Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов — будущих врачей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование различных аспектов проблемы устойчивости личности (эмоциональной, нравственной, помехоустойчивость, устойчивость физиологических и психологических функций при воздействии экстремальных факторов и др.) создало необходимые предпосылки для изучения устойчивости деятельности медицинских работников, отличающейся высокой ответственностью и выраженной психологической спецификой… Читать ещё >

Содержание

  • Профессиональная устойчивость врачей
    • 1. 1. Понятие профессиональной устойчивости: определение, содержание, связи
    • 1. 2. Профессиональная устойчивость врача
    • 1. 3. Технология, методы исследования, характеристика выборочной совокупности

Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов — будущих врачей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В свете глобальных, социальных, экономических, политических и культурных преобразований в России изменились требования к содержанию профессиональной деятельности медицинских работников, в частности врачей.

Созданная концепция здравоохранения ориентируется на понимание изменения места и роли человека в современном мире, уникальности и ценности человеческой жизни, возрастания значимости социальных и духовных факторов для сохранения здоровья и даже для выживания человеческого рода. Она позволит решить поставленную всемирной организацией здоровья задачу перехода от «защитно-оборонительной» формы здравоохранения к «социально-конструктивной» форме, связанной с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

Эта особенность врачебной деятельности налагает исключительную ответственность на врачей, делает особенно значимым их подготовку к профессиональной деятельности и, как следствие, требует реформирования высшего медицинского образования в плане развития личностно-профессиональных качеств будущего врача. Актуальность работы определяется важностью создания адекватных современных технологий развития у будущих специалистов высокофункционального, саморазвивающегося и адаптивного поведения.

Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только собственно профессиональными знаниями и навыками, но и умениями реализовывать их в своей практической деятельности за счет развития профессиональных качеств личности.

Проблемам подготовки будущего врача уделяется значительное внимание в научно-теоретических, научно-методических и практических работах, посвященных учебно-воспитательному процессу медицинского вуза. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятельности работников образования и здравоохранения В. Н. Аверина, P.O. Агавенян, Г. Н. Александров, В. П. Андронова, Б. А. Бараш, JI.C. Богуницкой, М. И. Жукова, E.JI. Вассерлюн, М. М. Кабанова, Б. Д. Карвасорского, В. А. Коган, И. И. Косарева, Р. В. Коротких, Г. И. Лернера, С. А. Нигера, С. В. Поварнициной, B.JI. Спирина, JI.A. Цветковой, Р. В. Решетова, О. В. Шатрова и др.

Однако, несмотря на столь значительное внимание педагогической, психологической, медицинской наук к проблеме подготовки и переподготовки медицинских кадров, выпускники медицинских вузов не отвечают современным требованиям. Свидетельством этого является текучесть, феминизация и продолжающийся процесс «старения» медицинских кадров.

Объясняется это не только объективными причинами, но и серьезными просчетами, допускаемыми в проектировании и осуществлении подготовки медицинских кадров. В этих условиях особую актуальность приобретает разработка общих теоретических и технологических концепций подготовки специалистов — медиков. Эти концепции на основе междисциплинарного подхода должны интегрировать множество фактов, накопленных в различных областях научных знаний.

Обзор психолого-педагогической, медицинской литературы показал, что в исследованиях, связанных с подготовкой кадров, в основном, рассматриваются личностно-профессиональные качества врача: эмоционально-волевые процессы, профессиональный интеллект (клиническое мышление, клиническая наблюдательность, честность, этичность, надежность), профессиональные установки. Однако, нас интересует такое свойство личности, которое интегрировало бы все эти качества и являлось одновременно целью, результатом и критерием эффективной подготовки студентов медицинских вузов к практической врачебной деятельности. Обзор психолого-педагогической литературы позволил нам прийти к выводу, что таким свойством личности является профессиональная устойчивость.

Мы принимаем определение профессиональной устойчивости З. К. Каргиевой, понимаемое как свойство личности, проявляющееся в длительности, удовлетворенности и успешности труда по избранной профессии [64]. Адаптируя это определение к профессии врача, можно добавить нравственно-этический компонент.

Анализ имеющихся данных по проблеме устойчивости личности показывает, что она является сложной и многоуровневой. Исследования в основном связаны с психологическими аспектами устойчивости личности: эмоциональной устойчивостью, стрессовыми ситуациями и адаптацией к ним, устойчивостью в условиях сенсорной изоляции и др. Проблема профессиональной устойчивости долгие годы рассматривалась лишь в отношении рабочих и инженерных кадров. В последние годы проблеме профессиональной устойчивости педагогических кадров посвящены ряд исследований: В. Н. Турченко, Л. Г. Борисовой, З. К. Каргиевой, работников государственной службы Е. М. Таболовой, офицеров внутренних войск МВД России В. И. Светличного. Профессиональная устойчивость работников медицинских учреждений никем ранее не рассматривалась. Это свидетельствует об актуальности проблемы, чем и обусловлен выбор темы: «Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов — будущих врачей».

Объектом исследования явились практическая деятельность врачей и учебно-воспитательный процесс медицинских вузов.

Предметом исследования явилась профессиональная устойчивость врачей как цель, результат и критерий эффективности функционирования учебно-воспитательного процесса медицинского вуза.

Цель исследования состояла в определении понятия профессиональной устойчивости врачей, выявлении факторов, обусловливающих высокий уровень профессиональной устойчивости врачей, и в предложении наиболее эффективных путей формирования профессиональной устойчивости студентов медицинских вузов — будущих врачей.

Гипотеза исследования состоит в том, что если профессиональная устойчивость является интегративным свойством личности врача и проявляется в успешности, удовлетворенности и длительности профессиональной деятельности, то может рассматриваться как цель, результат и условие успешной подготовки медицинских кадров.

В процессе формирования профессиональной устойчивости необходимо учитывать факторы, определяющие ее высокий уровень. Для студентов медицинских институтов и врачей-практиков этими факторами являются:

— успешность учебно-познавательной деятельности в годы обучения;

— уровень сформированности гностической и коммуникативного компонентов деятельности;

— уровень сформированности профессиональной направленности;

— уровень удовлетворенности профессией и трудом;

Основные задачи исследования:

— на основании анализа философской, психологической, педагогической, медицинской литературы, опыта подготовки медицинских кадров в вузе определить понятие профессиональной устойчивости врачей;

— обосновать подход к подготовке медицинских кадров как процессу формирования у них профессиональной устойчивости;

— на основании сравнения профессиональной деятельности врачей различных категорий выявить факторы, обусловливающие высокий уровень профессиональной устойчивости врачей;

— предложить наиболее эффективные пути формирования профессиональной устойчивости у • студентов медицинских вузов — будущих врачей.

Исходные теоретические позиции автора основываются на:

— системном подходе изучения явлений (Б.Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Б. Р. Ломов, В. Н. Садовский, В. Д. Шадриков.);

— системно-структурном и акмеологическом подходе (А.А. Бодалев, А. А. Дергач, В. Г. Зазыкин, З. К. Каргиева, Н. В Кузьмина, А. К. Маркова, Е. А. Яблокова.);

— общей теории устойчивости систем (Н. Ньютон, Ж. Лангранж, У. Эшби и др.);

— психологических исследованиях устойчивости деятельности специалистов (Ф.Д. Горбов, В. А. Денисов, П. Б. Зильберман, В.И.

Медведев, Е. А. Милерян, В. И. Лебедев, В. П. Чернышев, В. Э. Чудновскийи др.);

— теории управления как основы организации обучения (Т.Н. Александров, Б. Д. Парыгин, A.JI. Свенцицкий, Р. Х. Шакуров, В. А. Якунин и др.).

Источниками исследования были инструктивные документы, касающиеся вопросов медицинского образования: учебные планы, программы медицинских высших учебных заведений, учебные пособия по специальным дисциплинам, психолого-педагогическая, методическая, научно-публицистическая, социологическая литература, произведения дореволюционных отечественных и зарубежных ученых-медиков, педагогов, психологов, социологов, философов, а также труды советских и зарубежных авторов, посвященных исследуемой проблемепередовой педагогически опыт работы в системе высшего медицинского образования.

Основная база исследования: медицинские учреждения РСО-Алания, Северо-Осетинская медицинская академия.

В различных формах эксперимента, на разных его этапах, приняло участие 500 человек, в том числе врачей различных категорий и специальностей — 130 человек, абитуриентов студентов и преподавателей Северо-Осетинской медицинской академии — 370 человек.

Методы организации исследования. Организация и методы исследования определялись прежде всего тем, что совмещалось решение как теоретических, так и практических задач. Это потребовало применения комплекса общенаучных и специальных методов исследования.

Прежде всего, использовались следующие методытеоретические — анализ философской, социологической, исторической, психологопедагогической, медицинской, научно-методической литературысинтез эмпирического материала, обобщение, концептуальное моделированиеорганизационные — сравнительный, комплексныйэмпирические: диагностические — анкетирование, интервьюирование, ауторейтинг, беседы, эксперимент — констатирующий, поисковый и формирующийпраксиметрические — анализ продуктов деятельности, математические методы — уровневый и корреляционный анализ.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены: четким определением проблем, задач и эмпирической основой исследованиятеоретико-методологической базой исследования, основанной на концепциях материалистической теории познания. Широким применением разнообразных эмпирических методов, соответствующих статусу, уровню развития и профилю деятельности испытуемыхприменимостью полученных результатов на практике и установленной эффективностью их внедрения.

Научная новизна и значимость исследования определена направленностью на совершенствование форм и методов подготовки медицинских кадров, концептуальностью, полученными эмпирическими результатами, перспективностью диссертационного исследования, теоретической и практической ориентированностью.

Теоретическая значимость:

— раскрыто содержание понятия Профессиональной устойчивости врачей, показана возможность применения его в качестве цели, результата и критерия эффективности подготовки высших медицинских кадров.

— определены факторы, обусловливающие высокий уровень профессиональной устойчивости врачей: взаимосвязь уровней профессиональной устойчивости с успешностью учебнопознавательной деятельности в годы обучения, профессиональной направленностью, уровней сформированности гностического и коммуникативного компонентов деятельности;

— определены наиболее эффективные пути формирования профессиональной устойчивости студентов медицинских вузовбудущих врачей.

Практическая значимость исследования состоит в его дидактической направленности на разработку и внедрение новых образовательных технологий успешной подготовки медицинских кадров.

Теоретические положения доведены до практического приложения.

Предложенный подход к подготовке медицинских кадров может быть использован в учебно-воспитательном процессе любого вуза.

По результатам исследования подготовлены, изданы методические рекомендации, раскрывающие основные подходы и средства совершенствования системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Раскрытые закономерности могут быть использованы в учебном процессе медицинского вуза и на факультете повышения квалификации медицинских кадров.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета, на кафедре английского языка Северо-Осетинской государственной медицинской академии, докладывались на региональной практической конференции «Совершенствование системы подготовки медицинских кадров в условиях перестройки» (2000 г.).

Выводы к главе II.

Исследование показало, что проблема устойчивости для врачей существует и является весьма актуальной.

— Независимо от уровня устойчивости все врачи дают высокую оценку профессии врача и значительно более низкуюмедицинскому труду: индекс удовлетворенности трудом зависит от уровня мастерства, занимаемой должности, социальной значимости специализации и пола врачей.

— В медицинском труде независимо от уровня устойчивости, всех врачей не удовлетворяет: перегруженность, отсутствие перспективы продвижения по службе, низкий уровень моральных и материальных поощрений, низкий уровень материально-технической базы медицинских учреждений.

— Уровнем теоретической и практической подготовки в вузе удовлетворены все врачи, в отличие от учителей школ. Это свидетельствует, с одной стороны, о высоком уровне постановки медицинского образования в нашей стране, с другой о несовпадении сформированной системы собственных установок будущих врачей в процессе учебы, их социальных ожиданий в виде представлений о практической деятельности с конкретными условиями повседневной действительности.

— Врачи низкого уровня устойчивости на высокое ранговое место по испытываемым трудностям ставят отношения с администрацией, что свидетельствует о важности разумной организации начала самостоятельной деятельности.

— Исследование выявило значимую корреляционную зависимость профессиональной устойчивости от учебно-познавательной успешности в годы обучения. Причем более высокую.

Ill для врачей городской местности (г=0,712), менее для сельской (г=0,328) и врачей — мужчин (г=0,549). Объясняется это обусловленностью высокого уровня знаний предмета своей специальности, уровнем сформированности гностического (познавательного) и проектировочного компонентов деятельности.

— На второе место по ранжированию факторов, обуславливающих высокий уровень профессиональной устойчивости и врачи, и больные ставят коммуникативный компонент деятельности. Психологическое взаимодействие врача и больного составляет едва ли не самую главную суть медицины, искусства лечения.

— Однако покидают медицинские учреждения и врачи, имеющие высокий уровень сформированности этих компонент. Оказалось, что существенным фактором, влияющим на профессиональную устойчивость, является уровень сформированности профессиональной направленности, под которой мы понимаем направленность на лечебную деятельность с людьми, обусловленную знаниями, любовью к своему труду, сознанием необходимости и значимости ее для людей. Выявление основных факторов, обусловливающих высокий уровень профессиональной устойчивости, позволило найти наиболее эффективные пути формирования их в процессе обучения в высших медицинских учреждениях.

— Наиболее перспективными являются: формирование профессиональной устойчивости средствами всех предметов специальности, то есть вооружение студентов знаниями, умениями и навыками будущей работы средствами изучаемых дисциплин на всех формах (как регламентированных, так и не нерегламентированных) занятий, усилением их профессиональной направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В период реформирования социального, политического и экологического строя Российского государства наиболее важной задачей медицинского образования является создание современных технологий успешной подготовки медицинских кадров, способных реализовать новую концепцию здравоохранения, ориентированную на понимание изменения места и роли человека в современном мире, уникальности и ценности человеческой жизни. Врачам нового тысячелетия предстоит решать поставленную Всемирной организацией здоровья задачу перехода от «защитно-оборонительной» формы здравоохранения к «социально-конструктивной» форме, связанной с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

Эта особенность врачебной деятельности налагает исключительную ответственность на врачей, делает особенно значительными их подготовку к профессиональной деятельности и, как следствие, требует реформирования высшего медицинского образования в плане развития личностно-профессиональных качеств будущего врача.

Анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских кадров показывает, что основным ее недостатком является отсутствие научно обоснованной системы, которая увязала бы в единое целое отдельные направления профессиональной подготовки и определила общий критерий ее эффективности.

Ретроспективный анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, научно-популярной, специальной медицинской, социологической литературы, результаты нашего исследования, личный опыт многолетней работы в Северо-Осетинской государственной медицинской академии позволили определить в качестве такого критерия профессиональную устойчивость.

Вопросы устойчивости в широком осмыслении и устойчивости деятельности всегда были и остаются в центре изучения исследователей в области психологии, социологии и других отраслей знаний. Это объясняется тем, что проблема устойчивости традиционно связанна с запросами практики.

Проведенное исследование различных аспектов проблемы устойчивости личности (эмоциональной, нравственной, помехоустойчивость, устойчивость физиологических и психологических функций при воздействии экстремальных факторов и др.) создало необходимые предпосылки для изучения устойчивости деятельности медицинских работников, отличающейся высокой ответственностью и выраженной психологической спецификой. Анализ данной проблемы позволил определить устойчивость профессиональной деятельности врачей как свойство личности, проявляющееся в способности стабильно (длительность) выполнять профессиональные обязанности с высоким качеством (успешность), в том числе и в условиях различных воздействий, осложняющих деятельность (экстремальных), при этом оставаться удовлетворенными этим родом деятельности.

Всем ходом исследования нами обосновывается, что это свойство является интегративным и может рассматриваться как цель, результат и критерий эффективного функционирования педагогической системы «Подготовка медицинских кадров».

Следующий этап исследования позволил выявить и утвердиться в наших предположениях об основных факторах, определяющих высокий уровень профессиональной устойчивости врачей. На основании сопоставления деятельности высокого, среднего и низкого уровней устойчивости врачей РСО-Алания. используя методы математической статистики нами установлено, что этими факторами являются:

— уровень удовлетворенности профессией и трудом;

— успешность учебно-познавательной деятельности в годы обучения;

— уровень сформированности гностического и коммуникативного компонентов деятельности;

— уровень сформированности профессиональной направленности;

— уровень развития способностей к медицинской деятельности.

Определение этих факторов позволило на следующем этапе целенаправленно искать резервы повышения эффективности их формирования в условиях организации и проведения учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах России.

Перспективная модель специалиста, на основе которой осуществляется рациональное построение содержательно-временной структуры учебного плана профессиональной подготовки будущих врачей, является одним из основных психолого-педагогических условий эффективности обучения в медицинском вузе.

Анализ форм и методов подготовки медицинских работников в ходе учебного процесса показал:

— формирование профессиональной устойчивости студентов является управляемым процессом и должно осуществляться комплексно, как в системе учебных занятий по специальности, так и средствами дисциплин медицинского цикла, усилением их профессиональной направленности;

— все формы занятий — регламентированные и нерегламентированные, при творческом подходе к их организации, содержат значительные резервы по формированию профессиональной устойчивости будущих врачей.

Под формой организации учебного процесса мы понимаем способ управления учебно-познавательной деятельностью студентов, характеризующийся тем, что им не только предъявляется учебная информация, но их усилия направляются на непосредственное с ней взаимодействие, в процессе которого они производят самостоятельный анализ, синтез, обобщение и перенос, оперируя объектом познания.

В процессе реализации творческих методов меняется ролевая позиция студентов, они из объекта обучения переходят в субъект деятельности.

На организованных таким образом практических и лабораторных занятиях меняется и ролевая позиция самого преподавателя: он не просто обучает своему предмету, а формирует личность будущего врача — реализуется воспитательная функция преподавания. Изменяется и целевая направленность учебной информации. Теперь она нужна студенту для того, чтобы в будущем решать с ее помощью практические задачи. В результате он осознает конечную цель обучения, что способствует развитию самообразования, самовоспитания, самоконтроля. Подвергаются изменению содержание и цель общения, то есть коммуникативные и конструктивные компоненты деятельности, за счет усиления связи преподаватель студент, что в свою очередь, влечет повышение успешности учебно-познавательной деятельности студентов и формирует у них гностические и проектировочные умения. То есть формируются компоненты, обуславливающие высокий уровень профессиональной устойчивости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: Наука, 1995. — 214 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Просвещение. — 1973.
  3. В. А. Алексеев Е.Д. Психология самостоятельности/ Нижегородский медицинский журнал. 1992. — № 4. — С.130−134
  4. P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: Автореф. дис. к.м.н. наук. Ереван, 1995. — 20 с.
  5. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI. — 1972. — 23 с.
  6. Г. Н. О закономерностях процесса обучения// Советская педагогика, 1986. № 3. — С.61−67.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. т.1 -М. — 1980.
  9. .Г. Человек как предмет воспитания/Перспективы педагогической антропологии//Избр. психологические труды под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. -т.11. — С. 10−25
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. — 1968.11 .Андреева А. Н. Социальная психология. М. — 1994. — 283с.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М. -1970.
  12. И. Д. Формирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. — 1978. — 24 с.
  13. .А., Бурковский Г. В. К вопросу о путях совершенствования групповых психотерапевтов/Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях//Сб. науч. тр. Л. — 1988. — С. 56−59
  14. Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 416 с.
  15. М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. — Киев: Next. — 1994. — 510с.
  16. Д. К вопросу о Всероссийском союзе врачей// Русский врач. -№ 52. 1905.
  17. Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю// Народное образование, 1997. № 6. — С.89−94.
  18. И.Т. Установка и поведение. М. — 1968.
  19. Л. Сущность профессиональной этики врача: Автореф. дис. к.м.н. М., 1986. — 17 с.
  20. А. А. О взаимосвязи общения и отношения/Теория и практика медицинской психологии и психотерапии//Сб. науч. тр. СПб. — 1994. — С. 26−35
  21. Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования//18-й психологический конгресс. Симпозиум 35.-М.-1966.
  22. А.А. Понимание и общение. М.: Знание. — 1989. — 64 с.
  23. Т. Л. Косарев И.И. О выборе профессии врача. -Оренбург. 1984. — 85 с.
  24. А.Б. Языковые особенности текстов, используемых в психотерапевтической коммуникации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тверь. — 1999. — 20с.
  25. Е.А., Росновский А. А., Лгунов Л. Д. О самовоспитании врача. М.: Медицина. — 1976.
  26. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 307 с.
  27. С.Г. Программа непрерывного всестороннего воспитания. В помощь педагогам разных категорий. -Владикавказ, 1998. 21 с.
  28. Е.Л. О речевой культуре врача/Экология человека. 1996. — № 1. — С.31−33
  29. А. А. Психолого-педагогические особенности контекстового обучения: В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: Знание, 1987. -С.3−46
  30. Весел ова Н. В. Особенности психологических конфликтов и копинг-поведения у лиц, обращающихся за психологической консультацией и больных неврозами: Автореф. дис. к.м.н. -СПб., 1994. 24 с.
  31. .Б. Врачебное мышление. Формирование и способы его оценки. М. — 1980. — 22 с.
  32. Всемирный доклад по образованию: учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Изд-во ЮНЕСКО. -1998. — 175с.
  33. Всемирный доклад по образованию: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Изд-во ЮНЕСКО. -1998. — 175 с.
  34. .З. Рефлексия: учить, управляя//Мир образования. 1997. — № 1. — С.63−64.
  35. Л.С. Педагогическая психология/Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536 с. (Психология: классические труды).
  36. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и памяти.1. М. 1965.
  37. .С. Философия образования. М.:МПСИ -Флинта. — 1998. — 432с.
  38. Гиппократ. Избранные книги. М.: Гос. изд-во биологической и медицинской книги. — 1936.
  39. Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема//А1ша mater, 1993. № 3. — С.31.
  40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный Комитет РФ по высшему образованию, 1995. — 383 с.
  41. А.П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. М.: Медицина. — 1969.
  42. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России. — 1998. — 331 с.
  43. И.Н. Социально-психологические факторы эффективности врачебной деятельности: Автореф. канд. псих, наук.-Л.-1981.-23с.
  44. С.С. Врачебная этика и деонтология. М.: Медицина. — 1976.
  45. В.В. Виды обобщения в обучении. М. — 1972.
  46. В.Я. Врач, его призвание и образование. -Харьков. 1921. — 516с.
  47. В.А. Устойчивость регуляции операторской деятельности: Автореф. дисс. докт. псих. наук. Л. — 1991.
  48. Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности//Принципсистемности в психологических исследованиях. М.: Наука. -1990.-248с.
  49. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  50. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998. — 399 с.
  51. С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 1992.
  52. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1974.
  53. М.И. Социально-психологические факторы успешной деятельности врача: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М. -1990.
  54. З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. -1977.-22 с. 56.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  55. И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с. 61.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  56. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  57. Е.Н. Искусство общения. М. — 1982.
  58. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 280 с.
  59. В.Е. К вопросу о психологии лечебного процесса// Психология и медицина: Материалы к симпозиуму/Под ред. В. М. Баншикова, Б. Я. Ланова. М. — 1978. — 436с.
  60. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат. 1988. — 319с.
  61. С. Д. Речемыслительные процессы/ЛЗопросы языкознания. М. — 1984. — № 4. — С.3−8
  62. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования. Дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ. — 1995. — 311с.
  63. З.К., Белогуров А. Ю. Акмеологические аспекты гуманитаризации профессионального образования/ЛГуманита-ризация образования. Материалы межвузовской научной конференции (14 16 мая 1997 г.). — Карачаевск, 1997. -С. 99 -101.
  64. И.А. О врачевании. Проблемы и раздумья. М.: Медицина. — 1979.
  65. Л.А. Язык как средство воздействия. Л. — 1971.
  66. Л.П. Обучение языку специальности. М.: МГУ, 1987. — 76 с.
  67. А.Ф. К материалам о врачебной этике. Харьков. -1928.
  68. Р.В. Теоретическое обоснование развития врачебной этики: Дисс. докт. мед. наук. 1989.
  69. Н.П. Философское содержание понятия «самоорганизация»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. -1977.
  70. В.П. От Гиппократа до наших дней. М.: Знание. — 1987. — 112с.
  71. В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М. — 1977.
  72. В.А. Психология / Учебное пособие. М. -1986. 336с.
  73. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. -1970.
  74. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание. — 1985.
  75. Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. -М.: Медицина, 1984. 272с.
  76. Н.Д. О психологических соотношениях человека. -М. -1964.
  77. А.А. Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности АДД. М. — 1968.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Высшая школа, 1981.-159с.
  79. С. А. Формирование копинг-поведения студентов медвуза и его влияние на личность, профессиональное развитие врача: Дис. к.м.н. М. — 1997.
  80. .Т. Вступая в третье тысячелетие//Педагогика.1999. -№ 5.-С. 120−121.
  81. Личность общения. Групповые процессы/Под ред. А. А. Бодалева и др. М. — 1991. — 297 с.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М. 1984.
  83. А.Р. Мозг человека и психические процессы. -Т.2.-М.-1970.
  84. В.К., Соловьева С. Л. Опыт преподавателя психологии в медицинском вузе/Юбозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1990. — № 2. — С.95−97
  85. Н.А. Искусство общения с больными. М.> Медицина. — 1991. — 112с.
  86. И.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты межличностного понимания: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М. 1994. — 24с.
  87. Е.С. Методика изучения и изменения качеств личности/УМетоды социально-психологических исследований. -М. 1975. — С.140−148
  88. Медицинская этика и деонтология//Под ред. Г. В. Морозова и Г. И. Царегородцева. М. — 1983.
  89. Г. И. Коммуникативные умения педагога. Санкт-Петербург, 1996. 64 с.
  90. Г. И. Общепедагогические умения педагога. Санкт-Петербург, 1998. 20 с.
  91. М.Я. Избранные произведения. М. — 1949. — 364с.
  92. Национальная доктрина образования в российской Федерации (проект)//Учительская газета. № 42.-1999.-19 октября.
  93. Д.К. Читать человека как книгу. М.: Экономическая академия здоровья. — 1990.
  94. А.И. О новой системе образования (Направление поиска). Пермь, 1995. — 112 с.
  95. Л.А. Искусство снова. М.: Педагогика. 1994.-144с.
  96. A.JI. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания групп людей: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М. — 1989. — 19с.
  97. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  98. Н.Н. Межличностные отношения. Л. — 1979. -150с.
  99. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М. — 1987. — 301с.
  100. С.И. Словарь русского языка. М.: Энциклопедия. — 730с.
  101. И.И. Здоровье системный показатель качества человека/Совещание по философским проблемам современной медицины. — М. — 1998. — С.93
  102. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Дисс. докт. психол. наук. -Л.- 1983.-302с.
  103. К.Н. Обучение: средство или цель? Освещение доклада Делора и его значение в деле обновления образования//Перспекгивы: сравнительные исследования в области образования. 1998. — T.XXVII. — № 2. — С.21−26
  104. М.Ю. Динамики личностных изменений в процессе социально ориентированного обучения студентов в вузе. Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
  105. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М. — 1989. — 216с.
  106. К.К. Вопросы психологии. М. — 1962.
  107. С.В. К вопросу о целенаправленном обучении профессиональному общению студентов медицинского вуза/
  108. Психолого-педагогические принципы применения оптимальных методов обучения студентов в медицинском вузе//Сб. науч. тр. М.: 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова. — 1986. — С.89−92
  109. В.М. Научно педагогическая информация: Словарь — справочник. — М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  110. Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии// Психологический журнал. 1988. — Т.5. — № 2. — С.7−9
  111. Я.А. Психология и педагогика. М. — 1976.
  112. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. -М. 1989.
  113. Проблемы интенсификации и автоматизации профессионального обучения. Л. — 1987.
  114. Проект Федерального закона Российской Федерации «О реализации Федеральной программы развития образования"// Учит, газета. 1997.-15 апреля.
  115. Психологические исследования общения/отв. ред. Б. Р. Ломов и др. М. — 1985. — 344с.
  116. Психологический словарь/Под ред. Б. Ф. Ломова и др. -М. 1983.
  117. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов/Сост. и отв. редактор Радугин А. А. М.: Центр, 1996. — 334 с.
  118. А.А. Методика анализа взаимодействия/Проблемы диагностики факторов продуктивности педагогических коллективов средних профтехучилищ. Л. — 1988.
  119. Рекомендации парламентских слушаний) о концепции реформирования образования российской Федерации)//Школа. -№ 2.-1998.-С. 2−4.
  120. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции/Под ред. Б. Л. Вульфсона, Н.М.
  121. , З.А. Мальковой, В .Я. Пилиповского. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. — 272с.
  122. Т.В. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного/ЛТсихологический журнал. -1990.-T.il.-№ 1.-С. 124−129
  123. C.JI. Бытие и сознание. М. — 1946.
  124. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. — 1973.
  125. Е.В. Социальная психология. М.: Новости. -1997.
  126. А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования//Высшее образование в России. 1994. -№ 2. — С. 29−37.
  127. . Общество и образование: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. -200с.
  128. В.И. Теоретико-методический анализ проблем профессиональной устойчивости будущих офицеров внутренних войск МВД России/Учебное пособие. Владикавказ. — 1998. -33с.
  129. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем/ЛПкольные технологии, 1996. № 6. -С. 3−43.
  130. В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования//Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии: Сбор. науч. трудов. Вып.1. -Волгоград: РИО, 1996. — С. 95 — 97.
  131. Синтез знания и проблемы управления. М. — 1978.
  132. Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докг. мед.наук. СПб. — 1994. — 283с.
  133. А.П., Федоренко Н. И. Врачебная этика. Киев. -1978.
  134. Советский энциклопедический словарь. М. — 1984.
  135. И.А. Потребностно мотивационные характеристики профессионального общения врача общей практики: Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М. — 1993. — 16с.
  136. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1998 году. М.: МОиПО РФ. -174 с.
  137. Социологический энциклопедический словарь. М.: Норма.-1998.-488с.
  138. Сук И. С. Врач как личность. М.: Меднаука. — 1984. -64с.
  139. Е.М. Психолого акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих: Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М. — 1997. — 25с.
  140. М.Э., Погибко Н. И. Вопросы врачебной деонтологии. JI. — 1978.
  141. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики — к технологии/ЯПкольные технологии. — 1998. — № 3. — 48 с.
  142. Федеральная программа развития образования. Приложение к проекту Федерального закона РФ «О реализации Федеральной программы развития образования"//Учит. газета. 1997.22 апреля.
  143. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании"//Учит. Газета. 1996. — 30 января.
  144. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Второе издание, дополненное и переработанное.
  145. М.: Совершенство, 1998. 432 с. — (Практическая психология в образовании).
  146. И. Врач, сестра, больной. Будапешт. 1988. -388с.
  147. И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. -518 с.
  148. Т. На повестке дня воспитание граждан мира// Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1998. — Т.ХХУП. — № 2. — С.21−26
  149. Ценностный мир современного студента (Социологическое исследование). М.: Молодая гвардия, 1992. — 192 с.
  150. Э.П. Врачебная этика. М.: Знание. -1984.-64с.
  151. В.Э. К проблеме экспериментального изучения устойчивости личности//Вопросы психологии. № 8. — 1972.
  152. В.Э. К характеристике устойчивости личности// Материалы симпозиума по проблемам личности. М. — 1970.
  153. В.Э. Устойчивость личности и некоторые проблемы ее формирования//Советская педагогика. № 8 — 1973.
  154. Ю. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода/ЯПкола. -1996. -№ 4.-С. 47−51.
  155. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учеб. пособие. М., Ставрополь. 1991.- 179 с.
  156. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс. докт. пед. наук. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — 400с.
  157. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век//Высшее образование в России. 1993. — № 4. -С. 55−68.
  158. О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. М. — 1983.
  159. Л. Б. Лисина М.И. Проблема периодизации психологии в онтогенезе/Тезисы всесоюзного симпозиума. -М.- 1976. -318с.
  160. Г. А. Субстанциональный принцип живой материи. -В сб.: Проблемы целостности в современной биологии. М. -1968.
  161. В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. -М. 1986.
  162. Языковая личность: жанровая речевая деятельность// Тезисы докладов научной конференции. Волгоград: Перемена. — 1998.-109с.
  163. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. — 1994.
Заполнить форму текущей работой