Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к духовному опыту человечества способствует нравственно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта мысль прослеживается в исследованиях Б. В. Кабалевского. Общие проблемы образования, формирование таких свойств личности, как увлеченность, познавательные потребности, стремление к поиску — один из фундаментальных проблем в педагогике. Музыкально-педагогическая работа… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Истоки развития адыгской музыки как фактора становления его педагогической культуры
    • 1. 1. Генезис художественно-эстетических традиций адыгской музыкальной культуры
    • 1. 2. Нартский эпос — основа художественно-эстетического развития направленности личности
    • 1. 3. Художественно-педагогическая характеристика историко-героических песен адыгского народа
  • Глава II. Реализация национально-регионального компонента образования на уроках музыки в национальной школе
    • 2. 1. Многообразие педагогического творчества в музыкальном искусстве адыгского народа
    • 2. 2. Музыкально-эстетическое воспитание детей в национальной школе
    • 2. 3. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения национальной адыгской музыки

Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Несмотря на значительный интерес к музыкальному творчеству адыгов (черкесов), до сих пор недостаточно разработаны истоки и особенности адыгской музыки. Отсутствие необходимых материалов затрудняет изучение музыкального искусства народа, начиная со школьной скамьи. Преподаватели музыки общеобразовательных школ Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, которые должны быть первыми пропагандистами музыкального наследия своего народа лишены разработанных источников по данному предмету. Музыкальное творчество адыгов (черк.) включает в себя песнетворчество (песнопение) и инструментальную музыку. Древний адыгский народ, как и другие народы, веками оттачивал характерные ладотональные и метроритмические особенности своей музыки, вырабатывал своеобразные формы песнетворчества и песнопения, создал множество разнообразных и самобытных музыкальных инструментов. Адыгское народное творчество сохранило богатое наследие и многие прогрессивные традиции, оно позволяет увидеть развитие истории этого народа. Адыгами создан богатый музыкальный фольклор, который передавался из уст в уста талантливыми исполнителями. Идея о том, что духовное богатство человечества передается молодому поколению через воспитание, широко отражена в героическом эпосе «Нарты». Нартский эпос является глубоко народным искусством. Это одно из интереснейших явлений в народной поэзии и музыкальной культуре. Ученые — исследователи много внимания уделяли изучению того исторического времени, когда создавались нартские легенды. Они слагались, как установили ученые, в то время, когда создавались «Илиада» и «Одиссея». Исследователями Абаевым В. И., Семеновым Л. П. Атажукиным К., Крупно-вым Е.И., Хан-Гиреем С., Бязыровым А. Х., Чурсиным Г. Ф., Мелетинским.

Е.М., Долгатом У. Б., Куашевым Б. И., Шортановым А. Г., Гутовым A.M. доказано, что нартский эпос — один из самых древнейших эпосов. Материалы, собранные в послереволюционное время, составили большой раздел в книге «Кабардинский фольклор», вышедшей на русском языке в 1936 г. (М. — Л. — Academia). В 1940 году вышел первый отдельный сборник адыгских нартских сказаний «Нарт эпос» (Нальчик, 1940) на кабардинском языке. Самое полное до настоящего времени издание текстов осуществлено Адыгейским научно-исследовательским институтомоно составило семь томов и насчитывает 705 поэтических и прозаических текстов. В это издание включены практически все ранее опубликованные тексты, в том числе сводные, редактированные, спорные в жанровом отношении. Через толщу тысячелетий, нартский эпос донес до наших дней прекрасные титанические образы. Сатаней — мать нартов, наставница главных героев эпоса, величественная фигура эпохи матриархата. Сосру-ко, Шебатыноко, Батараз, Насрен, Орземедж. Это не только символы могущества, мужества, геройства, но и носители лучших человеческих качеств: мудрости, душевности, благородства. Каждый эпизод, каждая строфа в героическом эпосе «Нарты» несет воспитательную и образовательную нагрузку. Одним из ведущих разделов адыгского фольклора после нартского эпоса являются историко-героические произведения, которые широко бытуют среди народа и пользуются неизменной любовью адыгов. Особенно песни ценны для нас тем, что они знакомят с богатым духовным миром адыгов, с особенностями художественного мышления и восприятия ими прошлой жизни. Историко-героические песни отличаются исключительной достоверностью в изображении фактов. Доказательством этого является наличие географических названий, национальной ономастики, благодаря которым песни легко датируются, и удается установить прототипы песенных персонажей в реальной истории. Интерес к культуре адыгов появился у передовой части адыгской интеллигенции, главным образом, начиная с первой половины девятнадцатого века. Среди дореволюционных деятелей отмеченного периода видное место занимают две замечательные фигуры — адыгейский историк, этнограф С. Хан-Гирей и кабардинский ученый — историк, поэт и филолог Ш. Б. Ногмов. Можно сказать, что Хан-Гирей описал все древнейшие национальные инструменты с перечислением их названий на родном языке. То, что сделано С. Хан-Гиреем имеет огромное значение и в наши дни. Материалом исторической поэзии широко пользовался и Шора Ногмов, который понимал его значение для изучения истории своего народа. На основе исто-рико-героических песен ученый составил литературно-фольклорный труд.

— «История адыгейского народа». Величайшей его заслугой является то, что по этим материалам он определил периодизацию устно-поэтического творчества адыгов, особого внимания заслуживает опубликованная в «Терских ведомостях» статья Адиль-Гирея Кешева «Характер адыгских песен». Определенное место в статье Кешева отводится адыгским певцам.

— джегуако, создателям и хранителям песен. Наиболее активный период в изучении культуры и истории народов Северного Кавказа начался с 80-х годов XIX века, когда было учреждено периодическое издание «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Одним из организаторов СМОМПКа, проф. Л. Г. Лопатинским (1842−1922) было приложено много усилий к собиранию, публикации и исследованию адыгской народной поэзии. С некоторыми ошибочными положениями у Лопатинского, безусловно, имеются ценные наблюдения, не отмеченные ни Хан-Гиреем, ни Ш. Б. Ногмовым, ни А. Кешевым. Это — попытка Лопатинского изучить исторические песни в сравнении с нартским эпосом. Общие и частные замечания по историко-героическим песням адыгов содержатся в «Кабардинском фольклоре», подготовленном КЕНИИ и вышедшем в свет в 1936 г. с комментариями и вступительной статьей М. Е. Талпы. В комментариях М. Е. Талпы содержится ряд интересных моментов, заслуживающих серьезного внимания. Таковы, например, его замечания по Айдемиркановскому циклу, подвергшемуся, по верному мнению Талпы, влиянию нартского и сказочного эпоса и представляющему большое разнообразие в жанровом отношении. Во вступительной статье ко второму тому «Адыгского фольклора», автор ее — А. Т. Шортанов характеризует песенно-прозаический материал, вошедший в сборник, высказывает общий взгляд на историческую поэзию. Кабардинскому ученому принадлежит идея деления адыгского фольклора в целом на два пласта -«общеадыгский», который он называет «преднартовским» и «кабардинский» пласт, образовавшийся начиная с XIV—XV вв.еков после обособления кабардинцев среди других адыгских племен. Идейная насыщенность и художественное богатство адыгских песен дают возможность заглянуть в глубь веков, выяснить многие стороны жизни и деятельности предшествующих поколений, их этнические и эстетические нравы и вкусы. Музыкальную одаренность адыгов признавали все, кто имел возможность познакомиться с этим народом. Отрывочные сведения о музыке, музыкальных инструментов адыгов можно найти в работах Дортели д’Асколи, Жана-Батиста Тавернье, Николая Витсена, Яна Потоцкого, Тебу де Мариньи, Жоржа-Шарля де Бесса, Дебуа де Монпере, Джемса Белля, Карла Коха и других. Самые ранние записи адыгских народных песен и инструментальных наигрышей произведены Я. Потоцким (1797−1798 гг.). На отдельные стороны музыкальной культуры адыгов обращали внимание дореволюционные русские кавказоведы, ученые, исследователи: А. Шегрен, А. Берже, П. Услар, JI. Люлье, П. Свиньин, Ф. Торнау, К. Сталь, Н. Дубровин и многие другие. Многие известные композиторы и музыкальные деятели прошлого века пытливо изучали музыку адыгов, использовали ее в своем творчестве. Среди них: М. И. Глинка, А. А. Алябьев, М. А. Балакирев, С. И. Танеев и другие. Знакомство с музыкой народов Кавказа, особенно адыгов, породило лезгинку из оперы «Руслан и Людмила» и «Черкесский марш» М. И. Глинки. По кавказским впечатлениям М. А. Балакирев написал свою знаменитую восточную фантазию «Исламей». Танеев записал 22 мелодии и описал народные музыкальные инструменты. Выдающиеся композиторы Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, И. О. Дунаевский, В. И. Мурадели и другие черпали темы для своих произведений из народной музыки адыгов. В настоящее время плодотворно продолжается сбор и изучение музыкального наследия адыгов, к которому подключились местные фольклористы и музыканты. Значительный интерес представляют исследования А. И. Шортанова, С. Ш. Аутлевой, А. Х. Гадагатля, З. М. Налоева, JI.A. Канчавели, Т. А. Блаевой, Г. К. Чича, А. Н. Соколовой, Ш. С. Шу, Б. Г. Ашхотова, А. И. Рахаева, диссертации канд. пед. наук, авторефераты канд. пед. наук.

Большое число напевов адыгских песен, записанных в послевоенное время, опубликовано в обработках композиторов Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии в популярных песенных сборниках. Богатство адыгского песнетворчества и песнопения наглядно прослеживается в жанровом разнообразии народных песен. В адыгской культуре народная песня имеет непреходящую ценность. Она, как своеобразный катализатор, всегда определяла содержание общественных отношений, раскрывала жизненные установки, верования и красоту созидательного духа народа. Песенные жанры в бесписьменной истории адыгов, долгое время служили важнейшей формой оценки событий окружающей действительности и поступков людей, определения традиционного менталитета, выработки воспитательных установок и передачи их новому поколению. «Музыкальное творчество черкесов очень многранно и ярко. Оно производит впечатление уцелевших остатков довольно высокой народно-музыкальной культуры'1, — писал М. Ф. Гнесин. Народное творчество — это непрерывный и неиссякаемый процесс. Песни продолжают складываться и в настоящее время. Многие песни ждут своих собирателей и исследователей, а также определения их жанровой принадлежности. В духовной культуре адыгов достойное место занимает инструментальная музыка. Особая тщательность и музыковедческий подход необходимы в изучении музыкально-стилевых особенностей адыгской инструментальной музыки, ее характерных отличительных средств. Музыка всегда служила не только средством эстетического воздействия на человека, но и выполняла воспитательную роль. Народная музыка адыгов несет в себе значительные элементы психолого-педагогической направленности. Перемены в обществе, реформа образования создают условия для реального участия народа в обучении, воспитании, всестороннем развитии подрастающего поколения. Для обстоятельного выяснения вопросов исследования использована книга известного адыгского педагога-исследователя И. А. Шорова. В ней исследуется весьма богатая и разнообразная педагогическая культура адыгов — адыгейцев, кабардинцев, черкесов, — составляющая, вне всякого сомнения, одну из интереснейших глав в сокровищнице мировой культуры. Книга «Очерки по адыгской народной педагогике» М. Г. Загазежева является попыткой систематического изложения этно-педагогического опыта адыгов и его включения в процесс воспитания молодого поколения. Вопросы эстетического воспитания привлекают к себе все более пристальное внимание педагогов. В целях реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Министерство образования Российской Федерации издал проект базисного учебного плана и примерные учебные планы начального общего и основного общего образования, где урокам музыки отводятся 4 часа в неделю.

Статья 43 Конституции РФ утверждает, что каждый человек имеет право на образование и может пользоваться культурным наследием своего народа. Интенсивное развитие этнических культур обусловливает необходимость научного осмысления и теоретического обоснования проблемы музыкального образования в общеобразовательной школе, выявления ее воспитательных функций в педагогическом процессе с учетом этнокультурного наследия народа.

