Формирование готовности учителя к профессионально-творческому самоопределению в педагогической деятельности
Выводы по итогам формирующего эксперимента можно сделать следующие: эксперимент, проведенный нами по программе «Творческой самоопределение учителя», дал существенное преобразование объекта (изменилась позиция педагога от «транслятора» знаний до творческого подхода к профессии, актуализировался личностный смысл в профессии, наметилась тенденция к быстрой адаптации молодого учителя…
ДиссертацияФормирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода: на материале английского языка
Интегративный подход обладает значительным потенциалом в культурно-коммуникативном развитии младших школьников. Однако практика обучения детей иностранному языку показывает, что он не всегда используется в целях формирования иноязычной коммуникативной компетентности. Анализ педагогической теории и практики позволил обозначить существующие объективные противоречия: во-первых, между…
ДиссертацияФормирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству
Национальная культура хантов является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство хантыйского народа. Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Эта ситуация характерна и для других малочисленных народов Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой…
ДиссертацияДетская литература как средство воспитания в дошкольных учреждениях советской России (СССР) в 1917-1953 гг
Историко-педагогический опыт введения детской литературы в контекст воспитательной деятельности дошкольных учреждений в России 19 171 953 гг. имеет объективную ценность для совершенствования образовательного процесса в настоящее время как пример комплексного подхода к воспитанию дошкольников средствами детской литературы на основе целостной государственной концепции. Интерес для современного…
ДиссертацияФормирование ценностных ориентаций будущих менеджеров в процессе изучения отечественной истории
Педагогический эксперимент выявил, что процесс формирования ценностных ориентаций будущих менеджеров в ходе изучения отечественной истории проходит в три взаимосвязанных этапа, обусловленных возрастными особенностями студентов и особенностями вузовского (непрофильного) исторического образования. Первый этап — актуализация процесса формирования ценностных ориентаций в ходе изучения отечественной…
ДиссертацияФормирование коммуникативной компетенции учащихся в информационной образовательной среде городской школы
Апробация исследования. Основные положения изложены на международных («Информационные технологии в развитии образования», г. Якутск, 2009 г.- «Национально-региональный компонент образования: проблемы и перспективы», г. Якутск, 2009 г.), всероссийских («Актуальные проблемы функционирования, преподавания и изучения русского языка и литературы в современных условиях», г. Якутск, 2008 г.- «Семья…
ДиссертацияДуховно-нравственное воспитание старших школьников на кружковых занятиях по русской этнографической вышивке
Формирование ценностных ориентаций учащихся старших классов. средствами русской народной вышивки — это одновременно: а) целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования в личности старшеклассника ценностного, духовно-нравственного отношения к явлениям действительности путем воздействия на личностные качества средствами и образами русской народной вышивки как части…
ДиссертацияКонструирование содержания гуманитарного образования при многоуровневой профессиональной подготовке в индустриально-педагогическом колледже
Гипотеза исследования. Целью современных учреждений начального и среднего профессионального образования стала не только реально достижимая профессиональная подготовка, но и разностороннее развитие человека посредством освоения им социально значимых основ культуры. Если конструирование содержания гуманитарного образования в учреждениях начального и среднего професисследования в теоретическом…
ДиссертацияМоделирование терминосистемы на основе тезаурусного описания терминов в профессиональной подготовке студентов технического вуза
I этап — 1995 — 1998 гг. — поисковый — выявление степени разработанности проблемы моделирования как методологической базы профессиональной подготовки специалистов технического профиляопределение теоретических предпосылок для проведения исследования, изучение методических концепций и активных методов преподавания русского языка в техническом вузевыявление форм моделирования, направленных…
ДиссертацияРазвитие готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению школьников: В системе ИПК
В современных исследованиях фиксируется рассогласование между теоретичёской «проработкой» личностно-ориентированного подхода к обучению и реализацией его в педагогической практике: имеет место «сужение» смысла данного подхода, подмена ключевой идеи узконаправленными технологиямиусиление индивидуализации в воздействии на учащегося — при фокусировании внимания на обученность как главный…
ДиссертацияРазвитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности
Однако данные диагностического исследования показывают, что развитие индивидуальности через организацию детской трудовой деятельности не находит должного воплощения в практике работы дошкольных образовательных учреждений. При существующей поливариативности образовательных программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, главным в деятельности педагогов остается стремление осуществить программные…
ДиссертацияПроблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце ХIХ — начале ХХ века
Г % проблемы. Признав критику в обществе не лишенной основания, Ми* нистерство, в свою очередь, не торопилось с радикальными изменениями, осознавая по всей видимости, что учебное дело наиболее консервативное звено всей системы. Реформа средней школы разрабатывалась очень тщательно, на первый взгляд современников — очень медленно, по-видимому, это свидетельствует и об ответственности разработчиков…
ДиссертацияРазвитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений
Целью формирования профессиональной готовности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин к осуществлению культуры педагогической деятельности является достижение такого функционального состояния психики педагога, которое характеризуется сформированностью и мобилизованностью всех компонентов, необходимых для поиска и реализации новых, наиболее эффективных способов решения…
ДиссертацияРеализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства: Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге. Истоки, уроки, перспективы
Модель Школы Народного Искусства императрицы Александры Фёдоровны оказалась жизнеспособным учреждением, способным к возрождению и эффективному функционированию в наши дни при соблюдении следующих условий: понимании духовных смыслов народной культуры, их правильном педагогическом освоении и передачи детямсоздании адекватной культурно-исторической и педагогической среды школыправильном подборе…
ДиссертацияПедагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника
Педагогическая технология предусматривает органическую связь праздника с принципом коллективизма, четко разработанную методику выбора форм и организации коллективной эстетической деятельности на разных этапах развития детского коллектива. Механизм реализации личности в праздникеэто организация подлинного самоуправления, так как только в системе общественных отношений школьник развивает свои…
ДиссертацияПодготовка руководителя к анализу организационной культуры школы в процессе повышения квалификации
Комплексный анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в профессиональной деятельности руководителя современной школы произошла переориентация от контрольно-оценочной деятельности к мониторингу и консультированию, от управления учебно-воспитательным процессом — к менеджменту как основному виду деятельности. Приоритетными направлениями…
ДиссертацияПодготовка учителей начальных классов в области физического воспитания: Среднее педагогическое образование России XIX — XXI вв
Гуманизация образования, введение в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования второго поколения предполагает необходимость совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов в области физического воспитания в учебных заведениях среднего педагогического образования. Совершенствование профессиональной подготовки будущих…
ДиссертацияОбучение студентов использованию императивных речевых жанров в педагогическом общении
В результате анализа педагогических ситуаций, собранных на уроке, мы пришли к выводу о взаимосвязи стиля педагогического общения и выбора учителем императивного речевого жанра. Так, учителя авторитарного типа (стиль «устрашение» или «дистанция») выражают свои требования и просьбы в категорической форме (используя инфинитив и повелительное наклонение) — учителя демократического типа (стиль…
ДиссертацияОрганизационно-дидактические условия подготовки студентов педагогического колледжа к развивающему обучению младших школьников
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что обоснованная нами и экспериментально проверенная концепция подготовки студентов педагогического колледжа к РО обогащает содержание теории современного профессионального педагогического образования технологией формирования развивающе-ориентированной обучающей среды как комплекса организационно-дидактических условий, позволяющих готовить…
ДиссертацияСтановление и развитие высшего социологического образования в России во второй половине XIX — начале XXI вв
Возникнув в 30-е гг. XIX в., социология стала оформляться как сфера знания, призванная сосредоточить попытки теоретического разрешения проблем и конфликтов социальной жизни. Первые сто лет с момента возникновения социологии — классический этап в её развитии. На этом этапе оформились важнейшие макротеории, которые образовали постоянную теоретическую основу понимания общественной жизнитакие…
ДиссертацияСистема методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода
Эти противоречия конкретизируют и усугубляют противоречия между: ^ необходимостью гуманизации методической подготовки учителя химии, повышения ее развивающего воздействия на личность будущего специалиста и недостаточным уровнем реализации в существующей вузовской практике идей индивидуализации и акмеологизации обучения, ее продолжающейся репродуктивной направленностью- ^ акцентированием внимания…
ДиссертацияТеоретические и методические основы предпрофессиональной подготовки по технической графике в общеобразовательных учреждениях
Теория и методика предпрофессиональной подготовки учащихся по технической графике в общеобразовательных учреждениях России, на наш взгляд, неотрывно связана с фундаментальной проблемой педагогики школы — отбором содержания образования. Особый интерес в этом направлении исследований представляют работы Давыдова В. В., Краевского В. В., Леднева В. В., Лернера И. Я., Скаткина М. Н., Якиманской И. С…
ДиссертацияВзаимосвязанное обучение аудированию и говорению на основе использования средств массовой информации (языковой ВУЗ, немецкий язык)
Специфическими для аудирования являются умения перцептивной обработки информации. Данные умения позволяют осуществить сенсорную и перцептивно-смысловую обработку воспринимаемой информации, они обеспечивают симультанное узнавание поступающих звуковых комплексов и их смысловую интерпретацию на основе дифференциальных признаков, выделенных при восприятии. Сюда относятся умения: узнавать…
ДиссертацияТеория и технология продуктивного обучения в начальной школе
Из-за недостаточной теоретической разработанности дидактических основ новых подходов к школьному образованию на современном этапе развития школы в России, технологии преподавания по новым системам, методики подготовки учителей и в силу особенностей внедрения этих технологий в массовую школу возникает противоречие между потребностью общеобразовательной школы в реализации социального заказа…
ДиссертацияУсловия эффективного использования экранных и звуковых пособий при изучении иностранных языков в педагогическом ВУЗе (в группах с туркменским языком обучения)
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что при использовании экранных и звуковых пособий по иностранным языкам в группах с невысоким уровнем знаний сочетание словесных и наглядных методов на начальном этапе должно доминировать среди других способов проведения занятий. Такое сочетание позволяет осуществить дозированное (порционное) предъявление слуховой и зрительной информации…
ДиссертацияВоспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема
Этапы исследования. На первом этапе исследования (1996 — 1998гг.) определялись исходные позиции исследования: в процессе изучения научно-теоретических и литературных источников была выбрана проблема и в ее рамках сформулирована тема исследования. Был проведен анализ развития вопроса в теории педагогики и психологии и обобщен опыт работы театров с педагогами общеобразовательных школ. На втором…
ДиссертацияУправление качеством подготовки студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин
Система управления качеством профессиональной подготовки специалистов включает в себя подсистемы контекстной технологии управления, дифференцированной самостоятельной деятельности студентов и модульной программы учебной дисциплины. Контекстная технология управления как нормативное описание деятельности участников предполагает организацию управляющего воздействия на окружающую студента среду…
ДиссертацияРеализация дидактического принципа доступности в процессе обучения химии
Определены уровни дидактической доступности: 1 уровень доступности — восприятие учащимися внешнего образа изучаемого материала- 2 уровень доступности — уровень воспроизведения, способность охватить логические взаимосвязи между изучаемыми понятиями и явлениями- 3 уровень доступности характеризуется такой подачей материала в результате чего школьники оказываются способными применить полученные…
ДиссертацияВключение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые сформулированы особые образовательные потребности младших школьников с нарушением слуха, обучающихся в массовой школеобоснованы основные направления и содержание коррекционной работыраскрыт механизм возникновения специфических трудностей в общенииописана феноменология взаимодействия учителя и ученика с нарушенным слухом в образовательной…
ДиссертацияУправление развитием нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих государственных служащих
В исследовании выявлены и систематизированы психолого-педагогические условия развития нравственных качеств у будущих государственных служащих в воспитательной среде управленческого вуза: 1) усиление нравственной направленности социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, помогающих студентам правильно определить свои профессиональные и нравственные' позиции, понять…
Диссертация