Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства игровой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В игре ребенок учится использовать один предмет как знак другого предмета, развивая при этом образное мышление, воображение. Однако возможности использования предмета в качестве заместителя ограничены: предмет должен быть достаточно обобщенным, чтобы стать заместителем другого. Именно поэтому психологи считают, что геометрическая фигура для ребенка дошкольного возраста лучше игрушки, т. к… Читать ещё >

Средства игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, средства — это то, с помощью чего, посредством чего осуществляется деятельность. Средства игровой деятельности классифицируются по пяти группам: материальные, информационные, языковые, логические, математические[1]. Рассмотрим средства игровой деятельности по каждой из этих групп.

Материальные средства. Говоря о материальных средствах, необходимо отметить то обстоятельство, что для игры должно быть специально выделенное и ограниченное (хотя бы мысленно) пространство: шахматная доска, карточный стол, театр, цирк, стадион, экран телевизора или компьютера, стулья, составленные один за другим и изображающие поезд, детская площадка и т. д.

Что же касается материальных предметов, используемых для игровой деятельности, то их делят:

  • — на средства, специально созданные для игры, возможно, самим играющим и используемые строго по назначению;
  • — средства в виде подручных игровых предметов — игровое замещение предметов в воображении играющего (играющих);
  • — материальные предметы, созданные для иных целей и используемые в качестве средств игры.

Специально изготовленные предметы детских игр — это игрушки. Игрушки могут быть самыми разнообразными и по назначению, и по масштабам.

Часто дети используют в качестве игрушек подручные игровые предметы. Так, обыкновенная палка в руках ребенка может стать и саблей, и лошадью, на которой он скачет, и указкой, и т. п. Или кубики для детей дошкольного возраста заменяют и машину, и пирог, и телевизор. То есть происходит «игровое замещение».

В игре ребенок учится использовать один предмет как знак другого предмета, развивая при этом образное мышление, воображение. Однако возможности использования предмета в качестве заместителя ограничены: предмет должен быть достаточно обобщенным, чтобы стать заместителем другого. Именно поэтому психологи считают, что геометрическая фигура для ребенка дошкольного возраста лучше игрушки, т. к. позволяет осуществлять перенос признаков и способов действий с реального предмета на заместитель, что во много раз повышает развивающий эффект игры.

Если дети играют в «школу», то они используют реальные предметы, которые были изготовлены для других целей (ручки, карандаши, тетради). Но для детей это игрушки.

В играх взрослых реальные предметы также могут стать игрушками. Например, коллекционирование. Если коллекционирование не имеет научных или художественных целей, то это разновидность игры. Тогда предметы коллекционирования становятся игрушками: почтовые марки, монеты, этикетки спичечных коробков и т. д.

Кроме того, есть материальные предметы (их целые классы), специально созданные для игры, но которые нельзя назвать «игрушками»: шахматная доска с комплектом фигур, колода карт, бильярдный стол, игровые автоматы, удочка, спиннинг для любительского лова рыбы, охотничье ружье и т. д. вплоть до театрального реквизита.

Информационные средства. В последнее время широкое распространение получили игры и игрушки с использованием информационных средств — компьютеров, Интернета. К информационным средствам также можно отнести все виды информации, используемой в игровых целях (книги, СМИ и т. п.).

Языковые средства. В играх используются как естественные, так и искусственные языки. Кроме того, в детском возрасте игры являются средством развития языка. Играя, дети обогащают свой словарный запас. Развитию естественного языка способствуют многие специальные игры: «в слова», «отгадай слово», знаменитая игра «Эрудит» и т. д.

Кроме того, в играх используются и искусственные языки. Колода карт — пример искусственного языка. Или записи шахматных ходов: «гроссмейстер пошел Е2-Е4». Существуют специальные языки игровых искусств, например, язык музыки.

Логические средства. Многие игры требуют применения логического аппарата, подчас довольно мощного. Например, шахматы, преферанс. В то же время в детском возрасте игры способствуют развитию логического мышления ребенка. Например, различного рода головоломки, кубик Рубика, многие компьютерные игры и т. п.

Математические средства. Иногда в игровой деятельности могут применяться и математические средства. Например, подсчет баллов (очков), выполнение арифметических действий и т. п. Хотя, как отмечает А. М. Новиков, эта группа средств практически не используется в игровой деятельности детей.

  • [1] Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007.С. 586.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой