Анализ результатов исследования
Не все дети хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливаются немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку… Читать ещё >
Анализ результатов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка.
Не все дети хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливаются немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждения, большинство детей выбирают задачу на отметку.
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобретала другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности. Отношение младших школьников к учению определяется и другой группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего способом деятельности.
Это — познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность.
Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны и уровня содержания и организации учебного процесса — с другой.
Школьники, мотивированные на избегание неудач, не верят в собственные силы, боятся критики, не верят в возможность добиться успеха. Поэтому с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоции и переживания. Они не только не испытывают удовольствия от своей работы, но тяготятся ею, и в результате такая позиция приводит их к неудаче (неуспеху) не только в учебе, но подчас и в жизни.
Если школьник первой группы неудачно решил задачу, то он не теряет интерес к этой задаче, он мобилизуется, и его интерес даже возрастает. А у второй группы интерес пропадает, такие ребята расстраиваются.
Школьников, стоящих на позиции избегания неудач, привести к успеху довольно трудно, но возможно — медленно, шаг за шагом повышая их самооценку (разумеется, это должны делать и родители); создавая учебные ситуации, где школьник испытает пусть маленькую, но победу. Он почувствует себя увереннее, обнаружит в себе способность к правильному выполнению заданий; у него появится желание развивать себя, самосовершенствоваться.
Но для этого, как уже говорилось, должен быть настроен на успех сам учитель. Так как неуверенный в своих возможностях учитель, не сможет создать эффективную ситуацию успеха, которая приведет школьника к действительно реальным достижениям.
Конечно, хорошо было бы осуществить специальную психологическую подготовку (в виде тренинга) учителей-предметников и классных руководителей к овладению технологией создания ситуации успеха.
Чтобы правильно применять способы стимулирования школьников, необходимо вначале провести диагностику с целью выявления причин, почему некоторые дети хотят учиться, а некоторые не хотят, что им мешает, что побудило бы у них интерес к учебе, т. е. явилось бы самым важным стимулом.
Способы стимулирования можно разделить на три группы, в соответствии с потребностями, которые они удовлетворяют.
I группа стимулов связана с общечеловеческими врожденными потребностями.
Здесь учитель опирается на практические потребности учеников, на анализ жизненных ситуаций, а также на стремление любого человека к признанию его заслуг, к похвале, к успеху.
II группа стимулов связана с учетом возрастных потребностей учеников.
Младшие школьники особенно любознательны, любят мечтать и играть, стремятся к приключениям. Подростки интересуются всем необычным и малоизвестным, любят испытывать свои возможности — кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает. Они любят объединяться в группы и команды — так и надо сделать на некоторых уроках для совместного изучения материала и одновременно для удовлетворения их потребности в общении друг с другом.
III группа учитывает различные интересы мальчиков (к спорту, технике, военной проблематике) и девочек (к взаимоотношениям людей, моде, искусству, эстетике) В младшем школьном возрасте мотивация достижения успеха претерпевает изменения как на уровне всей мотивационной сферы, так и внутри структуры мотивации неуспеха и мотивации достижения успеха. Наиболее интенсивные изменения происходят в возрасте 8−9 лет, где связи внутри структуры мотивации достижения успеха распадаются. К 9−10 годам образуется качественно иная структура мотивационной сферы. Изменение структуры, на наш взгляд, есть результат не просто внешнего воздействия, но и результат развития рефлексивных механизмов в сознании младшего школьника, позволяющего отследить причинно-следственные связи в системе «деятельность — результат — оценка», и связанные с этим переживания, что соответственно отражается в отношении ко всем компонентам системы.
В результате обработки данных было получено, что: у 10% первоклассников преобладают познавательные мотивы (интересно учиться, хочу научиться писать ит.д.), у 44% первоклассников преобладают широкие социальные мотивы (хочу стать космонавтом, врачом и т. д), у 23% первоклассников преобладают позиционные, социальные и оценочные мотивы, у 23% первоклассников преобладают оценочные и игровые мотивы.
Таким образом, было выявлено, что с учащимися 1 классов необходимо проводить работу по формированию учебной мотивации. Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Мотивация достижения успеха является более стабильной структурой. Она сохраняет большее число связей на протяжении всего возраста, а именно: с «инструментальной деятельностью достижения», «положительным эмоциональным состоянием» и «темой успеха». Мотивация избежания неуспеха менее стабильна, на протяжении всего возраста сохраняет только статистически значимую связь с категорией «неуспех» .
В структурах мотивации достижения успеха и мотивации избежания неуспеха имеется сходный вектор развития. Выявлено, что в начале младшего школьного возраста актуальными для школьников являются средства и способы, направленные на достижение цели, а к его концу увеличивается потребность в достижении цели, независимо от ориентации на успех или неудачу.