Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов: На примере вышивки
Современные требования, предъявляемые к высшей школе определили направления пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства вузов, однако анализ состояния этого процесса показывает, что в практике высшей школы продолжает доминировать установка на овладение только профессиональными знаниями, умениями, навыками… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов
- 1. 1. Сущность, специфика, функции, структура творческой деятельности
- 1. 2. Творческая деятельность как составная часть эстетического воспитания будущих учителей технологии
- 1. 3. Художественная вышивка как средство формирования творческой деятельности будущих учителей технологии
- 1. 3. 1. Художественная вышивка в русском народном костюме (исторический аспект)
- 1. 3. 2. Создание художественных образов, поиск композиционных решений вышивок — основа творческой деятельности
- 1. 3. 3. Изучение семантики геометрических изображений в орнаменте русской вышивки
- 1. 4. Педагогические условия формирования творческой деятельности будущих учителей технологии по художественной обработке текстильных материалов
- Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов на примере вышивки в условиях специализации.
2.1. Цель задачи и этапы экспериментальной работы.
2.2. Реализация комплекса педагогических условий формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов будущих учителей технологии и предпринимательства (на примере вышивки).
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования.
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М: Педагогика, 1991. — 141с.
- Абросимова Г. В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к творчеству. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. — 96с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности// Психологический журнал. 1995. — Т.6. — N5. — С.3−19.
- Авдеева Е.В. Художественная гладь: Пособие по ручной вышивке. Ташкент: Шарк- 1993. — 72с.
- Александрова О. Д. Программы педагогических институтов. Методика трудового обучения. Технология конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение- 1980.-3 Ос.
- Альбом по рукоделию с иллюстрированными курсами. М.: Внешсигма- 1995 — 128с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как наука. М.: Советское радио, 1979. -114с.
- Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // С А, 1966, № 1
- Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с крючками»//СА. 1965. № 3.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки. Л.: ЛГУ, 1962. — Вып.4. — 218с.
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236с.
- Анисимова Л.Н. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии в педагогических вузах. Дисс. доктора пед. наук. М, 1998. — 359 с.
- Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии.// Художественное творчество. Л.: Наука- 1983. С. 259 -262.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. З-18.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс- 1974.-3 92с.
- Артемьева Т. И, Методологический аспект проблемы способностей. М- 1977. — 183с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение- 1980. — 198с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа- 1980. — 368с.
- Атутов П.Р. Вопросы совершенствования логики дидактических исследований. //Советская педагогика, № 8, 1978, С.44−52.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание- 1978.-48с.
- Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание- 1985.-64с.
- Бардина Р. А. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль- 1975. — 110с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство- 1994, Т. 1. — 356с.
- Благой Д.Д., Егоров Б. Ф. и др., Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука- 1980. — 285с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -399с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Педагогика, 1981. — 141с.
- Богуславская И .Я. Творческие проблемы современных художественных промыслов. JL- 1981. — 374с.
- Богуславская И .Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство- 1972. — 151с.
- Богуславская И. Я, Добрых рук мастерство. JL: Искусство- 1981.-331с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. — 191с.
- Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. — М.: Мысль- 1992.- 637с.
- Васильев С.П. Теория отражения в художественном творчестве. М.: Прогресс- 1970. -496с.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа- 1985. -175с.
- Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. М.: НИИХП- 1985. — 128с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1991. -279с.
- Вышивка: Пособие по технике народных вышивок. М.- 1951. -128с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и изучения о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960. — С.475 С.236−277.
- Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — 621с.
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент: Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт- 1998. — 328с.
- Гиргинов Г. Наука и творчество. М.:Прогресс- 1979. — 365с.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432с.
- Гостев А.Г. Образная сфера личности// Психологический журнал.1987. T.8.-N3.-C.33−42.
- Громов E.G. Природа художественного таланта// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980. -405с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
- Дальниченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Диссер. кандидата педагогических наук. М.- 1993. — 230с.
- Динцес J1.A. Древние черты в русском народном искусстве. /В кн.: «Культура Древней Руси», т. 2. -М. Л.- 1951.
- Добровольская Н.А. Формирование обоыценных умений по решению некоторых классовтворческих задач. Автореферат дисс. К.п.н. М. 1979. — 18 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. Итер Ком, 1999.-386С.
- Егоров А.Г. Проблемы эстетики. -М.- 1974. 463с.
- Еременко Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС- 2000.- 192с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ- 1974. — 112с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 136с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.
- Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск: СГУ, 1990. — 212с.
- Зись А.Я. К вопросу о соотношении структур философского и художественного мышления// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980. — 405с.
- Зись А.Я. Искусство и эстетика. -М.: Искусство, 1974. 447с.
- Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. -М-Л.- 1963. 839с.
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке- Музей народного искусства. М.: Советская Россия- 1990 — 320с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва- Белгород, 1993.-219с.
- Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. — 352с.
- Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я.А. Пона-марева.-М.: Наука, 1983.-335с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., Петрополис, 1997.-467с.
- Калмыкова А.Э. Вышивка тверской земли второй половины XVIII -начала XX вв. Л- 1981 — 240с.
- Калмыкова Л.Э. Народное искусство тверской земли. Тверь: РИФ ЛТД- 1995.-384с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1980.-142с.
- Киященко Н.И. Эстетическая творческая способность: сущность и структура// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. -М., 1980.-405с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.:Просвещение- 1970. — 391с.
- Коваленко Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мыш-лениястудентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма. Диссер.. кандидата педагогических наук. М.- 1998.-243с.
- Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основхудожественно-педагогического образования: Автореферат дис.. кандидата педагогических наук- М.- 1959. — 19с.
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легпром- 1987. — 246с.
- Косс Мелинда. Искусство вышивки. М.: Внешсигма- 1997. — 192с.
- Краснотанов Э.Г. Развитие диалектики в искусстве и философии прекрасного// Вопросы философии. 1985. — N10. — С. 104−112.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 386с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. — М.: Педагогика, 1975 -304 с.
- Кузин B.C. Психология. /Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд. пе-рераб. и доп. М.: Высшая школа- 1982. — 256с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1980.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. 1984. — N1. — С.20−26.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -76с.
- Кулюткин Ю.Н. Эврестический поиск его операционные и эмоциональные компоненты. //Вопросы психологии., 1973, № 1, С. 48−57.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 1959.75с.
- Лернер И.Я. Постановка задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М.: Наука, 1969. — 203с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. «Знание». Новое в жизни, науке, технике. Сетия «Педагогика и психология» № 7, 1974. 64 с.
- Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство- 1981.-479с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Прометей, 1985.-117с.
- Логинова А.Н. Б.Г. Ананьев о психологии искусства// Психологический журнал. 1981. -Т2. — N4. -С. 137−141.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика- 1991. -259с.
- Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов пединститутов. Автореферат дис-сер. на соискание уч. степени канд. пед. наук. -М., 1970.-16с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство- 1976. — 336с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. -М. :Политиздат- 1976. 144с.
- Лук А. Н. Психология Творчества. -М.: Наука- 1978. 127с.
- Лукин Я.Н. Состояние и задачи высшей художественной школы в деле подготовки кадров декоративно-прикладного и промышленного искусства.// В сб.: Вопросы художественного образования. Выпуск XX. Л.- 1977. С. 7.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Гарпрант Раут, 1970. — 296с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.29−34.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М.: Легкая и пищевая промышленность- 1984. — 208с.
- МанноваМ. Вышивки. Братислава: Прага- 1975. — 152с.
- Манушина Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом. М.: Советская Россия- 1983.-296с.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки какистори-ко-этнографический источник. М., Наука- 1978. — 208с.
- Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов. Восточнославянский этнографический сборник. — М.- 1956. С. 581.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание- 1981. — 96с.
- Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству.// Вопросы психологии. 1998. — N1. — С.76−82.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е изд. пере-раб. и доп., — М.: Молодая гвардия- 1988. — 224с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР- 1978.-47с.
- Мурзина С.М. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области. Диссер. кандидата педагогических наук. -М.- 2000. -261с.
- Ш. Мясищев В. Н. Проблемы потребностей в системе психологии. / Уч. записки ЛГУ- Вып. 2. 1957. С. 73−94
- Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методы обучения. М.: МПУ, ЦКВЛ РАО. 1996 — 240 с.
- Новожилов Э.Д. Общее и частное в теории эксперимента: эксперимент в общем виде и специфика педагогического эксперимента./Юбщее и частное в образовательном процессе высшей школы. М: МГОУ, Елец: ЕГУ им. Бунина, 2003 — 162 е., с. 11−12.
- Ньюэлл А, Шоу Дж. С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления. М.: Прогресс, 1965, — 118с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка./Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд. — М: Русский язык- 1984. — 799с.
- Основы художественного ремесла. /Под ред. В. А. Барадулина. В 2ч. -М.: Просвещение- 1987. 1 ч. -255с.- - 2ч. -272с.
- Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежа, обувь, аксессуары. М.: Легпромбытиздат- 2-е изд. переработанное и дополненное. 1997.-318с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969. — Т.4.-С.215−219.
- Платонов К.К. Иерархия подструктур как уровней личности: Проблема способностей. М., 1972. — 78с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-309с.
- Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с фр. -М.: Восхождение- 1992. 608с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика- 1976. -280с.
- Попова О.С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. -М.: Знание- 1984. 144с.
- Психология, Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат. 1990. -494с.
- Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука- 1975. — 252с.
- Психология процессов художественного творчества./Под. Ред. Б. С. Мейлиха, Н. А. Хренова. -М.: Наука- 284с.
- Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2 изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. -494с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-272с.
- Работнова И. П, Композиция северных вышивок.// В сб. научных трудов НИИХП. № 7 М.- 1973. — 224 с.
- Работнова И.П. Русская народная вышивка. М, — 1957. -159с.
- Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В. В, Давыдова. В 2тт., т.2. М.- 1999. — 672с.
- Рощин А.А. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности: Автореф. дисс. канд. культурологии. СПб., 2000. — 23с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М.: Учпедгиз- 1946. С. 441−685.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 276с.
- Рукоделие: Популярная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия- 1992. — 228с.
- Русские художественные промыслы XIX XX вв. и город: Социальные основы искусства. -М.- 1983. — 267с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.- 1981. -237с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
- Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства// Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — N11. — С.3−24.
- Скаткин. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.- 1980.-96C.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Академия, 1995. -496с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Изд-во Магистр, 1997. 223с.
- Советский энциклопедический словарь./Под ред. A.M. Прохорова. 4е изд. — М.: Советская энциклопедия- 1986. — 1599с.
- Соколова Е.Т. Перспективные методы исследования личности. -М.: Изд-во МГУ- 1980. 173с.
- Спиркин А.К. В творческой силе человеческого разума. Посвящение в кн. Г. Гержинова. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 337с.144- Столович Л. Н. Жизнь. Творчество. Человек. М: Политиздат- 1989. — 93с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192с.
- Сычкова Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педвуза: Дис. канж. пед. наук. Курган, 1996.-158с.
- Талызина Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний. М.: МГУ, 1975. — 232 с.
- Творческая направленность деятельности педагога/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Сухобской. JL: ЛГУ, 1988. — 121с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. М., 1985. — Т. 1. — 329с.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 280с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451с.
- Уткин П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа- 1992. — 159с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. М.:Педагогика, 1990. — Т.6. — 528с.
- Федюшкина И.С. Вышивка: От простого шва к сложному узору. -М.: Профиздат- 1996. 100с.
- Философский словарь/ Под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 198 6.-590с.
- Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.:Прогресс- 1993.-324с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Наука- 1982. — 142с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемыизучения и управления. М.: Наука- 1986. — 126с.
- Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Дис. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. — Орел, 1982. — 572с.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1988. 176с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1994.-320с.
- Шамова Т.Н. Проблемность — стимул познавательной активности. //Народное образование, № 3,1966, с 32−34.
- Шугаев В.М. Орнамент на ткани. Л.: Легиндустрия- 1969.-87с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика- 1971. — 352 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -234с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. -М.: Образование, 1910. -205с.
- Эстетическое воспитание студентов. / Под ред. Овсянникова. М.: Высшая школа- 1980. -248с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1996. — 248с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии. -1994. -№ 2. С.64−77.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание- 1971.-46с.
- Яковлев Е. Г, Проблема художественного творчества. М.: Высшая школа- 1972, — 121с.
- Яковлев В.А. Динамика творческого процесса в науке. М.: МГУ, 1989. — 128с.
- Яковлева Е.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224с.
- Duchnova Milana. Vysivame. Bratislava- 1978. — 224s.
- Clifton R.A. and Covert J. The effects of an experimental programme on the motivation the motivation and self-concept of student teachers// Canadian Journal of Education. 1977. — № 2. — P. 23−31.
- Hope Hanley. Needlpoint- Revised and Enlarged. New York.- 1975. 175s.
- Jacqueline Tnthoven. The stitches of creative embroidery. -New York. 1964,-212s.
- Licherova Alzbeta. Stickmusterbuch. Leipzig. 1987. — 128s.
- Mary Oljen. Kauneimmat Kasityol/ Helsinki, 1976, — 248s.
- Slovenska l’udova vysivka. Bratislava, 1985.- 544s.
- Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskunde. Berlin-Leipzig. 1927. S. 199−200.