Методические основы изучения проблемы биоразнообразия в курсе биологии средней школы: Региональный аспект
Диссертация
Нами адаптировано к школе научное содержание о разнообразии фауны региона и на его основе разработан региональный компонент по биологии ко всем разделам зоологии основной средней школы, органично связанный с федеральным. Нами разработана модульная программа и методическое обеспечение к ней по теме «Охраняемые и часто встречаемые животные Читинской области и Агинского Бурятского автономного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНВЕНЦИЯ О БИОРАЗНООБРАЗИИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
- 1. 1. Сущность понятия «биоразнообразие»
- 1. 2. История развития Конвенции о биологическом разнообразии организмов и её современное состояние
- 1. 3. Изучение проблемы сохранения биологического разнообразия своей местности в истории методики преподавания биологии. 38 Вывод по главе 1
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНВЕНЦИИ О БИОРАЗНООБРАЗИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
- 2. 1. Изучение принципов Конвенции о биоразнообразии в курсе биологии средней школы
- 2. 2. Модульное обучение как условие изучения биоразнообразия на уроках биологии в средней школе
- 2. 3. Метод проектов при изучении генетического разнообразия в школьном биологическом образовании
- Вывод по главе 2
- ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
- 3. 1. Оценка эффективности модульного обучения
- 3. 2. Эффективность внедрения проекта «Биоразнообразие рядом»
- Вывод по главе 3
Список литературы
- Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Агеев М.Г. Вид как основная единица биологического разнообразия. Биоразнообразие: Степень таксономической изученности. М.: Наука, 1994. -С. 132−140.
- Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1989. — 382 с.
- Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых. М.: Молодая гвардия, 1975. -240 с.
- Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяциях. М.: Наука, 1983. — 280 с.
- Аношкина А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: Изд-во ОГПУ, 1997. — 198 с.
- Афошш А.В., Вахрушева З. П., Вершинин Н. М., Исакова Т. Т. и др. Животный мир Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1997.201 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1999. — 162с.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание, 1991.-108 с.
- Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Особи, популяции и сообщества.— М.: Мир, 1989.-Т. 2.- 477 с.
- Биниршке Курт и др. Биология охраны природы. М.: Мир, 1983. — 430с.
- Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.-831с.
- Биологическое разнообразие и условия устойчивого развития // Вестник АсЭко. 1994. -№ 3−4 — С. 22.
- Биология и современность / Под ред. А. В. Яблокова. М.: Просвещение, 1990.-208 с.
- Биология: Программы для средних общеобразовательных заведений. — М.: Просвещение, 1994. 142 с.
- Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., 1972. — 242 с.
- Большаков В.Н. и др. Практикум по региональной экологии. Екатеринбург: ИД Сократ, 2003. — 232 с.
- Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник. СПб.: Изд-во ДЕАН, 2002. — 144 с.
- Бурцева О.Ю. Модульные программы. Раздел «Животные» // Биология в школе. 2000. — № 4. — С. 31 -40.
- Бутько Е.В. Видовое разнообразие и изменчивость кокцинеллид (Coleoptera, Coccinellidae) Ивано-Арахлейского заказника (Читинская область) // Вместе сохраним Байкал: Материалы первого регионального молодежного семинара. Чита, 2002. С. 36−39.
- Бутько Е.В. Об изменчивости неметрических и морфометрических признаков Harmonia axyridis Pall. (Coleoptera, Coccinellidae) в популяциях Восточного Забайкалья // Вестник Бурятского университета. -Серия 2: Биология. -Вып. 4. -Улан-Удэ, 2002. С. 65−74.
- Васильев А.Г. Фенетический анализ биоразнообразия па популяционном уровне. — Автореф. дис.. .док. биол. наук. — Екатеринбург, 1996. — 40 с.
- Вахрушев А.А., Раутиан А. С. Исторический подход в экологии: сущность и перспективы. Биоразнообразие. Степень таксономической изученности. -М.: Наука, 1994.-С. 81−90.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1983.-384 с.
- Винокурова Н.Ф., Трушкин В. В. Глобальная экология: Учебник для 10−11 кл. Профессиональная школа М.: Просвещение, 1998 — 270 с.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова JI.H. Эволюция органического мира. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
- Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
- Гагина И. Т. История биологических исследований Восточной Сибири. Иркутск, 1961.- 102 с.
- География и мониторинг биоразнообразия. — М.: Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2002. 432.
- Герасимов В.П. Позвоночные животные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1970. — 144 с.
- Гиляров A.M. Биоразнообразие, или почему столько видов организмов // Биология в школе. 1999. — № 7.-С.5−13.
- Гиляров М.С. Мнимые и действительные проблемы биоразнообразия // Успехи соврем, биологии. 1996 — Вып. 4. -Т.111- С. 496−506.
- Гладкий. Ю.Н., Лавров С. Б. Дайте планете шанс. М.: Просвещение, 1995.-207 с.
- Глазачев С.Н. Экология и образования: на пути к культуре мира // Биология в школе. 1999. -№ 3. — С. 5 -10.
- Глобальный экологический фонд. Проект «Сохранение биоразнообраа-зия». М., 1999.- 115 с.
- Горлачёв В.П., Игумнова Е. А., Корсун О. В., Никифорова Е. И. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. Чита, 2002. — 31 с.
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре образования // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 30−34.
- Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора // Соч.- М.- Л.: АН СССР, 1939. -Т. 3. 700 с.
- Даринский Л.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. -№ 3. — С. 18−20.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. Л. Экологическая педагогика и экология. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1996. 480 с.
- Дидактика средней школы / Под. ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. — 181с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, — 1982. -160 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987- 160 с.
- Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. 1996. — № 7. — С. 360.
- Захаров И.А. Двуточечная божья коровка как генетический объект // Генетика. 1995.-Т. 31.- № 2.-С. 149−161.
- Захаров И.Л. Красное и черное // Природа. 1992 -№ 5. — С. 46−51.
- Захлебный А.Н. и др. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение, 1977. — 207с.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.-160 с.
- Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. -№ 1.-С. 9−12.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пос. для студ. вузов. -М.: Логос, 2001.-384 с.
- Израиль Ю.А., Ровинский Ф. Я. Берегите биосферу. М.: Педагогика, 1987. — 128 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.-240с.
- Кабардин О.Ф., Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся //Советская педагогика. 1991.-№ 12. — С. 27−33.
- Кавтарадзе Д.Н. Зачем нам экологическое образование // Знание сила. — 1997.-№ 3.(6)-С. 38−40.
- Калинина В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика. М.: Высшая школа. — 1998.-336 с.
- Каталог редких охраняемых редких и исчезающих видов животных фауны Забайкалья. Чита, 1988. — 40 с.
- Киселёв А.Н. Географические оценки биоразнообразия: юг Российского Дальнего Востока. ДВО РАН, -1997. — С. 58.
- Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем // Школьные технологии.-2004.-№ 1.-С. 11−24.
- Клепников М.В. Сфинксы средней полосы // В мире животных. 2001. — № 2.- С. 26−28.
- Козлов М., Нинбург Е. Юным зоологам. М.: Просвещение, 1981. — 160с.
- Константинов В.М. Охрана природы. М.: Изд. центр Академия, 2000. — 240 с.
- Константинов В.М. Экологические основы природопользование. — М.: Изд. центр Академия, 2001. 208 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. -2002 — № 4. -С. 254−269.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М.: 1996.- 12 с.
- Корсун О.В. Эколого-географические особенности полиморфной структуры популяций (на примере жесткокрылых): Автореф. дис.. канд. биол. наук. Екатеринбург, 1999. — 25 с.
- Корсун О.В. и др. Животный мир Забайкалья: Книга для чтения по биологии животных. Чита: Экспресс-издательство, 2005. — 224 с.
- Корсун О.В. Фенооблик природных популяций в Восточном Забайкалье // Сибирский зоологический журнал. 2000. -№ б. С. 723−726.
- Корякина Н.И., Живлакова М. А. и др. Образование для устойчивого развития: Поиск, стратегии, подходы, технологии: Метод, пособие. СПб, 2000.-130 с.
- Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Охрана природы и заповедного дела, 1992. — 174 с.
- Красная Книга Российской Федерации (животные). Изд-во ACT «Аст-рель». -2001.-845 с.
- Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Растения. Чита: Стиль, 1999. — 280 с.
- Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Животные. Чита: Поиск, 2000. — 214 с.
- Кукуев Ю. Навстречу «РИО + 10» // Экология и жизнь.-2001.-№ 6.-С. 18−21.
- Латюшин В.В., Шапкин В. А. Биология. Животные: М.: Дрофа, 2000. -304 с.
- Лебедева Н.В., Дроздов Н. Н., Криволуцкий Д. А. Биологическое разнообразие: Уч. пособие. М., 2004. — 432 с.
- Левин А.С. Глобальные проблемы современного мира. Силламяэ: МЭТК, 1997. — 121с.
- Левина И.И. Проблема формирования общеинтеллектуальных умений старшеклассников // Наука и школа. -2002. № 6. — С. 24−29.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965.-№ 3.-С. 25−34.
- Лось В.А. Человек и природа. М.: Политиздат, 1978. — 228 с.
- Лукин Е. И. Внутривидовые экологические изменения организмов //В кн.: Вопросы экологии: Материалы четвёртой конф. Киев, 1962.—Т.4.
- Майр Э. Популяции, виды и эволюция. -М.: Мир, 1974. -453 с.
- Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 1971.-451 с.
- Майр Э. Систематика и происхождение видов. — М.: Изд-во иностр. лит., 1947.-454 с.
- Мамаев Б.П., Бордукова Е. А. Энтомология для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 114 с.
- Мамаев С.А. Формы внутривидовой изменчивости древесных растений. — М.: Изд-во Наука, 1973. 340 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 1989.-224 с.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Прогресс — Пангея, 1994. -336 с.
- Миркин Б.А., Наумова Л. Г. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы // Биология в школе. 2004. — № 8 — С. 14−19.
- Михайлов К.Н. Лягушки на деревьях // В мире животных. 2002. № 5. -С. 18−21.
- Москвитина А.В. Способен ли ученик сделать открытие? // Школьные технологии. 2004. -№ 1. — С. 221−228.
- На пути к устойчивому развитию России: Бюллетень Центра экологической политики России // АсЭко. 1998. — № 5 (9). — С.45
- Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России // Биология. -2004. -№ 35.-С. 16−22.
- Новожёнов Ю.И. Полиморфизм и его эволюционное значение // Природа. 1983.-№ 3.-С. 50−58.
- Новожёнов Ю.И. Полиморфизм и микроэволюция // В кн.: Онтогенез. Эволюция. Биосфера. -М.: Наука, 1989.-С. 144−156.
- Новожилова Н.В. Интернет — ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Школьные технологии. 2004. -№ 2. — С. 147−152.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр Академия, 1999. — 224 с.
- О реализации обязательного минимума содержания курса «экологии» в основной и средней школе // Вестник образования. 2001. — № 1. —1. С. 87−92.
- Об утверждение временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования // Вестник образования. — 1998.-№ 10.-С. 55−59.
- Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Д. К. Беляева и др. М.: Просвещение, 1998. — 287 с.
- Одум Ю. Основы экологии. -М.: Мир, 1975. 750 с.
- Павлиянов И.Я. Концепция систематики и концепция биоразнообразия: проблема взаимодействия// Общая биология 2001 — Т. 62 — № 4. — С. 362−365.
- Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов // Школьные технологии. -2004.-№ 4.-С. 93−96.
- Педагогика / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: 1996. — 603 с.
- Пермаков JT.M., Баранов П. А., Ермалаева JI.K., Махинько JI.H. Опыт введения регионального компонента в содержание образования // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 35−40.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Примак Р. Основы сохранения биоразнообразия. М.: Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2002. — 256 с.
- Природоохранительное просвещение: Сборник. М.: Знание. — 1980. — 176 с.
- Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии. М.: Изд. центр Академия, 2003. — 272 с.
- Программа действий. «Повестка дня на XXI век» и другие документы конференции в Рио-де Жанейро в популярном изложении). Публикация «Центра за наше общее будущее». Женева: SRO-Kundig S.A., 1993.-70с.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл. М.: Дрофа, 2001.-224 с.
- Проблемы методики обучения биологии в средней школе / Под ред И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1978. — 320 с.
- Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.
- Руднев П., Разлётов В. О методе проектов в ШКМ // На путях к новой школе. 1926. — № 1. — С. 26.
- Русских Г. А. Технология проектного обучения // Биология в школе. — 2003.-№ 3.-С. 21−31.
- Сабанеев Л.П. Жизнь и ловля пресноводных рыб. Харьков: Прогресс, 1992.-668 с.
- Савенков А.И. Исследование на дому // Исследовательская работа школьников. 2002. — № 21. — С. 34−45.
- Самкова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников // Биология в школе. 2002. — № 7 — С. 9−13.
- Северцев А.С. Внутривидовое разнообразие как причина эволюционной стабильности // Общая биология. 1990 — Вып. 5.-Т. 51.-С. 579−589.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.-С. 125−128.
- Семёнов-Тян-Шанский А. С. Таксономические границы вида и его подразделений // Зап. Импер. академии наук. 1910 — Т. 25. — № 1. — С. 1−29.
- Сидельковский А.П. Критерии, методы, методики изучения и формирование отношений школьников к природе: Метод, рекомендации и разработки. — Ставрополь, 1988. 202 с.
- Сиденко А.С. Эксперимент в школе: теория, практика, технология // Народное образования. 2000. — № 7 — С. 97−100.
- Сиденко А. С. Чернушевич В. Вы начали эксперимент // Народное образование. 1997.-№ 7−8.-С.103- с. 66.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Современное естествознание: Энциклопедия. В 10 т. М.: 2000. — Т. 2 — Общая биология. — 344с.
- Соколов В.Е., Шишкин B.C. Динамика первоописаний видов млекопитающих на территории Российского государства за 250 лет // Состояние териофауны в России и ближнем зарубежье: Тр. Международного совещания.-М., 1996.-202 с.
- Стрелова О.Ю. Понятие «регион» в проектировании национально-регионального компонента Госстандарта // Педагогика. — 2001. — № 1. — С.59−64.
- Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции // Биология в школе.- 1999.-№ 3.-С. 18−23.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экологическое образование в общеобразовательной школе: проблемы решения. Пособие для учителей биологии. М.: 1992. — С. 36−40.
- Суравегина И.Т., Шурхал Л. И. Биоразнообразие. Новая тема в курсе биологии//Биология в школе.-1999. № 7. — С. 31−35.
- Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9−11 кл.: Метод, пособие. М.: Дрофа, 1997. — 128 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: 1984.-С. 30.
- Терентьев П.В. О применимости понятия «подвид» в изучении внутривидовой изменчивости// Вест. ЛГУ 1957.-№ 221.
- Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А. В., Глотов Н. В. Очерк учения о популяции.-М., 1973. 277 с.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Новая школа, 2001.-352 с.
- Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М.: 1981. — 693 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., Л., 1948. Т. 2: Пед. статьи, 1857−1861.-655 с.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Народное образование. — 2005. — № 1. — С.245−264.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образование Российской Федерации. М.:-2004.-4.1.-221 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образование Российской Федерации. М.: 2004 — Ч.2.— 266 с.
- Филиппов Н.Н. Закономерности аберративной изменчивости рисунка надкрылий жесткокрылых // Зоологический журнал. 1961. — Вып. 3. -Т.Ю.- С. 372−390 с.
- Филипченко Ю.А. Изменчивость и методы её изучения. М: Наука, 1978.-240 с.
- Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. 288 с.
- Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения. М.: ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Цхай J1.A. Экологическое образование в Сибири // Сборник научно-методических материалов. Барнаул, 1998.-С. 18−21.
- Чернов Ю.А. Биологическое разнообразие: сущность и проблемы // Успехи соврем, биологии. 1991. -Вып. 4. — Т. 111.- С. 499−507.
- Чимкурова М.В. Контролировать сформированность информационной компетенции // Школьные технологии. 2004. — № 1. — С. 120−127.
- Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. 1994.-№ 5.-С. 29−33.
- Шварц С.С. Внутривидовая изменчивость млекопитающих и методы её изучения //Зоол. журнал 1963- Вып. З.-Т. 12.
- Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Наука, 1980.-254 с.
- Шкатулова А.П., Карасёв Г. Л., Хунданов Л. Е. Земноводные и пресмыкающиеся Читинской области. -Улан -Удэ, 1978. 57 с.
- Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции. М.: Наука, 1968. -451 с.
- Шурхал Л.И. Методика развития знаний о биоразнообразии в курсе биологии (раздел «Животные»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: 1999. 17 с.
- Экологическая культура современного общества// Материалы меж-дунар. симпозиума).- Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. -1 т. -162с.
- Экологическая культура современного общества// Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. — 215 с.
- Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 2 т.-Новосибирск: Наука, 2002.-Т. 1.-302 с.
- ЮНЕСКО на саммите 2002: образование и культурное разнообразие в интересах устойчивого развития // Вестник экологического образования в России. — 2002. — № 3 (25). — С. 14.
- Юркевич B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
- Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-271 с.
- Яблоков А.В. Фенетика: эволюция, популяция, признак. М.: Наука, 1980.- 135 с.
- Яблоков А.В., Ларина Н. И. Введение в фенетику популяций: новый подход к изучению популяций. М.: Высшая школа, 1985. — 159 с.
- Яблоков Л.В., Остроумов С. А. Охрана живой природы. М.: 1983. -269 с.
- Яблоков А.В., Юсупов А. Г. Эволюционное учение. — М.: Высшая школа, 1981.-343 с.
- Ягин Д.И. Всё о животных. Рыбы и земноводные. Минск: Харвест, 2000.-528 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Библиотека ж-ла «Директор школы». Сентябрь, 2000. 112 с.
- Hurd P. D/ New directions in teaching secondary school science. Chicago, 1970.
- Wilson E. O. (Editor). Biodiversity. -Washington: National Academy Press, 1988.-521 p.1. Анкета для учителей
- По какой программе и учебным пособиям для учащихся по биологии вы занимаетесь? а) по ботанике-б) по зоологии-в) по общей биологии.
- Как вы относитесь к введению концентрического курса в школьной программе по биологии? а) отрицательно-б) положительно-в) считаю, что изменения не нужны.
- Какие трудности вы испытываете при подготовке к уроку биологии? а) не хватает занимательного материала по предмету-б) трудности с материалом регионального характера-в) никаких.
- Разрабатываете ли вы уроки с учетом регионального компонента? а) да-б) нет-в) иногда.
- Повышается ли познавательная активность учащихся при введении регионального компонента в ваши уроки? а) да-б) нет-в) иногда.
- Как вы считаете, региональный компонент необходим для изучения школьного курса биологии? а) да-б) нет-в) не знаю.
- Какие формы и методы используете вы при введении регионального компонента? а) индивидуальная работа-б) работа группами-в) работа классом-г) другие современные технологии.
- Используете ли вы исследовательский метод изучения вовнеклассной работе по биологии? а) да-б) нет-в) иногда.
- Ставите ли цель формирования исследовательских умений у учащихся? а) да-б) нет-в) иногда.
- Вводя региональный компонент, знакомили ли вы учащихся с понятием биоразнообразие? а)-да-б) нет.1. Анкета дли учеников
- Взаимоотношение человек и природа должны определяться принципом: а) человек это высшая ценность, он стоит выше природы-б) человек равноправный партнер во взаимоотношении с природой-в) затрудняюсь ответить.
- Как часто в вашей жизни бывают ситуации, когда вы негативно влияете на природные объекты? а) часто-б) иногда-в) редко-г) никогда.
- Какие меры охраны окружающей среды вы знаете? Перечислите.
- Участвуете ли вы в охране окружающей среды? а) да-б) нет-в) не задумывался об этом.
- В каких делах по сохранению окружающей среды участвовали вы?
- Вам известно понятие биологическое разнообразие (биоразнообразие)?а) да-б) нет.
- Как вы понимаете слово «биоразнообразие».
- Сможете ли вы повлиять на сохранение животного мира своей местности?
- Есть ли в Читинской области: а) заповедники, охраняемые территории-б) Красная книга животных-в) Красная книга растений?
- Каким видам грозит опасность в России, в нашей области? Перечислите.
- Какие виды млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых, обитающих на территории Читинской области вы знаете? Перечислите.
- Как вы думаете, для чего нужна охрана животного и растительного мира?