Информационная емкость математических задач как средство совершенствования умственного воспитания учащихся
Диссертация
В своих исследованиях большинство авторов (Ю.М. Колягин, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Е. М Машбиц, Н. А. Менчинская и др.) признают, что наибольший развивающий эффект достигается «при самостоятельном решении задач, на основе их свободного выбора». Благодаря этому, выполняется психологическое требование — соответствие трудности задачи потенциальным возможностям школьника, что способствует… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогические основы реализации возможностей математических дисциплин как средства совершенствования умственного воспитания учащихся
- 1. 1. Сущность умственного воспитания учащихся и роль математики в этом процессе
- 1. 2. Информационная емкость математических задач в системе совершенствования умственного воспитания учащихся
- Глава 2. Педагогические условия реализации информационной емкости математических задач в системе совершенствования умственного воспитания учащихся
- 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы и основные ее результаты
- 2. 2. Педагогические условия эффективного использования информационной емкости математических задач в умственном воспитании учащихся
Список литературы
- Авчухова Р.Э., Бреслав И. Б. Методика определения оптимальной информационной ёмкости программированного пособия// Общие вопросы программированного обучения. — Рига, 1972. -С. 83 — 88.
- Адлер.А. Теория геометрических построений. М. гУчпедгиз, 1940. 132с.
- Александров Г. Н. Основы дидактики высшей школы. Уфа, 1978. 105 с.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Перельцвайг Ю. М. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975. — 96с.
- Атаханов Р.А. К диагностике развития математического мышления // Вопросы психологии. 1992. — N2 — С. 60−67.
- Атаханов Р.А. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. 1995. N5 — С. 41 — 50.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы.- М.: Просвещение, 1982.- 192с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. — 96с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 190с.
- Балл Г. А. Об основных положениях и некоторых применениях теории познавательных задач// Вопросы психологии. 1984. N3. — С. 31 — 41.
- Балл Г. А. Методы оценки количественных характеристик задач// Программированное обучение. Киев, 1985. — вып.22.- С. 21 28.
- Балл Г. А. О системе основных понятий теории задач// Сб. Теория задач и способов решения. Киев, 1972.- С.57−69.
- Балл Г. А. Базовые понятия общей теории задач. Киев, 1979. — 72с.
- Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача»// Вопросы психологии. 1970. — N6. — С. 15 — 23.
- Бенерджи Р. Теория решения задач. М.: Мир. 1972.224с.
- Безрукова B.C. Педагогика. -Екатеринбург, 1993.-320с.
- Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы// Педагогика. 1997. — N2. -С. 14 — 20.
- Бирюков Б.В., Тюхтин B.C. О понятии сложности// Логика и методология науки. М.: Наука, 1967. — С. 218 — 225.
- Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 348с.
- Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. М.:Учпедгиз, 1954. — 231 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.- 414с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. -М.: Мысль, 1979. 191с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. — 230с.
- Вельтнер К. Информационно-психологический подход в педагогике // Зарубежная радиоэлектроника. М.: Советское радио, 1968. — N12. — С. 58 — 75.
- Верхола П.П. Экспериментальный метод определения затрат времени//Вестник высшей школы. 1977. — N 8. — С. 7578.
- Войтко В.И., Балл Г. А. Категория модели и её роль в педагогических исследованиях//Программированное обучение.-Киев, 1977. Вып.15 — 91с.
- Волков A.M. Структурно-функциональный подход к моделированию системы психики: гипотеза квантования основных переменных // Математическая психология: методология, теория, модели: Сб. статей. М.: Наука, 1985. — С. 50 — 73.
- Волкова М.В. Организация дифференцированного обучения старшеклассников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1997.-20с.
- Воробьёв Г. В., Малинин В. И. Измерение и оценка педагогических явлений и процессов // Советская педагогика.-1973. N 12. — С. 58 — 72.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика, 1992. 127с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150 с.
- Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М.: Мысль, 1985. — 215с.
- Гильбух Ю.З. Стандартизованная методика для оценивания и тренировки интеллектуальных способностей учащихся//
- Программированное обучение. Киев, 1975. — Вып.12. — С.2532.
- Гильманов Р.А. Измерение трудности учебных упражнений посредством моделирования процесса их выполнения : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1987. — 16с.
- Глушков В.М. Человек и вычислительная техника. Киев: Наукова думка, 1971. — 292с.
- Глушков В.М. Гносеологические основы математизации науки. Киев: Наукова думка, 1965. — 172с.
- Глушков В.М. Математизация научного знания и теория решений // Вопросы философии. 1978. — N 1. — С. 28 — 33.
- Гнеденко Б.В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе. 1991.- N 4. — С. 7 — 12.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., Педагогика, 1977. — 135 с.
- Груденов Я.И. Психолого дидактические основы методики обучения математике. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач. -Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1976. 327с.
- Гурова J1.JI. Исследование мышления как решения задач: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук М., 1976. — 47с.
- Гуревич К.М. и др. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 79с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1986. — 240с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. — N1. — С. 29 — 39.
- Данилов М.А. Умственное воспитание // Советская педагогика.- 1964. N12. — С. 70 — 86.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М. Н. Скаткина. М: Просвещение, 1982. — 319с.
- Дёмина В.В., Нагорнов Н. В., Соловьёв В. М. Индивидуальный подход как фактор совершенствования личности младшего школьника: диагностика, коррекция. Ульяновск, 1997. 191с.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста (на материале школьных учебников). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1969. — 171с.
- Джумаев К.К. Изучение задач как путь осуществления дидактических целей решения их в школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Душанбе, 1973. — 21с.
- Дункер К. Качественное исследование продуктивного мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. -С.15 — 21.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Ермолаева Н.М., Леонтьева М. Р. О совершенствовании методических пособий по математике // Математика в школе. -1986. N 1. — С. 19 — 23.
- Загвяэинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.55.3ак А. З. Различия в мышлении детей. М.: РОУ, 1992. — 127с.56.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа. — 1996. — 432с.
- Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары, 1997. — 252с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 142 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.49бс.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964 — 248 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 288 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.:3нание, 1990. — 47с.
- Калмыкова З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
- Калмыкова З.И. Как организовать психолого педагогический эксперимент в школе. — Калинин, 1961. — 19с.
- Канатов А.И. Обучаемость взрослых в зависимости от развития их мышления: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1986. 1бс.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Кодак Н. Об умственном воспитании школьников// Народное образование. 1972. — N9. — С. 117 — 127.
- Коган Т.Л. Один способ получения количественной оценки решения задач. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. -М.: НИИС и МО АПН СССР, 1976. С. 136 — 138.
- КОЛЯГИН Ю. М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1977. — 55 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1977а. — ч. 1. — 110 с.
- Колягин Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и системно-педагогическом аспекте и его приложения в педагогике математики//Роль и место задач в обучении математике. Вып. 1, р.1,2 М., 1973. — 234с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в двух томах. т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
- Кондратенко Г. Н., Роэенберг Н. М. Исследование обучающей программы с несколькими уровнями сложности // Программированное обучение. Вып. 12. — Киев, 1975. — С. 10 — 15.
- Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» // Проблемы передачи информации. -М., 1965. Т. 1, вып. 1. — С. 3 — 11.
- Костюк Г. С., Балл Г. А. Категория задачи и ее значение для психолого педагогических исследований//Вопросы психологии, 1977. — N 3. — С. 5 — 9.
- Костюк Г. С., Балл Г. А. Основные понятия «заданного подхода» и их использование в исследовании учебной деятельности //Программированное обучение. Киев: Вища школа, 1977. — Вып. 14. — 102с.
- Крсманович М. Методы исследования удобочитаемости учебных текстов // Проблемы школьного учебника. 1974. -Вып. 2. — С. 108 — 220.
- Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе. М.: Издательство Московского государственного педагогического института, 1985. — 117 с.
- Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению математических задач: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1993. — 54с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1967. -57с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
- Крутецкий В.А., Балбасов Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебное пособие. М.: Прометей, 1991. — 109 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. -336 с.
- Кулыкина Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов, 1997. — 22с.
- Лебедева В.М., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего обучения // Педагогика, 1996, N6. — С. 25 — 41.
- Левин В.И. Проблемы педагогических измерений. М.: МГПИ, 1984. — 123с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-Издание 4-е. М.: Издательство Московского университета, 1981. — 584с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избран. психол. сочин. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 317 с.
- Леонтьева М.Р., Суворова С. Б. Упражнения в обучении алгебре М.: Просвещение, 1985. — 185 с.
- Лепик М.А. Факторы сложности типовых текстовых задач: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тарту, 1989. — 17с.
- Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках.-М., 1970. N 1. — С. 86 — 91.
- Лернер И.Я. Критерии сложности некоторых элементов учебника // Проблемы школьного учебника М.: Просвещение, 1974. вып. 1. — С. 47 — 59.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.:Просвещение, 1982. — 191с.
- Лернер 1/1.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика 1996. — N 2. — С. 7 — 11.
- Лернер 1/1.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980. 183с.
- Лимантов Ф.С. Лекции по логике вопросов. Ленинград, 1975. 112с.
- Ли Фэн Кэй Психологические особенности развития математического мышления у младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 17с.
- Лукина Л.А. Информационная емкость геометрических задач как средство математического развития учащихся // Актуальные проблемы обучения математике в школе и институте. Саранск, 1993. -С.61.
- Лукина Jl.А. Возможности уровневой дифференциации домашней работы учащихся по математике//Вопросы методики преподавания математики и информатики. Ульяновск, 1994. — С. 72−81.
- Лукина Л.А. Изучение критериев уровневой дифференциации на спецкурсе по МПМ //Подготовка учителей математики в педвузах в условиях профильной и уровневой дифференциации обучения в школах. Елабуга, 1994. — С.112.
- Лукина Л.А. Информационная емкость задач как средство рейтинга учащихся в процессе формирования вычислительных навыков //Развивающее обучение математике в средней школе. Ульяновск, 1996. — С.27.
- Лукина Л.А. Сущность проблемы информационной емкости задач и ее состояние на современном этапе//Проблемы учебно методического обеспечения учебного процесса. — Москва-Рязань, 1991. -С.119.
- Лукина Л.А. Некоторые параметры сложности геометрических эадач//Психолого-педагогические основы преподавания математических дисциплин в пединституте. Обучение и развитие. Ульяновск, 1991. — С.152.
- Лукина Л.А. Совершенствование подготовки студентов к управлению познавательной деятельностью учащихся в процессе решения задач // Подготовка учителя математики в условиях реформы средней и высшей школы. Ульяновск, 1989. — С. 93 — 101.
- Лукина Л.А. К вопросу об управлении познавательной деятельностью учащихся // Проблема профессиональной подготовки специалистов на этапе ускорения НТП. Кировоград, 1989 — С. 135 -136.
- Максимов В.Г. Программа подготовки учителя воспитателя к профессиональной диагностической деятельности.1. М., 1993. 82с.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.-М., 1994. 35с.
- Марченко Е.К. Методы квалиметрии в педагогике. М.: Знание, 1979. — 33с.
- Мастерман М.Г. Тезаурус в синтактике и семантике // Математическая лингвистика/ Под ред. Шрейдера Ю. А. М.: Мир, 1964. — 215с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1973. — 208 с.
- ПЗ.Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Знание, 1977. — 44 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища школа, 1987. — 224с.
- Пб.Машбиц Е. И. Психологический анализ учебной задачи // Советская педагогика. 1973, N 2. — С. 5−8.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 218с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая математика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. ин-ов /В.А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Санницкий. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 367 с.
- Методика статистической обработки результатов педагогических измерений: Методические рекомендации. Сост. И. А. Ефремова, О. Б. Логинова. М.: НИИС и МО АПН СССР, 1985. — 59с.
- Мизинцев В.П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Южно-Сахалинск, 1987. — 39с.
- Микк Я.А. Методика измерения трудности текста // Вопросы психологии, 1975. № 3. — С. 147 — 155.
- Микк А.Я. Теория измерения и оптимизации степени сложности учебного материала в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1982. 34с.
- Нагорнов Н.В. Развитие познавательной активности младших школьников. Ульяновск, 1991. — 14с.
- Нагорнов Н.В. Система учебно-воспитательной работы начальной школы/Педагогическая наука-реформе школы/. Ульяновск, 1993. — 144с.
- Никитин В.М. Целостность педагогического процесса. -М., 1994. 103с.
- Овчинников В.Г. Тезаурус и некоторые методы его построения. НТИ, М., 1966. № 8. — С. 24 — 28.
- Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития)/ Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулягиной. М.:Педагогика, 1986. 208с.
- Павлов Ю.В. Статистическая обработка дидактического эксперимента: Измерение и оценка знаний. М.:3нание, 1977. — Вып.2 — 41с.
- Паламарчук В.Ф. Дидактические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. Киев, 1984. — 47с.
- Панько В.П. Умственное воспитание в процессе обучения Н Советская педагогика. 1986.- N 4. — С. 68 — 71.1340 внесении изменений и дополнений в законе Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996, -64с.
- Паркер Роуде А. Ф., Уордли С. Применение тезаурусн-го метода // Математическая лингвистика. — М.: Мир, 1964.-156с.
- Педагогика/ Под ред. Р. Найнера, Ю. К. Бабанского. -М.:Педагогика, 1984. 285с.
- Педагогическая энциклопедия.- Т.З./Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 786с.
- Педагогическая энциклопедия.-Т.4./Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 911с.
- Педагогический словарь.-Т.2./ Под ред. И. А. Каирова.- М.: АПН СССР, 1960. 766с.14 0. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Т.1. — М.: Педагогика, 1981. — 172с.
- Пехлецкий И.Д. Структурно-количественный анализ как аппарат дидактических исследований. (Пед. мат. аспект): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. — Пермь. 1987. — 42с.
- Пехлецкая А.Н. Параметры сложности математических текстов. Пермь: Издательство Пермского педагогического института, 1972.- 30с.14 3. Пехлецкая А. Н., Пехлецкий И. Д. Оценка сложности учебных математических текстов. Пермь, 1982. — 40с.
- Пехлецкая А.Н. Количественные оценки сложности учебного текста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. JI., 1975.- 18с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.432с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144с.
- Пономарев Я.А. Психологический анализ решения задач // Вопросы психологии. 1977. — № 3. — С. 21 — 26.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся/ Под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. — 207с.
- Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников/ Под ред. А. М. Матюшкина. М.: АПН СССР, 1985. — 160с.
- Проблема педагогических измерений: Межвузовский сб.науч.тр. Отв. Ред. В. И. Левин. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — 123с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Математика. М.: Просвещение, 1991. — 127с.
- Пруха Я.Г. К-разработке параметров сложности учебного текста // Проблемы школьного учебника. 1985. — Вып.15. — С. 143 — 164.
- Психологические критерии качества знаний школьников/ Под ред. И. С. Якиманской. М.: АПН СССР, 1990. — 142с.
- Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей/Под ред. Кру-тецкого В.А. М.: Моск. гос. пед. ин-т, 1982. — 110с.
- Психологические критерии количества знаний школьников: Сб. науч. тр.// АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. Под ред. И. С. Якиманской М.: АПН СССР, 1990. — 142с.
- Пудалов И.Г. Исследование проблем измерения дидактического объема учебного материала: Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 1979. — 19с.
- Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — С. 61 — 64.
- Развитие учащихся в процессе обучения. Под редакцией Л. В. Занкова М., 1963. -г31с.
- Рахимов А.В. Формирование творческого мышления: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1993. — 43с.
- Рейтман У.Р. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов .- М.: Мир, 1968. 400с.
- Родионов А.С. Структурное моделирование как метод учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1977. — 16с.
- Романов К.М. Мышление как структура межличностного познания: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1996. — 25с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной. деятельности школьника. М.: АПН РСФСР, 1962.-115с.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. -М.: Просвещение, 1995. 240 с.
- Скаткин М.Н. О проблематике исследований по дидактике// Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1969. — вып.13. — С. 70 — 75.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика. 1984. — 96 с.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. Киев: Радяньска школа, 1983. — 192с.
- Современная дидактика: Теория практике/Под ред. И. Я. Лернера., И. Я. Журавлева — М.: ИТПИМИО, 1994 — 288с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М. :Педагогика, 1986. — 136с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984.472с.
- Coxop A.M. Информационные аспекты решения задач// Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1980. — N 1 — С. 7 — 9.
- Сохор A.M. К вопросу об управлении решением познавательных задач// Вопросы педагогики высшей школы и частных методик. 1979. — Вып. З — С. 68 — 76.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала.- М.: Педагогика, 1974. 190с.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Мн.: Высш. шк., 1986. — 404 с.
- Суннатова Р.И. Возрастные и индивидуальные особенности прогнозирования в процессе решения задач учащимися: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1986. — 19с.
- Сухотин А.К. Гносеологический анализ емкости знания.- Томск: Издательство томского университета, 1968. 204с.
- Талызина Н.4>. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МТЧ, 1969. — 304с.
- Торхова А.В. Поисковые задачи как средство воспитания познавательной самостоятельности учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Мн., 1992. — 1бс.
- Турбович Л. Т. Информационно семантическая модель обучения. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. — 178с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
- Урсул А.Д. Сложность, организация, информация// Философские науки. 1968. — N 3. — С. 28 — 31.
- Учебный материал и учебные ситуации: психологические аспекты// Под ред. Костюка Г. С., Балла Г. А. Киев: Радянь-ска школа, 1986. — 143с.
- Ушаков К.Н. Взаимосвязь сложности и трудности учебного текста как его дидактическая характеристика: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1987. — 18с.
- Ушаков К.М. Сложность и трудность учебного текста и проблемы их взаимосвязи //Сб. научных трудов НИИ ОП АПН СССР.- М., 1981. С. 74. Деп. в НИИ ОП АПН СССР. — N 35−81.
- Ушаков К.М. О критериях сложности учебного материала школьных предметов//Новые исследования в педагогических науках. М.:АПН СССР, 1980. — N 2 — С. 33−35.
- Ушинский К.Д. Собр. сочинений, т. 6 -М.: АПН РСФСР, 1949. 245с.
- Федосенко Т.Б. О проблеме упражнений в учебниках математики// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1983. — вып.12. — С. 79 — 89.
- Философская энциклопедия в пяти томах. Т. 4. -М.: Сов. энциклопедия, 1962. — 576с.
- Физический энциклопедический словарь. Т.2., Е — Литий. — М., 1962.
- Фридман Л.М. Дидактические основы применения задач в обучении: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1971. -57с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. Пер. с нем.: Под ред. Н. Я. Виленкина. М.: Просвещение, ч.1, 1982. — 208с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. Пер. с нем.: Под ред. Н. Я. Виленкина. М.: Просвещение, ч.1, 1982. — 208с.
- Фридман Л.М., Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977 — 207с.
- Хайкин А.В. Понятийное мышление: эволюционно-исторические и функциональные аспекты: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1993. — 17с.
- Цетлин B.C. Дидактические требования к критериям сложности учебного материала новые исследования в педагогических науках. — М.: Педагогика, 1980. — N 1 — С. 30 — 33.
- Цетлин B.C. Доступность и трудность в обучении. -М.: Знание, 1984. 79с.
- Чернова Н.А., Чибисова A.M. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1993. — 104с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. — 189с.
- Шабанова М.В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Шапоринский С.А. Проблема сложности учебных производственно-технических задач. Сообщение 1: Общие факторы сложности // Новые исследования в педагогических науках. N1 (31) — М., 1978. — С. 41 — 44.
- Шрейдер Ю.А. Некоторые проблемы теории научной информации// НТИ, 1966. N 6. — С. 17 — 24.
- Шрейдер Ю.А. Характеристики сложности структуры текста// НТИ, М., 1966. N 7. — С. 34 — 42.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1994. — 198 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: Автореф. дисс.. д-ра. психол. наук. М., 1995. — 53с.
- Эрдниев Б.П. Использование матриц в логической систематизации учебного материала. Киев, 1978. — 174с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 216с.
- Ярославский М.И., Верхола А. П. Логико психологические компоненты выполнения учебных заданий// Программированное обучение. — Киев: Вища школа, 1987. — Вып. 24 — С. 24 -30.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — N 2. — С. 55 — 64.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. -N2. — С. 31 — 42.
- Яковлев И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш.-Чебоксары, 1959. 144с.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности.-М.: Флинта, 1997. 224с.