Особенности развития лексической стороны речи старших дошкольников с О. Н. Р (общее недоразвитие речи) вне занятий
Однако проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении незначительна. В ходе занятий не удается создать не-обходимую речевую активность. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. При этом дети высказываются… Читать ещё >
Содержание
- План
- Введение
- Глава 1. Особенности лексического развития детей
- 1. 1. Лексическая система языка
- 1. 2. Развитие лексической стороны речи
- 1. 3. Характеристика возрастных норм детской речи
- 1. 4. Характеристика нормального словарного запаса детей
- Глава 2. Основные положения общего недоразвития речи
- 2. 1. Характеристика детей с ОНР
- 2. 2. Причины возникновения ОНР у детей
- 2. 3. Трудности, возникающие про формировании личности ребенка с ОНР
- 2. 4. Трудности коммуникативности дошкольников
- 2. 5. Характеристика детей с психолого-педагогической точки зрения на де-тей 4−6 лет с ОНР
- 2. 6. Методы обследования особенностей развития речи старших дошколь-ников вне занятий
- Глава 3. Практические исследования
- 3. 1. В обстановке семьи
- 3. 2. В окружении сверстников
- Заключение
- Список используемой литературы
В эпоху современности дети дошкольного возраста, имеющие нарушение общего развития, как правило, страдают и недостатками развития ре-чи. На базе всесторонних исследований на тему речевого развития детей с различными патологиями речи, разрабатываются методики психодиагно-стики таких детей, определяются пути коррекции и преодоления речевых нарушений.
Один из мыслителей ХVII века А. Я. Коменский считал, что правиль-ная речь играет главенствующую роль как в системе воспитания и обуче-ния человека, так и в его общем развитии.
Еще древние уделяли особое внимание детской речи. Римский оратор и педагог Квинтилиан писал о своеобразии детской речи и о том, что она служит основной базой в формироваии личностных характеристик ребен-ка.
С этим мнением перекликается и мнение швейцарского педагога И. Г. Песталоцци, который говорил, что обучение родному языку, дает тол-чок в развитии ребенка в собственно человеческом смысле.
Не только ученые, но и писатели регулярно изучают, и исследуют особенности детской речи.
Известный французский философ и педагог Ж. Ж. Руссо всесторонне исследовал особенности речи детей, причины задержек речевого развития. Руссо считал, что период развития речи у ребенка это самый ответствен-ный и важный период в жизни ребенка и процесс обучения должен быть построен последовательно и должен состоять из определенных упражне-ний, которые будут помогать вырабатывать ребенку ясность, четкость и связность речи.
Ознакомление детей с родным языком происходит при общении с ок-ружением, при ознакомлении с действительностью, окружающей их, в се-мье, детском саду, в различного рода играх. И все же приоритетное значе-ние придается специальным занятиям по развитию речи и обучению языку.
Под общим недоразвитием речи принято считать сложные речевые расстройства, нарушение компонентов речевой системы, которые относят-ся к смысловой, звуковой стороне при наличии абсолютно нормального слуха и интеллекта. Это выражается в нарушении произношения и разли-чения звуков на слух, при этом неполноценно происходит овладение сис-темой морфем, а, следовательно, недостаточно хорошо идет усвоение на-выков словоизменения и словообразования.
У детей с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы словарный запас, несколько недоразвита связная речь.
Для специалистов, работающих и занимающихся проблемами недо-развитой детской речи, создаются специализированные методики, про-граммы, издаются учебные пособия и учебники.
Данная дипломная работа ставит своей целью обозначение особенно-стей развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи (ОНР) вне занятий.
Особая важность изучения речевых нарушений состоит в том, что по-добные нарушения очень сильно сказываются на формировании личности ребенка, на общении его со своими сверстниками, на его самооценке. Дети имеют проблемы в плане социальной адаптации, а так же наблюдаются сложности в плане взаимодействия с социальной средой. В связи с этим огромное значение имеет профилактическая и коррекционная работа с детьми с ОНР.
Важнейшая задача речевого развития детей дошкольного возраста со-стоит в овладении нормами и правилами родного языка, которые опреде-ляются отдельно для каждого возрастного этапа, а так же развитие его коммуникативных способностей в общении с взрослыми и со сверстника-ми на занятиях и вне занятий.
Глава 1. Особенности лексического развития детей:
1.1. Лексическая система языка.
Любое слово является основной единицей языка, которая имеет раз-ные направления: фонетическое (звучание), лексическое (смысловое) и грамматическое .
Смысловая нагрузка каждого слова охарактеризована определенным лексическим значением. Лексическое значение характеризует определен-ное содержание слова, которое соотносится с явлениями реальной дейст-вительности. В его основе заложено понятие, т. е. форма абстрактного мышления, отражающая общие признаки вещей и явлений.
И если понятие находится в основе лексического значения слова, ме-жду понятием и значением есть разница. Лексическое значение слова не-однозначно, наряду с понятием в него зачастую входит и эмоционально-экспрессивная окраска.
Эмоциональность это способность речи выразить чувства человека. Экспрессия означает выраженную словом личную оценку разных аспек-тов действительности. Эмоционально-экспрессивная окраска слова означа-ет не просто выражение определенной мысли человека, а и выражение оп-ределенных чувств и настроений. Например, если взять слова цветок и цветочек они означают один и тот же предмет, но слово цветочек имеет эмоциональную окраску и выражает ласкательное отношение к данному предмету.
Грамматические значения слов, сливаясь с лексическим, дает уточне-ние слов, например при помощи падежа, рода, числа.
Русский язык, как и многие другие языки мира, имеет слова, озна-чающие только один предмет они называются однозначные, и слова, имеющие несколько значений они называются многозначными. Напри-мер, слово авторучка это однозначное слово. Значения многозначных слов определяются в контексте, например, школа, занятие.
В русском языке существует ряд слов динаковых по написанию и звучанию, но отличающихся по смысловому значению. Это слова омони-мы. Например, молния, как замок на одежде, и молния, как атмосферное явление .
И обратное слова, имеющие различное звучание могут иметь общее значение, и которые отличаются между собой только небольшими нюан-сами это слова синонимы (враг, недруг).
Существуют слова, с абсолютно противоположным значением, кото-рые называются антонимами (вверх — вниз, большой — маленький) т.д.
Многие слова дети конструируют самостоятельно в процессе общения и всевозможных игр. Пик этого занимательного процесса приходится на дошкольный возраст. Но и впоследствии он может развиваться. Чем же это можно объяснить?
Из вышесказанного мы выяснили, что слова используются для наиме-нования определенных явлений или вещей. Использование слов в норма-тивном языке, является узаконенным и традиционным названием опреде-ленных явлений и вещей. Название вещи это что-то внешнее в отношении к самой вещи. Существуют абсолютно разные нормативные наименования, означающие одну и ту же вещь (например, крокодил, аллигатор).
Постепенно овладевая языком, дети знакомятся с нормативными, тра-диционными названиями, явлений и вещей, обучаясь соотносить мир ве-щей и мир слов. Вначале мир вещей в понимании ребенка выглядит гораз-до разнообразнее и обширнее, чем мир усвоенных им названий. Бывает и обратное, когда ребенок услышал название какого-то явления или вещи, но не знает, к чему оно относится. Такие ситуации тоже могут породить рече-вые трудности.
В случае, когда ребенок осознает какое-то явление, но не знает его на-звания он прибегает к методу словотворчества, т. е. сам придумывает по-нятное ему название этому явлению. Когда же ребенок узнает нормативное название явления, оно становится синонимом по отношению к тому слову, которое придумал он сам, например, «держалка» к словосочетанию ручка от сковороды, «каталка» к слову скалка и т. п.
Активность словообразовательного процесса у детей имеет также ряд психологических причин. Как правило, это связано с устройством долго-временной памяти, включающей в себя несколько зон: первая зона в ней располагаются наиболее легкие в воспроизводстве слова; вторая зона включает в себя более трудопроизносимые слова .
Взрослый человек, имеющий опыт в произношении трудных слов пользуется не только первой, но другими зонами, ребенок же неопытен и старается использовать слова из ближайшей зоны, так ему удобнее.
Случается, что в нормативной лексике нет однословного названия, ка-кой либо вещи, в такой ситуации словотворчество ребенка может иметь в какой-то степени «вынужденный» характер. Сконструированное им слово не находит синонимов в нормативном языке, например, «поливалка», «прыгалка» и др .
Другой пример, когда нормативное название предмета или вещи ре-бенку известно, но произносится им с некоторой неточностью, например, «подделываться» и «подстраиваться».
Если вдуматься то новообразования придуманные детьми абсолютно не являются противоречащими словообразовательной системе русского языка, они являются ее порождением, выявляя скрытые возможности в словообразовании. Постоянно вырабатывается новые образования морфем, которые были несвойственны в нормативном языке. Причем морфемы при этом не изобретены, а взяты из языковой системы. Потому детские слова так узнаваемы, их значение легко понимается, хотя и звучат они несколько по-новому.