Разностороннее изучение учащимся лучших образцов многовекового музыкального творчества родного края должно привести их к постижению глубоких взаимосвязей музыкальной культуры с его историей и бытом. Проявления этноса многообразны. Это относится и к духовному миру человека в широком смысле слова, и к системе межличностных отношений на всех уровнях, в различных социальных средах и общностях, и к особенностям социо-экономических отношений и культуры в целом, в отдельных ее областях, это относится и к системе образования, и к педагогическим взглядам. Анализируя достижения теории и практики музыкального образования и воспитания, диссертант пришел к выводу, что проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников, освоения традиций национальной музыкальной культуры остаются недостаточно разработанными. Учителя музыки в национальных классах общеобразовательных школ Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях, позволяющих осуществлять музыкальное развитие школьников на основе богатейшего музыкального материала, накопленного народом.

Обращение к духовному опыту человечества способствует нравственно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта мысль прослеживается в исследованиях Б. В. Кабалевского. Общие проблемы образования, формирование таких свойств личности, как увлеченность, познавательные потребности, стремление к поиску — один из фундаментальных проблем в педагогике. Музыкально-педагогическая работа со школьниками, изучение музыкальной культуры, многих трудов музыкантов-педагогов и исследователей (H.JI. Гродзенская, О. А. Апраксина, В. К. Белобородое, Н. А. Ветлугина, Б. В. Асафьев, М. А. Румер, Д. Б. Кабалевский, JI.C. Выготский, В. В. Медушевский, Г. С. Ригина) показывают, что музыка — не простое развлечение, а важная часть самой жизни. Еще Я. А. Коменский, создав целостную теорию образования и воспитания, осмыслив и обобщив опыт, накопленный семьей и школой, впервые предложил систему музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения. Его наиболее ценные и перспективные идеи нашли дальнейшее развитие в трудах и деятельности Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, J1.H. Толстого, К. Д. Ушинского, В. В. Виноградова, М. Монтессори и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего времени. Теоретическим проблемам нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения посвящены работы философов: В. К. Арсенкина, И. С. Когана, С. Х. Раппопорта, Е. Г. Яковлева и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников с опорой на традиции национальной музыкальной культуры значительное влияние оказали исследования в области психологии. К таким исследованиям относятся работы в области психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей (Б.М. Теплов, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, А. З. Рахимов, C.JI. Рубин, В.Г. Раж-ников, A.JI. Готсдинер). Результаты этих исследований получили дальнейшее развитие в современной педагогической практике. Однако до настоящего времени отсутствуют учебные программы и учебники, отражающие музыкальное наследие адыгского народа. Значимость названных причин для отечественной педагогической науки и практики и недостаточное ее освещение в педагогической литературе обусловили выбор темы нашего исследования: «Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников» .

Проблема исследования: выявление своеобразия содержания, форм и методов музыкального образования учащихся и на этой основе определение возможности использования адыгской музыкальной культуры в национальных школах Карачаево-Черкесии.

Целью диссертационной работы является исследование национальной (адыгской) песенно-инструментальной музыки и возможность использования этих произведений на занятиях по «Методике музыкального воспитания в школе» на педагогическом факультете и уроках музыки в национальных классах общеобразовательных школ.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе и факультете педагогики и методики начального образования.

Предмет исследования — содержание, методы и средства преподавания музыки в национальной (черкесской) школе Карачаево-Черкесии.

Гипотеза исследования основана на том, что эстетическое воспитание на адыгском музыкальном материале в национальной (черкесской) школе будет эффективным, если:

— определены пути совершенствования содержания программы музыкального образования и воспитания учащихся национальных (адыгских) школ;

— национальная художественно-эстетическая культура на уроках музы ки является одной из составных компонентов всего учебно-воспитательного процесса;

— изучается становление и развитие (адыгской) музыкальной культуры;

— созданы необходимые условия для изучения музыкальной культуры народа (адыгского);

— осуществляется соответствующая работа по подготовке специалистов для преподавания национальной (черкесской) музыки в школе.

Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования нами определены следующие задачи:

— выявить и систематизировать становление и развитие музыкальной культуры адыгского народа;

— дать педагогический анализ адыгской музыкальной культуры на материале вокально-хоровой и инструментальной музыки;

— определить содержание занятий по предмету «Музыка в школе» для будущих учителей музыкиразработать на основе опытно-экспериментальной работы методические рекомендации по проведению занятий на национальном отделении педагогического факультета по предмету «Музыка в школе» .

Методологическую основу исследования составили:

— философские идеи влияния национальной духовной культуры народа на становление и развитие личности молодого поколения;

— идеи демократизации и регионализации образования;

— психологическая теория художественного воспитания и музыкальных способностей личности.

Теоретическую основу исследования составили философские идеи влияния музыки на культуру народа (Ю.Б. Борев, О. А. Кривцун, Ф. Т. Михайлов, В. Г. Кинелев, В. Е. Гусев, Р. И. Грубер, Б. В. Асафьев, Н.С. Зло-бин., М.С. Каган), концепции педагогического воспитания (В.Г. Белинский, П. П. Блонский, З. П. Васильцова, В. И. Водовозов, JI.B. Занков, М. П. Кашин, В. Г. Кинелев, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, С. П. Баранов, Г. И. Щукина, А. И. Шоров, М. Т. Загазежев, А.В. Луначарский), исследования для формирования русского и национального музыкального воспитания (Д.Б. Кабалевский, Б. Э. Абдуллин, О. А. Апраксина, С. Ивановская, Л. И. Захарова, В. Н. Ведмецкий, В. Н. Краснощекое, Е.В. Гип-пиус, З. М. Налоев, Ш. Б. Ногмов, Х. Х. Хавпачев, З. П. Кардангушев, А. Г. Кешев, Б. С. Кагазежев, Ш. С. Шу, С. Хан-Гирей) и др.

В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, историко-этнографической, культурологической, специальной литературы, архивных материалов по развитию адыгской музыкальной культуры, анализ и обобщение педагогического опыта учителей по преподаванию адыгской музыки в национальных школах Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республикипроведение констатирующего и формирующего экспериментов с последующей статистической обработкой полученных материалов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1998;2000) — изучение специальной и научной литературы по теме исследования. Разрабатывались цель, задачи, гипотеза, методы и методология опытно-экспериментальной работы. Работа в качестве преподавателя в Кабардино-Балкарском Государственном Университете, в качестве учителя музыки в школах № 5, 9, 23 города Нальчика, и в общеобразовательных школах Хабезского района (а. Али-Бердуковский, а. Хабез СШ № 2, а. Псаучье-Дахе) Карачаево-Черкесской Республики.

Второй этап (2000;2002) — проведение констатирующего эксперимента по внедрению адыгской музыкальной культуры в учебно-воспитательный процесс в школах Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики.

Третий этап (2002;2004) — обобщающий: систематизация и статистическая обработка материала, подведение итогов, литературное оформление исследования.

Научная новизна заключается в следующем:

— раскрыты сущность и механизмы процесса эстетического воспитания учащихся национальной школы Карачаево-Черкесской Республики посредством изучения адыгской музыкальной культуры;

— выявлены педагогические условия использования адыгской музыкальной культуры в практике обучения музыке в современной национальной школе Карачаево-Черкесиивыявлены возможности использования национально-регионального компонента в ретрансляции современной адыгской (черкесской) музыкальной культуры.

Теоретической значимостью результатов исследования является уточнение этапов становления музыкального образования подрастающего поколения в России и в республиках Северного Кавказа, имеющее существенное значение для развития музыкальной педагогикиобобщен и систематизирован опыт музыкального воспитания и образования детей в общеобразовательной школеопределены критерии успешного усвоения детьми музыкальной культуры адыгов в национальной черкесской школераскрыты теория и практика эстетического воспитания через использования адыгской музыкальной культуры в системе образования школьников в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республикобоснована целесообразность и возможность музыкального образования школьников в процессе изучения адыгской музыкальной культуры.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что внедрена в практику национальных школ программа «Адыгская музыкальная культура». Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших специально-педагогических заведений, в учебные пособия по педагогике. Теоретические положения, программа «Адыгская музыкальная культура» могут использоваться на уроках музыки, во внеклассной работе в национальной школе в процессе музыкально-эстетического воспитания учащихся на материале адыгской музыкальной культуры и разработанные методические рекомендации позволят учителям начальных классов методически грамотно и эффективно проводить занятия по музыке в национальных классах школ Кабардиносах школ Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, а также студентам педвузов и слушателям института повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются выбором методологической основы теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам диссертационной работы, достаточной экспериментальной базой, длительностью и многоплановым характером исследования, многолетним опытом автора диссертационного исследования в качестве учителя музыки в общеобразовательной школе старшего преподавателя Кабардино-Балкарского Государственного Университета и старшего преподавателя кафедры дошкольного и начального образования Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.

На защиту вынесены:

— процесс эстетического воспитания учащихся в школе в связи с модернизацией системы музыкального образования на основе использования этнорегиональных особенностей Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик в системе музыкально-этнического воспитания школьников с учетом их психолого-возрастных особенностей;

— характеристика философско-педагогических основ проявления этноса в музыкальной культуре адыгов;

— использование в современной национальной общеобразовательной школе, педагогическом ВУЗе системы изучения национальной музыки как части духовного опыта человечества:

— рабочая программа «Адыгская музыкальная культура», содержащая в себе многожанровые аспекты музыкальной педагогики и её использование в учебном процессе младших классов;

— результаты экспериментальной работы по использованию адыгской музыки в процессе эстетического воспитания на уроках музыки в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета. Результаты исследования докладывались на научных конференциях (Майкоп, 1996, Нальчик, 1996, 1998, Карачаевск, 2002, Черкесск, 2003), на августовских совещаниях, заседаниях кафедры Карачаево-Черкесского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Библиография включает 202 источника, работа содержит 1 диаграмму и 2 таблицы.

Заключение

.

Перед каждым исследователем, выдающим новые принципы и ищущим педагогические пути достижения поставленной цели, обязательно встает вопрос: как проверить эффективность предложенного подхода, выявить те изменения в личности, которые происходят благодаря новой организации процесса обучения? Но вместе с тем можно считать, что наибольших результатов музыкального обучения и воспитания можно достичь лишь с учетом специфики национального искусства. Связь с этническим миром, историей и сегодняшним днем своего народа должна постоянно присутствовать на протяжении всего процесса музыкальных занятий.

В богатой, многоликой сфере адыгских народных песен доминируют героические песни — героические нартские и героические исторические. Общеизвестно, что люди воспитывали мужество и отвагу в своих сыновьях везде, где в этом была необходимость. Мужество остается благороднейшим и драгоценнейшим свойством человека, как и талант, и без него человек давно бы стал ничтожеством. Героическое начало в человеческом характере высоко ценили все народы Кавказа, и адыги не являются в этом смысле исключением. В суровых исторических условиях жизни героизм и мужество народов Кавказа были особенно необходимы.

В отличие от песен нартского эпоса, героическим песням адыгов чужды элементы фантастики и мифологических представлений.

Их особенностью является историчность. Они возникали в результате подвигов отдельных людей, проявивших храбрость и мужество в сражениях за свободу Родины против внешних врагов, а также в борьбе против дворянско-княжеской верхушки, нещадно эксплуатировавшей народ. Героические и исторические песни составляют золотой фонд народного песнетворчества адыгов. Здесь выделяются две группы песен: песни об исторических событиях и песни о народных героях. В основе героических песен адыгов лежат действительные исторические события или исторические периоды. В адыгском народно-песенном творчестве имеется целый ряд образцов песен, посвященных отдельным народным героям, бесстрашным защитникам Родины и интересам народа, и сегодня не потерявших своей свежести и идейно-художественного уровня.

Героические песни — это прежняя, глубоко волнующая, драматическая поэма всей их яркой и легендарной истории.

Осознание, осмысление этого необычайно ценного наследия народа, его идейно, глубоко патриотической направленности и его интернационального характера — важная задача сегодняшнего дня. Героические песни — педагогическая сокровищница адыгов.

Песни были одним из самых эффективных средств привития любви к прекрасному. Богатство адыгского песнетворчества и песнопения наглядно прослеживается в жанровом разнообразии народных песен. Раннее приобщение детей к народному песенному творчеству прививало им любовь к родным мелодиям, способствовало росту музыкальной культуры адыгов.

Одним из важнейших вопросов музыкально-психологической и педагогической науки является изучение музыкальных способностей, процесса их формирования и их роли в гармоническом развитии личности. В специальной педагогической литературе справедливо отмечается, 4to общеобразовательная школа еще не справляется с задачей массового музыкального образования. Ученые-исследователи предлагают объединить различные виды музыкального образования, что, несомненно, повысит эффективность музыкального и эстетического воспитания. Одним из недостатков школьных программ по музыке в КЧР, КБР, Адыгеи является недостаточное использование произведений местных композиторов. Многие классы школ республик, где преподавание ведется на родном языке, до настоящего времени работают по программе, разработанной под научным руководством Кабалевского Д. Б. В этой программе тема «Музыка моего народа» дается в третьем классе в первой четверти. За 9 уроков, невозможно охватить богатейшую музыкальную культуру адыгов (черк.) Начиная с жемчужины адыгской культуры нартского эпоса, историко-героических песен, богатейшей инструментальной музыки и музыкальными инструментами, вокально-хоровой и танцевальной музыки. Музыкальное творчество самодеятельных и профессиональных национальных композиторов нашли развитие в таких видах как песни, баллады, оратории, кантаты, концерты, симфонии, оперы и балеты.

В программе по музыке 1−3 классы 1990 г. Д. Б. Кабалевского на странице 31 написано, что настоящая программа рассчитана прежде всего на русские школы РСФСР. Для ведения занятий в школах союзных и автономных республик в эту программу должны быть внесены некоторые коррективы за счёт включения особенности культуры данной республики. Чтобы не перегружать программу, новый материал может быть включен в уроки частично в порядке замены, а не дополнения. Тематическое построение программы облегчит эту работу. На успешное решение задачи музыкального воспитания и должно быть прежде всего направлено внимание учителя, его творческая инициатива, его знания и опыт. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Учителя должны максимально использовать те возможности, которые дает программа для решения выдвинутых реформой задач.

Целесообразность введения национальной музыки с первых уроков музыки в 1 классе. Данная исследовательская работа, позволила прийти к выводам, имеющим конкретную теоретическую и практическую значимость: нартский эпос, историко-героические песни будут способствовать утверждению в сознании учащихся значения исторических корней своего народа, их духовно-эстетических начал, гражданских и патриотических чувств, приобщению к ценностям нашего государства. Это достояние мировой культуры, важное средство эстетического воспитания, нравственного развития личности, становления гражданского патриотического сознания. Сделав классификацию музыкальной культуры адыгов, мы пришли к существенным результатам:

— обоснована необходимость и разработана концепция музыкальноэстетического образования и воспитания студентов национального отделения и учащихся начальных классов;

— доказана возможность использования адыгских (черк.) музыкальных традиций в учебно-воспитательной работе как средства повышения эффективности и качества эстетического воспитания, которые позволяют воспитывать учащихся в духе патриотизма, способствуют нравственной и духовной зрелости.

Процесс экспериментальной работы со студентами проходил в два этапа:

1. Проведение занятий по методике музыкального воспитания по общей типовой программе (таблица № 1).

Изучение национальной музыки по типовой программе. Русское отделение. 1998;1999 уч. год. Факультет ПМНО КБГУ.

Разделы программы Учебная цель Количество студентов Количество учащихся Уровень знаний нац. муз.

1 четвеоть класс.

Три кита в музыке" - песня, танец и марш Ознакомление и обучение учеников с содержанием уроков четвертей 20 500 0.

2 четверть.

0 чем говорит музыка 20 500 0.

3 четвеоть.

Куда ведут нас «три кита» 20 500 0.

4 четверть.

Что такое музыкальная речь? 20 500 0.

1 четверть 2 класс.

Песнятанец, марш перерастают в песенность, танцеваль-ность, маршевость Ознакомление и обучение учеников с содержанием уроков четвертей 10 250 0.

2 четверть.

Интонация 10 250 0.

3 четверть.

Развитие музыки 10 250 0.

4 четверть.

Построение музыки 10 250 0.

1 четверть 3 класс.

Музыка, моего народа Ознакомление и обучение учеников с содержанием уроков четвертей 8 200 8, 3%.

2 четвеоть.

Между музыкой моего народа и других народов моей страны нет не переходимых границ 8 200 8, 3%.

3 четверть.

Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ 8 200 8, 3%.

4 четверть.

Композитор-исполнитель-слушатель • 8 200 8, 3% где обучались вместе две группы (экспериментальная и контрольная) 1994 -2002 уч. год;

2. Проведение занятий по разработанной принципиально новой программе для студентов национального отделения, где обучались отдельно две группы (экспериментальная — кабардинская и контрольная русская) (таблица № 2).

Изучение национальной музыки по экспериментальной программе.

Кабардинское отделение. 1998;1999 уч. год. Факультет ПМНО КБГУ.

Стационар.

Разделы программы Учебная цель Количество студентов Количество учащихся Уровень знаний нац. муз.

1 четвеоть 1 класс.

Музыка моего народа" Ознакомление и обучение учеников с содержанием уроков четвертей 14 115 100%.

2 четверть.

Детские обрядовые песни адыгов" 14 115 100%.

3 четверть.

Народные инструменты и инструментальная музыка адыгов" 14 115 100%.

4 четверть.

Народные песни и инструментальная музыка адыгов" 14 115 100%.

1 четверть 2 класс.

Композиторская музыка" Ознакомление и обучение учеников с содержанием уроков четвертей 14 100 100%.

2 четверть.

Симфоническое творчество композиторов" 14 100 100%.

3 четверть.

Детское оперное творчество композиторов КБР" 14 100 100%.

4 четверть.

Вокально-инструментальная музыка адыгов" 14 100 100%.

1 четверть 3 класс.

Музыкальные циклы из «Нартского эпоса» Ознакомление и обучение учеников с содержанием уроков четвертей 14 200 100%.

2 четверть Героико-исторические песни" 14 200 100%.

3 четверть.

Музыкальная речь" 14 200 100%.

4 четверть.

Народная и профессиональная музыка адыгов 14 200 100%.

Экспериментальная работа показала рост динамики усвояемости студентами и школьниками адыгского музыкального материала. Разработаны методические основы музыкально-эстетического образования и воспитания студентов и учащихся. Экспериментальное исследование показало педагогическую эффективность предлагаемой программы восприятия адыгской музыкальной культуры со студентами и учениками начальных классов. Проведение уроков музыки по типовой программе, где в теме четверти «Музыка моего народа» мы не смогли осветить всю музыкальную культуру адыгов, работая в национальных классах. Процент усвояемости учениками национальной музыки был низким — всего 8,3% общей усвояемости музыки в начальной школе. Затем мы начали использовать адыгский музыкальный материал с первого класса. Первоклассники очень активно воспринимали музыкальный материал адыгов — детские песни, танцевальную и инструментальную музыку. Процент усвояемости адыгской музыки учениками начальных классов стал высоким — 100%.

149 Диаграмма.

Уровень знаний национальной музыки учащихся начальных классов при применении различных программ.

Первый класс Национальная Второй класс Национальная Третий класс Национальная Типовая программа Типовая программа Типовая программа программа программа программа.

Готовя студентов к будущей учебно-воспитательной работе с детьми по нашей авторской программе, мы пришли к выводу, что основная задача заключается в том, чтобы студенты могли учитывать менталитет адыгских детей, специфику их мышления. Это служит условием творческого самовыражения будущих учителей, позволит учителю быть раскованным, свободным в выборе форм и средств музыкально-эстетического образования и обучения. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. Результаты экспериментальной работы дают возможность использовать как один из вариантов рабочей программы по музыке.

Анализ проведенного нами эксперимента подтверждает высокую гипотезу исследования. Экспериментальное исследование показало педагогическую эффективность предлагаемой программы в национальных классах школ республики. В экспериментальной части учитывались:

— знание народного и композиторского национального музыкального творчества;

— владение методикой преподавания музыки в национальной общеобразовательной школе;

— наличие представления о закономерностях национального эстетического менталитета;

— при подборе национального музыкального материала учитывались нами возрастной и этнокультурный факторы;

— включенные в программу национальные произведения дают возможность познакомиться с многожанровым музыкальным искусством адыгского народа;

