Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профильное обучение рассматривается современной педагогикой как один важнейших механизмов повышения качества образования, что, в свою очередь, предполагает изменение целей образования, переход от знаниево-центрической организации образовательного процесса, к гуманистической личностно-центрированной, к развитию и самореализации способностей, дарований и компетентностей человека как главной цели… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
    • 1. 1. Понятие профессиональной компетентности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Характеристика профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования
    • 1. 3. Личностно-деятельностный подход как основа повышения профессиональной компетентности педагога
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Профильное обучение как одно из определяющих направлений модернизации образования
    • 2. 2. Описание профессиограммы учителя профильных гуманитарных классов на основе эмпирического исследования
    • 2. 3. Профессиональная компетентность педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения
    • 2. 4. Характеристика педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов в системе профильного обучения
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ
    • 3. 1. Методическое обеспечение исследования
    • 3. 2. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов
    • 3. 3. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по III главе

Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профильное обучение рассматривается современной педагогикой как один важнейших механизмов повышения качества образования, что, в свою очередь, предполагает изменение целей образования, переход от знаниево-центрической организации образовательного процесса, к гуманистической личностно-центрированной, к развитию и самореализации способностей, дарований и компетентностей человека как главной цели образования. Личностно ориентированное образование требует, чтобы человек (выпускник школы) включался в социальные процессы как развивающаяся, свободная и в то же время ответственная, творческая личность.

Требования социума к школе возрастают. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иные содержание, подходы, право, отношения, поведение, педагогический менталитет. Стремительно меняющаяся реальность нуждается в столь же быстрой педагогической интерпретации, адаптации и моделирования социального опыта, а также перестройке учительского корпуса, повышение его профессиональной компетентности.

Именно введение профильного обучения в старшей школе призвано на практике перевести образовательную парадигму всего учебно-воспитательного процесса с знаниево-центрической на личностноориентированную и помочь решить круг обозначенных проблем.

Актуальность темы

исследования обусловлена отсутствием четко разработанных способов повышения профессиональной компетентности педагога в условиях профильного обучения. В диссертационных исследованиях последних лет представлена проблема профессиональной компетентности педагогов, но, установлено, что проблема повышения профессиональной компетентности учителей профильных классов старшей школы сегодня не является достаточно разработанной. В ходе предпринятого исследования выявлены противоречия между:

• увеличением количества профильных классов в старшей школе, с одной стороны, и отсутствием научно-обоснованных разработок для системы профильного обучения, с другой;

• потребностью в педагогических кадрах, способных решать задачи, стоящие перед профильным обучением и отсутствием программ повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих в данной системе.

Данные противоречия обусловили постановку проблемы, которая может быть сформулирована в виде вопроса: «Каковы педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагога, работающего в профильных гуманитарных классах старшей школы?». Объект исследования: процесс повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов. Предмет исследования: педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов в системе профильного обучения.

Гипотеза исследования: процесс повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов будет успешным, если:

• разработана программа, ориентированная на повышение профессиональной компетентности педагога профильного гуманитарного класса;

• созданы средства программно-дидактического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов;

• сформирована рефлексивная позиция педагога в отношении своей профессиональной деятельности средствами образовательной и самообразовательной деятельности.

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия, создать программу повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения и опытно экспериментальным путем проверить эффективность их реализации. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Определить степень изученности проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов в научно-педагогической литературе;

2. Выявить уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов;

3. Разработать средства программно-дидактического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов;

4. Экспериментально проверить эффективность реализации выявленных педагогических условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в системе профильного обучения.

Методологической основой исследования стали:

• Личностно-деятельностный подход (И, Я. Зимняя, И. Б. Ворожцова, Л. И. Анцыферова и др.);

• Личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, М. Г. Яновская и др.);

• Компетентностный подход (А.В.Хуторской, И. А. Зимняя и др.);

• Концепция формирования педагогической коммуникативной компетентности (Г.С. Трофимова).

