Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов — будущих врачей
Диссертация
Проведенное исследование различных аспектов проблемы устойчивости личности (эмоциональной, нравственной, помехоустойчивость, устойчивость физиологических и психологических функций при воздействии экстремальных факторов и др.) создало необходимые предпосылки для изучения устойчивости деятельности медицинских работников, отличающейся высокой ответственностью и выраженной психологической спецификой… Читать ещё >
Содержание
- Профессиональная устойчивость врачей
- 1. 1. Понятие профессиональной устойчивости: определение, содержание, связи
- 1. 2. Профессиональная устойчивость врача
- 1. 3. Технология, методы исследования, характеристика выборочной совокупности
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: Наука, 1995. — 214 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Просвещение. — 1973.
- Аверин В. А. Алексеев Е.Д. Психология самостоятельности/ Нижегородский медицинский журнал. 1992. — № 4. — С.130−134
- Агавенян P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: Автореф. дис. к.м.н. наук. Ереван, 1995. — 20 с.
- Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI. — 1972. — 23 с.
- Александров Г. Н. О закономерностях процесса обучения// Советская педагогика, 1986. № 3. — С.61−67.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. т.1 -М. — 1980.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания/Перспективы педагогической антропологии//Избр. психологические труды под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. -т.11. — С. 10−25
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. — 1968.11 .Андреева А. Н. Социальная психология. М. — 1994. — 283с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М. -1970.
- Багаева И. Д. Формирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. — 1978. — 24 с.
- Бараш Б.А., Бурковский Г. В. К вопросу о путях совершенствования групповых психотерапевтов/Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях//Сб. науч. тр. Л. — 1988. — С. 56−59
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 416 с.
- Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. — Киев: Next. — 1994. — 510с.
- Бернштейн Д. К вопросу о Всероссийском союзе врачей// Русский врач. -№ 52. 1905.
- Бестужев-Лада И. Что может дать культурология учителю// Народное образование, 1997. № 6. — С.89−94.
- Бжакава И.Т. Установка и поведение. М. — 1968.
- Богуницкая Л. Сущность профессиональной этики врача: Автореф. дис. к.м.н. М., 1986. — 17 с.
- Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения/Теория и практика медицинской психологии и психотерапии//Сб. науч. тр. СПб. — 1994. — С. 26−35
- Божович Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования//18-й психологический конгресс. Симпозиум 35.-М.-1966.
- Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание. — 1989. — 64 с.
- Бухарина Т. Л. Косарев И.И. О выборе профессии врача. -Оренбург. 1984. — 85 с.
- Бушуев А.Б. Языковые особенности текстов, используемых в психотерапевтической коммуникации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тверь. — 1999. — 20с.
- Вагнер Е.А., Росновский А. А., Лгунов Л. Д. О самовоспитании врача. М.: Медицина. — 1976.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 307 с.
- Ваниева С.Г. Программа непрерывного всестороннего воспитания. В помощь педагогам разных категорий. -Владикавказ, 1998. 21 с.
- Вассерман Е.Л. О речевой культуре врача/Экология человека. 1996. — № 1. — С.31−33
- Вербицкий А. А. Психолого-педагогические особенности контекстового обучения: В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: Знание, 1987. -С.3−46
- Весел ова Н. В. Особенности психологических конфликтов и копинг-поведения у лиц, обращающихся за психологической консультацией и больных неврозами: Автореф. дис. к.м.н. -СПб., 1994. 24 с.
- Вознесенский Б.Б. Врачебное мышление. Формирование и способы его оценки. М. — 1980. — 22 с.
- Всемирный доклад по образованию: учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Изд-во ЮНЕСКО. -1998. — 175с.
- Всемирный доклад по образованию: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Изд-во ЮНЕСКО. -1998. — 175 с.
- Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя//Мир образования. 1997. — № 1. — С.63−64.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536 с. (Психология: классические труды).
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и памяти.1. М. 1965.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.:МПСИ -Флинта. — 1998. — 432с.
- Гиппократ. Избранные книги. М.: Гос. изд-во биологической и медицинской книги. — 1936.
- Городецкая Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема//А1ша mater, 1993. № 3. — С.31.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный Комитет РФ по высшему образованию, 1995. — 383 с.
- Громов А.П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. М.: Медицина. — 1969.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России. — 1998. — 331 с.
- Гурвич И.Н. Социально-психологические факторы эффективности врачебной деятельности: Автореф. канд. псих, наук.-Л.-1981.-23с.
- Гурвич С.С. Врачебная этика и деонтология. М.: Медицина. — 1976.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М. — 1972.
- Данилевский В.Я. Врач, его призвание и образование. -Харьков. 1921. — 516с.
- Денисов В.А. Устойчивость регуляции операторской деятельности: Автореф. дисс. докт. псих. наук. Л. — 1991.
- Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности//Принципсистемности в психологических исследованиях. М.: Наука. -1990.-248с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998. — 399 с.
- Ершова С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 1992.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1974.
- Жукова М.И. Социально-психологические факторы успешной деятельности врача: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М. -1990.
- Жуковская З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. -1977.-22 с. 56.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с. 61.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М. — 1982.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 280 с.
- Каган В.Е. К вопросу о психологии лечебного процесса// Психология и медицина: Материалы к симпозиуму/Под ред. В. М. Баншикова, Б. Я. Ланова. М. — 1978. — 436с.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат. 1988. — 319с.
- Канцельсон С. Д. Речемыслительные процессы/ЛЗопросы языкознания. М. — 1984. — № 4. — С.3−8
- Каргиева З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования. Дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ. — 1995. — 311с.
- Каргиева З.К., Белогуров А. Ю. Акмеологические аспекты гуманитаризации профессионального образования/ЛГуманита-ризация образования. Материалы межвузовской научной конференции (14 16 мая 1997 г.). — Карачаевск, 1997. -С. 99 -101.
- Кассирский И.А. О врачевании. Проблемы и раздумья. М.: Медицина. — 1979.
- Киселева Л.А. Язык как средство воздействия. Л. — 1971.
- Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. М.: МГУ, 1987. — 76 с.
- Кони А.Ф. К материалам о врачебной этике. Харьков. -1928.
- Коротких Р.В. Теоретическое обоснование развития врачебной этики: Дисс. докт. мед. наук. 1989.
- Кострубин Н.П. Философское содержание понятия «самоорганизация»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. -1977.
- Котельников В.П. От Гиппократа до наших дней. М.: Знание. — 1987. — 112с.
- Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М. — 1977.
- Крутецкий В.А. Психология / Учебное пособие. М. -1986. 336с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. -1970.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание. — 1985.
- Ласосина Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. -М.: Медицина, 1984. 272с.
- Левитов Н.Д. О психологических соотношениях человека. -М. -1964.
- Леонтьев А.А. Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности АДД. М. — 1968.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Высшая школа, 1981.-159с.
- Лигер С. А. Формирование копинг-поведения студентов медвуза и его влияние на личность, профессиональное развитие врача: Дис. к.м.н. М. — 1997.
- Лихачев Б.Т. Вступая в третье тысячелетие//Педагогика.1999. -№ 5.-С. 120−121.
- Личность общения. Групповые процессы/Под ред. А. А. Бодалева и др. М. — 1991. — 297 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М. 1984.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. -Т.2.-М.-1970.
- Лягер В.К., Соловьева С. Л. Опыт преподавателя психологии в медицинском вузе/Юбозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1990. — № 2. — С.95−97
- Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. М.> Медицина. — 1991. — 112с.
- Малисова И.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты межличностного понимания: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М. 1994. — 24с.
- Махлак Е.С. Методика изучения и изменения качеств личности/УМетоды социально-психологических исследований. -М. 1975. — С.140−148
- Медицинская этика и деонтология//Под ред. Г. В. Морозова и Г. И. Царегородцева. М. — 1983.
- Михалевская Г. И. Коммуникативные умения педагога. Санкт-Петербург, 1996. 64 с.
- Михалевская Г. И. Общепедагогические умения педагога. Санкт-Петербург, 1998. 20 с.
- Мудров М.Я. Избранные произведения. М. — 1949. — 364с.
- Национальная доктрина образования в российской Федерации (проект)//Учительская газета. № 42.-1999.-19 октября.
- Ниренберг Д.К. Читать человека как книгу. М.: Экономическая академия здоровья. — 1990.
- Новиков А.И. О новой системе образования (Направление поиска). Пермь, 1995. — 112 с.
- Новиков Л.А. Искусство снова. М.: Педагогика. 1994.-144с.
- Новородцева A.JI. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания групп людей: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М. — 1989. — 19с.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л. — 1979. -150с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М. — 1987. — 301с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Энциклопедия. — 730с.
- Орехов И.И. Здоровье системный показатель качества человека/Совещание по философским проблемам современной медицины. — М. — 1998. — С.93
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Дисс. докт. психол. наук. -Л.- 1983.-302с.
- Пауэр К.Н. Обучение: средство или цель? Освещение доклада Делора и его значение в деле обновления образования//Перспекгивы: сравнительные исследования в области образования. 1998. — T.XXVII. — № 2. — С.21−26
- Перепелицына М.Ю. Динамики личностных изменений в процессе социально ориентированного обучения студентов в вузе. Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М. — 1989. — 216с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии. М. — 1962.
- Поварницына С.В. К вопросу о целенаправленном обучении профессиональному общению студентов медицинского вуза/
- Психолого-педагогические принципы применения оптимальных методов обучения студентов в медицинском вузе//Сб. науч. тр. М.: 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова. — 1986. — С.89−92
- Полонский В.М. Научно педагогическая информация: Словарь — справочник. — М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии// Психологический журнал. 1988. — Т.5. — № 2. — С.7−9
- Пономарев Я.А. Психология и педагогика. М. — 1976.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. -М. 1989.
- Проблемы интенсификации и автоматизации профессионального обучения. Л. — 1987.
- Проект Федерального закона Российской Федерации «О реализации Федеральной программы развития образования"// Учит, газета. 1997.-15 апреля.
- Психологические исследования общения/отв. ред. Б. Р. Ломов и др. М. — 1985. — 344с.
- Психологический словарь/Под ред. Б. Ф. Ломова и др. -М. 1983.
- Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов/Сост. и отв. редактор Радугин А. А. М.: Центр, 1996. — 334 с.
- Реан А.А. Методика анализа взаимодействия/Проблемы диагностики факторов продуктивности педагогических коллективов средних профтехучилищ. Л. — 1988.
- Рекомендации парламентских слушаний) о концепции реформирования образования российской Федерации)//Школа. -№ 2.-1998.-С. 2−4.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции/Под ред. Б. Л. Вульфсона, Н.М.
- Воскресенской, З.А. Мальковой, В .Я. Пилиповского. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. — 272с.
- Решитова Т.В. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного/ЛТсихологический журнал. -1990.-T.il.-№ 1.-С. 124−129
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М. — 1946.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. — 1973.
- Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Новости. -1997.
- Савельев А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования//Высшее образование в России. 1994. -№ 2. — С. 29−37.
- Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. -200с.
- Светличный В.И. Теоретико-методический анализ проблем профессиональной устойчивости будущих офицеров внутренних войск МВД России/Учебное пособие. Владикавказ. — 1998. -33с.
- Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем/ЛПкольные технологии, 1996. № 6. -С. 3−43.
- Симонов В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования//Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии: Сбор. науч. трудов. Вып.1. -Волгоград: РИО, 1996. — С. 95 — 97.
- Синтез знания и проблемы управления. М. — 1978.
- Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докг. мед.наук. СПб. — 1994. — 283с.
- Смольняков А.П., Федоренко Н. И. Врачебная этика. Киев. -1978.
- Советский энциклопедический словарь. М. — 1984.
- Сомова И.А. Потребностно мотивационные характеристики профессионального общения врача общей практики: Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М. — 1993. — 16с.
- Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1998 году. М.: МОиПО РФ. -174 с.
- Социологический энциклопедический словарь. М.: Норма.-1998.-488с.
- Сук И. С. Врач как личность. М.: Меднаука. — 1984. -64с.
- Таболова Е.М. Психолого акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих: Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М. — 1997. — 25с.
- Телешевская М.Э., Погибко Н. И. Вопросы врачебной деонтологии. JI. — 1978.
- Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики — к технологии/ЯПкольные технологии. — 1998. — № 3. — 48 с.
- Федеральная программа развития образования. Приложение к проекту Федерального закона РФ «О реализации Федеральной программы развития образования"//Учит. газета. 1997.22 апреля.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании"//Учит. Газета. 1996. — 30 января.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Второе издание, дополненное и переработанное.
- М.: Совершенство, 1998. 432 с. — (Практическая психология в образовании).
- Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт. 1988. -388с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. -518 с.
- Хусен Т. На повестке дня воспитание граждан мира// Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1998. — Т.ХХУП. — № 2. — С.21−26
- Ценностный мир современного студента (Социологическое исследование). М.: Молодая гвардия, 1992. — 192 с.
- Чеботарева Э.П. Врачебная этика. М.: Знание. -1984.-64с.
- Чудновский В.Э. К проблеме экспериментального изучения устойчивости личности//Вопросы психологии. № 8. — 1972.
- Чудновский В.Э. К характеристике устойчивости личности// Материалы симпозиума по проблемам личности. М. — 1970.
- Чудновский В.Э. Устойчивость личности и некоторые проблемы ее формирования//Советская педагогика. № 8 — 1973.
- Шаронин Ю. Синергетика и творчество: некоторые аспекты теории и практики нового методологического подхода/ЯПкола. -1996. -№ 4.-С. 47−51.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учеб. пособие. М., Ставрополь. 1991.- 179 с.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс. докт. пед. наук. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — 400с.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век//Высшее образование в России. 1993. — № 4. -С. 55−68.
- Щетин О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. М. — 1983.
- Эльконин Л. Б. Лисина М.И. Проблема периодизации психологии в онтогенезе/Тезисы всесоюзного симпозиума. -М.- 1976. -318с.
- Югай Г. А. Субстанциональный принцип живой материи. -В сб.: Проблемы целостности в современной биологии. М. -1968.
- Ядов В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. -М. 1986.
- Языковая личность: жанровая речевая деятельность// Тезисы докладов научной конференции. Волгоград: Перемена. — 1998.-109с.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. — 1994.