Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика эффективности психолого-педагогической особенности духовно-нравственного воспитания подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая часть группы — 42% респондентов находятся на 1 уровне развития чувства патриотизма. Эта группа увеличилась на 4 человека или 8%. Для них пока данный критерий имеет слабо выраженный характер в комплексе духовно-нравственных качеств. Испытуемым иногда, в отдельных случаях, все-таки приходилось испытывать данное чувство. Однако они пока не считают данную черту важной. С ними тоже должна быть… Читать ещё >

Диагностика эффективности психолого-педагогической особенности духовно-нравственного воспитания подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для выявления эффективности психолого-педагогической коррекции была проведена повторная диагностика уровня духовно-нравственного воспитания. Диагностика уровней духовно-нравственной воспитанности была проведена в соответствии с той же методикой и в тех же условиях, что были представлены в разделе 2.1. Аналогично было проведено тестирование по бланку критериев.

На основании проведенного тестирования по бланку анкеты были получены результаты балльных оценок по 6-ти показателям. Все оценки были занесены в сводный лист. Оценки, выставленные подростком, заносились в графу Д1. Оценки, выставленные классным руководителем — в графу П1. Классный руководитель учитывал активность подростков в подготовке часов нравственности, активность на этих занятиях, характер высказываний и другие результаты наблюдения. Средняя оценка по каждому критерию рассчитывалась, как среднеарифметическая между двумя оценками, и отражалась в графе С1. Рассчитанная суммированная итоговая оценка уровня духовно-нравственной воспитанности подростка была выставлена в графе Итог. Сводный лист представлен в Приложении 2.

Анализ полученных показателей духовно-нравственной воспитанности подростков проводился по двум направлениям:

  • 1. Оценка ПУДНВ — общего повторного уровня духовно-нравственной воспитанности подростков для представления изменения общей картины;
  • 2. Оценка каждого критерия по отдельности для выявления изменений уровней

наиболее слабых сторон духовно-нравственной воспитанности подростков, в числе которых «патриотизм», «стремление к культурному развитию», «трудолюбие», «долг, ответственность».

Рассмотрим по отдельности каждую группу результатов и характер их изменений.

Анализируя рассчитанные оценки ПУДНВ (повторный уровень духовно-нравственного воспитания) исследуемой группы подростков, можно сделать следующие выводы.

  • 1. В исследуемой группе отсутствуют подростки, которых можно считать невоспитанными, то есть, все итоговые оценки превышали показатель в 12 баллов. Наименьший показатель повысился по сравнению с первичной оценкой и составил 18,5 баллов (+1), что соответствует низкой воспитанности.
  • 2. В соответствии с приведенной шкалой 18 подростков из исследуемой группы по показателю итоговых оценок можно отнести к низкому уровню духовно-нравственной воспитанности, так как их ПУДНВ составил от 18,5 до 24 баллов. Данная группа составила 36%, что на 12% меньше предыдущего показателя. Эти подростки располагают слабым, еще неустойчивым опытом положительного нравственного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами. С ними необходимо продолжать усиленную психолого-педагогическую коррекцию.
  • 3. По результатам повторной оценки 32 подростка из исследуемой группы можно отнести к среднему уровню духовно-нравственной воспитанности, так как их ПУДНВ составил от 24,5 до 35, 5 баллов. С педагогической точки зрения это означает, что теперь уже 64% респондентов (+12%) данной группы характеризуются самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя их активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Безусловно, с ними также следует продолжать психолого-педагогическую работу по коррекции качеств духовно-нравственного воспитания.
  • 4. Даже после психолого-педагогической коррекции в данной группе нет ни одного подростка, которого можно было бы отнести к высокому уровню духовно-нравственного воспитания, так как максимальный показатель составил 37,5 (+2) баллов.
  • 5. Основной результат диагностики — изменение соотношения между низким и средним уровнем воспитанности в пользу среднего уровня +12% и уменьшения низкого уровня, соответственно, на 12%
Изменение распределения уровней в данной группе подростков наглядно представлено в виде диаграммы на рисунке 8. Сравнение распределения уровней духовно-нравственной воспитанности при начальной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Рис. 8. Сравнение распределения уровней духовно-нравственной воспитанности при начальной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Источник: исследования автора

Данное состояние группы свидетельствует о позитивных изменениях в уровнях нравственного воспитания подростков, так как в ней уже практически 2/3 респондентов соответствуют среднему уровню. Эти подростки характеризуются самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации. Однако их активная общественная позиция еще не вполне сформирована, и предстоит дальнейшая психолого-педагогическая работа.

Далее рассмотрим анализ изменения оценок тех отдельных черт личности, характеризующих уровень духовно-нравственного воспитания, на которые была нацелена психолого-педагогическая коррекция в виде «Часов нравственности», в числе которых:

  • · «Патриотизм»,
  • · «Стремление к культурному развитию и познанию»,
  • · «Трудолюбие»,
  • · «Долг и ответственность».
  • 1) Повторные оценки качества «Патриотизм» в данной исследуемой группе подростков сложились следующим образом:
    • · 25 человек (в первом исследовании 33) — невыраженный характер данного показателя при оценках 2 и менее баллов;
    • · 21 (в первом исследовании 17) человек — слабовыраженный характер;
    • · 4 человека со средней степенью проявления, тогда как в первом случае не было вообще ни одного;
    • · в группе по-прежнему нет подростков с высокой степенью проявления патриотизма.

По сравнению с первоначальным исследованием картина улучшилась, так как количество подростков с невыраженным характером показателя уменьшилось на 12% (6 человек). Тем не менее, это пока еще значительная часть, так как, фактически, половина — 50% подростков, исследуемой группы находятся на 0 уровне развития чувства патриотизма.

То есть, пока патриотизм все-таки не находит выражения в их поведении, они не чувствуют, что данная черта важна для них. Психолого-педагогическую работу с такими подростками необходимо продолжать.

Вторая часть группы — 42% респондентов находятся на 1 уровне развития чувства патриотизма. Эта группа увеличилась на 4 человека или 8%. Для них пока данный критерий имеет слабо выраженный характер в комплексе духовно-нравственных качеств. Испытуемым иногда, в отдельных случаях, все-таки приходилось испытывать данное чувство. Однако они пока не считают данную черту важной. С ними тоже должна быть продолжена психолого-педагогическая работа.

Положительным результатом можно считать то, что 4 подростка в данной группе уже повысили свою оценку патриотизма до 2 уровня. В процентном соотношении — это 8% подростков со средним уровнем проявления чувства патриотизма. Эти ребята считают, что данная черта уже часто встречается в их поведении. Они начали придавать ей важное значение, стараются ее развивать.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности патриотизма представлено в виде диаграммы на рисунке 9.

Сравнение распределения уровней патриотизма при начальной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Рис. 9. Сравнение распределения уровней патриотизма при начальной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Источник: исследования автора

В целом, можно сделать вывод, что активная психолого-педагогическая работа по коррекции чувства патриотизма должна быть продолжена.

  • 2) «Стремление к культурному развитию, познанию нового». Повторные оценки уровня отношения к познанию, культурному развитию, процессу обучения распределились в группе подростков следующим образом:
    • · ни один человек не проявил невыраженный характер данного показателя, тогда как при первой оценке был 1 подросток;
    • · 27 человек — слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла;
    • · 23 человека — со средней степенью проявления стремления к познанию и культурному развитию с оценками от 5 до 7 баллов;
    • · в группе по-прежнему не оказалось ни одного человека с высокой степенью проявления данного качества.

В данном случае большая часть группы подростков — 54% имеют слабовыраженный характер стремления к культурному развитию. По сравнению с первым исследованием их количество уменьшилось на 6 человек или 12%. Тем не менее, эти подростки по-прежнему не считают эту черту важной для себя. Это также неблагоприятный показатель в условиях современного общества и он по-прежнему нуждается в продолжении коррекции.

В составе группы уже 46% подростков приобрели среднюю степень проявления данного критерия, что на 12% больше, чем при первом тестировании. Эти подростки знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении. Они придают ей важное значение, стараются ее развивать.

Высокого уровня данного критерия, как и при первой диагностике, не проявил ни один человек, что остается тревожным симптомом.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности стремления к познанию и культурному развитию представлено в виде диаграммы на рисунке 10.

Сравнение распределения уровней стремления к познанию при начальной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Рис. 10. Сравнение распределения уровней стремления к познанию при начальной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Источник: исследования автора

  • 3) «Трудолюбие». Повторные оценки уровня отношения к трудолюбию, в том числе позитивному отношению к физическому труду, распределились в группе подростков следующим образом:
    • · 11 человек проявили невыраженный характер данного показателя, тогда как при первой оценке было 16 подростков;
    • · 30 человек — слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла, а в первом исследовании — 28 человек;
    • · 9 человек — со средней степенью проявления трудолюбия с оценками от 5 до 7 баллов, тогда как при первом исследовании таких подростков было 6;
    • · в группе по-прежнему не оказалось ни одного человека с высокой степенью проявления данного качества.

В данном случае большая часть группы подростков — 60% имеют слабовыраженный характер стремления к трудолюбию. По сравнению с первым исследованием их количество увеличилось на 2 человека или 4%. Тем не менее, эти подростки по-прежнему не считают эту черту важной для себя. Это также неблагоприятный показатель в условиях современного общества и он по-прежнему нуждается в продолжении коррекции.

В составе группы уже 18% подростков приобрели среднюю степень проявления данного критерия, что на 6% больше, чем при первом тестировании. Эти подростки знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении. Они придают ей важное значение, стараются ее развивать.

На «прежних позициях» остались 22% подростков с невыраженным трудолюбием, хотя количество подростков в данной группе снизилось на 10%.

Высокого уровня данного критерия, как и при первой диагностике, не проявил ни один человек, что остается тревожным симптомом.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности стремления к трудолюбию представлено в виде диаграммы на рисунке 11.

Сравнение распределения уровней трудолюбия при первичной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Рис. 11. Сравнение распределения уровней трудолюбия при первичной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Источник: исследования автора

  • 4) «Долг и ответственность». Повторные оценки уровня отношения к долгу и ответственности распределились в группе подростков следующим образом:
    • · 13 человек проявили невыраженный характер данного показателя, тогда как при первой оценке в этой группе были 19 подростков;
    • · 35 человек — имеют слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла, а в первом исследовании — 28 человек;
    • · 2 человека — со средней степенью проявления долга и ответственности с оценками от 5 до 7 баллов, что соответствует и оценке на первом исследовании;
    • · в группе по-прежнему не оказалось ни одного человека с высокой степенью проявления долга и ответственности.

В данном случае большая часть группы подростков — 70% имеют слабовыраженный характер долга и ответственности. По сравнению с первым исследованием их количество увеличилось на 7 человек или 14%. Тем не менее, эти подростки по-прежнему не считают эту черту важной для себя. Это все же неблагоприятный показатель в условиях современного общества, и он по-прежнему нуждается в продолжении коррекции.

В составе группы уже только 26% подростков оценили данный критерий как невыраженный, что на 12% меньше, чем при первом тестировании. Однако это также достаточно высокий показатель, который говорит о том, что подростки из этой группы вообще не чувствуют никаких обязательств перед собой и тем более перед обществом, что обязательно нуждается в продолжении коррекции.

Количество опрошенных со средней степенью проявления долга и ответственности осталось прежним — 4%. Эти подростки знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении. Они придают ей важное значение, стараются ее развивать.

Высокого уровня долга и ответственности, как и при первой диагностике, не проявил ни один человек, что также говорит о необходимости продолжения работы по психолого-педагогической коррекции.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности стремления к долгу и ответственности представлено в виде диаграммы на рисунке 12.

Сравнение распределения уровней трудолюбия при первичной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Рис. 12. Сравнение распределения уровней трудолюбия при первичной (НУДНВ) и повторной (ПУДНВ) диагностике исследуемой группы подростков.

Источник: исследования автора

Для дополнительного сравнения корректируемых показателей уровня духовно-нравственного воспитания подростков при первичной и повторной диагностике были рассчитаны средние балльные оценки каждого корректируемого критерия. Для этого были суммированы средние оценки отдельно по критериям и разделены на 50 респондентов. Полученные итоговые среднеарифметические баллы по критериям «Патриотизм», «Стремление к познанию», «Трудолюбие» и «Долг и ответственность» представлены в таблице 3.

Таблица 3 Сравнение средних балльных оценок по корректируемым качествам.

Первичная диагностика.

Повторная диагностика после коррекции.

Отклонение.

Патриотизм.

2,1.

2,49.

+0,39.

Стремление к культурному развитию.

4,1.

4,38.

+0,28.

Трудолюбие.

3,3.

3,48.

+0,18.

Долг.

2,92.

3,02.

+0,1.

Источник: исследование автора

Согласно расчетам, наибольшей коррекции удалось достичь по критериям «Патриотизм» и «Стремление к культурному развитию». Однако, следует заметить, что достигнутые средние значения пока также невысокие. По всем показателям они фактически находятся на 1 слабовыраженном уровне. Наглядно картина изменений представлена в виде графика на рисунке 13.

Графики изменения средних оценок корректируемых личных качеств исследуемой группы подростков.

Рис. 13. Графики изменения средних оценок корректируемых личных качеств исследуемой группы подростков

Источник: исследования автора

На основе повторного анализа отдельных качеств, являющихся критериями уровня духовно-нравственной воспитанности, была составлена сводная таблица 3 для выявления оставшихся проблемных нравственных качеств подростков исследуемой группы из тех, что были проработаны посредством психолого-педагогической коррекции.

Таблица 3 Сводный повторный анализ проблемных нравственных качеств в группе исследуемых подростков.

0 уровень.

1 уровень.

2 уровень.

3 уровень.

Патриотизм.

50%.

42%.

8%.

0%.

Стремление к культурному развитию.

0%.

54%.

46%.

0%.

Трудолюбие.

22%.

60%.

18%.

0%.

Долг.

26%.

70%.

4%.

0%.

Источник: исследования автора На таблице наглядно видно, что в результате психолого-педагогической коррекции удалось вывести из особо проблемного 0 уровня показатель «Стремление к культурному развитию». Однако по остальным показателям — «Патриотизм», «Трудолюбие», «Долг и ответственность» предстоит еще усиленная психолого-педагогическая коррекция в рамках образовательного учреждения.

В данной части работы представлены ход эмпирического исследования и результаты диагностики уровней духовно-нравственного воспитания подростков. Проведенная первичная диагностика уровней духовно-нравственного воспитания подростков исследуемой группы выявила, что большая часть подростков данной группы, а именно 58% имеют низкий уровень воспитанности. Остальные 42% подростков — средний уровень. Это недостаточные показатели для будущих граждан современного общества. Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что уровень духовно-нравственного воспитания (УДНВ) подростков нуждается в коррекции.

Для более четкого выявления черт, нуждающихся в коррекции, были проанализированы балльные оценки каждого критерия. Анализ результатов выявил, что в наибольшей степени нуждаются качества «Патриотизм», «Стремление к культурному развитию», «Трудолюбие» и «Долг и ответственность».

В целях педагогической коррекции этих качеств была разработана психолого-педагогическая модель, которая включала проведение «Часов нравственности», направленных на формирование и развитие у подростков этих нравственных качеств.

После осуществления мероприятий, предусмотренных в рамках модели, была проведена повторная диагностика качеств, требовавших коррекции. Повторная диагностика уровней нравственного воспитания выявила существенное смещение показателей в сторону среднего уровня воспитанности, который увеличился на 22% и составил в исследуемой группе уже 64%.

С педагогической точки зрения принадлежность к данной группе говорит о том, что эти подростки уже характеризуются самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя их активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Безусловно, с ними также следует продолжать психолого-педагогическую работу по коррекции качеств духовно-нравственного воспитания.

Соответственно, уменьшилось число подростков с низким уровнем воспитанности и составило 36%. С этими подростками также должна быть продолжена активная воспитательная работа. Особенно актуальными для дальнейшей коррекции остались такие черты как «Патриотизм», «Трудолюбие» и «Долг и ответственность».

Проведенный эксперимент полностью подтвердил выдвинутую гипотезу, позволил выявить изменение уровней духовно-нравственного воспитания подростков в результате психолого-педагогической коррекции. Цель исследования была полностью достигнута.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой