Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Духовная жизнь человека придает природному человеческому бытию социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Развитие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Духовно-нравственное воспитание подростков как социально-педагогическая, проблема
    • 1. 1. Категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте
    • 1. 2. Анализ особенностей духовной ситуации современного российского общества
    • 1. 3. Психолого-педагогические факторы развития духовного потенциала подростков как основы воспитания их нравственности
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Организация развития духовно — нравственного потенциала подростков
    • 2. 1. Организация и содержание экспериментально-педагогического исследования
    • 2. 2. Педагогическая работа по развитию духовно-нравственного потенциала подростков
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по II главе

Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры — всё это реальность, которая окружает современных подростков. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее.

Современного человека, беря во внимание его потребности, приоритеты, интересы, можно охарактеризовать как «Человек-масса»: он не требует от себя многого, не стремится к самосовершенствованию, предпочитает не усложнять жизнь, делает акцент на материальную сторону жизни, не чувствует внутренней потребности в высоких духовно-нравственных ценностях и тем более в следовании им. Ему чужда высокая дисциплина духа, требовательность к себе. Человек перестал думать, о своем духовном обогащении, стал игнорировать нравственную сущность своих поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.

Духовная жизнь человека придает природному человеческому бытию социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного-бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов* и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как" главный субъект, пользующийся его результатами.

Жизнь показывает, что такие социальные институты, как семья, школа, техникум, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Не последняя роль в решении данной задачи отводится' учителю. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.

Проблема заключается в том, что у подрастающего поколения отсутствует ориентация, на непрерывное духовно-нравственное развитие. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы, и нравственные нормы поведения современного школьника подросткового возраста, в связи, с чем появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы, на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности.

Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников, — растущего поколения на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала.

Тема выявления, развития, и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно-теоретическом отношениях. Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения — в значительной мере он* развивается в процессах социализации личности.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций внесли психологи Л.С. Выготский-[21], Б. Р. Ананьев [4], B. Bi Давыдов [29], В. Н. Мясищев [85], С. Л. Рубинштейн [106], А. Н. Леонтьев [62], Д. Б. Эльконин [150] и другие. Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики К. Д. Ушинского [128],.

A.C. Макаренко [73], В. А. Сухомлинского [121], С. Т. Шацкого [144], а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк [132], Э. Фромм [137]) и других.

Проблеме нравственного воспитания посвящены исследования.

B.А. Блюмкина [13], Н. П. Буевой [39], В. П. Зинченко [44], И. Ф. Харламова [138], A.B. Мудрик [81], Г. Н. Филонова [130], А. И. Шемшуриной [146], г.

Л.Д. Кудрявцева [56] и других.

Мы опирались также наисследования, в. которых рассматривались морально-философские (О.Г. Дробницкий [35], В. й: Мурашов [84], В. Ф. Шаповалов [143], Е. М. Махаров [77], H.H. Кожевников [50]), социо-культурные (Т.И. Заславская [42], В. К. Левашов [60], В. И. Пантин [92]), психолого-педагогические (В.М. Коротов [52], Б. Т. Лихачев [66], Л. И. Новикова [87]- В. А. Сластенин [114], Н. Е. Щуркова [149]) аспекты проблемы.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:

— ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;

— объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и неразработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста;

— потребностью общества* в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой школьным образованием функции духовно-культурного просвещения;

— растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.

Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме всебольше и больше уделяется внимание в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особое внимание обращается на тенденции^ которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Ознакомление с теорией и практикой нравственного воспитания, особенно/ в период изменяющихся условий, показывает, что имеются пробелы в поиске конкретных путей, форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом их психолого-педагогических возрастных особенностей. Это, главным образом, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальнойреформации».

Объект исследования— процесс нравственного воспитания учащихся подросткового возраста в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективность развития духовного и нравственного потенциала подростков в процессе их обучения и воспитания в школе.

Цель исследования — определить основные педагогические условия деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков в период реформации российского общества.

Гипотеза исследования основана на том, что развитие духовно-нравственного потенциала подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические подходы:

— усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;

— организация нравственно-ориентированной деятельности, которая способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки;

— активизация в обучении и воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Обозначить категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте.

2. Провести анализ духовной ситуации текущего времени с целью выявления её актуального значения для развития нравственного потенциала школьников.

3. Обосновать педагогические факторы, обеспечивающие эффективность развития духовно-нравственного потенциала подростков.

4. Экспериментально проверить комплекс педагогических факторов с целью определения их действенности на школьников в нравственном отношении и разработать научно-практические рекомендации по исследуемой проблеме.

Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного развития детей исторически сложившихся систем воспитания личности (К.Д. Ушинский, В. А: Сухомлинский, A.C. Макаренко) — общетеоретические основы формирования личности (JI.G. Выготский, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.) — положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — личностно-ориентированные технологии воспитания (Д.М. Гришин, В. В. Сериков, Л. Ю. Сироткин, И.С. Якиманская) — идеи саморазвития личности (Г.А. Цукерман, Б. М. Мастеров, В. И. Андреев, Л.Н. Куликова) — основные идеи теории нравственного воспитания (В.А. Блюмкин, О. С. Богданова, А. И. Шемшурина, О. Г. Дробницкий, A.B. Мудрик, И. Ф. Харламов, В. П. Зинченко и другие) — философские-идеи о роли духовно-ценностного потенциала человека в его личностном развитии (B.C. Соловьев, П. А. Сорокин, И. А. Ильин, Э. Фромм), созвучные идеям о социальном преобразовании российского общества.

Методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературыобобщение опыта педагогической деятельностинаблюдениебеседапедагогический эксперимент, анкетированиетренинги личностного ростаанализ деятельности школьников с диагностической направленностью.

Экспериментальная база исследования — школа № 31 г. Якутска. В ходе педагогического эксперимента было охвачено 212 учащихся пятых, шестых, седьмых классов.

Исследование проводилось в три основных этапа.

На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводилось изучение и обобщение массового и передового опыта, выявлялись социально-педагогические противоречия в морали и нравственном воспитании учащихся’подросткового возраста. Определялась рабочая гипотеза.

На втором этапе (2004;2006 гг.) разрабатывалась программа и конкретизировалась гипотеза исследования, реализовался экспериментально-программный материал, проверялись и уточнялись педагогические условия эффективной организации работы по выявлению и развитию духовно-нравственного потенциала подростков.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.

На защиту представлены:

1. Духовно-нравственное воспитание подростков связано с (приобщением личности к духовным потребностям, культурным ценностям, их усвоением, т. е. накоплением собственного духовного багажа. Под духовным развитием понимается осмысление личностью своего предназначения в жизни, стремление к постоянному нравственному совершенствованию. В этом заключается потенциальный смысл духовности и нравственности.

2. Моральное несовершенство личности, особеннов подростковом возрасте, определяется не столько условиями среды, сколько недостатком воспитания, неразвитостью адаптивных возможностей самой личности (по выражению Л. С. Выготского, недостатком «приспособительных связей»). В нравственном становлении подростков очень важен моральный образец, формируемый в обществе. Этим определяется необходимость стимулирования и развития таких потенциальных возможностей подростков, как общение, самоутверждение и самовыражение, в процессе которого происходит накопление собственного нравственного опыта.

3. Развитие основных духовно-нравственных потенций подростков в условиях реформации общества обеспечивается факторами, активизирующими позитивно-оценочный моральный выбор и направляющими на действенное применение нравственных знаний и-убеждений, укрепляющими эмоционально-волевую сферу.

Научная новизна исследования:

— предпринята попытка осмысления основ духовно-нравственного воспитания с позиции изменившейся социокультурной ситуации, в результате чего обоснован характер педагогической деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков;

— определены и проверены факторы развития нравственных возможностей подростков, учитывающие особенности социальной среды и акцентирующие внимание на формирование созидательного морального опыта.

Теоретическая значимость исследования заключается в аналитическом обосновании педагогических факторов развития духовно-нравственных возможностей подростков с учетом особенностей российской общественной реформы, что создает предпосылки для расширения научного знания.

Практическая значимость исследования проявляется в опытной реализации педагогических факторов развития духовно-нравственного — потенциала подростков, во внедрении в воспитательный процесс школы интеллектуально-игровых форм, формирующих созидательный моральный опыт," а также в разработке и внедрении научно-практических рекомендаций по итогам исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом научной проблемы, а также особенностей общественного развития, выделением приоритетных подходов в развитии духовно-нравственного потенциала подростков, опытно-экспериментальной проверкой, анализом и обобщением полученных показателей и итогов работы, использованием адекватных содержанию и характеру исследования научных методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях автора на межрегиональной, межвузовской, университетской научно-практических конференциях: «Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития» (Хабаровск, 2004), «Актуальные вопросы образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2006), «Совершенствование качества довузовской подготовки и профессиональной ориентации» (Якутск, 2007), на аспирантских чтениях.

Структура и основное содержание диссертация. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых содержатся материалы экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Вывод первый. Педагогическая работа по развитию духовности и нравственности школьников — процесс сложный, многоаспектный и многокомпонентный. С учетом этого, исследование духовно-нравственных показателей проводилось методом наблюдения, бесед, интервью, диспутов. Кроме того, применялась методика неоконченных предложений, методики — «Счастье», «Выбор, «Пять качеств» и другие.

Вывод второй. Названные методики позволили оценить следующие содержательные характеристики компонентов духовно-нравственной деятельности:

• духовно-нравственные целеполагания, ценности, убеждения, мотивы и смыслы, которыми руководствуются учащиеся;

• этические знания, умения, способности, связанные с усвоением и применением нравственных норм;

• самопознание и осознание (контроль и оценка) своих и чужих нравственных действий, поступков;

• коррекция своих действий и поступков;

• прогнозирование своих и чужих последствий нравственных действий и поступков, нравственного выбора.

Окончательные суждения об уровне развития духовно-нравственного потенциала личности и ее составляющих было сделано путем сопоставления данных по всем имеющимся в нашем распоряжении методикам.

Вывод третий. Воспитательный процесс в рамках нашего эксперимента представлял собой включение подростка в адекватную целостную духовно-нравственную деятельность, в которой происходило определение нравственных форм, принципов и правилрегулирование духовно-нравственных взаимоотношенийрефлексия своих нравственных достоинств и недостатковкоррекция своих действий, эмоциональных переживаний, личностных особенностей.

Вывод четвертый. Данный педагогический процесс немыслим без создания адекватной системы контроля и оценки качества духовно-нравственного развития учащихся, позволяющей судить о развивающем эффекте воспитательного эксперимента. Методика контроля и оценки уровня духовно-нравственного развития базировалась на системе духовно-нравственных заданий, а способ решений этих (духовно-нравственных) заданий указывал на уровень сформированности того или иного компонента нравственного развития личности подростка. Результаты эксперимента показали, что такой контроль позволяет не только прослеживать наращивание духовно-нравственных знаний, но и фиксировать развитие способов духовно-нравственной работы, структуры ее отдельных компонентов и деятельности в целом.

Вывод пятый. Анализ особенностей выполнения учащимися специально разработанной системы заданий (задач) привел к выводу о влиянии экспериментальной программы на духовно-нравственное мировоззрение детей младшего подросткового возраста. Данные изменения обнаруживали себя: в повышении уровня нравственных знаний учащихся, в утверждении у школьников позитивной нравственной^ направленности и моральной осознанности. В результате наших занятий у подростков наблюдаются позитивные изменения в развитии коммуникативных навыков, средств эмоционального самовыражения, повышаются показатели творческой активности, учащиеся проявляют самостоятельность на пути решения нравственных проблем, устойчивость этической рефлексии.

Таким образом, во второй главе, согласно целям и задачам диссертационного исследования, нами были раскрыты возможности педагогической работы на развитие духовно-нравственного потенциала школьников младшего подросткового возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие духовно-нравственного потенциала личности способствует становлению ценностно-смысловой сферы сознания человека. Оно предполагает внутренние изменения в личности: её ценностях, потребностях, мотивов, интересах, установках, позициях, смыслах. Формируется позитивная «Я-концепция», устанавливаются интегративные связи между основными личностными сферами: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой. В результате этого, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям. Иными словами, благодаря развитию духовно-нравственного потенциала складываются личностные структуры сознания воспитанника, в результате чего, у него изменяются не объективные условия жизни, а субъективное переживание этой жизни, а значит — изменяется его жизнь. Для подростков чрезвычайно значимым является их ощущение жизни, собственный внутренний мир интимных переживаний и его выражение в общении со сверстниками. При этом надо помнить, что подростки самолюбивы и обидчивы, не всегда умеют сдерживаться. Малейшая несправедг ливость к ним может вызвать протест в форме грубости, резкости, дерзости. Все это, конечно, в какой-то мере затрудняет педагогическую работу по развитию нравственности и духовности школьника. Но с другой стороны, именно в этом возрасте появляются более благоприятные условия для педагогической работы с подростками, так как у них формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, складываются основы нравственности. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотиваЦионные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно поэтому у подростков значительно расширяется круг общения с людьми, они включаются в работу различных кружков, секций, вступая в более тесные и многочисленные контакты. Часто, не признавая необходимости нравственного саморазвития, подростки в то же время проявляют повышенное внимание к этому вопросу: у них появляется интерес к своему внутреннему миру, растет самосознание, возникает стремление к самооценке. Все это способствует успешному формированию нравственных понятий, выработке моральной направленности, повышению уровня моральной осознанности, на критериях которых и основывается духовно-нравственное развитие личности подростка.

В основе развития духовно-нравственного потенциала личности лежит принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное с использованием принципов развивающего обучения. Роль учителя в развитии духовного потенциала личности школьника отличается от традиционной роли педагога как носителя знаний. Перед ним стоит иная задача: не передать знания, а раскрыть собственные возможности ученика. Учитель, помогая подростку проявлять свою уникальность в школьной жизни, способствует тому, что жизнь ученика благодаря этому наполняется новым смыслом.

Основными линиями работы по развитию духовно-нравственного потенциала личности с подростками является расширение репертуара средств эмоционального самовыражения, овладение коммуникативными навыками и умением ставить и решать проблемы. Освоение коммуникативных умений и навыков осуществляется на основе эмоциональной поддержки другого человека, на основе построения помогающих отношений. Педагог, ведущий занятия по развитию духовных потенций школьников, выступает как носитель определенных ценностей — ценностей психологической безопасности и поддержки в общении. Эти ценности усваиваются детьми и становятся их собственными ценностями.

В этом возрасте по-прежнему богатые возможности для личностного развития детей несет в себе игра. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о ролевых играх. Такие игры необходимо включать в учебно-воспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями.

Определенный вклад в развитии духовно-нравственного потенциала личности вносит педагогическая деятельность, в ходе которой воспитуемый оказывается в ситуации нравственного выбора. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т. д. У человека всегда есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.

Проведенное исследование убедило нас в том, что одна из главных задач педагога — сознательное и целенаправленное формирование взаимоотношений детей в процессе деятельности. Их нравственное развитие во многом зависит от того, как складываются эти взаимоотношения именно в школе. Проведенная нами педагогическая работа, нацеленная на развитие духовных потенций подростков, оказала влияние на школьников 5−7х классов. Наши занятия способствовали постепенному накоплению школьниками опыта нравственных взаимоотношений, формированию у них привычки морального самоконтроля в общении, выработке этической культуры. После проведенной нами серии уроков, которые включали в себя и ролевые игры, и ситуации, и беседы и мини-конкурсы, школьники осознали необходимость приобщения к нравственной культуре. В разработанной серии занятий «Уроки морали» основной акцент был сделан на создание гуманного стиля взаимоотношений педагогов, детей, родителей. Опытно-экспериментальным путем была доказана выдвинутая нами на начало эксперимента гипотеза.

Итак, изложим результаты проведенного исследования, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы:

1. Обозначены ключевые понятия, связанные с процессом духовно-нравственного воспитания подростков. Духовность заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу, в формировании духовных потребностей. В педагогике и педагогической психологии потребности понимаются как устойчивые образования, оказывающие на конкретную деятельность «мотивообразующее» воздействие. Таким образом, личностные ценности и потребности оказываются неразличимы. Формирование и развитие духовных потребностей как основы целостной внутренней психической жизни человека является одним из главных аспектов духовного воспитания.

2. Проведен анализ современной духовной ситуации, в которой находится подрастающее поколение и определена специфика нравственного воспитания детей. К негативным обстоятельствам российской социокультурной ситуации относятся: снижение роли общества в воспитании подрастающего поколенияухудшение нравственно-психологической атмосферы в самом обществеослабление функций школы в её воспитательном влиянии на детейпагубное влияние на сознание подростков средств массовой информациирост криминализации социума и т. д. Это далеко неполный перечень обстоятельств, отрицательно повлиявших на духовную ситуацию в социуме. Однако, в обществе постепенно происходят и позитивные сдвиги: возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народовстремление к диалогу культур и религий на принципах толерантностивозрастание влияния микрои мезосоциальной среды на нравственную социализацию личностиусиление гуманистической направленности отечественного образования под влиянием деи-деологизации общества.

3. Главная особенность духовно-нравственного воспитания подростков в данной социальной ситуации заключается в необходимости педагогически организованной деятельности, активизирующей практическое закрепление моральных знаний, суждений, взглядов и убеждений.

4. Обоснованы педагогические факторы, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного развития подростков:

1) развитие коммуникативных навыков школьников;

2) вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью;

3) постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями.

Данные педагогические факторы выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.

4. Экспериментально установлено, что в результате педагогической работы со школьниками у подростков проявляется большая самостоятельность при решении нравственных проблем, отмечено стремление к нравственно-ориентированной самореализации, к этической рефлексии, к духовному личностному развитию.

Обобщая результаты проведенного нами исследования, следует еще раз подчеркнуть необходимость целостного рассмотрения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях российского общества. В центре наших исследований была личность младшего подростка и методы её развития средствами психолого-педагогических воздействий. Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты имеющихся педагогических аспектов рассмотрения неоднозначной, многогранной и сложной проблемы духовно-нравственного воспитания подростков среднего школьного возраста. Полученные нами в ходе работы выводы и результаты свидетельствуют о необходимости в дальнейшем разработки педагогических основ развития духовно-нравственного потенциала школьников подросткового возраста, создания педагогических условий для актуализации нравственного опыта учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М., Валиахметов Х. Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности. Казань: Карпол, 2002. -230 с.
  2. Л.И. Нравственно-гражданское воспитание школьников в современном сельском социуме: метод, пособие. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 2001. — 56 с.
  3. .Г. Избр. псих, тр.: т.1 / Сост. В. П. Лиснекова. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  5. В.И. Педагогическая этика: Инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновацион. технол., 2003. -272 с.
  6. О. Духовность как основа высшего образования // Высшее образование в России. 2006. — № 4. — С. 81−84.
  7. А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. -2003. -№ 8. С. 35−41.
  8. Ю.К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростком. -М.: Знание, 1988. 32 с.
  9. H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр.- под ред. Л. И. Новиковой, И. Н. Сиземской. М.: Флинта, 1999. — 312 с.
  10. H.A. Философия нравственности / Сост. предисл. и примеч. Л. В. Полякова. -М.: ИМА-пресс, 1990. 288 с.
  11. Березовская Т. В'. Игра как средство самопознания старших школьников: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 158 с.
  12. А.Р. Учить культуре речи // Школа духовности. 2001. -№ 3. — С. 67−71.
  13. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (Философско-этические основы). — Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1990.- 141 с.
  14. О.С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков: В помощь классным руководителям IV-VIII кл. -М.: Просвещение, 1979. 111 с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-463 с.
  16. Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. — № 3. — С. 3−14.
  17. А.Б. Феномен духовности и высшее образование // Высшее образование в России. 2004. -№ 5. — С. 157−161.
  18. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
  19. Л.С. Педагогическая психология- примеч. и послесл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 533 с.
  20. Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 19 с.
  21. Д.А. Дисциплина, мораль, право- под ред. Л. Л. Попова. — Минск: Наука и техника, 1983. 136 с.
  22. P.C. Нравственное воспитание подростков в детских творческих объединениях: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2003. — 247 с.
  23. .С. Философия образования для XXI века = The philosophy of education for the XXI century: В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  24. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  25. Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников: В помощь классному руководителю и воспитателю. 2-е изд., пе-рераб. -М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  26. С. Духовный кризис: Статьи и исследования / Пер. с англ. Д. М. Прошуниной. М.: МТМ, 1995. — 256 с.
  27. В.В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1986.-56 с.
  28. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). Тенденции и социологическое осмысление. СПб, 2000. — С. 315.
  29. Н.Ф. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965. -294 с.
  30. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета. 29.07.04. — № 160.
  31. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002−2003 годы / Под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева. М., 2003. -С. 87−88.
  32. B.C. Педагогические основы повышения личностного потенциала школьника: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. — 167 с.
  33. О.Г. Моральная философия: Избр. тр. / О. Г. Дробницкий. -М.: Гардарики, 2002. 520 с.
  34. Духовность // Психология: словарь.- 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. -С. 112.37.
Заполнить форму текущей работой