Сохраняется устойчивая тенденция сокращения сети сельских ДОУ.
К причинам сокращения числа сельских ДОУ относятся:
- · снижение рождаемости в сельских районах;
- · проблемы подвоза детей (отсутствие системы «школьных автобусов»);
- · падение уровня жизни семей с детьми; отсутствие должной работы с родителями безнадзорных детей и др.
Сохранялась тенденция сокращения охвата детского населения услугами сельских ДОУ.
В ряде регионов местные органы власти принимают меры к удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах на основе программ социального партнерства, широко вводится система взаимозачетов, открываются ясельные группы.
Причины негативных явлений следующие:
отсутствие нормативно-правовых документов по оптимизации деятельности учреждений (модель «школа — детский сад») в условиях реструктуризации сельских малокомплектных образовательных учреждений;
отсутствие опыта у руководителей сельских округов по формированию социального заказа на работу ДОУ в режиме культурно-образовательного или оздоровительного центра;
«ветхость» материально-технической базы сельских ДОУ;
слабое развитие сети сезонных ДОУ, летних детских площадок, функционирующих в основном в период занятости сельского населения.
едостаточная работа попечительских советов сельских ДОУ и муниципалитетов по пропаганде дошкольного образования.
Определенную тревогу ученых вызывает эксперимент по реструктуризации сети образовательных учреждений на селе. Отмечается нивелировка проблем ДОУ в зависимости от специфики делегирования полномочий им базовыми школами.
Серьезную озабоченность вызывает состояние учебно-материальной базы. В большинстве ДОУ отсутствуют средства на закупку учебно-наглядных пособий, методических материалов, игрушек, оборудования. Отсутствуют должные механизмы поддержки детских садов, трудно найти спонсоров.
По данным опроса слушателей курса «Сельский детский сад: проблемы и перспективы». Свыше 80% управленцев (инспекторов, руководителей ДОУ) положительно оценивают модель «детский сад — начальная школа». Они также отмечают, что остро может встать проблема модификации ДОУ не только в «детские сады — школы», но и в оздоровительно-реабилитационные центры, семейные центры духовно-нравственного воспитания, учреждения дополнительного образования. «Панацеей» респонденты считали реализацию Региональных социальных программ и деятельность Попечительских советов. По их экспертной оценке для ДОУ села малоэффективны «школьные автобусы» и группы кратковременного пребывания, но имеются большие ожидания от компьютеризации для повышения квалификации персонала.