Значение, задачи и формы связи между учебными предметами
Ш решение задач, требующих от учащихся применения знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин (например, химии и биологии); Ш преемственность в развитии у учащихся научных понятий и в выработке у них обобщенных умений и навыков; Ш показ общности методов исследования, применяемых в различных науках, и раскрытие их специфики; Ш устранение дублирования при изучении одних и тех же… Читать ещё >
Значение, задачи и формы связи между учебными предметами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связью и взаимопроникновением наук, особенно связью физики и математики с другими отраслями знаний. Так, например, возникла наука бионика, использующая данные физики, биологии, психологии, математики, радиотехники и других наук для изучения живых организмов в целях решения инженерно-технических задач.
Этот процесс должен найти отражение в связи между учебными предметами. Необходимость такой связи диктуется также дидактическими принципами обучения, задачами формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся и гражданского воспитания.
Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы, помогают им использовать свои знания при изучении разных ученых предметов.
В осуществлении межпредметных связей можно выделить следующие основные направления:
- Ш согласование во времени изучения различных дисциплин с таким расчетом, чтобы изучение одних предметов способствовало подготовке учащихся к познанию других;
- Ш преемственность в развитии у учащихся научных понятий и в выработке у них обобщенных умений и навыков;
- Ш осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков;
- Ш единство требований к усвоению знаний и овладению общими умениями и навыками;
- Ш широкое использование при изучении одного предмета знаний умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин;
- Ш устранение дублирования при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин;
- Ш показ общности методов исследования, применяемых в различных науках, и раскрытие их специфики;
- Ш раскрытие взаимосвязи явлений, изучаемых на уроках по различным предметам (физики, химии, биологии, географии, и т. д.), показ единства материального мира;
Способы осуществления межпредметных связей в процессе изучения основ наук в школе разнообразны. На первом этапе изучения физики можно рекомендовать следующие способы:
- Ш обращение к знаниям, приобретенными учащимися ранее на уроках по другим предметам, в связи с изучением нового материала (например, обращение к знаниям о прямой и обратной пропорциональной зависимости на уроках физики в 7 классе при формировании понятий давления);
- Ш решение задач, требующих от учащихся применения знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин (например, химии и биологии);
- Ш выполнение экспериментальных работ, требующих комплексного применения знаний;
- Ш проведение экскурсий межпредметного характера (например, экскурсии в природу — по физике и биологии, экскурсии в электрический цех завода — по физике и химии);
Повторение обобщенного характера, при котором объединяются в одно целое знания, полученные по темам или иным вопросам при изучении различных предметов (например, обобщение знаний об энергии, полученных в процессе изучения физики, химии, и биологии, в результате чего учащиеся приходят к более полному и глубокому пониманию закона сохранения и превращения энергии).