Сущность и структура педагогического процесса
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу…
РефератФормирование профессионально важных качеств будущего педагога профессионального обучения средствами информационных технологий
Актуальность проблемы и темы исследования. Современный мир, и Россия в том числе, уже вступил в эпоху, когда многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Существенные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности в связи…
ДиссертацияФормирование культуры речи младших школьников на литературном материале
Анализ современных программ и учебников по русскому языку, литературному чтению для начальных классов показал, что в большинстве рассмотренных программ не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по формированию культуры речи младших школьников. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений и навыков в этой области и не описаны требования…
ДиссертацияФормирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления
На втором этапе (2002;2005 гг.) проектировалась модель формирования лидерских качеств студентов, вовлеченных в деятельность органов студенческого самоуправления, обосновывались педагогические условия её эффективной реализациипроводился отбор приоритетных лидерских качеств студентовапробировались инновационные формы деятельности органов студенческого самоуправления по формированию лидерских…
ДиссертацияФормирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа
Важнейшей задачей художественного образования является сохранение традиционной культуры’и развитие народных ремёсел. Одним из условий профессиональной подготовки художников по декоративно-прикладному искусству является не только овладение технологиями основ народных ремёсел, но и формирование навыков и умений рисования, способствующих развитию образного восприятия и творческой активности…
ДиссертацияИндивидуальный подход в обучении студентов — будущих учителей в педагогическом вузе
Были сформированы экспериментальная группа (ЭГ-55 чел.) и контрольная группа (КГ-53 чел.) из студентов, обучающихся по специальностям 50 201.65 «Учитель математики» с дополнительной специальностью 50 202.65 «Учитель информатики», 50 201.65 «Учитель математики» с дополнительной специальностью 50 203.65 «Учитель физики». Результаты стартовой диагностики показали относительное равенство и отсутствие…
ДиссертацияИспользование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе
Разработанные в ИСО РАО теоретические основе создания и использования систем СО (С.Г.ШаповаленкоТ.С.Назарова, др.), теория создания и использования систем СО по иностранному языку (Е.С.Полат) позволили решить ряд проблем, связанных с оптимизацией учебного процесса: предоставление достаточного объема устной практики каждому ученику группыэффективное управление учебно-познавательной деятельностью…
ДиссертацияЛичностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Работа выполнялась в три этапа: на первом этапе (1991;92) осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования и определялась программа исследованияна втором (1992;96)—были разработаны и проведены сопоставительный констатирующий лонгитюдинальный эксперимент, включающий логопедическое исследование контрольной и экспериментальной группы и психолого-педагогическое исследование…
ДиссертацияМетодические принципы как основа теории обучения иностранным языкам: Синергетический аспект
В качестве теоретической основы исследования выступают: работы в области педагогической синергетики (В.И.Аршинов, Р. Г. Баранцев, Л. Я. Зорина. Е. А. Князева, C.B.Кульневич, С.С.Шевелев) — теория личности, деятельности, творчества, саморегуляции и самореализации в процессе деятельности (Г.С.Батищев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Моисеев, А. Л. Никифоров, Я. А. Пономарев…
ДиссертацияМетодика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов: на примере спецкурса «Комплексный анализ художественного текста»
Вносились коррективы в содержание работы, в выбор форм, методов, средств реализации технологии формирования профессиональной филологической компетентности студентов. На данном этапе проводилась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования, выявлялась эффективность разработанной технологии и проводилась апробация полученных в исследовании выводов, а также подводились итоги…
ДиссертацияСоциально-педагогические основы и методика определения структуры подготовки кадров в системе начального профессионального образования: На примере Приморского края
Диссертантом определены следующие приоритетные направления региональной политики в области профессионального образования молодежи и переподготовки незанятого населения: э повышение качества рабочей силы на рынке труда, совершенствование системы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, их ориентация на потребности работодателей и изменения спроса и предложения…
ДиссертацияСоциально-педагогический мониторинг в воспитательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения
Система отечественного среднего профессионального образования прошла долгий путь становления и развития в течение многих десятилетий. Однако в новых социально-экономических условиях она оказалась не в состоянии полностью удовлетворять многоаспектные запросы общества, решать весьма сложные задачи воспитания обучающихся. В этой связи возникла необходимость пересмотра традиционных подходов…
ДиссертацияСоуправление как условие модернизации системы современного образования России: На материале деятельности ИПКиПРО Саратовского региона
Целесообразным оказалось использование личностно-деятельностного и системного подходов к построению системы деятельности ИПКиПРО в осуществлении соуправления. Ее особенностью является возможность организации деятельности субъектов образовательного процесса в режиме развития и творческого саморазвития, когда обновляются процессы как в отдельных компонентах, гак и во всей системе в целом. Данная…
ДиссертацияРазвитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей
Содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей включает в себя три блока: целевой (основная цель и комплекс реализующих задач) — содержательно-динамический (система методологических, теоретических, методических и технологических знанийкомплекс организационных форм, приемов и методов включения воспитанников в процесс…
ДиссертацияПроектирование системы формирования технологической культуры учителя
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуацийсложная многоступенчатая деятельность, совершаемая как ряд следующих друг за другом этапов, приближающих разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Педагогическая система — целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Этапами…
ДиссертацияПрофессиональное туристское образование в Федеративной Республике Германия
Федерации, является* контроль, образовательного процесса в учебных заведениях, торгово-промышленной палаты — контроль образовательного процесса на образовательных предприятиях, аименно: заключение договоров между учащимися и работодателями, соблюдениезакона о профессиональном образовании со стороны предприятия. Торговог промышленная палата определяет уровень личных, профессиональных качеств…
ДиссертацияПедагогические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков: На примере работы учреждений социального обслуживания населения
При рассмотрении современных подходов к реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в системе учреждений социального обслуживания населения мы делаем вывод о том, что они должны включать в себя точное определение понятий, целей и задач, методов и способов их выполнения. Все технологии социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, основывающиеся…
ДиссертацияПедагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Выявлена зависимость теоретических представлений воспитателей и руководителей о личностно-ориентированном взаимодействии с дошкольниками от продолжительности педагогического стажа, уровня образования, возраста педагогов, времени, истекшего после окончания учебного заведения или повышения квалификации. Наиболее значимыми оказались возраст и педагогический стаж как коррелирующие между собой…
ДиссертацияРазвитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла
Методологической основой исследования являлись ведущие положения философии, психологии и педагогики о сознательном и созидательном характере человеческой деятельности, об активности личности и объективных процессах ее развития, о закономерностях процесса познания, о многофакторном развитии личности в процессе обучения, о специфике творческой изобразительной деятельности, о развитии творческих…
ДиссертацияПедагогические взгляды Ф. Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений
По мнению И. Субетто, в центре идеала гуманизации образовательной теории и практики нового тысячилетия должен находиться Неклассический гуманизм. Формирование новой неклассической картины мира, расширяет пространство Критский Б. Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. — М., 2000. — С.8. личности, порождает новые смыслы, способствует преодолению…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов
На первом этапе (1995;98 гг.) — диагностико-прогностическомпроводилось исследование проблемы формирования и развития профессионального интереса у будущих учителей начальных классов, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по избранной проблеме, анализировались существующие концептуальные подходы к данной проблеме. С целью…
ДиссертацияПовышение качества образования в системе дополнительной педагогической подготовки
Разработана организационно-адаптивная модель детерминации качества образования в системе повышения квалификации, включающая универсальные характеристики качества образования, отраженные в контексте особенностей данной подготовки, а также педагогические условия детерминации ее качества. Установлено, что функции данной модели связаны с: осуществлением анализа реального фрагмента действительности…
ДиссертацияСистема подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования
Нами выявлены педагогические требования интеграции образовательных программ в условиях непрерывного технического профессионального образования, к которым мы отнесли требования содержательного характера, организационные, кадровые, материально-технические, мотивационные, региональные, местные требования. Предложена классификация программ по таким признакам, как: базовое образованиепрофильная…
ДиссертацияПравовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
Личностно-ориентированный подход, заявленный как основная стратегия обновления школы, воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении предмету, содержание обучения, методы и приемы обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Он обеспечивает…
ДиссертацияТеоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира
Новая эпоха коэволюционного воздействия человека и окружающего мира (Е.М. Алексахина, Н. Н. Моисеев, А. Я. Найн, Н. С. Реймерс, И. Т. Фролов, Ю. В. Чайковский и др.), требует и нового личностного способа аксиологического восприятия природы, окружающего мира, проблемы которого в психолого-педагогических науках рассматриваются в исследованиях формирования у учащихся экологического мировоззрения…
ДиссертацияТеория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников
Установлено, что важным условием воспитания культуры межличностного общения с использованием технологии работы в малых группах сотрудничества является правильное распределение ролей при формировании групп. Так, учитель должен обязательно предусмотреть роли отслеживающего культуру общения и взаимопомощи внутри группыорганизатора активной деятельности каждого ученика (следит за активностью своих…
ДиссертацияУчебно-методический комплекс по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обучения в начальных школах Челябинска и областичерез лекции, лабораторно-практические занятия, руководство педагогической практикой студентов факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУчерез публикациизаседания методических объединений учителей Челябинской областилекции в институте повышения квалификации…
ДиссертацияГражданское образование учащихся в средней школе США, конец XX века
Для США источником обновления образовательных проектов и программ всегда являлась их модернизация на основе технизации, развития телекоммуникационных связей и применения НИТ (Новых информационных технологий. Примером может служить проект по граждановедению «Электронная модель конгресса». Для освоения данных программ учителя проходят серьезное обучение, проводятся конференции по их обсуждению…
ДиссертацияУправление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе
Анализ системного, профессиографического и личностно-деятельностного подходов к управлению педагогическими системами и изучению профессиональной деятельности старшего воспитателя помог нам определить исходные позиции, структуру и содержание модели управления методической работой на диагностической основе. В разработанной модели управления методической работой в ДОУ представлена совокупность трех…
ДиссертацияТехнология обучения учителей осуществлению самооценки успешности своего участия в экспериментальной деятельности школы
Для диагностики результатов обучения учителей нами были разработаны критерии, характеризующие результативность процесса обучения: повышение уровня мотивации учителей к экспериментальной деятельности, повышение готовности учителей к эксперименту и повышение уровня их методологической кулыуры. Была выявлена динамика положительных изменений в готовности учителей к эксперименту по всем выбранным…
Диссертация