Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вопросы и задания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В США профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с преподавательскими «стандартами». Для каждого «стандарта» разработаны соответствующие показатели, позволяющие оценить степень его выраженности в деятельности каждого преподавателя. Кроме внешней оценки комиссией (комитетом, советом) обычно проводится внутреннее оценивание администрацией или учителями-мастерами школы… Читать ещё >

Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Ознакомьтесь с ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и ответьте на следующие вопросы.
  • • Какова цель вашей (будущей) профессиональной деятельности? В комплексной формулировке цели, обозначенной в стандарте, выделите одну-две позиции, которые являются системообразующими. Обоснуйте ваше решение.
  • • Какие ОТФ, обозначенные в стандарте, имеют отношение к вашей (будущей) профессиональной деятельности, а какие — не имеют?
  • Какие ТФ, в рамках отобранных вами ОТФ, имеют отношение к вашей (будущей) профессиональной деятельности, а какие — не имеют?
  • • Чем объясняется избыточность набора ОТФ и ТФ, заложенная в ПС?
  • • Можно ли использовать ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» или отдельные его части в качестве программы подготовки специалиста соответствующего профиля? Обоснуйте ваше мнение.
  • 2. Какие из перечисленных ниже позиций являются ограничениями на занятие педагогической деятельностью?
  • • Наличие судимости (в прошлом) за преступления против семьи и несовершеннолетних.
  • • Наличие судимости (в прошлом) за экономические преступления.
  • • Наличие судимости (в прошлом) за преступления против общественной безопасности.
  • • Отсутствие российского гражданства.
  • • Наличие двойного гражданства.
  • • Отказ от прохождения обязательного медицинского осмотра при поступлении на работу.
  • • Отказ от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности.

Примечание. Для ответа на этот вопрос вам могут потребоваться дополнительные источники информации.

3. Используя стрелки, поставьте в соответствие каждой ТФ определенные должности (профессии).

Вопросы и задания.
  • 4. Опираясь на результат выполнения предыдущего задания, охарактеризуйте различия в содержании профессиональной деятельности: а) мастера производственного обучения; б) преподавателя профессиональной образовательной организации.
  • 5. В США профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с преподавательскими «стандартами». Для каждого «стандарта» разработаны соответствующие показатели, позволяющие оценить степень его выраженности в деятельности каждого преподавателя. Кроме внешней оценки комиссией (комитетом, советом) обычно проводится внутреннее оценивание администрацией или учителями-мастерами школы. Но преподаватель может и сам измерять свои усилия в профессиональном развитии и оценивать свои достижения в соответствии со стандартами.

Поставьте некоторые из таких «стандартов» в соответствие с ОТФ ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Преподавание.

Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности.

Планирование и подготовка уроков.

Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО.

Компетентность в управлении классом.

Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО.

Использование разнообразных методов оценивания.

Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями).

Создание обстановки и использование методов, обеспечивающих максимальную активность учащихся.

Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП ‘.

Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся.

Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

К о л л е ги ал ь н о с т ь и сотрудничество.

Преподавание по программам.

бакалавриата, специалитета, магистра;

Профессиональный.

туры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

рост.

6. Насколько объективен, с вашей точки зрения, следующий «примерный портрет учителя (преподавателя)», составленный по результатам анкетирования 1012 российских учителей?

По итогам опроса на первых пяти позициях оказались следующие качества:

  • — знание своего предмета;
  • — умение доступно излагать материал;
  • — знание методики преподавания;
  • — умение объективно оценивать знания учеников;
  • — умение обучать практическим знаниям и навыкам.

Используя ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», составьте примерный портрет (пять-семь ведущих профессиональных качеств) преподавателя профессионального образования.

Примечание. Работа может выполняться в микрогруппах, с последующим сопоставлением результатов работы разных микрогрупп.

7. Представьте себе образ идеального человека. Можно ли его описать с помощью системы качеств? С помощью одного (обобщенного) качества? С помощью каких-либо отдельных деталей образа, ярких штрихов, атрибутов, аксессуаров? С использованием символов, метафор? С помощью аналогии, используя реальные, исторические или литературные персонажи? А может быть, это конкретный человек?

Какую роль выполняет этот идеал в вашей жизни?

8. Проанализируйте критически следующую таблицу.

Ценностные ориентации взрослых людей.

Тип А.

Тип Б.

Ориентация на других людей и на типичные образцы поведения.

Смелость быть самим собой, а иногда и «белой вороной».

Главные жизненные ценности — экономические, рациональные, потребительские.

Главные жизненные ценности — духовные, социальные, созидательные.

Твердое следование возрастной «роли» взрослого, серьезного человека.

Иногда проявляется некоторая «детскость» в общении и поведении.

Мотивация достижений.

Мотивация интереса.

Стремление к конкурентной борьбе, главные цели — обладание, благосостояние, статус.

Спокойное, доброжелательное отношение к достижениям других, определенное равнодушие к собственному материал ьно-стату с — ному положению.

Окончание таблицы

Тип А.

Тип Б.

Наиболее типичные эмоции — печаль, тревога, переживание неудач, критика, непонимание (часто неприятие) юмора или склонность к высмеиванию других.

Типичные эмоции — выражение заинтересованности, радости, смеха, доброго юмора.

Склонность к осуждению (часто справедливому), акцентирование недостатков и недоработок других, категоричность высказываний и оценок, постоянно декларируемое стремление к справедливости.

Терпимость к другим мнениям и к ошибкам других людей.

Собственная твердая позиция и попытка приобщить к ней других.

Собственная твердая позиция, нс навязываемая другим.

Гордость твердостью позиции.

Позиция может осознанно меняться, может признаваться ее ошибочность.

Больше требований и претензий (справедливых) к другим.

К себе претензий больше, чем к другим, и требования выше.

Стремление к постоянному обсуждению своих проблем и интересов (часто деловых, научных, узкоспециальных…).

Участие на равных в разговоре об общих проблемах, заинтересованное участие в делах других собеседников.

Склонность заниматься привычными, традиционными делами, верность старым увлечениям.

Появление новых хобби, занятий, интересов в зрелом возрасте.

Ответьте на вопросы.

  • • Знакомы ли вам взрослые люди — представители типа Л и типа Б?
  • • Каких людей в обществе (среди вашего окружения) больше?
  • • Какой тип (А или Б) вам ближе и почему?[1][2]

Анкета для выявления готовности к саморазвитию.

1. Я стремлюсь изучить себя, свои сильные и слабые стороны.

2. Я оставляю время для своего развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность и вызывают желание их преодолеть.

4. Я охотно прислушиваюсь к оценкам, которые дают мне окружающие, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Завершив очередное дело, я даю ему оценку и анализирую успехи и неудачи при его выполнении.

6. Я читаю много научных и научно-популярных книг за пределами обязательной учебной программы.

7. Я люблю читать художественную литературу.

8. Я часто дискутирую с разными людьми по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым и гибким человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я сознательно управляю своим профессиональным развитием (ставлю цели, задачи, составляю планы и т. д.) и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Мне нравится принимать на себя ответственность за дело.

15. Я постоянно расширяю круг своих полезных знакомств.

16. Мне нравится осваивать новые информационные технологии и устройства.

Итог.

11. Ответьте на вопросы предложенной ниже анкеты дважды: сначала в роли преподавателя профессиональной образовательной организации, потом — в роли родителя. Другой вариант — задание выполняется в микрогруппах: первая микрогруппа отвечает от имени родителей учащихся, вторая — от имени преподавателей колледжа (техникума), третья — от имени детей (студентов колледжа, техникума).

Сравните полученные ответы. Если обнаружены расхождения, объясните их. Как преодолеть противоречия во взглядах, интересах и ценностях разных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, студентов)?

  • • Что более всего ценят дети в колледже, техникуме?
  • • Что более всего ценят дети в жизни?
  • • Какие качества в людях более всего ценят дети?
  • • Что более всего влияет на успехи или неуспехи детей?
  • • Какие основные человеческие качества вы хотели бы видеть в детях?
  • • Какой путь лучше всего избрать для детей по окончании колледжа, техникума?
  • • Какими качествами должен обладать колледж (техникум), чтобы в нем хотелось бы учиться?
  • • Что важнее всего для получения хорошего образования — хорошее поведение, усердие в учебных занятиях или что-то еще?
  • 12. Какие варианты педагогической карьеры для вас наиболее привлекательны? Сравните ответы в группе и оцените привлекательность различных видов карьеры.
  • • Стать администратором (заместителем директора, директором) образовательной организаци и.
  • • Занять должность специалиста в управлении образования.
  • • Перейти на работу методистом.
  • • Перейти на работу в общеобразовательную школу.
  • • Перейти на работу в вуз.
  • • Поступить в аспирантуру, защитить диссертацию, стать исследователем, научным работником в сфере образования.
  • • Стать хорошим, высокопрофессиональным преподавателем в хорошей образовательной организации.
  • • Стать высокооплачиваемым репетитором.
  • • Стать авторитетным лицом, неформальным лидером в педагогическом коллективе образовательной организации.
  • • Устроиться на работу преподавателем, тренером или специалистом в учебный центр, действующий при предприятии бизнес-сферы.
  • • Сменить профиль деятельности и не работать в системе образования.
  • • Другое (что именно?)
  • 13. Заполните карту своего педагогического потенциала качествами из списка (при необходимости список может быть расширен).

Сильные стороны.

Слабые стороны (дефициты).

Невозможно изменить.

Может быть изменено.

Примерный список профессионально значимых личностных качеств педагога (преподавателя).

  • • Выразительность.
  • • Доминантность (лидерство).
  • • Инициативность.
  • • Интерес и симпатия к молодому поколению.
  • • Критичность мышления.
  • • Настойчивость.
  • • Общительность.
  • • Объективность.
  • • Оптимизм и мажорность.
  • • Организованность.
  • • Открытость новому.
  • • Развитая монологическая речь.
  • • Развитая способность к диалогу.
  • • Реализм.
  • • Рефлексивность.
  • • Самокритичность.
  • • Системность мышления.
  • • Способность к анализу.
  • • Способность понять другого.
  • • Стремление проявлять заботу.
  • • Стрессоустойчивость.
  • • Терпение и выносливость.
  • • Терпимость к другому мнению.
  • • Уверенность в своих силах.
  • • Умение слушать.
  • • Устойчивость к рутинной деятельности.
  • • Фантазия и творческие способности.
  • • Чувство юмора.
  • • Эмоциональность.
  • 14. Используя список из предыдущего задания, отберите три-пять позиций, которые можно рассматривать как главные профессионально значимые личностные качества педагога профессионального образования. Задание желательно выполнять в микрогруппах, чтобы потом сравнить результаты работы разных групп.
  • 15. Какие страхи связаны у вас с вашей (будущей) педагогической деятельностью? Запишите их («Я боюсь…») и затем обсудите в группе, какие «профессионально-педагогические» страхи наиболее типичны?

Выясните у знакомых преподавателей, какие страхи испытывали они в начале и на дальнейших этапах их педагогической деятельности? Удалось ли их преодолеть?

  • 16. Проанализируйте советы о том, как лучше учиться и работать и как достигнуть успеха в жизни, которые давали вам разные люди — учителя и преподаватели, коллеги, родственники, друзья и приятели. (Для записи советов можете завести специальную записную книжку или файл.) Какие из этих советов уже помогли вам, а какие — навредили? Давали ли вы подобные советы-установки своим коллегам, товарищам? Па чем они были основаны (на личном опыте, на советах других людей, на информации из Интернета или др.)?
  • 17. Были ли в вашем опыте (или в опыте ваших знакомых) профессиональные или жизненные кризисы, из которых вам (вашим знакомым) удалось выйти победителем — подняться на новую ступень в профессиональном или личностном развитии, «найти себя» в новом качестве, «переменить жизнь»? За счет чего это удалось?

Готовы ли вы корректно поделиться этим опытом с другими людьми?

18. Согласны ли вы с определением: «Во всяком деле профессионализм — умение решать стандартные профессиональные задачи«?[3] Если в группе есть различные мнения, организуйте дискуссию.

  • [1] Каково ваше жизненное призвание? Ответьте на этот вопрос сами, затем задайте этот вопрос хорошо знающим вас людям (членам вашей семьи, друзьям, коллегам, вашим собственным учителям и др.). Чем больше вамудастся собрать ответов, тем лучше. Все ли ответы находятся в одном содержательно-смысловом поле, илиже между отдельными ответами имеются противоречия? Были ли среди ответов такие, которые оказались для вас совершеннонеожиданными?
  • [2] Заполните «Анкету для выявления готовности к саморазвитию». Самостоятельно интерпретируйте полученные результаты или обсудите ихв группе. Отвечая на каждый вопрос, проставьте баллы от 5 (утверждениеполностью соответствует действительности) до 1 (полностью не соответствует).
  • [3] См.: Рожок Т. С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов: автореф. дис. … канд.психол. наук. М., 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой