Формирование готовности студентов педагогического колледжа к управлению познавательной деятельностью школьников средствами свободной работы
Научная новизна исследования: уточнена сущность понятия «готовность студента педагогического колледжа к управлению познавательной деятельностью учащихся средствами свободной работы» путем выделения комплекса гуманистически ориентированных знаний, мотивов, организационно-коммуникативных уменийтеоретически обоснована модель формирования готовности студентов педагогического колледжа к управлению…
ДиссертацияФормирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию
Методологическую основу исследования составляют научные положения о диалектическом характере социальных отношений, положение о развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Л. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, Д.Б.Эльконин), философские и психолого-педагогические теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский…
ДиссертацияФормирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического вуза
Современное образование, являющееся источником социального прогресса, фундаментом развития культуры, нацелено на расширение возможностей, предоставляемых молодежи, которой предстоит жить и трудиться в условиях инновационного, информационного общества. Образовательные системы сегодня ориентируются на развитие интеллектуального потенциала обучаемых с точки зрения не только освоения содержания…
ДиссертацияФормирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза на основе аудиолингвального метода
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало, что при существующей сетке часов на технических факультетах возникает реальная необходимость повышения эффективности обучения иностранному языку за счет применения адекватной технологии и рационального использования часов для самостоятельной работы. Аутентичный материал, входящий в содержание обучения ИЯ студентов неязыкового вуза…
ДиссертацияФормирование социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса в условиях высшего профессионального образования
Российская система образования уже вплотную подошла к внедрению инновационных технологий в учебный процесс. В педагогической практике наметились определенные линии развития. Сегодня мы можем говорить о гуманизации и гуманитаризации обучения, глобализации и интернационализации, являющихся основополагающими чертами новой парадигмы образования. Мощным стимулом является использование новых научных…
ДиссертацияФормирование творческой стратегии овладения младшими школьниками иностранным языком в школе полного дня
Младшие школьники со средним уровнем сформированности коммуникативно-творческого потенциала (24%) с готовностью воспринимают творческие задания. Учащиеся могут предложить от 3 до 4 ассоциаций к слову, относящихся к разным категориям, а общее количество ответов составляет от 6 до 7 определений. Школьники способны «оторваться» от логического притяжения, соединить элементы в новые системы образов…
ДиссертацияФормирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком
Специфика данного педагогического исследования состоит в выявлении возможностей учебно-познавательного процесса в развитии художественно-творческой активности студентов на занятиях академическим рисунком. Через учебный процесс преподаватель вуза имеет возможность влиять на волевые качества, позицию студента в учебной деятельности, в процессе которой он может реализовать свои идеи, задумки…
ДиссертацияФормирование культурно-географической компетентности учащихся при изучении школьного курса «География России»
Методический уровень конструирования методической системы формирования культурно-географической компетентности учащихся в школьном курсе «География России» представляет собой единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент представлен стратегической целью, которую составляет формирование географической культуры…
ДиссертацияФормирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить сложную структуру межличностных отношений и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов: актометрического, аффективного и гностического. Отмечается, что использование различных видов совместно-распределенной деятельности является необходимым условием для формирования межличностных отношений, так как они…
ДиссертацияДиагностика сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи посредством стандартизированной методики
Вторая тенденция — это стандартизация-всех ступеней образования, приобретающая на данном этапе развития педагогической науки все более широкие масштабы. Любой, стандарт обеспечивается, учебно-методическим комплексом, в который входят учебные программы, учебники и хрестоматии по предмету, методические пособия для учителей, дидактические материалы и стандартизированные средства контроля-, оценки…
ДиссертацияФормирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения системного (С.И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Сагатовский, А. Н. Уемов, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.), аксиологического (С.Ф. Анисимов, Л. И. Анциферова, А. Г. Здравомыслов, Т. А. Казимирская, М. С. Каган, A.B. Кирьякова, A.C. Кравец, A. C…
ДиссертацияДидактическое обеспечение информационно-технологической подготовки студентов в педвузе
Развитие информационного общества предполагает непрерывное совершенствование информационно-технологической компетентности каждого специалиста. Основы способностей к самостоятельному освоению нового закладываются в школе, поэтому решение проблемы формирования базового ядра знаний, умений и навыков школьника в области информационных технологий непосредственно зависит от умения каждого учителя…
ДиссертацияФормирование дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами композиционного формообразования
Экспериментальные данные позволили выявить положительную тенденцию в формировании дизайнерских умений у будущих педагогов профессионального обучения с использованием разработанной модели и педагогических условий ее реализации. Так, число студентов, имеющих низкий уровень дизайнерских умений, сократилось в КГ на 20,0%- в ЭГ1 — на 23,1%- в ЭГ2 — на 25,0%- в ЭГ3 — на 40,0%. Количество студентов…
ДиссертацияКритерии оценки иноязычной письменной речи учащихся на рубеже школа-вуз: на материале английского языка
В последние годы в России наблюдается бурное развитие тестологии. Тест признается одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранным языкам. Необходимость тестирования каждого навыка в отдельности для обеспечения высокого уровня надежности и валидности тестов приводит к большому разнообразию методов и приемов, которые учитывают специфику отдельных аспектов владения иностранным…
ДиссертацияМетодика формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов первого курса неязыковых факультетов педагогических вузов: Английский язык как дополнительная специальность
Изменением образовательной парадигмы и, соответственно, недостаточной теоретической и практической разработанностью вопросов самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов неязыковых факультетов педагогических вузовнеобходимостью перевода языкового образования на личностно-ориентированную основуотсутствием теоретической модели самостоятельной учебно-познавательной деятельности…
ДиссертацияМетодика определения значимости элементов учебных программ на основе логико-вероятностного метода: На примере электротехники педагогического вуза
В отечественной дидактической и педагогической литературе нет работ, посвященных логико-вероятностному моделированию педагогических систем. Отсутствуют и научные исследования по этому направлению, хотя, как нам кажется, логико-вероятностный метод (JIBM) имеет широкие перспективы применения в педагогике и дидактике. Этот метод применим в научных статистических исследованиях, где нет возможности…
ДиссертацияПрофессиональная подготовка педагогов к реализации мониторинга качества обучения школьников: 4-6-х классов
Дефицит управленческой информации сегодня испытывают все субъекты образовательного процесса: учитель, руководитель образовательного учрежденияруководители муниципальных и региональных органов управления, родители, дети и др. Это обусловлено тем, что большинство источников информационной базы для принятия управленческих решений имеют ряд недостатков, связанных с отсутствием диагностических функций…
ДиссертацияПедагогическая диагностика уровней обученности как условие выбора технологий обучения: В процессе общеобразовательной подготовки студентов ССУЗ
Анализ состояния проблемы выбора педагогических технологий свидетельствует о том, что в современной педагогической науке этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Многообразие существующих технологий, сложность их классификации, невысокий уровень знаний педагогов о педагогических технологиях, свидетельствует о необходимости создания и внедрения в практику образования механизмов выбора…
ДиссертацияПедагогические основы адаптации будущих учителей к информационным технологиям в образовании
В дополнение к перечисленным проблемам, смена компьютерной базы, повышение ее потенциала и сферы массового применения постоянно ставят школьного учителя перед опасностью потери многолетнего задела. Поэтому, на плечи учителя, кроме всего прочего, ложится труд преодоления непрерывного устаревания знаний и навыков, неизбежно сопутствующий обновлению техники. Все перечисленное относится не только…
ДиссертацияРазвитие субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иноязычному общению
При организации деятельности по развитию мотивации преподавателей к повышению качества учебно-воспитательного процесса основная идея заключается в том, чтобы, опираясь на психологические механизмы развития мотивации (усвоение смыслового содержания идей о необходимости осуществления действий по повышению качества учебно-воспитательного процесса через внутреннюю сознательно-волевую работу…
ДиссертацияПодготовка студентов педагогических вузов к решению управленческих задач развития школы
В условиях стремительного развития общества, динамичных изменений социально-экономических условий, уточнения ценностных основ образования особое внимание уделяется проблеме содержания высшего профессионального образования, которое, по мнению исследователей, должно носить опережающий характер. Необходимость опережающего развития педагогического образования обусловливает обращение к сущностным…
ДиссертацияОбучение временным формам глагола английского языка как второго иностранного при первом французском
Проверить действенность предложенной методики в обучающем эксперименте. Проведенный эксперимент подтвердил правомерность рабочей гипотезы. Использование в учебном процессе системного подхода, дающего возможность мобилизовать резервные возможности студентов в первом иностранном (французском) языке и одновременно предупреждать грамматические трудности (ошибки), вызванные отрицательным переносом…
ДиссертацияПоливная керамика в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства
Результаты работы внедрены в учебный процесс художественно-графического факультета и факультета дополнительных педагогических профессий Орловского государственного университета, При этом поливная керамика стабильно вошла в перечни художественных технологий, предлагаемых студентам художественно-графического факультета для дипломного проектирования. Благодаря проведенным исследованиям и полученным…
ДиссертацияРазработка дактильного алфавита для специальных школ с обучением на армянском языке
Система пальцевых знаков, воспроизводящая буквы алфавита и используемая в обучении глухих с ХУЛ в., изначально была ориентирована на латинский алфавит (русский дактильный алфавит был построен по образцу французского, который в свою очередь опирался на испанский). Взаимопроникновение и взаимовлияние — естественные тенденции в развитии и оформлении систем письма. Как известно, на основе…
ДиссертацияСтановление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике: На основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука
На первом этапе (1991 — 1995 гг.) научно-исследовательская работа проводилась в рамках согласованной с Н. М. Таланчуком проблемы «Генеалогия неопедагогики: историко-теоретический анализ происхождения системно-синергетической педагогической теории», предопределившей впоследствии выбор темы исследования. На этом этапе решались следующие задачи: выявить предпосылки происхождения и определить…
ДиссертацияТеоретические основы дифференцированного обучения студентов графическим дисциплинам в технических вузах
Создание системы дифференцирбванного обучения студентов графическим дисциплинам в технических вузах: обеспечит качественную профессиональную подготовку будущего инженера, способного успешно решать задачи профессиональной проектно-конструкторской деятельности, дополнит традиционную графическую подготовку в технических вузах содержанием, созданным на новых концептуальных позициях, а также разрешит…
ДиссертацияТеория и методика обучения алгоритмизации на основе рекурсии в курсе информатики педагогического вуза
В университетах и высших технических учебных заведениях информатика в виде курсов по кибернетике или программированию «прописалась» практически сразу же за появлением компьютеров. С некоторым запозданием этот процесс начался в педагогических вузах. Предпосылки информатизации школы начали появляться в начале 60-х годов. Пионерами этого нового и еще мало кем понимаемого тогда дела были С. И…
ДиссертацияФормирование конкурентоспособного специалиста-менеджера на основе компетентностного подхода в вузах культуры и искусств
Методические рекомендации по реализации компетентностной модели менеджера в процессе формирования конкурентоспособного специалиста нацелены на то, чтобы расширить существующий подход к разработке программ по курсам специализации и их преподаванию исходя из «парадигмы знаний» до подхода, нацеленного на формирование личности конкурентоспособного специалиста. В процессе освоения курсов специализации…
ДиссертацияВоспитание ответственности как социально значимого качества у подростков средствами учебной деятельности
Актуальность исследования. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в его содержании. Основной ценностью образования является личностное развитие человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия развития общих учебных умений студентов в образовательном процессе колледжа
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, докладывались на VIII, IX, X междисциплинарных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей АПКиППРО «Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике» (Москва, 2005, 2006, 2007гг…
Диссертация