Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическая компетентность педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По проблемам общения, теоретические обучающие курсы, опирающиеся на инновационные парадигмы и практические интенсивные занятия, направлены на научение людей жить среди других, конструктивно взаимодействовать с ними и достигать понимания, а также на оказание им помощи в приобретении коммуникативной компетентности, респектабельности, позитивно воспринимаемого имиджа, т. е. всего того, что позволяет… Читать ещё >

Психолого-педагогическая компетентность педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данном параграфе мы будем говорить о коммуникативной компетентности педагога, позволяющей ему в будущем эффективно управлять процессом взаимодействия в любой учебной или коммуникативной ситуации. Это связано с тем, что эффективное осуществление психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса во многом зависит именно от уровня развития коммуникативной компетентности педагога, т. е. наличия у него комплекса умений вербального и кинетического общения, межкультурной компетентности, самопрезентации, стрессоустойчивости, командного взаимодействия, сотрудничества, управления конфликтами, умений и навыков осуществления самоуправления в процессе взаимодействия.

Известный психолог Л. А. Петровская, специалист по общению, рассматривая коммуникативную компетентность, считает, что это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (1989). Коммуникативная компетентность, по мнению тренера Е. В. Сидоренко, включает коммуникативные способности, умения и знания, адекватные коммуникативным задачам и достаточным для их решения. Психологи, специалисты по межличностному взаимодействию, рассматривая коммуникативную компетентность, включают в ее основные составляющие следующие компетенции[1].

Коммуникативная — знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнеров; умение устанавливать обратную связь.

Вербальная — свидетельствует об уместности, с учетом контекста и подтекста тех или иных высказываний участников делового взаимодействия; отсутствие трудностей в письменной речи, в оформлении деловой документации; вариативность в интерпретации получаемой информации; адекватность ориентации в сфере оценочных суждений и стереотипов; развитый тезаурус и метафоричность речи; умение вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них; владение позитивными невербальными сигналами, сопровождающими речь.

Психологическая — знание участников общения, их индивидуальных особенностей, ведущих сенсорных каналов и «ключей доступа» к ним; понимание индивидуальной мотивации и направленности; умение управлять эмоциональным напряжением и конфликтными ситуациями, оказывать участникам взаимодействия психологическую поддержку, влиять на других.

Социально-психологическая — это межличностная ориентация; представление о разнообразии социальных ролей, способов, стратегий и тактик взаимодействия; умение анализировать и решать межличностные и внутригрупповые проблемы, разрабатывать и апробировать разнообразные конструктивные сценарии поведения в сложных, конфликтных ситуациях.

Интерактивная — умение создавать игровые команды, организовывать совместную работу их членов, правильно распределить роли, выбирать лидеров, управлять процессом взаимодействия и достижением поставленных целей, осуществлять фасилитацию и модерацию.

Эго-компетенция — важная составляющая социальной компетентности, опирающаяся на изучение своего потенциала и самоменеджмент (управление собой, достижение поставленных целей), позволяющая понимать свои возможности и предназначение, ресурсы и причины трудностей в общении с другими, а также предполагающая знание механизмов саморегуляции и умение ими пользоваться, владение техниками формирования личного успеха и преуспевания, создания имиджа, продвижения своего бренда и осуществления самопрезентации.

Говоря о коммуникативной компетентности, многие специалисты чаще всего выделяют коммуникативные навыки — умение управлять взаимоотношениями и выстраивать социальные взаимосвязи, чтобы добиться от других желаемых результатов и реализации личных целей, а также способность достигать взаимопонимания и создавать гармонию в межличностных отношениях с разными людьми по возрасту, статусу и социальному положению. Компетентности, связанные с этой составляющей, это: лидерство, умение управлять конфликтами, деструктивным поведением и неконструктивными контактами, уметь работать в команде, выражать свои мысли, задавать вопросы и слушать других, демонстрировать умение управлять эмоциями. К этому перечню можно добавить еще много характеристик.

Развитие перечисленных видов коммуникативной компетентности позволит педагогам в дальнейшем лучше адаптироваться в условиях социальных перемен; адекватно оценивать и интерпретировать складывающиеся ситуации и возникающие проблемы при взаимодействии участников образовательного процесса, принимать и исполнять эффективные решения с учетом человеческого фактора, конструктивно взаимодействовать как в профессиональном, так и в межличностном общении.

Коммуникативная компетентность, т. е. совокупность знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия, — это то, чему необходимо специально обучать, используя при этом интенсивные технологии в условиях интерактивной пространственной среды. Исследования ученых по проблемам коммуникации свидетельствуют, что научение таким умениям должно начинаться уже в школе, лицее и тем более должно быть обязательным предметом в вузе, так как умение общаться является важнейшей, а иногда и профилирующей составляющей для большинства профессий в системе человеческих отношений.

Поскольку значительную часть своей жизни человек работает, взаимодействует и общается — говорит, читает, пишет и слушает, то от наличия коммуникативной компетентности зависят не только его успех, о чем сказано выше, но и жизненные трудности. Организация, группа или отдельный человек не могут существовать без адекватного взаимодействия с другими (руководителями, коллегами, родителями, обучаемыми), которое обеспечивает обмен и передачу информации, обмен идеями и координацию совместных усилий, способствует взаимопониманию.

Нельзя не отметить, что развитие коммуникативной компетентности в авторитарном обществе, как, впрочем, и в демократическом, ранее не была востребована, поэтому большинство людей, в том числе и многие учителя и педагоги ОУ, остались коммуникативно не грамотными.

Литература

по проблемам общения, теоретические обучающие курсы, опирающиеся на инновационные парадигмы и практические интенсивные занятия, направлены на научение людей жить среди других, конструктивно взаимодействовать с ними и достигать понимания, а также на оказание им помощи в приобретении коммуникативной компетентности, респектабельности, позитивно воспринимаемого имиджа, т. е. всего того, что позволяет педагогам регулировать взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса и тем самым облегчать свою личную и профессиональную жизнь, а также оказывать позитивное влияние на обучаемых.

  • [1] Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой