Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы проблемы формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

общение дошкольный сюжетный игра.

Понятие культуры общения

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем человек затрачивает до 70% времени. Роль общения в нашей жизни огромна. Общение — под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее — отдых между делами. Но это слово имеет и другие значения.

Общение — сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности [5, с.173]. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми [7, с.92].

Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) [6, с.503]. Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач [12, с.104].

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

Развитие человеческого общества и общение людей — сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время саморазвитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Б. Ломов выделяет следующие функции общения:

  • 1) информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.
  • 2) регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия[19].

В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

3) аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Итак, общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — коммуникативная, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

" Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности" , — отмечал В. В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М. И. Лисиной, Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

ь формирование у детей знаний норм и правил общения;

ь умение общаться с окружающими;

ь желание ребенка вступать в контакт;

ь предупреждает негуманное проявление эмоций.

В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л. М. Шипицыной, О. В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что культура речевого общения — это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника — это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые мы рассмотрим подробнее.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой