Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практические основы развития певческих навыков у старших дошкольников в музыкальной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шульверк" на сегодняшний день — одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. По замыслу его автора — австрийского композитора и просветителя Карла Орфа, элементарное музыкальное воспитание должно опираться на национальные музыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов интонационного сознания, заложенных в фольклоре. В каждой стране «Шульверк… Читать ещё >

Практические основы развития певческих навыков у старших дошкольников в музыкальной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отбор диагностических методик развития певческих навыков у старших дошкольников в музыкальной деятельности.

Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение — самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть [8].

Пение воспитывает эстетические восприятие и чувства, музыкальный вкус. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Пение следует рассматривать как средство укрепления организма дошкольников [21]. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом — на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка. В дошкольном репертуаре есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, воспитывающие уважение к ним, формирующие нравственность. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

Педагоги — музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Д. Е. Огороднов, А. Д. Войнова, Д. Т. Зинич, Н. Д. Орлова, Т. В. Волчанская,. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка [14].

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Слово «Sculwerk» обозначает «обучение в действии». Главный принцип этой методики — «Учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать её в реальном, живом действии, т. е. в процессе музицирования.

«Шульверк» на сегодняшний день — одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. По замыслу его автора — австрийского композитора и просветителя Карла Орфа, элементарное музыкальное воспитание должно опираться на национальные музыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов интонационного сознания, заложенных в фольклоре. В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь.

Орф отмечал, что в индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. «Шульверк» направлен на то, чтобы пробуждать к созиданию в области музыки. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка [8].

Собственное детское творчество — пусть самое простое, собственная детская мысль — пусть самая наивная, — вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Такова одна из общих идей, лежащая в основе «Шульверка».

Музыка вырастает из ритмизованной речи, ее формы рождаются в танцевальном движении, и все это окрашивается радостью взаимного общения и игры.

Умение расслышать в поэтическом слове музыку: и ритмо-мелодическое начало, и тембры, и артикуляцию, построить из всего этого целостную музыкальную форму было свойственно и самому Орфу.

Слову — элементу речи и поэзии, слову из которого рождается пение, слову — его метрической структуре, его мелодическо-интонационному произнесению и его звучанию — светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому — уделяется в Шульверке особое внимание. И, конечно, не только отдельному слову, но рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам. Ведь сплав звучащего слова, жеста и движения — первичная основа музыки [8].

Рассмотрим следующий метод М. И. Глинки? концентрический метод, он называется «Школа пения».

Глинка по праву может считаться не только родоначальником русской классической музыки, но и основателем русской школы пения. Как в композиторском творчестве, так и в вокальном методе все, по мнению Глинки, должно быть подчинено правдивости выражения художественного замысла… Внешние эффекты, не оправданные внутренним содержанием, производят впечатление пустого кокетства, «механистичности» неискренности. Постепенно он выработал свою «методу», которую воплотил в «Упражнениях», «Школе пения», этюдах и вокализах.

«Школа пения» написана Глинкой в 1856 году. В ней представлены вокальные упражнения, позволяющие при систематических занятиях значительно укрепить голос, выработать его подвижность, выровнять тембр, расширить диапозон.

В основу этих распеваний положен концентрический метод. Сам Глинка объяснял свой подход следующим образом: «надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия берущиеся), ибо усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки» [9].

Фактически, и в современной музыкальной педагогике используется именно этот принцип, когда развитие детского голоса начинается с примарной зоны и к ней постепенно подключаются края диапазона, расширяются его границы.

Между тем в концентрическом методе Глинки содержится еще один методический акцент, на который не всегда обращают внимание. Если проанализировать упражнения «Школы», то становится очевидным концентричность в более узком — тактическом смысле:

Первое упражнение — это выдержанные звуки гаммы, Второе — мягкое, «обволакивающее».

То есть концентричность присутствует на каждом занятии и реализуется во все более и более расширяющемся интервальном диапазоне каждого следующего упражнения. Голосовые связки подчиняются действию единых «мышечных законов». Как на занятиях физкультурой полезно сначала выполнять небольшие по амплитуде движения, и, лишь в достаточной степени разогрев мышцы, переходить к сильным и размашистым движениям, так и здесь компактные интервальные ходы постепенно сменяются все более широким мелодическим движении [9].

Глинка в своем методе уделял большое внимание развитию навыков пения трели. Именно через освоение трели голос становится более подвижным, легким, способным преодолевать быстрое движение, сохраняя интонационную точность каждой ноты и четкость ритмического рисунка. Кроме того, достичь полного раскрепощения гортани от ненужных мышечных напряжений легче всего через упражнения на трель. Большинство вокальных упражнений Глинки строится по принципу поступенного движения и опевания ступеней вспомогательными нотами в мажорном звукоряде. Ладовое чувство — важнейшая особенность музыкального слуха, способность различать устойчивый и неустойчивый характер звуков, их тяготение друг к другу. «Школа пения», изначально, была предназначена для взрослых певцов, однако эти упражнения могут с успехом применяться и в работе с детьми — как в индивидуальных, так и в ансамблевых, хоровых занятиях.

Существуют и другие методики развития певческих навыков дошкольного возраста, среди них? система Д. Е. Огороднова. Её знают и используют не только в России, но и в Европе, Америке и даже Австралии, называя открытием, достойным Нобелевской премии [14].

Методика Д. Е. Огороднова существенно отличается от традиционной системы музыкального образования. Согласно ей, например, в постановке голоса активно участвуют жесты рук. Даже если человеку от природы «медведь наступил на ухо», но при этом есть большое желание получить музыкальное образование, ему даётся шанс. В этой системе не отбраковывается никто: у каждого, кто готов настойчиво работать над собой, есть возможность стать певцом и музыкантом.

Д.Е. Огорорднов говорил: «Пение рождается на кончиках пальцев…» [14]. Руки непосредственно участвуют в постановке голоса. И не только голоса. Все музыкальные способности развиваются благодаря активной работе рук. Руки — наш второй артикуляционный аппарат, а ещё их называют «второй головной мозг». Между состоянием рук человека и свойствами его личности существует самая тесная связь. Чтобы добиться художественного результата, научить свой голос быть гибким и послушным, надо «приручить» его — и образно, и буквально взять в свои руки, научиться общаться с ним при их помощи. Работа с голосом идет напрямую через пластику жеста. Без рук — никуда!

Постепенно, по принципу обратной связи, внешний жест формирует внутреннее чувство лада, чувство музыкальной формы. Впоследствии потребность в специальной двигательной активности отпадает, так как возникает естественное, равновесие между внутренними реакциями и их внешним проявлением. Никакой чрезмерности — ни в голосе, ни в жесте; во всём идеальная мера и баланс. Вживую это выглядит так: чтобы научить связки работать правильно, на уроках пения дети вначале поют звук «у», дирижируя себе по необычной схеме, нарисованной на листке. Они тянут «у-о-а», помогая себе руками. Со стороны это выглядит даже как не учеба, а как игра в звуки. Программа уроков построена на двух-трёх привычных нотах, на которых у ребят строится речь. В них, как в зерне, заложены все их будущие голоса.

Методика предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

  • 1. Художественное тактирование.
  • 2. Работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности.
  • 3. Ладо? вокальные жесты.
  • 4. Декламация с жестикуляцией.
  • 5. Вспомогательные движения при вокальной работе над песней.
  • 6. Поиски выразительных движений во время слушания музыки.

Первые три вида движений мы называем дидактическими, поскольку каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы.

Следующие за ними три вида носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

Для повышения интереса у детей к пению, для закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) в работе используются самые разнообразные методические приемы, как традиционные, так и элементы инновационных музыкальных методик.

Огромное удовольствие детям доставляет пение про себя, шепотом, что несомненно развивает внутренний слух, дикцию [14]. В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого, прежде всего, нужно вызвать интерес к песне: беседой, чтением текста песни, объяснением непонятных слов, выразительным исполнением.

Чтобы вызвать интерес к песне, в практике работы используются следующие методические приемы: показ иллюстраций, картин, чтение стихотворений, загадок; хорошим подспорьем являются игрушки, фланелеграф, различные виды театра.

В период разучивания песни проигрываются трудные мелодические обороты; дети прохлопывают ритм; пропевается мелодия без сопровождения. Для закрепления слов песни предлагается прием тихого пения.

Таким образом для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой