Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цели и задачи поликультурного воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подведем итог. Современная модель поликультурного воспитания, с одной стороны, отказывается от навязывания через систему образования стандартов доминирующей культуры; а с другой — от разграничения проблемы воспитания на этнические компоненты. Национальное выступает как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. А ведущий принцип такого воспитания состоит в раскрытии значимости… Читать ещё >

Цели и задачи поликультурного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Магистральную цель современной школы России можно определить как воспитание учащегося, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели следуют следующие задачи поликультурного воспитания в многонациональной школе:

  • • формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
  • • осознание всеми субъектами образования важности культурного многообразия для самореализации личности;
  • • воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
  • • освоение культуры собственного народа;
  • • создание педагогических условий интеграции культур в образовательном процессе;
  • • развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов.

Поликультурное воспитание школьников в российских условиях основано на трех главных источниках: русском, национальном (нерусском) и общечеловеческом.

Оно преследует три группы целей: плюрализм, равенство и объединение.

В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором — о поддержке равных прав обучающихся на обучение и воспитание. В третьем — о формировании общенациональных политических, экономических, духовных, нравственных ценностей.

Все это подтверждает замысел поликультурного воспитания как объединительного процесса.

Подведем итог. Современная модель поликультурного воспитания, с одной стороны, отказывается от навязывания через систему образования стандартов доминирующей культуры; а с другой — от разграничения проблемы воспитания на этнические компоненты. Национальное выступает как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. А ведущий принцип такого воспитания состоит в раскрытии значимости национальных традиций и обрядов и обоснование путей их использования в воспитании школьников в духе освоения общечеловеческих ценностей и интеграции в мировое сообщество, в сочетании идей развития этнического самосознания и культурной толерантности наций.

Результаты и эффекты воспитания в полиэтнической группе

Говоря о таком воспитании, исследователи выделяют следующие свойства, качества и отношения личности: этническая идентичность, толерантность, культура межнационального общения, этническая социализация.

Этническая идентичность. Это составная часть социальной идентичности, психологическая категория, означающая осознание человеком своей принадлежности к этнической общности. При этом этнос, согласно Л. Н. Гумилеву, " это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения" . Этническая идентичность при этом не тождественна этничности (поскольку последняя является социологической категорией).

Этническая идентичность — результат когнитивноэмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособление от других этносов. Этническая идентичность не всегда подразумевает этническую вовлеченность, т. е. поведенческий аспект (Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко).

Помимо этнической идентичности выделяются более общие культурная или групповая идентичность, механизмы формирования которых одинаковы.

Толерантность понимается как реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук). По мнению А. Г. Асмолова, толерантность — это скорее терпеливость, чем терпение. По мнению О. С. Газмана, толерантность — не только терпение, но и принятие. Методами воспитания толерантности при этом являются убеждение и самоубеждение, внушение и самовнушение, стимулирование и мотивация, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и рефлексия.

Культура межнационального общения — это мера и способ самореализации личности в разнообразных ситуациях, которые не передаются по наследству, а конструируются и познаются индивидом в процессе образования, самообразования и иного воздействия. Она предполагает владение культуросообразным поведением в соответствии с конкретными заданными условиями и социальными группами. Воспитание этой культуры направлено на развитие у человека социальных умений: слушать, сопереживать, высказывать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, договариваться, работать сообща ради общей цели, цивилизованно разрешить спор и т. д.

Этническая социализация рассматривается как один из аспектов социализации, процесс развития и саморазвития личности в ходе усвоения этносоциальных ролей, культуры межэтнических отношений, принятых в обществе. Результатом и критериальным показателем такой личности является ее этнокультурная компетентность. Этническая социализация — многоуровневое социальное явление, включающее в себя социализацию этносов, т. е. межпоколенную социализацию этнических групп, а также индивидуальную социализацию личности под влиянием этнокультурного фактора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой