Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры
Диссертация
Результаты исследования показали также, что процесс формирования здорового образа жизни старшеклассников будет успешным, если: разработана его модель и программно-содержательное обеспечение, способствующее интеграции процессов валеологического воспитания и социального развития личностистаршеклассники включены в систему физкультурно-оздоровительной деятельности, позволяющую целенаправленно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Здоровый обраj жизни школьников как социальная и II психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Современная наука о сущности и структуре здорового образа 11 жизни
- 1. 2. Теория и практика формирования здорового образа жизни 34 старшеклассников
- ГЛАВА 2. Реализация комплекса социально-педагогических 73 условий по формированию здорового образа жизни сельских старшеклассников
- 2. 1. Организация экспериментального исследования по 73 формированию здорового образа жизни старшеклассников в условиях села
- 2. 2. Динамика сформированности основных компонентов 95 здорового образа жизни сельских старшеклассников
Список литературы
- Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. — Новосибирск, 1998. — 28 с.
- Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. М., 1997. — 239 с.
- Алешина Л И. Формирование мотивации здорового образа жизни учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 149 с.
- Алишева Н.В., Зайцев Г. К., Колбанов В В., Татарникова Л. Г. Основные направления школьной валеологии / Теория и практика социальной работы: Отечеств, и зарубежн. опыт. Т. 2. -Москва-Тула, 1993. — С. 54−56,
- Амосов Н.М. О здоровье и счастье ребенка. М., 1990. — 92 с.
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1990. — 186с.
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья. СПб., 1997. — 384 с.
- Анохин П К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975,-448с.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. -1995.-№ 2.-С.26−31.
- Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеология. 1997. — № 4. — С. 44−46.
- Апанасенко Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 55−58.
- Апанасенко Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые особенности теории и практики / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. трудов. СПб., 1993, — 180с.
- Аршавский И. А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982. — 203 с.
- Аулик И В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М&bdquo- 1979. — 195 с.
- Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. -М., 1964.-С. 150−161.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1964. — 487 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М, 1979. 280 с.
- Байбородова J1.B. Принципы организации разновозрастного занятия в малочисленной сельской школе // Развитие личности сельского школьника: Сб. материалов международных пед. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 2000. — С. 6−8.
- Байбородова J1.B. Проблемы учителя сельской школы// Подготовка и работа учителя сельской школы: Материалы Всероссийской научно-практич. конференции / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. Ярославль, 2001.-С. 13−16.
- Байбородова J1.B., Паладьев C. J1., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие.-Псков, 1994.-93 с.
- Басова В.М. Особенности социального воспитания сельских школьников // Феномен личности и группы в изменяющемся мире: Материалы научно-практической конференции. Ч. 1. Кострома, 1998. -с. 7−9.
- Бальсевич В. К. Здоровье- в движении!. М., 1988. — 115с.
- Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 4. С. 27.
- Беляев И.А. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся медицинских училищ: Дис. канд. пед. наук. Екатерие-бург, 1994. — 163 с.
- Бердяев II.А. Самопознание. Л., 1991. — 398 с.
- Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания / Антология педагогической мысли России второй пол. 19 нач. 20 века. — М., 1990. — С. 501 509.
- Бирюкова А.А., Мокеева С. Ю., Подпругина О. В. О некоторых итогах апробации валеологических программ в 1996−97 уч. году / Проблемы моделирования здоровья. Часть 2 / Ред. Н. Н. Шарова. Н. Новгород, 1997. — С. 1023.
- Блинов А. С. Учить здоровому образу жизни // Педагогика. № 4. -С. 31−35.
- Боген М.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1985. 192 с.
- Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. Т 8.-М., 1978. — С. 355−356
- Бондаревская ЕВ. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Брегг П.С. Формула совершенства. М., 1998. — 384 с.
- Брехман И И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990. — 120с.
- Вайнер Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии // Валеология. 1997. — № 4. — С. 5.
- Величко В. К., Лазарева И. А., Андрианова Т. А. Самоконтроль // Физическая культура в школе. 1996. — № 1. — С. 70−73.
- Виленский М Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994. № 9. — С. 12−14.
- Виленский М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников вопросы перестройки // Физическая культура в школе. -1990. С. 2−7.
- Винокуров Л.Н. Учителю с психическом здоровье школьника: Учеб. пособие. Кострома, 1992. — 195 с.
- Воленко О.И., Петракова Т. И., Ципурский В. Г. Как растить здоровое поколение // Педагогика. 1995 — № 1. — С. 52−56.
- Воробьев В В. Эффективный путь к полезному досугу И Физическая культура в школе. 1998. — № 2. — С. 78−82.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. -221 с.
- Гаврильев И. Д. Национальные спортивные традиции как средство социального развития старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 2000. — 156 с.
- Газман О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М., 1992. -115 с.
- Гендин A.M., Майер Р. А., Сергеев М. И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников: Методология и методика социологического исследования. Новосибирск-Красноярск, 1989. — 189 с.
- Гилмор Г. Бег ради жизни / Оздоровительный бег: Как избежать болезней. М., 1995.-С. 3−114.
- Горбань А. П., Бишаева А. А., Паукова М. В. Физическое воспитание и валеология: Учеб. пособие. М., 1998. — 64с.
- Голованов О.Р. Социально-педагогические условия досуговой деятельности в сельском социуме: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1999. -224с.
- Горячев В. Здоровье детей категория педагогическая // Воспитание школьников. — 1999. — № 1. — С. 8−12.
- Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологической активности. -М., 1991.-320 с.
- Тромбах С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся / Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988. — С. 9−32.51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. H. J1. Селивановой. М., 1998. — 336с.
- Гундаров И.А., Полесский В. А. Актуальные вопросы практической валеологии / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. трудов. М., 1993. — 180с.
- Гурьянова М.П. Центр физкультурно-массовой работы на селе // Физкультура в школе. 1985. — № 11, — с. 50−52.
- Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М., 1991. — 560с.
- Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни. М., 1999.560 с.
- Зайцев Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. — № 4. — С. 16−21.
- Зайцев Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — С. 21−24.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология: Научное обоснование и программное обеспечение. СПб., 1997. — 61 с.
- Зайцев Г. К., Колбанов В.В, Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. — 108 с.
- Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Селев-ко. -М., 1996.-70 с.
- Запрудный П. Здоровье начинается с Кремля // Российская газета. -31 января 2002.-С. I.
- Заруба Н А. Психическое и физическое развитие личности как индивидуальности / Здоровье, личность, образование. Кемерово, 1996. — С. 84−89
- Здоровый образ жизни и физическое развитие личности (из опыта работы Неверовской средней школы Костромской области) / Под ред. МП. Гурьяновой, Н И. Целищевой. М., 1991. -67 с.
- Змановский Ю.Ф. Здоровый образ жизни и задачи социальных педагогов / Теория и практика социальной работы: Отечеств, и зарубежн. опыт. Т. 2. — Москва-Тула, 1993. — С. 34−37.
- Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вестник АМН СССР. 1982. — № 4. — С. 29−33
- Изуткин A.M., Петленко В. П., Царегородов Г. И. Социология медицины. Киев, 1981. — 14 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М., 1987. — 287 с.
- Ирхин В.А. В.П. Кащенко: здоровье учителей и учащихся приоритетная ценность // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 73−76.
- Кабачков В.А., Кузьмичева Е. В. Физическая культура как составляющая часть социального воспитания детей и подростков / Теория и практика социальной работы: отечеств, и зарубежн. опыт, Москва-Тула, 1993. -Т. 2. — С. 71−75.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1985. — 83 с.
- Казанский О. А. Педагогика как любовь. М., 1996, — 133 с.
- Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и практическую валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, завед., М., 2000. — 192 с.
- Казначеев В.П. Введение в проблему общей валеологии // Валеология, 1996.-№ 4.-С. 70−106.
- Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы, Новосибирск, 1933. — 121 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова НЛ. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. — 160 с.
- Кариман В. Л., Хрущева С. В., Бирюкова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М., 1998. — 120с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. — 188 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 17−20.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., — 327 с.
- Козлов Н И. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. -М&bdquo- 1997.-480 с.
- Колбанов В В. Валеологическое сопровождение образовательного процесса / Материалы Пятого национал. Конгресса по профильной медицине и валеологии. СПб., 1998. — С. 17−19.
- Колесов Д.В. Валеология новое направление в педагогических науках // Биология в школе. — 1998. -№ 2. — С. 11−14.
- Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. -1998. № 6. — С. 2−7.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1990. — 336 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М., 1989. -225 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М., 1980.-192 с.
- Косыгин С. Диспансеризация всей страны // Учительская газета. 26 марта 2002. — С. 4.
- Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Н И. Лашина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М., 1988. — 470 с.
- Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. — 493 с
- Крючкова В.А., Сандлер M B. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни: В помощь лектору. М., 1985. — 37 с.
- Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М&bdquo- 1986. — 331 с.
- Купер К. Новая аэробика. М., 1976. 125с.
- Лазарев М Л. «Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей дошкол. учрежд -М&bdquo- 1997. 286 с.
- Леви В.Л. Везет же людям . (Психология здоровья). М., 1988. — 256 с.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1990. — 254 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. М., 1987. -359 с.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1959. — Т. 1. -286с.
- Лисицын Ю.П., Сахно А.В Здоровье человека социальная ценность. — М., 1989. — 175 с.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. — 40 с.
- Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986. — 192 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992. — 528с.
- Лукьяненко В. П. Соответствует современным принципам образования // Физическая культура в школе. 1997. — № 2. — С. 5−8.
- Лутошкин, А Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / Под ред. Б. З. Вульфова. М., 1986. — 208 с.
- Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М., 1995. — 318 с.
- Макаренко Л. Г1. Плавайте на здоровье. -1988. -80 с.
- Маленкова Л И. Я человек!: Курс «Человековедение». — М., 1996. -496 с.
- Марков Е.А. Ни дня без физкультуры // Физическая культура в школе. 1998. -№ 1. — С. 63−64.
- Матвеев А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1991. — 191 с.
- Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. М&bdquo- 1983. — 128 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры М., 1991. — 543с.
- Матвийчук К.А. Установка на занятия физической культуры подростков и условия ее формирования. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 173 с.
- Матрос Jl.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск, 1992.- 168 с.
- Медведев В В. Психологические основы обучения и совершенствования в спорте // Психология / Под ред. В. М. Мельникова. М., 1987.224 с.
- Мильнер Е.Г. Формула жизни. Медико-биологические основы физической культуры. М., 1991 — 156 С.
- Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И И. Ильинского. М., 1993. — 115 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. Пособие для студ. М., 1997 365 с.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981, — 176с.
- Немов Р.С. Психология. М., 1990. — 301 с.
- Нестерова Л.В. Воспитание представлений о здоровом образе жизни в условиях сельского района: Автореферат дис. канд. пед. наук. Шуя, 2000. — 22 с.
- Новикова Л И. Самоуправление в школьном коллективе. -М., 1988.78 с.
- Образование и здоровье // Физическая культура в школе. 1998. — № 1.-С. 53−56.
- Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М&bdquo- 1991, — 184 с.
- Орлов В. Социальный педагог семья — природа / Теория и практика социальной работы: отечеств, и зарубежн. опыт. — Т. 2. — Москва-Тула, 1993, -С. 86−92.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок 1997. 343 с.
- Основы теории и методики физической культуры / Под. ред. А А. Гужаловского. М., 1986. — 352 с.
- Паладьев C.JI. Специфика деятельности клубных объединений в сельской школе // Развитие личности сельского школьника: Сб. материалов междунар. пед. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 2000. -С. 55−57.
- Пастушек Г. П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1992. — 161 с.
- Петленко В.П. Валеологический семинар академика В.П. Петлен-ко. СПб. — Минск, 1997. — 184 с.
- Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации / Психология развивающейся личности / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1987. — С. 8 -18.
- Попов B.C. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников. СПб., 1997. — 186 с.
- Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей / Авторы: В. И. Лях, Г. Б. Мейксон. М., 1993. — 64 с.
- Решетень Н.Н. Развитие, воспитание и формирование личности / Педагогика / Под ред. В. В. Белоусовой, Н. Н. Решетень. М., 1986. — С. 36−47.
- Рожков М.И. Сельский социум и воспитание школьников // Развитие личности сельского школьника: Сб. материалов междунар. пед. чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль, 2000. — С. 6−8.
- Рожков П. А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление политики государства // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 2. — С. 2−8.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. М., 1989. -Т. 1. — 448 с.
- Секреты здоровья: Пособие для учащихся / Сост. Н. М. Неусыпова, М. А. Милованов. Кострома, 1994. — 93 с.
- Селевко Г. К., Тихомирова Н. К., Закатова И. Н. Культурологический социально-педагогический комплекс. Ярославль, 1993. -86с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992. — 109 с.
- Сенека, Честерфильд, Моруа. Если хочешь быть свободным. М., 1992. -318 с.
- Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. — 215 с.
- Сидоркин A.M. Пособие для начинающих робеспьеров / Педагогика и психология. М., 1990. — 79 с.
- Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на свежем воздухе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. — 64 с.
- Смирнов Н К. Валеология и образование // Основы безопасности жизни, 1998. -№ 10.-С. 7−12.
- Соковня-Семенова И И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. — 135 с.
- Соловьев B.C. Смысл любви. Избранные произведения / Сост. Н И. Цимбаева. М., 1991. — 525 с.
- Сонькин В. Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг детей и подростков // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 1014.
- Сонькин В.Д., Зайцева В В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры 1993. — № 8 — С. 7−12.
- Социально-педагогические аспекты воспитания: Сб. науч. Работ аспирантов /Сост. В.М. Басова- науч. ред Н Ф. Басов. Кострома, 2000. — С. 3−4.
- Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. М., 2000. — 272с.
- Социологический словарь. Минск, 1991.-201 с.
- Степанов А.Д., Изуткин Д А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981 — № 5 -С. 6−9.
- Стефановская Т А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций -М&bdquo- 1998.-368 с.
- Судаков К В. Диагноз здоровья. М., 1993. — 120 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М., 1990. — 228 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М., 1979. — 393 с
- Таланчук Н.К. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. — Казань., 1998 — 135с.
- Татарникова Л.Г. Валеологические основы безопасности жизнедеятельности ребенка. СПб., 1995. — 315 с.
- Татарникова Л.Г. Каким быть преподаванию «Этике и психологии семейной жизни?» // Советская педагогика. 1991. -№ 2. -С. 15−18.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. СПб., 1995. — 348 с.
- Татарникова Л Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Спб., 1997. — 416 с.
- Тиссен П П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры: Дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1998. 168 с.
- Толстой Л. Н В чем моя вера? Сельский учитель / Педагогические сочинения. М., 1989. — 536 с.
- Трешева О Л. Системная организация валеологического образования // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 8. — С. 8−11.
- Углов Ф.Г. В плену иллюзий. Красноярск, 1986. — 262с.
- Устав Всемирной организации здравоохранения / Основные документы ВОЗ: 36 изд. Женева, 1986. — С. 5−36.
- Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгородской Север-ской гимназии / Собр. соч. Т. 2. — 1952. — С. 52.
- Фарбер Д А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М&bdquo- 1990.-64 с.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Физическая культура в школе. 1999. — № 5, — С. 59−66.
- Филиппова И.А. Методика социально-педагогического исследования: Учеб. пособие. Челябинск, 1989. — 81 с.
- Хрипкова, А Г. Здоровье школьников//Биология в школе. 1998 — № 2,-С. 5−11.
- Худолеева О.В. Главная забота школы // Физическая культура в школе.-1997,-№ 5.-С. 12−14.
- Царик А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня . в 21 веке // Теория и практика физической культуры. 1991.- № 1.-С. 2−4
- Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. М., 1997. — 245 с.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред Т. И. Шамовой. М&bdquo- 2001. — 320 с.
- Шаталова Г. С. Философия здоровья. М., 1997. — 224 с.
- Шацкий С Т. Работа для будущего: документальная повесть. Кн. для учителя. М., 1989. — 223 с.
- Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры. — М., 1994. -240 с. 181. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997. -336 с.
- Шмаков С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М., 1993. — 80 с.
- Шилова МИ. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1988. — 193 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990. — 144 с.
- Шиян Б.М. Место массовых форм в физическом воспитании сельских школьников и их содержание / Теория и практика социальной работы: отечесв. и зарубежн. опыт. Москва- Тула, 1993. — Т. 2. — С. 79−82.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск, 1989. — 136 с.
- Эндрюс Б. А. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. -1993.-№ 1.-С. 46−48.
- Ядов В.А. Личность как объект и субъект социальных отношений / Социология и современность: В 2-х т. М., 1997. — Т. 1.- С. 380−391.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. -С. 89−105.
- Ярославцева Е.Л. Гуманистические аспекты педагогической валеологии / Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. М., 1997.-С. 215−217.