Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Определение педагогических условий взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы выявили то, что педагоги фокусируют больше внимания на ребенке и минимально взаимодействуют с родителями, недостаточно времени уделяется взаимодействию педагога с родителями. В календарных планах педагоги не отмечают взаимодействие с родителями в том объеме, в котором оно необходимо по разным причинам. В протоколах родительских собраний вопрос взаимодействия указывается вскользь. Был проведен… Читать ещё >

Определение педагогических условий взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние использования нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Исследование проводилось нами на базе государственного бюджетного учреждения «Школа № 572» Дошкольное отделение № 6, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ставропольская 52, кор.2. Округ: ЮВАО.

Цель констатирующего этапа исследования: выявить состояние взаимодействия ДОО с родителями с использованием нетрадиционных форм в дошкольной образовательной организации.

Мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ документации педагогов дошкольной образовательной организации (именно календарный план, протоколы родительских собраний), интервью и анкетирование педагогов и родителей.

Рассмотрим подробнее ход и результаты констатирующего этапа исследования.

Мы изучили и проанализировали документацию педагогов дошкольной образовательной организации (календарный план, протоколы родительских собраний) на основе следующих критериев: отмечается ли в плане взаимодействие с родителями, в частности, использование нетрадиционных форм, их частота и регулярность; соответствие планируемых и реально проводимых мероприятий с родителями. Мы изучили 10 календарных планов у 10 педагогов старших групп в ДОО.

Мы выяснили, что многие педагоги, к сожалению, не отмечают проведенные мероприятия в планах, хотя проводят погружение родителей в воспитательно-образовательную работу, а некоторые педагоги вообще не проводят мероприятия, прописанные в планах.

Например, воспитатель старшей группы: Елена Робертовна, сослалась на нехватку времени. Другой педагог сказала, что ей трудно организовать и привлечь родителей, так как они все работают и заняты.

Возможно, для устранения этого явления необходимо ведение журнала по взаимодействию с родителями для удобства работы педагога.

Проанализировав календарные планы, мы выявили, что не все педагоги в планах отмечают взаимодействие с родителями в дошкольной образовательной организации или минимально затрагивают взаимодействие с родителями. В календарные планы педагоги включают, в основном, родительские собрания, редко беседы, что не является нетрадиционными формами.

Мы можем констатировать тот факт, что три педагога в календарном плане отмечают только родительское собрание как форму взаимодействия с родителями, пять педагогов отмечают взаимодействие с родителями довольно скупо, а именно родительское собрание, беседы и консультации с родителями (групповые и индивидуальные), информационный стенд. То есть только традиционные формы.

И только два педагога в полном объеме расписывают взаимодействие с родителями, используя и нетрадиционные формы (совместные прогулки с родителями и детьми, театрализованную деятельность и досуги с участием родителей, мастер-классы, семейный клуб, проведение открытых занятий, детскородительские проекты, беседы, консультации, родительские собрания).

Этот опыт требует изучения, обобщения и распространения.

На основании полученных данных, мы можем сделать вывод, что каждый педагог индивидуален в своем выборе взаимодействия с родителями и то, что взаимодействию с родителями многие не уделяют должного внимания.

При изучении планов мы выявили, что только одно родительское собрание стоит в плане на начало учебного года у всех педагогов. Многие годы ДОО работала по одному и тому же плану — 2 собрания в год (в начале и конце года). Например, тематикой родительского собрания в начале года было знакомство. А второе родительское собрание в конце года было на тему подведения итогов.

Мы изучили 10 протоколов первых родительских собраний. В них основное время уделяется знакомству, правилам, порядкам, режиму, организационным вопросам.

Например, в протоколе родительского собрания в группе от 29 сентября 2016 года в основном обсуждались организационные вопросы, вопросы режима, времени прихода в детский сад и т. п.

Для изучения состояния взаимодействия педагогов с родителями в ДОО мы использовали метод — интервью педагогов (опрос) и анкетирование.

Был проведен опрос 20 педагогов дошкольной образовательной организации на тему: «Формы нетрадиционного взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации», он включал в себя 7 вопросов, касающихся взаимодействия педагога с родителями. По заранее подготовленному списку вопросов проводили интервью с педагогами, полученные ответы фиксировали и обрабатывали.

Полученные нами ответы помогли нам проанализировать проводимую работу педагогов с родителями по взаимодействию.

Целью анкетирования было выявить, какие формы и методы взаимодействия используют педагоги с родителями в дошкольной образовательной организации, и проводят ли их вообще. Есть ли у педагогов трудности во взаимодействии с родителями, и какого они характера? (анкету см. в приложении № 1).

Также нам было важно узнать, используют ли педагоги инновации для взаимодействия с родителями и пользуются ли такими средствами общения как WhatsApp, Viber, e-mail, социальные сети. Объединив и проанализировав все ответы на этот вопрос, мы получили следующие результаты:

В результате анализа ответов на первый вопрос анкеты было выявлено, что в ДОО проводятся досуговые формы: тематические праздники, выставки, совместное проведение досугов и т. п. Информационно-аналитические формы: опросы родителей, «Почтовый ящик» в раздевалке и т. п. Познавательные формы: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации т.п. Наглядноинформационные формы: открытые занятия, информационный стенд, оформление родительского уголка (систематичное обновление информации в нем). Как показал наш опрос, многие педагоги путались в понятиях «методы» и «формы». Хотя, как показало поведенное исследование, в плане воспитательнообразовательной работы это не было раскрыто.

На вопрос: Какие трудности вы испытываете во взаимодействии с родителями в дошкольной образовательной организации? Были получены следующие данные: конфликтность родителей отмечают 5 опрошенных педагогов. Например, педагог Алла М. отмечала: «Родители считают, что все знают лучше педагогов, начинают спорить и доказывать, что мы, педагоги, все делаем неправильно». А педагог Элеонора К. сообщала: «Родители считают, что конкретно их ребенку недодают внимания, знаний и полноценного ухода». У родителей не хватает «свободного» времени на тесное взаимодействие с педагогами, считают 6 педагогов. Например, Ирина С. говорила: «Часто бывает, что ребенок находится под присмотром бабушек и нянь, а молодая мама с утра до вечера на работе».

У родителей нет желания участвовать в работе ДОО — ответили 4 педагога. Например, педагог Дина М. отвечала: «У родителей одно желание — оставить ребенка на целый день, а принимать в этом участие они не хотят».

Наличие, вернее, отсутствие у родителей педагогических знаний отмечают 5 педагогов. Например, педагог Мария Ж. отмечала: «Некоторые родители от своих незнаний вредят ребенку». А педагог Ольга К. утверждала: «Родители порой даже не могут определить, что ребенок не просто капризничает, а заболел».

Исследование показало положительный опыт педагогов во взаимодействии с родителями. Он был у всех 20 педагогов. Например, педагог Татьяна Б. сообщала: «Был положительный опыт взаимодействия с родителями — установление прочного положительного контакта на основе взаимопонимания и высокого авторитета воспитателя».

Отрицательный опыт был у всех 20 педагогов. Например, педагог Наталья Б. отмечала: «Мама одного и папа другого ребенка отказывались приводить детей вовремя. Дети систематически пропускали занятия и с трудом входили в образовательную деятельность. Просьбы педагога приводить детей вовремя родителями игнорировались».

На вопрос: «Какую форму взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации Вы считаете самой продуктивной?» мнения педагогов разделились. 6 педагогов выделили для себя беседы с родителями лучшей формой взаимодействия, 4 педагога выбрали консультации, досуг выделили 3 педагога, праздники выбрали 3 педагога, театр — 1 педагог.

Таким образом, педагоги склонны выделять преимущественно традиционные формы взаимодействия.

Нас интересовал вопрос использования инноваций во взаимодействии с родителями. Все педагоги ответили кроме, одного, что не используют инновации в связи с разными причинами. Например, педагог Ольга В. говорила:

«Затрудняюсь ответить. Раньше я хотела консультировать родителей в скайпе. Может быть, еще вернусь к этому вопросу». Педагог Наталья Б. говорила:

«Никаких. Я пыталась ввести активные методы, но и психолог предупредила, что не стоит, и сами родители не приняли участия. Не пошло». А педагог Джамиля К. отмечала: «Создание почты, через которую общается не только воспитатель с родителями, но и родители между собой, со специалистами дошкольной образовательной организации».

Например, педагог Марина К. отвечала: «Я не пользуюсь WhatsApp. Мне некогда это делать, так как на работе мне нужно следить и работать с детьми, а телефон отложен в сторону».

Как показал опрос педагогов, педагоги сталкиваются как с положительным, так и с отрицательным опытом взаимодействия с родителями. Все педагоги испытывают разные трудности во взаимодействии с родителями. Педагоги по разным причинам не применяют в своей работе инновационные подходы во взаимодействии с родителями и не пользуются современными средствами общения, такими как WhatsApp, Viber, e-mail, социальные сети. Продуктивной формой общения педагоги выделяют то, что конкретно для них удобно и приносит результаты. А формами и методами взаимодействия руководствуются, в основном, традиционными с редким применением нетрадиционных форм.

Наше исследование показало, что состояние взаимодействия педагогов с родителями детей в дошкольной образовательной организации неоднозначно.

Мы выявили то, что педагоги фокусируют больше внимания на ребенке и минимально взаимодействуют с родителями, недостаточно времени уделяется взаимодействию педагога с родителями. В календарных планах педагоги не отмечают взаимодействие с родителями в том объеме, в котором оно необходимо по разным причинам. В протоколах родительских собраний вопрос взаимодействия указывается вскользь.

Воспитатели не знают, что такое нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями детей в дошкольной образовательной. Они смогли назвать некоторые нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями детей в дошкольной образовательной. Но как их использовать в работе — ответить не смогли.

Анализ работы 20 воспитателей об использовании нетрадиционных форм взаимодействия с родителями показал, что в ГБУ «Школа № 572» Дошкольное отделение № 6 педагоги используют следующие традиционные формы и методы работы с родителями:

  • — общие и групповые родительские собрания;
  • — выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • — дни открытых дверей;
  • — участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • — работа с родительским комитетом группы;
  • — групповые беседы с детьми и родителями; Не используются нетрадиционные формы:
    • 1. WhatsApp, Viber, социальные сети
    • 2. переписка по электронной почте
    • 3. семинары-практикумы
    • 4. проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
    • 5. педагогическая гостиная
    • 6. проектная деятельность

Таким образом, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОО практически не используются Таким образом, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОО практически не используются. Большинство воспитателей могут назвать некоторые нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, но использовать их в своей работе затрудняются. Педагоги иногда пользуются только досуговыми формами нетрадиционного взаимодействия с родителями.

Необходимо определить педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой