Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития слабослышащих детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Те же закономерности, что и в норме лежат в основе психического развития детей с нарушенным слухом. Но имеется ряд отличительных особенностей, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Хочется отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих… Читать ещё >

Особенности развития слабослышащих детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В научной литературе нарушение слуха определяется как полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Оно может быть вызвано широким спектром биологических и экологических факторов. Нарушения слуха, делающие невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более легкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие разговорной речи — тугоухостью.

Существуют кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.

При кондуктивных нарушениях проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это может быть, например, воспаление среднего уха (отит), образование серозных пробок, не правильное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.

Сенсоневральные нарушения слуха прежде всего связаны с поражением внутреннего уха. При данном типе нарушений становится невозможным восстановить нормальный слух. Но активно проводится поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и, конечно, длительная систематическая педагогическая коррекция.

Дети с нарушениями слуха представляют собой разнородную группу, которая характеризуется рядом особенностей. Р. М. Боскис утверждает, что дети с нарушениями слуха — группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено рядом факторов:

  • -характером нарушения слуха (кондуктивное, сенсоневральное и смешанное);
  • -степенью снижения слуха (тугоухость в различных степенях, глухота);
  • -временем возникновения поражения слуха;
  • -уровнем речевого развития (от неговорящих до речевой нормы);
  • -наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии (нарушение зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.) [4].

Исходя из данных критериев были выделены две группы детей с нарушениями слуха — глухие и слабослышащие.

Глухие дети — это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Лишь в исключительных случаях глухота бывает абсолютной. Остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т. д.) обычно сохраняются. Но восприятие речи, разборчивое и понятное, является не невозможным.

Слабослышащие (страдающие тугоухостью) дети — это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

Дети делятся на две группы в зависимости от времени возникновения нарушения:

  • — ранооглохшие дети, т. е. те, которые родились не слышащими или потеряли слух до момента овладения речью (первый, второй годы жизни);
  • — позднооглохшие дети, т. е. те, которые потеряли слух в три, четыре года и позже и сохранили речь в определённой степени.

Среди слабослышащих детей, в зависимости от состояния речи, выделены две категории:

  • 1. слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (наличие коротких, неправильно построенных фраз, неправильное произнесение отдельных слов, грубые нарушения лексического, фонетического, грамматического строя речи);
  • 2. слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении) [4].

Нарушение слуха (первичный дефект), как правило, ведет к недоразвитию речи (вторичный дефект) или к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что в целом сильно тормозит психическое развитие.

Данный тип психического развития в специальной психологии принято называть дефицитарным [43].

Л.С. Выготский считает, что психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей [43].

Те же закономерности, что и в норме лежат в основе психического развития детей с нарушенным слухом. Но имеется ряд отличительных особенностей, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Хочется отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности сильно отличаются, имеют свои особенности.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий, особую роль у детей с нарушением слуха приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушениями слуха становится ведущим, основным в познании окружающего мира и в овладении речью. По мнению таких ученых как Л. В. Занков, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, К. И. Вересотская у детей с нарушениями слуха зрительные ощущения и восприятия развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты даже лучше. Ребёнок с нарушениями слуха часто подмечает такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Дети с нарушениями слуха могут более тонко различать оттенки цветов.

Рассмотрим кратко основные психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха.

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха.

Параметр

Краткая характеристика.

Особенности познавательной сферы

Внимание.

  • ? сниженный объем внимания — дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;
  • ? наблюдается, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов — при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала — слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет — постоянно задействованы оба анализатора;
  • ? низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;
  • ? трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения

Память.

  • ? образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);
  • ? уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает

Мышление.

  • ?у детей с нарушениями слуха возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;
  • ? уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего ребенка

Особенности личностной сферы

Особенности развития эмоциональной сферы.

плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а следовательно, не может сопереживать им;

ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко [34].

Межличностные отношения.

  • ? для плохослышащего ребенка педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки других детей и самооценки) на протяжении длительного времени;
  • ? у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;
  • ? возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны окружающих;
  • ? приоритетное общение с педагогом и ограничение взаимодействия с другими детьми;
  • ? «неагрессивная агрессивность» — использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т. д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности [28]

Особенности коммуникации с окружающими людьми.

плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;

? нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной.

Существуют три способа восприятия речи: слухо-зрительный, слуховой, зрительный.

Слуховой способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не смотря на собеседника, доступен лишь детям, имеющим незначительную степенью снижения слуха (слабослышащие I степени) Таким образом, компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

  • 1. несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
  • 2. преобладание письменной речи над устной;
  • 3. недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
  • 4. изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Следовательно, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой