Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования показали также, что процесс формирования здорового образа жизни старшеклассников будет успешным, если: разработана его модель и программно-содержательное обеспечение, способствующее интеграции процессов валеологического воспитания и социального развития личностистаршеклассники включены в систему физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющую целенаправленно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Здоровый обраj жизни школьников как социальная и II психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Современная наука о сущности и структуре здорового образа 11 жизни
    • 1. 2. Теория и практика формирования здорового образа жизни 34 старшеклассников
  • ГЛАВА 2. Реализация комплекса социально-педагогических 73 условий по формированию здорового образа жизни сельских старшеклассников
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования по 73 формированию здорового образа жизни старшеклассников в условиях села
    • 2. 2. Динамика сформированности основных компонентов 95 здорового образа жизни сельских старшеклассников

Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование здорового образа жизни старших школьников является одной из актуальных проблем педагогики. В условиях экономической нестабильности российского общества, сложной экологической обстановки, ослабления инфраструктуры системы здравоохранения заметно ухудшилось состояние здоровья школьников, возможности их жизнеобеспечения, развития и, как следствие, социализации С каждым годом сокращается количество выпускников школ, которые могут считаться здоровыми, увеличивается число школьников, имеющих хронические заболевания, морфофункциональные отклонения и нервно-психические расстройства. При этом в нашей стране, судя по материалам заседания Государственного совета «О роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здорового поведения, здоровье в обществе до сих пор не встало на ведущее место в иерархии человеческих ценностей и потребностей.

Причинами такого положения являются не только длительное неблагоприятное воздействие социально-экономических и экологических факторов, но и ряд негативных тенденций в сфере школьного образования, недостатки в существующей системе спортивно-оздоровительной работы, а также функциональная неграмотность части родителей в вопросах поддержания и развития здоровья детей.

Учитывая сложившееся положение со здоровьем детей в России, Правительство Российской Федерации в марте 2002 г. поручило министерствам здравоохранения, образования, труда, экономического развития разработать в составе федеральной целевой программы «Дети России» на 2003;2006 гг. подпрограмму «Здоровый ребенок», а также определить комплекс мероприятий по улучшению охраны здоровья детей.

Ситуация, когда, с одной стороны, ухудшаются условия окружающей среды, увеличиваются информационные и психологические нагрузки, а с другой стороны, снижаются возможности семьи и школы по обеспечению здоровья детей, диктует необходимость формирования у школьников здорового образа жизни, который, по общему признанию (Р.И. Айзман, Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, МЛ. Лазарев, П. Ф. Лесгафт. В. П. Петленко, В. А. Сухомлинский, Л.Г. Татарникова), является универсальным средством от всех болезней сразу. Следовательно, он особенно рационален, экономичен и желателен в любом обществе.

В современных условиях ведущее место в формировании здорового образа жизни россиян отводится физической культуре и спорту, развитие которых провозглашается приоритетным направлением социальной политики государства. Государственная стратегия развития этой отрасли направлена на комплексное решение проблемы развития человека через: воспитание подрастающего поколения, способного противостоять таким негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведениеконсолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нацииразвитие народных и национальных систем физического воспитанияформирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкампроведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения.

Особое внимание, как следует из анализа антропологической, медицинской и психолого-педагогической литературы, при решении задач по оздоровлению населения следует уделить раннему юношескому возрасту, который характеризуется становлением взрослого типа регуляций физиологических функций при сохранении их пластичности (И.А. Корниенко, В Л Сонькин, Д. А Фарбер). а также активным формированием мировоззрения и системы социальных установок (И С. Кон, А. IV Мудрик, В.А. Слободчиков| Кроме того, именно сегодняшние старшие школьники уже в недалеком будущем займут ведущие позиции во всех сферах жизнедеятельности.

В условиях сельского социума, где физкультурно-оздоровительный опыт детей весьма ограничен, возникает насущная потребность в его расширении. Значительный оздоровительный потенциал села, в силу ограниченных возможностей социокультурной сферы и недостаточной подготовленности педагогов, мало используется в реализации задач валеологического воспитания и социального развития школьников. Целенаправленное создание педагогических условий для формирования здорового образа жизни учащихся будет способствовать как укреплению индивидуального здоровья сельских старшеклассников, так и их более успешной адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям современной жизни.

Научному обоснованию специфики педагогической деятельности в условиях села посвятили свои исследования Л. В. Байбородова, В. М. Басова. В. Г. Бочарова и другие. Подходы к проблеме формирования ва-леологической образованности у сельских школьников изучали JI.B. 'Нестерова, П. П. Тиссен, З. И. Чуканова и ряд других исследователей.

В то же время проблема формирования здорового образа жизни у старшеклассников средствами и методами физической культуры в условиях сельской общеобразовательной школы изучена недостаточно.

Несмотря на имеющийся педагогический опыт Павлышской средней школы (В.А. Сухомлинский), Неверовской средней школы Нерехтского района Костромской области (В.М. Малинин), Кемеровской общеобразовательной школы № 94 (Э.М. Казин), не в полной мере рассмотренными остаются социально-педагогические аспекты процесса формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников.

Анализ различных источников (В.К. Бальсевич, А. А. Бишаева, Э. М Казин. Н К Смирнов, О Л Трешева и др.) показывает, что в настоящее время.

Ф сложился ряд противоречий между:

— потребностью общества в здоровых, активных гражданах — и катастрофически ухудшающимся состоянием здоровья подрастающего поколения;

— изменениями, происходящими в ценностных ориентациях современных старшеклассников, — и содержанием спортивно-оздоровительной деятельности, способствующей приобщению их к ценностям здорового образа жизни;

— высокой степенью проработанности медико-биологических аспектов проблемы обеспечения здоровья — и недостаточной изученностью вопросов о социально-педагогической сущности здорового образа жизни и значении физической культуры в процессе социализации учащихся общеобразовательной школы;

— ожидаемыми результатами, характером требований, которые предъявляет система валеологического воспитания школьников ко всем участникам образовательного процесса, — и подготовленностью педагогов и родителей к их реализации.

Эти противоречия и определили выбор проблемы исследования: при каких социально-педагогических условиях процесс формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры будет эффективным?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни сельских стар

4 шеклассников средствами и методами физической культуры.

Объектом исследования стал процесс формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников.

Предметом исследования является комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры.

Гипотеза исследования средства и методы физической культуры будут способствовать эффективному формированию здорового образа жизни сельских старшеклассников в том случае, если: будет сконструирована модель и определено программно" содержательное обеспечение процесса формирования здорового образа жизни условиях сельской общеобразовательной школы;

— старшеклассники будут включены в систему физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей возможность индивидуальных траекторий продвижения каждого в процессе обучения и воспитания;

— будут целенаправленно и адресно использоваться возможности внеурочных и внеклассных форм физкульгурно-оздоровительной деятельности и педагогический потенциал школы, семьи, учреждений сельского социума для приобщения старших школьников к ценностям здорового образа жизни и укрепления их здоровья.

Задачи исследования:

1. Уточнить социально-педагогическое содержание понятия «здоровый образ жизни».

2. Определить особенности процесса формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры.

3. Выявить и экспериментально проверить комплекс социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни учащихся старших классов сельской общеобразовательной школы средствами и методами.

4 физической культуры.

4. Разработать и апробировать в школьной практике программно-методическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являются системный (В.Г. Афанасьев, В. М. Басова, В. А. Караковский, Л И. Новикова. Н. М Таланчук), личностно-ориентированный (Е В Бондаревская, И П Ива.

I нов, В, А Сластенин, М И. Шилова), потребностно-мотивационный (Г К.

Зайцев) подходы, концепции и идеи социального воспитания старшеклассников в современных условиях (И С. Кон, А В. Мудрик, А. В. Петровский, М И Рожков), фундаментальные исследования в области педагогической и медицинской валеологии (Н.М. Амосов, Г. Л. Апанасенко, ИИ. Брехман, ВН. Казначеев, В В. Колбанов, Л.Г. Татарникова) — исследования по возрастной физиологии (M B. Антропова, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин, Д А. Фарбер) — философско-педагогические основы формирования ценностных ориентации личности (М.Я. Виленский, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова. В. А Ядов) — общие основы теории и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин, ATI. Матвеев, Л. П. Матвеев, С.Б. Мельников) — идеи о роли и месте образовательных учреждений в условиях села (Л. В Байбородова, В М Басова, СЛ. Паладьев), идеи гуманистической педагогики (О С. Газман, В А. Сухомлин-ский и другие).

В исследовании использовались теоретические (анализ, обобщение, моделирование) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, метод экспертных оценок, опытно-экспериментальная работа) методы, а также статистическая обработка материалов исследования.

Базой опытно-экспериментального исследования стала Караваевская муниципальная полная средняя школа. Всего в исследовании приняли участие 193 школьника и 18 педагогов.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1997;1998 гг.) — осуществлялось изучение, анализ и обобщение философской, медико-биологической и психолого-ne-iai огической литературы по изучаемой проблемеобосновывалась тема, определялись объект и предмет исследования, его цель и задачи, разрабатывалась гипотезапроводилось пилотажное исследование: составлялась программа экспериментального исследования и определялись методы проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1999;2000 гг.) — разрабатывалась модель здорового образа жизни сельских старшеклассников, определялись его признаки и показатели. был выявлен комплекс педагогических условий, проведен констатирующий экспериментпроведена корректировка модели формирования здорового образа жизни у старшеклассников.

На третьем этапе (2000;2002 гг.) — был проведен формирующий эксперимент, основу которого составляло выявление эффективности разработанной системы педагогических условий формирования здорового образа жизни старших школьников и становления основных его компонентованализировались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводыбыли подготовлены методические рекомендации и оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

— внесены дополнения в социально-педагогические характеристики понятия «здоровый образ жизни» и продемонстрированы особенности его формирования у сельских старшеклассников;

— разработаны принципы функционирования системы физкультурно-оздоровительной деятельности сельских старшеклассников и сконструирована модель формирования у них здорового образа жизни средствами и методами физической культуры;

— выявлен и научно обоснован комплекс социально-педагогических условий формирования основных компонентов здорового образа жизни у учащихся старших классов сельской школы;

— выявлена взаимосвязь между характером и содержанием процесса формирования здорового образа жизни у сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры, между комплексом социально-педагогических условий и степенью их эффективности;

— разработана целевая программа по формированию здорового образа жизни старшеклассников сельской общеобразовательной школы и определены критерии, позволяющие фиксировать эффективность процесса формирования здорового образа жизни учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и проверены в школьной практике методика и технолог ия физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры. Разработанные методика и технология могут быть использованы в качестве научно-методических рекомендаций как в массовой педагогической практике, так и в системе подготовки учителей физической культуры и классных руководителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась совокупностью методологических позиций исследования, анализом современных подходов к проблеме физической культуры и формирования здорового образа жизниорганизацией экспериментальной работы с применением комплекса современных, адекватных методовреальными положительными результатами процесса формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Здоровый образ жизни связан с общей культурой личности, он является составляющей этой культуры и одним из ее показателей. Стержнем здорового образа жизни старшеклассника выступает высокий уровень его активности в различных видах жизнедеятельности.

2. Основными показателями здорового образа жизни сельского старшеклассника и критериями успешности образовательной деятельности являются: его учебная, трудовая, общественная, физкультурно-спортивная активность, гигиена и деятельность по укреплению здоровья, а также сформированные ценностные установки в области здоровья.

3. Модель формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры предполагает единство цели, задач, принципов физкультурно-оздоровительной деятельности, критериев ее успешности, комплекса социально-педагогических условий и программно-содержательного обеспечения процесса формирования здорового образа жизни учащихся старших классов сельской общеобразовательной школы.

Результаты исследования показали также, что процесс формирования здорового образа жизни старшеклассников будет успешным, если: разработана его модель и программно-содержательное обеспечение, способствующее интеграции процессов валеологического воспитания и социального развития личностистаршеклассники включены в систему физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющую целенаправленно использовать внеурочные формы физкультурно-оздоровительной работы и возможности школы, семьи, учреждений социума для укрепления здоровья школьниковсодержание физкультурно-оздоровительной деятельности предполагает возможности для выбора каждым школьником индивидуальной траектории реализации своей потребности в здоровье.

Программно-методическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников включает в себя: методику определения индивидуального и группового уровней сформированности здорового образа жизни у школьниковметодику отслеживания уровней физического здоровья учащихсяметодику определения индивидуального прироста при развитии у школьников физических качествцелевую воспитательную программу формирования здорового образа жизни у старшеклассников сельской пригородной школы.

Исследование может быть продолжено в следующих аспектах: — специфика формирования здорового образа жизни с учетом пола ребенка, его развития на различных возрастных этапах;

— подготовка педагогов различных специальностей к управлению процессом формирования здорового образа жизни школьников;

— пути совершенствования процесса формирования здорового образа жизни старшеклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования здорового образа жизни особенно актуальной становится сегодня — в условиях нарастающего противоречия между потребностью общества в здоровых, активных гражданах и катастрофически ухудшающимся здоровьем подрастающего поколения. Изучение проблемы целесообразно осуществлять в русле концептуальных идей педагогической и медицинской валеологии в соответствии с современными направлениями исследований в отечественной и зарубежной социальной психологии, медицине, педагогике.

Здоровый образ жизни школьника следует рассматривать как устойчивые формы жизнедеятельности, которые сложились в систему самомовер-шенствования личности, организованную путем целенаправленного воздействия на потребности в целях сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни выступает важным условием освоения старшеклассниками социального опыта, является действенным инструментом при решении конкретных социально-педагогических задач.

Физическая культура обладает значительным функциональным и социальным потенциалом обеспечения здоровья и является важнейшей детерминант ой становления здорового образа жизни сельских старшеклассников и их социализации.

В основе формирования здорового образа жизни лежит процесс становления ценностно-мотивационных ориентации в области здоровья, который включает три этапа: поиск и оценку валеологических ценностей для «себя» — выбор ценностей и присвоение их в деятельностипрогнозирование роли выбранных ценностей в социальной культуре.

Процесс формирования здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры имеет особенности, которые заключаются в том, что рассматриваемый процесс, во-первых, протекает в специфичных условиях сельского социума (антистрессового влияния природыраннего включения школьников в производительный трудограниченных возможностей социокультурной сферы села для самовыражения и самореализации учащихсябольшого влияния сельского сообщества на формирование личности старшеклассника) и, во-вторых, основан на принципах, эмоциональной насыщенности физкультурно-оздоровительной деятельностиориентации на базовые потребности старших школьниковсоциализирующего влияния физической культурыиндивидуальных траекторий продвижения школьников в процессе их обучения и воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. — Новосибирск, 1998. — 28 с.
  2. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. М., 1997. — 239 с.
  3. Алешина Л И. Формирование мотивации здорового образа жизни учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 149 с.
  4. Н.В., Зайцев Г. К., Колбанов В В., Татарникова Л. Г. Основные направления школьной валеологии / Теория и практика социальной работы: Отечеств, и зарубежн. опыт. Т. 2. -Москва-Тула, 1993. — С. 54−56,
  5. Н.М. О здоровье и счастье ребенка. М., 1990. — 92 с.
  6. Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1990. — 186с.
  7. Ю.А. Три кита здоровья. СПб., 1997. — 384 с.
  8. Анохин П К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975,-448с.
  9. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. -1995.-№ 2.-С.26−31.
  10. Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеология. 1997. — № 4. — С. 44−46.
  11. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 55−58.
  12. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые особенности теории и практики / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. трудов. СПб., 1993, — 180с.
  13. Аршавский И. А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982. — 203 с.
  14. Аулик И В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М&bdquo- 1979. — 195 с.
  15. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. -М., 1964.-С. 150−161.
  16. Ю.К. Педагогика. М., 1964. — 487 с.
  17. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М, 1979. 280 с.
  18. Байбородова J1.B. Принципы организации разновозрастного занятия в малочисленной сельской школе // Развитие личности сельского школьника: Сб. материалов международных пед. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 2000. — С. 6−8.
  19. Байбородова J1.B. Проблемы учителя сельской школы// Подготовка и работа учителя сельской школы: Материалы Всероссийской научно-практич. конференции / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. Ярославль, 2001.-С. 13−16.
  20. Байбородова J1.B., Паладьев C. J1., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие.-Псков, 1994.-93 с.
  21. В.М. Особенности социального воспитания сельских школьников // Феномен личности и группы в изменяющемся мире: Материалы научно-практической конференции. Ч. 1. Кострома, 1998. -с. 7−9.
  22. В. К. Здоровье- в движении!. М., 1988. — 115с.
  23. В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 4. С. 27.
  24. И.А. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся медицинских училищ: Дис. канд. пед. наук. Екатерие-бург, 1994. — 163 с.
  25. II.А. Самопознание. Л., 1991. — 398 с.
  26. В.М. Вопросы общественного воспитания / Антология педагогической мысли России второй пол. 19 нач. 20 века. — М., 1990. — С. 501 509.
  27. А.А., Мокеева С. Ю., Подпругина О. В. О некоторых итогах апробации валеологических программ в 1996−97 уч. году / Проблемы моделирования здоровья. Часть 2 / Ред. Н. Н. Шарова. Н. Новгород, 1997. — С. 1023.
  28. А. С. Учить здоровому образу жизни // Педагогика. № 4. -С. 31−35.
  29. М.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1985. 192 с.
  30. Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. Т 8.-М., 1978. — С. 355−356
  31. ЕВ. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  32. П.С. Формула совершенства. М., 1998. — 384 с.
  33. Брехман И И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990. — 120с.
  34. Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии // Валеология. 1997. — № 4. — С. 5.
  35. В. К., Лазарева И. А., Андрианова Т. А. Самоконтроль // Физическая культура в школе. 1996. — № 1. — С. 70−73.
  36. Виленский М Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994. № 9. — С. 12−14.
  37. М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников вопросы перестройки // Физическая культура в школе. -1990. С. 2−7.
  38. Л.Н. Учителю с психическом здоровье школьника: Учеб. пособие. Кострома, 1992. — 195 с.
  39. О.И., Петракова Т. И., Ципурский В. Г. Как растить здоровое поколение // Педагогика. 1995 — № 1. — С. 52−56.
  40. Воробьев В В. Эффективный путь к полезному досугу И Физическая культура в школе. 1998. — № 2. — С. 78−82.
  41. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. -221 с.
  42. И. Д. Национальные спортивные традиции как средство социального развития старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 2000. — 156 с.
  43. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М., 1992. -115 с.
  44. A.M., Майер Р. А., Сергеев М. И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников: Методология и методика социологического исследования. Новосибирск-Красноярск, 1989. — 189 с.
  45. Г. Бег ради жизни / Оздоровительный бег: Как избежать болезней. М., 1995.-С. 3−114.
  46. А. П., Бишаева А. А., Паукова М. В. Физическое воспитание и валеология: Учеб. пособие. М., 1998. — 64с.
  47. О.Р. Социально-педагогические условия досуговой деятельности в сельском социуме: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1999. -224с.
  48. В. Здоровье детей категория педагогическая // Воспитание школьников. — 1999. — № 1. — С. 8−12.
  49. Л.П. Общение с собой: начало психологической активности. -М., 1991.-320 с.
  50. С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся / Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988. — С. 9−32.51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. H. J1. Селивановой. М., 1998. — 336с.
  51. И.А., Полесский В. А. Актуальные вопросы практической валеологии / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. трудов. М., 1993. — 180с.
  52. М.П. Центр физкультурно-массовой работы на селе // Физкультура в школе. 1985. — № 11, — с. 50−52.
  53. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М., 1991. — 560с.
  54. В.И. Валеология: Здоровый образ жизни. М., 1999.560 с.
  55. Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. — № 4. — С. 16−21.
  56. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — С. 21−24.
  57. Г. К. Школьная валеология: Научное обоснование и программное обеспечение. СПб., 1997. — 61 с.
  58. Г. К., Колбанов В.В, Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. — 108 с.
  59. И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Селев-ко. -М., 1996.-70 с.
  60. П. Здоровье начинается с Кремля // Российская газета. -31 января 2002.-С. I.
  61. Заруба Н А. Психическое и физическое развитие личности как индивидуальности / Здоровье, личность, образование. Кемерово, 1996. — С. 84−89
  62. Здоровый образ жизни и физическое развитие личности (из опыта работы Неверовской средней школы Костромской области) / Под ред. МП. Гурьяновой, Н И. Целищевой. М., 1991. -67 с.
  63. Ю.Ф. Здоровый образ жизни и задачи социальных педагогов / Теория и практика социальной работы: Отечеств, и зарубежн. опыт. Т. 2. — Москва-Тула, 1993. — С. 34−37.
  64. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вестник АМН СССР. 1982. — № 4. — С. 29−33
  65. A.M., Петленко В. П., Царегородов Г. И. Социология медицины. Киев, 1981. — 14 с.
  66. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М., 1987. — 287 с.
  67. В.А. В.П. Кащенко: здоровье учителей и учащихся приоритетная ценность // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 73−76.
  68. В.А., Кузьмичева Е. В. Физическая культура как составляющая часть социального воспитания детей и подростков / Теория и практика социальной работы: отечеств, и зарубежн. опыт, Москва-Тула, 1993. -Т. 2. — С. 71−75.
  69. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1985. — 83 с.
  70. О. А. Педагогика как любовь. М., 1996, — 133 с.
  71. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и практическую валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, завед., М., 2000. — 192 с.
  72. В.П. Введение в проблему общей валеологии // Валеология, 1996.-№ 4.-С. 70−106.
  73. В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы, Новосибирск, 1933. — 121 с.
  74. В.А., Новикова Л. И., Селиванова НЛ. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. — 160 с.
  75. В. Л., Хрущева С. В., Бирюкова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М., 1998. — 120с.
  76. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 188 с.
  77. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 17−20.
  78. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., — 327 с.
  79. Козлов Н И. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. -М&bdquo- 1997.-480 с.
  80. Колбанов В В. Валеологическое сопровождение образовательного процесса / Материалы Пятого национал. Конгресса по профильной медицине и валеологии. СПб., 1998. — С. 17−19.
  81. Д.В. Валеология новое направление в педагогических науках // Биология в школе. — 1998. -№ 2. — С. 11−14.
  82. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. -1998. № 6. — С. 2−7.
  83. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1990. — 336 с.
  84. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М., 1989. -225 с.
  85. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М., 1980.-192 с.
  86. С. Диспансеризация всей страны // Учительская газета. 26 марта 2002. — С. 4.
  87. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Н И. Лашина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М., 1988. — 470 с.
  88. П.А. Этика. М., 1991. — 493 с
  89. В.А., Сандлер M B. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни: В помощь лектору. М., 1985. — 37 с.
  90. В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М&bdquo- 1986. — 331 с.
  91. К. Новая аэробика. М., 1976. 125с.
  92. Лазарев М Л. «Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей дошкол. учрежд -М&bdquo- 1997. 286 с.
  93. В.Л. Везет же людям . (Психология здоровья). М., 1988. — 256 с.
  94. В.Л. Искусство быть собой. М., 1990. — 254 с.
  95. П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. М., 1987. -359 с.
  96. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1959. — Т. 1. -286с.
  97. Ю.П., Сахно А.В Здоровье человека социальная ценность. — М., 1989. — 175 с.
  98. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. — 40 с.
  99. Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986. — 192 с.
  100. .Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992. — 528с.
  101. В. П. Соответствует современным принципам образования // Физическая культура в школе. 1997. — № 2. — С. 5−8.
  102. Лутошкин, А Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / Под ред. Б. З. Вульфова. М., 1986. — 208 с.
  103. Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М., 1995. — 318 с.
  104. Макаренко Л. Г1. Плавайте на здоровье. -1988. -80 с.
  105. Маленкова Л И. Я человек!: Курс «Человековедение». — М., 1996. -496 с.
  106. Е.А. Ни дня без физкультуры // Физическая культура в школе. 1998. -№ 1. — С. 63−64.
  107. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1991. — 191 с.
  108. Л.П. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. М&bdquo- 1983. — 128 с.
  109. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры М., 1991. — 543с.
  110. К.А. Установка на занятия физической культуры подростков и условия ее формирования. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 173 с.
  111. Jl.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск, 1992.- 168 с.
  112. Медведев В В. Психологические основы обучения и совершенствования в спорте // Психология / Под ред. В. М. Мельникова. М., 1987.224 с.
  113. Е.Г. Формула жизни. Медико-биологические основы физической культуры. М., 1991 — 156 С.
  114. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И И. Ильинского. М., 1993. — 115 с.
  115. А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. Пособие для студ. М., 1997 365 с.
  116. А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981, — 176с.
  117. Р.С. Психология. М., 1990. — 301 с.
  118. Л.В. Воспитание представлений о здоровом образе жизни в условиях сельского района: Автореферат дис. канд. пед. наук. Шуя, 2000. — 22 с.
  119. Новикова Л И. Самоуправление в школьном коллективе. -М., 1988.78 с.
  120. Образование и здоровье // Физическая культура в школе. 1998. — № 1.-С. 53−56.
  121. А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М&bdquo- 1991, — 184 с.
  122. В. Социальный педагог семья — природа / Теория и практика социальной работы: отечеств, и зарубежн. опыт. — Т. 2. — Москва-Тула, 1993, -С. 86−92.
  123. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок 1997. 343 с.
  124. Основы теории и методики физической культуры / Под. ред. А А. Гужаловского. М., 1986. — 352 с.
  125. C.JI. Специфика деятельности клубных объединений в сельской школе // Развитие личности сельского школьника: Сб. материалов междунар. пед. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 2000. -С. 55−57.
  126. Г. П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1992. — 161 с.
  127. В.П. Валеологический семинар академика В.П. Петлен-ко. СПб. — Минск, 1997. — 184 с.
  128. А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации / Психология развивающейся личности / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1987. — С. 8 -18.
  129. B.C. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников. СПб., 1997. — 186 с.
  130. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей / Авторы: В. И. Лях, Г. Б. Мейксон. М., 1993. — 64 с.
  131. Н.Н. Развитие, воспитание и формирование личности / Педагогика / Под ред. В. В. Белоусовой, Н. Н. Решетень. М., 1986. — С. 36−47.
  132. М.И. Сельский социум и воспитание школьников // Развитие личности сельского школьника: Сб. материалов междунар. пед. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 2000. — С. 6−8.
  133. П. А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление политики государства // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 2. — С. 2−8.
  134. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. М., 1989. -Т. 1. — 448 с.
  135. Секреты здоровья: Пособие для учащихся / Сост. Н. М. Неусыпова, М. А. Милованов. Кострома, 1994. — 93 с.
  136. Г. К., Тихомирова Н. К., Закатова И. Н. Культурологический социально-педагогический комплекс. Ярославль, 1993. -86с.
  137. Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992. — 109 с.
  138. Сенека, Честерфильд, Моруа. Если хочешь быть свободным. М., 1992. -318 с.
  139. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. — 215 с.
  140. A.M. Пособие для начинающих робеспьеров / Педагогика и психология. М., 1990. — 79 с.
  141. И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на свежем воздухе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. — 64 с.
  142. Смирнов Н К. Валеология и образование // Основы безопасности жизни, 1998. -№ 10.-С. 7−12.
  143. Соковня-Семенова И И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. — 135 с.
  144. B.C. Смысл любви. Избранные произведения / Сост. Н И. Цимбаева. М., 1991. — 525 с.
  145. В. Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 1014.
  146. В.Д., Зайцева В В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры 1993. — № 8 — С. 7−12.
  147. Социально-педагогические аспекты воспитания: Сб. науч. Работ аспирантов /Сост. В.М. Басова- науч. ред Н Ф. Басов. Кострома, 2000. — С. 3−4.
  148. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. М., 2000. — 272с.
  149. Социологический словарь. Минск, 1991.-201 с.
  150. А.Д., Изуткин Д А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981 — № 5 -С. 6−9.
  151. Стефановская Т А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций -М&bdquo- 1998.-368 с.
  152. Судаков К В. Диагноз здоровья. М., 1993. — 120 с.
  153. В.А. Как воспитывать настоящего человека. М., 1990. — 228 с.
  154. В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М., 1979. — 393 с
  155. Н.К. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. — Казань., 1998 — 135с.
  156. Л.Г. Валеологические основы безопасности жизнедеятельности ребенка. СПб., 1995. — 315 с.
  157. Л.Г. Каким быть преподаванию «Этике и психологии семейной жизни?» // Советская педагогика. 1991. -№ 2. -С. 15−18.
  158. Л.Г. Педагогическая валеология. СПб., 1995. — 348 с.
  159. Татарникова Л Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Спб., 1997. — 416 с.
  160. Тиссен П П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1998. 168 с.
  161. Толстой Л. Н В чем моя вера? Сельский учитель / Педагогические сочинения. М., 1989. — 536 с.
  162. Трешева О Л. Системная организация валеологического образования // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8. — С. 8−11.
  163. Ф.Г. В плену иллюзий. Красноярск, 1986. — 262с.
  164. Устав Всемирной организации здравоохранения / Основные документы ВОЗ: 36 изд. Женева, 1986. — С. 5−36.
  165. К. Д. Воспоминания об обучении в Новгородской Север-ской гимназии / Собр. соч. Т. 2. — 1952. — С. 52.
  166. Фарбер Д А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М&bdquo- 1990.-64 с.
  167. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Физическая культура в школе. 1999. — № 5, — С. 59−66.
  168. И.А. Методика социально-педагогического исследования: Учеб. пособие. Челябинск, 1989. — 81 с.
  169. Хрипкова, А Г. Здоровье школьников//Биология в школе. 1998 — № 2,-С. 5−11.
  170. О.В. Главная забота школы // Физическая культура в школе.-1997,-№ 5.-С. 12−14.
  171. А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня . в 21 веке // Теория и практика физической культуры. 1991.- № 1.-С. 2−4
  172. .Н. Валеология: Избранные лекции. М., 1997. — 245 с.
  173. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред Т. И. Шамовой. М&bdquo- 2001. — 320 с.
  174. Г. С. Философия здоровья. М., 1997. — 224 с.
  175. Шацкий С Т. Работа для будущего: документальная повесть. Кн. для учителя. М., 1989. — 223 с.
  176. С. А. Игры учащихся феномен культуры. — М., 1994. -240 с. 181. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997. -336 с.
  177. С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М., 1993. — 80 с.
  178. МИ. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1988. — 193 с.
  179. М.И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990. — 144 с.
  180. .М. Место массовых форм в физическом воспитании сельских школьников и их содержание / Теория и практика социальной работы: отечесв. и зарубежн. опыт. Москва- Тула, 1993. — Т. 2. — С. 79−82.
  181. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, 1989. — 136 с.
  182. . А. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. -1993.-№ 1.-С. 46−48.
  183. В.А. Личность как объект и субъект социальных отношений / Социология и современность: В 2-х т. М., 1997. — Т. 1.- С. 380−391.
  184. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. -С. 89−105.
  185. Е.Л. Гуманистические аспекты педагогической валеологии / Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. М., 1997.-С. 215−217.
Заполнить форму текущей работой