Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня имеются особенности музыкально-ритмических способностей обусловленные недостатками музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. Специальная работа обеспечит преодоление отставания в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием и повысит эффективность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема музыкально-ритмического воспитания детей 10 дошкольного возраста
    • 1. 1. Особенности детей дошкольного возраста с общим 10 недоразвитием речи
    • 1. 2. Музыкально-ритмические способности, их связь с речью
    • 1. 3. Физиологические концепции движения, методы исследования
    • 1. 4. Музыкально-ритмическое воспитание детей
  • ГЛАВА II. Музыкально-ритмическое, моторное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    • 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Результаты эксперимента
  • ГЛАВА III. Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических способностей детей с общим недоразвитием речи
    • 3. 1. Развитие музыкально-ритмических способностей
    • 3. 2. Результаты эксперимента

Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития способностей детей приобретает в настоящее время особую актуальность. Идея «педагогики способностей», выдвинутая J1.C. Выготским и А. Н. Леонтьевым, впоследствии получила свое развитие в работах философов, психологов, физиологов и педагогов.

В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в развитии ребенка (Л.А.Венгер, 1976; А. Н. Леонтьев, 1960, 1981; С. Л. Рубинштейн, 1960; Б. М. Теплов, 1947,1985).

Значение использования музыки в развитии ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но «всеобщую, универсальную способность человека,. которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания.» (Э.В. Ильенков, 1984).

Важное значение в специальной педагогике придается использованию музыки в коррекционно-развивающей работе, включая формирование у детей с нарушениями развития музыкально-ритмических способностей.

Доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи (Г.А. Волкова, 1985, 1992; В. А. Гринер, 1958), зрения (В.А. Кручинин, 1972, 1992), слуха (Т.М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989; Л. П. Носкова, 1994; Е. З. Яхнина, 1989) и интеллекта (Н.Г. Александрова, 1924; О. П. Гаврилушкина, 1989; Е. А. Медникова, 1995; К. Орф, 1976; F. Robins, J. Robins, 1968).

Одной из многочисленных групп детей с речевыми нарушениями являются дети с общим недоразвитием речи. Проблема общего недоразвития речи достаточно полно и многоаспектно проанализирована В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым, O.E. Грибовой,.

Р.И. Лалаевой, P.E. Левиной, Н. В. Серебряковой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и другими.

В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции двигательных нарушений и формированию ритма движений и речи осуществляется в разных организационных формах — на логопедических, логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях, а также на различных воспитательских занятиях и в свободной досуговой деятельности. Вместе с тем методические подходы к формированию у детей чувства ритма четко не определены. Большое значение формирования видов музыкально-исполнительской и речевой деятельности имеет разработка содержания и методических приемов развития у детей с общим недоразвитием речи музыкально-ритмических способностей, базирующихся на универсальном характере проявления чувства ритма, использования интермодальных связей при взаимодействии музыки, движения и речи с учетом особенностей данной категории воспитанников. Это обеспечивает более эффективное формирование у детей с общим недоразвитием речи чувства ритма в различных видах деятельности на логопедических, логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях, способствует совершенствованию системы коррекционно-развивающей работы в целом.

В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения у детей с общим недоразвитием речи особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи при реализации основных положений воспитания и обучения в специальных дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Недостаточная разработанность проблемы развития музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в коррекционно-педагогической работе, отсутствие системы целенаправленного формирования у этих детей музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи на специальных занятиях обусловили выбор темы исследования: «Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе».

Объект исследования — процесс развития музыкальноритмических способностей дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования — система коррекционно-педагогического воздействия, направленная на развитие музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе специальной коррекционно-развивающей работы.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать содержание и приемы развития музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

• определить методологическую основу исследования как результат анализа современных походов к решению проблемы (теоретические и методические аспекты);

• выявить особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• определить условия формирования музыкально-ритмических способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• разработать и апробировать содержание и приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.

Гипотеза исследования. У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня имеются особенности музыкально-ритмических способностей обусловленные недостатками музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. Специальная работа обеспечит преодоление отставания в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием и повысит эффективность коррекционно-развивающего воздействия, если она будет строиться на принципе системности и комплексного поэтапного развития музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.

Методологической основой исследования явились философское учение о единстве человека и общества, о ведущей роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев, JT.C. Выготский) — учение о закономерности формирования двигательных навыков (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), теоретические основы уровневой организации движений (H.A. Бернштейн) — системный подход к анализу речевых нарушений и принципы обучения детей с общим недоразвитием речи (P.E. Левина, Т. Б. Филичева).

В исследовании использовался комплекс различных методов.

Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиятематическая и хронологическая классификация источниковмоделирование коррекционно-воспитательного процесса, направленного на психолого-педагогическое изучение и обучение детей.

Эмпирические: информационный, базовый и проблемный мониторинг с целью сбора, накопления, систематизации информации, выявления закономерностей и проблем развития музыкально-ритмических способностей дошкольников с общим недоразвитием речиконстатирующий и обучающий эксперименты.

При анализе результатов исследования использовались методы математикой статистики.

Научная новизна определяется тем, что определены диагностические показатели, выявлены особенности развития музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально говорящими детьмиопределены и апробированы содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по развитию музыкально-ритмических способностей у данной категории детей.

Теоретическая значимость определяется тем, что.

— дополнены данные о детях с общим недоразвитием речивыявлены разные уровни сформированности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

— обоснована необходимость специальной коррекционно-развивающей работы по развитию музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи, определены содержание и приемы этой работы.

Практическая значимость:

— разработаны дифференцированное содержание и методические приемы коррекционной работы по развитию музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи в единой системе педагогической работы, базирующейся на универсальном характере чувства ритма;

— разработаны методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических способностей детей с недоразвитием речи на логопедических, логоритмических, музыкальных и физкультурных занятиях.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечены опорой на современные психолого-педагогические концепции, использованием комплекса методов теоретического и практического исследования, экспериментальной проверкой практических рекомендаций, использованием статистического математического анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей с общим недоразвитием речи III уровня имеются взаимосвязанные особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, которые препятствуют развитию музыкально-ритмических способностей и для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагогическое воздействие.

2. Отмечаются существенные различия в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

3. Основным условием формирования музыкально-ритмических способностей детей с недоразвитием речи является комплексная работа, имеющая системный и дифференцированный характер на основе учета индивидуально-типологических особенностей детей.

4. Специальная работа, базирующая на универсальном характере чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи, обеспечивает развитие музыкально-ритмических способностей, повышая эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУ (1996, 1998, 2000, 2002, 2004 г.). Отдельные материалы диссертации докладывались на конференции молодых ученых МПГУ (1997;2000) — использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со слушателями ФПС по дефектологии МПГУ (1997;1999), со студентами факультета коррекционной педагогики Владимирского государственного педагогического университета (1997, 1998) — на курсах повышения квалификации логопедов, музыкальных руководителей специализированных ДОУ (Владимирского областного ИУУ в 1995;2004, ВИПКРО в 2004;2006) — в практической работе логопедов, музыкальных, физкультурных работников, воспитателей ДОУ № 32, 34,43, 128 г. Владимира.

Внедрение полученных результатов. Данные исследования используются при диагностическом обследовании музыкально-ритмических и двигательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи и проведении с ними коррекционно-педагогической работы.

Разработанная модель коррекционной работы была апробирована в специализированных дошкольных учреждениях г. Владимира и Владимирской области.

Общие выводы по диссертации.

1. Проблема формирования музыкально-ритмических способностей дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученной. Сведения и рекомендации по работе над развитием музыкально-ритмических способностей детей с общим недоразвитием речи малочисленны и не систематизированы.

2. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются вариативно выраженные особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.

3. У детей с общим недоразвитием речи выявлены существенные различия в состоянии общей, мелкой, артикуляционной моторики и ритмической структуры речи по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками.

4. Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечивает формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи повышая эффективность коррекционного воздействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование основывалось на понимании того, что речь, движение и музыка взаимосвязаны, и речь является высшим уровнем развития произвольных движений. Анализируя литературные данные, мы пришли к выводу, что взаимосвязь речи, движения и музыки у детей с недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, однако, этот процесс развития произвольных движений протекает при общем недоразвитии речи медленнее и в более поздние сроки.

Экспериментальное изучение выявило различные особенности музыкально-ритмического чувства, отклонения в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики при недоразвитии речи, которые были нами ранжированы.

Состояние музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, у дошкольников с общим недоразвитием речи варьируется. Показатели несформированности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической организации речи в большинстве случаев совпадают, но имеются индивидуальные особенности детей, которые обусловливают специфику овладения музыкально-ритмическими способностями.

Использование балльно-уровневой системы оценок позволило определить три уровня развития музыкально-ритмических способностей (низкийсреднийхороший).

Определены содержание и приемы работы по развитию музыкально-ритмических способностей. Подобран и систематизирован двигательный, музыкальный, игровой и речевой материал для комплексных занятий по ритмике с элементами физкультурных и музыкальных занятий.

В результате музыкально-ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи, в процессе которых у детей развивалось музыкально-ритмическое чувство, вырабатывались определенные двигательные навыки, успешнее проходила коррекция ритмической стороны речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных и речевых процессов, можно добиться развития моторики и музыкально-ритмических способностей в целом.

Использование комплекса приемов по развитию музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста обеспечивает эффективность коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Н. Коррекция двигательных недостатков на музыкально-ритмических занятиях. /Повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса: Тезисы докладов V1. I Всесоюзных педагогических чтений. — М., 1988. — С.2.
  2. Э.Н. Совершенствование двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста на музыкально-ритмических занятиях. Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1992.
  3. М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. -Дефектология, 1988, № 4. С. 18.
  4. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку.-М, 1970.-С. 54.
  5. Н.Г. О ритмическим воспитании. М., 1920.
  6. Н.Г. Ритмическое воспитание. М., 1924.
  7. М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. .к.п.н. — М., 1955.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Наука, 1968.-547с.
  9. O.A. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1985. 59с.
  10. В.А. Ритм и исполнение. Тезисы. М.
  11. Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмических навыков. Автореф. дисс. .к.п.н.-М., 1978.
  12. И.А. Развитие движений дошкольников. В кн.: Особенности детского возраста. — М., 1953, с 77−81.
  13. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. — JI. 1971.
  14. Э.А. Физиология ЦНС. М.: АПН СССР, — 559с.
  15. Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. -М., 1967.-192с.
  16. Т., Двоскина В., Метлов Н., Румер И. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. М., 1930.
  17. Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1963.
  18. JI.A. Фортепианная педагогика. -М., 1937. С. 15.
  19. М.Я. Движения под музыку. /В кн.: Избранные психологические произведения. -М., 1975.-С. 147−149.
  20. Э.С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазии./ Пер. с болг. -София, 1970.
  21. С.И., Ломова Т. П., Соковнина E.H. Музыка и движение. -М.: Просвещение, 1983.
  22. Беккер К.-П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет. -Дефектология, 1991, № 3.
  23. Н.И. Работа над ритмом слова в детском саду глухих. /XXVII Герценовские чтения. Дефектология. Л., 1974. — С. 76−80.
  24. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. 116с.
  25. И.В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками // Роль обучения в развитии детей олигофренов. -М., Изд-во АПН СССР, 1981. 122с.
  26. .Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии, 1982, № 5. — С. 94 100.
  27. H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -255с.
  28. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. — С. 234.
  29. В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. — 13с.
  30. В.М. Мозг и его деятельность. M., JL, Госиздат, 1928.
  31. В.М. Физиология двигательной области мозговой коры. /Архив психиатрии и неврологии. Т.9. — 1887.
  32. О.С. Внимание точности движений рук. Физическая культура в школе, 1976, № 3.
  33. Богданов-Березовский М. В. Положение глухонемых в России. М., С-Пб., 1901.-С. 127.
  34. О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С.-П.: Детство-пресс, 1999.
  35. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1983, № 1. — С. 56−60.
  36. Л.В., Короткое И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1982.- 144с.
  37. E.H. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .к.п.н. М., 1971.
  38. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976. — 104с.
  39. Н.С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., «Акалис», 1996.
  40. P.A., Кудряшова Л. Н. Игры под музыку. М., 1964.
  41. В. Элементарная теория музыки. М., 1956.
  42. Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
  43. H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256с.
  44. H.A. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1969.
  45. H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
  46. H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Автореф. дисс. .д.п.н., -М., 1967.
  47. H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958.-С. 28,63−64.
  48. H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников. М., 1958.
  49. Т.М. Слушание музыки на музыкально-ритмических занятиях в школе для глухих детей. Дефектология, 1990, № 5.
  50. Э.С. Развитие двигательной функции детей. Киев, 1983.
  51. Т.А., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
  52. H.A. Логопедическая ритмика и пение. /В кн.: Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. 2-е изд. -М., 1959.
  53. Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985. -191с.
  54. Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. -Санкт-Петербург, 1992.-71с.
  55. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. /Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М., 1968.
  56. Воспитание мелодического движения. М.: Гос. Акад. худ. наук, 1929.-93с.
  57. Восприятие музыки: Сб. статей. /Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.-256с.
  58. Воспитание музыкального слуха. /Сб. статей. -М., 1977.
  59. Воспитание правильной осанки. /Под ред. А. М. Шлемина. М., 1968.
  60. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. -М., 1956.
  61. Л.С. Психология искусства.
  62. О.П. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта в специальных дошкольных учреждениях. М.: Изд-во АПН, 1987.-37с.
  63. Г. И., Кужелко Л. В. Работа по развитию восприятия на слух неречевых звучаний и музыки в школе для слабослышащих детей 1-го отделения. Дефектология, 1986, № 6. — С. 393.
  64. С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1969. — с. 234.
  65. Н.С. Вопросы физиологии двигательного анализатора. -М., Медгиз, 1962.
  66. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  67. Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. — 256с.
  68. Г. И. Азбука здоровья. СПб, Образование, 1994.
  69. Э. Проявление индивидуальных особенностей человека в темпе его движений. Вопросы психологии, 1961, № 2, С. 51−60.
  70. В.А. О нарушениях речи и мерах борьбы с ними. /В кн.: Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, т.32, С. 8−9.
  71. Л.В. Воспитание чувства ритма у детей с недостатками слуха. Дефектология, 1974, № 3. — С. 57−60.
  72. Л.В., Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей. Дефектология, 1987, № 4.-С. 46−51.
  73. В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1986, № 6. — С. 73−80.
  74. М.П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения. /В сб.: Развитие движений ребенка-дошкольника. Под ред. М. И. Фонарева. М., 1975.
  75. А.Н., Яковлев В. Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1968.
  76. В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.
  77. В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1966.
  78. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М., Л.: Медгиз, 1930.-С. 40−42.
  79. Ю., Метлов Н. Ритмические игры и упражнения, проводимые под пение. М.: Работник просвещения, 1927.
  80. Детские подвижные игры народов СССР. М.: Просвещение, 1988. -С. 12−38.
  81. И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1962.
  82. Р. Тесты музыкальных способностей.
  83. В.И. К вопросу о направленности логоритмических занятий в работе с заикающимися среднего школьного возраста. -Дефектология, 1978, № 1. С. 51.
  84. В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися школьниками. Дефектология, 1972, № 3.
  85. В.И. Особенности моторики заикающихся школьников 6−8 классов. /В сб.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.-С. 157.
  86. В.П. Коррекционно-физическое воспитание учащихся начальных классов в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1992.
  87. В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1995,№ 4.-С. 54−57.
  88. Т.В. О звуковысотной различительной чувствительности у детей дошкольного возраста. //Докл. АПН РСФСР. 1959.- 128с.
  89. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. СПб, 1913. — С. 5.
  90. Жак-Далькроз Э. Ритм. Театр и искусство. СПб, 1906.
  91. Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  92. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  93. Жук Э. Н. Моторная зрелость детей и влияние на нее различных физических упражнений. Минск, 1984.
  94. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
  95. Л.Т., Мастюкова Е. М. Развитие психомоторного развития детей первого года жизни. -М.: Медицина, 1981. 272с.
  96. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995.
  97. A.B. Избранные психологические труды. М., 1986. -Т.2.
  98. A.B. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960,-430с.
  99. A.B. Стадиальный характер развития детской моторики. /Архив ИХВ АПН РСФСР. Сессия по вопросу музыкально-двигательного воспитания в детском саду. М., 1941.
  100. Н.П. Ритмическое воспитание. /Предисловие И. Г. Александровой.-М.: Госиздат, 1935.
  101. М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962.-299с.
  102. А.Н. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4−7 лет. -М., 1998.
  103. А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4−8 лет. М., 1998.
  104. А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение, 1971. — 95с.
  105. Зинич-Слепова Р. Т. Развитие музыкально-ритмического слуха и певческого голоса у нечисто интонирующих дошкольников: Автореф. дисс. .к.п.н. М., 1968. — 20с.
  106. С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М.: Медицина, 1983. — 399с.
  107. Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизмах музыкального переживания. Вопросы психологии, 1972, № 5.
  108. Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. -Вопросы психологии, 1966, № 1. С. 119−132.
  109. И.В., Усачева В. О., Школяр JI.B., Кузьмина О. В. Искусство слышать. М., 1994.
  110. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. -М., 1978.
  111. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. -М., 1967.
  112. Г. А. Формирование произношения у детей с недоразвитием речи. М., 1962.
  113. Е., Кондратова Л., Руднева С. Музыкальные игры и пляски в детском саду. М., 1963.
  114. A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс. .к.п.н.-М., 1955.
  115. A.B., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. М., 1978.
  116. .П. Ребенок и чувство ритма. «Голос и речь», 1913, № 2.
  117. Т.С. Преодоление заикания у школьников с учетом мелодики и темпа их речи: Автореф. дисс. .к.п.н. М.,
  118. H.A. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. Киев, 1966.
  119. А.И. Индивидуальные особенности развития координации движений рук у детей дошкольного возраста. М., 1976. — с. 76.
  120. .В. Методы и приемы развития музыкального слуха на уроках пения во вспомогательной школе. Дефектология, 1978, № 6.-С. 43.
  121. .В. Опыт коррекции музыкального слуха умственно отсталых школьников в процессе игры на простейших музыкальных инструментах. Дефектология, 1980, № 2. — С. 5457.
  122. Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 1998.
  123. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.-С. 132.
  124. М.М. Ребенок учится говорить. М.: Педагогика, 1976.
  125. М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб, 1998.
  126. Л., Костина 3. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986.
  127. Н.Г. Музыкально-дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми страдающими церебральным параличом. Дефектология, 1990, № 4. — С. 43−50.
  128. Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. -М.: Просвещение, 1982.
  129. Е.В. Методическое пособие по ритмике. М., 1972.
  130. Е.В. Ритмика в театральной школе. М., Л.: Искусство, 1939.-С. 98.
  131. Е. Музыка в стихах и картинках. М.: Просвещение, 1994.
  132. Л. Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки. Дошкольное воспитание, 1989, № 12. — С. ИЗ.
  133. A.B., Высоцкая A.A. Вопросы логоритмики для заикающихся. /В кн.: Вопросы логопедии. М., 1979, с.81−85.
  134. Л. Влияние уроков ритмики на развитие познавательной деятельности детей-олигофренов. /Сб.: Вопросы дефектологии, изд.: Свердловский ГПИ, 1973.
  135. Н.И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977.
  136. A.A. Структура двигательного анализатора. Д., 1968.
  137. В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы. -Дефектология, 1990, № 5. С. 28.
  138. P.E. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. -М., 1961.
  139. P.E., Никашина И. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей. /В кн.: Основы теории и практики логопедии. М., 1968. — С. 67 -84.
  140. А. Развитие слуха в игре. -М., 1992. 106с.
  141. А.Н. Проблема развития психики. М.: изд. АПН РСФСР, 1959.-С. 576.
  142. A.A. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.
  143. М.И. Зависимость формирования двигательного навыка от ориентировки на продукт или характер движения. /В сб.: Вопросы психологии обучения труду. Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  144. И.С. Логопедия речь, ритм, движение. /Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997. — 256с.
  145. И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. /Пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997. — 336с.
  146. А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962. -432с.
  147. А.Р. Двигательный анализатор и корковая организация произвольных движений. Вопросы психологии, 1957, № 2.
  148. Любимые игры детей: Сборник подвижных игр для детей в школе, дома и на открытом воздухе. М., 1914. — 82 с.
  149. А.Е. Управление движениями у детей и подростков. -М., 1974.
  150. С.М. Музыкальный слух. Его значение, природа и особенности и метод правильного развития. М., 1900. — С. 214— 215.
  151. Мак-Гроу М. Развитие моторных функций в раннем детстве. /В кн.: Спортивная медицина. Труды 12 юбилейного международного конгресса. М., 1959, с. 560−561.
  152. Е. Игры и развлечения в детском саду. Киев: Музична Украина, 1974.
  153. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974.
  154. И.Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1988, № 4. — С. 62−66.
  155. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — С. 227.
  156. Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. Дефектология, 1987, № 3.
  157. Методика музыкального воспитания в детском саду. /Под ред.: Н. А. Ветлугиной. М., 1976.
  158. Методическое письмо по логопедической ритмике. /Сост.: В. А. Гринер М., 1957.
  159. С., Шапиро Е. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольников. M.-JL, 1931.
  160. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М.: Просвещение, 1991. С. 90−94.
  161. М.А. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль, 1997. 240с.
  162. В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся. Дефектология, 1993, № 3. — С. 34−38.
  163. Музыка и движение. /Сост.: С. И. Белкана, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М., 1981.
  164. И.Н. Ритмическое воспитание глухонемых детей. М., 1941.
  165. Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста. Л., 1964.
  166. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., 1969. — С. 64−67.
  167. Музыкальные игры и пляски в детском саду. /Под ред.: Н. А. Ветлугиной. М., изд.: АПН РСФСР, 1956.
  168. Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. //Восприятие музыки: Сб. статей/ Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256с.
  169. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.-С. 187.
  170. Г. Об искусстве фортепианной игры. /Гос. музиздат. М., 1958.-С. 14.
  171. H.A., Чудинова Л. М. Формирование речи ее недоразвитие. /В кн.: Основы теории и практики логопедии. М., 1968.-С. 67−84.
  172. Е.В. Анализ взаимосвязей некоторых сторон моторики и речи взрослых заикающихся. Дефектология, 1983, № 3.
  173. Е.В. Дифференцированные занятия логопедической ритмикой с заикающимися подростками и взрослыми. -Дефектология, 1983, № 1. С. 60−64.
  174. Е.В. Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися. М., 1981.
  175. Е.В. Устное выступление как завершающий этап речевых тренировок и логоритмических занятий со взрослыми заикающимися. Дефектология, 1984, № 6. — С. 34.
  176. Н.И. Методика исследования моторики. М., 1930.
  177. Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н. И. Озерецкого. М., 1930.
  178. Т., Бекина С. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.
  179. И.П. Полное собрание трудов в 6 томах. М., Д.: АН СССР, 1949.
  180. M.JI. Музыка и движение. //Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического общества. -М., 1975.-306с.
  181. . Речь и мышление ребенка. М., Л., 1932.
  182. .И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.
  183. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983. — 94с.
  184. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — С. 76−77, 83−90.
  185. Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Г. Эльконина. М.: Просвещение, 1966. — 302с.
  186. З.Е. Коррекционная работа на уроках ритмики. /В сб.: Коррекционная работа во вспомогательной школе. Под ред. И. Ф. Функельштейна и С. В. Ильина. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  187. З.Е., Брозелио Л. Я., Кыштымова A.M. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. М.: Учпедгиз, 1948.
  188. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1976.
  189. Е., Руднева С. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. -М.: Просвещение, 1969.
  190. Pay Е.Ф., Синяк В. А. Музыкально-двигательные занятия с заикающимися детьми. /Логопедия, изд.: Просвещение. М., 1972.-С. 98.
  191. С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М., Л., 1936.
  192. В.И., Павлова А. И. Подвижные игры заикающихся дошкольников. М.: Просвещение, 1967.
  193. Розенгарт-Пупко Г. JI. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М., 1963.
  194. Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. -М.: Просвещение, 1989.
  195. С.Л. Основы общей психологии. /Т.1, М.: Педагогика, 1989. — С. 239−253, 466−475.
  196. С.Л. Основы общей психологии. /Т.2, М.: Педагогика, 1989. — С. 20−28.
  197. С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.-е. 19.
  198. Руководство по кинезитерапии. /Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева, С.Банкова. София, 1978.
  199. М.А. Музыка и ритмика в детском саду. М., 1926. — С. 39.
  200. H.A. О природе двигательных умений. Вопросы психологии, 1957, № 1.
  201. H.A. Логопедическая ритмика. М., 1998.
  202. H.A. Логопедическая ритмика в системе комплексного подхода к преодолению заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Методические рекомендации). -М., 1988.
  203. H.A. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. -Дефектология, 1987, № 3.
  204. H.A. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. Дефектология, 1984, № 3. — С. 6974.
  205. H.A. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи детей с невротической и неврозоподобной формой заикания. Дефектология, 1981, № 6. — С. 73.
  206. Ю.М. Воспитание способностей у детей.
  207. Н.С., Гринер В. А. Логопедическая ритмика. М.: Учпедгиз, 1941.
  208. Н.С. Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста. /Невропатология и психиатрия, T.YIII. вып. 9−10. М., 1939.-С. 77−82.
  209. Е. Значение дефектов музыкального слуха при возникновении гиперкинетической дисфонии. /В кн.: Развитие детского голоса, изд.: АПН РСФСР, М., 1963. — С. 140.
  210. В.И. Игры в логопедической работе. М.: Просвещение, 1974.
  211. М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков. /В сб.: Физическое воспитание детей и подростков. -М., 1935.-С. 5−37.
  212. .В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии. Дефектология, 1990, № 4.
  213. .В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей. Дефектология, 1980, № 4. — С. 36.
  214. И.М. Избранные труды. М., 1935. — С. 277−278, 283.
  215. И.М. Рефлексы головного мозга. Произвольные движения. /Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. — Т.2 -С. 77.
  216. A.B. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
  217. A.B. Схема нейропсихологического обследования детей.-М., 1998.
  218. Н. Научи их играть. М.: Знание, 1984.
  219. A.C. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1968.
  220. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. -М., 1980.
  221. И.В. Элементарная теория музыки. М., 1968.
  222. Л.В. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Просвещение, 1978.
  223. K.B. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей дошкольников. Новые исследования в психологии, 1978, № 1. — С. 59.
  224. К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. //Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1976.-256с.
  225. К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. -Дошкольное воспитание. 1984, № 1, с. 27.
  226. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 176с.
  227. К.В. Формирование восприятия музыкального ритма у детей дошкольного возраста. М., 1974.
  228. .М. Избранные труды. ПЛ.- М., 1985.
  229. .М. Музыкальный слух. /Педагогическая энциклопедия. -М., 1965.-Т.2.-С. 892−893.
  230. .М. Ощущение музыкального звука. /Ученые записки гос. науч. исслед. ин-та психологии. /Т.1. -М., 1940.
  231. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-С.214, 230−231.
  232. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. -С. 22−23,271,288.
  233. Т. Народный танец. М.: Искусство, 1954.
  234. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха.-М., 1979.
  235. H.A. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. Дефектология, 1970, № 6.
  236. H.A. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях. /Под ред. Р. Е. Левиной, М.: Педагогика, 1975.
  237. H.A. Обучение слабослышащих школьников начальных классов слушанию музыки на музыкально-ритмических занятиях. Дефектология, 1988, № 2. — С. 57−60.
  238. JI.H. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с ОНР. -М., 1983.
  239. А.И., Мельникова Г. С. Если в семье «особый» ребенок. -Санкт-Петербург, 1992. С. 32−34.
  240. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (развитие некоторых основных движений и двигательных качеств). /Под ред. И. Ю. Кистяковской. М.: Педагогика, 1978. — 158 с.
  241. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. /Монография. М., 1999. — 350с.
  242. Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада. М., 1993.
  243. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334с.
  244. A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1977. — 87с.
  245. Ю.Т. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова. М.: Музгиз, 1966.
  246. И. Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей. Дошкольное воспитание, 1989, № 6. -С. 120.
  247. Т.П. Движение рук и электрическая активность мозга. -М.: Педагогика, 1973.-С. 190.
  248. Художественное творчество в детском саду. /Под ред. Н.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.
  249. Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972.
  250. В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород. — М., 1969.
  251. H.A. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи. Дефектология, 1986, № 5.
  252. М.И., Короткова Г. В. Роль занятий по музыкальному восприятию в развитии слухового восприятия. /Тезисы докладов III Всесоюзных педагогических чтений. М., 1973. — С. 250−251.
  253. М.И. Психогимнастика. /Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990.- 128с.
  254. Чудесная дудка. /Сост. Л.Курашинова. М.: Композитор, 1992.
  255. В.Н. Музыка в детском саду. М., 1923. — С. 116.
  256. Г. Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. М., 1995.
  257. Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте. Известия АПН РСФСР. Вып. 13. -М., 1948.
  258. .И. Особенности моторики заикающихся детей дошкольного возраста. /В кн.: Симпозиум 1963, по вопросам заикания у детей. (Тезисы доклада), М., 1963. — С. 25−27.
  259. К. Э. Жак-Далькроз и его система. Изд-во Петроград, 1924.
  260. Шушкина 3. Ритмика. -М., 1976.
  261. Д.Г. Восприятие времени как моделирование. /Восприятие пространства и времени. Под ред. Б. Г. Ананьева. -Л.: Наука, 1969.- 135с.
  262. Д.Г. Развитие речи в дошкольном возрасте. -М., 1958.
  263. В.А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикающимися. (Методические рекомендации.) НИИ по болезням уха, горла, носа, речи.-Л., 1974.-С. 21.
  264. Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994.
  265. С.Ю. Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореф. дисс. .к.п.н. -М., 1971.
  266. В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. М., 1966.
  267. В.Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1975. -156с.
  268. Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. Пособие для учителя. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -223с.
  269. Orff, Karl. Schulwerk: Elementare Musik / Carl Orff. Tutzing. Schneider. 1976.-301s.
  270. Schwabe Chr. Musiktherapie bei Neurosen und funktionallen Storungen. Jenga: G. Fischer Verl., 1972.
Заполнить форму текущей работой