методике сочинений по русскому языку в средних учебных заведениях // Спб., Педагогич. сборник, 1915, ч. неофиц., № 1 (январь), стр. 1 23- № 2 (февраль), стр. 129 — 151- № 3 (март), стр. 265 -291.
- Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. — 412 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании Отечественного языка. Ч. 1−2. М., 1844, 29−32-с.
- Быстрова Е. А. Филологическое образование в школе: состояние, перспективы развития / Русская словесность, 1997, № 6, стр. 42 -46
- Вагнер Н. Как я сделался писателем.// Русская школа., 1892, № 1−6,26−29 — с.
- Вейнберг Я. О преподавании в гимназиях / По поводу проекта устава низших и средних училищ Мин-ва Народного Просвещения // М., Воспитание, 1861 № 3. С. 124−145
- Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990 112 с.
- Водовозов В- И. О вопросительных предложениях // Спб., Учитель, 1869, т. VIII, отд. И, № 15 (август), стр. 482 485.
- Водовозов В. И. Практические занятия грамматикой. // Спб., Учитель, 1869, т. VIII, отд. И, № 4 (февраль), стр. 114 -123.
- Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах. Спб., 1868 — 407 с.
- Водовозов В. И. Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно её существование? / Русское слово, 1859, апрель, отд. III (Смесь), стр. 1−16
- Водовозов В. И. Тезисы по русскому языку // ЖМНП, 1861, ч. С1Х, январь, отд. З, с. 41- 71.
- Воспоминания о женском Ермоловском училище в Москве.// Русская школа., 1892, 55−75-е., 67−74-с.
- Выразительное чтение и выразительная речь в связи с преподаванием грамматики.// Родной язык в школе., 1914−1915, № 1, 8−14 с.
- Галабутский Ю. К вопросу о внеклассном чтении в связи с вопросом об ученических сочинениях.// Русская школа, 1892, № 4, 96−103 с.
- Галахов А. Д., Буслаев Ф. И. Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях. Спб., 1852−84 с.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. / Под ред. Н. Г. Казанского. Л.- М., Учпедгиз, 1950. — 276 с.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории школы в России в 60−70 гг. XIX в. / Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941, т. XL. С. 144 — 218
- Гинзбург Л. Теория словесности как науки и как предмет преподавания. М., 1916., — 15 с.
- Греч Н. И. Учебная книга российской словесности в 4-х ч. Спб., 1819 -1822. Ч. 1- 400 е.- Ч. 2 — 442 е.- Ч. З — 363- 4.4 — 663 с.
- Глебов И. О программах по русскому языку и словесности для желающих поступить в студенты Московского университета // М., Воспитание, 1863, № 4, с. 103−130.
- Груздьев А. Программа по теории и истории словесности. Курс V и VI классов., СПб, 1890.
- Гуревия Я. Я. Существенный пробел в проекте учебных планов новой средней школы // Русская школа, 1902, кн. 1, с. 149−163
- Гуревич Я.Г. Цель образования юношества, проф. Штрюмпель // Спб., Учитель, 1870, т. IX, отд. I, № 15−16 (август), стр. 461 495- № 17 (сентябрь), стр. 523 — 529.
- Даль В. И. Толковый словарь в четырёх томах. М., 1989.
- Деркачев И. Русский синтаксис в пословицах и поговорках // Спб., Учитель, 1870, т. IX, отд. И, № 2 (январь), стр. 43 50.
- Джемс У. Психология / Под ред. JI.A. Петровской.- М.: Педагогика, 1991. -369 с.
- Днепров Э.Д. Народное образование и педагогическая мысль России • кануна и начала империализма: Малоисслед. проблемы и источники. / Сб. научных трудов. -М., 1980.- 294 с.
- Днепров Э.Д. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной' России: Сб. научн. трудов / АПН СССР, НИИ общей педагогики. М., 1978. -102 с.
- Днепров Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики 1918 1977 :Проблемы, тенденции и перспективы. — М., 1981.-90 с.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей.- М., 1994. 241,(2) с.
- Днепров Э.Д. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций: Сб. научн. трудов.- М., 1984.-245 с.
- Достоевский Ф. М. Бесы. Собрание сочинений в десяти томах. М., 1957, т.7, 757 с.
- Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Собрание сочинений в десяти томах. М., 1957, т. 10
- Достоевский Ф. М. Идиот. Собрание сочинений в десяти томах. М., 1957, т. 6,735 с.
- Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собрание сочинений в десяти томах. 597 с.
- Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до ВОСР). М.: Просвещение, 1986. — 431, (1) с.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века : Ист. пед. очерк. М.: Педагогика, 1987. — 150, (2) с.
- Ежеленко В. Б. Классификационный анализ видов деятельности в-педагогическом процессе. Новая педагогика: Пособие к лекционному курсу., СПб, 2003, с.
- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высш. шк., 1983. — 352 с.
- Закон Российской Федерации об образовании. М., Астрель, 2001 -75,(1) с.
- Заметка о вступительных экзаменах по русскому языку в университете Св. Владимира // Спб., Журнал для воспитания, 1859, т. VI, кн. 9, отд. И, стр. 269 -271.
- Запольский Н. Н. Опыты разбора стихотворений в VI классе военных гимназий. // Спб., Педагогический сборник, 1869, Неофиц. часть, кн. 8 (август), стр. 806 854.69.3еленецкий К. П. Исследования о риторике. М., Знание, 1991. — 63,(1) с.
- Зимницкий В. Г. Способы и приёмы обучения правописанию // Русская школа, 1897, кн. 3 (с. 161−182) — кн. 4 (с. 165−185) — кн. 5−6 (с. 228−235)
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-238,(2) с.
- Доп. Из истории русской педагогики/ Под ред. В, З.Смирнова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957 // Известия АПН РСФСР. Вып.89, 148 с.
- Известия о деятельности и состоянии наших учебных заведений: Гимназии / Отчет Императорской. Академии Наук за 1870 г. // Ж М Н П- 1871, ч. 153, № 2. С.208- 223,
- Из практики преподавания родного зыка. Внеклассное чтение под руководством учителя.// Родной язык в школе., 1914 1915, № 8,455−456 — с.
- Из практики преподавания родного языка. Заучивание наизусть стихотворений в старших и младших классах.// Родной язык в школе., 1914−1915,№ 7, 375−394-с.
- Историческая записка о действиях и состоянии Симферопольской гимназии: в 50-летний период существования её. // Ж М Н П,, 1863, 4.119, отдел VI, август. С. 45 82.
- Исторические заметки о положении и образовании женщины // Женское образование, 1883, кн. 6 — 8
- История педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 1999. — 396,(1) с.
- К речи о преподавании русского языка и словесности в гимназиях, Шафранова (по поводу ревизии петербургских гимназий). // Спб. Учитель, 1866, т. VI, отд. III, № 4 (февраль), стр. 137 -144.
- К. Б. Моя работа в школе в оценке учеников.//Родной язык в школе., 1914, № 4−5, 185−200-с.
- Кавказский учебный округ. Попечитель. Отчет о письменных работах по русскому языку, использованных учениками гимназии КУО на окончательных испытаниях. / Сост. дир. 1-й Тифлисской женской гимназии С. Ларионов. Тифлис, 1905. — 499 с.
- Каллаш В. В. О постановке преподавания русского языка и словесности. б/м., 1904, 28-с.
- Камков А. О ходе преподавания русской словесности во 2 Казанской гимназии с 1835 по 1860 Г.//ЖМНП, 1861, ч. 110, май, отд.1. С. 128 142.
- Каптерев- П. Ф. Народная школа, как образовательно-воспитательное учреждение//Русская школа, 1902,№ 3−9
- Каптерев П. Ф. О влиянии чувств на мышление // Женское образование, 1877, № 2, стр. 71- 109
- Доп.: Каргалов В. И. Новые данные об И. Н. Ульянове как педагоге. / Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941, т. XL, стр. 254 -267
- Каринский Н. М. О преподавании русского языка в 8 классе и педагогических классах женских гимназий. Пг., 1914 — 12 с.
- Кедров Б.М. Классификация наук : Прогноз Карла Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. 543 с.
- Козлов С. Е. Новая постановка письменных работ в русской школе. Спб., 1915−30 с.
- Кеневич В. Т. Заметки о баснях Крылова. // Спб., Учитель, 1865, т. V, отд. I, № 1, стр. 10−13.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: Изд-во Псков, обл. инта усоверш. учителей, 1996. — 439 с.
- Кондратьева М. А. Реформирование образования в Российской гимназии XIX века.// Развитие образования: история и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 18−19 мая 2000 г., СПб, 2002, 100−111 с. 98.Коновалова
- Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с к. XIX в. до февральской революции 1917 г. М.: Учпедгиз, 1956. — 247 с.
- Константинов Н.А. История педагогики: (Учебник для студ. пед. ин-тов).-М.: Просвещение, 1982. 447 с.
- Ю1.Кошанский Н- Ф. Общая риторика. СПб., 1848, 7 с.
- Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается?. Волгоград: Перемена, 1996. — 349 с.
- Доп: Краевский В. В. Методология научного исследования. Спб.: Изд-во С-Петерб. гуманитар, ун-та профсоюзов, 2001. — 143,(2) с.
- Доп: Краевский В. В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 243,(1) с.
- Ларионов С.С. Отчет о письменных работах по русскому языку. Тифлис, 1915−499 с.
- Ларионов С. С. Сборник тем для сочинений в старших классах средней школы. Тифлис, 1915 -199 с.
- Ю.Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. — 359,(1) с.
- Ш. Ленин В. И. О революционной ситуации в России в 1859 -1861 гг. Собр. соч., 3-е изд., Т.1У,
- Лесков H. С. «На ножах». Сборник сочинений., т. 2 (1,2), М.: 1993, 574 — е., 542-е.
- Лесков Н. С. «Некуда». Собрание сочинений, т. 1, М.: 1993,719 с.
- Лесков Н. С. «Обойдённые». Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: 1989, т. 10, 516-с.
- Лирические вечера в школе.// Родной язык в школе., 1914−1915, № 3, 168 171-е.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. — 526,(1) с.
- Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В., Буров А. И. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983.- 264 с.
- Лихачев Д. С. Школа на Васильевском: Кн. для учителя. М. г Просвещение, 1990. — 159 с.
- Доп: Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: (Теорет. ист. анализ воспитат. ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара: СИУ, 1997. — 84 с.
- Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1856- 1880). Кн. IV. Спб., 1901 — 648 с.
- Ловинский А. И Отчет о письменных работах по русскому языку. -Тифлис, 1913- 14 с.
- Малиновский Е. О желательном понижении в юнкерских училищах требований по правописанию. // Спб., Педагогич. сборник, 1885, ч. неофиц., № 8, стр. 125 132.
- Малиновский Н. П. Очерки по истории женского среднего образования в России // Русская школа, 1914, отд1, кн. 9−10, с. 129 -160- кн. 11, с. 81- 99- кн. 12, с. 30−52
- Малый энциклопедический словарь.// т. 2, вып. 32, изд. 2, изд. Брокгауз — Ефрон. СПб, 1894. '
- Малыхин П. Теория сочинений (из руководства, предназначаемого для преподавания словесности в женских учебных заведениях) // Воронеж, Филологические записки, 1860, вып. 3,4.
- Марцинковский В Утренники. Театральные рефераты о пьесах.-Петроград, 1914 61 с.
- Масловский А. Ф. Русская общеобразовательная школа., СПб, 1900, 196−258-с.
- Медынский Е. Н, Константинов Н. А. и др. История педагогики: Учебник для педвузов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Учпедгиз, 1956. — 479 с.
- Междисциплинарные исследования в педагогике: (Методол. анализ) / Под ред. В. М. Полонского. М., 1994. — 228 с.
- Некрасов Н. О преподавании словесности в средних учебных заведениях // М., Атеней, 1858, ч. V, № 43. С. 462 472.
- Мижуев П. Г. Вопросы средней школы в Европе и ответы на них Америки // Русская школа, 1915, отд. I, кн. 2, стр. 61−85- кн. 3, стр. 25−42
- Миллер О. Опыт исторического обозрения русской словесности. // Спб, Учитель, 1862, Т.2, отд. I, № 2,4, 6, 11, 12, 16, 17,20. 21,23.
- Михайлов М. Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе // Современник, 1860, т.80 (с. 473−500) — т. 81 (с. 89−106) — т. 82 (с. 335−350)
- Мода на педагогику. // Спб., Учитель, 1869, т. VIII, отд. I, № 1 (январь), стр. 1−5.
- Мусин-Пушкин А. Некоторые соображения о задачах низшего, среднего и высшего образования. Спб., 1914 28 с.
- Мусин- Пушкин А. Среднеобразовательная школа в России и её значение. Пг., 1915- 163с.
- Незеленов А. О преподавании русской словесности. Спб., 1880 79 с
- Некоторые вопросы методики сочинения с точки зрения абитуриентов гимназий Кавказского Учебного Округа. Тифлис, 1912 — 163 с.
- Несколько слов о правописании. // Спб., Журнал для воспитания, 1859, т. VI, кн. 9, отд. II, стр. 235 -237.
- Несколько слов о диктовках // Женское образование, 1883. № 6,7 (август, сентябрь), с. 453 -455
- Никитенко А. В. Дневник. В 3-х т. / Под общ. ред. Н. JI. Бродского. М.: Гослитиздат, (Ленингр.отд-ние), 1955 — 1956. Т.1 -543 е.- Т.2 — 652 е.- Т. З — 582 с.
- Николенко М. Г. Первые беседы о составе русской речи. // Спб., Учитель, 1865, Т. 5, отд. II, № Ц/ 12 (стр. 424- 431), № 15 (стр. 540- 550), № 16 (стр. 578- 587), № 23/24 (стр. 859- 870).
- Новикова Л. И. Школа и Среда. М.: Знание, 1985. — 79 с.
- Новые письма Н. И. Пирогова к невесте / с пред. С. Я. Штрайха // Русская школа, 1915, кн. 3, стр. 1 9
- Новый устав для гимназий // Современник, 1864, т. 105. № 11- 12, с. 259 264
- Обзор деятельности МНП за время царствования Александра III., Спб, 1901, 69-с.152.0жегов С. Н. Толковый словарь русского языка., т. 1, 342 — е., т. 3, 729 — е., М., 1978.
- О первоначальном преподавании отечественного языка. // Спб, Учитель, 1861, Т. 1, № 1 (стр. 32- 40), № 2 (стр. 72- 75).
- О съездах учителей русского языка и словесности. // Спб., Учитель, 1867, т. VI, отд. III, № 17- 24 (июль), стр. 307 329.
- Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований: Сб. научных трудов АПН СССР/ Под ред. В. В. Краевского. -М, 1981.-85 с.
- Орбинский Р. По поводу проекта нового устава средних низших училищ подведомственных М Н П / Русское слово, 1860, июнь, отд. III («Смесь»), стр. 28−48
- Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения / Вступ. ст М. Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. — 352 с. 158.0сторогорский В. П. Беседы о преподавании словесности., СПб: 1885, 8, 9, 14'-с.
- Острогорский В. П. Благие желания (К вопросу о преподавании родного языка) // Женское образование, 1877, № 8, стр. 425 447
- Острогорский В. П. Воспитательное значение изучаемых произведений образцовых писателей. // Спб., Учитель, 1866, т. VI, отд. II, № 5/6 (март), стр. 175- 179.
- Острогорский В. П. «Выразительное чтение как учебный предмет среднего образования».// Педагогический сборник, издаваемый при главном Управлении Военно-Учебных заведений, 1883 г., № 9, 10, 12
- Очерки истории школы и пед мысли народов СССР (конец XIX нач. XX в./ Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М.: Педагогика, 1991. — 445,(4) с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. — 600 с.
- Панаев И. И. Воспоминание о Белинском // Современник, 1860, т. 79, с. 333 -336
- Паульсон И. И. О грамматических разрядах слов. // Спб., Учитель, 1865, T. V, отд. I, № 7- 8, стр. 271- 280.
- Педагогическая энциклопедия (в 4-х т.) / Глав. ред. И. А. Каиров. М., Сов. Энциклопедия, 1964 — 1968. Т.1 — 832 е.- Т. 2 — 912 е.- Т. 3 — 880 е.- Т. 4 — 912 с.
- Доп.: Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М., Знание, 1971 — 79 с.
- Перевезенцев С. «Русская идея» и философия национального образования / Учитель,. 1997, № 2 с. 34 — 38
- Песталоцци И. Как Гертруда учит своих детей.
- Петров К. Практический взгляд на программу русского языка и словесности // Спб, ЖМНП, 1862, ч. СХ111, февраль, отд. I. С. 168−190.
- Пирогов Н. И. Вопросы жизни. // Спб., Морской сборник, 1856, т. XXIII, № 9 (июль), стр.559 597.
- Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. и ввод, статья (с.5−44) В. 3. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953 — 752 с.
- Писарев Д. Школа и жизнь / Русское слово, 1865, июль (стр. 116−162), август (стр. 60- 106)
- Поздняков Н. Что и как читать детям.// Русская школа., 1890, № 2, 73−99 — е., 74-е.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с. 182.? Доп. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967 — 264 с.
- Попов В. Из пережитого.// Русская школа., 1892, .№ 4, 12−13 с.
- Преображенский С.В. К вопросу о методах и приемах ведения ученических сочинений. // Спб., Педагогич. сборник, 1891, ч. неофиц., № 8, стр. 69 96- № 9, стр. 149 — 170- № 10, стр. 269- 302.
- Приёмы диктовки. // Спб., Учитель, 1867, т. VII, отд. II, № 13 16 (январь -февраль), стр. 233 — 236.
- Пример ведения письменных упражнений по русскому языку. // Спб., 1870, т. IX, отд. И, № 13/ 14, стр. 417 -423.
- Проект итогового документа Первого всероссийского съезда методистов и учителей словесников- СПб, 21−23 октября 2003 год.
- Пыпин А. Преподавание словесности в гимназиях // Спб., Ж. М. Н. П 1862, ч. CXIV, июнь. Отд. I. С. 168 185.
- Пыпин А. Очерк истории русской поэзии // Атеней, 1858, № 25, ч.111. С. 543−561
- Пятидесятилетие школы Мая., 30−32 с.
- Разыграев В. О причинах неуспеха по правописанию и о возможности избегнуть их. // Спб., Педагогич. сборник, 1885, № 2 (февраль), стр. 141 -170.
- Распределение учебных предметов по классам в гимназиях и прогимназиях петербургского учебного округа (Разбор программ).// Спб., Учитель, 1866, т. VI, отд. II, № 19−21 (ноябрь), стр. 673−686.
- Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802 1902. Спб., 1902.
- Романовский М. С. К реформе средних школ // Русская школа, 1902, кн. 3, с. 122 128
- Российское образование: история и современность / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: ИТПИМИО, 1994 — 253,(1) с.
- Рубан М. В. Реальная гимназия / Русская словесность, 1994, № 4, стр. 33 -36
- Рубан М. В. Реальное училище / Русская словесность, 1994, № 5, стр. 22 -25
- Салтыков-Щедрин М. Е. «Письма к тётеньке». Собрание сочинений в 15-ти томах., М: 1951, т. 9.
- Сборник распоряжений по МНП, 1-й отдел. Штаты и приложения. 30 — с.
- С. Г. Автобиографические странички. Как я сделался учителем русского языка.//Родной язык в школе., 1914,№ 2,3- 88−101-е., 133−150 — е.- 145-с.
- Семёнов Д. Д. Образцы разбора стихотворений в школе. // Спб., Учитель, 1864, Т. 4. отд. II, № 8- 10, 13/ 14. С. 308, 330,389, 523.
- Доп.: Скаткин М. Н. и др. Вопросы профессиональной педагогики. М., Высшая школа, 1968 — 439.
- Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: (Пер.с.чеш.). М., Педагогика, 1989 — 219,(3) е.: (Зарубежная школа и педагогика).
- Скопин В. П- О значении письменных упражнений в старших классах гимназии. // Спб, Учитель, 1863, Т. 3, отд. И, № 19 22, с. 914 — 1068.
- Скопин В. П. О методе чтения поэтических произведений // Спб, Учитель, 1864, Т. 4, отд. I, № 8- 11/ 12, 18, 19.
- Скопин В- П. О методе чтения поэтических произведений. Метода Экарта // Спб., Учитель, 1865, т. V, отд. I, № 7 8, стр. 259- 271.
- Скопин В. П. Программа преподавания русского языка и словесности в гимназиях, составленная по методе Любена. // Спб, Учитель, 1863, Т. 3, отд. II, № 17, 18.С.801 -863.
- Скопин В .П. Руководства по русской словесности. // Спб., Учитель, 1865, Т. 5, отд. Ill, № 1,2,3- 4, стр. 39, 92, 146.
- Сластение В. А. Педагогика. Учебное пособие., М.: 2000, 512 — с.
- Смирнов В. 3. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. М., Учпедгиз, 1963 —312 с.
- Смирнов В. 3. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954 — 312 с.
- Современная летопись. Известия о состоянии и деятельности гимназий // Спб., Ж. М. Н. П, 1867, апрель, ч. 134. С. 135−157.
- Соловьёва В. Д. Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова / Под ред. проф. В. 3. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 183 с.
- Соломоновский И. О постановке русского языка в средней школе. // Спб., Педагогич. сборник, 1894, ч. Неофиц., № 5, стр. 467 -478.
- Доп. Спенсер Г. Ассоциативная психология: (Пер./ Вступ. ст., коммент. А. А. Карелина). М.: Назрань: ACT, 1998 — 542,(1).
- Статья Михайлова М. Л. «Женщины, их воспитание, значение в семье и обществе» в журнале «Современник» 1860 г. // Рассвет, 1860, т.7, № 8, отд. И, стр. 11 19
- Степанов В. Урок русского языка в начальной школе. // Свободное воспитание, 1913/ 1914, № 2. Стр. 33 38
- Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения . М., Педагогика, 1991 -367,(1),
- Страхов А. Заметка о преподавании русского языка в приготовительных классах гимназий и прогимназий // Спб, Ж. М. Н. П", 1879, № 12, 4.206. С.23−31
- Страхов А. Об элементарном курсе родного языка // Спб., «Ж. М. Н. П., 1880,4.27,28, № 2, № 4, отд. Педагогики. С. 18−30- 64−82
- Съезды в Киеве учителей русского языка и словесности Киевск. УО в 1863 и. 1864 г. // Университетские известия, 1864, № 9, 10, 11, 12- 1865, № 2, 4, 5, 6
- Теория словесности в 4 классе.// Родной язык в школе, 1914−1915, № 2, 96 100-е.
- Толстой JI. Н. «Воскресение».// Собрание сочинений в 14-ти томах., М.: 1953, т. 13, 462-с.
- Толстой JI. Н. Педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1953 — 444 с
- Толь Ф. Проект устава низших и средних училищ МНП: Гимназии и прогимназии // М., Воспитание, 1860, № 12. С. 193 215 .
- Тулов М. Руководство к познанию родов, видов и форм поэзии. Киев, 1853 -388 с.
- Тургенев И. С. «Порог». Собрание сочинений в 12-ти томах, М.: 1956, т. 8, 478 с.
- Тургенев И. С. «Дым». Собрание сочинений в 12-ти томах, М.: 1956, т. 6, 382 с.
- Тургенев И. С. «Рудин». Собрание сочинений в 12-ти томах, М.: 1956, т. 2, 326 с.
- Учебные планы предметов в мужских гимназиях МНП.// Ж М Н П, 1872, № 7, 51−85-с.
- Флеров А. П. Заметки-личного-опыта (Заучивание наизусть в старших классах). // Спб., Педагогич. сборник, 1914, № 6 (июнь), ч. неофиц., стр. 635 -645.
- Флёров А. П. Основания для практической разработки корректур, но -смыслового метода обучения русскому правописанию // Спб., Ж М Н П, 1910, ч. 26, март. С. 53−82
- Флёров В. Свободное слово. // Свободное воспитание, 1913/ 1914, № 3, стр. 21 42.
- Флит Н. Школа в России в конце XIX начале XX вв.: Гос. и частные гимназии, прогимназии, домобучение, экстернат. Методич. пособие. — JL, 1991. 96,(1) с.
- Циркуляр по Московскому учебному округу, 1866, № 1 (январь) -Приложение № 8. Съезд учителей русского языка и словесности в гимназиях МУО, с. 1−61
- Циркуляр по Киевскому учебному округу. 1861, № 3, с. 50 52
- Черепанов С. А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России / Известия АПН РСФСР. М., 1951, вып. 33, стр. 151 -209.251 .Чернышевский Н. Г Собрание сочинений, М. 1953
- Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М.: Моск. Пед. гос. ун-т., 1994. — 127, (2)
- Шейковский К. Мысли учителя одной отдаленной гимназии // М., Воспитание, 1860, т. VII, отд.2, № 4. С. 104 111.
- Доп. Эмби У. Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. Пер. с англ. Ю. И. Лашкевича. М., Изд. иностр. лит., 1962, 398 с.
- Шереметьевский В. Об орфографии вообще и о письме под диктовку в особенности. М., 1883.
- Явдых Л. Н. Гуманитарные и реальные начала в средней школе. М., 1915 -40 с.