Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с речевой патологией

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования вытекает из реальной практики работы логопедов с детьми со стертой дизартрией, необходимости изучения своеобразия ручной и речедвигательной сфер у данной категории детей, учета выявленных особенностей в практической деятельности, а также поиска научно-обоснованных путей, условий, средств для совершенствования двигательной и речевой систем детей. Хотя моторная сторона… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Современное состояние проблемы исследования ручной и артикуляционной моторики у детей с дизартрией
    • 1. 1. Теоретические аспекты изучения формирования моторных функций у детей дошкольного возраста с речевой патологией
    • 1. 2. Значение развития моторных функций у детей в условиях нормального развития
    • 1. 3. Основные особенности формирования моторных функций у детей дошкольного возраста с речевой патологией
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение сформированности моторных функций у детей дошкольного возраста с речевой патологией
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Исследование состояния мелкой ручной моторики
    • 2. 3. Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики
    • 2. 4. Обследование состояния общей моторики
  • Глава 3. Технологии формирования моторных функций у детей с речевой патологией
    • 3. 1. Основные направления работы по развитию моторики у дошкольников со стертой дизартрией
    • 3. 2. Содержание коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики
    • 3. 3. Содержание коррекционной работы по развитию ручной моторики
    • 3. 4. Анализ эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию моторных функций
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 5

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с речевой патологией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия — легкая, минимальная степень выраженности дизартрических расстройств, которая проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи, в основе которой лежит очаговая, неврологическая микросимптоматика.

Учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи движений руки и речи. Выводы В. М. Бехтерева подтвердили исследования М. М. Кольцовой, которые показали, что развитие движений руки способствует развитию речи.

Актуальность исследования вытекает из реальной практики работы логопедов с детьми со стертой дизартрией, необходимости изучения своеобразия ручной и речедвигательной сфер у данной категории детей, учета выявленных особенностей в практической деятельности, а также поиска научно-обоснованных путей, условий, средств для совершенствования двигательной и речевой систем детей. Хотя моторная сторона у детей со стертой дизартрией изучалась, но не целенаправленно, без полноценного учета всех компонентов двигательной сферы, что обуславливает актуальность дальнейшего практического исследования моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и определения путей коррекции моторной сферы у детей со стертой дизартрией, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления данного речевого расстройства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: Сфера, 2005. — 64с.
  2. Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. — С. 27−34.
  3. Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей: [учебное пособие]. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 255c.
  4. Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 331с.
  5. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — С.139
  6. Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-гностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973. — 98с.
  7. И.Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи у детей. — М., 2001. — 224с.
  8. Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М., 1973. — 176с.
  9. М.О., Озерецкий Н. И. Невропатология детского возраста. М.-Л., 1935. — 148с.
  10. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. — М.: Госмедиздат, 1930, Т.1 и 2. — 220с.
  11. В.П. Мозговая организация психомоторики. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — С.107−108
  12. А.В. Развитие произвольных движений. АПН РСФСР.- М.: Акад.пед.наук, 1960. — 430с.
  13. Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 384с.
  14. Р. Тайны психики ребенка. — СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. — 413с.
  15. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Педагогика, 1973. — 144с.
  16. Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. — 2003. — № 5. — С. 45−51.
  17. Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. — Л., 1987.
  18. Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. // Распад и недоразвитие языковой системы. — СПб., 1991. — 102−108с.
  19. Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб.: Союз, 2001. — 191с.
  20. Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса. — М., 1963. — № 2. — 34−48с.
  21. Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.//Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1972. — 79−92с.
  22. Е.М., Ипполитова Н. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
  23. Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии. // Вопросы дефектологии. — М., 1965.
  24. Нарушение речи у дошкольников. / Сост. Р.А. Белова-Давид. — М., 1972. — 315с.
  25. Правдина-Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии. — М.: просвещение, 1973. — 283с.
  26. Э.Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма. // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации.- Л.: Наука, 1979. — 94с.
  27. И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. — 2003. — № 5(14).
  28. Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики.//Дефектология, 1974, № 4. — 20−26с.
  29. Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И. А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240с.
  30. М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоление. — М.: Просвещение, 1969. — 173с.
Заполнить форму текущей работой