Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Воспитание любви к родному краю. 
Роль краеведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На данном этапе развития человечества сложилась ситуация экологического кризиса, которая требует для своего разрешения не столько разработки новых природосохраняющих технологий, сколько изменения отношения человека к ней. Всякая рациональная, не приносящая вреда природе деятельность строится в первую очередь на основе эмоционально-ценностного отношения к ней. Работа над данной проблемой позволит… Читать ещё >

Введение. Воспитание любви к родному краю. Роль краеведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На данном этапе развития человечества сложилась ситуация экологического кризиса, которая требует для своего разрешения не столько разработки новых природосохраняющих технологий, сколько изменения отношения человека к ней. Всякая рациональная, не приносящая вреда природе деятельность строится в первую очередь на основе эмоционально-ценностного отношения к ней. Работа над данной проблемой позволит найти наиболее оптимальные пути и способы формирования основ экологического сознания. Для получения желаемого результата необходимо начинать формирование правильного отношения к природе уже с самого раннего возраста. В дальнейшем на определение ценностей должна оказывать влияние школа. Но в связи с тем, что в программе средней образовательной школы отсутствует специализированный курс по данной проблеме, учитель только связывает знания по экологии со смежными предметами («Человек и мир», чтение, изобразительное искусство и др.). Возможно, еще не хватает таких специалистов, которые смогли бы на доступном детям языке рассказать об основных экологических проблемах. Когда сформировано эмоционально-ценностное отношение к природе, только тогда мы можем говорить о формировании патриотизма.

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного знания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как одному из методов патриотического и экологического воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма — глубокой любви к Родине, к её природе. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего свою Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической краеведческой деятельности осуществляется непрерывно.

Краеведческая деятельность — это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и включает в себя многообразие форм и методов, формирующих растущую личность. Специфические особенности краеведческой деятельности способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию учеников в окружающем его мире.

В изучение и разработку различных методик по формированию эмоционально-ценностного отношения к природе внесли свой вклад такие ученые, как Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. А. Кронин, А. П. Андриянова, Л. И. Божович, Г. Д. Шагун, Г. Н. Каропа, А. К. Маркова, В. А. Сухомлинский и др. Наше исследование носит теоретико-эмпирический характер, предполагает наличие практического (эмпирического) исследования.

Все изложенное выше позволило определить тему курсовой: «Воспитание любви к родному краю. Роль краеведения» .

Объект исследования: природоохранная и краеведческая деятельность школьников.

Предмет исследования: воспитание патриотизма, любви к родному краю у школьников через комплекс заданий, упражнений, экскурсий в природу, через краеведческую деятельность.

Целью исследования: является создание модели природоохранной и краеведческой деятельности способствующей воспитанию любви к природе у школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Проанализировать состояние проблемы экологического воспитания у современных школьников, их экологической культуры;
  • 2. Определить содержание, формы и методы краеведческой деятельности, способствующие воспитанию любви к родному краю у школьников и место игровых форм в этом процессе;
  • 3. Разработать педагогически эффективную модель игровых форм природоохранной и краеведческой деятельности, способствующую воспитанию экологической культуры и любви к родному краю.

Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к природе через природоохранную и краеведческую деятельность у детей способствует развитию экологически целесообразного сознания и повышению экологической культуры, формированию любви к природе, к родному краю, патриотизма, если будут:

  • — учитываться мотивационная сфера личности современного ученика, особенности самооценки и уровень её притязаний, особенности умственной деятельности;
  • — системно включаться игровые формы в ее краеведческие и туристские составляющие;
  • — циклы строятся по принципу постепенного перехода от созерцания и ознакомления к последующему изучению и далее к активному творческому исследованию природной и социальной среды учеников.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой