Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: наличие потребности создавать красивые изделия; потребность во все проявления прекрасного вносить свое, улучшая различные предметы, поиск красоты в жизни, действительности. На данном уровне показатели способности следующие: учащиеся могут объяснить, в чем выражена красота предмета и технологию изготовления… Читать ещё >

Критерии сформированности знаний третьеклассников о декоративно-прикладном искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народное декоративно-прикладное искусство в силу своей близости детскому восприятию и творческим проявлениям — действенное средство развития художественно-творческих способностей учащихся, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей декоративно-прикладного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечен каким — то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Соломенникова О. А. писала: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». [29]. Использование декоративно-прикладного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников способствует их гармоничному развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

Тихомирова О. выделяет три уровня эстетического развития школьников. (Табл. 1.2) [31].

Таблица 1,2 Уровень эстетического развития школьников

Низкий.

отрицательное отношение к красивым изделиям; отсутствие желания заниматься созданием эстетических изделий.

Средний.

желание иметь яркие, броские изделия; интерес к красивым изделиям; интерес к эстетичным изделиям и желание сделать такой же предмет, каким является образец.

Высокий.

наличие потребности создавать красивые изделия; потребность во все проявления прекрасного вносить свое, улучшая различные предметы, поиск красоты в жизни, действительности.

Низкий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: отрицательное отношение к красивым изделиям; отсутствие желания заниматься созданием эстетических изделий. Показатели способности при этом следующие: учащиеся не различают красивых и некрасивых предметов, не выделяют понятие «красиво». У них слабо выражено умение мастерить. Они имеют понятие о красоте изделия, но не могут объяснить, почему красивы конкретные образцы, имеют слабо выраженное умение творить. Учащиеся имеют понятие о красоте предметов, могут показать какое изделие более красиво, но объясняют, путано, сбивчиво, у них недостаточно сформированы умения для создания красоты.

Для среднего уровня эстетического развития характерны следующие показатели: желание иметь яркие, броские изделия; интерес к красивым изделиям; интерес к эстетичным изделиям и желание сделать такой же предмет, каким является образец. На данном уровне показатели способности следующие: имеют понятие о красоте, в чем заключена красота изделия, но не могут объяснить, как это сделать, т. е. не владеют технологией изготовления изделия и создания красивого предмета; имеют понятие о красоте, могут объяснить, чем красив предмет, а также рассказать о технологии его изготовления, назвать инструменты, с помощью которых предмет изготавливается, могут сами его спроектировать и изготовить, но недостаточно красивым; имеют понятие о красоте, могут объяснить, в чем она заключена и какова технология изготовления, а также могут повторить, создать аналогичные изделия.

Высокий уровень эстетического развития характеризуется следующими показателями: наличие потребности создавать красивые изделия; потребность во все проявления прекрасного вносить свое, улучшая различные предметы, поиск красоты в жизни, действительности. На данном уровне показатели способности следующие: учащиеся могут объяснить, в чем выражена красота предмета и технологию изготовления, используемые материалы и инструменты, способы создавать на основе предложенного свои варианты; изучив предлагаемый образец, могут проанализировать его, предложить технологию, а также самостоятельно изготовить изделие лучше, чем было предложено; создают принципиально новые проекты изделия, основываясь на собственном представлении о красоте, и выбирают оптимальную технологию изготовления предметов.

Переход с одного уровня знаний на другой, более высокий происходит в результате активной деятельности, что приводит к развитию определенных качеств личности. Красота достигается учащимися как при достаточном умении точно выполнять трудовые операции, так и при способности получать качественный результат труда.

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве.

Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Панасюк И.С. [23] считает, что одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей.

Детей учат различным приемам работы с бумагой таким как, аппликация — вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компоновки с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал.

Оригами — детей учат складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления, развивать у них мелкую моторику — готовит руку ребенка к более сложной деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей.

Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Иванова Т.Ф. [13] дает свое определение: декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации.

Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» согласно Горячевой Н. А. [8] достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца.

Современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей.

Вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Афонькин С.Д. [3] в своей работе «Вырезаем и складываем» рассмотрел вопрос о любви детей лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

Для того чтобы вылепить, сконструировать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, расположение частей.

Третьеклассники воспроизводят в лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.

Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов: на прогулке, на специально организованных наблюдениях, из рассказов, из художественной литературы.

В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются.

В этом участвуют зрение, осязание, движение рук. Для умственного развития учащихся большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цвета.

Занимаясь, декоративно-прикладным искусством третьеклассники узнают разные материалы (бумага, глина, картон, пластилин и т. д.), знакомятся с их свойствами, приобретают навыки работы с ними.

Усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (клей, ножницы, карандаш и т. д.) А как известно, овладение этими действиями способствуют умственному развитию детей.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь третьеклассника: усвоение названия форм, название предметов труда, пространственные обозначения. Соломенникова О. А. [30].

Высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на формирование связной речи.

Педагог также активно включает учащихся в объяснение задания, последовательности его выполнения.

В процессе анализа работ, по исследованиям Хворостяна А. С. [34], в конце занятия дети рассказывают о своих работах, высказывают суждения о поделках одноклассников. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствуют у детей образной, выразительной речи. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

Если поставить слишком сложные задачи, то трудности, вызванные отсутствием у третьеклассников необходимых навыков и умений, помешают им не только передать своё отношение, но и правильно и аккуратно выполнить работу. Воспитание заключается ещё в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.

В процессе создания коллективных работ у детей развиваются умения объединяться, договариваться о выполнение общей работы, стремление помочь друг другу.

В процессе декоративно-прикладной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического воспитания и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Выделения свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета — компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т. д. На разных уровнях детского развития эстетического восприятия имеет различное содержание.

Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, ещё не достаточно для создания изделия. Знакомство с предметом, который будет затем выполнен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в трудовой деятельности.

Однако очень важно закончить восприятия целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам.. Панкеев И. [24].

Пидкасистый П.И. [25] дает определение воображению — это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение — очень ценное психологическое свойство человека.

Одна из разновидностей воображения — фантазия. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного. Воображение — это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности. Воображение одна из форм отражения действительности.

Особенно интересно развиваются представление воображения у детей школьного возраста.

Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира.

У третьеклассников воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания, но среди них есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать с ими в процессе обучения. С такими детьми нужно много работать. Заика Е. В. [12] в своих работах предоставляет возможность развития воображения с помощью игр.

Образы воображения, возникающие у третьеклассников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который в психологии получил название закона реального чувства в деятельности фантазии.

Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение.

У третьеклассников воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности.

Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение.

На развитие воображения детей, как считает Ендовицкая Т. О. [10], влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д.

Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Тищенко П. Д. [32].

Умение целенаправленно и тонко наблюдать — одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения.

Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.

Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего источника, без движущей силы.

Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса. Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции — в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) — вторичны. Семенишина Н. В. [27].

Поэтому можно сказать, что творческий человек — это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет и, притом, хочет много.

Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей творческие способности ослабевают.

Шпикалова Т.Я. [35] раскрывает вопрос о процессе приобщения третьеклассников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

В I-IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающим миром. Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности. На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. На уроках третьеклассники встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Так, например, Кудрявцев В. [16] считает, что в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» третьеклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки — берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей. В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы.

Грибовская А.А. [9] в своих исследованиях выявила, что дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — все это становится объектом восприятия школьников. Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор. Грибовская А. А. [9].

В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые ритмически располагают на декоративном панно). Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего школьного возраста.

К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства.

Вместе с тем это период школьного возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности.

Возраст третьеклассника еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность.

Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики, как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности.

Горячева Н.А. [8] считает что младшие классы это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания», к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства.

Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями. При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — утилитарно — бытовую функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого.

В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета).

По словам Леднева B. C [16] задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).

Народное декоративно-прикладное искусство как показала в своих работах Шпикалова Т. Я. [35] развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений.

Оно имеет важное значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.

Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей художественно-этнического цикла, ответственных во многом за духовное, нравственное, эмоционально-эстетическое развитие образного мышления учащихся, без чего не мыслима деятельная личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.

Согласно Лыковой И. А. [21] Один из видов детского творчества, имеющий огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. Практика школ показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации.

Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными» занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить. На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию.

На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов.

Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым.

Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственноэмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений. Отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях — это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перспективный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения.

В противном случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное. Отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих способностей.

Урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Наибольшей педагогической эффективности достигают те уроки, на которых комплексно решаются проблемы обучения, воспитания и развития детей.

По словам Азарова Г. П. [1] по сравнению с другими учебными дисциплинами уроки трудового обучения в третьем классе имеют свои специфические особенности.

Основная масса учебного времени отводится на практическую работу. Практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми изделия находят практическое применение в школе.

Работа режущими инструментами обязывает учителя строго соблюдать правила техники безопасности.

Изготовление общественно полезных вещей требует, каждом уроке постановки четких, конкретных дидактических целей. Различные виды деятельности на уроках технологии требует разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приёмов обучения, связи уроков трудового обучения с другими предметами.

Выводы

Глава первая посвящена психолого-педагогическим и методическим основам работы по изучению декоративно-прикладного искусства. В ней даётся определение понятия «знания», «декоративно-прикладного искусства» .

Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

Главным требованием современного образования является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития.

Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных школах обуславливает необходимость нового методолога — теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности школьника.

Одним из факторов, оказывающих влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие по декоративно — прикладному искусству.

Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки учащихся, разработки обучающих технологий, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности. Это и определило область научного поиска, а именно, выход на проблему формирования и развития творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой