Современное состояние и проблемы обществоведческого образования
В 1989 г. объявлен конкурс новых программ, которые должны были быть рассчитаны па четыре года и носить интегративный характер. В 1991 г. варианты учебных программ были опубликованы. Проекты программы для 11-го класса были ориентированы на понимание места и роли человека в современном мире, раскрытие его социальных ролей, рассмотрение основных сфер жизни общества, проблем обновления социализма…
РефератОсновы коммуникативной культуры
Различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы передачи информации. Формальные каналы определяются официальной структурой трудового коллектива (школы, колледжа, вуза, фирмы и т. п.). Они являются формой связи людей в организации как по вертикали (руководители и подчиненные), так и по горизонтали (взаимосвязи между равными по служебному положению работниками…
РефератПроблема понимания. Педагогика
Николай Курдюмов в своей книге «Педагогическая опупема» приводит пример, как литераторы рассказывали 5−6-летним детям в садике о российских писателях. «Вроде говорили просто и ласково. К счастью, воспитательница догадалась расспросить ребят: что же они услышали? Много интересного! Один — что писателем был толстый лев. Другой — что это вообще был Тигр Толстой. Вот он — уровень нашего учительского…
РефератОсновные направления реформ в среднем образовании
Пытаясь решить вопрос о месте каждого предмета в учебном плане средней общеобразовательной школы, авторы «Проекта» разделяли их на воспитательные и образовательные. К воспитательным были отнесены рисование, пение, ознакомление с памятниками искусства, гимнастика, ручной труд и практические занятия по естествознанию, химии и физике. Все остальные предметы относились к образовательным. В общем…
РефератИсточники научных психологических знаний
Тест (в психодиагностике) — стандартизированная методика, представляющая собой серию однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Сумма полученных результатов переводится в стандартные единицы и является характеристикой уровня измеряемого психологического качества. От других средств диагностики тест отличается соответствием требованиям валидности, надежности…
РефератКонституциональный уровень психики. Темперамент и его психологические особенности
По мнению немецкого философа, меланхолик мало заботится о том, каково суждение других, что они считают хорошим или истинным. Такой человек опирается при этом только на свое собственное разумение. Поскольку побудительные мотивы принимают у него характер принципов, нелегко внушить ему новые мысли. Его постоянство иногда превращается в упрямство. На перемену в модах меланхолик смотрит с равнодушием…
РефератКомплекс педагогических средств построения современного урока
Таким образом, основная идея подхода заключаются в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача педагога…
РефератСтановление субъекта деятельности в культуросообразном образовании (воспитании)
В раннем возрасте дети обнаруживают склонность к своеобразной практической проблематизации, инверсии тех социально выработанных схем действий с предметами, которые уже освоены ими. Это ведет к расширению ориентировочно-смысловой основы деятельности, что и является психологическим механизмом субъектного действия. Аналогичную функцию выполняют «игры в непослушание» (термин Д. Б. Эльконина), которые…
РефератПриемы и методы саморегуляции социального работника в конфликте
Саморегуляция (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — в общем случае воздействие на систему, которое осуществляется с целью соблюдения требуемых показателей ее работы, но реализуется посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой в соответствии с законами ее организации. Причиной саморегуляции в организме человека может быть цель, подкрепленная соответствующими…
РефератМосковские педагогические курсы общества воспитательниц и учительниц (впоследствии «Тихомировские»)
Институт детской психологии и неврологии, организованный Г. И. Россолимо (все расходы по оборудованию, содержанию института Григорий Иванович взял на себя); Различные кружки слушательниц, объединяющихся для решения педагогических задач (кружок по организации детских праздников и др.); История курсов имеет три периода, отражающие вехи истории начальной школы, с судьбой которой тесно были связаны…
РефератОбразование как социокультурный феномен
На наш взгляд, ошибки и смешения понятий воспитания, обучения и образования (человека, общества, мира, онтологического и педагогического) к началу XXI века были доведены до предела, за которым наступает уже полная неразбериха и тупиковость любых частных теорий педагогических инноваций. Философия возвращает образование и педагога от искусственной, ограниченной информированием, деятельности…
РефератЗнаковые системы. Педагогическая антропология
Со всей ясностью это обнаруживает жизнь слепоглухих детей. Когда, благодаря помощи преподавателей, они преодолевают изоляцию, на которую их обрекали слепота и глухота, и начинают контактировать с миром культурных смыслов и ценностей, их превращение в растущих, развивающихся людей происходит очень быстро. Человек становится человеком благодаря присвоенной им части культуры. Но он не может сделать…
РефератЦели образования. История и теория педагогики
Образование должно вести человека от знания (понятия о том, чем является данный предмет или явление) к познанию (понятию об их сущности, природе, происхождении, их месте в системе мира, факторах, процессе и тенденциях их развития). Едва ли не самое важное в образовании — осознание способов познания, умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов, умение отказываться ради истины…
РефератПсихология. Психология и педагогика
Религиозная картина предложила свой вариант ответа о происхождении человека, но главное — указала путь возможного человеческого развития. Выделив и возвысив человека, новое мировоззрение дало начало собственно человеческой истории. Религия, будь то христианская, мусульманская или буддийская, создает некий эталон совершенного человека. Есть Бог, но есть и человек, способный приблизиться к нему…
РефератВоспитательное и прикладное значение лапты
Игра в поле также является боевой подготовкой. Она имитирует метание копья и камней. Метание всегда выполняется в подвижную, живую цель (поэтому и используется мяч), что соответствует боевым действиям, где практически нет неподвижных целей. Передачи мяча друг другу учат взаимопомощи и выручке: перебрасывая камень или копье тому, у кого его нет, отдавая его тому, кому оно более необходимо…
РефератСпецифика обучения и воспитания в школах античной цивилизации
Наибольшее внимание в воспитании уделяли беспрекословному подчинению старшим, кроме того, детей приучали презирать рабов, быть беспощадными к ним при выполнении тяжелой работы. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы. В школе формировался обязательный регламентированный тип поведения…
РефератЗаконы повышения личностной и социальной значимости обучения
Она едва ли просматривается в классических учебниках, которые вроде бы предназначены на все случаи жизни. В действительности же нельзя считать, что желаемая универсальность в них достигнута. Дело в том, что текст учебника недоопределен. Как педагог, так и учащийся непременно доопределяют его в соответствии со своим личным и социальным опытом. Указанное доопределение всегда имеет место. Оно…
РефератНатуральное число — элемент алгебраической системы
Примеры. Элементом, обратным рациональному числу, а по умножению, является 1 /а. Элементом, противоположным целому числу, а по сложению, является число (-а). (Знак «-» здесь — знак оператора). Дистрибутивность. Пусть на множестве, А заданы две операции «о» и «*». Операция «о» дистрибутивна слева относительно «*», если для всяких а, Ь, с е, А выполняется равенство. Примеры. Умножение дистрибутивно…
РефератВыводы. Методика обучения обществознанию
Для оценки работы учащихся на уроке в формате дебатов можно использовать следующую накопительную систему оценки: каждый, кто конструктивно участвовал в уроке и выполнял свою функцию (даже если это таймкипер), получает три «плюсика» в системе, где каждый «плюсик» можно конвертировать в балл традиционной оценки в любое время. Тот, кто выступал устно, получает дополнительный балл. Вся…
РефератМетод самостоятельной работы, особенности его использования в вузе
Проведению данного вида учебного занятия (как и любого другого) должна предшествовать подготовка как преподавателя, так и студентов. Подготовка к занятию первого начинается с изучения исходной документации, определения (уточнения) целей и задач занятия, времени его проведения. На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться четкое представление о том, какой материал…
РефератВзаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения
Уметь описывать основные особенности семейного воспитания; описывать педагогическую деятельность как диалог культуры ребенка и педагога; использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач взаимодействия детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения; рассуждать о проблемах формирования…
РефератОсновные направления педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций
Причины низкого уровня развития школьно-необходимых функций могут заключаться в одних случаях в незрелости соответствующих структур головного мозга или в недостаточной согласованности, дискоординации в работе разных его отделов, в других — в избирательном поражении определенных зон мозга на ранних этапах онтогенеза, в третьих — в отсутствии у детей необходимого и достаточного опыта деятельности…
РефератТехнологии и формы организации жизни ученика в школе
Мы рассмотрели две основные модели организации жизни ученика в школе — свободную и коллективную. Есть ли зависимость между технологией и формой организации жизни ученика в школе? Можно ли, например, говорить, что продуктивная технология лучше согласуется с коллективной формой организации классной работы, а щадящая — со свободной (говоря условно, потому что свободы в школе нет) организацией? Да…
РефератИдея трудной цели
Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями, и поскольку мы отвергаем деление детей по способностям, дифференциацию детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»), поскольку мы в принципе против дополнительных занятий, особенно с маленькими детьми, — словом, поскольку мы против всего, что может вызвать у ребенка подозрение…
РефератПрактикум. Коррекция речевых нарушений
Дефект или несформированность фонематического слуха ведет к трудностям формирования речи и всех функций, в структуру которых входит фонематический слух. В этом случае наблюдается несформированность фонематического слуха, снижение объема вербально-акустического восприятия и слухоречевой памяти. К этому приводит несформированность… фактора. Ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью…
РефератСхема психологического заключения
Поведение по отношению к другим людям (способ установления контакта, характер и стиль общения, позиция в общении, положение в коллективе и отношение к этому, наличие противоречий в поведении и т. д.). Характеристика эмоциональных состояний, особенностей внешних выражений эмоций, преобладающего настроения, ярко проявляющихся свойств (тревожность, импульсивность, аффективность и т. д.). Память…
РефератРазвитие у детей музыкального восприятия
Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара, в первую очередь, отвечает фольклор — детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне кварты, построены на простых мелодических ходах (терция, секунда), несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты, зайка», «Поет, поет соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки…
РефератВзаимодействие детей со средой как важный фактор инклюзивной образовательной практики
Бегство" ребенка в девиантные формы поведения, неспособность справиться со своими проблемами можно предотвратить путем включения ребенка в активную деятельность. Возникающие при этом состояние поляризации внимания, одновременная занятость души и тела приводят к внутреннему удовлетворению и, в конечном счете, к нормализации развития. Таким образом, степень нормализации по Монтессори связана…
РефератПринципы педагогической диагностики воспитания
Принцип возрастосообразности педагогической диагностики состоит также и в том, что-то, что важно и актуально для одного возраста, в другом возрасте может замещаться другими ценностями. Так, характеризуя воспитанность младшего школьника, нельзя не обращать внимание на проявления, обусловленные учебной деятельностью ребенка, например прилежание, умения самоорганизации и др. Дело в том, что для…
РефератПсихолого-лингвистические основы формирования художественно-речевых способностей детей 5—6 лет
Общеизвестно, что наиболее полно возможности связной речи реализуются детьми в художественно-речевой деятельности — деятельности, возникающей у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Традиционно художественно-речевая деятельность дошкольников рассматривается как средство развития образности и выразительности речи, активизации поэтического слуха детей (С. М. Чемортан, О…
Реферат