Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования был проведен системный анализ организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе и его направленности на воспитательно-педагогическую подготовку. Общий структурный анализ учебно-воспитательного процесса, в рамках которого осуществляется практическая подготовка студентов к внеурочной воспитательной деятельности, показал, что традиционное обучение будущих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы формирования умений и навыков воспитательной работы у будущих учителей
    • 1. 1. Сущность технологического подхода к подготовке будущих учителей к внеурочной воспитательной работе
    • 1. 2. Современное состояние и проблемы подготовки студентов педвузов к внеурочной воспитательной работе
    • 1. 3. Педагогические условия совершенствования системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальные исследования технологической модели формирования умений и навыков воспитательной работы у будущих учителей
    • 2. 1. Организационно-педагогическая системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе как основа технологического подхода к воспитательно-педагогической деятельности
    • 2. 2. Проведение и результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению технологической модели подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности

Организационно-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время происходит перестройка социально-экономической, политической и духовной жизни нашего общества, в связи с чем перед педагогическими вузами возникла в качестве одной из приоритетных задача приведения системы высшего педагогического образования в соответствие с новыми потребностями общеобразовательной и профессиональной школы.

Острота проблемы повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей в условиях современного общества актуализируется нестабильностью, смещением социальных и личных приоритетов, потерей многих социально и морально значимых ценностей. Говоря о практической воспитательной деятельности, следует отметить активность индивида (в данном случае молодого учителя) при его включении в новую среду, при освоении им новых для него видов деятельности, соответствующих норм, ценностей, требований. Важным аспектом такой готовности является вхождение в соответствующие профессиональные функции в условиях реального педагогического труда.

Изучение опыта воспитательной работы со студентами показало, что при всей многоплановости и глубине этого направления в системе подготовки к будущему педагогическому труду остается нерешенной проблемой систематическая работа, направленная на формирование умений и навыков внеурочной воспитательной деятельности у будущих учителей.

Учитывая возрастающие требования к личности педагога и объективные трудности в подготовке учителя в части его профессиональной ориентации на внеурочную воспитательную деятельность, мы считаем необходимым создание такой модели системы педагогической подготовки, которая позволила бы студентам эффективно овладевать профессиональными воспитательно-педагогическими умениями и навыками, а также развивать необходимые личностные качества на основе деятельностного подхода к любому виду целенаправленного воспитательного воздействия.

Процесс формирования специалиста с высшим образованием включает в себя воспитание у студентов мотивационно-ценностного отношения не только к системе знаний, но и к умениям и навыкам практической деятельности, в данном случае воспитательно-педагогической. Творчески работающий, ищущий учитель-воспитатель с легкостью может преодолевать возникающие трудности в своей работе, понимая, что они значительно понижают эффективность целенаправленного позитивного воспитательного влияния. Знание того, как избежать возможных ошибокумение грамотно построить свою воспитательную работу в школе или во внешкольных детских, подростковых образовательных заведениях должны закладываться в профессиональный методологический актив будущего учителя еще в студенческие годыпричем начинать это накопление следует на самых ранних этапах обучения в педагогическом вузе.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, проблемам подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности посвящено значительное количество исследований. Современной наукой к настоящему времени разработаны различные концептуальные подходы, системы, модели, учения. Определенные аспекты этой проблематики нашли отражение в ряде научно-педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, П. И. Бабочкин, В. И. Байденко, Б. П. Битинас, Е В. Бондаревская,.

В.Г. Бочарова, О С. Газман, ВТ. Досовский, И В. Дубровина, И. П. Иванов, И М. Ильинский, В. А. Кардовский, Ю. А. Копылов, В. М. Коротов, Ю. А. Кудрявцев, Б. Т. Лихачев, З. А. Малькова, В Н. Михелькевич, Г. В. Мухаметзянова, А. В. Мудрик, B.C. Мухина, Л. И. Новикова, С Л. Новоселова, Л. Ф. Обухова, В. Д. Путилин, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, А. П. Сидельковский, Л. Ю. Сироткин, Н. М. Солодухо, А. И. Субетто, Н. М. Таланчук, С. И. Шкатулла и др.). Большое внимание организации внеурочной воспитательной работы в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях уделяют такие ученые как В. А. Сластенин, Р. А. Валеева, Л. А. Волович, И Т. Гайсин, Г. С. Закиров, Е М. Ибрагимова, В. А. Караковский, Ю. А. Кустов, Р. Ш. Маликов, З. Г. Нигматов, Н. М. Таланчук, Я. И. Ханбиков, АН. Хузиахметов, Ф. Ф. Харисов и другие.

Большинство авторов считают, что сегодня целесообразно сосредоточить внимание на первоочередной разработке таких вопросов, как структура педагогической деятельности и требований к личности учителя, моделирование и профессиография педагогического труда, формирование личности учителя в процессе педагогической практики, формирование у студентов профессиональной готовности к воспитательной и профориентационной работе в школе, научное управление системой формирования социально активной личности учителя, педагогическое руководство профессиональным воспитанием и самовоспитанием будущих учителей, изучение социальной активности молодых учителей в процессе их стажировки и профессиональной адаптации и др.

Итак, даже из неполного перечня вопросов, стоящих перед современной педагогической наукой видно: практически каждое из научных направлений указывает на то, что от молодого учителя общество ждет готовности к активной профессиональной деятельности, позволяющей качественно проводить как учебную, так и целенаправленную воспитательную работу, особенно во внеурочное время.

В концепции развития системы высшего образования в Республике Татарстан (2000) определены приоритетные направления развития общеобразовательной деятельности, среди которых не на последнем месте стоит «воссоздание системы воспитательной работы в высшей школе». Однако работа по возвращению воспитательной стороне педагогического образования прежней значимости должна иметь новое наполнение содержанием, методами и формами, так как общество претерпело значительные перемены в своем устройстве, поменяло многие ценностные ориентиры. Приходя в школу, молодой учитель, только что окончивший педагогический вуз, сталкивается в своей практической работе с массой неожиданных для него проблем. Для многих выпускников трудности вызывает внеурочная работа, так как они пока еще не имеют опыта организации и проведения воспитательных мероприятий. Это затрудняет адаптацию молодого специалиста в педагогическом коллективе, тем более, что от него ждут проявления инициативы, предложения свежих идей, внедрения и осуществления современных педагогических технологий, так как справедливо было бы предполагать, что вуз дает выпускнику все самое новое и прогрессивное, что наработано педагогической наукой.

Отсюда очевидными становятся возникшие противоречия.

• между настоятельной необходимостью воспитательной работы среди студенческой молодежи и отсутствием разработанной современной системы воспитательных воздействий,.

• между необходимостью осуществления сложной и многоплановой воспитательной работы в средних общеобразовательных учреждений и недостаточной подготовкой будущих учителей к практической воспитательной работе;

• между необходимостью выявления уровня готовности выпускников педвузов к внеурочной воспитательной деятельности и отсутствием соответствующих диагностик.

Эти противоречия обозначили следующую проблему: как, каким образом должен осуществляться технологический подход к системе подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе?

Актуальность, недостаточный уровень теоретического изучения и практического решения указанной проблемы определили конкретную тему исследования: «Организационно-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности» .

Цель исследования: разработать и обосновать модель воспитательно-педагогической системы, обеспечивающей качественную подготовку будущих учителей к внеурочной воспитательной работе.

Объект исследования: процесс профессионально-личностного развития студентов, будущих учителей, в педагогических вузах.

Предмет исследования: система интенсивной функциональной подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности в школе.

Гипотеза исследования заключается в следующем: качество профессиональной готовности будущего учителя становится выше, если внеаудиторная деятельность студентов основывается на организационно-педагогической системе, разработанной на основе деятельностного подхода и педагогического сотрудничества. Использование деятельностного подхода повышает темп и качество подготовки к внеурочной работе в школе.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Определить педагогические условия совершенствования системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе.

2. Сконструировать организационно-педагогическую модель системы функциональной подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе.

3. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе.

Научная новизна:

— выявлены особенности новых социально-педагогических условий, при которых формируются профессиональные воспитательные умения и навыки у будущих учителей (непрерывность процесса подготовки педагога-воспитателя, наличие хорошо подготовленных, творчески работающих преподавателей педвуза, использование культурных ценностей различных народов, системность в развитии творческого мышления и практических умений и навыков будущих учителей и др.);

— введены показатели уровней готовности студентов и выпускников педагогического вуза к практической воспитательной работе, которые устанавливаются в результате анализа самооценки студентов и выпускников по специально разработанной схеме, оценок экспертов (наставников, кураторов) и поэтапных контрольных «срезов».

— разработаны и обоснованы педагогически эффективные формы и методы внеаудиторной подготовки студентов к их будущей воспитательно-педагогической деятельностисоздана организационно-педагогическая модель подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе, которая представляет собой четкую систему, включающую в свою структуру несколько взаимосвязанных блоков: педагогический операционный инструментарий, использующийся в реализации функциональных модулей (обучающего, воспитывающего, развивающего), которые направлены на конструирование организационно-воспитательной деятельности. Последнее является центральным звеном нашей модели, а процесс его воплощения подразделяется на пять этапов (5 курсов) согласно принципам непрерывности и преемственности педагогического процессаэто происходит также через системно структурированную деятельность всего коллектива факультета в сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом других подразделений университета (института) и общественными организациями.

Теоретическая значимость заключается в том, что уточнены и получили развитие понятия «педагогическая технология», «педагогическая техника», «педагогический инструментарий» и др.- разработанная организационно-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе вносит определенные уточнения и дополнения в теорию воспитания на основе деятельностного подходавыявлены особенности профессионально-личностной педагогической подготовки будущих учителей на современном этапе общественного развития применительно к внеурочной воспитательной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем методические рекомендации могут быть использованы в подготовке студентов педвузов к внеурочной воспитательной работе в школе, студентами во время прохождения педагогической практики, учителями школ в совершенствовании воспитательного процесса школьников, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

Методологической основой и теоретической базой нашего исследования явились: диалектическая теория познания, раскрывающая возможность отражения сознанием человека свойств объектов и явлений реального мира и закономерностей процесса познания, основные философские законы и концепцииличностно-деятельностный и системно-структурный подходыидеи демократизации и гуманизации образования и воспитанияпрограммные документы правительств РФ и РТ по вопросам дальнейшего совершенствования работы средней общеобразовательной и высшей профессиональной школы.

Принципиальное значение имеют концепция системы высшего образования РФ и РТ по вопросам дальнейшего совершенствования работы средней общеобразовательной и высшей школы, концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан, психолого-педагогическая концепция о ведущей роли обучения в развитии человека, концепция непрерывного умственного развития личности в процессе целенаправленного обучения и воспитания, а также концепция о социальной роли учителя в обществе, всемирная декларация о правах человека, рекомендации ЮНЕСКО относительно перспектив образования в мире.

Источниками исследования теоретического уровня явились также научные работы видных ученых-педагогов и психологов: В. И. Андреева, Г. Г.

Габдуллина, В.А. Кан-Калика, В. А. Караковского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, З. Г. Нигматова, ЛИ. Новиковой, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, Н. М. Таланчука, АН. Хузиахметова, СТ. Шацкого, Г. И. Щукиной и др.

Методы исследования основаны на диалектическом сочетании теоретических и практических подходов. К теоретическим методам, использованным в нашем исследовании, относятся: изучение психолого-педагогической и философской литературы, системный подход, анализ и синтез, педагогическое проектирование, моделирование, прогнозирование.

Эмпирические методы включали: изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, обобщение передового педагогического опыта, организация опытной и методической работы, беседы, опросы, анкетирования и тестирования преподавателей педагогических вузов, учителей, студентов и молодых специалистов.

Достоверность и обоснованность результатов, сформулированных в диссертации, обеспечиваются логикой исследования, опираются на теоретический анализнаучно обоснованным определением проблем, задач и предметной области исследованияцелостным подходом к решению проблемытеоретико-методологической базой исследования, основанной на достижениях педагогической науки в области изученной проблемывзаимодополняющими и корректирующими друг друга методами исследованиядлительностью и вариативностью опытно-экспериментальной работыпроведением научных исследований в единстве с многолетним педагогическим опытом автора в области организации воспитательной работыучастием в экспериментальной работе большого количества студентов и репрезентативностью выборкиприменением математической статистики для обработки экспериментальных данных.

База исследования. Исследования проводились на базе естественно-географического факультета Казанского государственного педагогического университета, Набережночелнинского государственного педагогического института, Елабужского государственного педагогического института, общеобразовательных школ и гимназий городов Казани и Набережных Челнов, а также некоторых районных школ Республики Татарстан.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1990;1994 годы) был связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением целей, задач и основных понятий исследования, анализом состояния исследуемой проблемы в теории и практике высшей школы, выявлением начального уровня готовности студентов к воспитательной работе в школе.

Второй этап (1995;1997 годы) характеризовался тем, что на основе теоретической базы были выявлены уровень и состояние подготовленности будущих учителей к воспитательной работе, была разработана и уточнена методика исследования с целью проверки выдвинутой гипотезы. Педагогический эксперимент был направлен на апробацию технологического подхода к созданию системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе.

Третий этап (1998;2002 годы) был направлен на продолжение формирующего эксперимента, анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, подводились контрольные итоги, делались выводыпроводились обобщение и систематизация материалов исследования. Была скорректирована научная гипотеза исследования. Разрабатывались методические рекомендации по подготовке будущих учителей к внеурочной воспитательной работе, и осуществлялось внедрение в практику разработанных нами методических положений, дающих возможность повысить степень готовности студентов педагогических вузов к профессиональной воспитательной деятельности. На защиту выносятся:

— организационно-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе;

— показатели уровня готовности к практической воспитательной работе в зависимости от вовлеченности студентов в целенаправленный воспитательно-обучающий технологический процесс и развития определенных умений, навыков, а также специфических личностных качеств, необходимых для эффективной воспитательной деятельности;

— педагогические условия, при которых гарантируется эффективность и действенность предложенной модели системы подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и ход исследования докладывались и обсуждались в Казанском государственном педагогическом университете, Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, на городских и республиканских педагогических совещаниях, секциях классных руководителей школ, гимназий городов Казани, Зеленодольска. Основные положения исследования и его результаты докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях КГПУ (1990;2002 г. г.). Результаты исследования были представлены также на международных научно-практических конференциях.

Казань -1997, 1998, 2001гг., Минск — 1991 г., Н. Новгород — 1993, на Всероссийских: Казань — 1996, 1999 гг., Пермь — 1993, 1995 гг., на республиканских: Казань — 2000, 2001, 2002 гг., на межвузовских, Казань -1993, 1994 гг., Тобольск -1995.

Основные результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ, гимназий и учебных заведений профессионального образования посредством использования материалов методических разработок, пособий и публикаций в сборниках научных статей. Материалы исследования используются в Казанском госпедуниверситете, Елабужском и Набережночелнинском госпединститутах, в школах и гимназиях гг. Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска, в Рыбнослободском, Тюлячинском, Атнинском, Нижнекамском, Алькеевском, Высокогорском районах Республики Татарстан.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (253 наименования), приложений.

Результаты исследования в конечном итоге показали, что в экспериментальных группах у студентов существенно повысился уровень профессиональной подготовки к целенаправленной воспитательно-педагогической деятельности во внеурочное время. Диаграмма, выполненная по данным приведенной выше таблицы и помещенная на рис. 6, иллюстрирует тот факт, что исходный уровень студентов-первокурсников экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаков.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Уаовные обочначения:

— низкий уровень.

— средний уровеньвысокий уровень.

Одно деление — 1% t— ilHHli^llijplHMllHllllii:!: Щ ЩШЩ ! [.

Рис. 6. Соотношение числа студентов эксперимента. льной и контрольной групп, показавших исходный уровень готовности к внеурочной воспитательной работе в школе.

Вторая диаграмма (рис.7) дает наглядное представление о том, что соотношение числа выпускников с низким, средним и высоким уровнем подготовки в экспериментальной и контрольных группах значительно рознятся, а именно: низкий уровень практической подготовки к внеурочной.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа I.

Рис. 7. Соотношение числа выпускников экспериментальной и контрольной групп, показавших различный уровень готовноспш к внеурочной воспитательной работе в школе воспитательной деятельности в экспериментальной группе составил лишь 2,2% против 18,7% в контрольной группе. Высокий уровень показали 56,4% выпускников, прошедших подготовку по разработанной нами модели, в то время как контрольная группа дала лишь 25,0% выпускников с высоким уровнем практической воспитательно-педагогической подготовки.

Таким образом, можно утверждать, что результаты проведенного эксперимента подтверждают гипотезу исследования об эффективности разработанных нами педагогических условий повышения качества профессиональной подготовки педагогов средней школы и предложенной модели практической подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности.

С целью удостовериться в необходимости проводимой работы нами было проведено дополнительное исследование, которое заключалось в выяснении того, как относятся к вопросу о профессиональной воспитательно-педагогической подготовке нынешние студенты и уже практикующие учителя (см. табл. 11 и 12).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено одной из проблем, связанной с подготовкой будущих учителей воспитательно-педагогической работе в средних общеобразовательных учреждениях, а именно с подготовкой в неурочной воспитательной деятельности. Эта проблема была рассмотрена в историко-теоретическом, методологическом и опытно-экспериментальном аспектах. Как общий итог всей проведенной исследовательской работы сформулируем основные положения и выводы:

1. Проведенный сравнительно-исторический анализ всего комплекса проблем, связанных с подготовкой студентов педагогических вузов к профессиональной воспитательной деятельности, показал, что их развитие было обусловлено радикальными переменами во всех областях жизни, назревающими и развивающимися экономическим, социальным, экологическим, нравственным кризисами. Именно они определяли новые задачи и требования к ее решению.

Научно-педагогические исследования в этой области в настоящее время приобретают многосторонний и многоаспектный характер. И сегодня мы имеем значительную по объему методологическую и учебно-методическую базу. Вместе с тем, изучение состояния целенаправленной воспитательной работы в школе все еще продолжает свидетельствовать о значительном отставании подготовки преподавателей к этому виду деятельности. Особенно остро проблема подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности обозначилась в последние 15 лет, что объясняется утратой прежних идеологических и общественно значимых ценностей, развалом стройной, хотя и страдающей моноидеологичностью и догматизмом, системы воспитания. Отсюда следует необходимость выработки новых подходов к системе воспитания на всех уровнях образования и социальной жизни, поиска путей совершенствования подготовки будущих педагогов-воспитателей.

Научно-теоретическое и практическое обоснование и их опытная проверка имеют важное значение.

2. Проведенный теоретический анализ структуры, форм и содержания воспитательно-педагогической подготовки, знаний, умений и навыков, а также изучение состояния воспитательной работы учителей позволили обновить перечень основных требований к профессиональной готовности выпускников проводить внеурочную воспитательную работу с учащимися. Эти требования диктуются современным состоянием культурного, морально-нравственного, экологического образования и воспитания школьников и готовностью/неготовностью молодых преподавателей вести работу по их развитию. Уточнены и конкретизированы такие педагогические понятия как «педагогическая технология», «элементы педагогической технологии», «операционный инструментарий педагогической технологии» и «воспитательно-педагогическая готовность».

3. В результате исследования был проведен системный анализ организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе и его направленности на воспитательно-педагогическую подготовку. Общий структурный анализ учебно-воспитательного процесса, в рамках которого осуществляется практическая подготовка студентов к внеурочной воспитательной деятельности, показал, что традиционное обучение будущих преподавателей в условиях вуза существенно отличается по многим параметрам от модели их будущей воспитательно-педагогической деятельности. Различия проявляются в целях, средствах их достижения, формах и содержании деятельности. Системное представление об организации практической воспитательно-педагогической подготовки в структуре более крупных целостностей позволило выявить ряд факторов, влияющих на данную подготовку и определить основные организационные направления, лежащие в основе ее пересмотра в педагогическом вузе.

Среди основных направлений были определены следующие:

• создание мониторинговой системы, позволяющей отслеживать состояние воспитательно-педагогической работы в школах и других образовательных учреждениях и состояние подготовки студентов и выпускников педагогических вузов к воспитательной деятельности, в частности во внеурочное время;

• изучение конкретных реальных требований к учителю, педагогу-воспитателю должно являться одним из механизмов перестройки учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований к модели специалиста (педагог-воспитатель);

• в работе раскрывается предлагаемая модель подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности в школе;

• интенсификация общепрофессиональной подготовки и разработка соответствующих моделей, усиливающих практическую подготовку к воспитательной работе будущих учителей.

Содержательная и многоплановая система воспитания студенческой молодежи на государственном уровне, внедрение современных воспитательно-педагогических технологий, реализация специально разработанных моделей практической подготовки молодых специалистов к такой тонкой и специфической деятельности как воспитание детей и подростков, введение и осуществление разнообразных воспитательно-образовательных программ, разработка различных форм воспитательных воздействий в совокупности призваны обеспечить становление педагога-воспитателя высокого уровня профессиональной подготовки.

• Введение в обучение элективных дисциплин, факультативов и курсов по выбору направленных на получение дополнительной информации в области воспитательно-педагогического образования, овладение умениями и навыками работы по различным направлениям внеурочной воспитательной деятельности.

• Введение специальных практикумов, направленных на интеграцию предметной области «Воспитательно-педагогическая технология» с другими психолого-педагогическими теориями и практикой, ориентированной на специальную организацию подготовки будущих учителей к внеурочной воспитательной деятельности в соответствии с теоретическими моделями процесса воспитания, разработанными в психологии.

Специальная теоретическая работа по изучению воспитательно-педагогического потенциала учебных дисциплин, преподаваемых студентам в обучающем вузе, позволила сделать заключение, что ни одна из них не может всесторонне и системно рассматривать основные закономерности воспитательно-педагогического процесса. Воспитательно-педагогическая подготовка имеет свои специфические предметно-учебные цели, задачи и терминологию. Поэтому предлагаемая нами модель по основной своей дидактической нагрузке должна быть системообразующим звеном в теоретической и практической подготовке студентов к воспитательно-педагогической деятельности, а по структуре содержания и формам — полной и отражать как недостающие, так и известные студенту воспитательно-педагогические знания и умения.

• Дальнейшая интеграция воспитательно-педагогической подготовки в систему общепедагогической с усилением акцента на ее практическую направленность.

Студенты должны научиться через приобретенные педагогические умения реализовывать не только психолого-педагогические знания о сущности, принципах и методах обучения и воспитания подрастающего поколения, практические действия по организации педагогического процесса, но также знания специальные, которые необходимы для организации творческих коллективных дел и процесса воспитания в целом.

4. С целью интеграции специальной практической подготовки будущих учителей в систему общепедагогической подготовки в вузе, разработана технология поэтапной и взаимосвязанной организации теоретической и практической воспитательно-педагогической подготовки на основе деятельностного подхода. В предлагаемой нами модели представлены целевые функции, структурный, содержательный, процессуальный и организационный компоненты, отражающие ориентацию на данную подготовку.

5. Установлено, что в процесс обучения студентов, подготавливаемых к воспитательно-педагогической деятельности, необходимо введение специальных форм, методов и подходов, которые по своей дидактической нагрузке должны являться системообразующим звеном в теоретической и практической подготовке.

6. Эффективность разработанной модели подтверждена данными статистической обработки результатов экспериментальной работы, что подтвердило выдвинутую гипотезу.

Таким образом, в результате исследования была показана одна из возможностей обеспечения технологичности воспитательно-педагогической подготовки в вузе, при которой процесс и содержание обеспечивают формирование у будущих учителей системной ориентировки в области воспитательно-образовательного процесса, готовности к успешному решению всей совокупности воспитательно-педагогических задач.

Вопросы, связанные с проектированием и использованием воспитательно-педагогических технологий, требуют интенсивного развертывания новых исследований. Дальнейшее их изучение позволит создать гибкую систему управления организацией данной подготовки в соответствии с меняющимися к ней требованиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Формирование профессиональных качеств будущего учителя в процессе обучения в педвузах. Ташкент. ТашПИ, 1991. — 20 с.
  2. Абдрашитова Т В. Преемственность школьного и вузовского воспитания // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Сб. научных трудов. -Казань: КГПУ, 2001.-С. 241 243.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  4. Л.Н. Роль факультета общественных профессий в подготовке будущих учителей к воспитательной работе в школе // Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе. Сб. научных трудов. Казань: КГПИ, 1985. — С. 23−31.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  6. A.M. Общение и его внутренняя противоречивость // Проблемы диалектики. М.: 1973. — С. 42.
  7. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  8. Ю.П. Искусство любить детей. М.: Политиздат, 1987. — 233 с.
  9. Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. — 333 с.
  10. Азбука нравственного воспитания / Под ред. А. И. Каирова, О. Е. Богдановой. 3-е изд. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
  11. ТФ. Деятельность как механизм саморазвития творческой личности // Учебная деятельность и творческое мышление. Уфа -Москва, 1988. — С. 67.
  12. Активная социально-психологическая подготовка педагога к общению с учащимися: Методические рекомендации. Киев, 1988. — С. 28.
  13. Актуальные проблемы педагогики высшей школы. Минск, Минский ГПИ, 1969.-286 с.
  14. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. Часть 2. / Под ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной Новгород, 1994. — 232 с.
  15. О.В. Система воспитательной работы кафедры педагогики в вузе // Формы и методы воспитательной работы в вузе. Сб. научных трудов. -Казань: КГПУ, 2001. С. 271 — 273.
  16. .Г. Человек как предмет познания / РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 2000. — 51 с.
  17. Г. А. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе со школьниками. Автореф. канд.пед.наук. М.: 1972. -21 с.
  18. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. Казань: Изд-во КГУ, 1998.- 567 с.
  19. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1990. — 200 с.
  20. Л.А. К проблеме подготовки учителя // Формы и методы воспитательной работы в вузе: Сб. научных трудов. Казань: КГПУ, 2001. -С. 212−213.
  21. Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя. Украина-Одесса: М-во образования, 1993.-219 с.
  22. К.Ш., Валеев Г. Х. Методологические основы педагогического исследования. Уфа, 2002, — 60 с.
  23. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  24. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы) М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  25. Ю.К., Поташник М. Об интенсификации учебно-воспитательного процесса // Народное образование. 1987. — № 1.
  26. И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников. Автореф. канд.пед.наук. Смоленск: СмолПИ, 1997. — 16 с.
  27. Г. И. О педагогической технике // Советская педагогика. М.: 1965. .-№ 1. -С. 125 — 130.
  28. Г. В. Внеучебная деятельность студентов педвуза в системе их подготовки к воспитательной работе в школе. Автореф. канд.пед.наук. Киев: Киевский ПИ, 1982. — 20 с.
  29. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие. Ярославль: Яросл.гос.ун-т, 1986. — 80 с.
  30. В.К. Праздники в школе. М.: АПН РСФСР, 1957. — 68 с.
  31. Белостоцкая Н Г. Культура публичного выступления: Краткие методические указания и упражнения. М.: 1972. — 33 с.
  32. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского СПб-М.: Университетская книга: ACT 1998. — 400 с.
  33. Р. Развития Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  34. М.Н. Теория и практика гуманизации образования: Учеб. пособие для студ. вузов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. — 327 с.
  35. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  36. В.П., Татур К. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  37. В.Л. Формирование у будущих педагогов способностей к самореализации и саморазвитию // Формы и методы воспитательной работы в вузе: Сб. научных трудов. Казань: КГПУ, 2001 -С. 148 — 149.
  38. В.А. и др. Нравственное воспитание. Философские основы. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та., 1990. 143 с.
  39. Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов высшего учебного заведения. Дисс. канд. пед. наук, — Казань, 1983. 198 с.
  40. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. М.: 1991. — № 9. — С 123 — 128.
  41. Р.З. Интеграционные процессы профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы // Современные проблемы образования молодежной политики: материалы научно-практической и научно-методической конференций / Под. ред. акад. Е.Д.
  42. Румянцева, проф. Р. 3. Богоутдинова и др. Казань: КГАКИ, 1997. — С. 94 -98.
  43. В.Д. Обучение студентов педагогической технике как составная часть подготовки к воспитательной работе // Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе / Сб. научных трудов. Казань: КГПИ, 1985. — С. 83 — 95.
  44. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1987. — 271 с.
  45. АН. Профадаптация молодого специалиста // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: 1986. — С.62−69.
  46. М.Г. Подготовкам студентов к организации свободного времени школьников // Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе. Сб. научных трудов. Казань: КГПИ, 1985. — с. 95 — 107.
  47. М.Г., Леухин Б. Д. Хрестоматия по педагогике. Уч. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. проф. З. И. Равкина. М.: Просвещение, 1976. -432 с.
  48. Р.А. Личность педагога как главная фигура гуманизации воспитания // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: КГПУ, 1999. — С.28 — 31.
  49. М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.: Общ-во «Знание», 1981. — 36 с.
  50. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  51. Е.И. Подготовка будущих учителей к внеклассной воспитательной работе (на примере праздничной деятельности студентов естественно-географического факультета). Методическое пособие. Казань: КГПУ, 1997, — 30 с.53
Заполнить форму текущей работой