Формы организации внеклассной работы
Важная особенность фестиваля — мощный эффект эмоционального воздействия на участников, возникающий за счет большой концентрации, высокой динамики и ивент-среды. По этой причине такого рода мероприятия часто становятся важным «толчком» для студентов, способствующим формированию у них положительной внутренней мотивации к избранной профессии и к профессиональной деятельности в целом. Большую роль… Читать ещё >
Формы организации внеклассной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Соревнование (в широком смысле) — форма организации совместной деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга. Цель соревнования для каждого участвующего в нем — быть первьш, поэтому успех в соревновании носит вполне конкретный и ясный характер. Большую роль в соревновании играет азарт: азартное соревнование доставляет большее эмоциональное удовлетворение не только победителям, но и всем его участникам, а также зрителям (болельщикам).
Соревнование как педагогический метод — это направление двух естественных стремлений ребенка или подростка (стремление к соперничеству и стремление к доминированию) на решение педагогических задач.
Соревнование в образовании:
- — создает у участников и зрителей сильные эмоциональноценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы учебной и (или) профессиональной деятельности обучающихся (в том числе, если сама деятельность длительная, и ее изначальная привлекательность уже «потускнела»);
- — помогает выявить совершенно неожиданные способности участников, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
- — при правильной организации развивает дух товарищества, укрепляет внутригрупповые отношения.
Чтобы соревнование имело здоровый и развивающий характер, необходимо соблюдать ряд условий.
- 1. Соревнование организуется не само по себе, а в связи с конкретной педагогической задачей. Например, задачами студенческого конкурса профессионального мастерства могут быть: формирование стремления к достижению личных профессиональных вершин; организация «смотрин» студентов перед потенциальными работодателями; пропаганда профессий и профессионализма для школьников и их родителей и т. д.
- 2. Соревнование не должно вредить принципам товарищества — соперничество в одном никогда не должно исключать сотрудничества в чем-то другом.
- 3. Соревнование строится с опорой на дух игры, дружеского общения, с набором признаков, соответствующих идеологии «ивент» — яркая атрибутика, девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и т. д. Именно так проводятся международные конкурсы профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (World Skills)[1].
- 4. Все участники соревнования получают равные стартовые возможности; обеспечиваются сравнимость и гласность результатов.
- 5. По итогам соревнования проводится оценка всех и каждого, а не только победителей. «Непобедители» также должны знать результат своей работы, свое место в общем рейтинге, свои сильные и слабые стороны. Для них всегда должна быть открыта возможность стать победителями в следующем соревновании: «Есть победители, но нет обиженных», и любые результаты соревнования носят относительный характер.
- 6. Оценка результатов осуществляется не только с формальной, но и с неформальной стороны (включая самооценку успеха/неудачи, а также личного продвижения каждого в результате участия в соревновании).
Органический недостаток соревнования как педагогического метода заключается в том, что всегда, кроме выигравших, есть и проигравшие; таким образом, одни участники оказываются в ситуации успеха, другие — в ситуации неудачи. Выход типа «победила дружба» редко бывает приемлем, поскольку вызывает у участников (даже у проигравших) ощущение несправедливости. Присуждение каждому звания победителя в «особой номинации» также далеко не всегда возможно и целесообразно. Наилучший выход — периодически возобновляющееся соревнование примерно равных соперников (команд), когда на очередном этапе проигравший может «взять реванш».
Приведем некоторые возможные варианты соревнований:
- — чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства для студентов;
- — конкурсы социальных проектов, акций, исследований, творческих работ;
- — производственные/заводские олимпиады, в рамках которых участники соревнуются на лучшее решение кейсов, задач по развитию предприятий-партнеров и т. п.;
- — соревнования трудовых бригад;
- — рейтинг учебных фирм;
- — конкурс на лучший портфолио студента и др.
Фестиваль (в широком смысле) — массовое празднество, показ, смотр достижений практики (культуры, искусства, спорта, производства). В профессиональном образовании в качестве особой формы внеклассной работы организуются фестивали карьеры/профессий, во время которых участники оказываются в насыщенном, динамично организованном пространстве, в рамках которого единая тема труда и профессий подается в различных содержательных разрезах и деятельностных форматах. Такие фестивали могут, например, включать в себя:
- — интерактивную выставку, представляющая актуальную ситуацию на региональном рынке труда и образовательных услуг (в ряде случаев в рамках фестиваля организуется специальная зона, где обеспечивается не только демонстрация профессиональных практик, но и возможность для участия в них всех желающих);
- — «круглые столы» и нетворкинг-сессии с участием представителей производственных предприятий, техникумов, колледжей, вузов, общественных организаций, государственной власти, медийных лиц;
- — возможность для прохождения в экспресс-форме профессиональной диагностики и профессионального консультирования у специалистов — психологов, профориентологов;
- — социально-психологические тренинги, мастер-классы и другие формы обучения навыкам, необходимым для успешного трудоустройства и продвижения карьеры;
- — различные соревнования профессиональной направленности (см. выше).
Важная особенность фестиваля — мощный эффект эмоционального воздействия на участников, возникающий за счет большой концентрации, высокой динамики и ивент-среды. По этой причине такого рода мероприятия часто становятся важным «толчком» для студентов, способствующим формированию у них положительной внутренней мотивации к избранной профессии и к профессиональной деятельности в целом. Большую роль играют такие мероприятия и в плане содействия трудоустройству будущих выпускников профессиональных образовательных организаций.
