Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе
Диссертация
Гипотеза исследования. У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня имеются особенности музыкально-ритмических способностей обусловленные недостатками музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. Специальная работа обеспечит преодоление отставания в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием и повысит эффективность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема музыкально-ритмического воспитания детей 10 дошкольного возраста
- 1. 1. Особенности детей дошкольного возраста с общим 10 недоразвитием речи
- 1. 2. Музыкально-ритмические способности, их связь с речью
- 1. 3. Физиологические концепции движения, методы исследования
- 1. 4. Музыкально-ритмическое воспитание детей
- ГЛАВА II. Музыкально-ритмическое, моторное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. Результаты эксперимента
- ГЛАВА III. Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей с общим недоразвитием речи
- 3. 1. Развитие музыкально-ритмических способностей
- 3. 2. Результаты эксперимента
Список литературы
- Абилова Э.Н. Коррекция двигательных недостатков на музыкально-ритмических занятиях. /Повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса: Тезисы докладов V1. I Всесоюзных педагогических чтений. — М., 1988. — С.2.
- Абилова Э.Н. Совершенствование двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста на музыкально-ритмических занятиях. Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1992.
- Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. -Дефектология, 1988, № 4. С. 18.
- Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку.-М, 1970.-С. 54.
- Александрова Н.Г. О ритмическим воспитании. М., 1920.
- Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. М., 1924.
- Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. .к.п.н. — М., 1955.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Наука, 1968.-547с.
- Апраксина O.A. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1985. 59с.
- Архангельский В.А. Ритм и исполнение. Тезисы. М.
- Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмических навыков. Автореф. дисс. .к.п.н.-М., 1978.
- Арямов И.А. Развитие движений дошкольников. В кн.: Особенности детского возраста. — М., 1953, с 77−81.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. — JI. 1971.
- Асратян Э.А. Физиология ЦНС. М.: АПН СССР, — 559с.
- Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. -М., 1967.-192с.
- Бабаджан Т., Двоскина В., Метлов Н., Румер И. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. М., 1930.
- Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1963.
- Баренбойм JI.A. Фортепианная педагогика. -М., 1937. С. 15.
- Басов М.Я. Движения под музыку. /В кн.: Избранные психологические произведения. -М., 1975.-С. 147−149.
- Бейн Э.С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазии./ Пер. с болг. -София, 1970.
- Бекина С.И., Ломова Т. П., Соковнина E.H. Музыка и движение. -М.: Просвещение, 1983.
- Беккер К.-П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет. -Дефектология, 1991, № 3.
- Белова Н.И. Работа над ритмом слова в детском саду глухих. /XXVII Герценовские чтения. Дефектология. Л., 1974. — С. 76−80.
- Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. 116с.
- Белякова И.В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками // Роль обучения в развитии детей олигофренов. -М., Изд-во АПН СССР, 1981. 122с.
- Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии, 1982, № 5. — С. 94 100.
- Бернштейн H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -255с.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. — С. 234.
- Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. — 13с.
- Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. M., JL, Госиздат, 1928.
- Бехтерев В.М. Физиология двигательной области мозговой коры. /Архив психиатрии и неврологии. Т.9. — 1887.
- Бишаев О.С. Внимание точности движений рук. Физическая культура в школе, 1976, № 3.
- Богданов-Березовский М. В. Положение глухонемых в России. М., С-Пб., 1901.-С. 127.
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С.-П.: Детство-пресс, 1999.
- Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1983, № 1. — С. 56−60.
- Былеева Л.В., Короткое И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1982.- 144с.
- Вавилова E.H. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .к.п.н. М., 1971.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976. — 104с.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., «Акалис», 1996.
- Варшавская P.A., Кудряшова Л. Н. Игры под музыку. М., 1964.
- Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1956.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
- Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256с.
- Ветлугина H.A. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1969.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
- Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Автореф. дисс. .д.п.н., -М., 1967.
- Ветлугина H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958.-С. 28,63−64.
- Ветлугина H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников. М., 1958.
- Вилочкина Т.М. Слушание музыки на музыкально-ритмических занятиях в школе для глухих детей. Дефектология, 1990, № 5.
- Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции детей. Киев, 1983.
- Власова Т.А., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
- Власова H.A. Логопедическая ритмика и пение. /В кн.: Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. 2-е изд. -М., 1959.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985. -191с.
- Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. -Санкт-Петербург, 1992.-71с.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. /Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М., 1968.
- Воспитание мелодического движения. М.: Гос. Акад. худ. наук, 1929.-93с.
- Восприятие музыки: Сб. статей. /Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.-256с.
- Воспитание музыкального слуха. /Сб. статей. -М., 1977.
- Воспитание правильной осанки. /Под ред. А. М. Шлемина. М., 1968.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. -М., 1956.
- Выготский Л.С. Психология искусства.
- Гаврилушкина О.П. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта в специальных дошкольных учреждениях. М.: Изд-во АПН, 1987.-37с.
- Гачина Г. И., Кужелко Л. В. Работа по развитию восприятия на слух неречевых звучаний и музыки в школе для слабослышащих детей 1-го отделения. Дефектология, 1986, № 6. — С. 393.
- Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1969. — с. 234.
- Гамбарян Н.С. Вопросы физиологии двигательного анализатора. -М., Медгиз, 1962.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
- Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. — 256с.
- Гербцова Г. И. Азбука здоровья. СПб, Образование, 1994.
- Герон Э. Проявление индивидуальных особенностей человека в темпе его движений. Вопросы психологии, 1961, № 2, С. 51−60.
- Гиляровский В.А. О нарушениях речи и мерах борьбы с ними. /В кн.: Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, т.32, С. 8−9.
- Глубокова Л.В. Воспитание чувства ритма у детей с недостатками слуха. Дефектология, 1974, № 3. — С. 57−60.
- Глубокова Л.В., Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей. Дефектология, 1987, № 4.-С. 46−51.
- Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1986, № 6. — С. 73−80.
- Голощекина М.П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения. /В сб.: Развитие движений ребенка-дошкольника. Под ред. М. И. Фонарева. М., 1975.
- Гриневский А.Н., Яковлев В. Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1968.
- Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.
- Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1966.
- Гуревич М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М., Л.: Медгиз, 1930.-С. 40−42.
- Двоскина Ю., Метлов Н. Ритмические игры и упражнения, проводимые под пение. М.: Работник просвещения, 1927.
- Детские подвижные игры народов СССР. М.: Просвещение, 1988. -С. 12−38.
- Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1962.
- Дрейк Р. Тесты музыкальных способностей.
- Дресвянников В.И. К вопросу о направленности логоритмических занятий в работе с заикающимися среднего школьного возраста. -Дефектология, 1978, № 1. С. 51.
- Дресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками. Дефектология, 1972, № 3.
- Дресвянников В.И. Особенности моторики заикающихся школьников 6−8 классов. /В сб.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.-С. 157.
- Дудьев В.П. Коррекционно-физическое воспитание учащихся начальных классов в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1992.
- Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1995,№ 4.-С. 54−57.
- Ендовицкая Т.В. О звуковысотной различительной чувствительности у детей дошкольного возраста. //Докл. АПН РСФСР. 1959.- 128с.
- Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. СПб, 1913. — С. 5.
- Жак-Далькроз Э. Ритм. Театр и искусство. СПб, 1906.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
- Жук Э. Н. Моторная зрелость детей и влияние на нее различных физических упражнений. Минск, 1984.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е. М. Развитие психомоторного развития детей первого года жизни. -М.: Медицина, 1981. 272с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды. М., 1986. -Т.2.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960,-430с.
- Запорожец A.B. Стадиальный характер развития детской моторики. /Архив ИХВ АПН РСФСР. Сессия по вопросу музыкально-двигательного воспитания в детском саду. М., 1941.
- Збруева Н.П. Ритмическое воспитание. /Предисловие И. Г. Александровой.-М.: Госиздат, 1935.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962.-299с.
- Зимина А.Н. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4−7 лет. -М., 1998.
- Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4−8 лет. М., 1998.
- Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение, 1971. — 95с.
- Зинич-Слепова Р. Т. Развитие музыкально-ритмического слуха и певческого голоса у нечисто интонирующих дошкольников: Автореф. дисс. .к.п.н. М., 1968. — 20с.
- Иванов С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М.: Медицина, 1983. — 399с.
- Ильина Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизмах музыкального переживания. Вопросы психологии, 1972, № 5.
- Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. -Вопросы психологии, 1966, № 1. С. 119−132.
- Кадобнова И.В., Усачева В. О., Школяр JI.B., Кузьмина О. В. Искусство слышать. М., 1994.
- Карпова С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. -М., 1978.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. -М., 1967.
- Каше Г. А. Формирование произношения у детей с недоразвитием речи. М., 1962.
- Каява Е., Кондратова Л., Руднева С. Музыкальные игры и пляски в детском саду. М., 1963.
- Кенеман A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс. .к.п.н.-М., 1955.
- Кенеман A.B., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. М., 1978.
- Китерман Б.П. Ребенок и чувство ритма. «Голос и речь», 1913, № 2.
- Когновицкая Т.С. Преодоление заикания у школьников с учетом мелодики и темпа их речи: Автореф. дисс. .к.п.н. М.,
- Козленко H.A. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. Киев, 1966.
- Козлов А.И. Индивидуальные особенности развития координации движений рук у детей дошкольного возраста. М., 1976. — с. 76.
- Козлов Б.В. Методы и приемы развития музыкального слуха на уроках пения во вспомогательной школе. Дефектология, 1978, № 6.-С. 43.
- Козлов Б.В. Опыт коррекции музыкального слуха умственно отсталых школьников в процессе игры на простейших музыкальных инструментах. Дефектология, 1980, № 2. — С. 5457.
- Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 1998.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.-С. 132.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Педагогика, 1976.
- Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб, 1998.
- Комиссарова Л., Костина 3. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми страдающими церебральным параличом. Дефектология, 1990, № 4. — С. 43−50.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. -М.: Просвещение, 1982.
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М., 1972.
- Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. М., Л.: Искусство, 1939.-С. 98.
- Королева Е. Музыка в стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.
- Короткова Л. Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки. Дошкольное воспитание, 1989, № 12. — С. ИЗ.
- Крапухин A.B., Высоцкая A.A. Вопросы логоритмики для заикающихся. /В кн.: Вопросы логопедии. М., 1979, с.81−85.
- Кротышева Л. Влияние уроков ритмики на развитие познавательной деятельности детей-олигофренов. /Сб.: Вопросы дефектологии, изд.: Свердловский ГПИ, 1973.
- Кузьмина Н.И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977.
- Кукуев A.A. Структура двигательного анализатора. Д., 1968.
- Лазарева В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы. -Дефектология, 1990, № 5. С. 28.
- Левина P.E. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. -М., 1961.
- Левина P.E., Никашина И. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей. /В кн.: Основы теории и практики логопедии. М., 1968. — С. 67 -84.
- Леве А. Развитие слуха в игре. -М., 1992. 106с.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: изд. АПН РСФСР, 1959.-С. 576.
- Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
- Лисина М.И. Зависимость формирования двигательного навыка от ориентировки на продукт или характер движения. /В сб.: Вопросы психологии обучения труду. Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Лопухина И.С. Логопедия речь, ритм, движение. /Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997. — 256с.
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. /Пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997. — 336с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962. -432с.
- Лурия А.Р. Двигательный анализатор и корковая организация произвольных движений. Вопросы психологии, 1957, № 2.
- Любимые игры детей: Сборник подвижных игр для детей в школе, дома и на открытом воздухе. М., 1914. — 82 с.
- Любомирский А.Е. Управление движениями у детей и подростков. -М., 1974.
- Майкапар С.М. Музыкальный слух. Его значение, природа и особенности и метод правильного развития. М., 1900. — С. 214— 215.
- Мак-Гроу М. Развитие моторных функций в раннем детстве. /В кн.: Спортивная медицина. Труды 12 юбилейного международного конгресса. М., 1959, с. 560−561.
- Макшанцева Е. Игры и развлечения в детском саду. Киев: Музична Украина, 1974.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974.
- Марковская И.Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1988, № 4. — С. 62−66.
- Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — С. 227.
- Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. Дефектология, 1987, № 3.
- Методика музыкального воспитания в детском саду. /Под ред.: Н. А. Ветлугиной. М., 1976.
- Методическое письмо по логопедической ритмике. /Сост.: В. А. Гринер М., 1957.
- Меркель С., Шапиро Е. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольников. M.-JL, 1931.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М.: Просвещение, 1991. С. 90−94.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль, 1997. 240с.
- Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся. Дефектология, 1993, № 3. — С. 34−38.
- Музыка и движение. /Сост.: С. И. Белкана, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М., 1981.
- Мусатов И.Н. Ритмическое воспитание глухонемых детей. М., 1941.
- Мусейнова Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста. Л., 1964.
- Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., 1969. — С. 64−67.
- Музыкальные игры и пляски в детском саду. /Под ред.: Н. А. Ветлугиной. М., изд.: АПН РСФСР, 1956.
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. //Восприятие музыки: Сб. статей/ Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.-С. 187.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. /Гос. музиздат. М., 1958.-С. 14.
- Никашина H.A., Чудинова Л. М. Формирование речи ее недоразвитие. /В кн.: Основы теории и практики логопедии. М., 1968.-С. 67−84.
- Оганесян Е.В. Анализ взаимосвязей некоторых сторон моторики и речи взрослых заикающихся. Дефектология, 1983, № 3.
- Оганесян Е.В. Дифференцированные занятия логопедической ритмикой с заикающимися подростками и взрослыми. -Дефектология, 1983, № 1. С. 60−64.
- Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися. М., 1981.
- Оганесян Е.В. Устное выступление как завершающий этап речевых тренировок и логоритмических занятий со взрослыми заикающимися. Дефектология, 1984, № 6. — С. 34.
- Озерецкий Н.И. Методика исследования моторики. М., 1930.
- Озерецкий Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н. И. Озерецкого. М., 1930.
- Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов в 6 томах. М., Д.: АН СССР, 1949.
- Палавандашвили M.JI. Музыка и движение. //Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического общества. -М., 1975.-306с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., Л., 1932.
- Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983. — 94с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — С. 76−77, 83−90.
- Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Г. Эльконина. М.: Просвещение, 1966. — 302с.
- Пунина З.Е. Коррекционная работа на уроках ритмики. /В сб.: Коррекционная работа во вспомогательной школе. Под ред. И. Ф. Функельштейна и С. В. Ильина. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Пунина З.Е., Брозелио Л. Я., Кыштымова A.M. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. М.: Учпедгиз, 1948.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1976.
- Раевская Е., Руднева С. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. -М.: Просвещение, 1969.
- Pay Е.Ф., Синяк В. А. Музыкально-двигательные занятия с заикающимися детьми. /Логопедия, изд.: Просвещение. М., 1972.-С. 98.
- Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М., Л., 1936.
- Рождественская В.И., Павлова А. И. Подвижные игры заикающихся дошкольников. М.: Просвещение, 1967.
- Розенгарт-Пупко Г. JI. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1963.
- Роттерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. -М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /Т.1, М.: Педагогика, 1989. — С. 239−253, 466−475.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /Т.2, М.: Педагогика, 1989. — С. 20−28.
- Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.-е. 19.
- Руководство по кинезитерапии. /Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева, С.Банкова. София, 1978.
- Румер М.А. Музыка и ритмика в детском саду. М., 1926. — С. 39.
- Рыков H.A. О природе двигательных умений. Вопросы психологии, 1957, № 1.
- Рычкова H.A. Логопедическая ритмика. М., 1998.
- Рычкова H.A. Логопедическая ритмика в системе комплексного подхода к преодолению заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Методические рекомендации). -М., 1988.
- Рычкова H.A. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. -Дефектология, 1987, № 3.
- Рычкова H.A. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. Дефектология, 1984, № 3. — С. 6974.
- Рычкова H.A. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи детей с невротической и неврозоподобной формой заикания. Дефектология, 1981, № 6. — С. 73.
- Самарин Ю.М. Воспитание способностей у детей.
- Самойленко Н.С., Гринер В. А. Логопедическая ритмика. М.: Учпедгиз, 1941.
- Самойленко Н.С. Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста. /Невропатология и психиатрия, T.YIII. вып. 9−10. М., 1939.-С. 77−82.
- Седлачкова Е. Значение дефектов музыкального слуха при возникновении гиперкинетической дисфонии. /В кн.: Развитие детского голоса, изд.: АПН РСФСР, М., 1963. — С. 140.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе. М.: Просвещение, 1974.
- Серебровская М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков. /В сб.: Физическое воспитание детей и подростков. -М., 1935.-С. 5−37.
- Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Дефектология, 1990, № 4.
- Сермеев Б.В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей. Дефектология, 1980, № 4. — С. 36.
- Сеченов И.М. Избранные труды. М., 1935. — С. 277−278, 283.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Произвольные движения. /Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. — Т.2 -С. 77.
- Семенович A.B. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
- Семенович A.B. Схема нейропсихологического обследования детей.-М., 1998.
- Смирнова Н. Научи их играть. М.: Знание, 1984.
- Соболев A.C. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1968.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. -М., 1980.
- Способин И.В. Элементарная теория музыки. М., 1968.
- Страковская Л.В. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Просвещение, 1978.
- Тарасова K.B. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей дошкольников. Новые исследования в психологии, 1978, № 1. — С. 59.
- Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. //Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976.-256с.
- Тарасова К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. -Дошкольное воспитание. 1984, № 1, с. 27.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 176с.
- Тарасова К.В. Формирование восприятия музыкального ритма у детей дошкольного возраста. М., 1974.
- Теплов Б.М. Избранные труды. ПЛ.- М., 1985.
- Теплов Б.М. Музыкальный слух. /Педагогическая энциклопедия. -М., 1965.-Т.2.-С. 892−893.
- Теплов Б.М. Ощущение музыкального звука. /Ученые записки гос. науч. исслед. ин-та психологии. /Т.1. -М., 1940.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-С.214, 230−231.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. -С. 22−23,271,288.
- Ткаченко Т. Народный танец. М.: Искусство, 1954.
- Трофимова В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха.-М., 1979.
- Тугова H.A. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. Дефектология, 1970, № 6.
- Тугова H.A. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях. /Под ред. Р. Е. Левиной, М.: Педагогика, 1975.
- Тугова H.A. Обучение слабослышащих школьников начальных классов слушанию музыки на музыкально-ритмических занятиях. Дефектология, 1988, № 2. — С. 57−60.
- Усачева JI.H. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с ОНР. -М., 1983.
- Усынина А.И., Мельникова Г. С. Если в семье «особый» ребенок. -Санкт-Петербург, 1992. С. 32−34.
- Физическое воспитание детей дошкольного возраста (развитие некоторых основных движений и двигательных качеств). /Под ред. И. Ю. Кистяковской. М.: Педагогика, 1978. — 158 с.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. /Монография. М., 1999. — 350с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада. М., 1993.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334с.
- Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1977. — 87с.
- Фролов Ю.Т. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова. М.: Музгиз, 1966.
- Хозяшева И. Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей. Дошкольное воспитание, 1989, № 6. -С. 120.
- Хризман Т.П. Движение рук и электрическая активность мозга. -М.: Педагогика, 1973.-С. 190.
- Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.
- Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород. — М., 1969.
- Чевелева H.A. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи. Дефектология, 1986, № 5.
- Чистякова М.И., Короткова Г. В. Роль занятий по музыкальному восприятию в развитии слухового восприятия. /Тезисы докладов III Всесоюзных педагогических чтений. М., 1973. — С. 250−251.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990.- 128с.
- Чудесная дудка. /Сост. Л.Курашинова. М.: Композитор, 1992.
- Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. М., 1923. — С. 116.
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. М., 1995.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте. Известия АПН РСФСР. Вып. 13. -М., 1948.
- Шостак Б.И. Особенности моторики заикающихся детей дошкольного возраста. /В кн.: Симпозиум 1963, по вопросам заикания у детей. (Тезисы доклада), М., 1963. — С. 25−27.
- Шторк К. Э. Жак-Далькроз и его система. Изд-во Петроград, 1924.
- Шушкина 3. Ритмика. -М., 1976.
- Эльконин Д.Г. Восприятие времени как моделирование. /Восприятие пространства и времени. Под ред. Б. Г. Ананьева. -Л.: Наука, 1969.- 135с.
- Эльконин Д.Г. Развитие речи в дошкольном возрасте. -М., 1958.
- Эркман В.А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикающимися. (Методические рекомендации.) НИИ по болезням уха, горла, носа, речи.-Л., 1974.-С. 21.
- Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994.
- Юровский С.Ю. Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1971.
- Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. М., 1966.
- Яковлев В.Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1975. -156с.
- Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. Пособие для учителя. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -223с.
- Orff, Karl. Schulwerk: Elementare Musik / Carl Orff. Tutzing. Schneider. 1976.-301s.
- Schwabe Chr. Musiktherapie bei Neurosen und funktionallen Storungen. Jenga: G. Fischer Verl., 1972.