Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения
Диссертация
Профильное обучение рассматривается современной педагогикой как один важнейших механизмов повышения качества образования, что, в свою очередь, предполагает изменение целей образования, переход от знаниево-центрической организации образовательного процесса, к гуманистической личностно-центрированной, к развитию и самореализации способностей, дарований и компетентностей человека как главной цели… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
- 1. 1. Понятие профессиональной компетентности в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Характеристика профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования
- 1. 3. Личностно-деятельностный подход как основа повышения профессиональной компетентности педагога
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Профильное обучение как одно из определяющих направлений модернизации образования
- 2. 2. Описание профессиограммы учителя профильных гуманитарных классов на основе эмпирического исследования
- 2. 3. Профессиональная компетентность педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения
- 2. 4. Характеристика педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов в системе профильного обучения
- Выводы по II главе
- ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ
- 3. 1. Методическое обеспечение исследования
- 3. 2. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов
- 3. 3. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы
- Выводы по III главе
Список литературы
- Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Мысль, 1980. — 334с.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. -1988. № 5.- С. 71−74.
- Ананьев Б.Г. Проблема способностей. М.: Просвещение, 1962. 320с.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности// Психологический журнал. 1981. том 2. № 2. — С. 818.
- Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути развития // Школьные технологии. 2003. № 4.- С. 22−31.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 191с.
- Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Монография. Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — 440с.
- Балашов Ю.К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма/ Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов. М.: Высш. шк., 1987.- 186с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190с.
- Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. -№ 2. -С.12−17.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. 165с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.-272с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. -№ 10.- С. 23−31.
- Браже Т.Г. Слагаемые профессионализма // Учитель. 2001.- № 2. — С. 5964.
- Вартанова В.В. Формирование профессиональной компетентности студентов будущих учителей в контексте театральной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ижевск, 2007. -22с.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. — С. 51−55.
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии: В помощь лектору.-Л.: Знание, 1988.- 31с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480с.
- Голубева И.К. Индивидуализация обучения как средство формирования творческой личности студента// Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. научных трудов / Под ред. Т. А. Хмель. М., 1990. С. 52−67.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1999.- 16с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240с.
- Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя (на материалах исследования деятельности воспитателей, работающих с пионерами). Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Д., 1981.-46с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Краевский В. В., И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1982.-319с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Лен. Универ., 1985. — 165с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2006. 192с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208с.
- Зверева В.И. Самоаттестация школы/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 160с.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование.-Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф. пед. универ., 1998. 226с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Екатеринбург: Академ. Проект, Деловая книга, 2003. 329с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2005. 384с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Наука, 2004. -325с.
- Зинченко В.А. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 90 102.
- Ильина И.В. Общие принципы и условия организации профильного обучения// Завуч. Управление современной школой. 2006.- № 4. — С. 111 112.
- Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. Педагогика. 2006.- № 9.- С. 55−60.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.-140с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс/ Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Автореф. дис. .д-ра психол. наук. Л., 1981.-31с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223с.
- Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта// Педагогика. — 2000. — № 7.- С.12−18.
- КленоваН. Как подготовить школу к профильному обучению//Народное образование. 2003. № 7. -С. 106 -115.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 509с.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования.-2002. № 6.-С. 11−42.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Директор школы. 2002. № 8. — С. 119−136.
- Копошилко С.Б. Предпосылки целостного педагогического процесса (Вопросы теории и практики) // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. научных трудов /Под ред. Т. А. Хмель. М.: 1990. — С.4 -20.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1997. — 264с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. М.: Академия, 2003. — 254с.
- Красношлыкова О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования // Педагогика. 2006. № 1. — С. 6066.
- Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Автореф.. док.пед.наук. Л., 1991. — 36с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М.: Высшая школа, 1990.-119с.
- Кузьмина Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -123с.
- Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. -1988. № 1. С. 6−7.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2001.-270с.
- Левина И.Р. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. Автореф.. канд. пед. наук.-Ижевск, 2004. 23с.
- Левитская Е.Ю. Роль высшей школы США в формировании творческой личности студента (в контексте непрерывного образования) // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. научных трудов / Под ред. Т. А. Хмель. М.: 1990. С. 92−102.
- Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, Академия, 2005. — 365с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Академия, 2005. -345с.
- Лернер ИЛ. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки// Советская педагогика.- 1985. № 5. — С. 52−57.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999, 349с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. № 10. — С. 56−61.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. -1990. № 2 .-С. 82−88.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение, 1990. -191с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. -303с.
- МетаеваВ.А. Рефлексия как метакомпетентность//Педагогика. № 3. 2006. -С. 57−61.
- Милицина С.В. Формирование профессионально педагогической компетентности у студентов классического университета в условиях педагогической практики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Санкт -Петербург, 2004. — 22с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.-М.: «Дело», 1994.-216с.
- Митина Л.М. Психология профессионального познания учителя. -М.:Просвещение, 1998. 346с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессиональное развитие учителя. М.: Академия, 2004 320с.
- Национальная доктрина образования: // Официальные документы в образовании. 2000. — № 21. С.3−11.
- Неклюдова Л.В. Адаптивная курсовая подготовка в системе повышения квалификации педагогических работников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ижевск, 2005. -21с.
- Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2006.-224с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 264с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для пед. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Брюхина, М. В. Моисеев и др. М.: Академия, 2005. — 270с.
- Огарев Е.И. Компетентностное образование: социальный аспект. СПб., 1995.-285с.
- Онищенко Н.Э. Профильное обучение: Профессиональная компетентность учителя в новых социальных условиях // Модель деятельности специалиста как научно-методологическая проблема: Материалы науч.-метод. сессии УМС Удгу. Ижевск: УдГУ, 2007. С. 248 253.
- Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. вузов / И. Я. Зазюн и др. Под ред. И. Я. Зазюн. М.: Просвещение, 1989. — 301с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2005. 608с.
- Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2006. — 399с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад, М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528с.
- Петере В.А. Педагогическая психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. М.: Лига, 2006. — 128с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216с.
- Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. — 256с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255с.
- Поветьева Л.И. Организационно-педагогические условия формирования педагогической компетентности учителя экспериментальной школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 2003. — 19с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: «Педагогика», 1976.- 280с.
- Постовалова Г. А., Постовалов С. С. Основы профильной дифференциации обучения // Открытая школа. -2000. № 2. -С. 28−32.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект /Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной, М.: Педагогика, 1982. 144с.
- Психологические основы педагогической практики студентов высших и средних специальных педагогических заведений/ Под ред. А. С. Чернышева. -М.: педагогическое общество России, 2000.- 144с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. М. 2002.
- ЮО.Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социально-педагогическая психология. -СПб.: Питер, 2000. 416с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на Дону, «Феникс», 1996.- 512с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 2007. 713с.:-(Серия «Мастера психологии»).
- ЮЗ.Рыжаков М. В. Федеральные образовательные стандарты в контексте демократических преобразований в России // Тезисы докладов Международной конференции, «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы «. М.: МЦНТП, 1995.
- Ю4.Рыжаков М. В. Ключевые компетенции: возможности применения / / Стандарты и мониторинг в образовании. М.: 1999. № 4.
- Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя. Теория и диагностика. -М.: Просвещение, 1994. 114с.
- Симонов П.В. Педагогический менеджмент. М.: Пед. общество России, 1999. 192с.
- Селевко Г. Н. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1997. № 3,-С. 16−21.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования Педагогических систем. -М.: Логос, 1999. 232с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006. — 208с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: «Педагогика «, 1971. — 206с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1989.-190с.
- Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
- Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст// Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. -С.4−9.
- Сластенин В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9. -С. 3 — 9.
- Сластенин В.А., Мищенко Н. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991. — № 10. -С. 79−84.
- Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Н. Ф. Петрова (гл. редактор) и А. С. Шаумяна. Изд-е 6-е. М.: «Советская энциклопедия «, 1964.
- Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. школа, 2001.-512с.
- Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/ SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996.
- Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений у учителя-воспитателя. Спецкурс. Ярославль, 1976, 82с.
- Степанов C.IQ., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества// Вопросы психологии.- 1991.-№ 5.-С. 76−84.
- Столяренко A.M. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов./ -М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2006. 476 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. 2001.-С. 18.
- Тихоненко А.В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы. -Автореф. дис. док. пед. наук. Тамбов, 2002. — 48с.
- Трофимова Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности. Учебное пособие. Ижевск: Изд во Удм. ун-та, 1994. -176с.
- Трофимова Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. Автореф. дис.. док. пед. наук. — СПб, 2000. -33с.
- Трофимова Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект): Монография. 2-е изд. Ижевск: «Купол», 2000. 90с.
- Трофимова Г. С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя: методические рекомендации для учителей. Ижевск: РИМЦ, 1997. 24с.
- Трофимова Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете// Дис. .канд. пед. наук. Ленинград: ЛГУ, 1987.- 190с.
- Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. Монография. Ижевск, 2004. 100с.
- Философский энциклопедический словарь/ ред.-сост. Губский Е. Ф. и др. М.: Инфра-М., 1998.-575с.
- Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов: сб. статей. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 1988. -144с.
- УнтИ.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-188с.
- Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2003. — 176с.
- Утехина А.Н. О подготовке будущих учителей к работе по профессиональной ориентации школьников: Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы, тез. и сообщения межвуз. науч.- практ. конф. Ижевск, 1989. С. 56−58.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.-272с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного образования. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя.-М.:Владос, 2005.-383с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования//Народное образование. 2003.-№ 5.-С. 137−143.
- Черенцова Л.А. Гуманистическая направленность личности преподавателя основа оптимального педагогического общения: учебно-методическое пособие по проведению практических занятий с преподавателями. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 44с.
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999.-275с.
- Чернышев А.С. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под. Ред. А. С. Чернышева. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 144с.
- Чистякова С.Н., Лернер П. С., Кузина О. В., Кропивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки// Школьные технологии. 2002. -№ 1.-С. 100- 105.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народ, образование, 1996. — 157с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Просвещение, 1994.-285с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. М.: Просвещение, 1979.-382с.
- Шамаева A.M. Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе. Автореф.. канд. пед. наук. -Елец, 2005. -23с.
- Шамова Т.Н., Подчалимова Г. Н. Методологические подходы к организации профильного обучения //Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С. 105−110.
- Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург: УГППУ, 2000.-22с.
- Шишов С. Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Пед. общество России, 1999.- 346с.
- Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. -1999.-№ 1.-С. 62−68.
- Щербаков А.И. Повышение качества и эффективности профессиональной подготовки учителя важнейшая задача педагогических институтов // Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе.-Л., 1988.-С. 3−25.
- Югова Н.А. Конструирование содержания профильного обучения с применением экспертной системы. Автореф.. канд. пед. наук. Ижевск, 2006. — 19с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 2000. 176с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретическая основа и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996.-351с.0,05
- Прямая взаимосвязь Обратная взаимосвязь