Теоретическая основа исследования:

• теория профессионализма деятельности учителя (А.А. Баранов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. И. Михалевская, Г. С. Трофимова, и др.);

• теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);

• исследования в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, А. С. Казаринов, В. В. Карпов, М. В. Кларин, Л. И. Краева, Г. Н. Селевко и др.);

• концепция, выявляющая специфику педагогического процесса, особенности педагогической деятельности (С.Г. Вершловский, В. И. Гинецинский, Н. Ю. Ерофеева, В. И. Загвязинский, Ю. Н. Кулюткин, Т. В. Машарова, А. А. Реан и др.);

• идеи использования дидактических условий в целях активизации возможностей личности обучаемых, получившие свое отражение в исследованиях М. В. Кларина, И. Я. Лернера, В. В. Серикова и др.);

• концепция проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (О.А. Абдуллина, А. С. Гаязов, Г. И. Михалевская, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицина, А. А. Червова и др.);

• концепция профессионального обучения (С.Г. Броневщук, А. А. Мирошниченко, Н. М. Шахмаев и др.).

Методы исследования:

• Теоретические: анализ научно-педагогической литературы и системный подход;

• Эмпирические: опрос, метод экспертных оценок, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент;

• Статистическая обработка полученных данных. Опытно-экспериментальной базой исследования стали педагоги профильных гуманитарных классов пяти муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ Первомайского района г. Ижевска (№№ 31,57,74,90,91).

Этапы исследования.

I этап (2003;2004 гг.) — осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась и анализировалась учебная и научно-педагогическая литература, монографии, на основе чего наметились общие подходы к решению исследуемой проблемы. Уточнялись цели, задачи, формулировалась гипотеза исследования.

II этап (2005;2006 гт.) — была определена структура профессиональной компетентности педагога гуманитарных классов в контексте профильного обучения. Выявлены педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов. Проведен педагогический эксперимент.

III этап (2006;2007 гг.) — анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных, сформулированы выводы.

Научная новизна исследования:

1. Определена и содержательно наполнена трехуровневая структура профессиональной компетентности педагога гуманитарных классов в системе профильного обучения, включающая: социально-психологическую (коммуникативную), общепедагогическую (ключевую) и специальную предметную (лингвистическую) компетентности.

2. Установлена доминирующая роль предметной (лингвистической) компетенции, что объясняется ее особой значимостью для профессиональной деятельности педагогов в системе профильного обучения, так как именно данная компетентность связана с профилем предметной области гуманитарных филологических дисциплин: русском и иностранных языках, литературе.

3. Определены не только факторы, препятствующие повышению профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов, (профессиональные неудачу, отсутствие поддержки со стороны администрации школ и др.) но и стимулирующие данный процесс, учет которых положительно повлиял на результаты экспериментального обучения.

4. Отобран диагностический инструментарий для определения уровней сформированности профессиональной компетентности педагога профильных гуманитарных классов старшей школы, а также эффективный способ ее повышенияпостроение индивидуального образовательного маршрута педагога.

5. Выявлены педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов, основными из которых являются:

• разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов;

• отбор средств программно-дидактического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности;

• формирование рефлексивной позиции педагога в отношении своей профессиональной деятельности средствами образовательной и самообразовательной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

1. Теория и методика профессионального образования обогащена предложенными и обоснованными способами повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов и дополнена представленной типологией уровней сформированности профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов и ее критериями.

2. Определены методологические основания для создания классификации требований к профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов.

3. Категориальный аппарат педагогики расширен за счет уточнения соотношения понятий: «квалификация», «профессиональная компетентность», «профессионализм» и выявления содержания понятия «профессиональная компетентность».

4. Определена факторная структура профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов:

• готовность учитывать личностные особенности и творчески применять педагогические ЗУНы в своей деятельности;

• готовность выстраивать партнерские отношения с учащимися;

• готовность творчески (с учетом своих личностных особенностей) выстраивать процесс педагогической деятельности;

• готовность к воспитанию и развитию личности учащихсяготовность учитывать свой предыдущий педагогический опыт.

5. Методом корреляционного анализа выявлена зависимость педагогических функций (воспитательной, коммуникативной, методической, обучающей, исполнительской и информационной) от степени сформированности профессионально значимых качеств педагогов профильных гуманитарных классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке эффективности программы повышения профессиональной компетентности педагога гуманитарных классов в системе профильного обучения. Программа используется в системе повышения квалификации педагогов в Удмуртской республике (г. Ижевск), применяется в реализации Программы развития системы образования Первомайского района г. Ижевска, адаптировано используется в проведении педагогических советов образовательных учреждений. Материалы исследования могут найти применение в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров. Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность педагога профильного гуманитарного класса представляет собой трехуровневое образование в единстве пяти компонентов (специального профессионального, методического, дифференциально-психологического, социально-психологического и аутопсихологического) и трех уровней: социально-личностного (коммуникативного), общепедагогического (ключевого) и специального предметного (лингвистического), при доминирующей роли специальной лингвистической компетенции.

2. Модель процесса повышения профессиональной компетентности, состоящая из этапов диагностики, построения индивидуального образовательного маршрута, основанного на обучающей программе, повторной диагностике уровня сформированности профессиональной компетентности, позволяет обеспечить:

— непрерывность процесса повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов;

— контроль и рефлексию самообразовательной деятельности со стороны самих педагогов через сопоставление результатов диагностики на первом и заключительном этапах модели.

3. Участие в системе мероприятий по повышению профессиональной компетентности, организуемых с учетом принципа индивидуализации, позволяет обучающимся (педагогам профильных гуманитарных классов) следовать индивидуальным образовательным маршрутом, который приводит к повышению уровня их профессиональной компетентности через реализацию выявленных педагогических условий:

• реализация программы повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов;

• отбор средств программно-дидактического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности;

• формирование рефлексивной позиции педагога в отношении своей профессиональной деятельности средствами образовательной и самообразовательной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических оснований, использованием комплекса научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияприменением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материаларепрезентативностью выборки испытуемых. Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялась в форме участия в научно-методических конференциях, публикаций статей и тезисов. Материалы диссертации обсуждались на аспирантских научных семинарах (Ижевск, 2005;2007), научно-методической сессии учебно-методического Совета Удмуртского государственного университета (Ижевск, 2007), 2-ой региональной научно-практической конференции (Ижевск, Воткинск, 2007).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Материал изложен на 187 страницах, список литературы включает 156 источников.

Результаты исследования вносят вклад в развитие общей и частной дидактики высшей школы. Программа повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов может быть использована в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню образованности выпускника школы, но и уровню квалификации и профессиональной компетентности современного учителя.

Введение

профильного обучения рассматривается современной педагогикой как важный механизм повышения качества и фундаментальности образования.

Традиционная обучающая деятельность педагога в контексте профильного обучения дополнилась функциями управления исследовательской и самопознавательной деятельностью учащихся. Возросли требования к профессиональной компетентности педагогов в новых условиях профильного обучения.

В ходе настоящего исследования решалась проблема выявления педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов — преподавателей гуманитарных дисциплин в контексте профильного обучения. Задачами исследования стали: разработка и реализация программы повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классовопытно — экспериментальная проверка эффективности реализации выявленных педагогических условий.

Анализ научной литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, в структуре профессиональной компетентности педагога исследователи выделяют нескольких составляющих.

В результате изучения научно-педагогической литературы, государственного стандарта, в работе была определена структура профессиональной компетентности педагогов гуманитарных дисциплин в контексте профильного обучения. Данная структура представляет собой сложное трехуровневое образование в единстве пяти компонентов (специального профессионального, дифференциально-психологического, методического, социально-психологического и аутопсихологического) и трех уровней: социально-личностного (коммуникативного), общепедагогического и специально-предметного (лингвистического), при доминирующей роли предметной лингвистической компетенции.

Изучение литературы и наблюдения за реальным педагогическим процессом позволили определить и сформулировать совокупность педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в контексте профильного обучения. Далее была разработана авторская модель процесса повышения профессиональной компетентности, состоящая из этапов диагностики, построения индивидуального образовательного маршрута, основанного на обучающей программе и повторной диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности. Выстроенная подобным образом модель позволяет обеспечить непрерывность процесса повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов, а также контроль и рефлексию самообразовательной деятельности со стороны самих педагогов через сопоставление результатов диагностики на первом и заключительном этапах модели.

На основе разработанной модели была разработана и внедрена в непрерывный образовательный процесс педагогов экспериментальная программа повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов, интегрирующая в содержательном аспекте элементы психологического тренинга, активные и интерактивные формы обучения, включающие имитационные и неимитационные игры, дискуссии, круглые столы, практико — ориентированные семинары и т. д.

Участие в системе мероприятий по повышению профессиональной компетентности, организуемых с учетом принципа индивидуализации, позволяет обучающимся (педагогам профильных гуманитарных классов) следовать индивидуальным образовательным маршрутом, который приводит к повышению уровня профессиональной компетентности через реализацию выявленных педагогических условий:

• реализация программы повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов;

• отбор средств программно-дидактического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности;

• формирование рефлексивной позиции педагога в отношении своей профессиональной деятельности, средствами образовательной и самообразовательной деятельности.

Итогом экспериментального обучения стал более высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, принявших участие в обучающем эксперименте. Реализация выявленных педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов позволила актуализировать непрерывный процесс самообразования педагогов, через участие самих педагогов в построении собственного индивидуального образовательного маршрута, на основе профессиональных интересов и существующих образовательных потребностей.

Авторская программа экспериментального обучения дала возможность через использование активных и интерактивных форм организации процесса повышения профессиональной компетентности актуализировать уровни ее составляющих: общепедагогическую, предметную и коммуникативную.

Эффективность разработанной программы повышения профессиональной компетентности подтверждается следующими результатами эксперимента:

1. В целом динамика повышения уровня профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов составила 7,26 балла.

2. Количество респондентов, участвовавших в обучающем эксперименте и выразивших желание повышать свою профессиональную компетентность, повысилось с 86,3% до 95% участников, что свидетельствует о тенденции к повышению мотивации педагогов на успех.

3. Динамика показателей удовлетворенности уровнем профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов, участвовавших в педагогическом эксперименте, свидетельствует о повышении данного показателя с 52,9% на его начало до 68,2% после его окончания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Мысль, 1980. — 334с.
  2. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. -1988. № 5.- С. 71−74.
  3. .Г. Проблема способностей. М.: Просвещение, 1962. 320с.
  4. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности// Психологический журнал. 1981. том 2. № 2. — С. 818.
  5. Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути развития // Школьные технологии. 2003. № 4.- С. 22−31.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 191с.
  7. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Монография. Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — 440с.
  8. Ю.К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма/ Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов. М.: Высш. шк., 1987.- 186с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190с.
  10. В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. -№ 2. -С.12−17.
  11. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта: Наука, 1998. 165с.
  12. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.-272с.
  13. Е.В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. -№ 10.- С. 23−31.
  14. Т.Г. Слагаемые профессионализма // Учитель. 2001.- № 2. — С. 5964.
  15. В.В. Формирование профессиональной компетентности студентов будущих учителей в контексте театральной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ижевск, 2007. -22с.
  16. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. — С. 51−55.
  17. С.Г. Учитель о себе и профессии: В помощь лектору.-Л.: Знание, 1988.- 31с.
  18. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480с.
  19. И.К. Индивидуализация обучения как средство формирования творческой личности студента// Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. научных трудов / Под ред. Т. А. Хмель. М., 1990. С. 52−67.
  20. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1999.- 16с.
  21. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240с.
  22. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя (на материалах исследования деятельности воспитателей, работающих с пионерами). Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Д., 1981.-46с.
  23. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Краевский В. В., И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1982.-319с.
  24. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Лен. Универ., 1985. — 165с.
  25. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160с.
  26. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2006. 192с.
  27. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208с.
  28. В.И. Самоаттестация школы/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 160с.
  29. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование.-Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф. пед. универ., 1998. 226с.
  30. Э.Ф. Психология профессий. М.: Екатеринбург: Академ. Проект, Деловая книга, 2003. 329с.
  31. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2005. 384с.
  32. И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Наука, 2004. -325с.
  33. В.А. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 90 102.
  34. И.В. Общие принципы и условия организации профильного обучения// Завуч. Управление современной школой. 2006.- № 4. — С. 111 112.
  35. Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. Педагогика. 2006.- № 9.- С. 55−60.
  36. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.-140с.
  37. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс/ Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества. Автореф. дис. .д-ра психол. наук. Л., 1981.-31с.
  38. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223с.
  39. М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта// Педагогика. — 2000. — № 7.- С.12−18.
  40. КленоваН. Как подготовить школу к профильному обучению//Народное образование. 2003. № 7. -С. 106 -115.
  41. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 509с.
  42. Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 192с.
  43. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования.-2002. № 6.-С. 11−42.
  44. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Директор школы. 2002. № 8. — С. 119−136.
  45. С.Б. Предпосылки целостного педагогического процесса (Вопросы теории и практики) // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. научных трудов /Под ред. Т. А. Хмель. М.: 1990. — С.4 -20.
  46. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1997. — 264с.
  47. В.В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. М.: Академия, 2003. — 254с.
  48. О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования // Педагогика. 2006. № 1. — С. 6066.
  49. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Автореф.. док.пед.наук. Л., 1991. — 36с.
  50. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М.: Высшая школа, 1990.-119с.
  51. Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности.
  52. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа.
  53. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216с.
  54. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -111с.
  55. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -123с.
  56. В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. -1988. № 1. С. 6−7.
  57. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2001.-270с.
  58. И.Р. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. Автореф.. канд. пед. наук.-Ижевск, 2004. 23с.
  59. Е.Ю. Роль высшей школы США в формировании творческой личности студента (в контексте непрерывного образования) // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. научных трудов / Под ред. Т. А. Хмель. М.: 1990. С. 92−102.
  60. А.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, Академия, 2005. — 365с.
  61. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Академия, 2005. -345с.
  62. ИЛ. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки// Советская педагогика.- 1985. № 5. — С. 52−57.
  63. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999, 349с.
  64. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. № 10. — С. 56−61.
  65. А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  66. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. -1990. № 2 .-С. 82−88.
  67. А.К. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение, 1990. -191с.
  68. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. -303с.
  69. МетаеваВ.А. Рефлексия как метакомпетентность//Педагогика. № 3. 2006. -С. 57−61.
  70. С.В. Формирование профессионально педагогической компетентности у студентов классического университета в условиях педагогической практики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Санкт -Петербург, 2004. — 22с.
  71. Л.М. Учитель как личность и профессионал.-М.: «Дело», 1994.-216с.
  72. Л.М. Психология профессионального познания учителя. -М.:Просвещение, 1998. 346с.
  73. Л.М. Психология труда и профессиональное развитие учителя. М.: Академия, 2004 320с.
  74. Национальная доктрина образования: // Официальные документы в образовании. 2000. — № 21. С.3−11.
  75. Л.В. Адаптивная курсовая подготовка в системе повышения квалификации педагогических работников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ижевск, 2005. -21с.
  76. Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2006.-224с.
  77. A.M. Российское образование в новой эпохе. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 264с.
  78. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для пед. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Брюхина, М. В. Моисеев и др. М.: Академия, 2005. — 270с.
  79. Е.И. Компетентностное образование: социальный аспект. СПб., 1995.-285с.
  80. Н.Э. Профильное обучение: Профессиональная компетентность учителя в новых социальных условиях // Модель деятельности специалиста как научно-методологическая проблема: Материалы науч.-метод. сессии УМС Удгу. Ижевск: УдГУ, 2007. С. 248 253.
  81. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. вузов / И. Я. Зазюн и др. Под ред. И. Я. Зазюн. М.: Просвещение, 1989. — 301с.
  82. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2005. 608с.
  83. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2006. — 399с.
  84. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад, М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528с.
  85. В.А. Педагогическая психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. М.: Лига, 2006. — 128с.
  86. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216с.
  87. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. — 256с.
  88. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255с.
  89. Л.И. Организационно-педагогические условия формирования педагогической компетентности учителя экспериментальной школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 2003. — 19с.
  90. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: «Педагогика», 1976.- 280с.
  91. Г. А., Постовалов С. С. Основы профильной дифференциации обучения // Открытая школа. -2000. № 2. -С. 28−32.
  92. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект /Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной, М.: Педагогика, 1982. 144с.
  93. Психологические основы педагогической практики студентов высших и средних специальных педагогических заведений/ Под ред. А. С. Чернышева. -М.: педагогическое общество России, 2000.- 144с.
  94. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. М. 2002.
  95. ЮО.Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социально-педагогическая психология. -СПб.: Питер, 2000. 416с.
  96. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на Дону, «Феникс», 1996.- 512с.
  97. С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 2007. 713с.:-(Серия «Мастера психологии»).
  98. ЮЗ.Рыжаков М. В. Федеральные образовательные стандарты в контексте демократических преобразований в России // Тезисы докладов Международной конференции, «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы «. М.: МЦНТП, 1995.
  99. Ю4.Рыжаков М. В. Ключевые компетенции: возможности применения / / Стандарты и мониторинг в образовании. М.: 1999. № 4.
  100. В.Г. Формирование творческого потенциала учителя. Теория и диагностика. -М.: Просвещение, 1994. 114с.
  101. П.В. Педагогический менеджмент. М.: Пед. общество России, 1999. 192с.
  102. Г. Н. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255с.
  103. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1997. № 3,-С. 16−21.
  104. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования Педагогических систем. -М.: Логос, 1999. 232с.
  105. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006. — 208с.
  106. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: «Педагогика «, 1971. — 206с.
  107. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1989.-190с.
  108. В.А. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
  109. В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст// Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. -С.4−9.
  110. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9. -С. 3 — 9.
  111. В.А., Мищенко Н. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991. — № 10. -С. 79−84.
  112. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Н. Ф. Петрова (гл. редактор) и А. С. Шаумяна. Изд-е 6-е. М.: «Советская энциклопедия «, 1964.
  113. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. школа, 2001.-512с.
  114. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/ SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996.
  115. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений у учителя-воспитателя. Спецкурс. Ярославль, 1976, 82с.
  116. C.IQ., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества// Вопросы психологии.- 1991.-№ 5.-С. 76−84.
  117. A.M. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов./ -М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2006. 476 с.
  118. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. 2001.-С. 18.
  119. А.В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы. -Автореф. дис. док. пед. наук. Тамбов, 2002. — 48с.
  120. Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности. Учебное пособие. Ижевск: Изд во Удм. ун-та, 1994. -176с.
  121. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. Автореф. дис.. док. пед. наук. — СПб, 2000. -33с.
  122. Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект): Монография. 2-е изд. Ижевск: «Купол», 2000. 90с.
  123. Г. С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя: методические рекомендации для учителей. Ижевск: РИМЦ, 1997. 24с.
  124. Г. С. Формирование коммуникативной компетентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете// Дис. .канд. пед. наук. Ленинград: ЛГУ, 1987.- 190с.
  125. С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. Монография. Ижевск, 2004. 100с.
  126. Философский энциклопедический словарь/ ред.-сост. Губский Е. Ф. и др. М.: Инфра-М., 1998.-575с.
  127. Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов: сб. статей. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 1988. -144с.
  128. УнтИ.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-188с.
  129. В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2003. — 176с.
  130. А.Н. О подготовке будущих учителей к работе по профессиональной ориентации школьников: Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы, тез. и сообщения межвуз. науч.- практ. конф. Ижевск, 1989. С. 56−58.
  131. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.-272с.
  132. А.В. Методика личностно-ориентированного образования. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя.-М.:Владос, 2005.-383с.
  133. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования//Народное образование. 2003.-№ 5.-С. 137−143.
  134. Л.А. Гуманистическая направленность личности преподавателя основа оптимального педагогического общения: учебно-методическое пособие по проведению практических занятий с преподавателями. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 44с.
  135. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999.-275с.
  136. А.С. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под. Ред. А. С. Чернышева. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 144с.
  137. С.Н., Лернер П. С., Кузина О. В., Кропивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки// Школьные технологии. 2002. -№ 1.-С. 100- 105.
  138. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народ, образование, 1996. — 157с.
  139. В.Д. Деятельность и способности. М.: Просвещение, 1994.-285с.
  140. В.Д. Психологический анализ деятельности. М.: Просвещение, 1979.-382с.
  141. A.M. Педагогическая специфика профильного обучения в общеобразовательной школе. Автореф.. канд. пед. наук. -Елец, 2005. -23с.
  142. Т.Н., Подчалимова Г. Н. Методологические подходы к организации профильного обучения //Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С. 105−110.
  143. О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург: УГППУ, 2000.-22с.
  144. С. Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Пед. общество России, 1999.- 346с.
  145. О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. -1999.-№ 1.-С. 62−68.
  146. А.И. Повышение качества и эффективности профессиональной подготовки учителя важнейшая задача педагогических институтов // Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе.-Л., 1988.-С. 3−25.
  147. Н.А. Конструирование содержания профильного обучения с применением экспертной системы. Автореф.. канд. пед. наук. Ижевск, 2006. — 19с.
  148. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 2000. 176с.
  149. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144с.
  150. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретическая основа и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996.-351с.0,05
  151. Прямая взаимосвязь Обратная взаимосвязь
Заполнить форму текущей работой