В первое время, пока школы перестраивались, в них часто использовались и старые учебники, и прежние методы обучения. Коренные изменения в учебно-воспитательной работе наметились с введением программ ГУСа (ГУС — Государственный ученый совет при Наркомпросе), идеи которых были заимствованы из американской практики.
Особенности программ ГУСа:
- • комплексный, а не предметный метод составления;
- • рекомендательный, а не обязательный характер;
- • концентрический принцип.
Программы призваны были устранить разрыв между учебными предметами и связать обучение с жизнью.
В основу программ было положено изучение трудовой деятельности: природа изучалась как объект, к которому обращен труд человека; при изучении общественных явлений уделялось внимание отношениям между людьми в процессе трудовой деятельности и экономике.
Программы ГУСа были составлены в двух вариантах — для городской и для сельской школы. «Система знаний, а не система предметов» — таков был их принцип. Усвоение навыков речи, письма, чтения, счета следовало соединить с изучением реальных предметов. Правда, вскоре язык и математику все-таки выделили в отдельные предметы.