Основные формы организации внеклассной работы
Кружковая работа организуется учителем по своему определенному предмету. Она создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей. Диспут или дискуссия. Условием успешности их проведения является выбор действительно… Читать ещё >
Основные формы организации внеклассной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Во внеклассной воспитательной работе применяются разные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения воспитательных задач их можно подразделить следующим образом:
- 1) общие формы, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания;
- 2) специальные формы, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач.
Есть форма работы, где учащиеся относительно малоактивны, их главная деятельность:
- 1) слушание;
- 2) восприятие;
- 3) размышление;
- 4) осмысление.
К формам работ с малоактивными учащимися можно отнести:
- 1) лекции;
- 2) доклады;
- 3) встречи;
- 4) экскурсии;
- 5) посещение театров, концертов, выставок.
Другие формы работы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения. К таким формам относятся:
- 1) кружки;
- 2) олимпиады;
- 3) конкурсы;
- 4) викторины;
- 5) тематические вечера;
- 6) вечера отдыха;
- 7) выставки и музеи;
- 8) диспуты или дискуссии;
- 9) журналы.
Кружковая работа организуется учителем по своему определенному предмету. Она создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей.
Тематические вечера и утренники имеют прежде всего познавательную направленность, посвящаются какой-либо одной специальной теме.
Вечера отдыха — это праздничные вечера, которые включают обычно художественную самодеятельность, аттракционы.
Конкурсы проводятся и в области спорта, и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам, вносят дух соревнования в жизнь школы и имеют следующие разновидности:
- 1) смотры;
- 2) турниры;
- 3) фестивали;
- 4) викторины;
- 5) состязания.
Предметные олимпиады также осуществляются на конкурсной основе по какому-либо предмету и являются средством развития интереса к знаниям. Они проводятся в масштабе всей школы, района или города.
Туристическая работа — это организация и участие в секциях туризма, археологических кружках, включающих в себя туристические походы различного целевого направления и длительности, экспедиции.
Краеведческая работа предусматривает создание кружков, занимающихся работой с музеями, постоянным пополнением экспозиций, организацией тематических выставок.
Диспут или дискуссия. Условием успешности их проведения является выбор действительно интересующей темы или проблемы для обсуждения. Ценность диспута — в свободном обмене мнениями, высказывании собственных мыслей и суждений.
Большую помощь во всех видах внеклассной работы оказывает школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы.
К внешкольным учреждениям, помогающим организовать внеклассную работу, относятся:
- 1) детские клубы;
- 2) секции;
- 3) центры дополнительного образования;
- 4) дворцы детского творчества;
- 5) станции юных натуралистов;
- 6) туристические станции;
- 7) спортивные школы, музыкальные школы.
В данных учреждениях учащимся прививают вкус и интерес к исследовательской работе, ведению наблюдений, творческой деятельности, спортивным достижениям.