Традиционная (репродуктивная) технология обучения — это древний вид технологии, распространенный и в настоящее время. Традиционная технология (классно-урочная технология) подразумевает, прежде всего, организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским.
Перечислим отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии.
- • Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав в течение всего периода обучения.
- • Группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.
- • Основной формой занятий является урок.
- • Урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся одной группы работают над одним и тем же материалом.
- • Работой учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает результаты учебы по своему предмету и уровень обученности каждого ученика в отдельности.
Суть традиционного обучения состоит в обучении по схеме «изучение нового — закрепление — контроль — оценка». Эта технология ориентирована на передачу знаний, формирование умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне.
В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, — объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности — безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя включает в себя объяснение, показ действий, оценку их выполнения учащимися и корректировку.
Данная технология имеет ряд важных преимуществ:
- — систематический характер обучения;
- — упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;
- — экономичность;
- — организационная четкость;
- — постоянное эмоциональное воздействие личности педагога;
- — облегчает учащимся понимание сложных вопросов;
- — обеспечивает достаточно эффективное управление образовательновоспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний.
Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки:
- — усредненный подход;
- — слабо развивает мыслительные способности учащихся;
- — располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса.