Вопросы и задания
В США профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с преподавательскими «стандартами». Для каждого «стандарта» разработаны соответствующие показатели, позволяющие оценить степень его выраженности в деятельности каждого преподавателя. Кроме внешней оценки комиссией (комитетом, советом) обычно проводится внутреннее оценивание администрацией или учителями-мастерами школы… Читать ещё >
Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Ознакомьтесь с ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и ответьте на следующие вопросы.
- • Какова цель вашей (будущей) профессиональной деятельности? В комплексной формулировке цели, обозначенной в стандарте, выделите одну-две позиции, которые являются системообразующими. Обоснуйте ваше решение.
- • Какие ОТФ, обозначенные в стандарте, имеют отношение к вашей (будущей) профессиональной деятельности, а какие — не имеют?
- • Какие ТФ, в рамках отобранных вами ОТФ, имеют отношение к вашей (будущей) профессиональной деятельности, а какие — не имеют?
- • Чем объясняется избыточность набора ОТФ и ТФ, заложенная в ПС?
- • Можно ли использовать ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» или отдельные его части в качестве программы подготовки специалиста соответствующего профиля? Обоснуйте ваше мнение.
- 2. Какие из перечисленных ниже позиций являются ограничениями на занятие педагогической деятельностью?
- • Наличие судимости (в прошлом) за преступления против семьи и несовершеннолетних.
- • Наличие судимости (в прошлом) за экономические преступления.
- • Наличие судимости (в прошлом) за преступления против общественной безопасности.
- • Отсутствие российского гражданства.
- • Наличие двойного гражданства.
- • Отказ от прохождения обязательного медицинского осмотра при поступлении на работу.
- • Отказ от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности.
Примечание. Для ответа на этот вопрос вам могут потребоваться дополнительные источники информации.
3. Используя стрелки, поставьте в соответствие каждой ТФ определенные должности (профессии).
- 4. Опираясь на результат выполнения предыдущего задания, охарактеризуйте различия в содержании профессиональной деятельности: а) мастера производственного обучения; б) преподавателя профессиональной образовательной организации.
- 5. В США профессиональные навыки и умения учителя оцениваются в соответствии с преподавательскими «стандартами». Для каждого «стандарта» разработаны соответствующие показатели, позволяющие оценить степень его выраженности в деятельности каждого преподавателя. Кроме внешней оценки комиссией (комитетом, советом) обычно проводится внутреннее оценивание администрацией или учителями-мастерами школы. Но преподаватель может и сам измерять свои усилия в профессиональном развитии и оценивать свои достижения в соответствии со стандартами.
Поставьте некоторые из таких «стандартов» в соответствие с ОТФ ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации. | Преподавание. | |
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности. | Планирование и подготовка уроков. | |
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО. | Компетентность в управлении классом. | |
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО. | Использование разнообразных методов оценивания. | |
Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями). | Создание обстановки и использование методов, обеспечивающих максимальную активность учащихся. | |
Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП ‘. | Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся. | |
Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации. | К о л л е ги ал ь н о с т ь и сотрудничество. |
Преподавание по программам. | ||
бакалавриата, специалитета, магистра; | Профессиональный. | |
туры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации. | рост. |
6. Насколько объективен, с вашей точки зрения, следующий «примерный портрет учителя (преподавателя)», составленный по результатам анкетирования 1012 российских учителей?
По итогам опроса на первых пяти позициях оказались следующие качества:
- — знание своего предмета;
- — умение доступно излагать материал;
- — знание методики преподавания;
- — умение объективно оценивать знания учеников;
- — умение обучать практическим знаниям и навыкам.
Используя ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», составьте примерный портрет (пять-семь ведущих профессиональных качеств) преподавателя профессионального образования.
Примечание. Работа может выполняться в микрогруппах, с последующим сопоставлением результатов работы разных микрогрупп.
7. Представьте себе образ идеального человека. Можно ли его описать с помощью системы качеств? С помощью одного (обобщенного) качества? С помощью каких-либо отдельных деталей образа, ярких штрихов, атрибутов, аксессуаров? С использованием символов, метафор? С помощью аналогии, используя реальные, исторические или литературные персонажи? А может быть, это конкретный человек?
Какую роль выполняет этот идеал в вашей жизни?
8. Проанализируйте критически следующую таблицу.
Ценностные ориентации взрослых людей.
Тип А. | Тип Б. |
Ориентация на других людей и на типичные образцы поведения. | Смелость быть самим собой, а иногда и «белой вороной». |
Главные жизненные ценности — экономические, рациональные, потребительские. | Главные жизненные ценности — духовные, социальные, созидательные. |
Твердое следование возрастной «роли» взрослого, серьезного человека. | Иногда проявляется некоторая «детскость» в общении и поведении. |
Мотивация достижений. | Мотивация интереса. |
Стремление к конкурентной борьбе, главные цели — обладание, благосостояние, статус. | Спокойное, доброжелательное отношение к достижениям других, определенное равнодушие к собственному материал ьно-стату с — ному положению. |
Окончание таблицы
Тип А. | Тип Б. |
Наиболее типичные эмоции — печаль, тревога, переживание неудач, критика, непонимание (часто неприятие) юмора или склонность к высмеиванию других. | Типичные эмоции — выражение заинтересованности, радости, смеха, доброго юмора. |
Склонность к осуждению (часто справедливому), акцентирование недостатков и недоработок других, категоричность высказываний и оценок, постоянно декларируемое стремление к справедливости. | Терпимость к другим мнениям и к ошибкам других людей. |
Собственная твердая позиция и попытка приобщить к ней других. | Собственная твердая позиция, нс навязываемая другим. |
Гордость твердостью позиции. | Позиция может осознанно меняться, может признаваться ее ошибочность. |
Больше требований и претензий (справедливых) к другим. | К себе претензий больше, чем к другим, и требования выше. |
Стремление к постоянному обсуждению своих проблем и интересов (часто деловых, научных, узкоспециальных…). | Участие на равных в разговоре об общих проблемах, заинтересованное участие в делах других собеседников. |
Склонность заниматься привычными, традиционными делами, верность старым увлечениям. | Появление новых хобби, занятий, интересов в зрелом возрасте. |
Ответьте на вопросы.
- • Знакомы ли вам взрослые люди — представители типа Л и типа Б?
- • Каких людей в обществе (среди вашего окружения) больше?
- • Какой тип (А или Б) вам ближе и почему?[1][2]
Анкета для выявления готовности к саморазвитию.
1. Я стремлюсь изучить себя, свои сильные и слабые стороны. | |
2. Я оставляю время для своего развития, как бы ни был занят делами. | |
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность и вызывают желание их преодолеть. | |
4. Я охотно прислушиваюсь к оценкам, которые дают мне окружающие, так как это помогает мне узнать и оценить себя. | |
5. Завершив очередное дело, я даю ему оценку и анализирую успехи и неудачи при его выполнении. | |
6. Я читаю много научных и научно-популярных книг за пределами обязательной учебной программы. | |
7. Я люблю читать художественную литературу. | |
8. Я часто дискутирую с разными людьми по интересующим меня вопросам. | |
9. Я верю в свои возможности. | |
10. Я стремлюсь быть более открытым и гибким человеком. | |
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. | |
12. Я сознательно управляю своим профессиональным развитием (ставлю цели, задачи, составляю планы и т. д.) и получаю положительные результаты. | |
13. Я получаю удовольствие от освоения нового. | |
14. Мне нравится принимать на себя ответственность за дело. | |
15. Я постоянно расширяю круг своих полезных знакомств. | |
16. Мне нравится осваивать новые информационные технологии и устройства. | |
Итог. |
11. Ответьте на вопросы предложенной ниже анкеты дважды: сначала в роли преподавателя профессиональной образовательной организации, потом — в роли родителя. Другой вариант — задание выполняется в микрогруппах: первая микрогруппа отвечает от имени родителей учащихся, вторая — от имени преподавателей колледжа (техникума), третья — от имени детей (студентов колледжа, техникума).
Сравните полученные ответы. Если обнаружены расхождения, объясните их. Как преодолеть противоречия во взглядах, интересах и ценностях разных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, студентов)?
- • Что более всего ценят дети в колледже, техникуме?
- • Что более всего ценят дети в жизни?
- • Какие качества в людях более всего ценят дети?
- • Что более всего влияет на успехи или неуспехи детей?
- • Какие основные человеческие качества вы хотели бы видеть в детях?
- • Какой путь лучше всего избрать для детей по окончании колледжа, техникума?
- • Какими качествами должен обладать колледж (техникум), чтобы в нем хотелось бы учиться?
- • Что важнее всего для получения хорошего образования — хорошее поведение, усердие в учебных занятиях или что-то еще?
- 12. Какие варианты педагогической карьеры для вас наиболее привлекательны? Сравните ответы в группе и оцените привлекательность различных видов карьеры.
- • Стать администратором (заместителем директора, директором) образовательной организаци и.
- • Занять должность специалиста в управлении образования.
- • Перейти на работу методистом.
- • Перейти на работу в общеобразовательную школу.
- • Перейти на работу в вуз.
- • Поступить в аспирантуру, защитить диссертацию, стать исследователем, научным работником в сфере образования.
- • Стать хорошим, высокопрофессиональным преподавателем в хорошей образовательной организации.
- • Стать высокооплачиваемым репетитором.
- • Стать авторитетным лицом, неформальным лидером в педагогическом коллективе образовательной организации.
- • Устроиться на работу преподавателем, тренером или специалистом в учебный центр, действующий при предприятии бизнес-сферы.
- • Сменить профиль деятельности и не работать в системе образования.
- • Другое (что именно?)
- 13. Заполните карту своего педагогического потенциала качествами из списка (при необходимости список может быть расширен).
Сильные стороны. | Слабые стороны (дефициты). | |
Невозможно изменить. | ||
Может быть изменено. |
Примерный список профессионально значимых личностных качеств педагога (преподавателя).
- • Выразительность.
- • Доминантность (лидерство).
- • Инициативность.
- • Интерес и симпатия к молодому поколению.
- • Критичность мышления.
- • Настойчивость.
- • Общительность.
- • Объективность.
- • Оптимизм и мажорность.
- • Организованность.
- • Открытость новому.
- • Развитая монологическая речь.
- • Развитая способность к диалогу.
- • Реализм.
- • Рефлексивность.
- • Самокритичность.
- • Системность мышления.
- • Способность к анализу.
- • Способность понять другого.
- • Стремление проявлять заботу.
- • Стрессоустойчивость.
- • Терпение и выносливость.
- • Терпимость к другому мнению.
- • Уверенность в своих силах.
- • Умение слушать.
- • Устойчивость к рутинной деятельности.
- • Фантазия и творческие способности.
- • Чувство юмора.
- • Эмоциональность.
- 14. Используя список из предыдущего задания, отберите три-пять позиций, которые можно рассматривать как главные профессионально значимые личностные качества педагога профессионального образования. Задание желательно выполнять в микрогруппах, чтобы потом сравнить результаты работы разных групп.
- 15. Какие страхи связаны у вас с вашей (будущей) педагогической деятельностью? Запишите их («Я боюсь…») и затем обсудите в группе, какие «профессионально-педагогические» страхи наиболее типичны?
Выясните у знакомых преподавателей, какие страхи испытывали они в начале и на дальнейших этапах их педагогической деятельности? Удалось ли их преодолеть?
- 16. Проанализируйте советы о том, как лучше учиться и работать и как достигнуть успеха в жизни, которые давали вам разные люди — учителя и преподаватели, коллеги, родственники, друзья и приятели. (Для записи советов можете завести специальную записную книжку или файл.) Какие из этих советов уже помогли вам, а какие — навредили? Давали ли вы подобные советы-установки своим коллегам, товарищам? Па чем они были основаны (на личном опыте, на советах других людей, на информации из Интернета или др.)?
- 17. Были ли в вашем опыте (или в опыте ваших знакомых) профессиональные или жизненные кризисы, из которых вам (вашим знакомым) удалось выйти победителем — подняться на новую ступень в профессиональном или личностном развитии, «найти себя» в новом качестве, «переменить жизнь»? За счет чего это удалось?
Готовы ли вы корректно поделиться этим опытом с другими людьми?
18. Согласны ли вы с определением: «Во всяком деле профессионализм — умение решать стандартные профессиональные задачи«?[3] Если в группе есть различные мнения, организуйте дискуссию.
- [1] Каково ваше жизненное призвание? Ответьте на этот вопрос сами, затем задайте этот вопрос хорошо знающим вас людям (членам вашей семьи, друзьям, коллегам, вашим собственным учителям и др.). Чем больше вамудастся собрать ответов, тем лучше. Все ли ответы находятся в одном содержательно-смысловом поле, илиже между отдельными ответами имеются противоречия? Были ли среди ответов такие, которые оказались для вас совершеннонеожиданными?
- [2] Заполните «Анкету для выявления готовности к саморазвитию». Самостоятельно интерпретируйте полученные результаты или обсудите ихв группе. Отвечая на каждый вопрос, проставьте баллы от 5 (утверждениеполностью соответствует действительности) до 1 (полностью не соответствует).
- [3] См.: Рожок Т. С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов: автореф. дис. … канд.психол. наук. М., 2000.