Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме
Всего в исследовании приняло участие 439 студентов (221 в экспериментальных и 218 в контрольных группах). Научная новизна исследования: Разработаны: психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов (активизация эмоциональной, мотивационной, волевой, интеллектуальной сфер личности, привлечение чувственного опыта и интуиции, учет возрастных особенностей…
ДиссертацияФормирование профессионально-педагогического мышления студентов
Следует обратить внимание, что особенностью мышления испытуемых является также отсутствие у них системы педагогических и психологических понятий. Наличие такой системы, в которой каждое понятие занимает свое определенное место, — важнейший признак зрелого профессионального мышления. Формирование системы делает возможным принципиально новые отношения между понятиями — отношения «общего к частному…
ДиссертацияФормирование графической готовности ребенка к школе
Апробация и внедрение результатов. Ход и результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии начального образования, заседаниях педагогического совета, методических советах педагогов дополнительного образования при детских центрах. Основные результаты исследования нашли отражение в 14 публикациях, статьях и докладах на четырех научно-практических конференциях: «Учимся…
ДиссертацияФормирование гуманистических взаимоотношений учащихся начальных классов в школе развивающего обучения
Ориентация урочной и внеучебной деятельности школьников на теоретическое и практическое освоение сути и требований общечеловеческих духовно-нравственнных ценностей, на оптимальное воплощение гуманистической парадигмы образования в функционирование школы развивающего обучения как педагогической системынеуклонная реализация всестороннего обеспечения методологически выверенной стратегии…
ДиссертацияФормирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Республиканской гимназии (г. Майкоп), Центре интеллектуального развития ребенка (г. Майкоп), учебно-воспитательном комплексе № 105 (г. Сочи). Основные результаты исследования обсуждались на методических семинарах кафедры психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного университета…
ДиссертацияДеятельностный подход в обучении школьников информатике с использованием мобильных компьютерных систем
В: Россиш только начинаетсязарождение, и становление системы мобильного? обученияОтдельные работы отечественных ученых исследуют перспективыи некоторыевозможности мобильного — обучения: исследования ! возможности сетевых сервисов Web 2.0 (Е.Д. Патаракин) — функционирование: мобильного портала для доступа с сотовых телефонов. для SMS — рассылок, SMS — опросов, SMS — тестирования (И.В.Савиных…
ДиссертацияДидактические основания отбора содержания образования в профильных классах: На материале дисциплин естественнонаучного цикла
Сформулированная гипотеза и задачи исследования потребовали применения разнообразных методов исследования, среди которых выделяются теоретические методы: изучение психологической и педагогической литературы, анализ школьных программ и учебников, построение модели комплекса дидактических оснований отбора содержания естественнонаучного образования в профильных классах, рефлексия собственной…
ДиссертацияФормирование духовно-нравственных ценностей подростков в процессе внеурочной деятельности
Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного развития детей исторически сложившихся систем воспитания личности (A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) — общетеоретические основы формирования личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бо-, жович, Л. С. Выготский и др.) — положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — личностно-ориентированные…
ДиссертацияФормирование положительной мотивации учения школьников в условиях двуязычного обучения: На примере географии
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры географии, на курсах ИПК, нашли отражение в статьях, докладах, тезисах, опубликованных в 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг. в городах: Рязань, Санкт-Петербург, Липецк, Тверь, Казань, Майкоп, в опубликованном методическом пособии «Русско-адыгейский географический…
ДиссертацияИзучение языков как фактор воспитания интернационализма у учащихся общеобразовательных школ (на материале школ Азербайджанской ССР)
Соответствующие указания даны Коммунистической партией и советским ученым, разрабатывающим теорию эффективной подготовки сознательных и активных строителей коммунизма" В известном постановлении ЦК КПСС «Об основных направлениях деятельности Академии педагогических наук СССР» рекомендуется «сосредоточить деятельность на некоторых основных направлениях», в частности «на подготовке научно…
ДиссертацияИнтеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в пении, рисовании, сочинительстве. Ребенок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по своим собственным законам красоты. Интегрированное освоение детьми изобразительных и выразительных средств разных видов искусства…
ДиссертацияГигиеническое воспитание младших школьников в образовательном процессе: Медико-педагогические условия
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определено научно-экспериментальное направление совершенствования гигиенического воспитания на основе личностно-ориентированного и дея-тельностного подходовв настоящей работе разработаны курс и программа «Культура здоровья» для учащихся начальных классов, а также курс и программа «Формирование здоровья» для родителей…
ДиссертацияИнформационная емкость математических задач как средство совершенствования умственного воспитания учащихся
Изучена и проанализирована научно-методическая литература по вопросам умственного воспитания учащихся. На этой основе выявлено, что основными структурными элементами умственного воспитания являются — развитие мышления учащихся, развитие умственных сил, совершенствование культуры умственного труда. Повышению эффективности умственного воспитания способствует такая организация обучения, которая…
ДиссертацияНародная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников
Российской Федерации был разработан ряд документов, в которых раскрываются цели, задачи и направления работы по воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. В постановлении Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Феде-^ рации», в Законе РФ определены цели современного образования, раскрыт принцип государственной политики в области…
ДиссертацияМетодика преподавания дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений
Сложность освоения истории фортепианного исполнительства заключается в том, что данная область научного знания, а, следовательно, и базирующаяся на ней учебная дисциплина, находятся ещё в стадии становления. Здесь до сих пор не сформирована единая система периодизации, общепринятый понятийный аппарат. В процессе изучения предмета студенты получают значительный объем информации, успешное освоение…
ДиссертацияСоциально-педагогические условия формирования ценностного отношения учащихся к процессу обучения: На материалах Республики Саха (Якутия)
Важным средством в решении этой проблемы становится использование духовно-нравственного потенциала, сконцентрированного в национальной культуре народа. Формирование духовного мира молодого человека через приобщение к диалогу культур — предмет целого ряда исследований, предпринятых в последние годы на общетеоретическом (B.C. Библер и его последователи) и опытно-экспериментальном уровнях (М.И…
ДиссертацияРазвитие критического мышления социального педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе
Эффективность развития критического мышления социального педагога в вузе обеспечивается посредством реализации совокупности следующих педагогических условий: формирование у студентов устойчивой мотивации к развитию критического мышления в процессе учебной деятельности в вузевведение в учебный процесс за счет вариативного компонента факультативного курса, направленного на развитие критического…
ДиссертацияРазвитие правосознания и правовой культуры в процессе профессионального образования в вузах ГПС МЧС России
Сформулирован комплекс практических рекомендаций для повышения эффективности развития правовой культуры и правосознания и в целом профессиональной подготовки в вузах ГПС МЧС России: обеспечивать комплексность и интегрированность развития правовой культуры и правосознания в ходе обучения, воспитания, служебной и общественной деятельности в образовательном процессе вузов ГПС МЧСраскрывать…
ДиссертацияРазвитие психолого-педагогической компетенции учителя
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов многогранной и сложной проблемы развития (<�сихолого-п"дагог ической компетентности учителя Дальнейшие исследования в этой области обусловлены, как необходимостью продолжать разработку теоретических вопросов развития профессиональной компетентности педагога (учет методологии системною анализа, деятельностного подхода и I л), (ак и реальными…
ДиссертацияПедагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики
Теоретически обоснована и экспериментально апробирована авторская педагогическая система развития читательского интереса младших школьников, представленная совокупностью взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов. Большое значение придано содержательному компоненту, предполагающему отбор предметснхщфжателышго материала с учетом его личностной значимости для детей младшего школьного…
ДиссертацияПедагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее
Научная новизна полученных в ходе исследования результатов заключается в том, что были уточнены особенности первокурсников профессионального лицея, как возрастной, социально-демографической, образовательной группы молодежи и определено, что их социальная адаптация включает в себя социально-психологическую, учебную и профессиональную адаптациювыявлен, теоретически обоснован и экспериментально…
ДиссертацияРазвивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности
Второй этап (2003;2004 г. г.) заключался в углубленном изучении философской, психолого-педагогической литературы, уточнении гипотезы, этапов формирующего эксперимента. На данном этапе проверялась эффективность педагогических условий формирования готовности к профессиональной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки, изучалось влияние развивающей образовательной среды…
ДиссертацияПодготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология»
Работа по программе «Технология» дает возможность формировать основы учебной деятельности и новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, рефлексии в процессе использования кооперации и сотрудничества на уроке, оценки учащимися своих способностей, знаний, уменийвнутреннего плана действий. Работа по программе «Технология» содействует формированию личностных…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия развития современного информационного пространства общеобразовательной школы
Актуальность исследования. Современное общество вступило в эпоху информатизации — период развития, направленный на обеспечение максимально полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех социально-значимых областях человеческой деятельности. Система образования, как и любая общественно-значимая система во все времена была призвана выполнять социальный заказ…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия реализации активного обучения в системе повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ
В диссертации показано, что происходящие в системе образования процессы реформирования и развития требуют смены парадигмы информационной, командной на смысловую, творческую. Тенденции современного развития сферы образования свидетельствуют о необратимости процесса преобразований и формируют новые качественные характеристики системы. Современная школа имеет иные качественные характеристики…
ДиссертацияОрганизация курсового проектирования в вузах МЧС России на основе интегративных технологий
Современная модель образования, разработанная в Федеральной целевой программе «Создание системы открытого образования в России» (2000 г.) основана на мировоззрении, отличительными чертами которого являются: целостность, междисциплинарность, открытость процесса познания, интеграция различного рода информации для того, чтобы научить курсантов и студентов вузов МЧС России, видеть единый целостный…
ДиссертацияПовышение качества естественнонаучного образования в профессиональном лицее на основе оптимизации педагогических технологий
Анкетирование преподавателей естествознания в профессиональных лицеях показало, что 98% преподавателей считают, что благодаря применению педагогической технологии лучше усваивается материал, интенсивнее развивается личность учащегося. Однако 90% опрошенных из этого же числа преподавателей выразили нежелание в дальнейшем применять педагогические технологии в своей деятельности. Это говорит о том…
ДиссертацияОсмысление студентами субъективного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога
Научная нпкизна. диссертационного исследования заключается в выявлении сущности, критериев, способов диагностики отношений, Обоснованы механизмы построения отдельных элементов курса и педагогической части воспитательной практики в соответствии с задачей гармонизации знания и отношения в процессе курса. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие концепции…
ДиссертацияСистема задач как средство формирования конструктивных умений учащихся в процессе изучения школьного курса планиметрии
Основной целью математического образования в средней школе является воспитание математической культуры учащихся. Это не просто передача учащимся определенного объема математических знаний и формирование конкретных умений и навыков, а, прежде всего, развитие мышления учащихся, обучение их методам и приемам математической деятельности, воспитание устойчивого интереса к изучению математики…
ДиссертацияПреемственность в обучении математике в средней школе и педвузе
В условиях современных требований к качеству подготовки учителя математики в педвузе отдельные аспекты преемственности нашли свое отражение в контексте других проблем: преподавания математических дисциплин в школе и педвузе (В.Г.Болтянский, В. И. Крупич, Г. Л. Луканкин, Н. В. Метельский, В. И. Мишин, А.Г.Мордко-вич, В. М. Монахов, В. А. Оганесян, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, Р. С. Черкасов…
Диссертация