Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации
Анализ проблем гуманизации воспитания содержится во многих исследованиях. Если до последнего десятилетия исследования касались воспитания гуманности (гуманистических отношений, чувств, убеждении) у школьников (студентов) различного возраста и в различных условиях (в семье, в процессе изучения тех или иных предметов, в процессе перевоспитания, в условиях школы-интерната, в классном коллективе и т…
ДиссертацияФормирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе
На учебно-репродуктивном этапе формирования инновационной методической культуры учителя индивидуальный электронный методический портфо-лио имел вид рабочей тетради, в который в электронном виде заносится информация, полученная студентом на лекциях, практических занятиях в вузе и в процессе самостоятельной учебной работы, выполнения заданий наставника по самостоятельному поиску инновационных идей…
ДиссертацияЭстетическое воспитание школьников средствами краеведения: На материале Республики Дагестан
В повышении научного уровня в образовательно-воспитательной деятельности школьников большое значение имеет краеведение, которое в ® настоящее время прочно вошло в систему педагогического образования школы. Прежде всего, это выражается в том, что изучение национальной культуры, памятников истории и искусства являются объектами краеведческой деятельности, связанные с историческими событиями в жизни…
ДиссертацияФормирование у студентов технического вуза призвания к профессии инженера
При анализе учебно-воспитательного процесса, профессионального опыта в процессе исследования было выявлено, что при формировании призвания к профессии инженера необходимо формировать личность студента в процессе включения его трудовую деятельность, стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней, открывать перспективу роста студента, опираться…
ДиссертацияФормирование организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке современного педагога-музыканта
Методы исследования базировались на специфике предмета — процессе формирования организационно-управленческой культуры педагога-музыканта, что определило необходимость использования комплекса методов — теоретических, включающих в себя: изучение и анализ широкого круга научных источников в области философии, культурологии, социологии, психологии, общей педагогики и педагогики в сфере музыкального…
ДиссертацияФормирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией
Для разработки содержания и методики специальных занятий, направленных на формирование пространственных представлений и навыков практической предметно-пространственной ориентировки у данной группы детей необходимо изучить особенности их ориентации в пространстве на уровне предметно-практической деятельности. Это особенно актуально применительно к специфике характера зрения у детей с косоглазием…
ДиссертацияДидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования
О. Г. Прикот, В.И.Сопин) и местный педагогический опыт позволяют констатировать, что в практике начального профессионального образования продолжают доминировать традиционные методы и средства обучения. Несмотря на определенный теоретический уровень разработанности этой проблемы, внедрение НИТО в практику работы профессиональных учебных заведений происходит медленно. Причинами этому является…
ДиссертацияФормирование поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил конкретизировать содержание понятия поликультурной компетентности будущих педагогов, которое заключается в опыте их толерантных отношений к многокультурному обществу и взаимоотношений, проявляемых как диалог культурэмоциональной устойчивости к культурным отличиямготовности к ценностному отношению к другомуспособности…
ДиссертацияКомпьютерное моделирование в изучении физических основ электромагнитных явлений в курсах общей физики и специальных дисциплин технического вуза
Реализация перечисленных возможностей особенно актуальна в отношении изучения электромагнитных явлений. Во-первых, потому, что они относятся к категории непосредственно ненаблюдаемых физических явлений и усвоение сути этих явлений происходит на основе модельных представлений о них. Во-вторых, опыты с электродинамическими объектами содержат потенциальную опасность поражения электрическим током…
ДиссертацияИнновационные подходы к обучению истории умственно-отсталых школьников
Экспериментальное обучение по программе «Мир истории» подтвердило целесообразность выбора содержательных линий программы, т.к. они способствуют развитию у умственно отсталых школьников более или менее системных представлений об окружающем мире, фундаментальных исторических понятиях, развивают интерес к дальнейшему изучению истории. В этом мы убедились во время проведения итогового тестирования…
ДиссертацияЛичностно-профессиональная направленность эстетического образования в процессе подготовки учителя начальных классов
Методы и база исследования. Использовался комплекс методов: теоретические (анализ философско-эстетической, психолого-педагогической литературы), эмпирических (анкетирование, беседы, тестированиеизучение и обобщение педагогического опыта, включенное и опосредованное наблюдение), моделирование, педагогический формирующий эксперимент. Использовались модифицированные автором методики измерения…
ДиссертацияМетодические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе
Исключительно важную роль отводят исследовательской деятельности как эффективному средству активизации учебного познания при обучении математике и современные педагоги-математики А. Д. Александров, А. К. Артемов, Л. И. Груденов, В. А. Гусев, В. А. Далингер, М. И. Зайкин, Т. А. Иванова, В. И. Крупич, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, А .Я. Цукарь и др. Проблемам организации исследовательской…
ДиссертацияРазвитие аксиологического потенциала личности будущего учителя
Положение о необходимости развития аксиологического потенциала будущего учителя как сложного динамического образования, определяющего его сущностные силы, не может быть дополнено лишь тезисом о важности его приобщения к ценностям, направленность на которые составляет его ценностные ориентации, задающие критерии для оценки как социально-психологических и социально-педагогических явлений…
ДиссертацияРазвитие информационно-коммуникативной культуры учащихся основной школы в процессе изучения естественных дисциплин
Методологическими основаниями настоящего исследования являются культурологический и личностно-деятельностный подходы, позволившие сформулировать его ключевые идеи. Современное постиндустриальное (информационное) общество обусловило выделение новой составляющей базовой культуры человека — информационно-коммуникативной. Современные науки в понимании культуры выделяют несколько направлений…
ДиссертацияРазвитие креативной личности старшеклассников средствами педагогики сотрудничества
На основе анализа теоретических и экспериментальных данных было осуществлено следующее: разработана модель развития креативной личности учащихся старших классов на основе обеспечения субъект-субъектных отношений участников образовательного взаимодействия в школе, состоящей из следующих составляющих: содержание принципов развития креативной личностиорганизационно-педагогические условия развития…
ДиссертацияПрофессионально-ориентированное обучение английскому языку студентов младших курсов юридических факультетов
В теоретическом плане исследование направлено на доказательство того, что обучение английскому языку студентов младших курсов юридических факультетов в виде основной цели преследует развитие у них необходимой и требуемой профессиональной компетенции. Достижение этой цели обусловлено разработкой специальной методики обучения общению и работы с текстами в профессиональных ситуациях, на что…
ДиссертацияРазвитие социальной зрелости студентов педагогического вуза
Актуальность исследования. В связи с происходящими в стране социально-экономическими процессами, социум претерпевает радикальные изменения. Смена приоритетов привела к кризисным явлениям во всех областях жизни, в том числе и в образовании. Имеющийся в педагогике опыт социального развития подрастающего поколения не всегда срабатывает в современном социуме. Об этом свидетельствует анализ подготовки…
ДиссертацияРазвитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения констатирующего эксперимента и пробных (пилотажных) исследований в шести военных академиях и военных училищах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Благовещенск), трех воинских частях (МВО, При ВО) и формирующего эксперимента в М ВОКУ, ВА имени М. Ф. Фрунзе, Военном университетепутем информирования научной…
ДиссертацияПедагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки
Многочисленные исследования педагогов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, O.A. Апраксина, В. К. Белобородова, H.A. Ветлугина, Е. Я. Гембицкая, H.JI. Гродзенская, В. В. Емельянов, Е. М. Малинина, К.Ф. Никольская-Береговская, Т. Н. Овчинникова, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова, В. Н. Шацкая и др.) указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Исследователи…
ДиссертацияПедагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности Молодежных образовательных центров
По мнению ученых (Г.Н. Волков, А. Н. Вырщиков, З. Т. Гасанов, М. А. Горбова, В. В. Дранишников, И. М. Ильинский, В. А. Караковский, Ю. В. Квятковский, Н. М. Конжиев, Б. Т. Лихачев, А. Д. Лопуха, В. И. Лутовинов, Н. Д. Никандров Т.И. Петракова, Ю. В. Троицкий, Г. Н. Филонов и др.), в молодежной среде происходили атрофия чувства патриотизма, потеря национального достоинства, размывание традиционных…
ДиссертацияПедагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана
Проблема приобщения детей к культуре разных народов изучается многими исследователями. Часть авторов занимается проблемой знакомства детей дошкольного возраста с культурой разных народов (Т.Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, Н. В. Кагуй, Э.К. Суслова) — другие разрабатывают вопросы приобщения к национальной культуре младших школьников (Ф.Г. Газизова, Н. А. Лызлова, Р. Ш. Маликов, Г. М. Синдикова, Р…
ДиссертацияПедагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки
В графической подготовке множественность решений задается тем, что признаки формы в условии задачи даются не полностью и результат решения содержит определенный класс объектов или деталей (множество) в определенных пределах. Этот подход позволяет студенту, во-первых, проявлять собственные эвристические способности, а не действовать по образцу, во-вторых способствует формированию понятий о форме…
ДиссертацияСовершенствование профессионально-речевой культуры преподавателя в системе повышения квалификации
Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности представляют собой совокупность знаний, умений и навыков, степень владения которыми определяет понятие педагогического мастерства.2.Анализ потенциальных и реальных компонентов процесса выступления перед аудиторией позволяет выделить необходимые педагогу знания, умения и навыки: • знание сущности процесса выступления, социально…
ДиссертацияПедагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении
Актуальность проблемы и темы исследования. Происходящие в России социально-политические и социально-экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социальной стабильности ребёнка. Резкое сокращение сети дошкольных учреждений обусловило серьёзные социально-педагогические проблемы, в частности, нарушение конституционного права родителей…
ДиссертацияРеализация принципов личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной подготовке в профколледже
Решение проблемы видится в личностно—ориентированной организации учебного процесса студентов-первокурсников. Опираясь на мнение теоретиков и практиков педагогики, которые считают, что личностно-ориентированное обучение (ЛОО) должно рассматриваться в контексте развития образовательных систем, мы исследовали возможность организации общеобразовательной подготовки студентов колледжа на принципах ЛОО…
ДиссертацияРечевое развитие умственно отсталых учащихся старших классов в процессе обучения русскому языку
Позитивные изменения, произошедшие под влиянием целенаправленного педагогического воздействия в речевом развитии умственно отсталых старшеклассников, свидетельствуют о возможности и необходимости широкого использования разработанной нами системы в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Экстраполяция разработанной нами концепции речевого развития умственно отсталых учащихся…
ДиссертацияРефлексивный анализ решения учебных задач как средство развития умственной самостоятельности учащихся
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Особо подчёркивается в указанном документе, что учащиеся основной школы должны…
ДиссертацияПодготовка педагогов в системе последипломного образования к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки
Логика дальнейшего изучения проблемы потребовала обращения к понятию «готовность педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки». Было установлено, что готовность педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки представляет собой интегративное личностное образование, включающее: мотивационную направленность педагога…
ДиссертацияОбучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников
Обучение чтению может выступать в качестве необходимого компонента логопедических занятий, что статистически подтверждено в ходе сопоставительных исследований: Число заикающихся дошкольников, достигших основного критерия эффективности — полной адаптации в микрои макросоциуме, — втрое выше среди тех, кто проходил курс лечения, включающий обучение чтению, по сравнению с заикающимися детьми…
ДиссертацияПрименение инновационных технологий как средство активизации обучения студентов в вузе
Следующие группы целей, ориентирующих на формирование умений профессиональной коммуникативности, реализуются в ролевых играх с опорой на ситуации профессионального общения. Данный этап обучения языку специальности в аспекте формирования профессиональной коммуникативности студентов, главным образом, сводится к рефлексии на языковым опытом обучаемых. Эта рефлексия, носящая осознанный характер…
Диссертация