Применение учебных деловых игр при обучении математике в основной школе: На примере изучения геометрического материала
Диссертация
Понимая под УДИ новую форму организации обучения, отметим исследования, освещающие различные аспекты организационных основ учебного процесса: организационная структура учебного процесса и его закономерности рассмотрены в работах М. А. Данилова, BJC. Дьяченко, И. Я. Лернера, В. В. Краевского, В. И. Крупича, М. И. Махмутова, В. Т, Фоменко и др. организационные формы и их возможности при обучении… Читать ещё >
Содержание
- I ГЛАВА. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК АКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»
- 1. Анализ литературы и историческая справка о развитии Деловых Игр
- 1. 2. Зарубежные исследователи об игре и ее месте в развитии ребенка
- 1. 3. Развитие учений об игре в России
- 1. 4. История и современные исследования Деловых Игр
- 1. 5. Место Деловых Игр в современном образовании
- 2. ДИ — активный метод обучения
- 2. 1. Деловая игра как метод обучения
- 2. 2. Активные Методы Обучения, преимущества ДИ как активного метода обучения.45 2.30сновные характеристики ДИ и их применимость в учебных деловых играх
- 2. 4. Психолого-педагогические принципы ДИ
- 2. 5. Различные структурные схемы ДИ
- 1. Анализ литературы и историческая справка о развитии Деловых Игр
- 3. 1. Определение Математической Деловой Игры как комплексной формы обучения
- 3. 2. Трехмерная модель МДИ
- 3. 3. Универсальный алгоритм разработки математической УДИ,--------,
- 1. Анализ деловой учебной игры «КУЗИНА» (контроль умений, знаний и навыков)
- 2. Методика проведения Математической Деловой Игры «Затерянный мир»
- 2. 1. Методические аспекты игры
- 1. 2. Обобгцаюгцее повторение по теме «Векторы. Координаты вектора» в форме
- 1. 3. Математическая обработка эксперимента
- 2. 1. Методические аспекты игры
- 2. 20. бобщающее повторение по теме «Треугольники» в форме Математической
- 2. 3. Математическая обработка эксперимента
Список литературы
- Айламазян A.M., Асмолов А. Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры.У/ Сб.: Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — 142 с.
- Активные методы обучения в природоохранительном образовании / Под ред. Д. Н. Кавторадзе. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 91 с.
- Арстанов М.Ж. и др. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика». Алма-Ата, 1982. — П с.
- Арстанов М.Ж., Пидкасистый П. Н., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучении: вопросы теории и технологии. Алма-Ата, 1980.-352 с.
- Арутюнов К.С. Деловая игра «Выбор руководителя»: Метод, пособие. М.: ИПКИР, 1989. — 77 с.
- Арутюнов Ю. С. Егоров С.С., Колесниченко С. Г. Деловая игра «Назначение 2»: Часть 1, Часть 2: Метод, пособие. М.: ИПКИР, 1979. — 89 е., 66 с.
- Арутюнов Ю.С., Дера В. Г., Слободян В. П. Деловая игра «Мозговаяатака»: Метод, пособие. М.: ИПКИР, 1990. — 25 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 134 с.
- Ахметов Н.К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985.-39 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Обще/Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Батурина Г .И., Шамова Т. И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения // Сов. педагогика. 1980. — № 8. — С. 69−75.
- Башмаков М.Й. Двумерная модель дифференциации образования. // Математика в школе. 1993. — № 2. — С. 7−9.
- Белкин A.C. Ситуация успеха, как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. — 65 с.
- Беспалько В.П., Беспалько Л. В. Педагогическая технология. М.: Знание, 1989. — 68 с.
- Бирпггейн М.М. Опыт организационно-производственных испытаний // Легкая промьшшенность, 1938, № 3.
- Бирпггейн М.М. Советские деловые игры 30-х годов и проблемы развития современной производственной деловой игры 7/ Деловые игры и их программное обеспечение. М., 1976. — С. 194−222.
- Биттинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 384 с.
- Блонский П.П. Педология. М., 1934. — 385 с.
- Богомолова H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 185 с.
- Борисова Н.В. Конструирование деловых игр // Новые методы и средства обучения, № 2 (6). М.: Знание, 1989. — С. 54−78.
- Борисова Н.В., Соловьева A.A., Арутюнов Ю. С., Вербицкий A.A.
- Деловая игра «Методика конструирования деловой игры «(Игра). -М.: ИПКИР, 1988.-39 с.
- Бородина Н.В. Применение деловых игр в инженерной подготовке будущих инженеров-педагогов: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1990.-242 с.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. — 96 с.
- Бурков В.Н., Ивановский А. Г., Мурзаев С. К. Деловые игры в принятии управленческих решений. М., 1980. — 144 с.
- Бурков В.Н. Организация и проведение деловых игр. Методические материалы. М.: ИПУ, 1975. — '52 с.
- Вербицкий A.A. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. школа. -1982. -№ 3. С. 129−142.
- Вербицкий A.A. Игровые формы контекстного обучения. Путляева JI.B. Психологические аспекты проблемного обучения. — Михайлов A.A. Содержание повышения квалификации. -М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Вербицкий A.A., Филиппов A.B., Красовский Ю. Д. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. М.: НИИ ВШ, 1983.-48 с.
- Внедрение методики обучения и основные принципы обучения и организации учебного процесса методом разбора производственных ситуаций и деловых игр: Метод, разраб. / Минвуз, Каз. ССР, научн. метод, каб. Алма-Ата, 1981. — 45 с.
- Вопросы психологии. -1966. № 6. — С.68−83
- Воробьев Г. В. Опыт статистического исследования успеваемости школьников // Проблемы методологии педагогики и методики исследований. М., 1971. — С. 249−341.
- Вьшшжий Л.С. Собрание сочинений М., 1984. — 520 с.
- Габдреев Р.В. Моделирование познавательной деятельностистудентов. Казань: Изд-во КГУ, 1983. — 109 с.
- Габрусевич С.А., Зорин Г .А., От деловой игры к профессиональному творчеству. — Минск, 1989. — 123 с.
- Гаррет Р., Лондон Дж. Основы анализа операций на море. М.:г1. Воениздат, 1974. 270 с.
- Гастаев А.К. Социальное знамя ЦИТЮрганизация труда, 1925, № 4−5.
- Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика.- М.: Знание, 1989. 208 с.
- Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. Учебно-метод. пособие. -М.: Высш. школа, 1980.-144 с.
- Гершунский Б.С., Пруха Я. Дидактическая прогностика (некоторые актуальные проблемы теории и практики). Киев, издательское объединение «Вшца школа», 1979. — 240 с.
- Гидрович С.Р., Перешивкин С. А., Толордава Ж. К. Деловая игра «Деятельность сельскохозяйственных предприятий в условиях сельского производства // Матер. 7-ой Межведомств, школы-семинара по активным методам обучения.-М., 1985. Вып.5.-С. 16−17.
- Гидрович С.Р., Сыроежин И. М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М.: Экономика, 1976.116 с.
- Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Вып. 67.- Сб. 2, ч.1.-Казань, 1969.- С. 32−44.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. ~ 168 с.
- Грэм Р.Г., Грей К. Ф. Руководство по операционным играм. М.: Сов. радио, 1977. — 375 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз., 1960. -184 с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. ред. Б. П. Есипова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 518с.
- Груденов Я.И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике. -М.: Педагогика, 1987, 312 с.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1997.-67 с.
- Сборник деловых игр, конкретных ситуаций, и практических задач / Под ред. В. И. Матирко. -М.: Высшая школа, 1991. 97 с.
- Лудина Г. Б. Деловая игра как активная форма обучения // Сб. Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 1991 г., МПГУ, 1992. С.48−50
- Лудина Г. Б. Методика преподавания математики в школах и классах гуманитарного направления. Книга для учителя. М., 1993. С.35−44.
- Лудина Г. Б. Учебная и исследовательская деятельность в обучении математике в средней школе // Сб.: Психолого-педагогическиеосновы обучения математике в средней школе. 4.1. — М.: Прометей, 1992. С. 49−59
- Деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров. Учеб. пособие / Авт. сост. Платов В. Я., Подиновский В. В. М., 1986.93 с.
- Деловые игры-в практику // Вест. высш. школы.-1981.- № 4. С. 18−25.
- Деловые игры в вузе: Проблемы оптимизации подготовки специалистов // Вест. высш. школы. 1978. — № 2. — С. 7−13.
- Деловые игры для применения в ИПК: Метод. Разработки. Л.: ИПК СП, 1982, С. 38.
- Деловые игры и имитационное моделирование: Тез. докл. 16 -го семинара ИФАК, провед. в июне 1985 г. в г. Алма-Ата. М., 1985. -123 с.
- Деловые игры и конкретные ситуации, разработанные в ИПК и вузах СССР: Метод, разработки. Л., ИПК СП, 1982, 125 с.
- Древе У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). Век X. Оценки и отметки. Пер. с нем. М., 1984. — 128 с.
- Дубровский В.Я., Щедровицкий Л. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. -М., 1971. 93 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. -160 с.
- Емельянов С.В., Бурков В. Н., Ивановский А. Г. и др. Метод деловых игр. Обзор. М., 1976. — 58 с.
- Ершова А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. (Педагогика как практическая режиссура). Пособие для учителя. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 272 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
- Ефимов В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. — 272 с.
- Ефимов В.М., Пельман Г. Л., Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. М.: МГУ, 1982. -321 с.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
- Ибрагимов А.Д. Метод деловых игр в профессиональной подготовке студентов физической культуры педагогических вузов: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 169 с.
- Иваненко Л.Н. Социальные функции имитационных игр // Вест, высш. школы. 1988. — № 2. — С. 31−38.
- Игровая имитация в развитии интеллекта / Под ред. И. С. Ладенко, А. Г. Палихова, О. В. Шимельфенинга и др. Новосибирск, 1988. -67 с.
- Игровое моделирование: методология и практика: Сб. ст. / Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — 228 с.
- Игровые занятия в строительном вузе. Методы активного обучения.
- Киев: Вища школа, 1985. 303 с.
- Извозчиков В.А., Эсаулов А. Ф., Панина И. Я. Деловые игры в системе УИР //Вест. высш. школы. 1981. — № 11 — С. 93−95.
- Инновации и традиция в образовании / под ред. др Бошко М. Влаховича. М.: РАО, 1996. -138 с.
- Использование деловых игр вдри изучении проблем педагогического общения: Экспер. матер, для ИУУ / АНН СССР. Авт. сост. Н. Е. Сальникова. Л., 1985. — 64 с.
- Использование учебных деловых игр в подготовке учителей в ВУЗе к осуществлению политехнического образования, трудового воспитания и профориентации школьников: Метод, рекомендации / АНН СССР. -М., 1989. 49 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1998. — 192 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Манвелов С.Г. Теория и практика современного урока математики. Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1997
- Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. Орел, 1996. -191 с.
- Абрамова Г. С. Методические рекомендации учителю-предметнику по формированию у школьников методов учения. Брест, 1998. — 56 с.
- Камсюк В.А. Использование разноуровневых тестов в обученииматематике. // Сборник «Уровневая дифференциация обучения», МДО, ШО «Образование дня всех». М.: 1995. — С.36.
- Камсюк В.А., Лудина Г. Б. Об активных формах дифференцированного обучения математике. // Сборник научных трудов МПГУ им. В. И. Ленина, 1996. С. 40.
- Кан-Калик В. А. Сущность и структура педагогического процесса // Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. В. А. Петровского. М., МГУ. 1986, С. 255.
- Капустин В.Ф. Специальная экологическая деловая игра // Метод, разработки и рекомендации по деловым играм. -Ж, 1984. Вып. 'З,-С.4−10.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитаниё! теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Касимов Р. Я. Модель как средство научной организации обучения (обшие вопросы и решение частной проблемы): Дис. канд. пед. наук. М., 1973.-180 с.
- Каталог разработок по имитационным методам активного обучения / Сост. В. И. Рыбальский, В. М. Виленская, Е. Ю. Клисенско. Вып. 3. -Киев, 1987.-70 с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., 1978. — 208 с.
- Козельцев M. JL Деловые игры как вид активного обучения // * Вопросы управления общественным производством. М., 1976. — С.102.104.
- Комплексная деловая игра «Мысль»: Метод. пособие / И. Г. Абрамова, М. В. Брагинский, H.A. Даниличева, В. А. Ченобьггов. М.: Высш. школа, 1991. — 64 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов / Под. ред. В. И. Журавлева.-М.: Просвещение, 1988.-С.107−122.т