— полученные знания, умения, навыки в младших классах национальных общеобразовательных школ показали, что фундаментализация музыкального образования учащихся закладывается в первом классе начальной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1П-Х1Х вв. Нальчик, 1974. — С. 78.
  2. Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. -М.-Л, 1941.-С. 9.
  3. Адыгэ 1уэры1уатэхэр (Адыгский фольклор). Т.2. Нальчик, 1970. — С. 117 186- 218−222,295.
  4. М.Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике карачая. Дис.канд. пед.наук. Пятигорск, 1997. — С. 19−20.
  5. А л и е в Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж, 1998. — С. 246−255.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начале XX в., 1990,608 с.
  7. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М., 1983.
  8. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. — С. 19.
  9. .В. Русская музыка. М., 1968,307 с.
  10. А у т л е в, а С. Ш. Адыгские историко-героические песни ХУ1-Х1Х вв. -Нальчик, 1973.-С. 164.
  11. А. А. Историко-героические песни аварцев. Махачкала, 1968.-С. 105.
  12. А ш х о т о в Б. Г. Гъыбзэ особая стилистическая форма адыгского фольклора. Автореферат дис. канд. искусствоведения. — Санкт-Петербург, 1996.
  13. А ш х о т о в Б. Г. Традиционная песня-плач (гъыбзэ). Нальчик, 2002,235с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989,558 с.
  15. Бабанский Ю. К. Педагогика.-М., 1988,478с.
  16. И.Н. Педагогический поиск. М., 1990,560 с.
  17. АА. Преемственность традиционных норм нравственноговоспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (на материале этнопедагогики карачаевцев). Автореферат дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 200.
  18. М.А. Записи кавказской народной музыки //Воспоминания и письма. Л., 1962. — С. 435−440.
  19. Б, а р, а н о в С. П. Педагогика. М., 1987,367 с.
  20. Б, а р д и н С. М. Этика взаимных отношений. М., 1972,128 с.
  21. .Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978,159 с.
  22. .Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983,230 с.
  23. В.Г. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982,288 с.
  24. А.Г. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Автореферат дис. канд. пед. наук. -Владикавказ, 2002.
  25. П.П. Мои воспоминания. М., 1971,176 с.
  26. М.Х. Формирование музыкальной культуры учащихся в национальной школе Карачаево-Черкесской Республики. Дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004.
  27. Богораз-Тан В. Г. Христианство в свете этнографии. -M.-JL, 1926. -С. 41.
  28. Х.Х. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа. Дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.
  29. Б у л ы ч е в Б. Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути её совершенствования. Автореферат дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998.
  30. Б у ш у е в С. К. Из истории русско-кабардинских отношений. Нальчик, 1956.-С. 25.
  31. А.Х. Известия Юго-Осетинского НИИ АН ГССР. Вып. 17.1. Цхинвали, 1972.-С. 43−71.
  32. З.И. История образования и педагогическая мысль за рубежом и в России. М., 2001,416 с.
  33. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М., 1983,137 с.
  34. В.И. Избранные педагогические сочинения. -М., 1986,474 с.
  35. В о л к о в Г. Н. Этнопедагогика. М., 2000,176 с.
  36. Г ар д и н Л. Ю. Методика педагогического воздействия М., 967,144 с.
  37. С.А. Система эстетического воспитания школьников. М., 1983.-С. 216−217.
  38. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М., 1990,221 с.
  39. В.А. Основы теоретической педагогики. С-П., 1992. -С. 154.
  40. Г и п п и у с Е. В. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. I. М., 1980. — С. 33−62- 99−160.
  41. Е.В. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. П,-М, 1981.-С. 16.
  42. Г л, а с с Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976,495 с.
  43. Г н е с и н М. Ф. Черкесские песни // Народное творчество. М., 1937, № 12. -С. 29−33.
  44. Н.К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974,272 с.
  45. Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999,669 с.
  46. Г р и н ц е р ПА. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974. -С. 280−296.
  47. Г у с е в В. Е. Эстетика фольклора. JI, 1967. — С. 28−30.
  48. В.М. Формирование у старшеклассников этнокуль-турных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин. Дис. канд. пед. наук. Карачаевок, 2002.
  49. М.А. Бытовые аспекты семейных обрядов песен. Автореферат канд. истор. Наук. Ереван, 1988.
  50. Д ж, а н д, а р М. А. Песня в семейных обрядах адыгов. Майкоп, 1991, 144 с.
  51. М.Э. Влияние этнопедагогических знаний на эстетичеIское воспитание младших школьников. Дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 200,208 с.
  52. Дмитриев А. Е. Педагогика.Хрестоматия.-М., 1985,415с.
  53. Д н е п р о в Э. Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998,464 с.
  54. Добролюбов НА Избранные педагогические сочинения. М., 1986,346с.
  55. Документы и материалы по перестройке школы. М., 1960,170 с.
  56. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.-М., 1989,159 с.
  57. Д ю м е з и л ь Ж. Осетинский эпос и мифология. М, 1976. — С. 68−76.
  58. Е с и п о в Б. П. Педагогика. М., 1967,414 с.
  59. Журавлёв В. И Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990,164 с.
  60. Г. Е. Из истории просвещения о дореволюционной России. М, 1978,160 с.
  61. JI.B. Беседы с учителями. М., 1970,200 с.
  62. М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996.-С. 131−144.653 а н к о в JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1990, 418 с. 663 в е р е в И. Д. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977,64 с.
  63. Зеймпер-Ру бинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. JL, 1978,108 с. 683 л о б и н Н. С. Культура и общественный прогресс. М., 1980,302 с.
  64. С. Искусство в школе, 1997,№ 2.-С. 58.
  65. И л ь и н, а ТА. Педагогика. М., 1984,495 с.
  66. История Кабардино-Балкарской АССР.Т.1. М., 1967. — С. 106,114.
  67. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973. — С. 27.
  68. Кабардинский фольклор. M.-JL, 1936. — С. 70.
  69. Н.А. Эстетическое воспитание в условиях сельской школы. Автореферат дис. канд. пед. наук. Киев, 1976.
  70. К, а г, а н М. С. Лекции по эстетике, 2-е изд. Л., 1971. — С. 81.
  71. И.Х. О культуре и быте народов Советской Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1970,120 с.
  72. К, а н К, а л и к В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990,144 с.
  73. К, а н т И Соч. T.V. М, 1966. — С. 127.
  74. З.П. Кабардинские народные песни. Нальчик, 1969. -С. 84.
  75. К, а ш и н МЛ, Ч е х, а р и н Е. М. Народное образование в РСФСР. М., 1970,352 с.
  76. Кашин M. IL Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М., 1978,239 с.
  77. К е ш е в А. Г. Характер адыгских песен // Терские ведомости, № 13. Владикавказ, 1869.-С. 1−33.
  78. К и н е л е в В .Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации.-М., 1998,. 520 с.
  79. А.Г. Очерки педагогики. Л., 1963,312 с.
  80. И.Ф. Педагогический опыт АС. Макаренко. М., 1987,157−158 с.
  81. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М, 1982,704 с.
  82. Л.Ф. Заботы школьные заботы общие. — М., 1986,207 с.
  83. Л.Ф. Школа: время перемен. М., 1987,141 с.
  84. Я., Локк Д., Руссо Ж., Пестолоцци И. Педагогическое наследие. М, 1989,416с.
  85. Л.В. Сборник педагогических задач. М., 1987,142 с.
  86. НА. История педагогики. М., 1974,447 с.
  87. К р е м л е в Ю.А. О месте музыки среди искусств. М., 1966. — С. 60−62.
  88. Культура и быт адыгов. Майкоп, 1986. Вып. VI. — С. 93.
  89. К у с и к о в В.О. О поэзии черкесов // Ставропольские губернские ведомости, 1861, № 1−2,711 января.
  90. О.В. Эпос «Калевала» и его творцы. В кн. Калевала. М., 1956.-С. 5.
  91. Л е в ш и н Л. А Логика педагогического процесса. М., 1980,96 с.
  92. Л е д н е в B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М., 1991,223 с.
  93. Л е с г, а ф т П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М, 1988,400 с.
  94. Д.С. Русская культура. М., 2000,440 с.
  95. М.В. О воспитании и образовании. М., 1991,339 с.
  96. А.В. В мире музыки.-М, 1971.-С. 28.
  97. А.В. О воспитании и образовании. М., 1976,640 с. ЮЗ. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. — М., 1970.1. С. 10−12.
  98. А.С. Марш тридцатого года. М, 1988,287 с.
  99. Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990,152 с.
  100. Ф.В. Развитие восприятия музыки различных эпических традиций у будущих учителей (на материале адыгской музыкальной культуры). Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 1998.
  101. Мам бет о в Г. Х. Об одном языческом обряде адыгов/УЗ АНИИ. Майкоп, 1974. Т.17.-С. 507.
  102. М, а р р у А. И. История воспитания в античности. (Греция). — М., 1998,425 с.
  103. Me лети не кий Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.-С. 196.
  104. Моноцан Э. И Становление и развитие советской педагогики. 1917−1987.-М., 1987,224 с.
  105. Д. Прометеево потомство. СПб. 1897,224 с.
  106. Н.М. Специальная педагогика, 2-е изд. М., 2002,400 с.
  107. З.М. Организационная структура джегуако // Музыкальный фольклор адыгов. Майкоп, 1988. — С. 87.
  108. Нарт хъыбархэр. Нальчик, 1945. — С. 8.
  109. Нартский эпос. Материалы совещания. Орджоникидзе, 1957. — С. 29.
  110. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974. — С. 47,56,69.
  111. Нарты. Ученые записки КНИИ. Т. 8. Нальчик, 1953. — С. 105−108.
  112. Некоторые вопросы педагогики и психологии. Ставрополь, 1970,236 с.
  113. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997,275 с.
  114. Н о г м о в Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1969. — С. 63−64.
  115. Ш. Б. Филологические труды. Т. I. — Нальчик, 1956. — С. 114.
  116. Оленич-Глененко А. Песнь о славном трокотле. Майкоп, 1957.1. С. 67.
  117. А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985,352 с.
  118. Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957. — С. 200−201.
  119. Очерки по истории русского народного поэтического творчества середины XVIII первой половины ХЕХ века. Т.2, кн. 1.-M-JL, 1955. — С. 186.
  120. Очерки русской культуры XVI в. Ч. П. М., 1977,445 с.
  121. Павлов А. П Избранные педагогические труды.-М., 1959,174с.
  122. М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. М., 1972,352 с.
  123. Л. А. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. М, 1964,144 с.
  124. С.С. О сложности простоты. О простоте сложности. М., 1993,48 с.
  125. Песнь о Сиде. М., 1959. — С. 14−15.
  126. А.В. Новое педагогическое исследование. М., 1989,278 с.
  127. Г. В. Культура всенародное достояние. — М., 1974,192 с.
  128. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М, 1985,496 с.
  129. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984,367 с.
  130. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981,528 с.
  131. Плутарх Херонейский. О музыке. В кн. «Античная музыкальная эстетика». М., 1960. — С. 27.
  132. П о л, а т Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001,272 с.
  133. Полонский В. М Народное образование. М., 1998,152 с.
  134. Полянский И. НИзбранные педагогические труды.-М, 1962,175с.
  135. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976,280 с.
  136. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992,102 с.
  137. В.А. История полифонии в ее важнейших явлениях.1. М., 1964, 615 с.
  138. Е.Г., 3 я з у н И.А. Гуманист, мыслитель, педагог: об идеалах В. А. Сухомлинского. 1991,112 с.
  139. А.И. Балкаро-карачаевский песенный эпос и его значение в музыкальной культуре народа Автореферат дис. канд. искусствоведения. Ленинград, 1982.
  140. А.М. Мироощущение и его роль в творчестве художника. Автореферат канд. Дис. Л., 1978. — С. 10.
  141. Р о з о в Н. С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992,205 с.
  142. Русский фольклор. Вып. V. М. — Л., 1960,98 с.
  143. С, а в и н Н. В. Методика преподавания педагогики. М., 1987, 207 с.
  144. С, а в и н Н. В. Педагогика. М., 1978,351 с.
  145. А.М., Муравьев А. В. Очерки русской культуры ЕХ-ХУП вв. М, 1962,347 с.
  146. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.У. Отд. л. Тифлис, 1871, — С. 38.58.
  147. Н.М. Луначарский о воспитании. М., 1990,188 с.
  148. С л астенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. -М., 2001,480 с.
  149. Сластенин В. А. Педагогика.-М., 2002,576с.
  150. С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологии.-М., 1998,512 с.
  151. СМОМПК. Вып. ХП Тифлис, 1891. — С. 72−74.
  152. СМОМПК. Вып. XXI. -Тифлис, 1896. С. 269.
  153. Ю.М. Кабардинский фольклор. М.-Л., 1936,207 с.
  154. Соколова А. Н Из истории изучения инструментальной музыки адыгов. В кн. «Музыкальный фольклор адыгов». Майкоп, 1988. — С. 109−130.
  155. А.Н. Народная инструментальная культура адыгов. Автореферат дис. канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 1993.
  156. М.А. Сравнительная педагогика. М., 1978, 192 с.
  157. С. А. педагогика для всех . М., 1989, 367 с.
  158. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. -М., 1991,240 с.
  159. В. А. Как воспитывать настоящего человека. М., 1990, 288 с.
  160. В. А.Сердце отдано детям.- Кишинев, 1978, 239 с.
  161. С т о ю н и н В. Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991, 367 с.
  162. С у ш к о в Б. Ф. Русская культура. М., 1996, 335 с.
  163. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2001, 288 с.
  164. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983, 96 с.
  165. Т, а м 6 и е в П. Адыгские тексты. СМОМПК. Вып. XXV, Тифлис, 1898. — С. 58.
  166. С.И. О музыке горских татр. // Памяти С. И. Танеева. Сборник статей и материалов. М. — JL, 1947. — С. 196.
  167. Т е л е п о в В.А. Музыкально-педагогическая подготовка студентов педвуза к работе в национальных школах Чувашии. Автореферат дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998.
  168. JI.H. Педагогические сочинения. М., 1989, 544 с.
  169. Т о р н, а у Ф. Ф. Воспоминания русского офицера. // Русский вестник. Спб., 1864. Т. 54, № 11−12, гл. X. С. 405.
  170. Утверждение русского владычества на Кавказе. Т. З, 4, 2. -Тифлис, 1904. — С. 191.
  171. К. Д. Педагогические сочинения в 6 томах. Т.5.-М., 1990, 528 с.
  172. Ф, а д е е в В. А., Приступа Г. Н. Как производить педагогический эксперимент. Рязань, 1993, 138 с.
  173. Х.Х. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1999. — С. 5−103.
  174. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. — С. 5.
  175. Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик, 1974. — С. 132.
  176. Хан-Гирей. Черкесские предания.// Русский вестник. Т.2, 1841.1. С. 19.
  177. И.Ф. Педагогика. М., 1990, 575 с.
  178. З.К. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (на примере карачаевцев и балкарцев). Автореферат дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002.
  179. X, а л и б, а М. М. Народная музыка абхазов и ее кавказские параллели. Дис. доктора исторических наук. Ереван, 1990, 292 с.
  180. X о м у т о в, а И. Где ты, икусство? // Учительская газета, 2002, № 13, 26 марта.
  181. X о ф м, а н Ф. Мудрость воспитания. М., 1979, 158 с.
  182. Н.А. Образование. Человеческий фактор, общественный процесс. М., 1989, 192 с.
  183. С. А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М., 1979, 164 с.
  184. Ч е ч е т Б. В. Педагогика для всех. Минск, 1984 191 с. 193. Чичеров В. И. Русское народное творчество. — М., 1959. -С. 245−246.
  185. Шаги к расцвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. -Краснодар, 1986, 398 с.
  186. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1976. — С. 73−89.
  187. С.Т. Избранные педагогические сочинения, — М., 1980,304 с.
  188. С.Ш. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М., 1974, 254 с.
  189. К. Избранные статьи и письма. JL, 1963.1. С. 72.
  190. А.Е. Образование в развивающихся странах. -М., 1977, 256 с.
  191. Ш о р о в И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. -С. 160−203
  192. Ш о р о в И. А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1987, 92 с.
  193. Ш у Ш. С. О народном музыкальном творчестве адыгов. Майкоп, 1992.-С. 29−91.
Заполнить форму текущей работой