1.2. Развитие лексической стороны речи.
В любом языке слова являются его главенствующими составляющи-ми, и служат для обозначений вещей, предметов, процессов, свойств. По-этому важнейшее значение в развитии речи имеет работа над самим сло-вом.
Владение словарным запасом языка является обязательным моментом освоения грамматики языка, боле полного развития связной монологиче-ской речи и формирования ее звуковой стороны .
Так как слово является основной единицей языка его основная задача это смысловая нагрузка, которую оно несет. Осознание многогранности значения слов к человеку приходит на протяжении долгих лет. Ребенку нужно систематически объяснять различные понятия одних и тех же слов, для более точного дальнейшего их использования. Умелое манипулиро-вание ребенка своим речевым запасом, дает ему возможность в выборе языковых средств, при использовании слов, фраз и умению легко и пра-вильно связывать их по смыслу.
Словесное обозначение вещей и предметов ребенок начинает усваи-вать в раннем возрасте при непосредственном контакте с окружающей средой. При этом словарный запас ребенка постоянно нуждается не только в пополнении количества слов, но и в совершенствовании качества произ-носимой речи, т. е. правильное употребление антонимов, синонимов, мно-гозначных слов, правильное построение фраз.
Систематически работая над речью ребенка, удачнее идет становление ассоциативных связей, гораздо быстрее происходит усвоение слов и упот-ребление их в смысловом значении .
Объединение слов в тематические группы одна из важнейших задач в развитии словарного запаса ребенка дошкольного возраста. Ребенок учится понимать, что в произносимой им речи, слова связаны между собой и на-ходятся в зависимости друг от друга. Например, слово «лист» в значении «лист бумаги» исходит из группы бумага белая — тетрадь и т. д. и это же слово, употребляемое в другом значении «лист дерева» исходит уже из совершенно другой группы: дерево ветка зеленая и др.
Успех коррекционной работы во многом определяется созданием ес-тественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая дея-тельность является одним из путей формирования мотивации.
Интерес к занятиям, эмоциональный настрой детей поддерживаются введением игровых моментов, использованием наглядных пособий, прак-тическими занятиями с предметами, активными эпизодическими и систе-матическими наблюдениями за различными объектами.
Выделяются две формы учебно-речевой деятельности: на специаль-ных логопедических занятиях и в процессе свободного общения.
В процессе свободного общения важно, чтобы дети не только наблю-дали за предметами и явлениями, окружающими их, но и связывали свои наблюдения с определенными эмоциональными переживаниями. возмож-ности активации словарного запаса тесно связаны с работой по дальней-шему расширению понимания значений слова, его смысла применительно к определенной ситуации. Необходимо продолжать обучение детей груп-пировке воспринимаемых предметов по признакам их соотнесенности.
Словарная работа должна быть направлена на дальнейшее развитие понимания обобщенного и переносного значения слов, их многозначности, отношений целого и частного. Обогащение словаря включает в себя усвое-ние новых слов, углубление понимания уже известных, выяснение их от-тенков, различий, подбор синонимов и антонимов.
Постепенно по мере накопления соответствующих лексических еди-ниц необходимо формировать родовые понятия (мебель, транспорт, одеж-да и др.) .
Список литературы
- Л.А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарев. Русское слово. М., «Просвещение», 1978
- С.Н. Цейтлин. Речевые ошибки и их предупреждение. М., «Про-свещение», 1982
- Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. М., Айрис пресс, 2004
- Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989
- Т.Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. Психологическая помощь дошко-льникам с общим недоразвитием речи. М., ООО «Книголюб», 2004
- Ребенок в детском саду № 2, 2004
- В.И. Селиверстов история логопедии. М., Академический проект, 2004
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии в 2 т., т.1 — М: Педа-гогика. 1999.
- Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // На-чальная школа. 1997. N 1.
- Выготский Л.С. Мышление и речь М.: Лабиринт. 2002.
- Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. Чебок-сары. 1980.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Наука. 1995.
- Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная школа. 1999. N 7.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышле-ния учащихся, // Вопросы психологии. — 2005. — № 6 .
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка М.: Издательство АПМ РСФСР. 1989.
- Максаков А.И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М.: Просвещение. 1983.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей М.: Пресс. 2003.
- Мухина В. С. Детская психология М.: Просвещение. 2001.
- Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 2 Психология образования изд. М.: Просвещение. 2004.
- Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. М.: Наука. 2003.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, — ч. 1 М.: Просвещение. 1999.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: ИНФРА. 2001.
- Эльконин Д.Б. Детская психология М.: Наука. 1989.