Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельностный подход в обучении школьников информатике с использованием мобильных компьютерных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 3 главе диссертации детально изложен алгоритм реализации технологии использования мобильных компьютерных систем при использовании деятельностного подхода обучения информатике. Приведен конспект урока с последующим анализом и программа спецкурса «Применение мобильных компьютерных систем» для будущих учителей информатики, а также оценка эффективности разработанной технологии и результаты… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА. ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.'
    • 1. 1. Особенности обучения информатике в школе
    • 1. 2. Деятельностный подход и его освещение в научно-педагогической литературе
    • 1. 3. Существующий опыт обучения информатике на основе деятельностного подхода
  • Выводы по главе 1.-.-.V.л
  • ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ
    • 2. 1. Мобильные’компьютерные системы и-их возможности
    • 2. 2. Существующий: опыт использования мобильных компьютерных систем в образовании^
    • 2. 3. Проектирование методической системы обучения информатике, включающей мобильные компьютерные системы
    • 2. 4. Методическая и дидактическая целесообразность использования мобильных компьютерных систем в обучении информатике.-.73-'
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОБИЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ
    • 3. 1. Условия и принципы влияния мобильных компьютерных систем на' обучение информатике
    • 3. 2. Отбор содержания школьного курса информатики для обучения с использованием мобильных компьютерных систем
    • 3. 3. Реализация деятельностного подхода при обучении информатике с применением мобильных компьютерных систем
    • 3. 4. Спецкурс для учителей по подготовке их обучению информатике с использованием мобильных компьютерных систем
    • 3. 5. Экспериментальная проверка эффективности применения деятельностного подхода и мобильных компьютерных систем при обучении школьников информатике
  • Выводы по 3 главе

Деятельностный подход в обучении школьников информатике с использованием мобильных компьютерных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере образования. Процесс компьютеризации необратим и связано это с возрастающей ролью компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую—либо ее область — будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов. Практически все развитые страны широко разрабатывают компьютерные технологии обучения. Это вызвано тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Резко возрос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. Человек по своей природе не может точно запомнить большое количество цифр, таких как телефоны, даты дней рождений и т. д.

Персональный компьютер довольно давно и прочно вошел в нашу жизнь, став незаменимым помощником в работе и повседневной жизни, но у него есть один недостаток: область и сфера применения ограничена стационарностью. Однако, современный ритм жизни предъявляет к компьютерной технике все более и более высокие требования, а именно: скорость доступа к данным, продолжительность автономной работы и самое главное — мобильность. Компенсировать этот недостаток позволяют мобильные компьютерные системы.

Умелое использование компьютерной техники приобретает в наши дни общегосударственное значение. Одна из важнейших задач школы — обеспечить учащихся знаниями в области использования современной мобильной компьютерной техники. С информатизацией сферы образования во всем мире связаны надежды — повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению и тем, что действительно дает школа. В условиях обучения информатике с использованием традиционных компьютерных средств существует недостаток: область и сфера их применения ограничена стационарностью. Однако современный ритм жизни предъявляет к компьютерной технике все более и более высокие требования, а именно: скорость доступа к данным, продолжительность автономной работы и, самое главное, мобильность. Компенсировать этот недостаток позволяют мобильные компьютерные системы.

Под мобильной компьютерной системой понимается компьютерное аппаратное и программное обеспечение, позволяющее хранить, обрабатывать и передавать информацию вне зависимости от местоположения пользователя. Примерами современных мобильных компьютерных систем являются коммуникаторы и смартфоны, мобильные и карманные компьютеры. Мобильная компьютерная система представляет собой совокупность мобильных устройств, мобильных технологий и мобильных сервисов.

Появление мобильных компьютерных систем заставило педагогов задуматься о способах использования таких систем с целью повышения эффективности образовательного процесса, в том числе и в рамках обучения информатике. Мобильные компьютерные системы, которые используются в процессе обучения и воспитания, часто называют мобильными образовательными системами. Исходя из специфики функционирования мобильных образовательных систем, можно предположить, что их использование позволит организовать эффективное обучение информатике школьников при условии реализации деятельностного подхода.

Сегодняшнее видение и осмысление специфики образовательного процесса требует поиска новых технологических решений в сфере обработки, хранения и передачи информации. Необходима ориентация на применение передовых информационных и телекоммуникационных технологий, в частности, мобильных компьютерных систем, что позволит организовать эффективное обучение информатике школьников на основе реализации деятельностного подхода.

Результаты психологических исследований показали, что деятельностный подход в обучении основан" на принципиальном положении о том, что психика человека, неразрывно связана* с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается' как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По А. Н. Леонтьеву [84], человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Согласно этому подходу, целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.

Концепция деятельностного подхода* в обучении опирается на исследования, представленные в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,.

A.Н.Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [25, 27, 85, 120], в трудах Б. Ц. Бадмаева,.

B.В.Давыдова, И. И:Ильясова, З. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д: Б. Эльконина [8, 44, 62, 117, ВО- 147, 161] и других. Она предполагает:

— индивидуально-творческий принцип формирования знаний, умений и навыков школьников, то есть готовности школьника на активное, адекватное и эффективное применение информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения информатике,.

— выявление и формирование творческой индивидуальности школьника,.

— развитие его будущих профессиональных взглядов,.

— создание гибких моделей организации учебного процесса.

В условиях внедрения и использования мобильных компьютерных систем в организации образовательного процесса реализуется технология обучения на основе деятельностного подхода. Для успешного развития познавательных способностей школьников в ходе учебной деятельности 6 необходимо искать современные средства и методы обучения.. Такие возможности предоставляют мобильные компьютерные системы.

Использование мобильных компьютерных систем с их огромными универсальными возможностями на уроках и может, как раз, явиться таким средством. :

На. протяжениипоследнего^ десятилетия исследования? в области использования мобильных систем в сфере образования" проводятся за рубежом. Особое значение имеет международная конференция’MLEARN, в работе которойучаствуют ученые из Австралии, Новой" Зеландии," Канады, США, Южной Африки. ВЕвропе исследования и разработки в области мобильных образовательных систем поддержаны проектом ЕС I, SDA работы J: Attewell-: С. Savill-Smith, GrSteady G. Coliey [167, 168, 174] и. другие. В-этих исследованиях описан опыт применения: мобильных, систем в обучении математике, лингвистике, организации совместнойдеятельностиобучаемых. Педагогическому исследованию роли мобильных системв образовании посвящены исследования Y. Laouris, N. Eteokleous (Кипр) [169, 172]:

В: Россиш только начинаетсязарождение, и становление системы мобильного? обученияОтдельные работы отечественных ученых исследуют перспективыи некоторыевозможности мобильного — обучения: исследования ! возможности сетевых сервисов Web 2.0 (Е.Д. Патаракин [106,. 107]) — функционирование: мобильного портала для доступа с сотовых телефонов. для SMS — рассылок, SMS — опросов, SMS — тестирования (И.В.Савиных. [121]) — возможность обучения в любом удобномместе, в любое удобное время (В.В-Жуков [53]) — образовательный потенциал мобильных устройств (А.А.Федосеев, А. В. Тимофеев [133, 134, 143] и др.) — мобильное обучение как новую реальность в образовании (С.В.Кувшинов [78]) — развитие мобильных мультимедийных услуг, мобильного Интернета, широковещательной мобильной связи (Б.Баннистер [9, 10, 11]) — применение мобильных портативных персональных компьютеров в. системе дистанционного обучения (А.А.Андрееев, В. И. Солдаткин [3, 129]) — ориентированность на обучаемого, его индивидуальность, учет ситуации, непрерывности и доступности обучения (И.Бескровный [12]) — возможность современных коммуникационных устройств для полноценной мобильной работы в различных профессиональных областях — бизнесе, науке и образовании (А.А ФедосеевА-В.Тимофеев,[133, 141, 142]);

Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки становления системы мобильного обучения, многие проблемы в отечественной теории остаются недостаточно разработанными.

Важность поиска подходов к эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения информатике подтверждают труды известных ученых: C. F Григорьева, В-В. Гриншкуна, О. Ю. Заславской, А. А. Кузнецова, Е. В. Огородникова, E.G. Полат, И. В. Роберт, A.JI. Семенова, Е. К. Хеннера, И. С. Якиманской [30, 39, 54, 74, 103, 112, 119, 124, 152, 164]и другие.

Проблемы совершенствования методики обучения информатике в условиях активного внедрения мобильных компьютерных систем все еще не нашли должного теоретического осмысления: из общего числа научных и научно-методических работ в области методики обучения информатике (С.А. Бешенкова, Т. А. Бороненко, С. Г. Григорьева, В-В: Гриншкуна^. А!.П. ЕршоваА.Р. Есаяна, О. Ю. Заславской, Т. Б. Захаровой, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. В. Левченко, 113. Макаровой, Ю. А. Первина, Е. А. Ракитиной, И. Г. Семакина, АЛ. Семенова, А. Я. Фридланда, В.К., Хеннера [32, 39, 48, 50, 57, 58, 75, 80, 82, 94, 110, 116- 123, 125, 146, 153] и других ученых) лишь немногие касаются вопросов использования мобильных компьютерных средств. ;

Таким образом, проработанной методической системы обучения информатике, которая предусматривала бы возможность использованиям мобильных компьютерных систем, не существует, требует более детального изучения и возможность реализации деятельностного подхода в процессе обучения информатике с использованием мобильных компьютерных: систем. Все вышесказанное свидетельствует о наличии противоречия, •: ¦ ,.•¦ 8. й: — сложившегося в педагогической практике: с одной стороны, между существенным дидактическим потенциалом мобильных компьютерных систем и значимостью деятельностного подхода с' точки зрения эффективности подготовки школьников по информатике и, с другой стороны, отсутствием методической системы обученияинформатике в школе, основанной на использовании мобильных компьютерных систем в условиях реализации деятельностного подхода.

Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности темы исследования. Темой данной работы является «Деятельностный подход в обучении школьников информатике с использованиеммобильных компьютерных систем».

Проблема исследования: какова должна быть система обучения информатике на основе деятельностного подхода, базирующаяся на использовании мобильных компьютерных систем, способствующая формированию готовности школьников к использованию информационных и телекоммуникационных технологий при получении* образования и в последующей профессиональной деятельности.

Цель исследования' - совершенствование методической системы обучения1 информатике за счет комплексного использования" мобильных компьютерных систем, направленное на повышение качества подготовки школьников по информатике в условиях реализации деятельностного подхода.

Объект исследования — система обучения информатике в школе.

Предмет исследования — процесс обучения школьников информатике, основанный на реализации деятельностного подхода и использовании мобильных компьютерных систем.

Гипотеза исследования: если процесс обучения информатике будет ориентирован на новые организационные формы и методы обучения, привносимые в образовательный процесс реализацией деятельностного подхода и использованием мобильных образовательных систем, то это 9 положительно отразится на эффективности подготовки школьников по информатике за счет персонификации познавательного интереса, повышения значимости самостоятельной работы, ориентациина функции, потребности, способности каждого школьника^.

Цель, объект, предмет и гипотеза. исследования обусловили необходимость решения следующих основных задач:

1) проанализировать основные направления обучения информатике в школе на основе деятельностного подхода;

2) обосновать необходимость.. совершенствования методической системы обучения информатике в условиях реализации деятельностного подхода с использованием мобильных компьютерных систем;

3) определить возможности применения мобильных компьютерных систем в образовании, выявить, условия и принципы их использования • при реализации деятельностного подхода в обучении информатике;

4) определить цели и содержание обучения, а также подобрать учебный материал, необходимый для обучения школьников? информатике с применением мобильных компьютерных систем в условиях реализации, деятельностного подхода- - .

5) разработать методы, формы и. средства обучения информатике на. основе мобильных компьютерных систем и обосновать эффективность их применения-.

6) разработать специальный. учебный курс для будущих учителей информатики* по подготовке их к обучению школьников с использованием мобильных компьютерных систем-.

7) экспериментально подтвердить эффективность применения деятельностного подхода и. мобильных компьютерных систем при обучении школьников информатике.

Методологической основой исследования выступают концепции: — философии й психолого-педагогической науки (Ю.К. Вабанского, В.П.

Беспалько, Л. С. Выготского, ПЛ. Гальперина, В.В. ДавыдоваВ.В.

10 ' Краевского, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, P.C. Немова, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана [7, 13, 26, 28, 45, 71, 85^ 87, 102, 128, 131, 149] и др.) — '.

— системного анализа социальных процессов, явлений': и. объектов (П.К.Анохин, В: Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, К. Боулдинг, Дж. ван Гиг, Б. Ф. Ломов, В-ССвидерский, А. И. Уемов, В. А. Штофф, Г. П. Щедровицкий, В. А. Якунин, У. Р. Эшби [4, 6, 17, 23, 47, 90, 122, 139, 159- 160, 163, 166] и др.);

— информатизации образования (В.П. Беспалько, Я. А. Ваграменко, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, О. Ю. Заславской, ТЛО. Ильиной, К.К., Колина, A.A. Кузнецова, В. В: ЛукинаA.B. МогилеваВ.М. Монахова, Е. С. Полат, И. В. Роберт [13, 24, 32, 41, 54, 61, 66, 76, 92, 96- 97, 114, 119] и.

— методики обучения информатике (G.A. Бешенкова, Т. А. Бороненко, A.P. Есаяна, В. Е. Жужжалова, О. Ю. Заславской, Т. Б. Захаровой, A.A. Кузнецова, И.В. ЛевченкоА.Я. Фридланда [ 16, 21, 51, 52, 56, 59, 76- 83,.

— личностно-ориентированного. образования (Н.А.Алексеева, Е.В.БондаревскойВ.В-Серикова^ И. С. Якиманской [2, 20- 127,165]^и др:).

Принцин единства, эмпирического и теоретического даст возможность проследить внедрение и использование: мобильных компьютерных систем в организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода.

Принцип единстваличности и’деятельности в исследованиепозволяет рассматривать процесс обучения информатике на основе мобильных-компьютерных систем как процесс подготовки школьников в условиях реализации деятельностного подхода.

Методологические принципы обусловили выбор методов исследования, адекватных его задачам.

Методы^ исследованияВ соответствии с системным подходом педагогическая деятельность, по внедрению и использованию мобильных компьютерных систем в организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода в нашем исследовании рассматривается как целостный объект. Главное внимание уделено интегрирующим и системообразующим характеристикам, проявляющимсяв деятельности школьника, личность которого рассматривается как субъект данной деятельности. С этих позиций основными методами,' использованными в исследовании, выступают', системный анализ с целью определения методологических основ совершенствования методики обучения информатике и структуры учебной деятельности учащихся с позиции деятельностного подходатеоретический анализ философской, психолого-педагогической' литературысодержательный анализ материалов периодической печати по проблеме исследованияанализ и обобщение педагогического опыта использования мобильных компьютерных системанкетирование, интервьюированиестудентовшкольниковпедагогический эксперимент и т. д.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

1. Обоснована необходимость использования в процессе обучения информатике мобильных компьютерных систем, доказано, что их применение в качестве средств обучения! информатике способствует формированию готовности школьников к использованию информационных и телекоммуникационных технологий;

2. Определены функции мобильных компьютерных систем, на их основе проведена. классификация таких систем, значимая с точки зрения повышения эффективности обучения информатике в школе;

3. Выявлены условия и принципы применения мобильных компьютерных систем в процессе обучения информатике, значимые для-реализации деятельностного подхода- •.

Определены подходы к подготовке школьников по информатике, базирующиеся на деятельностном подходе и применениимобильных компьютерных систем, положенные в основу совершенствования.

12 методической системы обучения информатике.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано теоретическое обоснование необходимости и путей совершенствования методической системы подготовки школьников по информатике за счет использования мобильных компьютерных систем как средств обучения информатикепредложена технология отбора мобильных компьютерных систем с учетом особенности их использования в условиях реализации деятельностного подхода к обучениюконкретизированы цели и расширено содержание обучения информатике в школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана, внедрена и апробирована методическая система обучения информатике, основанная на использовании мобильных компьютерных системв рамках содержательного наполнения таких систем (нетбуки, смартфоны, коммуникаторы, планшетные и карманные компьютеры и другие), отобраны и адаптированы задачи и задания по школьному курсу информатики, ориентированные на реализацию деятельностного подходаразработан специальный учебный курс «Применение мобильных образовательных систем» для студентов педагогических вузов, предусматривающий интеграцию традиционных и мобильных компьютерных систем при обучении школьников информатике.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на основные положения педагогики и психологии, апробацией материалов исследования в реальном учебном процессе подготовки школьников по информатике, а также в процессе подготовки будущих учителей информатики и итогами педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились ГОУ СОШ № 1320 BAO, ГОУ СОШ № 141 CAO города Москвы, ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Исследование проводилось с 2004 по 2010 годы и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2004—2006 гг.) проведен теоретический анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы в области теории и методики обучения информатике, проанализирована специфика и возможности использования мобильных компьютерных систем в процессе обучения информатикеанализ и оценка состояния внедрения и использования мобильных компьютерных систем в процессе обучения информатике. Выявлены цель, задачи, рабочая гипотеза, дано обоснование актуальности исследования. Параллельно с этим, в процессе работы с учащимися школ, а также со студентами педагогического университета, происходило накопление необходимого материала, проводился его теоретический анализ.

На втором этапе (2006;2009 гг.) осуществлена проверка и конкретизация ключевых понятий и теоретических положений исследованиясформулированы подходы к классификации и отбору мобильных компьютерных систем для обучения информатике. Усовершенствована методическая система обучения информатике с использованием мобильных компьютерных систем в условиях реализации деятельностного подхода к обучениюразработано содержание специального учебного курса для ' студентов педагогического вуза, проведена опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) результаты исследования апробированы в практике работы образовательных учрежденийподведены итоги педагогического эксперимента, осуществлены обработка, систематизация и анализ результатов исследования, сформулированы выводы, оформлены результаты диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование методических систем обучения информатике в школе необходимо проводить с учетом существенного дидактического потенциала мобильных компьютерных систем. Применение подобных систем при подготовке школьников по информатике усиливает значимость.

14 самостоятельной работы, повышает готовность школьников к использованию с информационных и телекоммуникационных технологий при получении образования и в последующей профессиональной деятельности;

2. Формирование знаний и умений, связанных с использованием мобильных компьютерных систем при обучении информатикедолжно целенаправленно осуществляться на основе деятельностного подхода, подразумевающего активную самостоятельную, деятельность с учетом индивидуальных способностей школьника, оптимизацию взаимодействия учеников и учителя на всех этапах обучения (на уроке и вне его), расширение сферы самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

3. Разработанные подходы, к обучению информатике, включающие описанную методическую систему подготовки школьников, специальный учебный курс для будущих педагогов, комплекс мобильных компьютерных систем, структурированный по методическим и дидактическим функциям, позволяют повысить интенсивность и эффективность подготовки школьников в области информатики, информационных 1 и телекоммуникационных технологий.

Апробациян< внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные положенияисследования, опубликованы в виде тезисов докладов и статей, программы специального учебного курса «Применение мобильных образовательных систем», разработанного на кафедре информатики и прикладной математики Института математики и информатики ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».

Основные результаты исследования обсуждались на: Международной научной конференции «Московский городской педагогический университет в московском и российском образовательном пространстве» (Москва, МГПУ, 2005) — XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 2005) — III Международной научно-методической.

15 конференции «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке (ММ ИТОН)» (Алма-Ата, КазНПУ им. Абая, 2005) — Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Поволжье — 2006)» (СФ МГПУ, Самара, 2006) — XVII, XVIII, XIX, XX Международных конференциях о.

Применение новых технологий в образовании" (Троицк, ФНТО «БАИТИК», 2006, 2007, 2008, 2009) — заседаниях кафедры информатики и прикладной математики и кафедры информатизации образования Института математики и информатики ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (2006;2010).

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 12 печатных работах общим объемом 3,35 п.л., в том числе в 3 периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы определена целью и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В работе использовано 4 схемы, 16 рисунков, 9 таблиц и 3 приложения.

Выводы по 3 главе.

В 3 главе диссертации детально изложен алгоритм реализации технологии использования мобильных компьютерных систем при использовании деятельностного подхода обучения информатике. Приведен конспект урока с последующим анализом и программа спецкурса «Применение мобильных компьютерных систем» для будущих учителей информатики, а также оценка эффективности разработанной технологии и результаты, полученные в ходе опытно—экспериментальной работы. Определены этапы опытно-экспериментальной работы по экспериментальной проверке эффективности применения деятельностного подхода и мобильных компьютерных систем при обучении школьников информатике. Логика опытно-экспериментальной работы была направлена на модернизацию методической системы обучения информатике в области использования мобильных компьютерных систем. В комплексе проверялись цели, содержание, способы, формы и методы обучения информатике на основе деятельностного подхода с применением мобильных компьютерных систем. Данная логика опытно-экспериментальной работы позволяет обосновать эффективность методической системы обучения информатике, включающей мобильные компьютерные системы. При выборе критерия оценки эффективности реализации деятельностного подхода при обучении информатике с применением мобильных компьютерных систем исходили из принципа педагогической целесообразности. Общим критерием оценки эффективности применения деятельностного подхода и мобильных компьютерных систем при обучении школьников информатике является создание условий для реализации каждым участником образовательного процесса права на обучение, соответствующие его индивидуальным потребностям и возможностям.

Показатели, избранные с целью выявления результативности опытно-экспериментальной работы, отслеживались в системе педагогического и методического эксперимента, и подтвердили надежность разработанных в диссертации технологий применения деятельностного подхода и мобильных компьютерных систем при обучении школьников информатике.

Таким образом, по результатам проведенной опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что поставленные задачи были реализованы. В ходе научного исследования экспериментально проверены технологические возможности реализации применения деятельностного подхода и мобильных компьютерных систем при обучении школьников информатике.

Заключение

.

Проведенное педагогическое исследование подтвердило правомерность поставленной гипотезы, положений, выносимых на защиту и позволило сделать следующие выводы:

1. Обоснована необходимость использования в процессе обучения информатике мобильных компьютерных систем, в числе которых мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы, нетбуки, ноутбуки, планшетные и карманные компьютеры. Доказано, что их применение в качестве средств обучения информатике способствует формированию готовности школьников к использованию информационных и телекоммуникационных технологий;

2. Определены возможности мобильных компьютерных систем, значимые с точки зрения эффективности обучения информатике, в том числе представление учебного материала: структурированного текста, видеолекций, презентацийприменение в качестве средства общения: чаты, форумы, электронная почта, обмен файлами, видеоконференцииорганизация контроля: тестирование, опросы в форуме и чате, подготовка отчетов по проектам и исследованиямиспользование для выполнения практических заданий: тренинги, групповые проекты, исследования;

3. Проведена классификация мобильных компьютерных систем по формам представления учебного материала, по формам общения, по формам контроля, по формам выполнения практических заданий, а также по видам программного обеспечения, влияющего на повышение эффективности обучения информатике в школе (операционные системы открытого и закрытого типа — ?iClinux, Symbian OS, Microsoft Windows Mobile, Pocket PC Smartphone Edition, HP webOS, Openmoko, MeeGo, Apple iOS, Windows Phone 7, Android);

4. Выявлены традиционные и специальные принципы применения мобильных компьютерных систем в процессе обучения информатике, традиционными принципами являются принципы научности, деятельностной направленности обучения, преемственности. Специальными принципами являются обучение в «любое время, в любом месте», выполнение и проверка заданий по мере их поступления, использование технических нововведений для повышения качества обучения, персонализации обучения;

Обоснованы условия применения мобильных компьютерных систем, создающих предпосылки для построения открытой образовательной системы, сбережения времени и повышения эффективности учебной деятельности, свободы, личной инициативы школьников и качества образования, обеспечения школьников всеми современными возможностями для приобретения образования, возможности развития талантов личности, оптимального сочетания традиционного и мобильного обучения, доступности образования;

5. Определены подходы к подготовке школьников по информатике, базирующиеся на деятельностном подходе и применении мобильных компьютерных систем, на их основе усовершенствована методическая система обучения информатике. Сформулированы цели и содержание, предусматривающие обучение по таким направлениям, как: информационные процессы, информационные технологии, действия над информацией, алгоритмы, телекоммуникационные процессы, процессы мультимедиа, информационные процессы в обществе и другим направлениям. Предложены методы обучения, основанные на деятельностном подходе (проектные работы, интегрированные уроки, самостоятельная работа школьников). Отобраны образовательные электронные ресурсы для мобильных компьютерных систем (мобильные медиабиблиотеки, видео конференции, форум, чат, опрос, виртуальные экскурсии, электронное портфолио и другие), обеспечивающие эффективное обучение информатике. Разработаны задачи и задания по обучению программированию и организации мобильных опросов, аудио и видео фиксации событий, правилам и технологиям сбора информации;

6. Разработан специальный учебный курс, нацеленный на подготовку будущих учителей информатики, включающий такие содержательные линии, как мобильные компьютерные системы, их роль и место в методической системе обучения в современной школе, классификация мобильных компьютерных систем, требования к мобильным компьютерным системам и их эксплуатации в условиях школы, технологические особенности программного обеспечения мобильных компьютерных системорганизация кружковых и других внеаудиторных занятий со школьниками с использованием мобильных компьютерных систем;

7. Проведенный педагогический эксперимент показал, что при использовании усовершенствованной методической системы обучения информатике вместо простого изложения учебного материала, учителя приобретают возможность вовлекать учеников в процесс обсуждения, совместного творчества, что делает обучение не только более эффективным, но и более интересным и запоминающимся для школьников. Показана необходимость овладения учителями информатики методическими принципами использования мобильных компьютеров и периферийного оборудования в обучении школьников. Выявлена активная творческая деятельность обучаемых, в рамках которой новые знания, умения и навыки приобретаются школьником самостоятельно за счет использования мобильных компьютерных систем, что влечет формирование у школьников готовности к использованию информационных и телекоммуникационных технологий при получении образования и в последующей профессиональной деятельности.

Дальнейшего исследования требует формирование системы разнообразных практико-ориентированных заданий межпредметного характера, ориентированных на применение мобильных компьютерных систем, а также поиск дополнительных подходов к профессиональной подготовке будущих учителей информатики к деятельности в условиях информатизации общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильный навигатор. Мобильные компьютеры. — 2004.- № 5/44. — - с. 68.
  2. H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюм. ГУ, 1997. -216 с.
  3. A.A. Педагогика высшей школы (Новое издание) — М.: МЭСИ, 2002.-214 с.
  4. , П.К. Избранные труды: философские аспекты теории систем / П. К. Анохин. -М.: Наука, 1978.- 234 с.
  5. Д., М-обучение: образовательные аспекты в мобильном обучения в любое время, везде. MLEARN, 2004. — 423 с.
  6. В.Г., Пидкасистый П. И. Управление как объект педагогического исследования. М.: Педагогика, 2001. — № 5. — С.12.
  7. Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. 1986. — № 11. — С.23−41.
  8. .Ц., Психология и методика ускоренного обучения. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, -1998. 272 с.
  9. . Реальный масштаб времени это текущий момент.Текст./ Б. Баннистер// Мобильные системы. — 2006. — № 2. С.12−20.
  10. Ю.Баннистер Б. М-обучение, новая реальность в текущий момент.Текст./ Б. Баннистер// Мобильные системы. 2006. — № 2. С.3−12.
  11. . Понятие мобильного обучения, электронный ресурс. http://wild.vspu.ru/doku.php?id=workroom:m-learning:index (дата обращения 23.11.2010)
  12. И. М. Системный анализ и информационные технологии в социальной сфере и здравоохранении. — М.: 2010.- 254 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  14. М.Беспалько В. П. Персонифицированное образование. М.: Педагогика, — 1998. № 2, — С. 28 — 34.
  15. С.А. Методика обучения информатике (Бешенков С. А. Школьное образование: информатика и информационные технологии.- М.: ИНФО, 2000. № 7, С. 4 — 16
  16. С.А. Методика обучения информатике, Бешенков С.А. Гейн А. Г. Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии. -М.: Наука, 1998.-78 с.
  17. И.В., Юдин Б. Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. — 300 с.
  18. , С.А., Петров, A.B. Формирование познавательного интереса при обучении в компьютерной среде //http://www.vspu.ru/index.php?path=seminar&info= seminar01p01.
  19. C.B., Патаракин Е. Д. Организация учебных региональных гуманитарных проектов в телекоммуникационной среде (часть 1), Дистанционное образование, № 1, 2000. С.23−31.
  20. Е.В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного. воспитания // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001.-№ 1. — С. 63.
  21. Т. А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики // Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб. Петербург, 1997. 45 с.
  22. Т. А. Рыжова Н.И. Компьютерная математика в педагогическом вузе и школе // ИНФО: Информатика и образование. -М, 2001.-№ 2.-С. 7−21.
  23. К. Общая теория систем скелет науки // Исследования по общей теории систем. — М.: Наука, 1969. — 321 с.
  24. Я.А., Зобов Б. И. Основные направления работы Института информатизации образования//Педагогическая информатика. 1998. -№ 2. — С.11−17.
  25. Л.С., Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  26. Л.С., Педагогическая психология. -М.: 1926. 234 с.
  27. П.Я., Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.-321 с.
  28. П.Я., Психология как объективная наука. Избранные психологические труды / Под ред. А. И. Подольского. Москва -Воронеж, 1998. 342 с.
  29. О. Мобильное обучение: в любое время в любом месте, электронный ресурс. Доступ: http://www.trainings.ru/ library/articles/?id=6321 (дата обращения: 23.11.2010)
  30. С.Г. Методика проведения педагогического эксперимента. -М.: МГПУ, 2005. 27 с.
  31. М.А. Мобильные вычислительные системы в образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». М.: МГПУ.2010. № 2(20). -С. 40−48.
  32. М.А. Программа учебного курса «Применение мобильных образовательных систем». — Вестник МГПУ серия Информатика и информатизация образования". М.: МГПУ .-2004 № 1 (2).- С.45−52.
  33. М.А. Учебный курс «Применение мобильных образовательных систем» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». М.: Изд-во РУДН.-2007.-№ 2−3.-С.90−92.
  34. В.В., Левченко И. В. Развитие информатики как фундаментальной естественной науки // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия информатика и информатизация образования. М.: МГПУ. — 2008, N 2(13).- С. 5−14.
  35. B.B. Специфика современных электронных средств обучения // Вестник АГУ им. Абая. Физико-математическая серия. -Алма-Ата-2003. № 1(7).- С.142 145.
  36. В.В. Особенности подготовки педагогов в области информатизации образования // Педагогика и психология. Научно-методический журнал.- Алматы, 2010, № 2.- С. 15−18.
  37. В.В. Виды обобщения в обучении., (логико-психологические проблемы построения предметов). 2-е изд.- М.: Педагогическое общество России.- 2000. 480 с
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.-121 с.
  39. A.JI. Концептуальные основы организации системы управления качеством образовательных услуг в условиях информатизации // Информатика и образование.-2003.-N2.-С. 124−127.
  40. Дж. ван Гиг Прикладная общая теория систем. М.: Мир.- 1981. Т. I.- С. 733.
  41. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. М.: ИНФО.- 1992. -№ 5. -С.3−12.141
  42. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). — Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979. 64 с.
  43. А.Р., Добровольский Н. М. Основные дидактические принципы и рекурсия // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и как учебный предмет». — Тула: ТГПУ, 2000.-С. 76.
  44. А.Р., Ефимов В. И. Информатика. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1991.-341 с.
  45. В.Е. Интеграция парадигм программирования в курсе информатики. М.: ИНФО, 2004.- № 10.- С.32−36.
  46. Т.Б. Дифференциация обучения информатике в российской школе / Т. Б. Захарова. Сборник тезисов докладов Международной конференции «Образование граждан мира». — М.: 1996.
  47. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. М., 1997.- 212 с.
  48. , Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  49. Т.Ю. Роль педагогической информатики в интеграционных процессах современно образования. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.- 2006, 147 с.
  50. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 87 с.
  51. Интернет ресурс, посвященный карманным компьютерам — www.hpc.ru.
  52. История и перспективы школьной информатики в России: Интервью с академиком РАО A.A. Кузнецовым //ВЕСТНИК Мое. гор. пед. ун. -2004.-№ 2(3).-С. 6−10.
  53. К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. М., 1996. № 2. Стр. 23−27.143
  54. K.K. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.- М.:Изд-во «Академический проект», 2000.- 360 с.
  55. Е. Между карманником и записной книжкой // Russian mobile.- 2001.- № 3- с.62−64.
  56. Я. А. Великая дидактика.- М.: Просвещение, 1983.- 345 с.
  57. КПК фотостудия// Мобильные компьютеры — 2004.-№ 3/42. — с.69.
  58. КПК: руководство покупателя// Мобильные компьютеры — 2004.-№ 4/43. — с.65−67.
  59. В.В. Педагогика между философией и психологией// Педагогика.- 1994. № 6. — С.24−31.
  60. C.B. Компьютерные сети и гуманитарные науки: исторический аспект / Кувшинов Сергей Викторович // Философские науки. 2008. — № 7. — С. 108−126.
  61. A.A., Леднев B.C., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе//ИНФО, 1998. № 3. — С.76−78.
  62. A.A. Образовательные электронные издания и ресурсы: метод, пособие / A.A. Кузнецов, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. М.: Дрофа, 2009.
  63. A.A., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. Тестовые задания." -М.'Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г. 496 с.
  64. A.A., Развитие методической системы обучения информатике в средней школе // Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1988. 47 с.
  65. В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения как педагогической инновации /В.А. Куклев// Мир науки, культуры, образования. 2008. — № 5(12). — с.204.
  66. В.А. Мобильное обучение завтра? Уже сегодня/ В.А. Куклев//Университетская книга. -2007. № 3.- С.8−16.
  67. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования// ИНФО.- 1992. № 1. — С. З — 6.
  68. М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. // Монография. Омск: ОмГПУ, 2007. — 143 с.
  69. И.В., Самылкина H.H. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов. — М.: МГПУ, 2003. 106 с.
  70. И.В. Специфика проведения урока информатики //Педагогическая информатика. 1997. — № 1. — С.13−17.
  71. А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. — 509 с.
  72. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. М., 1947. 34 с.
  73. А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959, с. 431—445.
  74. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  75. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. -М.:Центр «Педагогический поиск», 1999.- 86 с.
  76. , В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.: Педагогический поиск, 2002 160 с.
  77. .Ф., Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-124 с.
  78. H.A. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников / H.A. Лошкарева // Сельская школа.- 1998.- № 4.-С.51−58.
  79. В.В., Рагозин Ю.И Непрерывное образование путь к социальному прогрессу // В сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции. — М.: МГУ, 2007. — С. 55−63.
  80. Лучшие карманные компьютеры // Мобильные компьютеры. — 2004.-№ 6/45. с. 50.
  81. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям. СПб.: СПбУЭФ, 1992. — 135 с.
  82. Мировые тенденции. Мобильное обучение в любое время в любом месте. http://www.mesi.ru/press-centre/publicati ons? nid:=l 65 (дата обращения 24.11.2010).
  83. A.B., Титоренко С. А. Дидактические принципы компьютерного обучения//Педагогическая информатика.-1993. № 2. -С.10−16.
  84. В.М. Введение в теорию педагогических технологий Информатизация сельской школы // Труды III Всероссийского научно-методического симпозиума «Инфоселып-2005» Анапа — М.: ФГУП «ПИК ВИНИТИ». — 2005. — 600 с.
  85. В.А., Трифонов Н. И. Мобильные информационно— социальные технологии в образовании//Труды Всероссийской научной конференции «Научно-методическое обеспечение развития высшего образования России». — М.: НИИ ВО, 1999.- с.50
  86. JI.A. Мониторинг учебного процесса в средней школе. // Журнал «Завуч». — 2001.- № 5 С.23−34.
  87. Н.Я. Карманные компьютеры. — СПб.: БХВ-Петербург -2002.-304 с.
  88. P.C. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 394 с.
  89. Е.В. Сетевые практикумы и информационная культура школьников/ В сб. «Образовательные технологии XXI века». М.: ИОСО РАО, 2003.- с. 102.
  90. Е.В. Практикумы-проекты по информационным технологиям для профильных классов / Е. В. Огородников, Р. И. Георгиева // Информатика и образование. 2007. — N 2. — С. 71−77.
  91. В.Ф. Школа учит мыслить: пособие для учителей / В. Ф. Паламарчук. -М.: Просвещение, 1979. 123 с.
  92. Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Патаракин Е. Д. М.: ПЕР СЭ, 2006- 110 с.
  93. Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю.- Владивосток, Транстелеком, 2006. — 30 с.
  94. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. 576 с.
  95. Педагогическая энциклопедия / М.: Советская энциклопедия, — 1965.-911 с.
  96. Ю.А., Дети, компьютеры и коммуникации // Информатика и образование, — 1994. № 4 — с. 38.
  97. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся .- М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  98. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат М., ИСМО РАО, 2000. -98 с.
  99. Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа.- 1997. № 4. — 102 с.
  100. Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования,— М.: Академия, 2007. -146 с.
  101. Почему мобильное обучение имеет право на жизнь? http://wirelessrus.blogspot.com/2009/02/blog-post25.html (дата обращения 01.12.2010)
  102. Е. А. Лыскова В.Ю. Логика в информатике. Серия «Информатика в школе» М.: Информатика и образование, 1999.-144 с.
  103. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд — во «Центр», 1999. — 207 с.
  104. И.В. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе// «Школьные технологии». — 2006. -№ 6. С.19−27.
  105. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты).- М.:ИИО РАО.-2007.-234 с.
  106. С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
  107. И. В. Бершадский A.M., Косов A.A. Применение мобильных технологий в региональной системе дистанционного образования// Открытое образование. 2005. — № 6.- С.45−51.
  108. И.Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод, пособие. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. -215 с.
  109. И.Г. Информатика: Базовый курс. 7−9 классы /И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, C.B. Русаков и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 390 с.
  110. А.Л., Булин-Соколова Е. И., Уваров А. Ю. Школа информатизации: путь к обновлению образования/Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров // Журнал «Информатика и образование».-2009.-№ 11.- с.3−12.
  111. А.Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования.- 2005. № 3. — С.248−270.
  112. Т.А. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации) / Сергеева Т. А., Уварова Н.М.- М.: «ИнтеллектЦентр», 2003.-84 с
  113. В.В. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 342 с.
  114. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. М.: Педагогика, 1984. -242 с.
  115. В.И. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. Настольная книга / Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003. — 508 с.
  116. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  117. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: МГУ, 1975.-343 с.
  118. Д.В., Воровщиков С. Г., «Завуч школы технолог управления качеством образования». — Завуч.- 2000.- № 7.- С. 10−18.
  119. A.B. Робототехника и гибкие производственные системы. -Л.: Знание, 1985. -29 с.
  120. A.B. Проблемы и методы адаптивного управления потоками данных в телекоммуникационных системах// Информатизация и связь.-2003.- № 1−2.- с. 68−73.
  121. Н.И., Мордвинов В. А., Моделирование, проектирование и сопровождение мобильной информационной минисистемы на платформе Windows СЕ.- М.: 2001. 41 с.
  122. Н.И. Моделирование внедрения мобильных информационных технологий в учебный процесс. Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Том 2. М.: Рос. экон. Акад., 1999.- с. 146—150.
  123. A.A. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияния на информатизацию образования. /А.А.Трофимова // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. 2003. -№ 1.-с. 106−110.
  124. . Компьютер в карман/ Компьютеры & программы-2002.- № 3. с. 24.
  125. А.И. Логические основы метода моделирования.- М.:Мысль, 1971.-134 с.
  126. A.B. Моделирование систем с распределенными параметрами. /Усов A.B., Дубров А. Н., Дмитришин Д. В. — Одесса: Астропринт, 2002.-234 с.
  127. A.A. Системы качества: Учебное пособие. // Университетская книга, КДУ.- 2008. 358 с.
  128. A.A., Богданова Д. А., Телекоммуникации для образования // Информатика и образование.- 1993.- № 2.- С.54−62.
  129. , А. А. Мобильные технологии в образовании / A.A. Федосеев, A.B. Тимофеев: тр. XII Всероссийской научнометодической конференции «Телематика 2005». 6−9 июня 2005. СПб. Режим доступа: http://tm.ifmo.ru
  130. JI.O. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования //Дополнительное образование.-2005.-№ 7.-С.9−11.
  131. А .Я. Информатика и компьютерные технологии: Основные термины: Толков, слов—3-е изд. испр. и доп./ А. Я. Фридланд, JI.C. Ханамирова, И. А. Фридланд.-М.: Астрель, 2003.-272 с.
  132. А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 232 с.
  133. Л. М. Кулагина И. Ю. Мотивация учения // Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-С. 192−194.
  134. Л.М. Пидкасистый П.И., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. общ-во России, 1999. — 354 с.
  135. Л.М., Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. —80 с.
  136. , Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  137. А. Приручи свой компьютер (Карманные компьютеры — новое поколение)// «Компьютер в школе». -1999.- № 4.- С.4−16.
  138. Е.К. Информатика: Задачник-практикум /Залогова Л.А., Плаксин М. А., Русаков C.B. и др.- Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. В 2 т. — Т.1. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. — 304 с.
  139. Е.К., Лапчик М. П., Семакин И. Г., Методика преподавания информатики. // Учебное пособие для студентов педагогических вузов. -М.: Академия, 2001. 176 с.
  140. С. Персонализация КПК// Мобильные компьютеры. 2003.-№ 11/38.-с. 87.
  141. М. Технический обзор мобильных вычислительных устройств// Journal of Computer Assisted Learning, 19, 3, pp. 392−395
  142. M.B. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования // Автореферат диссертации докт. пед. наук /СПб., -1994, 32 с.
  143. В. Карманные компьютеры в корпоративной среде// Мобильные компьютеры.-2002.- с. 14.
  144. Школа в эпоху времен, http ://old. firo. ru/index. php? option=comcontent&task=view&id=453&Itemi d=71 (дата обращения 26.11.2010).
  145. B.A. Проблемы методологии научного познания.- М.: Высшая школа, 1978. -230 с.
  146. Г. П., Содержание образования это проблема не педагогики, а системы управления. — М.: Первое сентября, — 1999. — № 63.-С.4- 11.
  147. Д.Б. Психология игры. -М.: «Педагогика», 1978. 323 с.
  148. , Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  149. И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности // Директор школы.-2003.- № 6.- С. 27−36.
  150. И.С. Психологические основы математического образования: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Якиманская И. С. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  151. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие 2-е изд. -СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 349 с.
  152. Attewell J., Savill-Smith, С. Mobile technologies and learning.-London: Learning and Skills Development Agency, 2004.- p.47−53.
  153. Attwell J., Stead G. mlearning in Europe. Presentation to the EU Parlament, Buxelles. October 2004
  154. Eteokleous N. Evaluating computer technology integration in a centralized school system//Computers & Education /Oxford, UK: Elsevier Science Ltd., 2008.- 51, p.669−686.
  155. Georgieva E., Smrikarov A., Georgiev T. A General Classification of Mobile Learning Systems. // International Conference on Computer Systems and Technologies CompSysTech.- 2005.- № 14 12 pp.
  156. Laouris Y. Information technology in the service of peace building- The case of Cyprus.- World Futures.-2004.-60.- p. 67−79.
  157. Microsoft Windows Mobile 2003 для Pocket PC// Мобильные компьютеры .— 2003.-8/35. c.2.
  158. Stead G., Attewell, J Mobile Learning in Practice: Piloting a mobile learning teachers' toolkit in further education colleges, London, 2006. p.56−89.
Заполнить форму текущей работой