Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы организации внеклассной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важная особенность фестиваля — мощный эффект эмоционального воздействия на участников, возникающий за счет большой концентрации, высокой динамики и ивент-среды. По этой причине такого рода мероприятия часто становятся важным «толчком» для студентов, способствующим формированию у них положительной внутренней мотивации к избранной профессии и к профессиональной деятельности в целом. Большую роль… Читать ещё >

Формы организации внеклассной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Соревнование (в широком смысле) — форма организации совместной деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга. Цель соревнования для каждого участвующего в нем — быть первьш, поэтому успех в соревновании носит вполне конкретный и ясный характер. Большую роль в соревновании играет азарт: азартное соревнование доставляет большее эмоциональное удовлетворение не только победителям, но и всем его участникам, а также зрителям (болельщикам).

Соревнование как педагогический метод — это направление двух естественных стремлений ребенка или подростка (стремление к соперничеству и стремление к доминированию) на решение педагогических задач.

Соревнование в образовании:

  • — создает у участников и зрителей сильные эмоциональноценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы учебной и (или) профессиональной деятельности обучающихся (в том числе, если сама деятельность длительная, и ее изначальная привлекательность уже «потускнела»);
  • — помогает выявить совершенно неожиданные способности участников, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
  • — при правильной организации развивает дух товарищества, укрепляет внутригрупповые отношения.

Чтобы соревнование имело здоровый и развивающий характер, необходимо соблюдать ряд условий.

  • 1. Соревнование организуется не само по себе, а в связи с конкретной педагогической задачей. Например, задачами студенческого конкурса профессионального мастерства могут быть: формирование стремления к достижению личных профессиональных вершин; организация «смотрин» студентов перед потенциальными работодателями; пропаганда профессий и профессионализма для школьников и их родителей и т. д.
  • 2. Соревнование не должно вредить принципам товарищества — соперничество в одном никогда не должно исключать сотрудничества в чем-то другом.
  • 3. Соревнование строится с опорой на дух игры, дружеского общения, с набором признаков, соответствующих идеологии «ивент» — яркая атрибутика, девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и т. д. Именно так проводятся международные конкурсы профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (World Skills)[1].
  • 4. Все участники соревнования получают равные стартовые возможности; обеспечиваются сравнимость и гласность результатов.
  • 5. По итогам соревнования проводится оценка всех и каждого, а не только победителей. «Непобедители» также должны знать результат своей работы, свое место в общем рейтинге, свои сильные и слабые стороны. Для них всегда должна быть открыта возможность стать победителями в следующем соревновании: «Есть победители, но нет обиженных», и любые результаты соревнования носят относительный характер.
  • 6. Оценка результатов осуществляется не только с формальной, но и с неформальной стороны (включая самооценку успеха/неудачи, а также личного продвижения каждого в результате участия в соревновании).

Органический недостаток соревнования как педагогического метода заключается в том, что всегда, кроме выигравших, есть и проигравшие; таким образом, одни участники оказываются в ситуации успеха, другие — в ситуации неудачи. Выход типа «победила дружба» редко бывает приемлем, поскольку вызывает у участников (даже у проигравших) ощущение несправедливости. Присуждение каждому звания победителя в «особой номинации» также далеко не всегда возможно и целесообразно. Наилучший выход — периодически возобновляющееся соревнование примерно равных соперников (команд), когда на очередном этапе проигравший может «взять реванш».

Приведем некоторые возможные варианты соревнований:

  • — чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства для студентов;
  • — конкурсы социальных проектов, акций, исследований, творческих работ;
  • — производственные/заводские олимпиады, в рамках которых участники соревнуются на лучшее решение кейсов, задач по развитию предприятий-партнеров и т. п.;
  • — соревнования трудовых бригад;
  • — рейтинг учебных фирм;
  • — конкурс на лучший портфолио студента и др.

Фестиваль (в широком смысле) — массовое празднество, показ, смотр достижений практики (культуры, искусства, спорта, производства). В профессиональном образовании в качестве особой формы внеклассной работы организуются фестивали карьеры/профессий, во время которых участники оказываются в насыщенном, динамично организованном пространстве, в рамках которого единая тема труда и профессий подается в различных содержательных разрезах и деятельностных форматах. Такие фестивали могут, например, включать в себя:

  • — интерактивную выставку, представляющая актуальную ситуацию на региональном рынке труда и образовательных услуг (в ряде случаев в рамках фестиваля организуется специальная зона, где обеспечивается не только демонстрация профессиональных практик, но и возможность для участия в них всех желающих);
  • — «круглые столы» и нетворкинг-сессии с участием представителей производственных предприятий, техникумов, колледжей, вузов, общественных организаций, государственной власти, медийных лиц;
  • — возможность для прохождения в экспресс-форме профессиональной диагностики и профессионального консультирования у специалистов — психологов, профориентологов;
  • — социально-психологические тренинги, мастер-классы и другие формы обучения навыкам, необходимым для успешного трудоустройства и продвижения карьеры;
  • — различные соревнования профессиональной направленности (см. выше).

Важная особенность фестиваля — мощный эффект эмоционального воздействия на участников, возникающий за счет большой концентрации, высокой динамики и ивент-среды. По этой причине такого рода мероприятия часто становятся важным «толчком» для студентов, способствующим формированию у них положительной внутренней мотивации к избранной профессии и к профессиональной деятельности в целом. Большую роль играют такие мероприятия и в плане содействия трудоустройству будущих выпускников профессиональных образовательных организаций.

При организации соревнований, праздничных концертов, фестивалей, конкурсов и аналогичных мероприятий куратор группы может использовать сценарироваиие — метод подготовки мероприятия, позволяющий наиболее полно учесть реальную ситуацию и превратить в соавторов максимально большое число его участников — студентов вашей группы, других групп, а также возможно преподавателей. Суть метода в том, что на этапе подготовки коллективно и последовательно дается ответ на следующий ряд вопросов.

— Каковы основные цели предстоящего события?

Что является особенностью содержания данного события?

  • — С какими культурными символами (сюжетами, сказками, образами, персонажами…) ассоциируется предстоящее событие?
  • — Какие в нем можно выделить смысловые этапы?
  • — Как эти этапы превратить в конкретные задачи для участников события?

Кто из организаторов за какую часть события отвечает?

  • — Какие ресурсы потребуются для подготовки и проведения события?
  • — Какие проблемы и конфликты при проведении данного события можно ожидать и как их преодолеть?

Сценарироваиие на доступном и понятном уровне открывает «внутреннюю кухню» управления для наиболее готовых для этого студентов, помогая «выращивать» потенциальных лидеров, кадры ученического самоуправления.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов — значимое направление внеклассной работы со студентами, обучающимися по ППССЗ, последующая профессиональная деятельность которых нередко включает исследовательский компонент.

В отличие от обязательных курсовых и дипломных работ (также включающих в себя исследовательский компонент), научно-исследовательская деятельность студентов, реализуемая за пределами учебного плана, может быть напрямую не связана с их специальностью, отражая персональные интересы студента или его хоббиконтекст. Большим интересом у старших подростков пользуются темы, связанные с индивидуальной и социальной психологией, историей и прогнозами развития техники, спорта, жизнью и деятельностью отдельных персоналий.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов профессиональных образовательных организаций нацелена на решение следующих задач:

  • — формирование у студентов опыта проведения самостоятельного научного исследования, выполненного по всем правилам «большой науки»;
  • — знакомство с современными методами научного исследования;
  • — формирование опыта рецензирования, оппонирования, оценки научных работ, выполненных другими студентами;
  • — развитие компетенций и умений, связанных с самопрсзентацией, презентацией результатов своей деятельности, ответом на вопросы и замечания в ситуации публичного выступления и т. д.;
  • — удовлетворение собственных познавательных потребностей, углубление знаний в интересующей области;
  • — воспитание ценностного отношения к науке, научному знанию и научному исследованию;
  • — выявление студентов, имеющих склонность и способности к научной деятельности.

В рамках организации научно-исследовательской деятельности студентов могут использоваться следующие формы работы.

  • — организация деятельности Ученого совета профессиональной образовательной организации, объединяющего преподавателей (в том числе имеющих научную степень) — руководителей и консультантов научно-исследовательской работы студентов. В функции Ученого совета входит: определение требований к содержанию и оформлению студенческих научных работ и критерпев их оценки; рассмотрение и утверждение тем студенческих исследований; поиск внешних консультантов и рецензентов; организация целевого взаимодействия с партнерскими организациями — вузами, научно-исследовательскими подразделениями предприятий-работодателей и т. д.;
  • — организация деятельности Студенческого научного общества (СНО), на секционных заседаниях которого проходят обсуждения выполняемых исследований, дискутируются проблемные вопросы, заслушиваются сообщения студентов и приглашенных экспертов о достижениях современной науки и т. д. Координация деятельности СНО осуществляется Ученым Советом образовательной организации;
  • — непосредственно выполнение исследовательской работы студентом, при содействии научного руководителя и консультантов (включая этапы: выбора темы/проблемы и объекта/предмета исследования, выдвижения гипотезы, выбора методов исследования, определения исследовательских задач, составления плана исследования, анализа литературных источников, постановки эксперимента и анализа его результатов, формулирования выводов, оформления работы);

организация рецензирования и оппонирования подготовленных научных работ из числа заинтересованных и грамотных студентов (необходима их предварительная подготовка к роли рецензента и оппонента);

  • — защита научных работ, включающая, как правило, следующие этапы: основной научный доклад, ответ докладчика на вопросы, выступления оппонентов, общее обсуждение работы, выступление научного руководителя; оценивание;
  • — проведение ежегодных студенческих научных конференций (в рамках образовательной организации либо городских, районных), на заседаниях которых организуются презентации и публичные обсуждения наиболее значимых и интересных исследований;
  • — проведение конкурса на лучшую студенческую научноисследовательскую работу.

Оценка студенческих научно-исследовательских работ по итогам защиты может осуществляться с использованием следующих критериев:

  • — актуальности и значимости темы/проблемы;
  • — глубины разработки проблемы;
  • — новизны и оригинальности подхода;
  • — наличия и обоснованности результатов;
  • — практической значимости полученных результатов;
  • — качества оформления работы;
  • — качества презентации и выразительности речи;
  • — аргументированности ответов на вопросы;
  • — манеры и стиля доклада;
  • — мнения оппонентов и рецензентов;
  • — дополнительных критериев — участия студента в научных конференциях и конкурсах различного уровня, активности его работы в СНО и т. д.

Общие требования к студенческим научным работам представлены в доступных литературных и интернет-источниках.

Основное отличие представленных форм организации внеклассной работы студентов от обычной учебной работы заключается в преобладании иных видов деятельности — игровой, творческой, исследовательской. На этом же принципе основана и такая форма, как социально-психологический тренинг, основу которого составляет коммуникативная и рефлексивно-самооценочная деятельность обучающихся.

  • [1] О движении World Skills в России см. URL: http://worldskills.ru (дата обращения: 26.01.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой