Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным направлением в разработке проблемы трудового воспитания является формирование у детей положительного отношения к труду взрослых, желание оказывать им помощь, обучение детей простейшим трудовым навыкам в быту и самообслуживании. При решении перечисленных педагогических задач у детей одновременно формируются некоторые личностные качества, нацример, самостоятельность, но акцент, однако… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ II
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕТЬМИ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОГУЛКИ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
    • 2. 1. Оценочные критерии выполнения детьми в возрасте от 2 лет до 3 лет 6 мес. первых трудовых поручений
    • 2. 2. Выполнение детьми первых трудовых заданий
    • 2. 3. Анализ материалов констатирующих наблюдений
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТУПНЫХ МЫШЕЧНЫХ НАГРУЗОК ПРИ
  • ВЫПОЛНЕНИИ ДЕТЬМИ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ. НА ПРОГУЛКЕ
    • 3. 1. Разработка объективной методики определения мышечной силы рук детей в возрасте от 2 лет до
    • 3. лет 6 мес
      • 3. 2. Определение возрастно-половых различий мышечной силы рук детей
      • 3. 3. Установление нормативных нагрузок для детей младшего дошкольного возраста
      • 3. 4. Выявление влияния мышечных нагрузок на отношение детей к выполнению первых трудовых поручений
  • ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ (ФОВШРУЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
    • 4. 1. Характер взаимодействий взрослого и детей на первом этапе трудового воспитания
    • 4. 2. Характер взаимодействий взрослого и детей на втором этапе трудового воспитания
    • 4. 3. Становление умений и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста
    • 4. 4. Итоги контрольного наблюдения
  • ВЫВОДЫ

Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Марксизм-ленинизм раскрыл историческую роль труда в происхождении и становлении человека. Труд — «.первое основное условие всей человеческой жизни и цри том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека',' -писал Ф. Энгельс3^.

В программных документах партии и правительства, в решениях ХХУ1 съезда партии и ряда последующих Пленумов ЦК КПСС, отражавдих научный подход к анализу социальных явлений, трудовое воспитание подрастающего поколения рассматривается как одна из важнейших задач всей системы народного образования. О пристальном внимании нашей партии и народа к проблеме воспитания у каждого человека потребности в труде и умения трудиться свидетельствуют также «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» и постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (1984).

Актуальность темы

.

Большой вклад в разработку проблемы трудового воспитания как основы коммунистического воспитания детей внесли Н. К. Крупская и А. С. Макаренко. Эта проблема занимает важное место в отечественной дошкольной педагогике, привлекая к себе, внимание многих исследователей (Н.М.Аксарина, Е. И. Радина, Т. А. Маркова, P.C.Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова, В. И. Логинова и др.). х/ К. Маркс и Ф.Энгельс. Полное собр.соч., т.20, с. 486.

Приобщение детей к выполнению трудовых поручений направлено не на получение материальных ценностей, а на формирование у них важных личностных качеств, положительного отношения к труду взрослых. Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина указывают, что в процессе трудового воспитания происходит духовное обогащение личности каждого ребенка. В цроцессе трудовых действий у детей социальная мотивация формируется более успешно, чем при продуктивных и игровых действиях (Л.И.Божович, А. А. Люблинская, Я.3.Неверович и др.).

Особенностью методов трудового воспитания и обучения дошкольников является органическая связь с игрой, с созданием игровых ситуаций (Е.И.Тихеева, Р. И. Жуковская, В. Г. Нечаева и др.).

Исследователи единодушно отмечают, что успешность трудового воспитания зависит от целенацравленных планомерных воздействий взрослого, отвечающих современным требованиям педагогики и реализуемых на основе понимания и учета закономерностей развития детской личности.

В теории и практике трудового воспитания младших дошкольников разрабатывались содержание и объем знаний, умений и навыков, которыми должны владеть детиметоды воспитания интереса к труду взрослых, уважения к трудящемуся человеку и желания оказывать ему посильную помощь (Г.Н.Година, С. В. Петерина, Л. И. Каплан и др.).

Большинство работ в области трудового воспитания направлено на разработку методик, используемых преимущественно в условиях игровой комнаты. В то же время недостаточно используются богатые возможности природного окружения для осуществления полноценного трудового воспитания детей в условиях црогулки.

В педагогической литературе, рассматривающей вопросы трудового воспитания младших дошкольников в условиях прогулки (М.И.Лучич, С. А. Веретенникова, ГГ.Г.Саморукова и др.), рекомендации включать детей в совместные со взрослым трудовые действия носят эпизодический характер, не выявлены эффективные побуждения детей к трудовым действиям, не разработана структура взаимодействий взрослого и ребенка.

В данном исследовании сделана попытка восполнить этот пробел путем изучения цроблемы трудового воспитания младших дошкольников в условиях прогулки.

Основным направлением в разработке проблемы трудового воспитания является формирование у детей положительного отношения к труду взрослых, желание оказывать им помощь, обучение детей простейшим трудовым навыкам в быту и самообслуживании. При решении перечисленных педагогических задач у детей одновременно формируются некоторые личностные качества, нацример, самостоятельность, но акцент, однако, ставится на привлечении детей к выполнению посильных трудовых действий, вследствие чего упрочиваются трудовые навыки и формируется трудолюбие.

Нам представляется целесообразным выделить в качестве специальной задачи формирование определенного комплекса личностных качеств, который необходим для выполнения любых трудовых поручений. Применительно к детям младшего дошкольного возраста формирование такого комплекса свойств личности в процессе практических действий может рассматриваться в качестве предпосылок успешного выполнения детьми трудовых поручений.

Выявление и своевременное формирование оцределенных умений и личностных качеств у детей, начиная с двухлетнего возраста, являются важной задачей, так как в первые годы жизни ребенка закладывается фундамент развития его личности (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, A.B.Запорожец, Д.Б.Эль-конин) .

Предметом исследования являются особенности трудового воспитания детей от 2 лет до 3 лет 6 мес. в условиях прогулки.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование у детей младшего дошкольного возраста умений и таких личностных качеств как готовность к выполнению действий, их целенаправленность и самостоятельность, адекватное использование орудий труда, положительное отношение к результату собственных действий является важной предпосылкой успешного выполнения шли трудовых порученийэффективность трудового воспитания младших дошкольников во многом определяется формированием у них побуждений к действиям путем организации игры по достижении конечного результатана успешность выполнения трудовых поручений положительное влияние оказывает введение в действия детей доступных физических нагрузок.

Цель исследования: разработать методику формирования у младших дошкольников комплекса умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых поручений в условиях прогулки.

Задачи исследования:

— выявить у младших дошкольников комплекс личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых поручений;

— определить комплекс побуждений детей к действиям, используемый взрослым в процессе трудового воспитания;

— выявить допустимые мышечные нагрузки при выполнении детьми трудовых поручений. С этой целью разработать методику определения мышечной силы рук детей в возрасте от 2 лет до 3 лет 6 мес.

— выявить особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях прогулки.

Методы исследования:

— изучение и обобщение опыта работы дошкольных учреждений (констатирующие наблюдения),.

— использование специально разработанного прибора для определения показателей мышечной силы рук детей (лабораторный эксперимент),.

— формирующий педагогический эксперимент.

В исследовании также были использованы следующие методики: хронометрирование действий взрослого и детей, фоторегистрация, шагометрия.

Научная новизна. Обоснована необходимость трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях прогулки. Выявлена структура взаимодействия взрослого и ребенка в цроцессе выполнения трудовых поручений. Установлен и обоснован комплекс умений и личностных качеств, являющихся предпосылками успешного выполнения детьми трудовых поручений. Разработана методика побуждений к действиям (мотиваций) при выполнении детьми трудовых поручений. Установлена необходимость формирования зрительного образа материального цродукта действий как важного условия активизации детей при выполнении ими трудовых поручений.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней экспериментально обоснована возможность формирования определенных личностных качеств и умений у детей младшего дошкольного возраста как предпосылок успешного выполнения трудовых действий. Показано, что становление этих цредпосылок обусловлено формированием побуждений к действиям! и достижению конечного результата, объединением трудового обучения и воспитания детей с элементами игровых действий на завершающем этапе выполнения трудового поручения. Обоснованная в диссертации структура взаимодействий взрослого и ребенка в процессе трудового воспитания, содержащая такие элементы, как установление эмоционального контакта, формирование побуждений и наглядного образа конечного результата действий, определение последовательности действий детей может служить моделью при решении и других педагогических задач.

Практическая значимость работы. Разработаны содержание и методика формирования умений и личностных качеств, необходимых для выполнения трудовых поручений детьми в возрасте от 2 лет до 3 лет 6 мес. в условиях црогулки. Выводы исследования помогут воспитателям комплексно осуществлять задачи трудового воспитания младших дошкольников.

Апробация основных положений и материалов исследования прошла на конференции младших научных сотрудников и аспирантов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (Москва, 1978), Всесоюзных научно-црактических конференциях ВДНХ СССР (1975, 1979, 1982), Всесоюзной рабочей конференции по трудовому воспитанию (Москва, 1978), Краевой научно-практической конференции (Краснодар, 1981).

Ясли-сад й 27 г. Бугульмы Тат. АССР, в котором на протяжении ряда лет велась исследовательская работа, был отмечен серебряной медалью ВДНХ СССР (1975) за доклад «фудовые действия детей младшего дошкольного возраста в условиях прогулки в зимнее время» .

Внедрение в практику" Предложения и выводы по теме исследования нашли отражение в новой «Программе воспитания в детском саду», методических пособиях и журнальных статьях, а также в работе с активом дошкольных работников г. Москвы (1979, 1981).

Методика формирования умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения детьми трудовых поручений, была апробирована в течение 1980;82 годов в 10 дошкольных учреждениях Динского и Горячеключевского районов Краснодарского края, а также в городах Краснодаре, Славянске-на-Кубани, Ла-бинске, Белореченске, в 10 дошкольных учреждениях Северо-Кавказской ж/д, в 13 яслях Брежневского района г. Москвы, а также в ясли-саду й 97 г. Таганрога.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографии, содержит 15 таблиц, II рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. Успешное выполнение трудовых поручений детьми младшего дошкольного возраста достигается путем формирования у них таких личностных качеств, как готовность к выполнению трудовых поручений, самостоятельность и целенаправленность действий, адекватность использования орудий труда, положительное отношение к результатам собственных действий. Эти качества успешно формируются уже в возрасте от 2 лет 7 мес. до 3 лет.

2. Основным содержанием методики формирования комплекса умений и личностных качеств являются: использование побуждений к выполнению детьми определенных действий, формирование зрительного образа их конечного результата, оценка взрослым промежуточных и конечного результатов действий ребенка, расчленение всего процесса выполнения поручения на промежуточные циклы, организация игровых действий детей с объектом после выполнения поручения.

Необходимость расчленения всего цроцесса выполнения поручения на отдельные взаимосвязанные циклы обусловлена особенностью детей младшего дошкольного возраста, выражающейся в неумении удерживать в памяти общую задачу трудового поручения, выполнение которой требует нескольких операций и относительно продолжительного времени.

3. Процесс формирования предпосылок успешного выполнения трудовых поручений у детей младшего дошкольного возраста состоит из двух этапов: на первом этапе начинают формироваться побуждения к выполнению задания и зрительный образ конечного результата действий, на втором — осуществляется развернутый процесс воспитания личностных качеств ребенка и обучение его операциональным умениям.

Весь процесс выполнения поручения делится на несколько промежуточных циклов, каждый из которых. структурно объединяет конкретную промежуточную задачу, операцию и конечный результат.

4. Восприятие детьми наглядных результатов собственных действий, а также постоянная оценка их взрослым формируют у детей положительное отношение к достижению промежуточных и конечного результата, что поддерживает их интерес к выполнению трудового поручения.

5. Разработана методика и создан специальный прибор для определения мышечной силы рук детей младшего дошкольного возраста. Выявлены допустимые значения мышечных нагрузок для детей (не более 0,5 кг для каждой руки ребенка). Установлено, что введение мышечных отягощений является благоприятным фактором формирования у них операциональных умений. Разработан инвентарь, функционально приспособленный для выполнения трудовых действий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. -В кн.: Диалектика природы: Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, т.20, с.460−489.
  2. Материалы ХВД съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981.- 220 с.
  3. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. 80 с.
  4. Материалы Пленума ЦК КПСС 26−27 декабря 1983 г, М.: Политиздат, 1983. — 30 с.
  5. Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 32 с.
  6. Основные нацравления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Сдобрены Пленумом ЦК КПСС от 12 апреля 1984 г. и Сессией Верховного Совета СССР от 14 ацреля 1984 г. Правда, 14 ацреля 1984 г.
  7. В.Н. Характер педагогического воздействияна детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском учреждении. В кн.: Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968, с.10−68.
  8. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. -В кн.: Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов/ Под ред. М. Д. Ковригиной. -4-е изд., перераб. и доп. -М., 1977, С.172−2Г7.
  9. Е.А. Воцросы дошкольного воспитания. В кн.: Ребенок в дошкольные годы/ Под ред. A.B.Запорожца и В. В. Давыдова. М., 1968, с.267−348.
  10. И.А. Особенности детского возраста: Очерки.- М.: Учпедгиз, 1953. 192 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 156 с.
  12. Д.Д. Воспитание уважения к старшим у детей 6−7 лет в условиях семьи и детского сада: Автореф. дис.. кацц.пед.наук. М., 1976. — 24 с.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.- 447 с.
  14. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972, с. 7−43.
  15. P.C. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 197I. — 62 с.
  16. P.C. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1968. — 21 с.
  17. И.Г. Некоторые закономерности развития и проявления мышечной силы в различных условиях: Автореф. дис.. канд.мед.наук. -Л., 1954. 21 с.
  18. O.A. Ознакомление дошкольников с природой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980. -269 с.
  19. E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Кн. для воспитателей. Спб., 1913. — 299 с.
  20. С.М. Как летняя площадка оздоровляет ребенка. В кн.: Дошкольный поход/ Под ред. М. М. Пистрака и Р. Э. Орловой. — М., 1929, й 10, с. 1−8.
  21. К.Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности у детей 6-го 7-го годов жизни: Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1967. 17 с.
  22. Е.Б. О трудовом воспитании детей в летних условиях. В кн.: Работа детского сада летом. — 2-е изд., исцр. М., 1965, с.63−75.
  23. B.C. Игра и труд. В кн.: Воспитание детей в игре. — М., 1958, с.123−147.
  24. Г. Н. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста. В кн.: Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. — М., 1978, с. 18−83.
  25. Г. Н. Нравственное воспитание ребенка в процессе овладения им трудовыми навыками. В кн.: Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983, с.30−38.
  26. Г. Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (2−4 г.) в процессе воспитания и обучения: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1969. -22с.
  27. В.В. Физическое образование: Физические упражнения, соответствующие данному возрасту. В кн.: Избранные произведения. В 3-х т., т.1. М., 1951, с.71−206.
  28. Д.О. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1973. — 23 с.
  29. В.В. Двигательный аппарат человека и его изменения с возрастом. В кн.: Возрастная физиология, т.1. М. -Л., 1948, с. 129−143.
  30. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 320 с. — В надзаг.: Институт дошкольного воспитания АПН РСФСР.
  31. Р.И. Игры и трудовые занятия: Опыт работы с детьми 6-летнего и 7-летнего возраста/ Под ред. Н. Нечаева и С.Гайсиновича. М., 1935. 68 с.
  32. Л.В. Пути активизации влияния семьи на воспитание коллективистской направленности поведения детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1976. — 23 с.
  33. Э.И. Природа в детском саду: Пособие для учащихся пед.училищ. М.: Учпедгиз, 1947. — 236 с.
  34. Э.И. 1£уд детей в црироде. В кн.: Знакомство детей с цриродой/ Под ред. Е. И. Волковой. М., 1948. — 35 с.
  35. A.B. Развитие цроизвольных движений. Вопросы психологии, 1955, № I, с. 42−48.
  36. A.B. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960. — 394 с. — В надзаг.: Институт психологии АПН РСФСР.
  37. A.B., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве. В кн.: Развитие познавательных и волевых цроцессов у дошкольников/ Под ред. A.B.Запорожца и Я. З. Неверович. М., 1965, с. 3−20.
  38. A.B., Эльконин Д. Б. Развитие движений и формирование двигательных навыков. В кн.: Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. М., 1964, с. 268−347.
  39. Е.П. Возрастные изменения силы, тонуса и выносливости мышц рук в связи с праворукостью. В кн.: Материалы четвертой научной конференции по воцросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1959, с. I40-I4I.
  40. A.B. Функциональные возможности детского организма к физическим напряжениям. В кн.: Теория и практика физической культуры. Т.4. М., 1936, с. 5−14.
  41. Л.И. Посеешь привычку пожнешь характер. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1980. — 94 с.
  42. Л.Г. Материалы по гигиеническому воспитаниюв детском саду: В помощь воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. М.: Медицина, 1971. — 23 с. — В надзаг.: ЦНИИ санитарного цросвещения Минздрава СССР.
  43. М.Ю. Развитие движений лазанья. В кн.: Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств. М., 1976, с. 7−26.
  44. М.М. Роль двигательного анализатора в развитии некоторых специфических для человека функций мозга. В кн.: Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973, с. 78−127.
  45. Я.А. Великая дидактика. В кн.: Избранные педагогические сочинения. В 2 т., т. I. М., 1982, с. 242−476.
  46. A.B. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис. .докт.мед. наук. Л., 1958. — 35 с.
  47. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев: Радянська школа, 197I. — 187 с.
  48. Н.К. 0 дошкольном воспитании: Сб. статей и речей. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1973. — 368 с.
  49. Е.Г. ^Характеристика мышечной силы, координации движений и времени двигательных реакций у детей при формировании навыков самообслуживания: Автореф. дис. .кацд.биол. наук. М., 1966. — 15 с.
  50. Г. М. Врачебный контроль в физической культуре. М.: Медицина, 1965. — 312 с.
  51. Н.Б., Федосеева Т. Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Медицина, 1974.- 222 с.
  52. Н.Ф. Развитие и воспитание детей в возрасте третьего года жизни. В кн.: Руководство по воспитанию детей в яслях и домах ребенка. — М., 1957, с. 185−228.
  53. И. Взаимосвязь игры с трудом цри формировании личности старших дошкольников: Автореф. дис. .канд.пед.наук.- М., 1966. 16 с.
  54. Леви-Гориневская Е. Г. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. 3-е изд., исцр. и доп. — М.: Учпедгиз, 1952. — 176 с.
  55. Левин-Щирина Ф. С. Труд детей. В кн.: Воспитание и обучение детей трех-семи лет. М., 1975, с. 263−313.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 302 с.
  57. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 537 с.
  58. С.П., Мотылянская P.E. Использование данных врачебного контроля в физическом воспитании. В кн.: Врачебный контроль в физическом воспитании. М., 1951, с. 286-ЗГ7.
  59. М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность. В кн.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974, с. 3−23.
  60. В.И. Взаимосвязь средств трудового воспитания. Дошкольное воспитание, 1983, # 3, с. 34−39.
  61. В.И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о труде взрослых. Дошкольное воспитание, 1978, № 10,с. 24−29.
  62. M.B. Детям о природе. М.: Просвещение, 1973.- 160 с.
  63. A.A. Общая характеристика деятельности: Труд. В кн.: Детская психология. М., 197I, с. II5-I23.
  64. A.A. Труд великий воспитатель. — Л., 1964.- 50 с. В надзаг.: Общ-во «Знание» РСФСР, Ленинград.отделение.
  65. Г. М. Особенности развития и задачи воспитания детей раннего возраста. В кн.: Воспитание и развитие детей раннего возраста. М., 1981, с. 5−16.
  66. A.C. Трудовое воспитание. М.: Просвещение, 1964. — 106 с.
  67. Т. А. Приучайте маленьких детей к домашнему ТРУДУ— М.: Изд-во АПН РСФСР, 196I. — 45 с.
  68. Т. А. Трудовое воспитание дошкольника в семье.- М.: Учпедгиз, 1956. 64 с.
  69. А.К. Развитие наблюдений у детей третьего года жизни: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., 1968. — 16 с.
  70. A.A., Шеповальников Н. П. Факторы конституции и методика исследования ее у детей и подростков. Л., 1930.- 342 с. В надзаг.: Издание Ленинград, отофонетического инта.
  71. М.Р. Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека. В кн.: Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции. Пермь, 1972, с. 3−35.
  72. P.E., Стогова Л. И., Иорданская Ф. А. Физическая культура и возраст/ Под общ. ред. Р. Е. Мотылянской. -М.:
  73. Физкультура и спорт, 1967. 186 с.
  74. Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста. В кн.: Вопросы развития психики детей дошкольного возраста. М., 1955, вып. 64, с. 128−149. — В над-заг.: Известия АПН РСФСР.
  75. В.Г. Особенности труда детей дошкольного возраста. В кн.: Трудовое воспитание в детском саду. M., 1964, с. 16−65.
  76. В.Г. Особенности труда дошкольника. В кн.: Воспитание дошкольника в труде/ Под ред. В. Г. Нечаевой. — 3-е изд., исправ. и доп. M., 1983, с. 6−29.
  77. С.Л. Решение практических задач детьми раннего возраста. В кн.: Развитие мышления в раннем возрасте. M., 1978, с. 34−67.
  78. И.Г. Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч.о воспитании бедной сельской молодежи. В кн.: Избранные педагогические сочинения. В 2 т., т. I. M., 1981, с. 249−278.
  79. C.B. Воспитание культурного поведения у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .каьщ.пед.наук.- M., 1966. 24 с.
  80. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983. — 94 с.
  81. Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед.наук. Л., 1953. — 23 с.
  82. Программа воспитания в детском саду. 9-е изд., исцр.- М.: Просвещение, 1982. 159 с.
  83. В.И. Возрастная морфология скелетной мускулатурычеловека. В кн.: Воцросы возрастной морфологии и физиологии. М., 1954, вып. 2, с. 49−86. — В надзаг.: Известия АПН РСФСР.
  84. Е.И. Воспитание трудолюбия у детей-дошкольников. В кн.: Трудовое воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1964, с. 66−90.
  85. П.Г. Методика ознакомления дошкольников с цриродой: младшие группы. В кн.: Как знакомить дошкольников с природой. М., 1978, с. 85−106.
  86. М. Трудовые навыки. Дошкольное воспитание, 1967, Я 5, с. 21−23.
  87. Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. В кн.: Воцросы детской психологии:
  88. Дошкольный возраст. М., 1948, вып. 14, с. 11−29. В надзаг.: Известия АПН РСФСР.
  89. K.M. Физиология эмоций и физические упражнения. В кн.: Актуальные вопросы физиологии спорта: Уч. зап.гос. ин-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1970, т.14, с. 168−177.
  90. С.Е. Анатомо-физиологические особенности и индивидуальная гигиена детей и подростков. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 167 с.
  91. О.И. Игры, занятия, прогулки на летней детской площадке. 4-е изд., исцр. и доп. — М.: Просвещение, 1968. — 198 с.
  92. A.B. Воспитание воли у детей. М.: Учпедгиз, 1952. — 119 с.
  93. Е.И. Игры и занятия малых детей: Пособие для родителей и работников дошкольных учреждений. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1965. — 115 с.
  94. А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: на материале трудового воспитания в природе: Авто-реф. дис. .канд.пед.наук. М., 1978. — 19 с.
  95. Тур А. Ф. Физическое развитие ребенка. В кн.: Руководство по педиатрии/ Под ред. М. С. Маслова. Л., 1938, с.3−89.
  96. А.П. Обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. М.- 'Просвещение, 1981. — 171 с.
  97. К.Д. 1£уд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. В 9-ти т., т.9. М., 1950, с.565−578.
  98. ЮЗ. Фонарев A.M. Развитие ориентиров очных реакций у детей.- М.: Педагогика, 1977. 82 с. — В надзаг.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
  99. O.A. Трудовое воспитание в детском саду: По-соб. для студёнтов-заочников факультетов дошкол. воспит. -М.: Просвещение, 1966. 98 с. — В надзаг.: МГ31Ш.
  100. Л.И. Основные задачи физической культуры ребенка дошкольного возраста. П-д: Культурно-просветительное кооперативное товарищество, 1922. — 112 с.
  101. А.Д. рудовые поручения как средство формирования положительного отношения к труду у детей среднего дошкольного возраста: пятый год жизни: Автореф. дис. .канд. пед.наук. М., 1974. — 23 с.
  102. С.Т. Внешкольная и школьная работа с детьми.- В кн.: Избранные педагогические сочинения. В 2 т., т.1. -М., 1980, с. 121−287.
  103. Н.М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. 4-е изд. — ГЛ.: Медгиз, i960. — 216 с.
  104. НО. Юрко Г. П., Махлярчук В. Н., Фролов В. Г. Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста на прогулке.- В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья детей дошкольного возраста: Тез. Всесоюз. научн. конференции. М., 1973, с. 106−108.
  105. Г. П., Уварова З. С. Врачебно-педагогический контроль. В кн.: Физическое воспитание. детей раннего и дошкольного возраста. М., 1978, с. 81−93.
  106. Е.С. Возрастные изменения мышц человека.
  107. В кн.: Анатомо-физиологические особенности детей и подростков. М., 1958, вып. 97, с.127−165. В надзаг.: Известия АПН РСФСР.
  108. Dennison J.D., Howell M.iJ., Ivlorford W. R, Research Quarterly of American Association of Health, Physical Edu -cation and Recreation, 1961, 32, 312.
  109. Hettinger Th., Muller E. Arbeite- Physiologie, 1953, 15, 142.
  110. Hettinger Th. Der Sportvereinigt mit Sportmedizin. Jahrg. 12, 1961, 8, 205.
  111. S. Jaspers K. Kleine Schule des Philosophischen Denkens. Munchen, 1965.
  112. Keller St. Sur physischen Belastbarkeit in der Kurporerziehung des Vorschulkindes."Neue Erziehung im Kindergarten", 1968,6.
  113. Lehmann G. Praktische Arbeitsphysiologie, Stuttgart, 1962.
  114. Mateeff D. Theorie und Praxis der Korpei^lcultur, 1967,1,5.
Заполнить форму текущей работой