Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов: На примере вышивки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные требования, предъявляемые к высшей школе определили направления пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства вузов, однако анализ состояния этого процесса показывает, что в практике высшей школы продолжает доминировать установка на овладение только профессиональными знаниями, умениями, навыками… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов
    • 1. 1. Сущность, специфика, функции, структура творческой деятельности
    • 1. 2. Творческая деятельность как составная часть эстетического воспитания будущих учителей технологии
    • 1. 3. Художественная вышивка как средство формирования творческой деятельности будущих учителей технологии
      • 1. 3. 1. Художественная вышивка в русском народном костюме (исторический аспект)
      • 1. 3. 2. Создание художественных образов, поиск композиционных решений вышивок — основа творческой деятельности
      • 1. 3. 3. Изучение семантики геометрических изображений в орнаменте русской вышивки
    • 1. 4. Педагогические условия формирования творческой деятельности будущих учителей технологии по художественной обработке текстильных материалов
  • Выводы по первой главе

Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов на примере вышивки в условиях специализации.

2.1. Цель задачи и этапы экспериментальной работы.

2.2. Реализация комплекса педагогических условий формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов будущих учителей технологии и предпринимательства (на примере вышивки).

2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования.

Выводы по второй главе.

Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов: На примере вышивки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из ведущих задач в профессиональной подготовке будущего учителя технологии является формирование его творческой деятельности, в том числе в области художественной обработки материалов.

Преобразования в социально-политической жизни общества привели к адекватным изменениям в сфере образования. Актуальными стали новые требования к специалисту, будущему учителю технологии и предпринимательства: профессионализм, мобильность, способность к творческой деятельности, выражающей индивидуальность личности. Для учителя технологии и предпринимательства стало необходимо иметь личный опыт творческой деятельности, приобретенный в процессе обучения в вузе.

Современные требования, предъявляемые к высшей школе определили направления пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства вузов, однако анализ состояния этого процесса показывает, что в практике высшей школы продолжает доминировать установка на овладение только профессиональными знаниями, умениями, навыками, считающимися достаточными для качественного выполнения выпускниками вузов, своих профессиональных обязанностей. Возникает необходимость подготовки специалиста, учителя технологии и предпринимательства, отвечающего современным требованиям, и это возможно лишь на основе целенаправленного соединения профессионального становления, основанного на овладении знаниями, умениями, навыками, и личностного развития, предусматривающего самореализацию и формирование творческой деятельности через развитие индивидуальных склонностей и способностей.

Творческая деятельность занимает особое место в системе человеческой деятельности. Роль и значение творческой деятельности особенно возрастают в студенческие годы. Это подтверждают исследования Б. Г. Никандрова, Б.П.

Юсова и других, так как пора студенчества приобщает юношу и девушку к разряду взрослых людей, рождая соответствующее самосознание, иной, нежели прежде, круг интересов и выход к самостоятельной предметно-созидательной деятельности. Получение знаний становится теперь преимущественно средством для обоснования мировоззрения и самосознания, охватывающих нравственные, политические, эстетические взгляды и художественные вкусы. Творческая деятельность в это время помогает значительно расширить крайне узкий реальный опыт молодых людей. Творческая деятельность является не просто манипулированием некими материальными средствами (линией, цветом, пластическим образом), а особым способом осмысления мира, его «духовно-практическим освоением». Эстетика называет это образным мышлением, творческим воображением.

К сожалению, профессиональная подготовка будущего учителя технологии в высшей школе построена таким образом, что она в основном ориентирована на развитие мышления и сознания, не затрагивая ни эмоционально-чувственную сторону личности студента, ни его воображение, хотя человек, воспринимает окружающий мир в единстве разума и чувства, а развитая способность воображения оказывается в высшей степени значима во всех сферах практической жизнедеятельности.

Исследование проблемы творческой деятельности и художественного творчества в работах Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, И. С. Гройсмана, А .Я. Зися, А. Н. Лука, П. В. Симонова, М. Г. Ярошевского и других показывает, что уровень развития творческой деятельности в значительной мере влияет на формирование личностных и профессионально-педагогических качеств студентов вуза.

Проблема развития творческой деятельности в составе эстетического воспитания отражена в работах И. А. Джидарьяна, И. Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б. П. Юсова и других,^ также зарубежных исследователей О. Гунтера, Д. Дьюи, Я. Кодаи, В. Лоуэнфельда, К. Орфа, П. Хиндемита и других ученых. Развитие творческих способностей, одаренности, педагогического мастерства, творческого потенциала средствами творческой деятельности рассматривались Т. И. Артемьевой, Э. А. Голубевой, А. Г. Ковалевым, Н. С. Лейтесом, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым, Н. В. Рождественской, Б. М. Тепловым и другими.

Новым подходом к рассмотрению проблемы формирования творческой деятельности студентов, отраженным в нашем исследовании, является то, что решается она в рамках специализации «Дизайн и художественная обработка материалов» (на примере вышивки) в процессе профессиональной подготовки на факультетах технологии и предпринимательства (ФТП), технико-экономических факультетах (ТЭФ) по специальности 30 600 «технология и предпринимательство» .

Как показали наблюдения и специально организованный педагогический эксперимент, выпускникам ФТП (ТЭФ) на этой специализации необходимо овладеть характерными приемами решения задач по художественной обработке материалов, востребованными в школьном обучении технологии. Указанный круг учебно-творческих задач мы применяем в процессе формирования творческой деятельности студентов на примере вышивки.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике вузовского образования противоречий:

— между признанием эффективности использования творческой деятельности на самореализацию личности будущего учителя технологии и предпринимательства и отсутствием педагогических условий организации данной деятельности в вузе;

— между необходимостью формирования творческой деятельности студентов ФТП и отсутствием теоретико-методических основ, конкретизирующих способы системной организации данного процесса в структуре профессиональной подготовки студентов.

Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования: разработка научно-методических подходов, обеспечивающих эффективное формирование творческой деятельности будущих учителей технологии по художественной обработке текстильных материалов.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов (на примере вышивки)».

Исходя из данной проблемы и учитывая значительную потребность в повышении эффективности формирования профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства мы поставили целью исследования: формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов (на примере вышивки), предусматривающее развитие их способностей и личностную самореализацию.

Объект исследования: формирование творческой деятельности студентов ФТП (ТЭФ) по художественной обработке материалов (на примере вышивки).

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой деятельности студентов ФТП (ТЭФ) по художественной обработке текстильных материалов (на примере вышивки).

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что процесс формирования творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов студентов ФТП (ТЭФ) будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий:

• актуализация потребности студентов в творческой деятельности, ориентация студентов на личностную самореализацию;

• диагностический подход к определению способностей студентов;

• реализация способностей студентов в творческой деятельности по художественной обработке материалов, развитие профессиональных и лично-стно значимых качеств студентов — будущих учителей технологии;

• формирование и накопление опыта творческой деятельности, реализация технологических и творческих знаний и умений по обработке текстильных материалов в продуктах творческой деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы определяем следующие задачи:

1. Выполнить анализ состояния проблемы формирования творческой деятельности студентов ФТП (ТЭФ) по художественной обработке текстильных материалов в теоретических источниках и существующей практике высшей школы.

2. Выявить и обосновать комплекс принципов и комплекс педагогических условий, реализация которых обеспечит эффективность формирования творческой деятельности студентов.

3. Разработать методику формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов (вышивке) студентов вуза в условиях специализации.

4. Экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий формирования творческой деятельности студентов ФТП по художественной обработке материалов (на примере вышивки).

Методологической базой исследования являются: теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) — теория личности как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, В. А. Беликов, А. Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн) — теория творчества (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. В. Баженов, Г. С. Батищев, Дж. Гильфорд, В. А. Крутецкий, Я. А. Пономарев, В. А. Тихонович, Г. Уоллес, и др.) — теория педагогического творчества (В.И. Загвя-зинский, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) — теория художественного творчества (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. П. Юсов и др.) — концепция развития творческого потенциала личности (П.Ф. Кравук, Т. А. Ратт, А. С-Хворостов, Т. И. Шамова, Т. Я. Шпикалова и др.) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. Н. Занков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — теория формирования личности в процессе общего и профессионального образования, теоретические основы профессиональной подготовки (П.Р. Ату-тов, Г. Г. Гранатов, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, Э. Д. Новожилов, В. К. Розов, М. Н. Скаткин и др.).

При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ, прямое и косвенное наблюдение, анкетирование студентов и преподавателей, анализ педагогической практики, изучение продуктов творческой деятельности студентов по художественной обработке текстильных материалов, педагогический эксперимент.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1998 по 2004 гг. на факультете технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета и на технико-экономическом факультете Владимирского государственного педагогического университета. Всего экспериментом на констатирующем и формирующем этапах охвачено 287 студентов 3−5 курсов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом, поисково-теоретическом, этапе (1998;1999 гг.) проводился анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике творческой деятельности студентов вуза по художественной обработки материаловизучалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме. Это позволило сформулировать тему, цель, гипотезу исследования, конкретизировать задачи и наметить пути их решенияразработать и теоретически обосновать педагогические условия формирования творческой деятельности студентов ФТП (ТЭФ) (на примере вышивки).

На втором, поисково-эмпирическом этапе (1999;2000 гг.) проводилась экспериментальная работа (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента) на основе теоретически обоснованного и разработанного содержания творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов. В процессе этой работы анализировались полученные результаты, учитывались критерии эффективности разработанной методики формирования творческой деятельности (на примере вышивки).

На третьем, заключительном этапе (2001;2004 гг.) продолжался формирующий этап эксперимента. Была осуществлена систематизация результатов экспериментальной работы, их обобщение и осмысление, описание и оформление работы. Полученные в ходе экспериментальной работы данные подвергались качественному и количественному анализу с привлечением методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

1. Выявлена сущность, определена структура и логика процесса творческой деятельности будущих учителей технологии по художественной обработке материалов.

2. Разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, значительно повышающих эффективность формирования творческой деятельности будущих учителей технологии по художественной обработке текстильных материалов (по вышивке). К ним мы относим: актуализацию потребности студентов в творческой деятельностиориентацию студентов на личностную самореализациюдиагностический подход к определению способностей студентовреализацию способностей студентов в творческой деятельности по художественной обработке материалов и развитие профессиональных и личностно значимых качеств личности будущего учителя технологииформирование и накопление опыта творческой деятельности и реализации технологических и творческих знаний и умений по художественной обработке текстильных материалов в конкретных продуктах творчества.

3. Разработана методика формирования творческой деятельности в процессе решения учебно-творческих задач по художественной обработке материалов как средство освоения приемов преобразовательной деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности, развития творческого потенциала студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении ведущих теоретических подходов к эффективному формированию творческой деятельности студентов, уточнении понятия «целостная творческая деятельность по художественной обработке материалов», в разработке методики формирования творческой деятельности студентов на основе постановки и решения комплекса учебно-творческих задач по художественной обработке текстильных материалов (на примере вышивки) — в рассмотрении процесса формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов с учетом необходимости оптимального сочетания овладения приемами творчества и способами практической деятельности (технологиями) в процессе создания декоративных изделий.

Практическое значение исследования.

Разработанный комплекс педагогических условий и его реализация позволяют повысить эффективность формирования творческой деятельности студентов ФТП (ТЭФ) вузов. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов для повышения эффективности процесса формирования творческой деятельности и самоорганизации данной деятельности студентов.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования были обеспечены: анализом философской, психолого-педагогической научной литературы по обозначенной проблемепредставленной базой источников, использованием комплексной методики, соответствующей целям и задачам исследованиявоспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования.

На защиту выносятся следующие положения'.

1. Процесс формирования и накопления опыта творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов при подготовке будущих учителей технологии, опирающийся на комплекс педагогических условий.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов (на примере вышивки): актуализация потребности студентов в творческой деятельности по художественной обработке материаловориентация студентов на личностную самореализациюдиагностический подход к определению способностей студентовреализация способностей студентов в конкретных видах творческой деятельности по художественной обработке материалов, развитие профессиональных и личностно значимых качеств будущих учителей технологииформирование и накопление опыта творческой деятельности средствами решения учебно-творческих задач, реализация технологических знаний и умений по художественной обработке материалов в продуктах творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в образовательном процессе на специализации «Дизайн и художественная обработка материалов» Московского государственного областного университета ФТП (ТЭФ), и Владимирского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы, заседаниях кафедры методики трудового обучения и научно-методических семинарах МГОУ (2001, 2002, 2003, 2004 г. г.).

Материалы исследования внедрены в практику лекционных и лабораторных занятий вузов МГОУ (г. Москва), ВГПУ (г. Владимир) в виде методических рекомендаций, разработок, научных статей, составивших основу обучения художественной вышивке, спецпрактикума и курса «Художественная вышивка» по специальности 30 600 — «технология и предпринимательство» .

5. Результаты исследования показали, что специализация «Дизайн и художественная обработка материалов» располагает необходимыми возможностями, обеспечивающими формирование целостной профессионально ориентированной творческой деятельности студентов ФТП в единстве мотива-ционного, операционного и личностного компонентов данной деятельности.

Анализируя полученные данные констатирующего этапа формирующего эксперимента, мы определили низкий уровень сформированности творческой деятельности студентов. Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов (на примере вышивки) на факультете технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета и на технико-экономическом факультете Владимирского государственного университета на основе реализации выделенного нами комплекса педагогических условий, адекватного поставленным целям.

6. Формирующий эксперимент подтвердил, что процесс формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов протекает более успешно в рамках уровневой системы. Рассматриваемая творческая деятельность студентов включает в себя мотивационный (мотивация), операциональный (практические действия, действия контроля) и личностный компоненты (целеполагание и действия оценки), и формируется на продуктивном (высоком), интерпретирующем (среднем) и репродуктивном (низком) уровнях.

7. В качестве основных показателей, характеризующих уровень формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов (вышивке), нами выделены следующие: мотивация творческой деятельности, целеполагание, практические действия: а) применение рациональных технологических знаний и умений ручной вышивки в процессе выполнения заданий по проектирования и изготовлению изделийб) реализация приемов преобразовательной деятельности в процессе решения художественных задач на разных уровнях в зависимости от накопленного опыта выполнения художественной вышивки и знаний истории развития ее в различных регионах Россиидействия контроля, действия оценки и творческие способности.

8. Критериями эффективности модели формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов (художественной вышивки) являются отличительные признаки, по которым можно судить о ее достаточно высоком уровне функционирования и качественном развитии. Целью и результатом процесса формирования творческой деятельности студентов на основе комплекса педагогических условий является личностное и профессиональное совершенствование студента в системе образовательного процесса вуза. Основным критерием эффективности формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке текстильных материалов (вышивке) является продвижение от репродуктивного (низкого) уровня к интерпретирующему (среднему) и к продуктивному (высокому) уровням в процессе освоения технологий ручной вышивки и создания декоративных изделий.

9. Методика формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов (вышивке), обучение решению художественных задач по созданию декоративных изделий в технике ручной вышивки в процессе подготовки будущих учителей технологии предполагает усвоение студентами высокой значимости народного творчества в технологическом образовании, изучение истории развития художественной вышивки в России, овладение технологическими знаниями и умениями выполнения различных вышивок, умениями организации осуществления процесса воплощения в материале художественного замысла. Изучение процесса создания декоративных изделий происходит наиболее эффективно при полноценном формировании всех компонентов творческой деятельности студентов (мотивацион-ном, операционном, личностном), что способствует формированию приемов преобразовательной практической деятельности, успешному развитию творческих способностей и технологической культуры студентов. Усвоение практических действий предполагает: применение рациональных технологических знаний и умений ручной вышивки в процессе выполнения заданий по проектированию и изготовлению изделийреализацию приемов преобразовательной деятельности в процессе решения художественных задач на разных уровнях в зависимости от накопленного опыта выполнения художественной вышивки и знаний истории развития ее в разных регионах России.

10. Экспериментальное исследование позволило убедиться в действенности комплекса педагогических условий, адекватных поставленным целям, их оптимальности и достаточности для обеспечения эффективного формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов, а также, развития профессионально важных качеств личности будущих учителей технологии и предпринимательства в соответствии с требованиями современной школы.

11.В исследовании нами определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию творческой деятельности студентов по художественной обработке текстильных материалов, в него включены:

• актуализация потребности студентов в творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов, ориентация студентов на личностную самореализацию;

• диагностический подход к определению способностей студентов;

• реализация способностей студентов к творческой деятельности, развитие профессиональных и личностно значимых качеств студентов — будущих учителей технологииформирование и накопление опыта творческой деятельности, средствами решения учебно-творческих задач, реализация технологических знаний и умений по обработке текстильных материалов в продуктах творческой деятельности.

Заключение

.

Подводя итоги нашего исследования можно отметить, что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Результаты исследования позволили сформулировать следующие общие выводы.

1. Изучение современного состояния проблемы показало, что имеются возможности высшей школы эффективно решать вопросы творческого развития будущих учителей технологии на занятиях по специализации, органи-зуюя работу по следующим направлениям:

— обогащение знаний студентов о культурных традициях народов России (в частности о художественной вышивке);

— повышение интереса студентов к народному творчеству;

— приобщение студентов к участию в выставочной, исследовательской деятельности.

2. Способствовать профессиональному и личностному совершенствованию студентов ФТП (ТЭФ) может только такая творческая деятельность по художественной обработке материалов, которая носит целостный характер. Целостность творческой деятельности по художественной обработке материалов составляет рассмотрение составляющих ее структурных компонентов в их единстве и взаимосвязи: мотивы — цели — практические действия — действия контроля и оценки. Если студент осознанно и самостоятельно проходит все этапы овладения творческой деятельностью в их последовательности, значит, выполняемая творческая деятельность целостна.

3. В процессе педагогической диагностики были выявлены три уровня формирования творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов (вышивке): репродуктивный, интерпретирующий, продуктивный. Результаты диагностики исходного состояния сформированности творческой деятельности студентов подтвердили низкий уровень ее освоения, который проявляется в отсутствии осознанных мотивов, близких по содержанию этой творческой деятельности, не сформированностью целепола-гания, не отработанностью практических действий, произвольностью и стихийностью действий контроля и оценки. Одна из причин такого положения состоит в отсутствии специально организованной и целенаправленной последовательной работы по формированию творческой деятельности студентов по художественной обработке материалов в рамках учебного плана.

4. Построение методики формирования творческой деятельности по художественной обработке материалов студентами ФТП должно опираться на:

— сохранение культурных ценностей своего народа во взаимосвязи с культурами народов Росси и мировой культуры в целом;

— ориентацию на запросы личности студента, его культурное развитие и самореализацию;

— стимулирование и поддержку студентов в овладении различных способов художественной вышивки в ее историческом и современном состоянии, уважение к традициям народного творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М: Педагогика, 1991. — 141с.
  2. Г. В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к творчеству. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. — 96с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности// Психологический журнал. 1995. — Т.6. — N5. — С.3−19.
  4. Е.В. Художественная гладь: Пособие по ручной вышивке. Ташкент: Шарк- 1993. — 72с.
  5. О. Д. Программы педагогических институтов. Методика трудового обучения. Технология конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение- 1980.-3 Ос.
  6. Альбом по рукоделию с иллюстрированными курсами. М.: Внешсигма- 1995 — 128с.
  7. Г. С. Творчество как наука. М.: Советское радио, 1979. -114с.
  8. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // С А, 1966, № 1
  9. А.К. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с крючками»//СА. 1965. № 3.
  10. .Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки. Л.: ЛГУ, 1962. — Вып.4. — 218с.
  11. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236с.
  12. Л.Н. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии в педагогических вузах. Дисс. доктора пед. наук. М, 1998. — 359 с.
  13. П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии.// Художественное творчество. Л.: Наука- 1983. С. 259 -262.
  14. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. З-18.
  15. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс- 1974.-3 92с.
  16. Артемьева Т. И, Методологический аспект проблемы способностей. М- 1977. — 183с.
  17. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Просвещение- 1980. — 198с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа- 1980. — 368с.
  19. П.Р. Вопросы совершенствования логики дидактических исследований. //Советская педагогика, № 8, 1978, С.44−52.
  20. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание- 1978.-48с.
  21. Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание- 1985.-64с.
  22. Р. А. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль- 1975. — 110с.
  23. Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство- 1994, Т. 1. — 356с.
  24. Д.Д., Егоров Б. Ф. и др., Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука- 1980. — 285с.
  25. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -399с.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Педагогика, 1981. — 141с.
  27. И .Я. Творческие проблемы современных художественных промыслов. JL- 1981. — 374с.
  28. И .Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство- 1972. — 151с.
  29. Богуславская И. Я, Добрых рук мастерство. JL: Искусство- 1981.-331с.
  30. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. — 191с.
  31. В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. — М.: Мысль- 1992.- 637с.
  32. С.П. Теория отражения в художественном творчестве. М.: Прогресс- 1970. -496с.
  33. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа- 1985. -175с.
  34. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов. М.: НИИХП- 1985. — 128с.
  35. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1991. -279с.
  36. Вышивка: Пособие по технике народных вышивок. М.- 1951. -128с.
  37. П.Я. Психология мышления и изучения о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960. — С.475 С.236−277.
  38. Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — 621с.
  39. Ю.Я. Что такое орнамент: Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт- 1998. — 328с.
  40. Г. Наука и творчество. М.:Прогресс- 1979. — 365с.
  41. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432с.
  42. А.Г. Образная сфера личности// Психологический журнал.1987. T.8.-N3.-C.33−42.
  43. E.G. Природа художественного таланта// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980. -405с.
  44. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
  45. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Диссер. кандидата педагогических наук. М.- 1993. — 230с.
  46. Динцес J1.A. Древние черты в русском народном искусстве. /В кн.: «Культура Древней Руси», т. 2. -М. Л.- 1951.
  47. Н.А. Формирование обоыценных умений по решению некоторых классовтворческих задач. Автореферат дисс. К.п.н. М. 1979. — 18 с.
  48. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
  49. В.Н. Психология общих способностей. СПб. Итер Ком, 1999.-386С.
  50. А.Г. Проблемы эстетики. -М.- 1974. 463с.
  51. Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС- 2000.- 192с.
  52. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ- 1974. — 112с.
  53. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 136с.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.
  55. Л.А. Художественное сознание. Свердловск: СГУ, 1990. — 212с.
  56. А.Я. К вопросу о соотношении структур философского и художественного мышления// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980. — 405с.
  57. А.Я. Искусство и эстетика. -М.: Искусство, 1974. 447с.
  58. С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. -М-Л.- 1963. 839с.
  59. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке- Музей народного искусства. М.: Советская Россия- 1990 — 320с.
  60. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва- Белгород, 1993.-219с.
  61. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. — 352с.
  62. Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я.А. Пона-марева.-М.: Наука, 1983.-335с.
  63. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416с.
  64. М.С. Эстетика как философская наука. СПб., Петрополис, 1997.-467с.
  65. А.Э. Вышивка тверской земли второй половины XVIII -начала XX вв. Л- 1981 — 240с.
  66. Л.Э. Народное искусство тверской земли. Тверь: РИФ ЛТД- 1995.-384с.
  67. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1980.-142с.
  68. Н.И. Эстетическая творческая способность: сущность и структура// Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. -М., 1980.-405с.
  69. А.Г. Психология личности. М.:Просвещение- 1970. — 391с.
  70. Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мыш-лениястудентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма. Диссер.. кандидата педагогических наук. М.- 1998.-243с.
  71. Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основхудожественно-педагогического образования: Автореферат дис.. кандидата педагогических наук- М.- 1959. — 19с.
  72. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легпром- 1987. — 246с.
  73. Косс Мелинда. Искусство вышивки. М.: Внешсигма- 1997. — 192с.
  74. Э.Г. Развитие диалектики в искусстве и философии прекрасного// Вопросы философии. 1985. — N10. — С. 104−112.
  75. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 386с.
  76. Т.В. Психология технического мышления. — М.: Педагогика, 1975 -304 с.
  77. B.C. Психология. /Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд. пе-рераб. и доп. М.: Высшая школа- 1982. — 256с.
  78. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1980.
  79. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. 1984. — N1. — С.20−26.
  80. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -76с.
  81. Ю.Н. Эврестический поиск его операционные и эмоциональные компоненты. //Вопросы психологии., 1973, № 1, С. 48−57.
  82. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  84. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 1959.75с.
  85. И.Я. Постановка задачи в обучении как средство развития творческих способностей. М.: Наука, 1969. — 203с.
  86. И.Я. Проблемное обучение. «Знание». Новое в жизни, науке, технике. Сетия «Педагогика и психология» № 7, 1974. 64 с.
  87. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство- 1981.-479с.
  88. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Прометей, 1985.-117с.
  89. А.Н. Б.Г. Ананьев о психологии искусства// Психологический журнал. 1981. -Т2. — N4. -С. 137−141.
  90. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика- 1991. -259с.
  91. Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов пединститутов. Автореферат дис-сер. на соискание уч. степени канд. пед. наук. -М., 1970.-16с.
  92. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство- 1976. — 336с.
  93. Лук А. Н. Мышление и творчество. -М. :Политиздат- 1976. 144с.
  94. Лук А. Н. Психология Творчества. -М.: Наука- 1978. 127с.
  95. Я.Н. Состояние и задачи высшей художественной школы в деле подготовки кадров декоративно-прикладного и промышленного искусства.// В сб.: Вопросы художественного образования. Выпуск XX. Л.- 1977. С. 7.
  96. А. Мотивация и личность. Нью-Йорк: Гарпрант Раут, 1970. — 296с.
  97. A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.29−34.
  98. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  99. С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М.: Легкая и пищевая промышленность- 1984. — 208с.
  100. МанноваМ. Вышивки. Братислава: Прага- 1975. — 152с.
  101. Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом. М.: Советская Россия- 1983.-296с.
  102. Г. С. Орнамент русской народной вышивки какистори-ко-этнографический источник. М., Наука- 1978. — 208с.
  103. Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов. Восточнославянский этнографический сборник. — М.- 1956. С. 581.
  104. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание- 1981. — 96с.
  105. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству.// Вопросы психологии. 1998. — N1. — С.76−82.
  106. М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е изд. пере-раб. и доп., — М.: Молодая гвардия- 1988. — 224с.
  107. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР- 1978.-47с.
  108. С.М. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области. Диссер. кандидата педагогических наук. -М.- 2000. -261с.
  109. Ш. Мясищев В. Н. Проблемы потребностей в системе психологии. / Уч. записки ЛГУ- Вып. 2. 1957. С. 73−94
  110. Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методы обучения. М.: МПУ, ЦКВЛ РАО. 1996 — 240 с.
  111. Э.Д. Общее и частное в теории эксперимента: эксперимент в общем виде и специфика педагогического эксперимента./Юбщее и частное в образовательном процессе высшей школы. М: МГОУ, Елец: ЕГУ им. Бунина, 2003 — 162 е., с. 11−12.
  112. Ньюэлл А, Шоу Дж. С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления. М.: Прогресс, 1965, — 118с.
  113. С.И. Словарь русского языка./Под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд. — М: Русский язык- 1984. — 799с.
  114. Основы художественного ремесла. /Под ред. В. А. Барадулина. В 2ч. -М.: Просвещение- 1987. 1 ч. -255с.- - 2ч. -272с.
  115. Ф.М. Композиция костюма: Одежа, обувь, аксессуары. М.: Легпромбытиздат- 2-е изд. переработанное и дополненное. 1997.-318с.
  116. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969. — Т.4.-С.215−219.
  117. К.К. Иерархия подструктур как уровней личности: Проблема способностей. М., 1972. — 78с.
  118. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-309с.
  119. Полная энциклопедия женских рукоделий. /Пер. с фр. -М.: Восхождение- 1992. 608с.
  120. Я. А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика- 1976. -280с.
  121. О.С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. -М.: Знание- 1984. 144с.
  122. Психология, Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат. 1990. -494с.
  123. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука- 1975. — 252с.
  124. Психология процессов художественного творчества./Под. Ред. Б. С. Мейлиха, Н. А. Хренова. -М.: Наука- 284с.
  125. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2 изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. -494с.
  126. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-272с.
  127. Работнова И. П, Композиция северных вышивок.// В сб. научных трудов НИИХП. № 7 М.- 1973. — 224 с.
  128. И.П. Русская народная вышивка. М, — 1957. -159с.
  129. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В. В, Давыдова. В 2тт., т.2. М.- 1999. — 672с.
  130. А.А. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности: Автореф. дисс. канд. культурологии. СПб., 2000. — 23с.
  131. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М.: Учпедгиз- 1946. С. 441−685.
  132. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 276с.
  133. Рукоделие: Популярная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия- 1992. — 228с.
  134. Русские художественные промыслы XIX XX вв. и город: Социальные основы искусства. -М.- 1983. — 267с.
  135. .А. Язычество древних славян. М.- 1981. -237с.
  136. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  137. П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства// Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — N11. — С.3−24.
  138. . М.Н. Проблемы современной дидактики. М.- 1980.-96C.
  139. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Академия, 1995. -496с.
  140. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Изд-во Магистр, 1997. 223с.
  141. Советский энциклопедический словарь./Под ред. A.M. Прохорова. 4е изд. — М.: Советская энциклопедия- 1986. — 1599с.
  142. Е.Т. Перспективные методы исследования личности. -М.: Изд-во МГУ- 1980. 173с.
  143. А.К. В творческой силе человеческого разума. Посвящение в кн. Г. Гержинова. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. — 337с.144- Столович Л. Н. Жизнь. Творчество. Человек. М: Политиздат- 1989. — 93с.
  144. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192с.
  145. Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педвуза: Дис. канж. пед. наук. Курган, 1996.-158с.
  146. Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний. М.: МГУ, 1975. — 232 с.
  147. Творческая направленность деятельности педагога/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Сухобской. JL: ЛГУ, 1988. — 121с.
  148. .М. Способности и одаренность. М., 1985. — Т. 1. — 329с.
  149. О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 280с.
  150. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451с.
  151. П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа- 1992. — 159с.
  152. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. М.:Педагогика, 1990. — Т.6. — 528с.
  153. И.С. Вышивка: От простого шва к сложному узору. -М.: Профиздат- 1996. 100с.
  154. Философский словарь/ Под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 198 6.-590с.
  155. П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.:Прогресс- 1993.-324с.
  156. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Наука- 1982. — 142с.
  157. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемыизучения и управления. М.: Наука- 1986. — 126с.
  158. А.С. Единство трудового и эстетического воспитания в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Дис. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. — Орел, 1982. — 572с.
  159. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1988. 176с.
  160. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1994.-320с.
  161. Т.Н. Проблемность — стимул познавательной активности. //Народное образование, № 3,1966, с 32−34.
  162. В.М. Орнамент на ткани. Л.: Легиндустрия- 1969.-87с.
  163. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика- 1971. — 352 с.
  164. Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -234с.
  165. П.К. Теория творчества. -М.: Образование, 1910. -205с.
  166. Эстетическое воспитание студентов. / Под ред. Овсянникова. М.: Высшая школа- 1980. -248с.
  167. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1996. — 248с.
  168. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  169. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  170. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии. -1994. -№ 2. С.64−77.
  171. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание- 1971.-46с.
  172. Яковлев Е. Г, Проблема художественного творчества. М.: Высшая школа- 1972, — 121с.
  173. В.А. Динамика творческого процесса в науке. М.: МГУ, 1989. — 128с.
  174. Е.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224с.
  175. Duchnova Milana. Vysivame. Bratislava- 1978. — 224s.
  176. Clifton R.A. and Covert J. The effects of an experimental programme on the motivation the motivation and self-concept of student teachers// Canadian Journal of Education. 1977. — № 2. — P. 23−31.
  177. Hope Hanley. Needlpoint- Revised and Enlarged. New York.- 1975. 175s.
  178. Jacqueline Tnthoven. The stitches of creative embroidery. -New York. 1964,-212s.
  179. Licherova Alzbeta. Stickmusterbuch. Leipzig. 1987. — 128s.
  180. Mary Oljen. Kauneimmat Kasityol/ Helsinki, 1976, — 248s.
  181. Slovenska l’udova vysivka. Bratislava, 1985.- 544s.
  182. Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskunde. Berlin-Leipzig. 1927. S. 199−200.
Заполнить форму текущей работой