При организации соревнований, праздничных концертов, фестивалей, конкурсов и аналогичных мероприятий куратор группы может использовать сценарироваиие — метод подготовки мероприятия, позволяющий наиболее полно учесть реальную ситуацию и превратить в соавторов максимально большое число его участников — студентов вашей группы, других групп, а также возможно преподавателей. Суть метода в том, что на этапе подготовки коллективно и последовательно дается ответ на следующий ряд вопросов.
— Каковы основные цели предстоящего события?
Что является особенностью содержания данного события?
- — С какими культурными символами (сюжетами, сказками, образами, персонажами…) ассоциируется предстоящее событие?
- — Какие в нем можно выделить смысловые этапы?
- — Как эти этапы превратить в конкретные задачи для участников события?
Кто из организаторов за какую часть события отвечает?
- — Какие ресурсы потребуются для подготовки и проведения события?
- — Какие проблемы и конфликты при проведении данного события можно ожидать и как их преодолеть?
Сценарироваиие на доступном и понятном уровне открывает «внутреннюю кухню» управления для наиболее готовых для этого студентов, помогая «выращивать» потенциальных лидеров, кадры ученического самоуправления.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов — значимое направление внеклассной работы со студентами, обучающимися по ППССЗ, последующая профессиональная деятельность которых нередко включает исследовательский компонент.
В отличие от обязательных курсовых и дипломных работ (также включающих в себя исследовательский компонент), научно-исследовательская деятельность студентов, реализуемая за пределами учебного плана, может быть напрямую не связана с их специальностью, отражая персональные интересы студента или его хоббиконтекст. Большим интересом у старших подростков пользуются темы, связанные с индивидуальной и социальной психологией, историей и прогнозами развития техники, спорта, жизнью и деятельностью отдельных персоналий.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов профессиональных образовательных организаций нацелена на решение следующих задач:
- — формирование у студентов опыта проведения самостоятельного научного исследования, выполненного по всем правилам «большой науки»;
- — знакомство с современными методами научного исследования;
- — формирование опыта рецензирования, оппонирования, оценки научных работ, выполненных другими студентами;
- — развитие компетенций и умений, связанных с самопрсзентацией, презентацией результатов своей деятельности, ответом на вопросы и замечания в ситуации публичного выступления и т. д.;
- — удовлетворение собственных познавательных потребностей, углубление знаний в интересующей области;
- — воспитание ценностного отношения к науке, научному знанию и научному исследованию;
- — выявление студентов, имеющих склонность и способности к научной деятельности.
В рамках организации научно-исследовательской деятельности студентов могут использоваться следующие формы работы.
- — организация деятельности Ученого совета профессиональной образовательной организации, объединяющего преподавателей (в том числе имеющих научную степень) — руководителей и консультантов научно-исследовательской работы студентов. В функции Ученого совета входит: определение требований к содержанию и оформлению студенческих научных работ и критерпев их оценки; рассмотрение и утверждение тем студенческих исследований; поиск внешних консультантов и рецензентов; организация целевого взаимодействия с партнерскими организациями — вузами, научно-исследовательскими подразделениями предприятий-работодателей и т. д.;
- — организация деятельности Студенческого научного общества (СНО), на секционных заседаниях которого проходят обсуждения выполняемых исследований, дискутируются проблемные вопросы, заслушиваются сообщения студентов и приглашенных экспертов о достижениях современной науки и т. д. Координация деятельности СНО осуществляется Ученым Советом образовательной организации;
- — непосредственно выполнение исследовательской работы студентом, при содействии научного руководителя и консультантов (включая этапы: выбора темы/проблемы и объекта/предмета исследования, выдвижения гипотезы, выбора методов исследования, определения исследовательских задач, составления плана исследования, анализа литературных источников, постановки эксперимента и анализа его результатов, формулирования выводов, оформления работы);
организация рецензирования и оппонирования подготовленных научных работ из числа заинтересованных и грамотных студентов (необходима их предварительная подготовка к роли рецензента и оппонента);
- — защита научных работ, включающая, как правило, следующие этапы: основной научный доклад, ответ докладчика на вопросы, выступления оппонентов, общее обсуждение работы, выступление научного руководителя; оценивание;
- — проведение ежегодных студенческих научных конференций (в рамках образовательной организации либо городских, районных), на заседаниях которых организуются презентации и публичные обсуждения наиболее значимых и интересных исследований;
- — проведение конкурса на лучшую студенческую научноисследовательскую работу.
Оценка студенческих научно-исследовательских работ по итогам защиты может осуществляться с использованием следующих критериев:
- — актуальности и значимости темы/проблемы;
- — глубины разработки проблемы;
- — новизны и оригинальности подхода;
- — наличия и обоснованности результатов;
- — практической значимости полученных результатов;
- — качества оформления работы;
- — качества презентации и выразительности речи;
- — аргументированности ответов на вопросы;
- — манеры и стиля доклада;
- — мнения оппонентов и рецензентов;
- — дополнительных критериев — участия студента в научных конференциях и конкурсах различного уровня, активности его работы в СНО и т. д.
Общие требования к студенческим научным работам представлены в доступных литературных и интернет-источниках.
Основное отличие представленных форм организации внеклассной работы студентов от обычной учебной работы заключается в преобладании иных видов деятельности — игровой, творческой, исследовательской. На этом же принципе основана и такая форма, как социально-психологический тренинг, основу которого составляет коммуникативная и рефлексивно-самооценочная деятельность обучающихся.
- [1] О движении World Skills в России см. URL: http://worldskills.ru (дата обращения: 26.01.2017).