Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самостоятельная работа, как средство развития творческого потенциала личности студента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важных условий эффективности самостоятельной работы является ее контроль. В связи с этим появляется новая задача — необходимость проведения целенаправленной работы по созданию достаточного количества специальных заданий, пригодных для самостоятельного выполнения и интересных по содержанию. Самостоятельное выполнение различного рода заданий имеет также и воспитательное значение. Как… Читать ещё >

Самостоятельная работа, как средство развития творческого потенциала личности студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности. Указываются приемы работы с текстом, которые служат формированию их творческой познавательной активности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, автономия личности, иностранный язык, работа с текстом.

В настоящее время все большую актуальность приобретают требования к личным качествам современного студента — умению самостоятельно вести поиск необходимого материала, пополнять и обновлять знания, творчески подходить к решению поставленных задач. Изменение ориентиров системы образования делает невозможным процесс освоения знаний без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Новой целью образовательного процесса становится воспитание компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

По мнению Минаковой Т. В., одной из особенностей современной системы образования является создание условий для развития автономии личности в образовательном пространстве, т. е. способности обучаемого самостоятельно управлять процессом своего учения и нести ответственность за планирование, процесс и результат своей деятельности[3].

В процессе обучения иностранному языку автономность представляется как самостоятельная учебно-познавательная деятельность, которая направлена на овладение знаниями и формирование определенных умений и навыков в различных видах речевой деятельности, способность их применения на практике и ответственность за результаты своего труда. В основе учебной автономии лежит ряд метакогнитивных стратегий, к которым относятся разнообразные умения: поиск и обработка информации, переработка текста, умение планирования, контроля и оценки процесса учения, способность к рефлексии [4].

Основным фактором успешного развития учебной автономии студента и достижения необходимого уровня развития данных стратегий является самостоятельная работа студентов, самостоятельный доступ к учебным и научным ресурсам и технологиям самообразования.

Учитывая последние мировые тенденции в области высшего образования, выявляется четкая направленность всего процесса обучения на повышение роли самостоятельной работы студентов и внедрение в учебный процесс новых информационных технологий [2]. Являясь неотъемлемой частью учебного процесса в подготовке высококвалифицированных специалистов, самостоятельная работа представляется как вид учебной деятельности, направленный на осознанное самоизменение, саморазвитие и приобретение новых качеств и знаний. Самостоятельная учебная деятельность является также средством и обязательным компонентом творческой познавательной активности, ориентированной на формирование умений и навыков интеллектуального труда, углубление профессиональных знаний и развитие приемов научно-исследовательской деятельности.

В учебном процессе высшего учебного заведения различают два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на занятиях по заданию преподавателя, в его присутствии и при его непосредственном участии. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом также по заданию преподавателя, но без его непосредственного руководства. Именно организация внеаудиторной самостоятельной работы требует особого внимания со стороны преподавателя. Следует отметить «ее непосредственное влияние на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т. д. с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый успех способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный» [5].

Необходимо отметить ведущую роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов, который направляет познавательный интерес, анализирует самостоятельную работу, формирует умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности. Преподаватель должен перевести студента из «пассивного потребителя знаний в активного их творца», умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность [7]. Таким образом, продумывая формы организации самостоятельной работы, преподаватель должен учитывать ряд критериев:

  • — необходимые знания, умения и навыки, которые должен показать студент в процессе выполнения самостоятельной работы;
  • — формирование профессиональных компетенций;
  • — развитие творческого потенциала студента и способности нестандартно мыслить; студент познавательный обучение
  • — развитие активной исследовательской позиции студента;
  • — воспитание чувства ответственности за своевременное выполнение задания.

Для наиболее эффективной самостоятельной работы преподаватель должен грамотно сочетать объем работ, выполняемых студентами самостоятельно и в аудитории, методически правильно организовать учебную деятельность, предоставить студенту необходимые методические материалы для того, чтобы превратить процесс самостоятельной работы в творческий и обеспечить контроль над организацией и ходом самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, организованная как парная или в которой принимают участие три человека, может быть более эффективной. Групповая работа усиливает мотивацию и интеллектуальную активность, позволяет вести общение на изучаемом языке. Важным фактором при этом выступает побуждение студентов к самостоятельному поиску и переработке информации, построению алгоритма решения проблемы, представление своей точки зрения и ее умелой аргументации.

Организация самостоятельной работы студентов является одним из наиболее перспективных направлений в обучении иностранному языку, особенно на неязыковых факультетах, где количество аудиторных часов гораздо меньше, чем на языковых. Правильно организованная самостоятельная деятельность обучаемых способна создать условия не только для повышения качества обучения иностранному языку, но и для развития профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности, т. е. способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности [1].

Одним из важных условий эффективности самостоятельной работы является ее контроль. В связи с этим появляется новая задача — необходимость проведения целенаправленной работы по созданию достаточного количества специальных заданий, пригодных для самостоятельного выполнения и интересных по содержанию. Самостоятельное выполнение различного рода заданий имеет также и воспитательное значение. Как особый вид деятельности, самостоятельная работа развивает наблюдательность, воспитывает внимание, увеличивает интерес к иностранному языку. У студентов появляется уверенность в своих силах, воспитывается воля и характер, умение упорно работать и добиваться поставленной цели.

Одним из средств повышения эффективности самостоятельной работы является применение творческих заданий, целью которых выступает возможность облечь процесс обучения в новую, более привлекательную форму. В условиях перехода на государственные стандарты третьего поколения для студентов, обучающихся по системе бакалавриата, большое значение принимает работа над чтением текстов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью будущего специалиста, и выполнением различного рода упражнений и заданий к ним. Это во многом способствует развитию интеллектуально-познавательных умений студентов — поисковых, лингвистических, информационно-аналитических, креативных и рефлексивных [3].

Следует отметить, что правильно подобранные тексты и задания к ним позволяют превратить этот вид деятельности в настоящий творческий процесс, в котором могут максимально проявиться знания, умения и навыки студентов. В связи с этим представляется возможным выделить следующие виды заданий, которые направлены на развитие разнообразных интеллектуально-познавательных умений в совокупности:

  • — выбор текста по нужной теме из нескольких;
  • — определение общей тематической направленности текста;
  • — озаглавливание текста или его частей;
  • — выбор подходящего по смыслу заглавия к тексту из предложенных;
  • — поиск в тексте конкретной информации по тому или иному вопросу;
  • — обобщение извлеченной из текста информации в виде аннотации;
  • — сокращение объема имеющейся в тексте информации и передача его основного содержания в виде реферата;
  • — выбор подходящего по смыслу окончания текста из нескольких предложенных;
  • — логическое построение разбитого на части текста;
  • — критическая оценка содержания прочитанного;
  • — выражение собственного мнения по теме, отраженной в тексте.

Каждое задание для самостоятельной работы по чтению должно состоять из трех обязательных компонентов — формулировки задания, самого текста и приемов контроля. Обязательным условием рационального выбора задания является также учет индивидуальных особенностей обучаемых. В первую очередь, это уровень их языковой подготовки и индивидуально-психологические особенности каждого. Контроль понимания текста также может включать в себя несколько видов работы: перевод на родной язык, пересказ текста, постановка вопросов или ответы на вопросы преподавателя, тестирование понимания текста, реферирование или аннотирование.

Необходимым условием работы с текстами является подбор материала, соответствующего языковому уровню студентов и их профессиональным интересам. Тексты могут быть аутентичными, но адаптированными для студентов определенного уровня. Большой интерес представляют статьи, взятые из газет и журналов, а также размещенные в сети Интернет. Возможность обсуждения актуальных проблем, знакомство с лексикой, необходимой для будущей профессиональной деятельности студентов, делают занятия более насыщенными и в информационном, и в эмоциональном смысле и способствуют повышению интереса студентов к обучению иностранному языку.

Заключительным этапом самостоятельной работы должно стать развитие креативных умений, необходимых будущему специалисту:

  • -осуществление самостоятельного поиска информации для научных исследований;
  • — отбор материала для написания курсовых, дипломных работ;
  • — выполнение реферативных переводов;
  • — составление текстов для выступления на студенческих научных конференциях и круглых столах;
  • — возможность реферативного обзора материалов в процессе самостоятельного чтения газет и журналов, представленных на интернет-сайтах и др.

Таким образом, самостоятельная работа должна способствовать развитию таких профессионально значимых качеств у будущих специалистов, как самосознание, самооценка (развитие навыков самоконтроля и рефлексии), самоорганизация (овладение поведенческими стратегиями) и самоуправление (способность автономно действовать в профессиональной сфере).

В заключение следует подчеркнуть, что роль самостоятельной работы в современных условиях высшего профессионального образования возрастает. Обществу необходим творческий специалист, обладающий не только фундаментальными знаниями и профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, но и опытом социально-оценочной, творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем. Самостоятельная работа интересна тем, что она позволяет непрерывно самосовершенствоваться и преподавателю, и студенту. В связи с этим особое внимание в процессе обучения должно уделяться развитию у студентов умений самообучения, творческого применения полученных знаний и возможностей адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

  • 1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1−3 марта 2001 г.) / А. М. Алтайцев, В. В. Наумов // Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2002. — С. 229−241.
  • 2. Козырев, В. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса / В. Л. Козырев, Н. Л. Шубина. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 — 434 с.
  • 3. Минакова, Т. В. Развитие автономии студента в процессе обучения иностранному языку [эл. рес.] // conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S20.pdf — С.1583−1587.
  • 4. Резницкая, Г. И. Психолого-педагогические аспекты развития автономии учащихся и освоения иноязычной культуры / Г. И. Резницкая // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. — М.: МГЛУ, 2001. — 239 с.
  • 5. Садыкова, О. И. Теоретико-методологические основы развития познавательной самостоятельности студентов в учебном процессе технического вуза / О. И. Садыкова // Сб. науч. работ докторантов, аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. — С. 109−113.
  • 6. Соловова, Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности / Е. Н. Соловова // ИЯШ. — 2004. — № 3 — С. 41−44.
  • 7. Черноусова, А. М. О проблемах организации самостоятельной работы студентов [эл. рес.] // conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S20.pdf — С. 1678−1681.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой